Купить мерч «Эха»:

Автограф истории - 2022-01-22

22.01.2022
Автограф истории - 2022-01-22 Скачать

Тамара Таценко

В научно-историческом архиве Санкт-Петербургского института истории Российской академии наук хранится подлинная собственноручное письмо знаменитого немецкого церковного реформатора Мартина Лютера. Оно написано 15 августа 1530 года в крепости Кобург и адресовано жене: «Любезной моей повелительнице, госпоже Катарине Лютер. Виттенберг. В собственные руки», - начертано на оборотной стороне однолистного послания пожелтевшей бумаги. Катарина Лютер, урождённая. Катарина фон Бора происходила из дворянского саксонского рода. Воспитанная в монастыре, она приняла монашество. Но под влиянием реформационных идей покинула монастырь и впоследствии стала супругой реформатора. Полученные в монастыре богословские познания, а также приобретённые навыки ведения хозяйства помогли ей стать надёжной опорой в практическом ведении дома Лютера, всегда открытого для проживавших студентов и для собраний коллег-теологов Виттенберга.

Письмо к Катарине Лютер было написано в период Аугсбургского рейхстага, на котором императору Карлу V было представлено аугсбургское вероисповедание протестантов, которое и по сей день является главным вероисповедальным документом лютеранской церкви. Пребывавший в многолетней имперской опале Лютер не мог находиться среди соратников в Аугсбурге. И был во время рейхстаге в Кобурге, ближайшей к Аугсбургу территории саксонского курфюрста, покровителя реформаторов. В Кобурге к Лютеру ежедневно поступали письменные сообщения о событиях на рейхстаге. Так поводом для рассматриваемого письма явилось только что доставленное послание из Аугсбурга. Их Лютер пересылает в Виттенберг жене, чтобы она дала их прочесть коллегам, и они знали, как обстоят наши дела в Аугсбурге.

Примечательно, что в письме к супруге звучит оптимистическая нота: «Да поможет Бог и дальше, так как он милостиво начал». Несмотря на то, что аугсбургское вероисповедание было отвергнуто императором, он в начале допустил дальнейшие теологические дискуссии в рамках рейхстага. С ним Лютер, очевидно, связывал определённые надежды, ну, хотя бы частичное признание католиками некоторых положений вероисповедания. Надежды, впоследствии не оправдавшиеся.

Письмо свидетельствует, что Катарина Лютер была в курсе профессиональных дел реформатора и пользовалась его доверием в исполнении серьёзных поручений. В письме Лютер также выражает своё возмущение из-за промедления издатель Ширлица с публикацией впоследствии широко известной программной проповеди реформатора о необходимости отдавать детей в школу и поручает жене, если издатель ещё не начал работу, найти другого печатника и передать работу ему. Вместе с тем в письме звучат и неформальные нотки, которые проявляются в приветах поимённо родственникам и друзьям дома, а так же в упоминании о сырой погоде и винограде, полюбившемуся кобургскому сидельцу.

Громадное наследие Лютера, рукописи его трудов, а также писем хранятся в немецких архивах, тщательно и любовно учитываются, изучаются многими поколениями историков и теологов. Образ Лютера по сю пору является для немалого числа немцев частицей национальной идентичности. В архивах России подлинные рукописи Лютера немногочисленны. Письмо из архива Санкт-Петербургского института истории опубликовано в полном веймарском издании. Но опубликовано под копией. Публикатор отмечает, что до середины 20-х годов XIX века подлинник находился в герценской библиотеке в НРЗБ. Но в 1934 году там оставалась лишь копия. По всей видимости, письмо было похищено и попало в антикварную торговлю. Там, а именно в антикварной фирмы «Лиз унд Франке» для... в Лейпциге его приобрёл до 1914 года Николай Петрович Лихачев, один из основателей нашего архива. Его рукой на папке с письмом Лютера написано: «Драгоценность».

Тамара Николаевна Таценко, старший научный сотрудник.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024