Купить мерч «Эха»:

Зачем школе кинопередвижка? - Сергей Казарновский, Лев Яковлев, Татьяна Потяева - Родительское собрание - 2007-03-18

18.03.2007

К.ЛАРИНА: 11:10. Доброе утро, еще раз. У микрофона Ксения Ларина, начинается наше «Родительское собрание». Представлю участников сегодняшнего разговора. Татьяна Потяева, депутат Московской городской Думы, заместитель представителя комиссии по науке и образованию. Добрый день, Татьяна, здравствуйте!

Т.ПОТЯЕВА: Добрый день!

К.ЛАРИНА: Сергей Казарновский, директор образовательного центра №686, это класс- центр, что называется, да?

С.КАЗАРНОВСКИЙ: Да, да.

К.ЛАРИНА: Добрый день, Сергей, здравствуйте!

С.КАЗАРНОВСКИЙ: Здравствуйте!

К.ЛАРИНА: Лев Яковлев, писатель, критик, руководитель творческого объединения «Черная курица» при фонде Ролана Быкова, здравствуйте, Лев!

Л.ЯКОВЛЕВ: Здравствуйте, Ксения!

К.ЛАРИНА: Нашим слушателям напомним средства связи, которыми мы располагаем, телефоны прямого эфира 783-90-25 и 783-90-26, а sms`ки можно присылать по номеру +7-985-970-45-45. Наши слушатели уже всех поздравляют с праздником, с Днем святого Патрекея. Мы тут в передачи «Говорим по-русски» перевели на русский язык Патрика - у нас получилось Патрекей. Сегодня мы будем говорить о творчестве, «зачем школе кинопередвижка» (мы так игриво определили тему сегодняшней передачи). Ну, я думаю, что сейчас Татьяна начнет нашу программу, познакомит с тем инициативами, которые возникли в недрах Московской городской Думы. А инициативы эти связаны с показом хорошего, лучшего кино нашим школьникам. Кино, которые они не могут увидеть нигде, не по телевизору, ни в кинотеатрах. Могут это увидеть, только если им покажут в школе специально. Вот, что это за проект такой, программа, с чем она связана. Давайте, Татьяна, начнем наш разговор, чтобы я не рассказывала сама, а Татьяна расскажет и гостями, и слушателям.

Т.ПОТЯЕВА: Хорошо. Вы знаете, действительно, вот такая инициатива родилась, но она не столько родилась в стенах Московской городской Думы. Московская городская Дума просто пригласила людей, которые решили возродить показ в образовательных учреждениях хорошего детского и юношеского кино. На самом деле предыстория этого такова, что на одном из заседаний правительства, которое было где-то в середине прошлого года, как раз обсуждался этот вопрос. Как можно возродить сегодня киностудии имени Горького, детских и юношеских фильмом. Как можно на экраны нашего телевидения вернуть хороший детский фильм. Очень много деятелей культуры присутствовало на этом заседательстве правительства, и как раз эта проблема возникла. А позднее к нам обратилась большая группа кинематографистов, режиссеров, которые создали такой проект, он называется «Видеоархив. Память России». Посредством вот этих специалистов были восстановлены замечательные старые хорошие фильмы, сделаны современные документальные фильмы об истории России. И фильмов этих большое количество. Это было сделано при поддержке Московской Патриархии. И фестивальный показ этих фильмов начался в Сергиевом Посаде. Причем это фильмы совершенно разного содержания, их там порядка 500. Я не знаю, как сейчас уже подведен итог, и подведен ли этот конкурс, думаю, что еще нет, это на длительный период растянулось. И собственно в Московскую городскую Думу эта группа творческих деятелей обратилась с тем, чтобы поддержать данный проект, с тем, чтобы привлечь средства массовой информации к самой проблеме возврата хорошего фильма, воспитания духовных, нравственных качеств.

К.ЛАРИНА: Т.е. вернуть кино его воспитательную функцию?

Т.ПОТЯЕВА: Только качественное кино, потому что сегодня, конечно, очень много критики поступает по вопросу о том, что показывается сегодня на экранах телевизоров, сколько вообще детских фильмов или программ детских хороших идет по телевидению. Поэтому при отсутствии специализированного канала, который раньше когда-то был… Кстати, этот вопрос мы тоже все время в Московской городской Думе ставим перед правительством Москвы.

К.ЛАРИНА: Это не только вы ставите, это президент ставил, он же все призывал создать детское телевидение.

Т.ПОТЯЕВА: Был такой канал. Либо детское телевидение, детский канал, либо канал образования. Вот эта проблема у нас есть.

К.ЛАРИНА: Хорошо, давайте мы теперь послушаем наших гостей, как они относятся к этой идеи. Вообще, если здесь проблема, если есть, то какая? Сергей, пожалуйста.

С.КАЗАРНОВСКИЙ: Мне вообще нравятся инициативы все Московской городской Думы.

К.ЛАРИНА: Это вы иронизируете сейчас?

С.КАЗАРНОВСКИЙ: Нет, серьезно. Тем более, что из всех искусств для нас важнейшим является кино. То, что городская Дума решила взяться за эту проблему, это замечательно. Но, только, честно говоря, не очень я вижу проблемы здесь. Потому что канал «Звезда» показывает лишь то, что хороших фильмов всегда было мало. Их много старых фильмов, а хороших мало.

К.ЛАРИНА: Там, кстати, хорошие показывают, надо отдать им должное, они находят.

С.КАЗАРНОВСКИЙ: Я вообще не вижу проблемы, потому что в школе в любой сегодня практически существует вся технологическая часть, чтобы кино показывать. Все, что приходит в голову, остается влезть в Интернет, можно практически все достать, заказать и привезти в школу, любые практически фильмы. Но есть другая сторона этого дела. Мне кажется, что люди, которые сейчас это делают, не очень представляют, что такое сегодня нынешние дети. Ну, например, мальчик-четвероклассник недавно рисует картину, изображает пальчиковый кукольный театр, змей Горыныч бьется с Алешей Поповичем, а на шее у него нарисованы красные звезды и серп и молот. Когда его спрашивают, что ты имел в виду под этим, то он сказал, что хотел обозначить время, когда это происходило.

Все смеются.

Папа второклассника рассказывает мне, что он купил программу (серьезно) о битвах ВОВ, фашисты, там все очень красиво сделано, и он слышит из соседней комнаты, что его сын-второклассник все время повторяет за компьютером там «за Сталина!», «за Сталина!». Он решил уточнить у сына, что тот имеет в виду, подошел и спросил. Сын говорит: «Ну, как же?! Достали нас, достали нас!!!»

Все смеются.

Это маленький. Что касается старших, то я могу сказать, что недавно мальчик подходит к педагогу по русскому и литературе и говорит: «Вы не можете мне подсказать какое-нибудь короткое стихотворение Маяковского». Учитель занят своими делами и на бумажке ему пишет «Нате». Он недоуменно пытается понять, что это за слово, а потом спрашивает: «Что, ненависть?», он говорит: «Почему ненависть?» - «Ну, hate, ненависть». Совсем другие мозги. И когда у старших школьников спрашиваешь, что такое Бухенвальд, они мучительно начинают думать, что это, в общем, название немецкого города. Я к чему это все говорю, я очень много пытаюсь показывать кино. Возможности такие в школах есть. Проекционная аппаратура, вставные экраны, сегодня не надо ничего специального для этого придумывать. Они не очень просто смотрят старое кино, «Женя, Женечка, Катюша» 9 мая показываешь, тяжело смотрят.

К.ЛАРИНА: А вы показываете в школе?

С.КАЗАРНОВСКИЙ: Конечно, конечно, очень много, больше того, кино – очень важная штука. Мы недавно, чтобы говорить о таких проблемах, что такое русская идентичность, о том, что такое чувство патриотизма, о том, чем отличается ментальность русского человека от ментальности западного человека, как это восходит религиозным в том числе, в частности к борьбе с греховностью, то, что исихазм у русских людей, то, что пуританство у западных, мы взяли и показали просто два фильма. Один – «За пригоршню долларов», это начало 60-ых гг., вестерн, а потом «Белое солнце пустыни». И это является предметом разговора, конечно же, т.е. кино – это не просто развлекательная штука. Я был свидетелем, участником одной из инициатив Московской городской Думы, когда решили сделать качественное кино для детей. Руководитель Департамента образования Москвы дала сценарий для просмотра нескольким директорам школ, в том числе и мне. Я в двух слова вам перескажу сценарий, который был написан для детской аудитории. В первом кадре летит самолет, который дотягивает, чтобы не упасть на город, – разбивается, но не все там погибают. В следующем кадре видно директора школы с палочкой, мы узнаем его в лице командира этого корабля, который не пускает пьяных на выпускной вечер мальчиков, - они его избивают. В следующем кадре, учитель физкультуры, чтобы отомстить кому-то, начинает жить там с кем-то и так далее. А в последнем кадре замечательная учительница русского языка, у которой заболел дико муж, она потратила все состояние на его лечение, в однокомнатной квартире живет на окраине Москвы с ним, вынуждена идти на панель, и она спит со своим бывшим учеником и так далее. Вот сценарий фильма. И один из депутатов Московской городской Думы, не буду называть его фамилию, он этот фильм протежировал для того, чтобы Департамент купил и оплатил работу этого фильма. Поэтому я-то думаю, что замечательная инициатива, но мне кажется, что надо создавать, делать уже фильмы. Можно вспоминать и нужно, и так далее, и так далее. Интересное дело, меня «Новая газета» попросила поговорить с учениками, какие сегодня у них приоритеты, что такое круто для них. Я спросил у старшеклассников. Мобильный уже не круто, поехать куда-то – не круто, машина, ну, это все есть. Они долго спорили, и тут выяснилось, дружить с Федей Бондарчуком. Пусть Федя попробует делать фильм. Конечно, я показываю им «100 дней после детства». Я смотрю своими глазами, они смотрят своими глазами. Недавно Саша Гуревич, который на ВГДРК (сейчас целая компания там начинается по детским всяким шуткам), говорит, что хочет пробиться с показом фильмов. А вот, начинает думать, не для себя ли это он делает, не про свое ли детство он рассказывает. Это не простая история. Я думаю путь этого дела, замечательный путь, это действительно надо делать хорошее кино для детей на современном языке и т.д.

Т.ПОТЯЕВА: И цель этого проекта – именно делать.

К.ЛАРИНА: Товарищи, посмотрите, какое у нас взрослое кино, я не хочу, я боюсь, я не хочу, чтобы эти люди делали детское кино.

С.КАЗАРНОВСКИЙ: Это другой вопрос. Помните старый фильм «Буратино», там была потрясающая песня, я показывал детям, «Далеко-далеко за морем…», гениальная песня. Ее же никто не поет. Песня была потрясающая. Мы на выпускном вечере всегда ее вспоминаем. Достать можно много.

К.ЛАРИНА: Митта, сегодняшний Митта Александр Наумович, которого я бесконечно уважаю и люблю, он сегодня не снимет «Звонят, откройте дверь!», не снимет, потому что сегодня такое время, что ему в голову не придет сегодня говорить с сегодняшними детьми про это, про что можно было говорить в 60-ые.

Т.ПОТЯЕВА: С детьми можно говорить на все темы.

К.ЛАРИНА: Как их загнать на такое, на качественное кино.

С.КАЗАРНОВСКИЙ: Я с одиннадцатиклассниками два года назад делал спектакль по сказкам Сергея Козлова, которого все знают по «Ежику в тумане» и так далее. Они замечательно слушают эту интонацию, если с ними правильно говорить, и полные залы набивались. Они играли, взрослые, дети играли ежиков, играли медвежат и так далее, просто они говорил о взрослых вещах. Это надо подать, с ними уважительно говорить. Но в то же время, понимаете, мы пытаемся заставить читать детей, есть такая проблема. Как это сделать? Конечно, ищем какие-то формы. Вот, например, когда Александр Филиппенко приходит и читает, читает, играет моноспектакль. И вдруг, он пришел, ну, понимаете, Коваля? (кто сегодня у детей читает Коваля). Потрясающе читал Коваля, и на следующий день библиотекарь говорит, что десять человек пришли и попросили Коваля.

К.ЛАРИНА: Лев, пожалуйста.

Л.ЯКОВЛЕВ: Я согласен, особенно вы Коваль назвали имя. Во-первых, я хотел сказать, что у меня сегодня очень легкая задача: мне, наконец-то, не надо никого смешить, потому что я так понял, что Сергей сегодня в хорошем настроении и можно совершенно спокойно говорить серьезные вещи, наконец. Одна из серьезных вещей: ваша школа известна, знаменита. Вот я вас впервые вижу, но много слышал. Это удел одиночек: вы и еще там второй, третий, пятый, шестой. Вообще-то это может стать практикой, вот то, что вы говорите о Ковале, потому что я себе представляю, что если бы Филиппенко прочитал Коваля по центральному телевидению, то не 10 человек, а, может быть, 10 000 человек попросили бы эти книжки. Более того, они побудили бы издателя эти книжки издавать, потому что Коваля-то, в общем-то, не издают. Понимаете, вот я хорошо его знал, есть люди, которые его еще лучше знали. Это был гениальный человек, это был гений ХХ века, а книг нет, книги совсем других людей, малозначительных.

К.ЛАРИНА: Нет, почему, не соглашусь, он издается. Купить при желании можно.

Л.ЯКОВЛЕВ: Я статистически говорю. Я был на Олимпийском, я не увидел ни одной книжки Коваля, вот, что я могу сказать. Может быть, он издается, но он не продается или продается там, где купить его практически невозможно, в двух-трех центральных магазинах Москвы. Ну, конечно, что-то издается, но это не так издается. А если бы, вот смотрите, если бы Филиппенко читает, то цепочка (я очень люблю цепочки): дети идут в библиотеки, библиотеки звонят в какой-то свой коллектор библиотечный – все просят Коваля! У нас нет Коваля! Библиотечные коллекторы обращаются к издателям знакомым со срочной просьбой об издании Коваля, все закупим! Издатели обращаются к правонаследникам, правонаследники дают добро. Коваль издается, и мы действительно вспомнили о нашей городости, о нашем элитном писателе Юрии Ковале. Вот замечательный ход, но вот с другой стороны, все-таки вот такие школы – это удел одиночек. А я думаю о массе, я думаю не о 10 тысячах, а о 10 миллионах детей. Как бы им что? Им эти фильмы показывать? Я с Ксенией согласен, это почти бесполезно. Большая масса этих фильмов, они, знаете, все были без юмора, эти фильмы были скучноваты, там все эти проблемы очень серьезно решались. Вот таких как «Звонят, откройте дверь» два, три, четыре, пять, а все остальные подростковые фильмы такие, что если вы их сейчас покажете, то вы наоборот отвратите этих детей от этой темы. Надо снимать, снимать надо. И надо идти по американскому пути. Американцы хорошо придумали с этими сериалами.

К.ЛАРИНА: У нас дети, они что-то смотрят по телевизору. У них там «Друзья» или что-то бывает, я вот не знаю.

Т. ПОТЯЕВА: В основном «Саша+Маша» смотрят.

К.ЛАРИНА: Да, да, да. Это про любовь. «Дом 2».

Л.ЯКОВЛЕВ: Нет, нет. Это сериалы комедии, иногда эротические. А я же говорю о других сериалах, в которых действительно есть взаимоотношения. Не те комедийные, которые показываются с экрана, и которых в школах практически нет, на самом деле, этих отношений. Эти сериалами подростками смотрятся, как в свое время тетками смотрелись всякие санты-барбары. Какая-то красивая другая жизнь, в которой хотелось бы быть.

К.ЛАРИНА: Ну, подождите, нет, хорошо, другой пример приведу. Самая главная аудитория «Моей прекрасной няни» и других ситкомов на СТС – это подростки, как это ни странно, не домохозяйки, а именно подростки.

Л.ЯКОВЛЕВ: Очень хороший пример насчет «Няни». Ничего для души в этом сериале нет. Комедия, комедия положения, понимаете?

К.ЛАРИНА: Но есть же умные люди, социологи, исследователи, они же должны какой-то феномен понять, в чем здесь фишка, что здесь привлекает детей. Не чужая богатая жизнь, не «просто поржать», а что-то другое. Здесь модели поведенческие разыгрываются, которые им интересны.

Л.ЯКОВЛЕВ: Я считаю, что Ксения категорически неправа, нет здесь поведенческих моделей, потому что таких ситуаций в жизни обычного ребенка в принципе нет. Это все-таки ситуации какой-то богатой преуспевающей семьи, даже не семьи, а киносемьи. Это такое искусство. Даже, и я уверен, в богатой семье таких ситуаций в принципе нет. Есть в любой семье обычные взаимоотношения: ревность, обида, дали, не дали, что делать, как получить это, можно ли это получить, какие нравственные запреты можно преодолеть. Вот такие какие-то простые вещи между детьми происходят, которых они на экране в моей прекрасной няне никогда не увидят. Это такой блеск, суета.

К.ЛАРИНА: Хорошо, возвращаемся, у нас пока нет ничего сегодня, что можно предъявить подростковому человечеству.

С.КАЗАРНОВСКИЙ: Я могу сказать, что это большая проблема, я понимаю, о чем вы говорите. Но смотрите, не разу по нашему телевидению, насколько я знаю, не был показан оскаровский фильм «Общество мертвых поэтов». Фильм о подростках, замечательное кино, я показываю своим детям. Он не был показан, например. Что делать, я знаю. Сейчас собираются закупать… По-моему, англичане сделали серию десятиминутных фильмов о всех странах мира. Каждый фильм начинается с того, что открывается дверь…

К.ЛАРИНА: Но попытался сделать вот татарский автор, «Гора самоцветов»…

С.КАЗАРНОВСКИЙ: Есть пятничный киноэкран, и мы каждую пятницу «Гору самоцветов» именно с тем акцентом, что это фильмы разных народов.

К.ЛАРИНА: Но по телевизору не прошло, Сереж, рейтинг не такой.

С.КАЗАРНОВСКИЙ: Эти вещи не всегда могут быть рейтинговыми. Вы знаете, это тоже специальная вещь. Очень много, кстати, мультфильмов замечательных, которые тоже по телевидению не проходят.

Т.ПОТЯЕВА: Зато другие проходят, я просто программу за эту неделю взяла и посмотрела, готовясь идти к вам сюда. Ну вот «Звезда» «Альку» показывает, она там многосерийная идет. Кстати, вы о «Звезде» говорили, так вот она вообще не везде принимается. Там демонстрируются хорошие фильмы. Но этот канал я, например, когда работала директором школы в Останкино, у нас почти ни у кого этот канал не принимался. По «Культуре», значит, «Черная курица или подземные жители», «Жизнь или приключения четырех друзей» тоже сериал идет, по «Столице» «Старик Хоттабыч» один единственный фильм, по СТС «Волшебник из страны ОЗ».

Л.ЯКОВЛЕВ: И не одного фильма о каких-то просто взаимоотношениях простых детей.

Т.ПОТЯЕВА: О взаимоотношения «Старшая сестра», это старый фильм. А так о взаимоотношениях ни одного фильма. Вот шесть фильмов для детей, причем не каждый из этих фильмов, в общем-то, наверное, вызовет дискуссию у ребят, поэтому, конечно, телевидение наше должно…

С.КАЗАРНОВСКИЙ: Поэтому не очень понятно, что хочет достать руководство фракции и патриархии.

К.ЛАРИНА: Что хотят достать из нашего лучшего, из архива?

С.КАЗАРНОВСКИЙ: Да.

К.ЛАРИНА: Сейчас об этом поговорим. У нас сейчас новости, потом продолжим наш разговор. Я думаю, что наши слушатели тоже подключаться. Пожалуйста, не забудьте наши все телефоны. Я напомню телефон, по которому можно sms’ки отправить, +7985-970-45-45. И телефон прямого эфира, мы им обязательно воспользуемся, 783-90-25 и 783-9-26.

НОВОСТИ:

К.ЛАРИНА: Продолжаем разговор, мы тут делимся впечатлениями. Действительно, давайте мы составим все-таки хотя бы приблизительный список прямо сейчас того, что необходимо вернуть, пользуясь терминологией Татьяны Потяевой, вернуть нашим детям, то, что утеряно в телевизионном пространстве.

Т.ПОТЯЕВА: Не только вернуть, но и создать, конечно.

К.ЛАРИНА: Ну, про создать пока, я не понимаю к кому мы обращаемся, когда говорим создать.

Т.ПОТЯЕВА: На самом деле, вот мы обсуждаем один из проектов сегодня, вот этот видеоархив «Память России». Ведь в основном это же все-таки видеожурналистика, это документальное кино. То, о чем эта группа кинематографистов говорила, это касается фильмов страноведческого плана, исторического плана, это документальное кино.

К.ЛАРИНА: Где их брать-то, их снимают специально? Или брать их из архива?

Т.ПОТЯЕВА: Нет, их снимают, берут архивные материалы, немного их переделывают. Есть действительно очень замечательные сюжеты. Но к нам обращаются не только, это вот как бы один из элементов, то, о чем мы с вами говорим. На заседании Московской городской Думы мы слушали несколько групп представителей культуры и искусства, которые предлагали свои совершенно разные проекты. Что нам, например, очень понравилось, при Московской городской Думе у нас создано молодежная палата сегодня, которая состоит из студентов ведущих ВУЗов страны, и первая инициатива пришла от них. Мы были поражены. Потом к нам стали обращаться различные группы, студенческая молодежь, которая представляет у нас сегодня молодежную палату, поставила вопрос о том, что сегодня смотреть, а как работать сегодня с молодежью. Они очень много ездят тоже по школам, набирают себе актив ребят, которые могут какие-то хорошие дела делать в Москве: восстанавливать парки, вести работу сегодня в хороших, красивых парках (Фили, Сокольники, Измайловский парк), которым хотят придать статус самых хороших зон отдыха москвичей. Ездят и общаются со старшеклассниками. И все старшеклассники по существу испытывают дефицит в хорошем кино.

К.ЛАРИНА: Т.е. старшеклассники говорят, что хотели бы посмотреть про это, а про это нам не показывают?

Т.ПОТЯЕВА: Не показывают. А у некоторых есть возможности, и там тоже не показывают, загрузка детей сегодня такова. Я не знаю, вот когда я была директором гимназии в рамках дополнительного образования, мы имели такую возможность показывать, обсуждать, также как и вы, фильмы, ставить проблематику различную. Но дети у нас очень занятые, 10 и 11 классы оставляем. Остается 6, 7, 8-ой классы. Для старшеклассников это делаем, а от них остаются 5-6 человек, другие бегут к репетиторам, бегут заниматься, у них нет возможности.

Л.ЯКОВЛЕВ: Это все нужно начинать не 9, 10-ом, и не в 6, 7, 8-ом. И знаете, как начинать (на собственном опыте, я вам рассказывал перед этим, что когда меня не печатали, я много выступал по школам, бюро пропаганды), что интересно, когда ты не просто читаешь что-то, а даешь возможность высказаться в 3-м классе (у меня малыши были: 3, 2, 4-ый класс), у них лица сразу интересные, глаза сразу горят. Это потому что там начинаются такие мотивы: «вот он сказал, а я скажу лучше», «а я еще умнее скажу», «вот я с ним не согласен», «нет, ты неправ». И у них начинают мозги «горячиться». Это был бы не просто показ, например, фильма, это был бы показ фильма плюс (даже для этого писатель не нужен, не нужен кинорежиссер, не нужно актера звать) обсуждение, это можно позвать какую-нибудь старушку или десятиклассницу, кого угодно, но человека, который имеет к этому способности. Он должен суметь детей разкочегарить, эту топку разкочегарить, чтобы она загорелась там внутри. В 3-м классе если вы это сделаете, в 4-ом если продолжите, в 5-ом еще немножко нужно, не нужно это делать каждый день, даже не нужно делать это каждую неделю, то все получиться.

К.ЛАРИНА: Вот у Сергея, по-моему, такая практика есть, они у вас обсуждают спектакли, пишут рецензии.

С.КАЗАРНОВСКИЙ: Меня, честно говоря, удивляет одна вещь, ну, были, действительно, еще эти школы-самолетики стоят, в которых были мощнейшие аппараты настоящие, профессиональные, стояли экраны сзади, смонтированные, настоящие, так выпускали школы и привозили кино. Ну, не очень ходили дети, потому что нельзя все в школу засунуть, ну невозможно, у нее есть свои все-таки задачи. Кино в данном случае может быть неким элементом, для этого существуют кинотеатры, детские в том числе, которые были, и многие из них исчезли, телевизионные программы и так далее. Конечно, должны быть какие-то льготы для их показа, где рекламой можно не кормиться. Ну и потом, все равно, это профессия, детский режиссер, понимаете? Я вспоминаю, когда был какой-то кинофестиваль, когда шел одновременно фильм Климова «Иди и смотри» и в этот же момент (по-моему, Джани Родари тогда возглавлял это на Ленинских горах) шел детский показ, в этот же момент показывали фильм канадского производства «Собака остановила войну». Помните климовский страшный фильм со всякими деталями, очень реалистичный. Канадский фильм рассказывал о других вещах: Канада, зима, каникулы, дети уезжают вмести в лес, гуляют, с ними едет школьная собака, они радуются, гуляют, последний день тепла, строят крепость, война, значит, одни против других, единственное, собака не могла понять за кого она, и она роет под крепостью подкоп. Крепость падает, собака погибает. И вдруг у этой игрушечной войны появилась реальная смерть. Я вас уверяю, что впечатление о проблематике было гораздо более сильное. К чему я это говорю, к тому, что нужен язык. Этому надо учить. Ну, мы даже когда пробовали в Щукинском училище курс для режиссеров, работающих с детьми. И только что я был на специальном семинаре Адольфа Яковлевича Шапира, где собирались режиссеры, руководители детских театров со всей страны и обсуждали существующие проблемы. Первое, я не очень понимаю, что можно доставать, потому что, конечно, хочется, чтобы они посмотрели со мной многие детские фильмы, в том числе «Звонят, откройте дверь». Боюсь, что они не всегда смогут уловить язык, особенно маленькие. Это первое, второе, я считаю, что, конечно, школу нельзя тоже перегружать, дайте им возможность выбора собственного времени. Пусть эти серьезные работы для детей появятся на телевидении. Вот вы говорите о документалистике. Но почему она нормально не идет? Вот Виталий Манский проводит потрясающий фестиваль документального кино. Я иногда смотрю подборки, но их вы по телевидению просто не увидите. Воспитание начинается не просто с того, что ребенку мы будем впихивать эти фильмы и т.д., и т.д. Он просто с родителями посмотрит. Потом, кино – это семейное дело. Вы говорите, вот пусть в школе они посмотрят и вместе потом обсудят. Вот, если в семье смотрят кино и обсуждают, это другой вопрос, что с семьей проблема.

Т.ПОТЯЕВА: Вы затронули самую больную тему, тему семейного просмотра. Кстати, вы в нашем перерыве тоже рассказывали, как вы смотрите фильмы с детьми. Это очень важно, когда семейное чтение. Я помню, у меня была маленькая внучка, и мы смотрели американский фильм про дельфина, «Флиппер» назывался, по-моему. Чудесный совершенно, я сама его с большим удовольствием смотрела, мы все время мы обсуждали с моей внучкой события, которые происходят в фильме. Конечно, школа это важно. Может быть, фильмы исторического плана, какие-то нравственного плана, но они в системе не могут быть в школе, потому что, как я уже сказала, времени не хватит, а вот семейный просмотр.

К.ЛАРИНА: Ну, подождите, но вот в театр-то ходят в школе, у вас там свой театр. Культпоходы же есть? Они, наверное, просто ничего потом не обсуждают.

Т.ПОТЯЕВА: В театры ходят все образовательные учреждения. Ну что вы! Обязательно обсуждают

Л.ЯКОВЛЕВ: Вы говорите о том, что важно. Вы говорите, что семейный просмотр важен. Ну, важен. Вы говорите, Сергей, что кинопоказ хороших фильмов западных, русских важен. Но есть вещи важные, а есть вещи необходимое. Все, о чем вы говорите, на самом деле, это историческое детское кино, также как Барто и Михалкова – это историческая детская литература. Это все важно, а необходимо создание современной детской литературы и современного детского кино. Так вот смотрите, я хочу сказать, мы когда говорим об этом, у нас такое ощущение, что на это нужны миллионы, а на это нужны тысячи долларов. Чтобы сделать сериал с хорошими авторами, которые в этом понимают, со школьными учителями, пускай школьные учителя это пишут…

К.ЛАРИНА: Ну, не знаю, у нас был такой случай. «Простые истины» назывался, по-моему, сериал, может Сергей знает. Это было ужасно, фальшивое насквозь кино.

Л.ЯКОВЛЕВ: Очень неудачное. Вопрос кадров, не тех людей позвали, не тот пирог пили. Очень просто, очень много вокруг, я вот сейчас составляю две серии подростковых книг, связанные с детективами, связанные с любовью и с разными отношениями.

К.ЛАРИНА: Писателей не могут найти хороших.

Л.ЯКОВЛЕВ: Так эти писатели являются сценаристами. Они же вполне могут, то, что они пишут, это убедительно…

К.ЛАРИНА: Там другие законы, на телевидении другие законы действуют, понимаете, им не нужно лучшее, вы поймите! Вы считаете, что лучшее нужно потребителю, а телевидению не нужно лучшее, им нужно рейтинговое. Это две большие разницы.

Л.ЯКОВЛЕВ: Когда вы будите им рассказывать им о том, что с ними происходит каждый день…

К.ЛАРИНА: Но нужно же правду рассказывать, а кто вам даст ее рассказать?

Л.ЯКОВЛЕВ: А что правда? Правда не страшная. Ничего там дико страшного нет, это же тонкие отношения: «он бы сказал», «он меня обидел», «а я-то дура», «нет, он», «а я его люблю», «нет, она его не любит». В этом ничего страшного нет. Когда вы будите об этом говорить…

К.ЛАРИНА: Почему когда все это воплощается там , это все выглядит так паршиво?

Л.ЯКОВЛЕВ: Люди не те это делают и не за те деньги. Они хотят заработать миллион долларов. Ничего на миллион сделать невозможно, а на тысячу можно сделать, потому что на это пойдут люди, которым не нужны большие гонорар, которым действительно хочется воплотить то, что они могут. Это будут другие люди, это будут правильные люди. Они не должны быть очень талантливы.

К.ЛАРИНА: Вот Сергей нам рассказал сценарий, сюжет…

С.КАЗАРНОВСКИЙ: Я вам скажу больше того, действительно, должна быть создана какая-то специальная ситуация для того, чтобы хотели делать люди. Талантливых много людей, понимаете? Грамматиков делал детское кино, был замечательным человеком. Я когда разговаривал года 3 назад с директором одного из московских театров про детские спектакли новые и так далее, он говорит: «У меня на два клена лом по воскресеньям и субботам».

К.ЛАРИНА: Театр, это вообще отдельно, это штучное производство, их нельзя сравнивать.

С.КАЗАРНОВСКИЙ: «И это шоу будет идти, мне не нужно делать лучше, новое, у меня идут, и будут ходить дети и т.д.».

К.ЛАРИНА: Я вам назову Бородина того же, Российский молодежный театр, который просто держит лидерство по качеству детских спектаклей, там утренники великолепные. Потому что совершенно разучились играть. «Ежик в тумане» вот сейчас вышел в театре Вахтангова, во взрослом театре. Нет, в театре как раз там есть, что посмотреть. Это другое искусство.

Т.ПОТЯЕВА: Когда я пришла в Московскую городскую Думу, схожая такая проблема: научные передачи на нашем телевидении. Вот «Очевидное и невероятное» в 12 часов ночи или даже около часа вместе с программой сексуального толка. Мы поставили сразу этот вопрос, почти целый год шло обсуждение, перенесли, наконец, «Очевидное и невероятно», идет в 12 часов дня в будни, когда никто не может посмотреть. Не могут посмотреть дети, потому что они в школе, раньше хоть ночью взрослые могли иногда посмотреть, когда не спали, сейчас взрослые в это время на работе. Вот что значит телевидение. А где найти там место для детского хорошего кино, когда, в какое время его поставить, это сегодня тоже проблема. Поэтому мы все равно ставим вопрос, что должен быть какой-то отдельный канал, детский канал, юношеский канал.

Л.ЯКОВЛЕВ: Я уже себе представляю, что это будет за канал, я уже знаю, я уже вижу лица этих людей, их мотивы я вижу, которые будут на этом канале управлять. Я от этого канала уже ничего не жду, лучше, чтобы его не было.

Т.ПОТЯЕВА: А что вы тогда предлагаете, а как?

Л.ЯКОВЛЕВ: Да ничего не предлагают.

С.КАЗАРНОВСКИЙ: Секундочку, вы говорили про исторические вещи, ну, можно купить все программы и «Намедни», и прочие, там Парфенов, историческое, замечательное. Я скажу вам больше, мы сейчас много про это говорим, но у меня ощущение, что инициатива не только может быть от тех, кто ставит кино, но и от самих педагогов. Другой вопрос, что школа так зажата в куче проблем, что у них момента для какого-то творческого подхода, у многих просто времени на это нет, это отдельный совершенно итог. То, что этого много есть, поверьте мне, я этим занимаюсь, Много, исторические вещи можно найти, они просто продаются. Говорить о музыке любой, пожалуйста. Когда педагог по музыке в любой школе может вести практически через видеопоказы, все снято. Но кто это делает?

Л.ЯКОВЛЕВ: Сергей, а вот вы говорили, что много ездили по другим школам, вот скажите, вот вы видите взаимоотношения в школе, вот 3, 4, 5 класс (то ли это у меня такой печальный опыт) вот как они относятся друг к другу, это же просто какая-то тюрьма.

С.КАЗАРНОВСКИЙ: Нет, ну это отдельная история

Л.ЯКОВЛЕВ: Криминальные дела, это же та же история.

С.КАЗАРНОВСКИЙ: Конечно, конечно, я и говорю, что проблем здесь много и проблема не в том, что есть инициатива, по которой мы запустим кинопередвижку. Мне почему-то показалось это не самая главная проблема. Потому что помните, дайте ему сказать, ему и сказать-то будет нечего. Понятно, что тут другие законы действуют.

Л.ЯКОВЛЕВ: Их нужно просто (по моим таким печальным выступлениям), их нужно просто научить разговаривать друг с другом. Они ведь даже не разговаривают друг с другом. Ты чего сюда сел? И ну-ка пошел отсюда. Я тебе сказал. Ну, это не в ваших школах, а в обычных. Просто какая-то уголовщина.

Т.ПОТЯЕВА: Ну, она откуда? Из семьи идет.

Л.ЯКОВЛЕВ: Нет, все-таки можно в школе давать эти уроки. Мы вот их образовываем, даем эти знания. А как вот мальчик с девочкой общаться, в 3 классе, мальчик с мальчиком. Ребят, ведь можно не только дергать друг друга, тыкать и угрожать, ведь можно и говорить друг с другом, можно и обсуждать и как-то взаимоотноситься можно.

К.ЛАРИНА: Я согласна, это конечно проблема колоссальная, это вот стиль общения, это потом мы вот обсуждаем армейские проблемы, они вот здесь.

Т.ПОТЯЕВА: Это потому что дети перестали читать.

Л.ЯКОВЛЕВ: Вот в третьем классе такие же взаимоотношения, какие я видел на экране, какие я видел в армии, когда я 30 лет назад там служил.

Т.ПОТЯЕВА: Вы знаете, я вот занималась проблемой чтения и занимаюсь сейчас этой проблемой и являюсь членом международной ассоциации чтения, и вот изучала чисто статистический материал. Вот в 80-е годы родители, которые читали книгу детям регулярно, их было 80 %, сейчас 6 % таких родителей. Ну, а человек, который не читает, его поведенческие навыки они совсем другие. Поэтому вот и с этого нужно начинать, обязательно.

Л.ЯКОВЛЕВ: Вы знаете нужно не детские деньги давать, а чтетские деньги. Каждому родителю 200 рублей, кто будет читать каждый 15 минут вечер книжку.

К.ЛАРИНА: (смеется) Боже мой!

Т.ПОТЯЕВА: Я с вами полностью согласна.

К.ЛАРИНА: Я как проверять? Камеры видеонаблюдения (смеется).

Т.ПОТЯЕВА: Сомневаюсь, вы знаете у нас даже материнский сертификат. Деньки только в виде сертификата выдают, а не в виде чистых денег.

Л.ЯКОВЛЕВ: А у них будем спрашивать, дети все расскажут.

К.ЛАРИНА: Давайте, я обещала звонки послушать, давайте мы это сделаем, осталось у нас совсем немного до конца программы, что наши слушатели нам предложат, какой выход из создавшейся ситуации, поскольку мы начали за здравие, как-то весело, а заканчиваем программу очень как-то печально. Лев вообще отказался уже от всего. Алло, здравствуйте. Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Москва, меня зовут Наталья. Вы знаете, мне ваш разговор очень-очень нравится, но у меня мальчик, 25 лет ему. Вот я его всю жизнь воспитывала как нужно, т.е. он честный, порядочной, отношения с девочками, с мальчиками, ну старалась, как могла. И что сейчас получается, у меня мальчик как белая ворона. Для меня это трагедия. Я порой сижу и думаю, зачем я его так хорошо воспитала, ну без лишней скромности скажу, нормальный хороший парень. Потому что сейчас он выпал в эту большую жизнь, столкнулся с жесткостью, с жестокостью, с хамством. Причем среди своих сверстников.

К.ЛАРИНА: Поняли, Наталья. Вопрос тяжелый, скажу честно, что я тоже иногда об этом думаю.

Л.ЯКОВЛЕВ: Нет, ну вы же понимаете, то чем мы занимаемся сегодня в школе, это называется ненормативное образование, потому что мы все, что раньше было ненормативным, оно стало нормой, это можно понять. Мы рассказываем про какой-то бал Наташи Ростовой, а утром ТНТ показали «Дом-2» и так далее. Кроме всего прочего мы тратим кучу времени на то, чтобы с этим каким-то образом объяснять свое отношение. А теперь спрашиваем, ну а что там не так? Ну, нормально все?

Т.ПОТЯЕВА: Ну, потому что нет единой политики.

Л.ЯКОВЛЕВ: Но надо понимать, что людям такого толка всегда будет не просто, это нормально.

С.КАЗАРНОВСКИЙ: А мне кажется, таким людям будет интересно жить. Мама сделала замечательно, что так воспитала. В какое-то время он всем тем, кто так не воспитан, им станет скучно и неинтересно. А вот этому мальчику будет жить интересно.

К.ЛАРИНА: Но трудно.

С.КАЗАРНОВСКИЙ: Трудно, ну, а так всегда.

Т.ПОТЯЕВА: Будет через тернии к звездам идти.

К.ЛАРИНА: Алло, здравствуйте, как ваз зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Меня Олег зовут, Москва. Я не согласен со слушательницей, которая звонила только что. Она воспитала замечательного мальчика, молодец, но она не объяснила мальчику, где искать компанию для него. Потому что таких хороших воспитанных людей тоже много. А на счет показов в школах, это будет очень глупо выглядеть, вы не заставите детей, которые сейчас смотрят абсолютно другие фильмы, у них сейчас другие интересы, вы их просто не заставите смотреть старое кино, практически никого. Единственное сделать факультатив-клуб какой-то, кино-клуб старого кино, но к ним будут залетать разные раздолбаи с сигаретами, это вплоть до третьего класса, будут над ними издеваться и ничего опять вы этим не добьетесь.

С.КАЗАРНОВСКИЙ: Вот реальный взгляд на вещи.

СЛУШАТЕЛЬ: Мне просто тоже через 5 лет преподавать в школе, я будущий учитель биологии.

Л.ЯКОВЛЕВ: Олег, скажите, а как вам моя идея, что да, я вот с вами согласен, да действительно, сложно будет загнать и сложно объяснить, идея снимания, такими как вы, чтобы писали люди сценарии, об отношениях. Это будут смотреть дети? Если вот такие будут простенькие сериал, но с очень обыденными, простыми, психологическими отношениями, которые у детей каждый день случаются.

СЛУШАТЕЛЬ: Вы знаете, это вам, наверное, нужно будет привлечь не вот таких, не просто людей, вам нужно будет привлечь, которые снимают «Дом-2» и прочее, чтобы они не просто… Т.е. пускай, да, сценарий пишут те люди, которые действительно в этом разбираются, но это должны редактировать те люди, которые умеют делать программу модными. Потому что сейчас дети и молодежь действительно собираются на моду.

К.ЛАРИНА: О, очень важно, отлично.

Т.ПОТЯЕВА: Это то, о чем мы тоже как раз говорили.

СЛУШАТЕЛЬ: Потому что читать сейчас опять не можно. Сергей Васильевич Лукьяненко молодец, что снял «Дозор», он немножко вернул людей в лоно книг, но это выглядело очень смешно, потому что это просто было модно.

К.ЛАРИНА: Спасибо, Олег.

Л.ЯКОВЛЕВ: Даешь детский гламур!

К.ЛАРИНА: Ну, а что делать, должно быть модно, я согласно. Это хорошая идея, взять на перевоспитание создателей «Дома-2», потому что как ни крути, это талантливые люди, они сделали качественный продукт, который смотрят.

Л.ЯКОВЛЕВ: Они с удовольствием сделают этот продукт, вот наш продукт они тоже сделали бы с удовольствием. Я уверен.

К.ЛАРИНА: Давайте, это хорошая идея. Еще звонок успеваем. Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло, здравствуйте, меня зовут Роман. Я считаю, это все бесполезно, вот эти излишки, выучите детей хорошему, светлому, фильмы про Буратино. А первоклассник приходит домой, включает НТВ и как раз в 3 часа начинают показывать обезображенные трупы, бордели.

К.ЛАРИНА: Расчлененку, да, это правда.

Т.ПОТЯЕВА: Вот, именно об этом мы и говорим.

С.КАЗАРНОВСКИЙ: Не уничтожайте инициативу Мосгордумы.

СЛУШАТЕЛЬ: Ну что, у нас остались последние полторы минуты. Каждому, наверное, по чуть-чуть. Сереж, пожалуйста. Сергей Казарновский.

С.КАЗАРНОВСКИЙ: Мне кажется разговор нормальный, разговор понятный. Он всегда будет, всегда существует разница между реальностью и нашими желаниями. И конечно, единственной воспитательной частью является образ и кино хорошее - это образ, оно должно появиться, и удастся нам в школах в какой-то степени, будем показывать в школах и старое будем показывать, все равно об этом будем говорить, просто это нормальный ход. Просто не надо на это очень много, думать, что это все проблемы решит.

К.ЛАРИНА: Пожалуйста, Татьяна.

Т.ПОТЯЕВА: Да, ну проблем действительно много, но все-таки с чего-то нужно начинать.

К.ЛАРИНА: Не поздно?

Т.ПОТЯЕВА: Уже поздно, конечно, но ситуацию любую можно поправить, непоправимых ситуаций не бывает. И сегодня звучало очень много предложений, в том числе и из тех, кто нам звонил, может быть пораньше нужно было привлечь, может быть, они бы еще какие-нибудь здоровые идеи накидали для обсуждения.

К.ЛАРИНА: А то мы спали в уныние.

Т.ПОТЯЕВА: Поэтому я считаю, у нас конструктивный такой разговор и может быть это только начало этого разговора, может быть мы еще и продолжим дискуссии в эфире.

К.ЛАРИНА: А вы нам приведите палату сюда, познакомимся.

Т.ПОТЯЕВА: Давайте мы следующий какой-то эфир сделаем с ребятами из молодежной палаты. У них очень много идей.

Л.ЯКОВЛЕВ: Мне кажется, Татьяну вернуть в ее гимназию, Сергею нужно не мешать делать то, что он делает, и всех тех людей, которым мешает или которых куда-то убрали, их нужно туда вернуть.

Т.ПОТЯЕВА: Я не рассталась с моей гимназией.

Л.ЯКОВЛЕВ: А мне помочь создавать качественный продукт. (Смеются).

К.ЛАРИНА: Лев Яковлев, Татьяна Потяева и Сергей Казарновский. Программа «Родительской собрание» спасибо большое.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024