Купить мерч «Эха»:

4 минуты с театром - 1999-09-16

16.09.1999

Артист - это не только диагноз. Артист - это характер, оснащенный железной волей, лошадиным здоровьем, стальными нервами. В общем, чистые руки, горячее сердце, холодная голова. И непомерное тщеславие. Формула "Быть Знаменитым Некрасиво" в этом случае срабатывает с точностью до наоборот. Все ведущие мировые знаменитости в той или иной степени соответствуют данному набору характеристик, входных данных. Но как прекрасны исключения!

Рыжая, конопатая, курносая, угловатая девочка - с улыбкой Буратино и прямыми волосами, затянутыми в хулиганский хвостик на макушке - такой предстала Ирина Муравьева на сцене Центрального Детского Театра, в студии которого она добросовестно отучилась. "Сказка о четырех близнецах" пользовалась неимоверным успехом у маленьких зрителей , спектакль был не раз показан по центральному телевидению - мальчики влюблялись в озорную Бонку, а девочки - в четырех близнецов, в исполнении обаятельного Александра Бордукова. Удел артистки детского театра - абсолютная предсказуемость карьерных ступеней - от девочки через маму к бабушке . Все роли расписаны вплоть до гражданской панихиды. Никаких неожиданностей. Ирина Муравьева такой участи не пожелала, и успешно снявшись в кино , отправилась по приглашению главного режиссера в столичный академический Театр имени Моссовета, славный с одной стороны своими золотыми именами - от Завадского и Плятта до Марецкой и Раневской, а с другой стороны - необычайно чутким партийным руководством в лице парторга товарища Шапошниковой. Театр Моссовета умело балансировал между бездной таланта и бездной генеральной линии ответственного руководства, учитывая пожелания капризных звезд и министерских комиссий. Это было трудно - но так жили все, стараясь не нарушать сложившихся десятилетиями традиций. Муравьева пришла на роль Грушеньки к "Братьям Карамазовым" . Для амплуа смешной девчонки это был шаг весьма и весьма рискованный - в ней ничего не было от женщины вамп , от роковой красавицы, у ног которой валяются все разнокалиберные братья во главе с папашей, но светлые глаза ее неожиданно потемнели, тембр голоса резко понизился, появилась демоническая хрипотца, раскидистый свободный смех и покровительственная насмешливость во взоре. Безусловно, это была этапная работа большой артистки - разительно отличаются друг от друга Муравьева экранная и Муравьева театральная - такого масштаба ролей в кино ей до сих пор никто не предложил. Театр Моссовета тоже проявил признаки полной бесхозяйственности по отношению к своему дорогому товару и ничего , кроме ожидания актрисе не предложил. Он ушла. В никуда - вернее в семью - к мужу, к сыновьям, к тихому домашнему уюту. Не хватило тщеславия - не умела скалить зубы и пускать в ход локти. Не любила отрицательные роли - особенно после дурацкой пьесы в стихах на злобу дня - кажется, она называлась "Цитата". Ей казалось, что мерзкие проявления ее героини прилипают к ее коже и незаметно просачиваются внутрь. Стало как-то не по себе . И может, ну ее вообще - эту беспощадную профессию, которая сжирает тебя и снаружи и изнутри. Никаких тусовок, никаких светских выходов, никаких журналистов - и улыбаться перестала, почти по Ахматовой - но это восхитительное вдруг ! - Вдруг Юрий Соломин сделал предложение, от которого в принципе можно было отказаться - но вдруг, ей Богу - вдруг это та самая судьба, которая идет по следу и в нужный момент в нужном месте походит вплотную и толкает в спину, провоцируя - давай, прыгай! Всегда есть возможность сделать вид, что ты этого не заметил и, слегка покачнувшись, продолжить накатанный путь, не ввергая себя в пучину страстей и сомнений А можно рискнуть. Муравьевой хватило дерзости рискнуть. На сцене Малого театра она неожиданно так прижилась, будто родилась среди этой позолоты и бархата, уверенно и уютно вписавшись в классический репертуар , где для актрисы такого уровня просто раздолье! Гурмыжская, Аркадина, Раневская - сочные женщины, Мечты! Мораль - бог с ним , с тщеславием - интуиция - вот повелительница удачи. Не правда ли ?


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024