Купить мерч «Эха»:

Обратная сторона луны (“Затмение” в Ленкоме) - 4 минуты с театром - 2006-01-13

13.01.2006

Спектакль по культовому роману Кена Кизи ‘Над кукушкиным гнездом’ должен был появиться в России. В Советской России. Собственно говоря ,в Советской России он и появился .И ничуть не опоздал – только не всеми опознан, потому что “эзопов” язык мы понимать разучились, а ясность формулировок уже не в моде.

История о свободолюбивом “мачо”, решившим пересидеть тюремный срок в психушке, и из этой психушки не выбравшимся – уже только кажется историей вчерашнего дня. Режиссер Александр Морфов и исполнитель главной роли Александр Абдулов сознательно или случайно обнажили главную проблему современного уклада жизни – мы вновь сбиваемся в стада - со скоростью и готовностью сталинских соколов .Что ли уже всеобщую мобилизацию объявили?

Макмерфи Александра Абдулова – человек, для которого свобода – что-то вроде житейской вредной привычки. Свобода курить, где хочешь, спать, когда хочешь, смотреть телевизор, когда хочешь, выпить-закусить, пошутить-матюгнуться - все эти нехитрые прелести вряд ли стоит считать его личными завоеваниями – это скорее его выбор. Человек не слишком молодой, цвет растрепанных волос которого яростно борется с наступающей с висков сединой, давно и сознательно строит свою судьбу только по ему понятным законам. Человек, умеющий принимать решения и выше прочих свобод ценящий абсолютную независимость. У него нет биографии - мы не знаем, есть ли и были ли у него семья, дети, образование, работа, родина…Кажется, какая-то война была позади – тут на выбор можно поставить любую – с войнами у нас проблем нет. Бабы его обожают - мужские повадки, которым он обучает девственника Билли, как и упоминаемый им “мужской запах” – это отнюдь не теория, это его натура, что он не раз убедительно доказывает. Он лидер-неформал, он душа компании, он опасен в драке и в азартных играх, он обаятелен, великодушен …Макмерфи- Абдулов устраивает настоящую “елку в сумасшедшем доме”, вовлекая в этот заразительный вихрь правонарушений всех обитателей печального дома скорби, включая хроников и санитаров. Это бешенство риска, кажется, излечивает душевно больных и насмерть поражает душевно здоровых в белых халатах, особенно главную медсестру Речид (Анна Якунина). А дальше – на свободолюбивого мачо обрушивается удар за ударом ,вплоть до лоботомии и превращения в слюнотекущий овощ ,бессмысленное существование которого прерывает молчаливый индеец путем удушения бывшего героя больничной подушкой. Ни Абдулов, ни Морфов не вступают ни в какое соревнование с фильмом Милоша Формана и с гением Джека Николсона. Они играют на другом поле – на нашем .У нас своя история психушек и лоботомий .У нас своя история взаимоотношений пациентов психиатрических больниц с медперсоналом. У нас свои профессора с кафедр судебной медицины. И свои срока. И свои поводы для объявления здорового сумасшедшим .У нас свои добровольцы и свои стукачи .И белый кафель, и мертвенный неоновый свет и растерянный сломленный человек с посеревшим от страха лицом – человек ,еще вчера казавшийся всесильным и непобедимым ,еще вчера смеявшийся над узаконенными правилами и над идиотами ,эти правила охранявшими. Маленькая модель до боли знакомого мира, безжалостно выстроенная на сцене Ленкома, оказывает на зал какое-то гипнотическое действие – переход от дружного смеха к дружному оцепенению столь стремителен, что кажется неправдоподобным. И может быть, поэтому цветы к ногам артистов валятся с особенным облегчением. Так после ночного кошмара со слезами счастья оглядываешь родные стены .Ведь это был только сон!

Ленкомовские актеры не умеют играть просто сюжет – или в данном случае просто диагноз. Их персонажи многомерны и узнаваемы – причудливая мозаика людских характеров складывается в уникальный актерский витраж-оркестр со своими увертюрами ,кульминациями и кодами. Александр Сирин (Хардинг),Сергей Степанченко (Вождь),Сергей Фролов(Билли)Виллор Кузнецов(Скэнлон),Андрей Леонов(Чезвик)Иван Агапов(Мартини) – хочется перечислить всех, потому что в этом спектакле нет ни эпизодов, ни проходных ролей, ни бессловесных персонажей.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024