Купить мерч «Эха»:

О Михаиле Ефремове - 4 минуты с театром - 2005-10-14

14.10.2005

Родившись в эпоху “Современника”, в семье людей выдающихся, если не сказать, великих ( Олег Ефремов – отец, Алла Покровская – мать, Борис Покровский – дед) – он, вероятно, еще в утробе матери, впитал в себя черты романтического поколения “шестидесятников” и освободиться от этого наследия так и не смог до сих пор. Уже не мальчик. Уже не скажешь – “сын”. Уже сам многажды отец. И тем страннее узнавать в нем те самые ефремовские глаза с “гусиными лапками” морщинок от чрезмерной улыбчивости, ту самую ефремовскую улыбку – обезоруживающую и какую-то ребеночью, узнавать ефремовские жесты - эту рубящую воздух ладонь во время жарких споров, и походку – чуть морскую, вразвалочку, и умение рассказывать анекдоты и смешные истории – в лицах, в интонациях, с неизменным открытым смехом в финале. И так хочется, чтоб ему так же повезло – попасть в нужное время и место, угадать в себе лидера, вытащить свой счастливый билет и ломиться сквозь стены с упорством и отчаянием, что свойственно людям исключительного таланта и целеустремленности. Но судьбу свою Михаил Ефремов с каким-то особым сладострастием ломал об колено не раз. Сниматься в кино начал еще ребенком ,на сцену прославленного МХАТа выходил в детских ролях .Легко поступил в школу- студию МХАТ и легко же вылетел оттуда в ряды Советской Армии, после чего в институт все-таки вернулся. Его настоящий кинодебют ( Дубровский в одноименном фильме) общественность и критика не оценили, требовали от него большего и окончательно повесили на него ярлык “мальчик-мажора”. И тогда появился “Современник-2” . Кто мог возглавить коллектив с таким амбициозным названием? Конечно же, он – Ефремов-2! На малой сцене “Современника” они просуществовали недолго - при достаточно ярких, вызывающих спектаклях ( как, например, сценическая версия романа Юрия Олеши “Зависть”), имея в качестве аванса публичное благословение и материнскую заботу Галины Борисовны Волчек, они все равно развалились. То ли от лени, то ли от излишней самонадеянности. Михаил Ефремов вернулся в не очень гостеприимный МХАТ, с переменным успехом играл роли текущего репертуара ( от Треплева до Чацкого), успел сыграть свою, на сегодняшний день, лучшую театральную роль – Отто в спектакле “Последняя ночь Отто Вейнингера” и поставил жирную “мхатовскую” точку своим режиссерским манифестом – спектаклем “Злодейка, или Крик Дельфина”. ”Злодейка” – первый опыт тусовки, междусобойчика . Ефремов-2 стал первооткрывателем этого жанра, ныне столь популярного как в театральной, так и в киношной среде. Объединив под одной крышей и под единой идеей всех своих товарищей – и художника Евгения Митту, и драматурга Ивана Охлобыстина, и музыканта Гарика Сукачева, и артистов Сергея Шкаликова и Евгению Добровольскую, Ефремов-2 изобрел “поколенческий” стеб, понятый и принятый московской богемой 80-тников. Разломанное поколение, чья юность пришлась на пик застоя, а начало зрелости смелось танками девяностых, получило, наконец, право на голос. Циничные, насмешливые, отвязные, раздавленные новым временем, хорошо образованные, начитанные, напичканные “самиздатом” последние выпускники советской эпохи вынырнули из своих подполий и кухонь, и заговорили на своем языке, открытом их товарищем и соучастником Михаилом Ефремовым, унаследовавшим от своего гениального отца талант идеолога ( что на “новоязе” значит – креативщика).

Очень хочется увидеть его в Роли – большой, главной и значимой. Его всегдашние удачи – это характерные персонажи второго плана, у которых есть все шансы выйти на план первый. В нем удачно сочетаются юмор и боль, шутовство и отчаяние, пофигизм и жажда справедливости. И своих самых важных слов он еще не сказал, хотя давным-давно их сформулировал – просто их произносят другие.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024