Купить мерч «Эха»:

Женское правление и феминизм - Русская провокация - 2018-04-28

28.04.2018
Женское правление и феминизм - Русская провокация - 2018-04-28 Скачать

С.Белковский

Доброй субботы, дорогие друзья! Это специальный проект «Белковский ТВ» для радиостанции «Эхо Москвы». Программа «Русская провокация». С вами Станислав Белковский. Смотрите, слушайте, обоняйте, осязайте нас на радио «Эхо Москвы», сайте «Эхо Москвы» и YouTube-канале «Эхо Москвы».

Для начала, как обычно напомню предысторию и концепцию нашей программы, придуманной главным редактором радиостанции «Эхо Москвы» Алексеем Алексеевичем Венедиктовым.

Осенью 2012 года Алексей Венедиктов приобрел на аукционе «Сотбис» подшивку газеты «Известия» за 1918 год. Сумма сделки составила 12 миллионов долларов, и вся эта сумма в полном объеме была предоставлена дочерними структурами открытого акционерного общества «Газпром». Генеральная прокуратура Российской Федерации, которая проверяла законность сделки на «Сотбис» по запросу ряда кандидатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации, никаких нарушений не обнаружила.

Правда, в начале апреля нынешнего годы возник риск, что коллекция может попасть под санкции США, в связи с тем, что одним из приоритетных объектов внимания властей США в плане санкций является открытое акционерное общество «Газпром» со всеми его дочерними структурами. Однако Государственный департамент США, Министерство финансов США и входящие в состав Минфина США спецслужбы, Офис по контролю за иностранными активами подтвердили, что Алексей Венедиктов выдающийся миротворец, один из гранатов свободы слова современной в России и Восточной Европе целом, и поэтому подшивке газеты «Известия» за 1918 год ничего не угрожает. Наша программа будет спокойно выходить в эфир, пока останутся силы ее делать.

Смысл же программы в следующем: мы читаем газету «Известия» за 1918 год, находим в тех революционных и трагических временах параллели с днем сегодняшним, ста годами спустя - в 2018 и пытаемся простроить прямые или полупрямые исторические линии между 1918 и 2018 годами, между тогда и сейчас. А схожего много как и предметов, так и поводов для обсуждения о связи и различиях двух эпох отечественной истории.

Также хотелось бы поделиться с вами очередными новостями о Музее современной российской истории в городе Плес Ивановской области. Как вам уже известно, председатель правительства Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев согласился передать свою легендарную резиденцию в Плесе, описанную и воспетую видным оппозиционным политиком Алексеем Анатольевичем Навальным в ряде работ последнего, в том числе, в культовом фильме «Он вам не Димон», под Музей современной истории России.

Поскольку основу стартовой коллекции музея составило личное собрание Алексея Алексеевича Венедиктова, Музей современной истории в Плесе уже приобрел неформальное название Музей Венедиктова. Этот проект полностью поддерживается мэром города Плес Ивановской области Темирбулатом Каримовым, который, как известно, зять Игоря Ивановича Сечина, одного из самых влиятельных российских политиков и бизнесменов, главы компании «Роснефть». И поэтому это один из немногих вообще в судьбе современной России проектов, где Дмитрий Анатольевич Медведев и Игорь Иванович Сечин выступают фактически заодно.

На уходящей неделе в дирекцию создаваемого Музея современной истории России в Плесе Ивановской области обратился житель Плеса по имени Джозеф Мифсуд. Не удивляйтесь, что у простого жителя Плеса такое странное имя. Дело в том, что он уроженец и изначально гражданин Мальты, небольшого островного государства в Средиземноморском бассейне. Ему на сегодняшний день 57 лет, и долгие годы он был дипломатом и профессором политологии на Мальте, а также работал в Италии и Великобритании.

Джозеф Мифсуд стал одним из тех людей, против которого направлен иск Национального комитета Демократической партии США по поводу вмешательства России в выборы США в 2016 году и якобы имевшего места сговора между российскими властями и командой тогда кандидата на президентский пост, а ныне 45-го президента США Дональда Трампа.

Джозеф Мифсуд рассказал о том, как он оказался замешан в этой истории. Дело в том, что он, будучи членом Валдайского клуба и вообще значительным экспертом по России, постсоветскому миру в масштабах всей Мальты и значительной части Европы, в марте 2016 года организовал встречу одного из советников Дональда Трампа, члена команды будущего президента, которого звали и зовут сегодня Джордж Пападопулос – согласитесь, фамилия довольно красноречивая, но только для русского уха, но не для мальтийского, греческого или американского.- с племянницей Владимира Путина Ольгой Полонской (в девичестве Виноградовой), уроженкой города Полярные Зори Мурманской области, проживающей ныне в Санкт-Петербурге и занимающейся торговлей алкоголем.

Предметом этой встречи была организация контактов между Владимиром Путиным и Дональдом Трампом, в том числе, непосредственно в преддверии президентских выборов США в 2016 году. Однако предложения, которые обсуждались в марте 2016 года, так и не были реализованы, зато Джозеф Мифсуд попал в зону повышенного внимания ФБР США, Агентства национальной безопасности и некоторых других американских спецслужб, которые, как мы знаем, пронизывают не только все американское общество, но установили контроль над значительной частью мира, включая телефонные переговоры ряда западных лидеров.

В результате по мере развития расследования специального прокурора ФБР США Роберта Мюллера, который поставил перед собой задачу доказать наличие сговора между командой Дональда Трампа и Кремлем в 2016 году или как минимум околокремлевскими кругами Джозеф Мифсуд был вынужден исчезнуть. Это произошло 31 октября 2017 года. Он исчез, отправившись на свое рабочее место в одном из университетов Рима, даже несмотря на то, что в это время в Риме находилась его украинская возлюбленная по имени Анна, которая ожидала ребенка, и он бросил ее беременной на 5-м месяце.

Джозеф Мифсуд прибыл в российское посольство, по его собственным словам – он рассказал это сотрудникам дирекции Музея современной истории России в Плесе, - и был переправлен ими в Россию в дипломатическом багаже под видом кокаина, который, как известно, провозится российскими дипломатами совершенно свободно.

Так он оказался в нашей стране, получил российский паспорт и постоянное место жительства в городе Плес. В Музей современной истории России он готов передать аудио и видеозаписи разговоров как с упомянутым Джорджем Пападопулосом, так и с племянницей Владимира Путина, а также стенограмму их короткой частной встречи с самим президентом России в 2015 году. Эти экспонаты уникальны, и мы, безусловно, воспользуемся благосклонностью и щедростью господина Мифсуда, ныне нашего соотечественника, гражданина Российской Федерации.

С.Белковский: Мумия Пирогова – гарант успех и Порошенко и Гройсмана, которые являются союзниками

Так же есть хорошие новости и в Кунсткамере Музея современной истории России, специальном подразделении, которое занимается биологическими объектами разной степени готовности к употреблению. Кунсткамерой, как мы знаем, заведует известный российский ученый, доктор биологических наук Ревекка Львовна Фрумкина.

На днях по решению президента Украины Петра Алексеевича Порошенко и премьер-министра Владимира Борисовича Гройсмана, - а оба они представляют так называемые винницкие планы украинской политики, - было принято решение о ребальзамировании тела выдающегося русского врача и исследователя Николая Ивановича Пирогова, которое находится в специальном мавзолее в городе Виннице. На этот факт не все обращают внимание, но он этого понимания вполне заслуживает.

Надо сказать, что многие структуры исполнительной власти Украины и общественные организации, особенно медицинские, сопротивлялись идее о ребальзамировании, считая, что средства, выделяемые на эту процедуру, могут быть более эффективно использованы в системе украинского здравоохранения. Однако Порошенко и Гройсман были непреклонны, поскольку одна очень известная винницкая гадалка сообщила им, что уроженцы этого города не смогут повторить свой успех на общенациональных выборах президентских в мае 2019 года и парламентских осенью 2019 года, если мумия Николая Ивановича Пирогова исчезнет. Мумия Пирогова – гарант успех и Порошенко и Гройсмана, которые изначально являются теснейшими союзниками, хотя на протяжении последнего года между ними наблюдаются явные и отчетливые разногласия по разным важным вопросам.

Поэтому Мавзолей Пирогова с мумией остались еще на неопределенный срок. Есть договоренность о гастролях мумии, о том, что она будет выставлена в Музее современной истории России в Плесе, как только Музей Венедиктова перейдет в режим промышленной эксплуатации, предположительно в сентябре 2018 года. Это станет первой яркой выставочной уже акцией в рамках Кунсткамеры, которая под руководством Ревекки Львовны Фрумкиной завершает формирование первой части своего постоянного собрания.

А теперь перейдем, собственно к главной теме нашей программы. Мы читаем сегодня газету «Известия» за 25 апреля 1918 года, небольшую статью, посвященную избирательным правам женщин.

«Война, втянув сотни тысяч женщин на новые функции в хозяйственной жизни современных государств, остро поставила вопрос об их политическом уравнении. Англия уже сделала практические шаги по распределению избирательного права на женщин.

Теперь эта же проблема поставлена на очередь дня в Италии. Итальянский министр юстиции Сакки внес в палату проект закона об уравнении женщины с мужчиной во всех гражданских правах и о даровании ей всеобщего избирательного права. Эти демократические завоевания приходят однако с таким запозданием, что уже не в силах удовлетворить запрос. Все угнетенные классы и группы населения предъявят к буржуазному строю гораздо более строгие требования, чем те, какие он сам спешит полудобровольно удовлетворить».

Что ж, надо сказать, Советская Россия в лице своего практически официального печатного органа «Известий» имела моральное право рассуждать на эту тему скорее, чем на тему демократии и социальной справедливости, потому что действительно Россия стала одной из первых стран в мире вообще, которая предоставила женщинам избирательные права.

Самой первой страной была Новая Зеландия. Это случилось в 1893 году, но тогда женщины получили только активное избирательное право, то есть право избирать, а право быть избранным в органы власти им досталось только в 20-е годы XX века. На втором месте оказалась Австралия – 1902 год. Тогда, как видите, чем дальше англосаксонские страны были от Европы, тем быстрее они усваивали и вводили новшества. Время консервативной Британской империи тогда не было столь благотворно, как многим это представляется. Собственно, неслучайно поэтому представления о правах человека сформировались на институциональном уровне в первую очередь в США, хотя на концепутальном уровне, конечно, в Великобритании, материнском по отношению к США государстве.

А в России женщины приобрели пассивное избирательное право в 1906 году, еще при империи Романовых и конкретно при императоре Николае II, кумире прокурора, депутата Натальи Владимировны Поклонской. Правда, это случилось не во всей России, только в небольшом ее уголке, Великом княжестве Финляндском. Финляндия выторговала себе эти права, равно, как и право избирать собственный сейм, парламент в ходе Русской революции 1905-6 годов. То есть уже не только пассивное, но активные избирательные права была даны женщинам в Финляндии, и уже 19 женщин были избраны в парламент Финляндии в 1907 году на первых выборах этого органа.

Это очень поучительная история, может быть, более поучительная, чем кажется на первый взгляд, потому что она отражает истинное отношение, традиционное, многовековое российской власти к русскому народу. Да, финнам можно дать права, в том числе, избирательное право для женщин, а вот для русских нельзя. Вот так наша власть любит русский народ.

И когда в запальчивости и раздражении мне приходилось утверждать, что нынешний президент Владимир Владимирович Путин является скорее русофобом, чем русофилом, я в последствии никогда не раскаивался в этой точке зрения. Судя по всей политике Владимира Владимировича Путина, унаследованной от веков и мириад его предшественников со времен монгольского завоевания, наш лидер не верит в творческие силы русского народа. О не считает, что русским можно дать демократию, позволить избирать себе власть.

Совершенно распространенной, доминирующей в современной властной элите является точка зрения, что русские, предоставленные сами себе, конечно, выберут себе лидера фашиста, что к власти непременно придут экстремисты, которые покроют Россию сетью концлагерей и породят ГУЛАГ; что русские неспособны к созидательному труду, поэтому никакие последовательные и медленные программы реформ государственного, общественного, инфраструктурного строительства на этой территории просто невозможны. Ну, скажем, невозможно построить современную медицину за 20 лет, внедрить некие современные научные достижения за 20 лет, реформировать за 20 лет систему образования. Нет. Всякое реформирование, рассчитанное на 20 лет, здесь должно рухнуть и закончится полным разворовыванием всяческих ресурсов, на это реформирование выделяемых.

С.Белковский: Финнам можно дать права, в том числе, избирательное для женщин, а для русских нельзя

Русские, по мнению правящей элиты, и насколько можно судить, по собственным многочисленным публичным выступлениям Владимира Путина, могут работать только в режиме аврала, когда за спиной у нас стоит некий реальный или виртуальный заградотряд. Мне приходилось слышать от неких серьезных представителей российской властвующей элиты наших дней, что, вообще, заградотряды – это гениальное изобретение, которое позволило не только большевикам удержать власть во время гражданской войны, но и Иосифу Сталину и его сподвижникам выиграть Великую Отечественную войну, потому что без заградотрядов значительная часть советских воинов бы разбежалась или перешла на сторону безусловного противника, то есть нацистов.

Сразу хочу подчеркнуть тем невнимательным слушателям, которые сейчас будут укорять меня за эти высказывания, что их придумал не я, и не согласен с этим. Так думают многие видные, системообразующие, смыслообразующие, как принято говорить в этих средах, представители российской правящей элиты.

Поэтому Финляндия получила избирательные права для женщина, будучи частью Российской империи, совершенно официально в 1906 году, а вся Россия только 1917-м и то, благодаря крушению империи и низложению династии Романовых. Причем изначально ни Временное правительство, ни Петроградский Совет, который тогда был ключевым политическим органом параллельным Временному правительству во главе с князем Львовым (Совет же возглавлял меньшевик Николай Чхеидзе, как мы знаем, в то время), не испытывали избыточного энтузиазма по поводу решения вопроса об избирательных правах для женщин. Избыточный энтузиазм испытывали сами женщины, которые провели в Петрограде 18 марта 1917 года манифестацию, в которой приняли участие 40 тысяч человек. Среди них были и мужчины, но преимущественно женщины.

Эта манифестация оказалась настолько убедительной, что уже в апреле 1917 года Временное правительство приняло постановление, согласно которому в выборах всех уровней в России могут участвовать люди независимо от пола, а также возраста, имущественного положения и так далее старше 20 лет. А в июне 1917 года тоже Временное правительство уже во главе с Александром Федоровичем Керенским одобрило порядок и правила выборов в Учредительное собрание, в соответствии с которым тоже все абсолютно граждане России, за исключением пораженных в правах на основании судебных решений и душевно больных, имели право участвовать.

Так в 17 году Россия стала третьей страной мира – уже Российская Республика; она была, правда, как республика провозглашена чуть позже, но де-факто уже ей была, - где избирательные права женщины получили. В Германии, например, избирательные права у женщин появились 10 ноября 1918 года в результате революции, свергнувшей династию Гогенцоллернов. В Великобритании - в 1920 году.

Надо сказать, что даже исламский Азербайджан предоставил избирательные права женщина в 1918 году, то есть он был 4-й страной мира прежде Германии, кто решил этот вопрос. Правда, тогда это была Демократическая республика Азербайджан без внятных признаков исламизации, но в исламском мире эта страна держит лидерство, и не случайно роль женщины в управлении и сегодняшним Азербайджаном достаточно велика. Супруга президента Ильхама Алиева Мехрибан Алиева является вице-президентом Азербайджана и рассматривается многими наблюдателями как следующий глава государства после Ильхама Алиева.

В Германии, кстати, женщины были лишены избирательных прав с приходом к власти нацистов в 1933 году и официально были восстановлены в этих правах даже не сразу после окончания Второй мировой войны, а в 1948 году в западной части будущей ФРГ и в 1949 году в восточной части в момент создания де-факто подконтрольной Москве Германской Демократической Республики. В Швейцарии женщины получили избирательные права в 1971 году, вы будете смеяться. В в кантоне Аппенцель – только в 1991 году. Лишь в конце 70-х годов избирательное право женщинам было предоставлено в княжестве Лихтенштейн. В Испании этот вопрос был решен в 1976 году, после ухода от власти в результате естественной смерти диктатора Франсиско Франко и передачи временной полноты власти королю Хуану Карлосу I, который уверенно повел страну в направлении парламентской демократии.

Поэтому да, здесь, в России есть определенные преимущества и приоритеты пред многими. Мы можем об этом рассуждать не без гордости. И надо сказать, что, вообще, Советская Россия ленинских и первых постленинских времен была одной из самых либеральных стран мира в части законодательства о разводах и абортах. Такой свободы в области семейного права не было почти нигде в мире. Потом, конечно, по мере углубления в сталинскую эпоху, эти свободы были в значительной степени свернуты, а аборты запрещены.

Борьба же за права женщин и предоставление им избирательных прав велась в организованном системном режиме в мире примерно с 18-м века. Некоторые исламские монархии, особенно страны Персидского залива, начали положительно рассматривать вопрос об избирательных правах для женщин только в XXI веке. В частности, Кувейт - в 2005 году. Саудовская Аравия в 2011 году приняла решение о том, что частично избирательные права будут предоставлены женщинам в 2015, что и случилось, хотя о полной возможности женщин избирать и быть избранными в этом королевстве речи пока не идет.

С.Белковский: Советская Россия ленинских и постленинских времен была одной из либеральных стран

И на сегодняшний день в мире остаются две страны, два государства, где женщины в принципе не имеют ни активного, ни пассивного избирательного права. Первая страна – это султанат Бруней, где, собственно, на все выборные должности всех джентльменов, ибо леди там нет, назначает султан Хассанал Болкиах (в настоящее время). А второе государство – это последнее и единственное тоталитарное государство на территории Западной Европы. Оно существует, оно называется Ватикан.

Как мы знаем, ни один представитель реальных органов власти в католической церкви не может быть женщиной, в частности, кардинал, и женщины вы выборах кардинала не участвуют, как и в выборах Римского Папы. Напомню, собственно, выборов кардиналов не существует, в выборах Римского Папы женщины не участвуют, поскольку все кардиналы исключительно являются мужчинами и Римская католическая церковь не признает, в отличие от ряда протестантских (компиляций?), женского священства.

Я, кстати, предполагаю, что эра Водолея, которая началась в 2003 году и продлится 2148 лет, в соответствии с основными ее смысловыми и метафизическими приоритетами женское священство получит широкое распространение и в традиционных религиозных конфессиях. Но, конечно, сейчас, в 2018 году, когда мы отмечаем столетие газеты «Известия» 1918 года, говорить об этом излишне рано.

Но права женщин – это тема гораздо более широкая, чем, собственно, право избирать и быть избранными. Это целый комплекс вопросов о равноправии женщин и мужчин, о том, существует ли биологическая предопределенность мужчин к одним родам занятий, а женщин к другим или же нет, и женщины и мужчины, независимо от пола равны абсолютно между собой во всех вопросах: в выборы пути, работы, права на равную оплату одинакового труда, права сидеть с детьми или не сидеть с детьми и так далее.

Советская статистика, кстати, показала, что хотя уровень формального равенства между мужчинами и женщинами в СССР был достаточно высок, женщина тратила, собственно, на домашние обязанности, которые не занимались мужчины, 23 года своей жизни. Поэтому когда говорят, что продолжительность женщин в нашей стране несколько выше мужской, эти 23 года не надо сбрасывать со счетов.

Кроме того как в Советском Союзе, так и в России сформировалась система, которая называется НРЗБ патриархат. О ее особенностях мы поговорим чуть позже и дальше в нашей программе. А вообще, борьба за права женщин как некая системная функция общества разворачивается в XVIII веке. В 1756 году в Северной Америке, еще подконтрольной Британской короне, дама по имени Лидия Тафт первой получила право голоса. Как ей это удалось, история умалчивает, хотя считается, что Лидия Тафт, возможно, женский предок Джона Тафта, предыдущего посла США в Российской Федерации, на смену которому недавно пришел экс-губернатор штата Юта мормон Джон Хантсман.

Вопрос о правах женщин обостряется, например, в Швеции во время так называемой «эры свобод». Как это нередко бывает в судьбах амбициозных стран, «эра свобод» продолжительностью около 50 лет наступила в Швеции после тяжелого поражения в Северной войне, поражения в первую очередь от нашего императора Петра I. Она началась со смертью Карла XII в 1718 году и продолжалась до 70-х годов, когда была сметена очередным государственным переворотом.

Вот в эту «эру свободы» часть женщин Швеции, в первую очередь матери семейств и налогоплательщицы получили активные избирательные права. Для тех времен это было огромный прорыв. И надо сказать, что чем хуже у Швеции шли дела на военном фронте, тем больше Швеция интересовалась устроением демократии и свобод в собственных стенах. Хотелось бы, конечно, намекнуть на Российскую Федерацию, но многие могут обидеться. Пока у нас, по крайней мере , в представлении федерального телевидения очень хорошо идут дела на военных фронтах, рассчитывать на поворот в направлении демократизации, видимо, никак не приходится.

Да, собственно, и Германия избавилась от нацизма и тоталитаризма в результате поражения во Второй мировой войне, а не победы. Но сейчас углубляться в эту тему не будем, ибо Роскомнадзор только Телеграм не может закрыть, а закрыть программу «Русская провокация» ему, в случае чего, будет, к сожалению для нас и к счастью для мессенджера Телеграм, гораздо легче.

Вопрос женского равноправия обостряется в период Великой французской революции, в конце XVIII века, когда возникает знаменитый салон Софии де Кондорсe, где обсуждается эта тематика. И на авансцену выходит известная общественная деятельница Олимпия де Гуж. Взялся за де Гуж, не говори, что не дюж, - как гласит французская пословица Великой французской же революции. В 1791 году Олимпия де Гуж пишет и издает очень резонансный по тем временам документ: «Проект декларации прав женщины и гражданки», аналог «Прав человека и гражданина», провозглашенный несколько ранее. Но тогда борьба Олимпии де Гуж за права женщин была недолгой. Она оказалась в оппозиции к якобинцам и пала жертвой якобинского террора как якобы пособница роялистов и симпатизантка обезглавленной королевы Марии-Антуанетты в 1793 году.

Но официальным началом борьбы за права женщин и возникновения феминизма как широкого не только социального, но и интеллектуального движения считается 1848 год. Начинается все, как это нередко бывает, в США, с конгресса женщин, борющихся за свои права в маленьком городе Сенека Фоллс, то есть Водопады Сенеки, на севере штата Нью-Йорк. Там был сформирован и вскоре опубликован первый программный документ феминистского движения, точнее того, что называется первой волной феминизма. Этот документ назывался «Сентиментальная декларация». И уже там, собственно, и стоял вопрос, является ли женщина от рождения равной в правах с мужчиной независимо от своего пола. Под этим знаменем феминизм существует, собственно, и до наших дней, преодолевая самые разные изменения и трансформации как содержательные, так и организационные.

С.Белковский: Теоретиками и практиками феминизма могут быть не только женщины, но и известные мужчины

Причем в середине XIX века выясняется, что теоретиками и практиками феминизма могут быть не только женщины, но и весьма известные мужчины. В частности, феминистом или как настаивают так называемые радикальные феминистки, что надо говорить профеминистом, ибо мужчина с точки зрения радикального феминизма феминистом называться не должен, был великий британский философ Джон Стюарт Милль. В 1865 году он стал депутатом британского парламента от лейбористов, где, собственно, одним из важнейших его занятий стала борьба за права женщина. А в 1869 году опубликовал свой программный труд «Подчиненность женщины», который стал если не библией, то, во всяком случае, важным манифестом первой волны феминизма тех времен.

Кстати, Джон Стюарт Милль, как мы с вами знаем, является автором термина «черный лебедь», а «черный лебедь», как мы тоже с вами знаем, это надежда России. Это был небольшой оффтоп. Может быть, даже не один «черный лебедь», а целая стая так называемых «черных лебедей». Так что не Нассим Талеб, известный американский фондовый брокер ливанского происхождения, а именно британец до мозга гостей и феминист Джон Стюарт Милль придумал и описал концепцию «черных лебедей»

Феминистом Джон Стюарт Милль, как считается, стал не случайно, а под влиянием своей жены, с которой он прожил всего 7 лет: с 1851 по 1859 годы. Миссис Гарриет. Так же принято считать, что миссис Гарриет стала прототипом известной мисс Гарриет у Ги де Мопассана, хотя эта теория и полностью не подтверждена. И миссис Гарриет была во много образцом интеллектуальным и моральным для Джона Стюарта Милля, что и толкнуло его на не столь свойственную британским мужчинам того времени феминистическую стезю.

В повестке дня феминизма тех времен появляются и вопросы о собственности как одни из ключевых, потому что фактически замужние женщины были тогда лишены собственности. Они не могли претендовать на наследство мужей, на раздел имущества в случае очень сложного развода, и в общем, в известной степени служили приложением к собственному супругу. Кстати, в сегодняшней Саудовской Аравии 92% женщин не имеет собственности, несмотря на то, что они получили-таки избирательные права, хотя и частично, в 2015 году.

Своей кульминации первая волна феминизма достигает в англосаксонском мире в начале XX века. Здесь надо особо отметить фигуру и роль дамы по имени Эммелин Панкхерст, которая основала движение суфражисток, первую структуру, которая последовательно воплощала борьбу за политические и неполитические права женщин, в том числе, права в сфере собственности, о чем мы уже говорили, что было весьма актуально для тех и некоторых последующих времен.

В 1903 году Эммелин Панкхерст основала первую организацию суфражисток. Слово «суфражистка» происходит от английского suffrage, что означает избирательное право, и провозгласила своей целью борьбу методами прямого действия, а не просто на парламентских выборах и методом влияния на депутатов, большинством из которых в то время в Великобритании были сексистски настроенные мужчины.

У этой борьбы методами прямого действия было немало жертв, например британский премьер с 1916 по 1922 годы Дэвид Ллойд Джордж, чей дом суфражистки сожгли даже, несмотря на то, что он, в общем, был лоялен и толерантен феминистическим взглядам.

Собственно, именно в этот момент борьба за права женщин приобретает ярко выраженное и организационно структурное измерение. Подобно тому, как появлялись профессиональные революционеры, появляются и профессиональные борцы за права женщин уже не свободное от домашних тяжелых обязанностей время, а фактически всю жизнь свою посвящающие любимому делу.

Первая волна феминистского движения не обошла и нашу Россию. Хотя, как это часто в России бывает, главными борцами за права женщин в то время стали мужчины, в частности великий русский врач и исследователь Николай Иванович Пирогов, чью мумию мы рассчитываем увидеть этой осенью в Музее новейшей истории России в городе Плес Ивановской области, о чем сегодня уже говорилось.

С.Белковский: Само понятие о СМИ стало настолько широким, что можно говорить о рождении пятой власти

В 1858 году, то есть еще задолго до выхода на политическую сцену Эммелин Панкхерст, крупнейшей героини первой волны феминизма, Николай Иванович Пирогов публикует статью «Вопросы жизни», в которой, собственно, и ставится вопрос о правах и методологии воспитания женщин. Статья вполне феминистская по тем временам. К Пирогову примыкает известный радикальный литературный критик и публицист Дмитрий Писарев, который считается автором крылатой фразы тех времен «Женщины ни в чем не виноваты». Писарев говорил следующее: «Мужчина гнетет женщину и клевещет на нее, постоянно обвиняет ее в умственной неразвитости, в отсутствии тех или других высоких добродетелях, в наклонностях к тем или иным преступным слабостям».

Ну, конечно, подлинные современные практические очертания феминистское или феминистическое движение (здесь могут быть разные толкования в зависимости от филологической школы) приобретает во второй половине XX века, когда оно становится не просто явлением политики и борьбы за те или иные права, а когда формируется собственная идеологическая, концептуальная база феминизма.

И здесь, конечно, огромную роль сыграла Симона де Бовуар, известный французский литератор, супруга Жана-Поля Сартра. В 1949 году увидела свет ее программная и культовая статься «Второй пол», где впервые формулируется важнейшее смысловое основание феминизма тех и последующих дней. Пол не является биологически заданным. Женщинами не рождаются, женщинами становятся. Пол – это социальный конструкт. Собственно, на этой базе, на трудах Симоны де Бовуар и был построен идеологический феминизм с тех пор, который принимал самые разные формы, но то, что пол - это не биологическая предзаданность объединяет всех последователей феминизма, мужчин и женщин.

Надо еще отметить американскую публицистку Бетти Фриден, которая в 1963 году опубликовала книгу «Иллюзия женственности», в которой развенчивалась сама концепция жертвенности, как фактически теория, обрекающая женщину на выполнение очень узкого, ограниченного круга социальных функций и отстраняющая женщину от ряда якобы исключительно мужских занятий от политики до семьи. Женщины – это семья, женщины – это дети, женщины – это домашний очаг. И навязывание стереотипа о женственности, как об особом достоинстве женского пола фактически, по Бетти Фриден, есть форма угнетения и дискриминации людей, рожденных женщинами, если опять же следовать идеям в фарватере Симоны де Бовуар, ее единомышленников.

Но никто не пришел идеологически на помощь феминизму так круто, обширно и объемно, как выдающийся французский мыслитель второй половины XX века Мишель Фуко. Он не занимался впрямую проблемами прав женщин, безусловно, но как всякое культовая фигура гей-сообщества тяготел к этой тематике прямо и косвенно.

Во-первых, Мишель Фуко впервые обозначил проблему власти как явления очень многогранного и совершенно необязательно ассоциируемого с политикой и государством. Мы привыкли считать, что власть какая бывает? Законодательная, судебная, исполнительная, ну, в крайнем случае, четвертая власть в виде СМИ. Сейчас еще появилась пятая власть в виде собственных СМИ, которые сегодня может создать любой блогер, в том числе, видеоблогер. Само понятие о СМИ стало настолько широким, что можно уже говорить о рождении пятой власти в параллель с регулярной четвертой властью.

Но на всем протяжении истории человечества философы обращали внимание на то, что власть – это система отношений между людьми. Подчинение мужа жене или жене мужу – это тоже форма власти. Кроме того власть концентрируется в профессиональных корпорациях. Например, нередко властолюбивые люди с ярко выраженным инстинктом власти становятся учителями или врачами. Задумайтесь над этим. Казалось бы, учитель и врач формально не власть, но на самом деле власть учителя и врача над, соответственно, учеником или пациентом зачастую бывает гораздо более тотальной, чем власть даже самого страшного диктатора над его подданными. Ведь те знания, которые мы приобретаем, становятся легитимными благодаря учителю. Когда мы приходим в класс в юном возрасте и узнаем, например, что сумма углов треугольника равно 180 градусов или полная энергия тела равно его массе, умноженной на квадрат скорости света, мы никогда это не проверяем, мы не можем это проверить. Это невозможно проверить в принципе, тем более, нашими скромными силами. Мы так считаем, и мы это узнаем, познаем и считаем само собой разумеющимся, потому что нам так сказал учитель, который для нас – власть.

Можно верить или не верить декларациям Владимира Владимировича Путина, транслируемым им практически ежедневно, его выполненным или невыполненным обещаниям, анонсированным в его многочисленных посланиях Федеральному собранию и на прямых линиях с народом, но не верить учителю физики или математики, химии или биологии, пению или физкультуры практически невозможно. Поэтому учитель – власть для ученика. Собственно, во много это и порождает череду сексуальных скандалов в школах. Потому что многие учителя рассматривают ученика, как безусловный объект власти, с которым можно делать всё что угодно. И сама система образования как таковая во много поощряет и культивирует эту природы взаимоотношений учитель – ученик.

Так же и врач. Мало ли примеров, когда поставленный врачом диагноз просто потому, что у него было плохое настроение или он был с бодуна, например, рак, определяет жизнь человека на десятилетия вперед. Мало ли, мы знаем примеров, кода человек живет с раком 30 лет, прежде чем узнает, что никакого рака у него не было, просто ему врач так сказал 30 лет назад. 30 лет человеческой жизни прошли под знаком власти врача, не говоря уже о том, что бесконечное употребление разнообразных лекарств, которые ничего не приносят, ничему не мешают и никому не помогают. Влияние на образ жизни человека, в том числе, занятия спортом, которые ведут нередко к инсультам и инфарктам, а не к оздоровлению, как приято считать, - это все результат тоталитарной диктатуры врача.

Точно также отношения между мужчиной и женщиной в социуме определяются системой образования и воспитания в большей степени, чем законы. И вот здесь в обоснование этого тезиса Мишель Фуко внес неоценимый вклад. Неслучайно на трудах Мишеля Фуко базируется так называемая квир-философия. Queer по-английски – это «странный, «чудной». И именно таким странным, чудным, а значит и отчужденным от общественного мейнстрима ощущал себя сам философ, как я уже сказал, известнейший открытый гей своего времени. А Франция 60-х, 70-х годов, когда Фуко был наиболее плодотворен, была довольно гомофобной страной, неслучайно философу приходилось много путешествовать и работать за пределами Франции от Бразилии до Туниса. И когда он участвовал в разных политических выступлениях в основном на стороне левых сил и организаций некоммунистического толка, то он нередко был побиваем полицией только потому что он гей. Поэтому с определенного момента Мишель Фуко взял за обыкновение участвовать в таких акциях только с писателем с Жаном-Полем Сартром, мужем Симоны Де Бовуар, потому что бить Жана-Поля Сартра было официально запрещено, а вместе с ним не били и Мишеля Фуко.

И вот квир-фиолософия, которая есть фундамент сегодняшний идеологии феминизма, утверждает в общем виде следующее – что пол и гендер не одно и то же. Биологический пол не определяет ни гендер, то есть самоощущение принадлежности человека к мужчинам, женщинам или кому-то еще, может быть, некому третьем, четвертому гендеру, ни сексуальности. Опять же пол в развитие стартовых идей Симоны де Бовуар есть явление социальное, а не биологическое. Поэтому никаких предпочтений по половому признаку, никаких разделений по функциям, по социальной роли в обществе между представителями разных полов быть не может.

В таком виде феминизм и дошел до наших дней. Мы же придерживаемся несколько иной доктрины. Я был и остаюсь на протяжении ряда лет сторонником идеологии женского правления, которая является антифеминистической или антифеминистской (опять же, как говорить правильно, зависит от выборп филологической школы) по сути.

Я считаю, что биологические и прочие различия между женщиной и мужчиной есть. Но они сводятся к тому, что именно женщинам должна принадлежать власть. Мужчина оптимально проявляет себя в одной из четырех ипостасей: художник, ученый, воин, святой. Власть, управление – это женское дело. И я склонен доверять авторам теории, историкам и мыслителям, которые считают, что все-таки изначальной формой правления в достаточно развитом человеческом обществе уже в позднем палеолите или раннем неолите с 13-го по 8-е тысячелетия до нашей эры был матриархат, поскольку именно женщине принадлежала, как принадлежит и сегодня и всегда, эксклюзивная функция деторождения, женщина ассоциировалась с землей, с плодородием, с дарованием и продолжением жизни, и вся социальная организация концентрировалась вокруг женщины матриарха.

Женщины изобрели земледелие, как известно. А когда это земледелие стало механизироваться, то есть когда в преддверии железного века появился плуг, тогда особое значение начала приобретать физическая сила, и этот примат физической силы и стал основой грядущего патриархата.

С.Белковский: Я был и остаюсь на протяжении ряда лет сторонником идеологии женского правления

Но сегодня мы снова вошли в эпоху, когда физическая сила не имеет такого большого значения, поскольку в эру технологической революции, особенно на заре эры Водолея, эры синкретической, которая стирает все и всяческие различия, которая делает последствия естественной разности между людьми не столь существенными в практическом смысле, снова женщина как оптимальный управленец, как оптимальный менеджер, как оптимальный властитель выходит на передний план. Потому что женщины компромиссны, у женщины нет бессознательного конструкта конкуренции, который присущ мужчинам.

И, собственно, на протяжении предыдущих эпох женщины нередко управляли странами и миром через мужчин, фактически создавая мотивы для мужчин принимать те или иные важные решения. Вот я придерживаюсь теории, согласно которой Наполеон Бонапарт по разным причинам принял решение об Отечественной войне и о походе на Россию в 1812 году, но как нас учат наши наставники, среди многих важных причин всегда найдется одна главная причина – было желание сделать своего сына Александра Валевского, его незаконного сына от княгини Валевской, королем Польши, что было невозможно без разгрома императора Александра I. Именно ради княгини Валевской Наполеон Бонапарт отправился в поход на Россию, который закончился для него катастрофой. Хотя лучшие умы Европы того времени и жесткие критики, оппоненты Наполеона, в частности Меттерних и Талейран считал, что война станет для Наполеона увеселительной прогулкой, и император Александр I капитулирует уже к осени, но так не случилось в силу разных причин, обсуждение которых выходит за рамки предмета этой «Русской провокации».

Собственно, из эпохи матриархата к нам пришли идеи богини-матери. Например, ключевой богини пантеона Шумерской цивилизации, самой древней не земле Богини Намму, которая по преданию, во-первых, создала мировой океан, ту самую воду, над которой, согласно первой главе книги Бытия, летал Божий дух до сотворения мира, когда еще не было времени. И Богиня же Намму выдвинула идею создать человека, чтобы человек обслуживал богов. И сколько бы ни бунтовал человек против богов и единого бога, если он проанализирует собственную жизнь в ее начале, середине или конце, он поймет, что он обслуживал собственного бога кем, чем бы, каким бы этот бог ни был в восприятии самого человека.

Поэтому сегодня мы видим, как женщины закрепляются на актуальных политических позициях в самых разных странах. Да, Хиллари Клинтон не стала президентом США. Но Ангела Меркель остается самым долгоиграющим правителем в континентальной Европе. Тереза Мэй – премьер-министр Великобритании. И я думаю, что само смягчение общественных нравов, сам переход от нашего многовекового тоталитаризма и милитаризма к цивилизованным формам европейской и парламентской формой тоже сопряжен с передачей власти в женские руки.

Не в последнюю очередь поэтому я поддерживал на президентских выборах 2018 года Ксению Анатольевну Собчак и считаю ее оптимальным преемником президента Владимира Путина, не только человеком, который может быть преемником, но который может олицетворять транзит России под эгидой женского правления к совершенно новым политическим, идеологическим, социальным образцам.

Больше спасибо! С вами была программа «Русская провокация», специальный проект «Белковский ТВ» для радиостанции «Эхо Москвы». Слушайте, смотрите нас, осязайте, обоняйте нас на «Эхе Москвы», сайте «Эхо Москвы», канале «Эхо Москвы». До скорой встречи!


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024