Купить мерч «Эха»:

Дымковская игрушка. Раскрашиваем в прямом эфире - Ольга Есина - Открывашка - 2013-12-29

29.12.2013
Дымковская игрушка. Раскрашиваем в прямом эфире - Ольга Есина - Открывашка - 2013-12-29 Скачать

С.БУНТМАН: Ну что ж, продолжаем, и доброе утро всем тем, кто только проснулся. Ольга Есина у нас. Ольга, здравствуйте.

О.ЕСИНА: Здравствуйте.

С.БУНТМАН: Это интернет-магазин детских развивающих пособий «Коаленок». Это маленький коала, да?

О.ЕСИНА: Совершенно верно.

С.БУНТМАН: Мы сегодня с вами познакомимся с дымковской игрушкой, научимся разрисовывать. Но при этом, ведь разрисовывать можно разное, но разные нужны краски. Давайте о дымковской игрушке – вот из чего она сделана?

О.ЕСИНА: Вообще, настоящая дымковская игрушка лепится из глины красного цвета. Но наш магазин и наше производство, мы работаем не с глиной, а с гипсом, что в свое время, в общем-то, и вытеснило дымковскую игрушку, там когда-то возник завод, и, на самом деле, история дымковской игрушки чуть не закончилась с появлением гипсового завода в городе Вятка.

С.БУНТМАН: Гипс легче.

О.ЕСИНА: Да, из него не нужно было трудоемко лепить. Как лепили игрушку, я чуть позже расскажу. Поэтому чуть не погибло. Но вот в данном случае мы все-таки тоже из гипса делаем нашу фигурку, и сейчас мы ее раскрасили, и я буду ее раскрашивать акриловыми красками – то, что продается во всех магазинах и легко достать. А когда-то давно-давно краски смешивали с мелом, добавляли туда яичный желток и делали своеобразную темперу, и уже ею раскрашивали дымковские игрушки.

С.БУНТМАН: Да, здорово. Вот еще, чтобы можно было раскрашивать – сейчас столько всего есть, чтобы лепить или формовать или делать игрушки, приходишь, и глаза разбегаются. Есть всякие застывающие так пластики, застывающие сяк пластики, обжигать надо или не надо все это, и все это можно раскрашивать. Акрил лучше всего?

О.ЕСИНА: Ну, акрил – это, наверное, современная универсальная краска, которая ложится на большинство поверхностей. Конечно, есть специальные краски по керамике, как вы сказали. Есть краски, который под обжиг, то есть сначала наносится краска, потом обжигается в печи.

С.БУНТМАН: Которая выдерживает это и приобретает цвет.

О.ЕСИНА: Да, специально есть такая краска, и если мы вспомним другое наше народное творчество, гжель, то там, например, наносится краска, она вообще черная, а после обжига становится синяя. А изначально она черная и совершенно другого цвета. А акрил чем хорош – он ложится практически на все поверхности.

С.БУНТМАН: Я знаю, мой сын все фигурки своих солдатиков так делал.

О.ЕСИНА: Да, он и на железо ляжет, и на стекло, и на дерево, и на гипс.

С.БУНТМАН: И он на пластики ложится.

О.ЕСИНА: Акрил в этом плане универсален. Хотя, конечно, профессиональные художники, дизайнеры-декораторы, они предпочитают все-таки специализированные краски. Но вот если взять для детского творчества, то акрил универсален. Можно взять набор красок и раскрашивать самые разные заготовки.

С.БУНТМАН: И он смешивается хорошо, акрил?

О.ЕСИНА: Да, он отлично смешивается.

С.БУНТМАН: Чтобы получить цвет, ребята, который вам нужен.

О.ЕСИНА: Вот у меня сегодня будет набор из шести цветов, и этого вполне достаточно, чтобы получить еще оттенков 50.

С.БУНТМАН: Шесть цветов – основные. Зеленый, желтый, хотя зеленый тоже можно получить, синий, красный и черный.

О.ЕСИНА: И белый, вот он у меня отдельно в другой баночке.

С.БУНТМАН: Вот белый всегда отдельно. Почему так?

О.ЕСИНА: Он очень быстро заканчивается. В этом наборе – видите? – как раз нету места для бутылочки с белым цветом, который закончился, и пришлось купить отдельно белый цвет, потому что остальные краски еще остались.

С.БУНТМАН: Я помню, дрожал над белым карандашом всегда. Знаете, когда карандаши «Живопись» были, очень хорошие, и белый карандаш не во всех наборах был, и, не дай бог, не потерять, не сломать белый карандаш.

О.ЕСИНА: Но белый, он функциональный. Ведь им можно раскрасить любой оттенок, получается. То есть если берем насыщенно-красный, постепенно добавляем белый, мы можем еще целую цветовую гамму получить. Поэтому белый сочетается со всеми цветами, быстро расходуется, поэтому очень ценный.

С.БУНТМАН: Он у нас несчастный.

О.ЕСИНА: Ну что, я предлагаю вспомнить, как лепили раньше игрушку.

С.БУНТМАН: Да, давайте.

О.ЕСИНА: Может, ребят, кто-то из вас знает, но хочу напомнить, что у дымковской игрушки у нас было три этапа, которые характерны именно для этого народного творчества. Сначала игрушку лепили, лепили из глины. Глину специально готовили. Достаточно был тяжелый, трудоемкий процесс. То есть глину надо было накопать, смешать с речным песком, чтобы она при обжиге не растрескивалась, и глина, если кто-то с ней работал, очень неподатливый и вязкий материал. И поэтому наши предки даже месили ее ногами, ноги у нас сильнее, чем руки. Чтобы хорошенько ее перемешать с песком и вымесить. Потом шел процесс лепки из уже подготовленного материала, лепили по кусочкам, то есть отдельно ручки, отдельно головку, туловище, если мы барыню берем, и потом это все примазывали, прикладывали, то есть более жидкой глиной, которую использовали, как клей, как раствор. И вот есть еще такое понятие в «дымке» - оглаживание. Всегда влажной тряпочкой затирали швы, и их было не видно, казалось, что кукла литая. Или лошадка литая. То есть на всех этапах работы мастерицы влажной тряпочкой затирали швы, чтобы их было не видно. После этого игрушку просушивали от 2 до 22 часов на воздухе, и после того как она высыхала, ее ставили в печь на 3-4 часа, шел обжиг при сильном огне. Игрушка становилась плотная, твердая. Она, конечно, могла разбиться, но тем не менее вот раскрошиться или как-то… Становилась она более прочная.

С.БУНТМАН: Да, ну, главное еще было – так слепить, так замесить, чтобы она у нас не потрескалась в печке.

О.ЕСИНА: Да, игрушки растрескиваются. Третий этап (два у нас было – лепка, второй – обжиг) – игрушку обеливали, это характерно только для дымковской. Если вы обратите внимание, все рисунки наносятся на белый цвет, на белый фон. Поэтому – толкли мел, смешивали его с молоком, и вот этой белой массой окрашивали фигурку и давали ей тоже просохнуть.

С.БУНТМАН: Уже обожженную фигурку.

О.ЕСИНА: Да, ведь изначально глина была красная, а потом становилась белой за счет смеси молока с мелом. Ее высушивали на солнышке, молоко там скисало и пленкой покрывало игрушку. И уже по белой игрушке наносился орнамент.

С.БУНТМАН: Но это была прочная пленка?

О.ЕСИНА: Видимо, да. Раз до нас дошли эти игрушки с тех пор. Потом уже на них рисовали геометрический орнамент, где краски, повторюсь, замешивались на яйце. Вот еще что интересного я знаю про дымковскую игрушку. Это была женская работа, и династии игрушечниц передавались от матери к дочери. То есть этим занимались в основном женщины, и династия передавалась от матери к дочери. Это не резьба по дереву, мужчины сюда не имели отношения, именно лепили женщины. И еще хотелось бы сказать, что очень интересный орнамент у нашей игрушки, он тоже непростой, в нашей игрушке и цвет имеет значение. Вот, например, зеленый – это цвет жизни, растительности.

С.БУНТМАН: Так, конечно.

О.ЕСИНА: Синий цвет – это цвет воды и неба. То есть то, что было близко нашим предкам, от чего они зависели всегда. Наши с вами древние предки зависели от урожая – вырастет… Мы тоже зависим. Но тогда, может, это было как-то заметнее, ярче, об этом все переживали, все обряды были направлены на то, чтобы было плодородие. Красный и желтый цвет – это у нас цвет огня и солнца, что тоже было важно для наших предков. Ну, черный тоже использовался, но очень мало, коричневый и черный. Потому что это цвет горя и несчастья. В основном рисовали лицо, глазки, по чуть-чуть, только для контраста, потому что краски здесь сочетались на основе контраста – черный и белый, черный и красный, что хорошо контрастирует. И о самом орнаменте. Если кто-то сейчас видит нашу лошадку…

С.БУНТМАН: Лучше всего поднять.

О.ЕСИНА: Вот могу, например, сказать, что круг – это было солнышко. То есть все круги, которые рисовались, это солнышки.

С.БУНТМАН: Даже если они синие?

О.ЕСИНА: Даже если они синие. Причем круги были самые разные. Вот у меня сейчас круг с желтой точкой в середине. Могли нарисовать красный круг, и от него отходят лучики волнистые. Это все было символом солнца. Могли несколько колечек нарисовать, то есть круг, потом могло быть красное колечко, потом желтое, и так далее, самые разные. Но круг должен был быть обязательно на всех фигурках, это знак солнца. Волна у нас с вами означала воду и еще, оказывается, плодородную землю. То есть если волна и вокруг нее точечки желтые, в изгибах волны точки, это знак засеянной семенами земли.

С.БУНТМАН: Тут, конечно, тоже без воды не обойтись, как вы понимаете.

О.ЕСИНА: И мне еще очень нравится такой рисунок. К сожалению, у меня тут его нет, но представьте себе четыре спички, наложенные друг на друга в виде квадрата. Эти четыре палочки означали колодец. Все-таки вода тоже, оказывается, была для наших предков очень важна. Без воды никуда, ни туды и ни сюды.

С.БУНТМАН: То есть это сделано как сруб колодца.

О.ЕСИНА: Совершенно верно. Если вы видите вдруг на дымковской игрушке вот такое пересечение, это символическое обозначение колодца.

С.БУНТМАН: Ну что, попробуем покрасить? Да, скажем, что у нас есть такой вот белейший Дед Мороз и белейшая Снегурочка. Вы можете попросить, выиграть этого Деда Мороза или Снегурочку.

О.ЕСИНА: Ответив на вопрос.

С.БУНТМАН: А вопрос есть?

О.ЕСИНА: Есть.

С.БУНТМАН: Давайте.

О.ЕСИНА: Как называется сейчас область, в которой находилась деревня Дымково, в которой делались игрушки?

С.БУНТМАН: Вот сейчас это какая область, это где? Сейчас вы мне на бумажке напишите, я совсем забыл. Ребята и взрослые, давайте, два вопроса, и сразу, кто отвечает, пишите, вам Деда Мороза или Снегурочку? И вот смски +7 985 9704545. А! сейчас она так называется. Ну правильно, конечно же, они еще по-другому назывались. Конечно! Я их прежде всего знал по тому, как это называлось раньше. Сейчас как эта область называется?

О.ЕСИНА: Так, а мы начинаем. Итак, у нас с вами есть такая вот белая лошадка, она сделана, напоминаю, из гипса, уже как будто побеленная молоком, представим себе. Начнем рисовать. Как правило, все рисунки наносились таким образом, что сначала работали одной краской, потом переходили к другой. Вот мы с вами начнем с красной. Будем рисовать все красным цветом. Гипс наш чем еще характерен по сравнению с другими заготовками? Он сильно впитывает воду. В общем-то, по правилам, когда работают с акрилом, с водой его не смешивают, но мы немножко будем добавлять воды.

С.БУНТМАН: А почему?

О.ЕСИНА: Потому что у нас гипс очень сильно впитывает воду. Ну вот считается, что, в принципе, когда с акрилом работают, воду стараются не добавлять. Берется краска целиком в тюбике, как она есть. Но мы с вами добавили. Я немножко смочила кисточку, чтобы краска дала нам возможность хорошо ложиться. Гипс очень хорошо впитывает. Если вы когда-нибудь дома будете работать с гипсовой игрушкой, то можно будет попробовать загрунтовать – клей ПВА развести пополам с водой, покрыть всю фигурку, а после этого уже начать на ней рисовать. Тогда гипс не будет так сильно впитывать краску. Особенно актуально это, если кто-то работает дорогими красками, не простым акрилом, а какие-то навороченные себе купит, дорогой фирмы, то вот есть смысл покрыть гипсовую фигурку краской. Мы с вами провели первую полоску от морды лошади и до самого низа, прям до ножек, до основания.

С.БУНТМАН: А вот если мы что-то неправильно, насвинячили, извините?

О.ЕСИНА: У акрила есть очень хорошее свойство, за что я его люблю, когда провожу мастер-классы с детишками: он перекрывается. То есть мы можем взять белый акрил и закрасить все, что у нас не так получилось. Поэтому у него есть такое очень замечательное свойство – при работе с детьми они любят лицо испортить, щечки не так пошли, начинаются слезы…

С.БУНТМАН: Да, все мы это очень любили.

О.ЕСИНА: А можно успокоить ребенка и сказать, что мы сейчас все перекроем. Теперь мы делаем красным цветом ушки. Лошадка у нас будет веселая – с красными ушками.

С.БУНТМАН: То есть потом там внутренность ушек будет…

О.ЕСИНА: Желтая, да. Опять же, можно не стараться, не оставлять место для желтой части, поскольку акрил у нас замечательно перекрывается. Мы просто дадим высохнуть красному цвету и сверху потом покроем желтым. Так. Одно ухо у нас с вами есть, теперь будет второе.

С.БУНТМАН: Без второго никуда.

О.ЕСИНА: Будем симметричные делать. Конечно, не все это любят. Можно сделать и с разными ушками, если у вас есть такое желание. Я помню, как-то проводила мастер-класс на лошадке, так мне вообще всю ее дети зеденым цветом закрасили.

С.БУНТМАН: Зеленая лошадка!

О.ЕСИНА: Да. А другой мальчик захотел, чтобы она была золотая вся. Так что у детей фантазия хорошая. Но мы сегодня только дымку делаем, поэтому мне хочется все-таки научить ребят, чтобы они познакомились именно с дымковской росписью и смогли, возможно, ее повторить.

С.БУНТМАН: Да, а там уж, как вам фантазия подскажет.

О.ЕСИНА: Вообще, надо сказать, что дымковская игрушка по цветовой гамме, наверное, самая яркая и самая большая. Потому что в филимоновской или в гжели достаточно ограниченное количество цветов, а здесь можно встретить и малиновый, и оранжевый, и желтый. То есть дымковские мастера и мастерицы любили очень ярко раскрашивать свои игрушки. И она, наверное, самая праздничная у нас такая игрушка. А вот еще один вопрос ребятам – к какому празднику готовилась дымковская игрушка?

С.БУНТМАН: А что мы за это дадим? А, ну тогда…

О.ЕСИНА: Что осталось. Второй вопрос – к какому празднику делалась дымковская игрушка? А я потом расскажу про историю этого праздника, когда ребята ответят.

С.БУНТМАН: К какому празднику делалась дымковская игрушка?

О.ЕСИНА: Как назывался этот праздник?

С.БУНТМАН: Сейчас я тогда уже отдам Никону. Представляете?

О.ЕСИНА: Древнерусское имя, такое редко сейчас встретишь.

С.БУНТМАН: Да, «Кировская область», он написал и пояснил – «Вятская».

О.ЕСИНА: Совершенно верно, бывшая, да.

С.БУНТМАН: «Снегурочку, если можно». Очень давно уже пришла эта смска. Самый первый был правильный ответ.

О.ЕСИНА: Отлично. Значит, Снегурочка у нас уходит к Никону.

С.БУНТМАН: Да-да.

О.ЕСИНА: Тогда второй вопрос. Кстати говоря, он посложнее – мало кто знает, к какому празднику делалась эта игрушка. Дед Мороз побольше и к более сложному вопросу.

С.БУНТМАН: Но можно посмотреть, найти. Это тоже работа – найти.

О.ЕСИНА: Да.

С.БУНТМАН: А мы пока…

О.ЕСИНА: А мы пока рисуем дальше. У нашей лошадки красные полосы. Мы рисуем так, чтобы они проходили через каждую ногу и через спину лошади.

С.БУНТМАН: Да.

О.ЕСИНА: То есть вот, одну полосу я нарисовала.

С.БУНТМАН: То есть получается две полоски пока.

О.ЕСИНА: Две параллельные полоски по бокам, чтобы через ножку они прошли.

С.БУНТМАН: Вы мне напишите, к какому празднику. Сейчас вы отвлечетесь. Потому что у меня уже пошли предположения с праздниками.

О.ЕСИНА: И то, и то будет правильно.

С.БУНТМАН: Хм, интересно, а что это?

О.ЕСИНА: А я сейчас расскажу. Вот ребята ответят, и я расскажу, что за праздник.

С.БУНТМАН: А если вдруг никто не ответит?

О.ЕСИНА: Значит, я расскажу. Придумаем еще один вопрос.

С.БУНТМАН: Хорошо. Ну что же. Так, рисуем дальше.

О.ЕСИНА: Надо сказать, что праздник этот очень долго отмечался, и последний раз его отмечали в 1920 году.

С.БУНТМАН: Правда?

О.ЕСИНА: Да, до 1920 года этот праздник отмечался в Вятской губернии.

С.БУНТМАН: А это местный праздник?

О.ЕСИНА: Это местный праздник. Он не был большим, и он был связан с местным событием, которое там произошло когда-то, давно-давно, а потом он переродился в весенний очень веселый праздник. Хотя причина праздника была совсем невеселая.

С.БУНТМАН: Сейчас скажем. Митя и Саша ответили первыми – Свистунья.

О.ЕСИНА: Правильно.

С.БУНТМАН: Ой, я даже не знал. Свистопляс, он еще называется. А интересно, друг наш губернатор Кировской области знает про этот праздник?

О.ЕСИНА: Не знаю.

С.БУНТМАН: Никита проводит, интересно, праздник Свистунья или Свистопляс у себя?

О.ЕСИНА: Не попадала я никогда, не попадалась мне информация, проводится ли этот праздник сейчас, но, в общем-то, совсем-совсем праздник назывался Свистопляс сначала, а потом, позже, он стал называться Свистунья. И история этого праздника не очень веселая – начали его праздновать в 1811 году, аж с того времени, когда уже появилась дымковская игрушка. И это был праздник поминовения, то есть вспоминали предков и людей, погибших при сражении в Хлынове. Было такое сражение на Вятской земле, когда два города – Великий Устюг и Хлын, я так понимаю, столкнулись в военных действиях. Погибло очень много народу. Причем это была братоубийственная война. Не нашла я информации, почему она вдруг возникла, но вот была такая братоубийственная война, и осталось очень много вдов. Это еще объясняет тот факт, что много барышень делали в дымковской игрушке, потому что это как бы дань уважения к тем вдовам, которые остались после побоища.

С.БУНТМАН: То есть эти замечательные барышни – это вдовы изначально были, потом уже они развились и стали современными барышнями. Но изначально это была дань уважения к вдовам. И праздник проходил следующим образом. Первую половину дня шли поминки, молитвы, вспоминали предков и погибших в этой войне, а во второй половине дня начинался уже праздник веселый, все начинали свистеть в свистульки, поэтому Свистунья. Изначально дымковская игрушка была свистулька. То есть были барыни и свистульки – индюки, петухи, лошади. Свистульки в виде животных. И поэтому вторая половина дня – это был такой сумасшедший свист, как писали свидетели этого праздника. Свистели все, праздник шел три дня. От млада до стара – кто кого пересвистит, и разные конкурсы были.

С.БУНТМАН: А какого числа это было?

О.ЕСИНА: Число я не помню, это была весна. По весне был этот праздник. Потому что игрушку готовили к ярмарке с осени до весны. Получается, до начала сезона они все это дело готовили, всю зиму, продавали на ярмарке перед весенними работами.

С.БУНТМАН: Во-первых, я Свету сейчас попрошу записать, что у нас 246-я смска, Никон у нас получает Снегурочку вот такую, он правильно у нас ответил, какая это область сейчас, где Дымково, а 268-я – Митя и Саша правильно ответили первыми, что праздник Свистунья. Или Свистопляс. Им Дед Мороз. А мы завтра спросим, если Соломин Алеша будет вести «Разворот», пусть он спросит у Никиты Белых, если Никита будет завтра, про праздник Свистопляс, есть ли, сохранился ли он у него и не хочет ли он этот праздник как-то возобновить?

О.ЕСИНА: Он изначально-то был местным, именно поминки по погибшим и предкам. Потом уже Свистунья перешел как бы в праздник весны, птицы плавно перешли туда. Ну и дальше дымковская игрушка развивается, от одиночных фигурок переходит к сюжетам. Это уже в советское время, после революции. В дымковской игрушке появляется много разных сюжетов, фигурки объединены одной подставочкой, и получаются такие уже сюжетные фигурки. То есть началась игрушка от древнего праздника, а потом начала жить совершенно своей жизнью и к празднику уже не стала совершенно никакого отношения иметь.

С.БУНТМАН: В это время мы с вами с красным цветом все сделали, и уже пошли синие кружочки. Хорошо. Тем временем, нам прочтут новости сейчас. И после этого мы продолжим.

НОВОСТИ

С.БУНТМАН: Мы продолжаем расписывать дымковскую игрушку. Ольга Есина и «Коаленок» - это интернет-магазин развивающих пособий. Вот у нас некоторые изменения будут. Мите и Саше мы пошлем книжку, потому что они книжку хотят. А пошлем мы Деда Мороза Денису – 281-я смска, он следующим правильно ответил на вопрос. Как хотите, ребята, все в порядке. Тут забеспокоились взрослые у нас насчет праздника. «Свистели в свистульки хоть не дома?» спрашивают, потому что поверье существует, что денег не будет, если свистеть. А если на улице, то во всей губернии не будет, что ли? Тогда, может, мы не будем Никите предлагать, губернатору Кировской области? Нет, мы спросим.

О.ЕСИНА: Вообще, свистели на улице. Стоял оглушительный свист, и очевидцы, кто был на этом празднике, говорят, что свист и звон стоял такой, что казалось, что становишься легким и вот-вот взлетишь. Так что свистели, я думаю, там будь здоров эти три дня.

С.БУНТМАН: А еще давайте слово скажем – должны быть ухослышцы. Я не знаю, как к этому отнесутся Марина Королева и Ольга Северская, но вот… а хорошее слово, «ухослышцы».

О.ЕСИНА: Да. Здорово. Важно. Сейчас люди не всегда могут услышать друг друга.

С.БУНТМАН: «По свидетельствам ухослышцев…» Можно будет сказать так. Так, на чем мы остановились?

О.ЕСИНА: Пока у нас шла реклама, я закончила рисовать круги, символ солнца.

С.БУНТМАН: Да, еще и на задних ногах.

О.ЕСИНА: Сейчас мы несколько нарушим традицию дымковской игрушки, потому что так удобно. Возьмем черный цвет. Вообще, в дымке рисовали от светлого к темному, но мы вот самый темный возьмем сейчас, потому что нам так надо. Черным цветом мы с вами красим…

С.БУНТМАН: Хвост и гриву.

О.ЕСИНА: Я люблю с головы начать, с мордочки. Мы рисуем морду, такой вот кружок, показать, где у нее нос будет, морда. И двумя точками поставим – это будут глазки. Вот еще хочу сказать – совсем недавно сама для себя узнала, пока готовилась к программе: оказывается, когда дымковскую барыню рисовали, было важно соблюсти такое правило – цвет щечек и губ должен был быть одинаковый. Вот кто будет в другой раз расписывать барыню дымковскую…

С.БУНТМАН: То есть нельзя, чтобы щеки розовые, губы красные и наоборот?

О.ЕСИНА: Да, щечки и губки должны быть одинаковые. А у нашей лошадки уже появились глазки. И теперь мы расписываем ей хвост, а потом возьмемся за гриву.

С.БУНТМАН: Я представляю, что некоторые барышни могут себе сделать здесь готическую барыню с черными такими…

О.ЕСИНА: Но там было очень мало черного цвета, то готической все-таки не дошло дело.

С.БУНТМАН: Новая такая дымковская игрушка будет. Новодымковская.

О.ЕСИНА: Ну, черный, повторюсь, был все-таки символом горя и несчастья, поэтому в настоящей дымковской игрушке он использовался очень мало. Ну вот у нас так сложилось, что мы все-таки нарисовали. Вообще, могу сказать, что у каждой игрушечницы, которая делала, была своя традиция, и это был семейный способ – как расписывали барыню…

С.БУНТМАН: То есть одна семья делает не так, как другая.

О.ЕСИНА: То есть вообще в дымке практически невозможно, говорят знающие люди, найти две одинаковые игрушки. То есть у каждой семьи была своя традиция, как расписывать юбку, шапочку. Поэтому будем считать, что у меня тоже традиция, и я делаю черный хвост. Вопреки тому, что черного много не должно быть. Сейчас мы его уже почти закончим, и он у нас будет сохнуть, чтобы мы могли его обелить немножко и сделать не таким темным. Чтобы он у нас был ярким.

С.БУНТМАН: Я сейчас задумался и понял. У моей дочки в школе вводят черную форму.

О.ЕСИНА: Наверное, чтобы не пачкались.

С.БУНТМАН: Я думаю, чтобы двоечникам было не обидно, что у них горе, а у всех других радость.

О.ЕСИНА: Но с другой стороны, вспоминаю свое детство – на черной форме очень красиво смотрится белый фартук, ты сразу такая нарядная стоишь…

С.БУНТМАН: Белый фартук на коричневой форме.

О.ЕСИНА: У нас был и на коричневой, и на черной.

С.БУНТМАН: Да? А что за черная форма была?

О.ЕСИНА: Или я что-то уже забыла?

С.БУНТМАН: Коричневое платье, фартук черный повседневный и белый парадный.

О.ЕСИНА: Все правильно. Вы лучше носили форму, чем я. Точнее помните.

С.БУНТМАН: Я не ходил в коричневом платье, как известно. Я ходил в сером пиджчке. Это было страшно. Особенно брюки. Потому что брюки рвались поперек. Это ужасно. На коленях. Поперек.

О.ЕСИНА: И не зашить потом было, да?

С.БУНТМАН: Конечно, не зашить.

О.ЕСИНА: Так, вот у нас теперь такой хвост появился. И осталось нам сделать гриву. Мы почти закончим.

С.БУНТМАН: У них совершенно разные выражения физиономий – вот у этой готовой игрушки уже…

О.ЕСИНА: На самом деле, если кто-то будет сейчас обращать внимание на то, как смотрится лошадка, с добавлением каждой краски лошадка смотрится по-другому. С одной стороны, достаточно законченно она выглядит. Сейчас я гриву сделаю. Ее уже можно считать законченной игрушкой и больше ничего с ней не делать. А можно что-то добавить, и она станет совсем другая.

С.БУНТМАН: Вот если нам, например, на синих кружочках не точечки поставить, а белые звездочки сделать, у нас получится американская лошадка.

О.ЕСИНА: Нет уж, давайте русскую. Америка – это будет в Америке, а у нас будет русская. Но вообще, звездочки, кстати говоря, использовались в дымковской росписи. И были точки. Точки, оказывается, тоже обозначали звезды. Ну, звездочки, соответственно, звезды обозначали. А точки тоже могли обозначать семена на земле и звезды.

С.БУНТМАН: Да, смотря где эти точки были поставлены.

О.ЕСИНА: Совершенно верно. То есть они сочетаются с другими элементами рисунка. Ну вот, это у нас была самая грубая, так скажем, работа. А теперь нам надо черным нарисовать волну, про которую я говорила о плодородии.

С.БУНТМАН: Это черным тоже, да? Мне показалось, что синим.

О.ЕСИНА: Она черная у нас, да.

С.БУНТМАН: Это волна на красных полосках, которые мы первыми нарисовали.

О.ЕСИНА: Совершенно верно. Не знаю, с призом или без приза…

С.БУНТМАН: Приза у нас нету.

О.ЕСИНА: Хорошо, тогда спрошу – может, кто-то ответит так, без приза. Символом чего была дымковская лошадка?

С.БУНТМАН: А мы книжку какую-нибудь дадим.

О.ЕСИНА: Потому что считалось, что в каждом доме должна быть дымковская лошадка.

С.БУНТМАН: Интересно.

О.ЕСИНА: Она была символом. Вот что символизировала дымковская лошадка?

С.БУНТМАН: Конечно, тогда никто не думал ни о каких восточных годах – лошади, там…

О.ЕСИНА: Нет-нет. Никто этого не знал, она была символом чего-то другого. Могу подсказать ребятам – лошадь все-таки важное место занимала в жизни крестьян. Отталкиваясь от этого, символом чего могла быть лошадь?

С.БУНТМАН: Давайте, и книжку подарим. Если кто-то не успел с видео-поздравлениями, у нас еще два есть. Вы понимаете, что они последние вообще?

О.ЕСИНА: В этом году?

С.БУНТМАН: Ну конечно. потому что уже Дед Мороз не успеет.

О.ЕСИНА: Так, ну вот я нарисовала волну с одной стороны, теперь переверну лошадку и нанесу такие же волны с другой стороны. При работе с волнами лучше использовать тонкую кисточку, единичку, если кто-то ходит в художественную школу и знает номера.

С.БУНТМАН: Самая тонкая.

О.ЕСИНА: Есть и нулевочка, но мы возьмем с вами единичку. Нулевочка – это совсем два волоска.

С.БУНТМАН: Выражения лиц для солдатиков 1:72, для вот таких вот.

О.ЕСИНА: Тем не менее, у нас даже есть такое – нулевочка.

С.БУНТМАН: Так, у нас существует предположение, что плодородия.

О.ЕСИНА: Нет.

С.БУНТМАН: Нет! Так, едем дальше. Ребят, успеете.

О.ЕСИНА: Плодородие, оказывается, это была барыня. Вот барыня в дымковской игрушке обозначает как раз плодородие. И потом, позже, в советское время, когда очень популярны были матери-героини, у которых много детей было, вот после этого возникло такое направление в дымковской игрушке – рисовать барыню с большим количеством детей, мал мала меньше. Это вот была дань, опять же, к развитию игрушки. Раньше как-то внимания не обращали, у всех было по 17 детей, по 20 в семье, и не обращали на это внимание. А вот в советское время, когда пошел бум на матерей-героинь, вот это вот веяние, движение, я не знаю, как это назвать, отразилось в дымковской игрушке, потому что появились барыни с большим количеством детей – один на руках и остальные возле подола.

С.БУНТМАН: Ну вот здесь есть – достаток, богатство.

О.ЕСИНА: Вот, совершенно верно. Это лошадь.

С.БУНТМАН: Довольство. Вот Зоя из Сальска, 284я смска. Вот она у нас что-нибудь и получит. Книжку.

О.ЕСИНА: Вот, с волнами я закончила, осталось сделать копыта. Какая же лошадь без копыт? Тоже их сделаем черным цветом, это довольно быстро делается, просто обводим снизу копытца. И пока мы с вами делаем, наш благодатный гипс уже почти весь высох, можно даже совершенно спокойно хвостом заниматься, делать его белым цветом.

С.БУНТМАН: Да. У нас белый цвет. Давайте сначала белым хвостом и гривой, а потом нам еще нужно будет точечки поставить желтенькие.

О.ЕСИНА: Да, сейчас постараемся еще и точечки поставить.

С.БУНТМАН: Ну если не успеем, вы поверьте, что они будут поставлены. Я так думаю.

О.ЕСИНА: Ну, она уже будет законченная. Много копытцев-то у лошади, целых четыре. Пока нарисуешь на каждом, и ровно же надо…

С.БУНТМАН: У меня собака всегда забывает, что четыре лапы.

О.ЕСИНА: Спотыкается?

С.БУНТМАН: Когда лапы от наших реагентов надо смазывать, он считает плохо и очень спешит. Еще три осталось!

О.ЕСИНА: А ботиночки покупать собаке? Или не помогает?

С.БУНТМАН: А ботиночки – это примерно как волку жилетка. Ненавидит он ботинки. Ну, попробуем еще. Но есть такой замечательный воск, который…

О.ЕСИНА: Спасает лапы.

С.БУНТМАН: Да, на подушечки воск наносим, и все. И надо вам честно сказать, что в этом году более-менее, а то он пытался поджать все лапы… Так, о! Игорь говорит: «Брюки поперек не рвались, не вводите людей в заблуждение, носить надо было аккуратнее!» Что значит носить аккуратнее? Игорь, дорогой мой, вот что вы делали на переменах – ходили парами, да? Игорь, вы ходили парами? Не отвечает. Значит, так, дорогой Игорь, любое прикосновение к полу или к асфальту коленом, серьезное такое при серьезных забавах, вы знаете, вот другие брюки не рвались на коленях поперек.

О.ЕСИНА: Джинсовые, наверное, сложно было порвать.

С.БУНТМАН: Какие джинсы? Ну откуда джинсы-то?

О.ЕСИНА: Ну да, тогда еще не было.

С.БУНТМАН: Брезентовые брюки не рвались. Да, кстати, и приличные мазались, но не рвались. Нет. «А в отношении девичьей формы вы правы». Не надо, серые брюки – это был какой-то кошмар. И мастика была в школе. Представляете, желтые, да еще и с рваной коленкой. Мама всегда, закрыв глаза, две-три пары сразу на год покупала, если было на что.

О.ЕСИНА: Так, ну что, переходим к белому?

С.БУНТМАН: Вот в чем дело-то!

О.ЕСИНА: Белым мы делаем мазки. Вот я уже сделала на гриве, и она стала у нас не такая темная. Вот если сравнить хвост, он весь такой черный, совсем не праздничный, а грива уже гораздо веселее смотрится.

С.БУНТМАН: Причем хорошо покрасили – она не седая получилась, а с беленьким. А сейчас я вам расскажу про эту битву. Потому что кто-то мне прислал, правда, не подписался, но это неважно. Между вятскими и устюжанами. Они просто в темноте друг друга не распознали, приняли за врагов и порубили. А под утро увидели и ахнули, вот в чем дело! Это была случайность. «На перемене надо сдувать задания у одноклассниц», Константин пишет. Не без того, но все-таки не всегда, некоторые задания можно было делать самому заранее.

О.ЕСИНА: Так, ну а мы с вами переходим к точечкам, успеваем. Сейчас мы желтой краской рисуем серединки на синих кругах, они у нас самые ранние были.

С.БУНТМАН: У нас вся шея и грудка у лошади – вот эти синие круги. И у нас будут точки.

О.ЕСИНА: Просто кисточкой.

С.БУНТМАН: А тут у нас еще зелененькие – тоже поставим?

О.ЕСИНА: Да.

С.БУНТМАН: И зелененькие поставим везде.

О.ЕСИНА: На желтом мы ставим. И желтый цвет нам еще будет нужен, чтобы поставить точки между волнами нашими, чтобы у нас уж точно была плодородная земля. Ее нужно засеять семенами. Сейчас мы этим займемся.

С.БУНТМАН: Чудесно, тут такие школьные воспоминания пошли. Вот Таня нам пишет что-то страшное – что серый пиджак здорово прокусывался. Зачем же вы, Таня, мальчиков кусали за пиджак? Вот пиджак, кстати, был неубиваемый, это хорошо.

О.ЕСИНА: Хоть что-то, на чем можно было сэкономить.

С.БУНТМАН: Правда, в наши времена на нем много чего писали и рисовали. Весь пиджак был разрисован. Обязательно надо было разрисовать, ну о чем вы говорите! Ой, как красиво!

О.ЕСИНА: Да, желтые точки появились на черном, сочетание получается очень красивое – черный, желтый и красный, и желтая краска очень яркая, как семена, вброшенные во вспаханную землю.

С.БУНТМАН: Да, и вот эта лошадка получилась у нас ярче, веселее гораздо.

О.ЕСИНА: Совместно делали.

С.БУНТМАН: Чем ее подруга, которая здесь стоит.

О.ЕСИНА: Подруга уже много выставок перенесла. Она и на выставках, и на мастер-классах была, она у нас заслуженная барышня. Желтые точечки мы ставим везде. Точки ставить, наверное, самое простое. Кстати говоря, раньше же кисточек не было, и мастерицы делали самодельные кисточки. Это была лучина, на которую наматывалась тряпка, кусочек холщовой тряпки, и вот таким образом рисовали. Кисти покупали и хранили только для рисования лица, как я понимаю. Вот там использовались какие-то тоненькие кисти, которые позволяли нарисовать лицо. А так рисовали намотанной на лучину тряпочкой. А точки делали – ровно срезали лучину и срезом лучины ставили точки и рисовали круги. Вот так вот рисовали наши предки. Это сейчас у нас и колонок тебе, и белка. А раньше ничего не было такого. Так, с желтым мы закончили. Попробуем еще успеть поставить зеленых. Промываю я кисточку только при смене красок, стараюсь все-таки, и зеленые точки мы ставим между синими большими кругами, чтобы она у нас была еще веселее. Такого вот плана.

С.БУНТМАН: Здорово. Вот!

О.ЕСИНА: Но мы с вами забыли про еще одну полосочку. На ногах-то мы разрисовали, а серединка у нас осталась не разрисована. На ней тоже полагается такой орнамент – с полосой и с точками.

С.БУНТМАН: Да, серединка осталась.

О.ЕСИНА: Волнушечка там должна быть и точки. Такой же, как и сбоку рисунок, должен повториться.

С.БУНТМАН: Давайте, пока мы завершаем работу, я задам вопрос для «Говорим по-русски». Новый Год первый раз отпраздновали 1 января 1700 года и перешли на летоисчисление от Рождества Христова, указ Петра Первого: «украсить здания еловыми, сосновыми и можжевеловыми ветками, а также каждому на своем дворе из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольки мушкетов или из иного мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько…» - чего? Или кого? Выпустить несколько голубей, кошек или ракет? Выбирайте, и вы получите замечательную книгу «Бумажный зонтик» Марины Бородицкой, это уже в следующем будет, 4 смски у нас будет. И один звонок в прямой эфир. Смски, напоминаю, +7 985 9704545, а в эфир можно будет выйти – 363 3659. Вы не рассказали, говорят, про дымковскую курицу с цыплятами. Курица была такая?

О.ЕСИНА: Вот я больше знакома с индюком, у которого очень красивый пушистый хвост.

С.БУНТМАН: О! индюка же здорово раскрашивать.

О.ЕСИНА: Да, а про курицу, честно говоря, как-то нет у меня информации. Может, с нами поделятся?

С.БУНТМАН: Может, она уже советская курица.

О.ЕСИНА: Возможно. Я же как-то больше припоминаю, что есть барыни, лошади, кавалеры и индюки, я больше знакома вот с такими.

С.БУНТМАН: Причем кавалеры и индюки периодически могут меняться местами.

О.ЕСИНА: Ну, это уже да, как получится. Я немножко подправила нашу лошадку, сделала ей полосочку спереди. И раз у нас еще есть одна секундочка, я сделаю ей еще желтые уши и поставлю желтые точки, и мы закончили.

С.БУНТМАН: Желтая серединка ушей.

О.ЕСИНА: И точки сейчас быстренько поставим вдоль нашей полосы.

С.БУНТМАН: Вот! Все, поставили. Замечательно. Спасибо большое. Мы сейчас отправляемся в музеи и новогодние их программы узнаем вместе с Татьяной Пелипейко. Я с вами прощаюсь, дорогие друзья, на две недели. Так что, пожалуйста, ведите себя очень хорошо – отвечайте на вопросы, получайте книги, делайте то, что говорит ведущий. И я вернусь уже после 12-го числа. 12-го меня еще не будет. Так что всего вам доброго. Оля, спасибо вам большое.

О.ЕСИНА: Пожалуйста.

С.БУНТМАН: Будем еще что-нибудь делать в нашем эфире.

О.ЕСИНА: Обязательно. Обращайтесь.

С.БУНТМАН: Обязательно. Спасибо большое. Всех – с наступающим Новым Годом!


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024