Купить мерч «Эха»:

Ольга Чехова, актриса - Рауф Атамалибеков - Наше все - 2009-06-07

07.06.2009
Ольга Чехова, актриса - Рауф Атамалибеков - Наше все - 2009-06-07 Скачать

Е. КИСЕЛЁВ: Я приветствую всех, кто в эту минуту слушает радио «Эхо Москвы». Это действительно программа «Наше всё». И я, её ведущий, Евгений Киселёв. Мы продолжаем наш проект, мы пишем историю Отечества в ХХ веке в лицах. Мы пишем эту историю, идём по алфавиту, от буквы «А» к букве «Я», конец уже близок, мы дошли до буквы «Ч». На букву «Ч» у нас три героя, одного мы выбрали голосованием в Интернете – это Василий Иванович Чапаев, второго выбрали вы в программе, посвящённой выборе второго героя, проголосовали за учёного-аграрника Александра Чаянова. И третьего героя выбрал я. И я решил остановиться на совершенно необычной женщине, женщине удивительной, загадочной судьбы, актрисе Ольги Чеховой, о которой сегодня наша программа. И в начале программе, как всегда, короткая биография нашей героини.

ПОРТРЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ ЭПОХИ.

Биография русской актрисы Ольги Чеховой читается, как приключенческий роман из жизни роковых красавиц, авантюристок и аристократов, которых она сыграла в великом множестве. Эдакий сериал «Если наступит завтра», только участвовали в нём реальные исторические персонажи первой половины прошлого века, на фоне войн, революций, прихода к власти большевиков в России и нацистов в Германии. И, наконец, смертельной схватки между ними. Будущая главная его героиня появилась на свет в апреле 1897 года в далёкой Армении, где тогда работал её отец, инженер-строитель немецкого происхождения Константин Книппер.

Случилось это меньше чем за два месяца до знаменитой встречи Станиславского и Немировича-Данченко в «Славянском базаре», когда они договорились о создании Московского Художественного театра. Одной из главных звёзд МХАТовской сцены с самого начала стала Ольга Леонардовна Книппер, родная сестра отца, будущая жена Антона Павловича Чехова. Когда Ольге было 16 лет, тётка забрала её к себе в Москву и определила учиться актёрскому мастерству в одну из МХАТовских студий. Там она познакомилась с племянником покойного Чехова, впоследствии выдающимся русским, а во второй половине жизни и американским актёром.

В 1921 году она рассталась с мужем и уехала в Германию, по одной из версий ей помог большевистский нарком просвещения Луначарский, якобы на лечение. В Германии она осталась насовсем. Попробовала сниматься в кино и неожиданно стала звездой первой величины. Она сыграла почти в полутора сотнях фильмов, в большинстве случаев в главных ролях. Ольга Чехова была любимой актрисой Гитлера, который был лично с ней знаком, и оказывал всяческие знаки внимания. Главный источник информации о жизни Ольги Чеховой – её собственные мемуары, написанные под конец жизни. А умерла она в Германии в 1980 году.

В этой книге можно легко найти много неточностей и просто фантазий. Так, Ольга Чехова перечисляет главные роли, которые она якобы сыграла в юности на сцене Художественного театра в знаменитых МХАТовских спектаклях. На самом деле она не сыграла ни одной. Но тот факт, что Ольга Чехова была вхожа в самые высшие круги Третьего рейха подтверждают, например, воспоминания покойного советского дипломата Валентина Бережкова, который работал в Берлине накануне Великой Отечественной войны. Он пишет, что на торжественных приёмах Гитлер очень часто появлялся в сопровождении Ольги Чеховой.

При этом существуют серьёзные основания предполагать, что если у советской разведки и был агент, которому, подобно вымышленному герою «Семнадцати мгновений весны» Исаеву-Штирлицу центр мог поручить выяснить, кто из руководителей Третьего рейха пытается выйти на сепаратные переговоры о мире с англо-американскими союзниками, то это была Ольга Чехова. Об этом в частности, уверенно написал в нашумевшей книге «Разведка и Кремль» генерал Павел Судоплатов. Но в мемуарах самой Ольги Чеховой прямого ответа на этот вопрос нет.

Е. КИСЕЛЁВ: А теперь я хотел бы представить гостя сегодняшней программы. Гость у нас сегодня не совсем обычный, чаще всего мы приглашаем учёных-историков, учёных-литературоведах, если речь идёт о писателе или поэте. Или историков науки, если речь идёт о каком-нибудь учёном. Но в данном случае мы позвали не историка театра и не историка кино, и даже не историка разведки, поскольку о разведки здесь тоже у нас речь пойдёт, а мы позвали практика современного кинематографа, телевизионного кинематографа. Со мной здесь в студии Рауф Атамалибеков, продюсер фильма «Легенда об Ольге», который таким удивительным образом…

Я, когда выбирал Ольгу Чехову, я не знал, честно говоря, хотя с Рауфом мы давно знакомы по телевизионным делам, но я не знал, что только что на канале ТВЦ прошёл восьмисерийный фильм, телевизионных художественный сериал «Легенда об Ольге», посвящённый этой замечательной женщине, которую я, не зная о том, что Рауф снимает это кино. Поэтому Вам, Рауф, слово. Почему Вы вдруг решили заняться Ольгой Чеховой?

Р. АТАМАЛИБЕКОВ: Здравствуйте, Евгений Алексеевич, рад с Вами опять видеться на волнах «Эха Москвы». Прежде всего, дело в том, что я продюсировал несколько проектов для московского правительства. У Правительства Москвы есть поддержка…

Е. КИСЕЛЁВ: То есть, не для просмотров Юрием Михайловичем Лужковым в свободное от работы время.

Р. АТАМАЛИБЕКОВ: У московского Правительства есть программа поддержки отечественного телефильма.

Е. КИСЕЛЁВ: И эти фильмы, как правило, показываются на канале ТВЦ.

Р. АТАМАЛИБЕКОВ: Не всегда. Например, один из первых фильмов «Неудача Пуаро» показывался по каналу ТВС, который Вы возглавляли. Но в данном случае это идёт по каналу ТВЦ. Ко мне обратилась руководитель Департамента, который занимается созданием этих фильмов для того, чтобы я помог создать, произвести фильм об актрисе Ольге Чеховой. Прежде всего потому что этот человек достоин, как нам всем кажется, создателям фильма, того, чтобы о ней узнали российские люди. Дело в том, что Ольга Чехова, вся её судьба, вся её жизнь с самого начала, с самого рождения, ибо родилась Ольга Константиновна Книппер в семье обрусевших немцев, и закончила жить она в 1980 году в Германии.

Вся её жизнь, которую можно разложить на несколько этапов, она заслуживает рассказа.

Е. КИСЕЛЁВ: Давайте начнём с самого главного, с самой большой загадки. Была ли она Штирлицем в юбке? То, что она была лично знакома с Гитлером, с другими высокопоставленными руководителями Третьего рейха, это медицинский факт. То, что у нас не было никогда представителей наших российских, советских спецслужб, никогда не признавали того, что в Берлине были бы какие-то разведчики-нелегалы, или агенты, завербованные среди высокопоставленных чиновников или агентов, которые бы работали на таком уровне на советскую разведку.

Но получается, если действительно правда, что Ольга Чехова, как об этом рассказал совсем недавно ныне покойный генерал Павел Судоплатов в своих нашумевших воспоминаниях «Разведка и Кремль», если она правда была агентом советской разведки, то получается, это был единственный человек, который действительно мог получить от центра задание, как в фильме «Семнадцать мгновений весны» выяснить, кто из ближайшего окружения Гитлера мог искать контактов с Западом, пытаться провести сепаратные переговоры на территории нейтральной Швейцарии или Швеции с представителями американской или английской разведки. В реальной жизни это могла сделать только Ольга Чехова.

Но есть такой закон, такое правило у спецслужб, они по тем или иным соображениями не комментируют. Они не опровергают историю с Ольгой Чеховой и не подтверждают.

Р. АТАМАЛИБЕКОВ: Совершенно верно. Более того, когда мы готовились к съёмкам фильма, были определённые запросы, и служба внешней разведки нам сказали о том, что сведений, что Ольга Чехова работала на службу внешней разведки нет. Вы знаете, я всё-таки, и все создатели фильма, более того, фильм доказывает, как нам кажется, что Ольга Чехова была разведчицей, и как минимум, она была агентом влияния. Но мы думаем, что она работала на разведку. Можно привести несколько фактов, которые защищают…

Е. КИСЕЛЁВ: Я Вас перебью, чтобы оговориться. Как я понимаю, ваш фильм не документальный.

Р. АТАМАЛИБЕКОВ: Нет, это художественный фильм.

Е. КИСЕЛЁВ: Где есть какой-то простор для вымысла, но базируется он на реальных исторических фактах.

Р. АТАМАЛИБЕКОВ: Всегда интересно рассказывать не просто историю или эпоху, зрителей интересует некая конкретная личность в развитии исторической эпохи. Зрители всегда следят за судьбами человеческими. Нас интересовала не традиционная биография и личность Ольги Чеховой. А дальше мы её уже волею фантазии авторов помещали в ту или иную, созданную нами, и опирающуюся где-то, а где-то далеко уходящую от исторических реалий атмосферу.

Е. КИСЕЛЁВ: Давайте всё-таки, по порядку, всё-таки, мы пытаемся реконструировать то, что было или могло быть в реальной жизни, в реальной истории, в реальной человеческой судьбе Ольги Книппер-Чеховой. Вы всё это изучали, знаете лучше меня. То, что она была если не арестована, задержана и привезена в Москву. Это факт?

Р. АТАМАЛИБЕКОВ: Это абсолютный факт. Когда советские войска захватили Берлин, то сотрудники СМЕРШа арестовали Ольгу Чехову и её дочь и внучку, и перевезли в Москву.

Е. КИСЕЛЁВ: Именно арестовали, надели наручники?

Р. АТАМАЛИБЕКОВ: Трудно установить, надели ли они наручники или нет. В нашем фильме они её усыпили. То есть, она не добровольно уехала в Москву.

Е. КИСЕЛЁВ: Застав врасплох, да?

Р. АТАМАЛИБЕКОВ: Да. С другой стороны, она не пыталась воспользоваться шансом, который один из героев нашего фильма ей предоставил, она не бежала на американскую сторону. Она осталась в доме, и когда пришли сотрудники СМЕРШа, они её усыпили и перевезли в Москву. Как было по-настоящему, мне трудно сказать. Но она была препровождена в Москву, где её поместили не в Москву, а на явочную квартиру. С ней очень хорошо обращались, её не били, не оказывали никакого психологического воздействия, а просто начались допросы, начались интервью, собеседования.

Е. КИСЕЛЁВ: То, что называется по-английски де-брифинг, когда разведчик приходит с холода, то он всегда под подозрением, но там действует презумпция невиновности. Всегда разведчика, вернувшегося с длительной командировки, подозревают, не оказался ли он двойным, тройным агентом, и проверка продолжается не то что месяцами, а годами. Но это совершенно не обязательно происходит на Лубянке, в кабинете следователя.

Р. АТАМАЛИБЕКОВ: Совершенно верно. Она довольно полно рассказывала о своих контактах с высшими нацистскими руководителями. А контактов у неё было более чем достаточно, т.к. она была одной из самых популярных актрис в Германии, с момента её переезда буквально в 1921 году из советской России в Германию, она была личной любимицей Гитлера.

Е. КИСЕЛЁВ: Это очень важно. Помните. В «Семнадцати мгновениях весны» говорится о Марике Рок, которая была тоже одной из любимейших кинематографических звёзд нацистской Германии. Но Ольга Чехова была столь же популярной, если не больше.

Р. АТАМАЛИБЕКОВ: Здесь сыграло роль несколько вещей. Марика Рок была безумно популярной, конечно же. Но она была венгерка, она не была немка. Всё-таки, Ольга Книппер была чистокровной немкой. У неё родители были немцы, да, обрусевшие, но немцы. А это в то время играло решающую роль. Она была безумной красоты, действительно, когда смотришь её фотографии, удивляешься. Она сразила огромное количество сердец. И кроме Геббельса, все остальные руководители германского рейха были её поклонниками.

Е. КИСЕЛЁВ: Геббельс её не любил?

Р. АТАМАЛИБЕКОВ: Геббельс её ненавидел. Дело в том, что она ему отвечала тем же. Она в своих воспоминаниях говорит, что он был абсолютно закомплексованный маленький человечек, не похожий на остальных типичных немцев, который однажды на балу, который давала Ольга Чехова у себя дома, упал с лестницы, схватившись за деревянную Мадонну, вызвал смех у всех присутствующих. Геббельс со своим комплексом, который пытался переспать со всеми более-менее знаменитыми немецкими актрисами, кстати, и с Марикой Рок тоже, но получил отказ. Он как ни пытался наладить какой-то контакт, был отвергнут, в том числе и Ольгой Чеховой. И люто её возненавидел.

В её воспоминаниях она отвечала ему тем же. А вот другие, и прежде всего, это конечно, Гитлер, очень симпатизировали ей.

Е. КИСЕЛЁВ: А что она пишет о них в своих воспоминаниях.

Р. АТАМАЛИБЕКОВ: Очень интересно. Гитлера она называет довольно неловким человеком, но с определённой австрийской галантностью. Очень интересно, я тоже, когда прочитал, мне было странно это услышать. Смущающимся, довольно нудным в общении, но когда он выступал перед аудиторией, он становился бешеным оратором. Геринга она сравнивает с землемером, скромным, скучным человеком, с Герингом очень интересно произошло в конце войны, когда она находилась в какой-то момент «под колпаком» у Геринга, как мы привыкли эту фразу произносить.

Е. КИСЕЛЁВ: У нас «под колпаком» у Мюллера.

Р. АТАМАЛИБЕКОВ: В данном случае я говорю про Геринга, т.к. он возглавлял гестапо.

Е. КИСЕЛЁВ: Вы имеете в виду Гиммлера.

Р. АТАМАЛИБЕКОВ: Конечно же, я имею в виду Гиммлера. Он был похож на землемера. Я потом скажу, как она описывает Геринга. Гиммлер в конце войны, всё-таки, видимо, количество информации об Ольге Чеховой, которая подозрительная, информация, которая заслуживала того, чтобы она была арестована, она узнала, что она будет арестована. Она лично позвонила Гиммлеру и попросила, чтобы это произошло утром, чтобы она успела выпить чашечку кофе. Гиммлер пришёл её арестовывать лично вместе с эсесовцами. Он был невероятно изумлён, потому что с фрау Чехов сидел сам Гитлер и пил с ней кофе.

И довольно изумлённо спросил: «А что здесь делает Гиммлер, зачем он сюда пришёл?» Ольге Чеховой таким способом удалось обыграть такого человека, как Гиммлер и в итоге спастись.

Е. КИСЕЛЁВ: Но это по версии, которую она сама изложила в своих мемуарах.

Р. АТАМАЛИБЕКОВ: Да. У нас только один источник. Как Вы понимаете, ни Гитлер, ни Гиммлер никаких по этому поводу сведений не оставили. Что касается Геринга, она его называла тщеславным, фанфаронистым человеком, который много позёрствует. Дело в том, что у неё был один из её любовников, он был немецкий ас. И она не понаслышке знала немецкую авиацию.

Е. КИСЕЛЁВ: И знала цену рейхсмаршала.

Е. КИСЕЛЁВ: Мы здесь прервёмся, потому что подошло время Новостей середины часа на «Эхо Москвы» и через минуту-другую продолжим разговор об Ольге Чеховой. Оставайтесь с нами.

НОВОСТИ

Е. КИСЕЛЁВ: Мы продолжаем программу «Наше всё» на волнах «Эхо Москвы». Сегодняшний выпуск посвящён Ольге Чеховой, русской актрисе, которая волею судеб, вскоре после революции оказалась в Германии, стала там кинозвездой первой величины, одной из самых популярных актрис гитлеровской Германии, которую обожал Гитлер, и которая, как гласит легенда, официально никогда никем не подтверждённая, но легенда, которая под собой имеет больше чем достаточно оснований, была в действительности чрезвычайно ценным агентом советской разведки.

Об Ольге Чеховой мы сегодня беседуем с продюсером фильма «Легенда об Ольге», который совсем недавно вышел на канале ТВЦ 8-серийный телевизионный фильм Райф Атамалибеков сегодня гость нашей программы и мы остановились на том, что есть воспоминания об Ольге Чеховой, где она описывает разные ситуации в своей жизни, в том числе и свои встречи с Гитлером, замечательную историю, когда подозревавший её, что что-то там не чисто, и слишком много компромата есть у немецкой контрразведки, у гестапо на Ольгу Чехову, рейхсфюрер Гиммлер пришёл её арестовывать, то застал у неё за чашечкой кофе самого фюрера, который был немало удивлён, когда человек, которого он никак не думал здесь увидеть, зачем-то здесь появился. И тем самым вопрос об аресте был закрыт. Как гласят мемуары самой Ольги Чеховой.

Кстати, хочу спросить Вас, Рауф, а есть воспоминания современников?

Р. АТАМАЛИБЕКОВ: По-крайней мере то, что нам не удалось никаких найти воспоминаний, так или иначе касавшихся Ольги Чеховой…

Е. КИСЕЛЁВ: Несмотря на всю её популярность.

Р. АТАМАЛИБЕКОВ: Совершенно верно. Но может быть мы не глубоко копали, и нам какие-то не были доступны материалы в Германии, потому что, как вы понимаете, удивительно, что в России имя Ольги Чеховой абсолютно замалчивалось. И несмотря на то, что она была…

Е. КИСЕЛЁВ: Наверное, для этого были причины. У нас ничего просто так не замалчивается.

Р. АТАМАЛИБЕКОВ: Совершенно верно. При этом мы все знаем великих немецких актрис – Марику Рок, Марлен Дитрих, которая уехала, когда нацисты пришли в Германию. Но я скажу честно, что для меня, пока я не столкнулся с этим вопросом, я знал, что она актриса, но что она была знакома с руководством гитлеровской Германии, у неё была такая потрясающая судьба, я не знал. Я знал, что она, будучи 17-лшетней девушкой, вышла замуж за Михаила Чехова, знаменитого великого русского… племянника А.П. Чехова.

Е. КИСЕЛЁВ: Она сама была племянницей Ольги Леонардовны Книппер.

Р. АТАМАЛИБЕКОВ: И поэтому было две Ольги Книппер-Чеховой. Одна Ольга Леонардовна, супруга Антона Павловича, и вторая Ольга Константиновна, супруга Михаила Чехова. Я знал, что она уехала в Германию.

Е. КИСЕЛЁВ: В процессе работы над фильмом Вы смотрели фильмы с её участием?

Р. АТАМАЛИБЕКОВ: Да, нам удалось посмотреть два фильма. Она потрясающая актриса. Кстати, ведь Ольга Леонардовна не признавала за Ольгой Чеховой-младшей каких-то больших актёрских достоинств. Она говорила, что самое большое её достоинство – это её красота, потому что она была действительно безумно красива. И всё.

Е. КИСЕЛЁВ: А в кино она играла роковых красоток.

Р. АТАМАЛИБЕКОВ: Она играла и в немом кино, когда только приехала, а когда перешло всё на звук, она даже у Хичкока снималась, между прочим. И она, так или иначе, она смогла доказать, может быть самой себе, может быть всем остальным, что она безусловно не просто красивая женщина, а она ещё прекрасная актриса. И вот тут очень интересно, мне кажется, ведь разведчик, как я понимаю, и со своей стороны он – это прежде всего артист, актёр, потому что нужно погрузиться настолько в обстоятельства и играть безошибочно, потому что любая фальшь приведёт к провалу.

Мне кажется, что это говорит о том, что Ольга Чехова, ей довольно легко было так или иначе, мы, кстати. Об этом в фильме говорим, что когда пытается НКВД спровоцировать Ольгу Чехову, когда она находится здесь, ещё перед отъездом в Германию, я имею в виду перед тем, как её принял Берия, начал лично расспрашивать, создали провокацию и ей подсунули провокатора. Но провокатор сказал, что она абсолютно искренняя, на что один из руководителей контрразведки российской сказал: «Ну, она же актриса! И она прекрасная актриса».

Моё личное мнение, что она пользовалась своим влиянием, своей красотой, и так или иначе она была агентом влияния, но вполне возможно, что она передавала какие-то сведения, которые она могла узнать, она передавала советской разведке.

Е. КИСЕЛЁВ: Мы остановились на том, что у нас разговор идёт немного сумбурно, какие-то линии этого разговора невольно обрываются, но я хочу вернуть Вас в 1945 год. Рассказывали, что в 1945 году сотрудники СМЕРШа не арестовали, но задержали её, по вашей кинематографической версии, это некое художественное преувеличение, её усыпили, доставили в Москву, но бросили не в Лубянку, а поселили в конспиративной квартире, в центре Москвы, где с ней вели долгие беседы высокопоставленные сотрудники НКВД, сотрудники советской разведки и контрразведки. И дошло до того, что с ней стали общаться Меркулов, Абакумов и сам Берия.

Обращаю ваше внимание, уважаемые слушатели, что известные разведчики, которые работали в Европе на советскую разведку Леопольд Треппер и Шандар Рада после войны были арестованы. И, пользуясь терминологией из фильма «Семнадцать мгновений весны», в Москву их привезли без погон и в кандалах. И тот, и другой просидели на Лубянке до самой смерти Сталина. И их считали предателями, двойными агентами, врагами народа. Были и другие печальные истории, связанные с тем, как советские разведчики, возвращаясь после войны с менее известными фамилиями, возвращаясь после войны в Советский Союз, иногда окольными путями, оказывались под подозрением и попадали в ГУЛАГ. С Ольгой Чеховой этого не случилось.

Я так понимаю, что удивительным образом… я не говорю об истории с Валленбергом, когда Валленберга тайно похитили, привезли шведского дипломата, который занимался спасением венгерских евреев в Будапеште, выкупал евреев и делал то же, что делал Шиндлер, только в значительно большем количестве. Его похитили, привезли. Это загадочная история, которая до конца не известна. Погиб он, зачем его задержали, зачем его спрятали на Лубянке, чего от него хотели? Потом только это всплыло, что шведское правительство его ищет. Отдельная история, не будем в неё погружаться, но Ольгу Чехову, и это, как я понимаю, не домысел авторов фильма. Это произошло в реальной жизни. И её не просто отпустили на все четыре стороны, ей ещё помогли обустроиться в Германии после войны, в разрушенном Берлине.

Р. АТАМАЛИБЕКОВ: Совершенно верно. Помогли восстановить её дом, снабжали её продуктами. И когда она изъявила желание переехать в Западный Берлин, ей никто не препятствовал. Конечно, это удивительные вещи, никак по-другому, с такими людьми и подобного рода решения принимаются на самом верху. И понятно, что я думаю, что в её судьбе принимал какое-то участие, как минимум, Берия. А вполне возможно и сам Иосиф Виссарионович Сталин.

Е. КИСЕЛЁВ: Кстати, сын Берии покойный, Серго Берия, написавший книгу незадолго до смерти «Мой отец Лаврентий Берия», касается там, насколько я знаю, истории с Ольгой Чеховой. И пишет в книге, что у него нет никаких сомнений, что Ольга Чехова была нелегальным советским разведчиком экстра-класса.

Р. АТАМАЛИБЕКОВ: Совершенно верно. Более того, насколько мы знаем, она входила в группу, по крайней мере, насколько можно понять, в группу, в которой советской разведке было поручено физически устранить Гитлера. И в последний момент был из Москвы получен приказ, отменяющий физическое устранение Гитлера, т.к. руководство Советского Союза решило, что в случае устранения Гитлера другие руководители Третьего рейха смогут пойти на сепаратный мир с Западом.

Е. КИСЕЛЁВ: Об этом написал Судоплатов в своей книге. Историю с покушением на Гитлера, которое было отменено, как раз рассказывает он. Надо отметить, что генерал Судоплатов как раз за все эти вещи и отвечал, потому что он отвечал за спецоперации советской разведки, связанные с физическим устранением противником, Троцкого перед войной, ещё ранее одного из лидеров украинских националистов Коновальца. И прочее, прочее, прочее. Правда, надо сказать, что там история была с этими мемуарами. Есть официальная, даже не официальная, а полуофициальная позиция советской разведки, точнее, уже российской службы внешней разведки.

Мы всерьёз не относимся к мемуарам Судоплатова. Там очень много неточностей. Он пишет о вещах, о которых он не знал и не мог знать. При этом надо понимать, что сам Судоплатов – это человек очень сложной судьбы, он получил после смерти Берии, был арестован, как один из его сообщников, хотя он был в той же мере сообщником Берии, как и любой другой высокопоставленный сотрудник разведки в то время. Но он получил 15 лет, отбарабанил их от звонка до звонка, вышел на свободу в 1968 году. А мемуары свои издал уже в постсоветское время. И рассказал, очевидно, там очень много, чего рассказывать было нельзя. И мы можем допускать, что такое снисходительное отношение бывших разведчиков, действующие разведчики не комментируют.

Но мы со слов нашего бывшего президента, а ныне премьер-министра знаем такую максиму, что бывших разведчиков не бывает. И что есть такая негласная договорённость, что когда заходит речь о мемуарах Судоплатова, то все так снисходительно говорят, что Судоплатов – это не авторитет. Хотя я не исключаю, что такое отношение делается сознательно для того, чтобы дезавуировать некие биты информации, которые, возможно, с точки зрения спецслужб, если подтвердить, что это соответствует действительности, возможно с точки зрения спецслужб это наносит потенциальный возможный ущерб, раскрывает какие-то секреты, которые нам с вами, уважаемые слушатели, знать не дано.

Но, тем не менее, я ещё о чём хотел Вас спросить. Вернувшись в Германию, ведь Ольга Чехова продолжала работать в кино?

Р. АТАМАЛИБЕКОВ: Да, она продолжала работать в кино, и предпоследняя её картина была в 1953 году. После этого в Германии против неё… всё-таки, не удалось скрыть её исчезновение из Германии и пребывание в Советском Союзе, поэтому по некоторым сведениям в середине 50-х, будем так говорить, она была подвергнута остракизму. И её обвиняли в измене интересам Германии. Но она, будучи женщиной с железным характером, ей удалось отвергнуть все эти обвинения. Надо сказать, что во время войны Ольга Чехова выступала в агитбригадах. Мы привыкли, что агитбригады были только у советских войск, но были агитбригады и у немецких войск. Она выступала на Восточном фронте в составе немецких агитбригад и поднимала дух немецких солдат.

Ей удалось доказать, что она не является врагом Германии, и она была оправдана, если не судом, она не была никогда под судом. Но в мнении немецких зрителей и немецких граждан. Что ещё можно сказать…

Е. КИСЕЛЁВ: Кстати, есть ещё одно косвенное подтверждение того, что она могла работать на советскую разведку. Она ведь ездила в Голливуд, пыталась там сниматься, перезнакомилась с продюсерами, режиссёрами, самыми знаменитыми актёрами того времени, 30-х годов. Но почему-то вернулась в Германию. Хотя Михаил Чехов, он уже не был к тому времени её мужем, он в Голливуде остался, и в Америке работал успешно. Мне приходилось читать такую версию, что не осталась она в Голливуде не потому, что ей там не понравилось, а потому что сказали: «Нет, Ольга Константиновна, Вы нам нужнее в Германии».

Р. АТАМАЛИБЕКОВ: Мы можем догадываться, но на самом деле она познакомилась в США со всеми звёздами, и с Кларком Гейблом. И с Чаплином, и с Гэри Купером, с Мэри Пикфорд, Марлен Дитрих, которая тоже до этого уехала в США. У неё был карт-бланш, она могла сниматься у самых лучших режиссёров. Но, как она говорит, Америка ей не понравилась, она говорит, что она не понравилась ей своей примитивностью, скаредностью. И поэтому она всё-таки поехала в Германию. Вполне возможно, что ей там не разрешили, что она была более ценна в Германии, имеет право на жизнь.

Но эта женщина легенда. Мы можем только опираться или на её воспоминания, или сделать свои допущения. Но конкретных фактов пока нет. Вполне возможно, что что-то откроется, но на сегодня можно только догадываться.

Е. КИСЕЛЁВ: Но сам факт того, что она была в Москве, её допрашивали, расспрашивали, где-то должны сохраниться протоколы этих расспросов, допросов или записи бесед, которые оперативные работники органов безопасности просто обязаны были делать по завершении. Даже если эти беседы писались с помощью технических средств с вмонтированных куда-то микрофонов на магнитофоны, всё равно…

Р. АТАМАЛИБЕКОВ: Я не знаю, поможет ли нам закон о фальсификации истории сейчас, но может быть, если каким-то образом попытаться раскопать и, основываясь на том, что история не должна быть фальсифицирована, как сейчас все заявляют, попытаться запросить эти сведения на Лубянской площади, вполне возможно, они там есть.

Е. КИСЕЛЁВ: Может быть на Лубянской площади, а может быть в архивах внешней разведки.

Р. АТАМАЛИБЕКОВ: Может быть и там.

Е. КИСЕЛЁВ: Бог его знает, но наверняка где-то что-то сохранилось, могло сохраниться. В любом случае это не та фальсификация истории, которая так заботит сейчас некоторых наших политиков.

Р. АТАМАЛИБЕКОВ: Конечно же!

Е. КИСЕЛЁВ: Вот если бы кто-то сказал, что Ольга Чехова была публичной женщиной, которая на самом деле никакого отношения к советской разведке не имела и иметь не могла, и вообще, она находилась с сомнительных отношениях с лидерами Третьего рейха… Но, заметьте, мы не знали о ней, но как раз из неё можно было бы сделать показательный… что вот примерно наказать коллаборационистку, которая изменила России, изменила русскому искусству, поехала, бросила МХАТ, русскую сцену и докатилась до того, что стала любимицей самого главного военного преступника всех времён и народов – Адольфа Гитлера. Ведь этого по отношению к ней сделано не было.

Р. АТАМАЛИБЕКОВ: Совершенно верно.

Е. КИСЕЛЁВ: Хотя её замалчивали, но её не преследовали, хотя все возможности для этого были.

Р. АТАМАЛИБЕКОВ: Да, совершенно верно. Нас всех это и поражает. Когда мы это отражаем в фильме, при задержании у неё на столе стояла фотография Гитлера с личной подписью «Дорогой Ольге от преклоняющегося фюрера», не за такие вещи расстреливали людей. Она не скрывала того, что она поддерживала боевой дух немецких солдат, которые воевали. Этого тоже было вполне достаточно. И это всё ей простили. Было за что прощать, по-видимому. Я думаю, что если аналитически подходить к её жизни.

Е. КИСЕЛЁВ: Мы додумываем, всё, чем мы сейчас с Вами занимаемся, Рауф, это в некотором смысле домысливание, додумывание, спекуляция, но мы на это имеем право, потому что слишком много обстоятельств в истории, в биографии знаменитой русской актрисы, оказавшейся знаменитой не потому что она блистала на русской сцене, тогда она была девочкой совсем, потому что она оказалась знаменитой актрисой в Третьем рейхе, кинозвездой, любимицей Гитлера, слишком много вопросов возникает при изучении её судьбы, её биографии, всего того, что с ней случилось перед войной, во время войны и после неё.

К сожалению, наше время подошло к концу. Я напомню, об Ольге Чеховой Мы сегодня разговаривали с продюсером только что прошедшего на канале ТВЦ 8-серийного телесериала «Легенда об Ольге», который был посвящён Ольге Чеховой. Рауфа Атамалибекова мы благодарим за участие в нашей программе.

Р. АТАМАЛИБЕКОВ: Спасибо.

Е. КИСЕЛЁВ: На этом всё. Я прощаюсь с вами, до встречи в следующее воскресенье.

Р. АТАМАЛИБЕКОВ: До свидания.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024