Купить мерч «Эха»:

Не единожды уже радиостанция "Эхо Москвы" в своих передачах задавала и сама задавалась вопросом, что важнее священное право частной собств - Комментарий недели - 2001-06-08

08.06.2001

Для меня ответ очевиден: никакого "или" нет, есть соединительные союзы "и" . "и". И священное право частной собственности, и свобода слова. Ответ на этот вопрос дан сравнительной политологией давным-давно - одного без другого просто не бывает. Не бывает неприкосновенности частной собственности без свободы слова, ибо именно эта свобода слова и охраняет частную собственность, а отнюдь не полки спецназа, и не бывает свободы слова без частной собственности, ибо только частная и нуждается в ней, в свободе слова, государственная нет. У государства есть на охрану себя достаточно средств и штыков. Свобода слова это ограничитель для государственного, для государства, для его экспансии, для всего аппарата его насилия, что, собственно, и есть государство, это защита частного от этого самого государственного. Нет свободы слова - и у государства развязаны руки, и, следовательно, уже ничего не защищает частное: частную жизнь, частную собственность на заводы, фабрики, скважины, на мысли и результаты частного мыслительного процесса. Примеры все на этой неделе. Государство положило средства массовой информации или они сами легли, и неизбежно вслед за этим последовал приказ Академии наук об усилении контроля над контактами и публикациями ученых. Государство продемонстрировало свою разрушительную силу в борьбе с частными политическими интересами, с изданиями и телеканалом холдинга "Медиа-Мост". И следующей жертвой неизбежно стал один из тех, кто оправдывал право государства на такие действия в отношении своих политических противников, - главный редактор "Независимой газеты", теперь уже бывший главный редактор бывшей "Независимой газеты" Виталий Третьяков. Именно Третьяков первым очень точно обозначил: телеканалы и газеты в нашей стране де-факто взяли на себя роль квазиполитических партий. Справедливо? В отсутствие реальных политических партий, за исключением разве коммунистической, кто-то эту нишу просто обязан был занять, и средства массовой информации ее заняли. Однако публично обозначив эту роль СМИ и оправдав тем действие Кремля, Виталий Третьяков сам подписал себе приговор. Юридический собственник газеты Борис Березовский точно так же, как месяцем раньше юридический собственник НТВ Кремль "Газпром", заявил свое несогласие с квазиполитической партией по имени "Независимая газета" и ее лидером Виталием Третьяковым и выгнал последнего на улицу. Параллели оправданы, и тоже состояние пустоты. 14 апреля не стало НТВ, вчера не стало "Независимой газеты". И цели у сторон одинаковы: превратить то, что хотя бы в логотипе несло название "независимое" и что, при всех поправках на нашу жизнь, было относительно независимым по сути, превратить в пропагандистскую дубинку. С концом "Независимой газеты" Виталия Третьякова действительно завершается целый этап в постсоветской истории России и уж как минимум в истории ее средств массовой информации. Так же, как НТВ, "Независимая" Виталия Третьякова могла появиться только с открытием шлюзов, то есть со свободой слова. Так же, как НТВ Виталий Третьяков раскрутил свой логотип с неизменным эпиграфом "без гнева и пристрастия" с нуля. В отличие от абсолютного большинства изданий "Известий", "Комсомолки", "МК" и т.д., при всем уважении к последним, Третьяков, так же как НТВ, построил успешное средство массовой информации, прежде всего, на таланте и интеллекте личности. Можно по-разному относиться к Виталию Третьякову, так же, как можно по-разному относиться к Евгению Киселеву. Можно не соглашаться с его взглядами, как очень часто не соглашалась с ними я. Но Третьяков талантлив, читать всего всегда работа мысли, так же, как талантлив Киселев. А талант редкость, талант - бесценный дар и очень редкий дар. Выброшенные из своих изданий Киселев и Третьяков, как бы ни обернулась их дальнейшая судьба это потеря для всех: для общества и, кстати, для государства, у которого ныне с талантами и интеллектом очевидные проблемы. "Независимая", конечно же, вопреки собственному эпиграфу была газетой и с гневом, и с пристрастиями. И это тоже нормально. Журналистика в России еще с Радищева развивается по европейскому пути. Она партийна в том смысле, что не скрывает своих политических привязанностей. Подобного не может быть в Соединенных Штатах, например, где изначально газеты были внепартийны и делились и делятся по географическому принципу. Но тем "Независимая газета" и была интересна. Она изменялась вместе с изменениями в стране за последние 10 лет, она отражала и сама была местом дискуссии, противоречий, конфликтов последних лет. Надо отдать должное Виталию Третьякову: "Независимая" свободно предоставляла место в газете тем взглядам и тем позициям, с которыми сам Третьяков совершенно не был согласен, о чем, кстати, прямо говорил, говорил и мне, но при этом печатал без всякой редакторской цензуры. В том числе и в последние месяцы, когда в самых, казалось бы, свободомыслящих изданиях правилом становится вычеркивание тех или иных фамилий, тех или иных абзацев. "Независимая газета" была редакторской газетой, так же, как театр бывает режиссерским, а бывает актерским. Ленинградский Большой драматический театр, БДТ, был театром Георгия Товстоногова, Таганка театром Юрия Любимова. Без них этих театров нет или они совсем другие. "Независимая газета" была редакторской газетой своего главного редактора - Виталия Третьякова, который, кстати, абсолютная редкость для газетной бюрократии, к тому же еще прекрасно владеет словом. Без него "Независимой" нет. Какой станет газета под руководством нового главного редактора, покажет время. Но очевидно совершенно другой. Подумалось: "Независимая газета" появилась 10 лет назад, когда жажда свободы, самых разных свобод была в стране всеобъемлющей. "Независимой" не стало, когда, согласно одному из опросов, большая часть граждан выступает за введение цензуры. Круг замкнулся, этап завершился. Дожить бы до того времени, когда начнется новый и вновь придет понимание, что разделительный союз "или" в отношении свобод неприменим, на самом деле свобода она одна. Вынь из нее один кубик, например свободу слова, и рушится все здание, хороня под собой все остальное, в том числе и священное право частной собственности Кстати, писала я этот комментарий, а на Российской государственном телевидении шел концерт, посвященный 80-летию газеты "Труд". На сцене, на заднике портреты разных государственных деятелей советской и постсоветской поры. Особенно выпукло портрет Сталина и портрет Путина. Что называется, дожили


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024