Купить мерч «Эха»:

Открывашка - 2011-10-09

09.10.2011
Открывашка - 2011-10-09 Скачать

Л. ГУЛЬКО - Мы начинаем нашу «Открывашку», 10 часов 7 минут. И у нас как всегда много любопытного и интересного. И сегодня мы с вами поговорим вот о чем. В первой части для нас с вами подготовила свое открытие Вера Бунтман. Она расскажет нам про историю утюга. Такой, казалось бы, предмет совершенно обыденный, но очень интересная история. Потом мы от утюга перекинемся на пуговицы, я вам расскажу кое-что интересное об истории пуговиц. Потом – а потом услышите, что мы будем делать, да и увидите, те, кто смотрит Сетевизор. У нас есть призы, естественно, поскольку я по ходу дела буду задавать всякие разные вопросы. Конечно, мы будем петь на нашей «Открывашке», и начнем мы, наверное, с песни. Опять же, нас сопровождает сегодня «Детская площадка №1», такой, «20 песен для детей и родителей», диск такой, CD он называется. Ирина Бугушевская, Андрей Усачев, Александр Пинегин – вот, они трое авторы этого диска, и с ними работали, между прочим, художники и музыканты, и все это, и спасибо им большое. А композиция, с которой мы начинаем нашу «Открывашку», называется «Дядя Гога». Они исполняются в разных стилях композиции, это такой блюз-рок, я бы назвал, вот так, что ли. Ну, послушаем.

«ДЯДЯ ГОГА»

Л. ГУЛЬКО - Продолжаем нашу «Открывашку», теперь подошла очередь Веры Бунтман, которая подготовила такое свое исследование. Она, собственно, сейчас расскажет вам, и мне заодно, какова же история утюга. С чего все начиналось, и чем все закончилось.

В. БУНТМАН – Первым устройством для глажения белья, скорее всего, был плоский тяжелый камень. На наскальных рисунках древних ацтеков глажка запечатлена так: одежду расстилали на ровной поверхности, придавливали сверху и оставляли на время под этим прессом. Еще в IV веке до н.э. древние греки изобрели способ плиссировки своих одежд из полотна с помощью металлического прута, напоминавшего скалку. Через 2 столетия римляне выбивали морщинки из одежды металлическим молотком. На Руси семь – восемь веков назад бытовал способом глажки с помощью рубеля и валька. На ровно обструганную палку наматывали просушенное белье и прокатывали его по столешнице при помощи рифленой доски. Такой принцип до сих пор применяется в некоторых гладильных машинах. Гладили белье также "гавками" - стеклянными шарами, отрезанными донышками бутылок, железными кружками, наполненными горячей водой. Утюг с горящими углями внутри появился лишь в середине XVIII века. До этого времени одежду гладили инструментом, очень похожим на большую сковородку. Самыми простыми утюгами были нагревательные. Перед использованием их разогревали в печи. Такие утюги, предназначенные для грубой ткани, весили по 10 килограммов. Для проглаживания манжетов и воротничков пользовались такими же утюгами меньшего размера. Самым близким предшественником современного утюга была сковорода, а точнее – жаровня с углями. Ей на смену пришел паровой утюг. Угли в нем помещались внутрь корпуса и закрывались крышкой, а сверху для лучшей тяги пристраивали трубу. Чтобы угли лучше грели, делали специальные отверстия по бокам. Размахивая таким утюгом вперед-назад, усиливали вентиляцию. Со временем хозяйки стали пользоваться двумя утюгами – пока один нагревался на печке, другим гладили. Стоит отметить, что существовали и спиртовые утюги, действующие по принципу керосиновой лампы. Так в небольшой бочонок заливался спирт, и поджигался. В XIX веке за спиртовой утюг можно было выручить небольшое стадо овец. В 1903 году изобретатель Эрл Ричардсон уговорил нескольких домохозяек опробовать его новое изобретение – облегченный утюг с электрическим нагревом, и эксперимент удался. Руководствуясь мнением своей супруги о том, что первая модель чрезмерно нагрета в середине и недостаточно по бокам, Ричардсон через 2 года изготовил более усовершенствованную модель своего утюга, стала пользоваться необычайно большим спросом не только в Америке, но и во всем мире.

Л. ГУЛЬКО - А я, между прочим, знаю еще один способ глажки. Ну, так случилось – когда я служил в армии, давно-давно, в середине 1970-х годов – как мы гладили форменные брюки? Под матрас той кровати, где спал солдат, клали такую большую доску. На доску клали парадную форму, форменные брюки, поскольку утюгов на всех не хватало. А потом сверху клали матрас и ложились спать. И вот под собственной тяжестью эти самые брюки гладились. Еще один способ навести стрелки на брюки – это взять расческу, вот, и между зубцами расчески пропустить ткань брюк, и так немножечко вниз расчесочку направить – и получается. Хорошо, если расческа будет, скажем сразу, не чистая, поскольку просто стрелки будут лучше. Вот таким способом наводили стрелки на такую, парадную одежду военную. Но все это было давно, это один из способов глажки. А теперь от утюгов, спасибо Вере Бунтман, перейдем к пуговицам. Вот, что натворили пуговицы в человеческой истории – тоже любопытная история. Губительное воздействие русского мороза на Наполеоновских солдат усугублялось еще и тем, что с них буквально падала одежда. Почему? Оловянные пуговицы крошились на морозе, а у них одежда была на оловянных пуговицах. При сильных морозах, ниже 13-15 градусов по Цельсию, олово переходило в порошкообразную модификацию, пуговицы крошились. В 1798 году во время египетского похода Наполеона, солдаты его частенько возвращались с базара в расстёгнутых мундирах - они расплачивались пуговицами на этом самом базаре. А Первая Мировая война случилась из-за плохо расстегивающихся пуговиц, как говорят. Эрцгерцог Франц-Фердинанд просто умер после выстрела только из-за того, что на расстегивание всех его пуговиц для обработки раны потребовалось слишком много времени. Когда пуговицы появились, их носили гораздо больше, чем нужно, чем знатнее и богаче был человек, тем их должно было быть больше. Известно, например, что французский король Франциск I как-то заказал ювелиру 13600 маленьких золотых пуговиц для отделки лишь одного бархатного костюма. Указ Петра I, предписывающий пришивать оловянные пуговицы к обшлагам рукавов солдатских мундиров с внешней стороны был полон тайного смысла. Собственно, у меня вопрос – какого тайного смысла был полон приказ Петра I? Почему он предписывал пришивать оловянные пуговицы к обшлагам рукавов солдатских мундиров с внешней стороны? Не с внутренней, а с внешней стороны. 3633659. Это такой вопрос, на сообразительность, на самом деле, ну, или, может быть, кто-то читал и знает. 3633659. Так что же там Петр I? Зачем он все это, какой тайный умысел в этом его приказе по поводу пришивания пуговиц? 3633659 наш телефон, сейчас мы сделаем всем равные права. Это называется что – демократия называется. Всех отключим сначала, а потом включим, чтобы люди имели равные возможности дозвониться. 3633659, вот. Доброе утро.

СЛУШАТЕЛЬ - Алло, здравствуйте.

Л. ГУЛЬКО - Привет.

СЛУШАТЕЛЬ - Я думаю, для того, чтобы они, если одни пуговицы, на пиджаке например, оторвутся, чтобы можно было пришить туда.

Л. ГУЛЬКО - Ты знаешь, нет, не совсем. Как тебя зовут?

СЛУШАТЕЛЬ - Лиза.

Л. ГУЛЬКО - Лиза, не совсем правильный ответ. Совсем неправильный, скажу тебе прямо уж честно и откровенно. Совсем неправильный ответ, к сожалению, не совсем поэтому. Там дело, Лиза… Давай попробуем вторую попытку. Что я, собственно, я же тут руководитель этой детской нашей передачи. В смысле, тут вот ее веду, поэтому могу тебе дать вторую попытку в «Открывашке». Дело связано с гигиеной, Лиза. С гигиеной.

СЛУШАТЕЛЬ - Может быть, что-нибудь ими чистить?

Л. ГУЛЬКО - Нет, нет. Не чистить. Нет, пуговицами ничего не чистили. Нет. Спасибо тебе большое, спасибо, попробуй еще раз нам дозвониться и дать правильный ответ, но, может быть, уже на другой вопрос. Вопрос остается. У Петра был такой тайный умысел. У Петра I. Он предписывал пришивать оловянные пуговицы к обшлагам рукавов солдатских мундиров с внешней стороны. Почему? 3633659 наш телефон. Ну-ка, попробуем. Доброе утро! Алло.

СЛУШАТЕЛЬ - Алло.

Л. ГУЛЬКО - Ну, говори, я не знаю.

СЛУШАТЕЛЬ - Меня зовут Вадим. Мне 9 лет.

Л. ГУЛЬКО - Да, Вадим. Ты знаешь что, сделай потише радио и слушай только телефон, а то будет такое неприятное – повторяющиеся слова. Ага, вот так лучше.

СЛУШАТЕЛЬ - Я точно не знаю.

Л. ГУЛЬКО - Но попробуй.

СЛУШАТЕЛЬ - Может быть, если пули закончились, пришивали… отрывали.

Л. ГУЛЬКО - Нет, нет. Подожди, стой. Я сейчас не засчитываю первый ответ, я его не слышал. Я говорил, что это связано с гигиеной. С гигиеной. Вот они, солдаты, понимаешь, поскольку у Лизы было две попытки, и у тебя будет две попытки. Смотри, солдаты, вот они пришивали пуговицы, Петр I предписывал с внешней стороны мундира, даже дальше тебе подскажу. Солдаты, вот, понимаешь, они же едят периодически. Вот, они поели…

СЛУШАТЕЛЬ - Чтоб не вытирали рот рукавами.

Л. ГУЛЬКО - Ну, конечно. Пуговицы не позволяли солдатам по привычке после еды вытирать рукавом рот и нос. Больно, больно пуговицами вытирать рот и нос. Вот без, как тут написано, без шпицрутенов, чтобы не пороть этих солдат, он отучил их от дурной привычки, портившей мундирное сукно. Ты думаешь, он о солдатах заботился? Он о сукне заботился, естественно. Вот, такая история. Ты прав, на самом деле. Знаешь что, ты знаешь… Во-первых, у меня еще есть четыре пары билетов, еще осталось, могу одну пару отдать тебе, на кукольный спектакль, о котором мы говорили во второй части «Детской площадки». Если хочешь в кукольный театр – пожалуйста, могу тебя пригласить. Но если хочешь, конечно, это дело хозяйское.

СЛУШАТЕЛЬ - Я хочу. Но у меня еще сестра есть, можно и на сестру билет?

Л. ГУЛЬКО - Ну, там как раз 2 билета. Если ты с ней пойдешь сам?

СЛУШАТЕЛЬ - Ну, тогда я согласен.

Л. ГУЛЬКО - Вот, если сам с ней пойдешь, с сестрой… Ты же взрослый уже мальчик-то.

СЛУШАТЕЛЬ - Угу.

Л. ГУЛЬКО - Хорошо, давай так и сделаем. Значит, новый спектакль «Большое путешествие. Драконы, демоны и герои» в театре Образцова. Это будет 14 октября, в пятницу вечером, я так понимаю. Вот, хорошо, давай, спасибо тебе большое, билетики твои, с сестрой и пойдешь.

СЛУШАТЕЛЬ - Спасибо.

Л. ГУЛЬКО - Спасибо, пока. Такая вот история с пуговицами и с Петром I. Тайна смерти шведского короля Карла XII. 30 ноября 1718 года Карл XII инспектировал инженерные работы возле осажденной норвежской крепости. Стараясь лучше рассмотреть стены неприступного сооружения, король до пояса высунулся из траншеи — и в этот момент раздался выстрел. Считается, что короля убили свои. Заговорщики залили свинцом круглую латунную пуговицу от королевского кафтана и использовали в качестве мушкетной пули — считалось, что Карл заговорен от обычного оружия, и убить его можно лишь чем-то, что принадлежало ему самому. Вот, таким способом от него и избавились. И последнее про пуговицы. Интересно, что по ГОСТу в СССР пуговица должна была выдерживать нагрузку в 5 кг. Нынешние изделия уже у нас, в нынешней России, в среднем выдерживают нагрузку всего лишь в 500 г. Так что, видите, как-то пуговицы – они немножко полегче стали. Ну, с другой стороны, просто появилось больше возможностей и, может быть, больше молний появилось. Стало меньше пуговиц и появилось больше… и пуговицы стали делать из другого материала. Ну вот, про пуговицы… утюг и пуговицы мы вам рассказали. Делаем, опять же, музыкальную паузу в нашей «Открывашке». Сейчас мы послушаем такую замечательную историю, замечательный случай с гражданкой Петровой. Он называется «Очень поучительный случай», поэтому слушайте внимательно.

«ОЧЕНЬ ПОУЧИТЕЛЬНЫЙ СЛУЧАЙ»

Гражданка Петрова, протяжно зевая,

Ждала у аптеки шестого трамвая

И всех ослепляла своей красотой –

Во рту у Петровой был зуб золотой.

Во рту у Петровой, во рту у Петровой,

Во рту у Петровой был зуб золотой.

Гражданка Петрова зевнула широко,

И к ней прямо в рот залетела сорока.

Влетела нахально, как в собственный дом,

Разинутый рот перепутав с гнездом.

Влетела нахально, влетела нахально,

Разинутый рот перепутав с гнездом.

Петрова от ужаса даже вспотела:

А если сорока там жить захотела?

А после пойдут у сороки птенцы

И станут таскать изо рта леденцы.

И станут таскать, и станут таскать,

И станут таскать изо рта леденцы.

«Кыш-кыш», - замахала руками Петрова,

И вдруг изо рта изо рта вылетает, как слово,

Сорока, сверкая своей красотой.

Во рту у сороки был зуб золотой.

Во рту у сороки, во рту у сороки,

Во рту у сороки был зуб золотой!

Петрова ругалась на всю остановку,

Петрова купить собиралась винтовку!

А зуб улетел, и уехал трамвай.

Вот так-то, Петрова, смотри – не зевай!

Вот так-то, Петрова, вот так-то, Петрова,

Вот так-то, Петрова, смотри – не зевай!

Л. ГУЛЬКО - Мне кажется, очень поучительная история про гражданку Петрову и про зевание. Действительно. Что нам пишут? Нам пишет Ангелина: «Мне мама сейчас сделала овсянку с маслом – одно объедение», - написала совсем не так давно Ангелина. Наверное, она успела уже ее стрескать, эту самую овсянку. С другой стороны, Люда, 8 лет, пишет нам: «Я умею делать яичницу с помидорами. Вкусную». Я не сомневаюсь, Люда. Если в эту яичницу с помидорами еще добавить колбаски! Вот это будет совсем вкусно. Это мы сейчас немножко возвращаемся на детскую площадку. Ну вот, дальше пойдем. Пойдем дальше. Про утюг, пуговицы рассказали, пришло время галош. Я думаю, что за 5 минут мы успеем про галоши рассказать что-то достаточно интересное. Галоши начали свою историю в дождливой Англии. Ну, осень у нас тоже, в общем, наступает такая. Отцвела капуста. Читая том «Галльской войны» Юлия Цезаря, англичанин Редли узнал, что древние галлы для защиты от грязи носили футляры для обуви. В 1803 году Редли запатентовал своё изобретение - чехлы для обуви из ткани, пропитанной сырым соком каучукового дерева. Калоши из сырого каучука обладали одним серьезным недостатком: на холоде они твердели и становились ломкими, а в жаркую погоду “таяли” - неприятно пахли, делались липкими и мягкими. В 1839 году был открыт процесс вулканизации каучука. В Петербурге в 1859 году продажу галош на поток поставил немецкий бизнесмен Фердинанд Краузкопф, который в Гамбурге продавал продукцию американских производителей калош. Однако, до него в России все-таки были попытки производить галоши, но они не были успешными по скольку – не умели вулканизировать каучук. В 1860 году Краузкопф открыл ТРАРМ, или Товарищество российско-американской резиновой мануфактуры. Всего за несколько месяцев производилось около 1000 пар в день, так калоши хотели иметь все. Отсутствие калош, или галош считалось… Вот тут вопрос: чем считалось отсутствие галош тогда? Вот, галоши хотели иметь все, но отсутствие галош считалось признаком… чего? 3633659 – наш телефон. Есть еще несколько минут до новостей. Если не успеем ответить, перенесем за новости, естественно. 3633659. Каким же признаком считалось отсутствие галош? 3633659. Доброе утро!

СЛУШАТЕЛЬ - Алло.

Л. ГУЛЬКО - Да, привет.

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте.

Л. ГУЛЬКО - Привет, привет. Как тебя зовут?

СЛУШАТЕЛЬ - Лиза, я уже звонила.

Л. ГУЛЬКО - Лиза, вот молодец – дозвонилась еще раз. Ну что?

СЛУШАТЕЛЬ - Ну, признаком бедности считалось.

Л. ГУЛЬКО - Чем?

СЛУШАТЕЛЬ - Ну, бедностью.

Л. ГУЛЬКО - Ну, конечно. Отсутствие галош считалось признаком бедности. Это правда, Лиза. Ты совершенно права. А, кстати, в 1908 году мануфактура Фердинанда Краузкопфа стала называться «Треугольник». И вот практически до последнего момента фабрика «Треугольник» существовала, где делали галоши. Купила мама Лёше отличные галоши. Ну что, значит? Есть билеты, Лиза…

СЛУШАТЕЛЬ - На какое число?

Л. ГУЛЬКО - На 14-е октября, на пятницу. В кукольный театр. Нет, это, в общем, по желанию. Или давай книжку сейчас выберем с тобой?

СЛУШАТЕЛЬ - А какая книжка?

Л. ГУЛЬКО - Ну, какая книжка. Есть книжка, например, поскольку ты взрослая девочка – называется «Врата ворота» Энтони Горовца.

СЛУШАТЕЛЬ - Ну, если можно…

Л. ГУЛЬКО - А?

СЛУШАТЕЛЬ - А, мы сможем на билеты. Можно мне билеты взять?

Л. ГУЛЬКО - Так чего? Билеты?

СЛУШАТЕЛЬ - Да, билеты. Можно?

Л. ГУЛЬКО - Хорошо, Лиза. Давай билеты, значит, на спектакль кукольный «Большое путешествие» про демонов, драконов…

СЛУШАТЕЛЬ - А для 11 лет – нормально?

Л. ГУЛЬКО - Для каких?

СЛУШАТЕЛЬ - Ну, мне 11 лет.

Л. ГУЛЬКО - Ну, конечно нормально. Это же кукольный спектакль в театре Образцова. Конечно, нормально. Там, кстати, на двоих. Поэтому вполне можешь пойти с кем-нибудь. С мамой, с папой, ну вообще – с кем хочешь.

СЛУШАТЕЛЬ - Спасибо большое.

Л. ГУЛЬКО - Спасибо тебе большое, действительно. Пока, будь здорова. Значит, отсутствие галош считалось признаком бедности. А в 1908 Краузкопф открыл мануфактуру «Треугольник». Дальше там было больше, 60-е годы прошлого столетия стали последним пиком популярности галош. Их выпускали и для мужчин, и для женщин, с ремешком вместо задника и гнездом для каблука. В настоящее время тему калош подхватили ведущие дизайнеры обуви. Я вижу все больше и больше девушек, которые расхаживают в длинных галошах, то есть в резиновых сапогах. У меня такие сапоги на даче стоят, я помню их. Стояли давно, и я всегда помню – такие, черные. А сейчас девушки в них ходят, модницы. Ну, все меняется. Этому способствовало появление высококачественных полимерных материалов. Галоши снова в моде, но в новом - более изящном и изысканном виде. Все, делаем перерыв на новости, затем возвращаемся в «Открывашку» и продолжаем наши с вами изыскания и разговоры.

НОВОСТИ

Л. ГУЛЬКО - Продолжаем нашу «Открывашку». О галошах поговорили, теперь пришло время зонтиков. Несколько слов о зонтиках. Зонт существовал еще в XI веке до н.э. Именно это время считается временем изобретения зонта. Родиной зонта…или зОнта? ЗонтА… считается Китай или Египет. В обеих названных странах зонт считался символом власти. Только фараоны или императоры и приближённые царственных особ могли пользоваться этими самыми устройствами. Зонты были 1,5 метра высотой и весили 2 кг. Вот, попробуйте этот зонтик двухкилограммовый, 1,5 метра высотой удержать сейчас, в наши современные ветра и ураганы. Сделаем небольшую паузу в зонтиках. Давайте, все-таки, так сказать, отдадим должное и нашим музыкальным композициям. Следующая, кстати, музыкальная композиция будет… не скажу что это песня про зайцев, но что это заячья песня – я знаю совершенно точно. И она, опять же, в таком, в современном стиле.

«ЗАЯЧЬЯ ПЕСНЯ»

Л. ГУЛЬКО - Ну вот, такая небольшая зарисовка про зайца. Хорошо. Значит, возвращаемся в зонт. Заяц-то замерз, но зонт-то остался. Символом богатства и власти зонт считался и в Индии. Чем знатнее был человек, тем больше его свита имела право носить за ним зонтов. Властитель имел 13 зонтов, символизировавших солнце и расположенные вокруг него 12 знаков зодиака. В Тибете белые или черные зонтики считаются символами духовного величия, в то время как светской власти больше соответствуют зонты из павлиньих перьев. Затем с Востока вот эти вот самые зонтики перекочевали в Древнюю Грецию, потом — в Рим, где ими пользовались, конечно же, женщины. В Западной Европе зонт появился во Франции в XVII веке и назывался он… А вот интересно – как он назывался? У меня вопрос – как назывался в Западной Европе зонт, который появился во Франции в XVII веке и назывался… 3633659. Как он назывался? Вопрос такой, сложный. Для умных детей или находчивых детей, а также умных родителей. 3633659 – наш телефон. Ой, отключил зачем-то, вместо того чтобы включить. Ну, все бывает. Перепутал педали газа и тормоза. 3633659 наш телефон, 3633659. Но все равно, все равно. Доброе утро! Алло!

СЛУШАТЕЛЬ - Алло, здравствуйте.

Л. ГУЛЬКО - Здравствуйте, здравствуйте. Ну?

СЛУШАТЕЛЬ - Парасоль называлось.

Л. ГУЛЬКО - Парасоль называлось. Вам сколько лет?

СЛУШАТЕЛЬ - Тринадцать.

Л. ГУЛЬКО - Тринадцать – сказали вы неуверенно как-то. Может, старше?

СЛУШАТЕЛЬ - Нет, не старше. Мне просто недавно было 12, а теперь уже 13.

Л. ГУЛЬКО - Тринадцать, но голос как-то меняется. Как-то грубеет. От 12-ти к 13-ти, нет?

СЛУШАТЕЛЬ - Нет, наверное.

Л. ГУЛЬКО - Может, курите много?

СЛУШАТЕЛЬ - Нет.

Л. ГУЛЬКО - Нет? Вообще не курите?

СЛУШАТЕЛЬ - Ну, нет.

Л. ГУЛЬКО - И не пробовали?

СЛУШАТЕЛЬ - Никогда не буду.

Л. ГУЛЬКО - Почему?

СЛУШАТЕЛЬ - Не надо мне это.

Л. ГУЛЬКО - Нет, ну, как-то в свое время пробовали? Все пробовали, и я пробовал тоже. Как раз в это время. Мы пробовали, помню, мы заворачивали в бумагу, делали самокрутки, заворачивали чай рассыпной зачем-то. В подъезде с ребятами, или кофе. Пытались это дело курить. Страшная гадость на самом деле. Это правда, что курить не надо, курить вредно. Это верно, и делаете правильно. Да, назывался он действительно «парасоль», назывался он «парасоль». Значит, мы должны с вами… Как вас зовут, кстати?

СЛУШАТЕЛЬ - Андрей.

Л. ГУЛЬКО - Андрей. Я же должен выбрать с вами вам подарок же, Андрей.

СЛУШАТЕЛЬ - Угу.

Л. ГУЛЬКО - Ну, угу. А что я могу выбрать для такого взрослого…

СЛУШАТЕЛЬ - А давайте билеты.

Л. ГУЛЬКО - В театр кукольный?

СЛУШАТЕЛЬ - Да.

Л. ГУЛЬКО - А вы с кем пойдете?

СЛУШАТЕЛЬ - С братом.

Л. ГУЛЬКО - А сколько брату лет?

СЛУШАТЕЛЬ - Ему уже 16.

Л. ГУЛЬКО - То есть два взрослых человека, практически, 13 и 16 лет, пойдут в кукольный театр. Нет, это нормально, потому что спектакль, на самом деле, для всех. Он такой философский. Ну, хорошо, давайте билеты. Предпоследняя пара. Что вы так усмехаетесь?

СЛУШАТЕЛЬ - Я доволен.

Л. ГУЛЬКО - А, хорошо. А там кто-то есть, кто-то есть, какие-то там девочки, по-моему, где-то рядом. Нет?

СЛУШАТЕЛЬ - Нет. Это мама.

Л. ГУЛЬКО - А, это мама. У мамы голос моложе, чем у сына. Вот, это нормально. Хорошо, молодец мама. Молодая мама. Хорошо, значит, действительно, он назывался парасоль. Билеты ваши. Пока. Привет брату, 16-летнему. Пока. Ну хорошо, люди пойдут в театр. У французского солнечного зонта верх делался из вощёного полотна, а ручка была костяной. 4 мая 1715 год в Париже произведён первый складной зонтик. Первоначально зонт служил для защиты от солнца, как укрытие от дождя зонт впервые применил англичанин Джонас Хенвей в 1750 году. Русское название этого предмета, зонтика, было позаимствовано из… Вот, из какого языка? Который, если говорить как тут написано, то если полно перевести это слово – «навес от солнца на корабле», слово «zondec». Откуда позаимствовано русское название этого предмета, из какого языка? 3633659. 3633659. Доброе утро.

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте.

Л. ГУЛЬКО - Да, привет.

СЛУШАТЕЛЬ - Это … слова.

Л. ГУЛЬКО - Какое?

СЛУШАТЕЛЬ - Немецкое.

Л. ГУЛЬКО - Нет. Близко, но не совсем правильно. Спасибо большое, ответ неправильный. 3633659. Близко к немецкому. 3633659. Сейчас кого-нибудь найдем. Вот.

СЛУШАТЕЛЬ - Алло.

Л. ГУЛЬКО - Доброе утро.

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте.

Л. ГУЛЬКО - Привет.

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте.

Л. ГУЛЬКО - Ну, тебя как зовут?

СЛУШАТЕЛЬ - Алина.

Л. ГУЛЬКО - Алина. Ну, из какого языка-то позаимствовано русское название зонтика?

СЛУШАТЕЛЬ - Из голландского.

Л. ГУЛЬКО - Ну, да. Действительно. Голландия, Нидерланды – одна же страна, правда?

СЛУШАТЕЛЬ - Да.

Л. ГУЛЬКО - Конечно. Я как задумался сразу – нидерландский язык, голландский. Конечно. «Zondec» вот у меня в одном случае написано, а в другом – «zontec». Ну неважно. Это голландское слово, «навес от солнца на корабле» тут написано, вот. Навес от солнца. А ты сама догадалась, или кто-то тебе подсказал?

СЛУШАТЕЛЬ - Ну, немножко мама подсказала.

Л. ГУЛЬКО - Немножко мама. Значит, давай сразу про приз, поскольку осталась последняя пара билетов…

СЛУШАТЕЛЬ - Ну, билеты, наверное, я не возьму, я не смогу пойти.

Л. ГУЛЬКО - Хорошо. Тогда давай выбирать другие призы, кроме билетов. Давай кроме билетов другие призы. Значит, есть замечательная совершенно книжка, называется она «Энциклопедия для детей», энциклопедия «Британика» для детей, «Космос. Земля. Наука. Техника».

СЛУШАТЕЛЬ - Да, я беру.

Л. ГУЛЬКО - Берешь?

СЛУШАТЕЛЬ - Да.

Л. ГУЛЬКО - Прекрасно, молодец. Спасибо тебе большое, всё, шикарно, спасибо, пока. Звони нам еще и выигрывай разные призы. Пока, будь здоров, пока. А мы дальше читаем про зонтик, и закончив про зонтик мы, собственно, кое-что я вам должен рассказать еще про шляпу, и шляпами мы и закончим. Итак, дорогие друзья, чтобы закончить про зонтик. В 1969 году Брэд Филлипс получил патент США на складной зонтик, который компания Totes начала продавать в США в 1970 году. Собственно, складные зонтики мы с вами используем и по сей день. Ну вот, такая небольшая история, небольшой рассказ про зонтики. Теперь очередная история, очередная история. Поскольку зонтик – это практически шляпа, они там в одном месте даже соприкасаются, давайте я вам расскажу про шляпу. Шляпную историю, она достаточно любопытна. Такой таинственный аксессуар, на самом деле, шляпа. И во все времена с ней были связаны легенды и поверия, как говорят. Сначала ее приобщили к делу маги и фокусники, затем широкополая шляпа с такими острыми куполами стала атрибутом ведьм, которых сжигали на кострах вместе с ни в чем не повинными головными уборами. Такие же конусообразные шляпы носили звездочеты, если вы помните, из всяких сказок. Считалось, что шляпа - это средство "подключения к космосу" – вот этот самый цилиндр – «фьють» - заостренный на конце – это такое средство подключения к космосу. Такая вот эта… как это называется, когда на флэшку записывают? Вот это такая флэшка у него на башке, на голове у звездочета. Ну, а в книге о кумире современных ребят Гарри Поттере вообще вы встречаетесь с говорящей шляпой, которая распределяет маленьких волшебников по факультетам и с точностью определяет их черты характера. Ну, история шляп вообще в высшей степени увлекательна и даже порой поучительна. Древне греки почти всегда изображаются с непокрытыми головами. Это объясняется не только мягким климатом, но и эстетическими особенностями эпохи. Античная культура стремится к открытости, как написано в этой умной книжке, в том числе и в одежде. Головной убор используется только по необходимости. Для работы в поле или в дорогу греки надевали шляпу с полями — петатос. Это такой зонтик на голове. Поэтому и бога Гермеса, посыльного богов, часто изображали в петатосе. Войлочные колпаки без полей — пилосы — вот это тоже такой зонтик – носили ремесленники и моряки. Люди состоятельные носили налобные повязки и венки, как вы знаете по картинкам. Определенными растениями в венке обозначался род занятий, общественное положение. Архонт – это высшая выборная должность в Афинах – он носил миртовый венок. Отличившемуся воину полагался оливковый или дубовый венок. Были у древних и венки позора: на доносчиков и обманщиков надевали венки из аканта. Жрецы носили венки из растений, посвященных их божеству. Прославленного поэта увенчивали лавровым венком. Слово «лауреат» произошло от латинского — "увенчанный лаврами".В древнем Риме существовал обычай надевать пилосы на время сатурналий — празднеств в честь бога Сатурна, когда все люди становились равными. Позднее, в эпоху Римской империи, такие колпаки носили только ремесленники и крестьяне, но не рабы. Рабу дарили пилос, когда его отпускали на свободу. Одна из версий происхождения обычая снимать шляпу в знак приветствия относится как раз к античным временам. Период средневековья являет нам огромное разнообразие головных уборов. Универсальным головным убором можно назвать съемный капюшон с длинным хвостом — шаперон он называется. Его носили все сословия начиная со времен Меровингов (это V век) и до XVI века включительно. Чем знатнее был человек, тем объемнее капюшон он носил и тем длиннее делали у него кончик, который именуется шлыком. Во время траура капюшон, не надвигая на голову, носили за плечами, а шлык обматывали вокруг шеи. Это был самый распространенный знак скорби для всех сословий на территории всей Западной Европы. В Западной Европе XIV–XV веках вид и форма головного убора указывали на род занятий: берет носил врач, черную шапочку — богослов и ученый, по бобровой шапке узнавали знаете кого? – нотариуса узнавали по бобровой шапке. Самый богатый головной убор. Женщины скрывали волосы под покрывалом или головной повязкой, охватывавшей голову и подбородок. Незамужние девушки ходили с распущенными волосами, украшенными цветами и лентами. Тождественный обычай существовал и в древней Руси, предписывая замужней женщине прикрывать волосы головным убором или платком, чтобы сила, заключенная в них, не повредила новому роду. Отсюда произошло выражение «опростоволоситься», отнимаю хлеб у передачи «Говорим по-русски», то есть показаться перед людьми с непокрытой головой. А сорвать с замужней женщины головной убор означало нанести тяжкое оскорбление ей самой и всей ее семье. Интересно, что на Руси женщины носили «рогатые» кички, а в Западной Европе одно время были популярны чепцы с рогами. Разные по внешнему виду, и те и другие являлись, видимо, отражением древней веры в священную, охранительную силу рогов. Вот так. Со временем мужчины попытались отобрать у женщин законное право на ношение шляпы.. Наполеон ввел моду на треуголки и сделал их элементом военной формы, а один из наших императоров и вовсе под страхом ареста запретил женщинам носить шляпы с круглыми полями - только платки и обычные шапки. Собственно, у меня вопрос: какой наш император вообще под страхом ареста запретил женщинам носить шляпы с круглыми полями – только платки и обычные шапки. 3633659 наш телефон, 3633659. Доброе утро. Алло! А мы вас не слышим, между прочим. Совсем, между прочим, не слышим. Еще один звонок, 3633659. Доброе утро! Алло! Ну? Я себя слышу, вас нет. И вас не слышно. Хорошо, последний. 3633659, и я сам прочту, мне не сложно. 3633659. Ну вот, сюда уйдем. Доброе утро! Алло! Ничего не получается, что-то у нас сейчас как-то телефон начал сбоить. Видимо, похолодало. Так вот, Павел I под страхом ареста запретил женщинам носить шляпы с круглыми полями - только платки и обычные шапки. Уже значительно позже ковбои надели шляпу и завернули поля, чем лишили ее женственной романтики… Все, окончательно мужчины отняли право у женщины носить шляпы. В средние века шляпка была поводом для соперничества - женщины украшали свои головные уборы драгоценными камнями, страусовыми перьями, обшивали золотыми нитками, и чем больше украшений было на шляпе - тем лучше, потому что она демонстрировала состоятельность и знатность ее обладательницы. Ею гордились и восхищались, а шляпных дел мастера не успевали выполнять заказы, тогда все делалось, как вы понимаете, вручную. Ну вот, такая краткая история шляпы. Теперь что еще довольно любопытного есть в шляпе? Многие виды шляп, конечно, остались в прошлом, так как предпочтения меняются. Но бывают и чудеса – рождаются люди, которые возвращают шляпку из прошлого и словно дают ей второе дыхание. О чем идет речь? О 1920-х и 1930-х годах. В настоящее время они как-то возвращаются, опять становятся модными, эти самые шляпки. Опять же, есть небольшая экскурсия такая, которую проводят эксперты. В Греции отдавали предпочтение круглой формы с полями, а в Древнем Египте предпочитали носить платки со свисающими концами по бокам, которые носили название «клафты». Ну вот, чем знатнее была дама, тем объемнее был головной убор. Но шляпки и в древности также отличались, и не были похожи друг на друга. И в каждой стране, как вы понимаете, был свой фасон. Вот такая история появления шляпки, шляпы и вообще головных уборов, в том числе и капюшонов. 3633659, у нас с вами есть просто несколько минут, буквально, для того чтобы просто пообщаться и поговорить и, может быть, вы мне что-нибудь расскажете о тех головных уборах, которые вы носите. Я имею в виду мальчиков и девочек, конечно. Шапки, шляпы, банданы, что является, естественного, продолжением головы, головного убора. 3633659. Доброе утро. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ - Алло, здравствуйте.

Л. ГУЛЬКО - Привет. Да. Говори. Вопроса нет. Просто ты расскажи… Как тебя зовут?

СЛУШАТЕЛЬ - Меня зовут Саша.

Л. ГУЛЬКО - Саш, сколько тебе лет?

СЛУШАТЕЛЬ - Мне 13 лет.

Л. ГУЛЬКО - 13 лет. Саша, расскажи, что ты носишь на голове? Поскольку мы рассказывали о шляпах, я рассказывал о шляпах, об истории шляпы – у тебя-то что? Любимый есть какой-нибудь головной убор?

СЛУШАТЕЛЬ - У меня…

Л. ГУЛЬКО - Да.

СЛУШАТЕЛЬ - У меня, наверное, любимый головной убор – это кепка.

Л. ГУЛЬКО - Кепка?

СЛУШАТЕЛЬ - Да.

Л. ГУЛЬКО - Или бейсболка?

СЛУШАТЕЛЬ - Нет, больше кепка такая.

Л. ГУЛЬКО - Кепка – это знаешь, это как-то, это было, в общем, достаточно давно модно – кепка. А какая кепка – клетчатая?

СЛУШАТЕЛЬ - Да нет, простая джинсовая кепка, мне очень нравится. Еще мне очень нравятся капюшоны.

Л. ГУЛЬКО - Капюшоны. Ты когда «кенгуру» надеваешь, эту кофту, капюшон на голову… Или что, или куртку ты носишь с капюшоном?

СЛУШАТЕЛЬ - Нет, я ношу и кофты с капюшоном, и куртку с капюшоном. Вот сейчас, например, я не ношу никакого головного убора – я одеваю кофту с капюшоном и куртку с капюшоном. И когда очень холодно голове, я просто одеваю сначала капюшон на кофте который…

Л. ГУЛЬКО - А потом на куртке.

СЛУШАТЕЛЬ - Потом на куртке. И очень тепло, как в шапке.

Л. ГУЛЬКО - Ну, шикарно. А зимой что ты делаешь?

СЛУШАТЕЛЬ - Зимой обыкновенные шапки такие.

Л. ГУЛЬКО - Понял, да.

СЛУШАТЕЛЬ - Да.

Л. ГУЛЬКО - Просто теплые шапки, да? Ну, теплый капюшон ты не носишь?

СЛУШАТЕЛЬ - Теплый капюшон – нет, наверное, не ношу. А вообще, вот, мне… головные уборы не очень люблю, мне всегда нравится ходить больше всего с непокрытой головой.

Л. ГУЛЬКО - Ну да. Прическа портится же от головного убора. Потеешь. Понятно. Спасибо тебе большое за рассказ. Значит, я тебе могу подарить «Атлас самурая», если хочешь?

СЛУШАТЕЛЬ - Давайте.

Л. ГУЛЬКО - Прекрасно. Давай, так и сделаем – я тебе подарю «Атлас самурая». Спасибо тебе большое. Пока.

СЛУШАТЕЛЬ - Спасибо, до свидания.

Л. ГУЛЬКО - Спасибо за рассказ о том, что ты носишь. Дорогие друзья, наша передача подходит к концу, но у меня есть еще вопрос, ответ на который вы дадите обязательно в передаче «Говорим по-русски» Ольге Северской и Ксении Лариной. А вопрос связан со шляпами, на самом деле. Выражение «дело в шляпе» используется тогда, когда хотят сказать «Все в порядке, все закончится хорошо, дело выгорит». Вопрос – как произошло это выражение. Что первоначально клали в шляпу. И наши барышни – Ольга Северская и Ксения Ларина – дали вам три варианта, один из которых правильный. Бумажки с предсказанием судьбы, взятки или важные бумаги. Вот, один из этих вариантов – он правильный. +79859704545 – туда правильные ответы. И даже вам позвонят, в смысле, вы позвоните в прямой эфир, и, наверное, скажете правильный ответ. Но все это уже будет в передаче, которая называется «Говорим по-русски». А я с вами прощаюсь, до следующей «Открывашки», до следующих «Детских площадок». И заканчиваем мы наш сегодняшний эфир, такая она, мне кажется, такая балладная композиция, это №20, говорю я Алексею, нашему звукорежиссеру, Нарышкину. Называется она «Большой-большой гитаре». Очень красивая такая, балладная композиция. Вот, ей и закончим.

«НА БОЛЬШОЙ-БОЛЬШОЙ ГИТАРЕ»


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024