Купить мерч «Эха»:

Прошедший музыкальный конкурс "Евровидение" - Комментарий недели - 2004-05-15

15.05.2004

Представьте себе, что вы выпустили колбасу и поехали продавать ее в Европу. Колбаса в этот раз, впрочем, как и в прошлый, получилась не очень. На то были разные причины, плохое мясо, маленькая зарплата у рабочих вашего колбасного завода, высокие налоги в шенгенской зоне. В общем, плохо продается колбаса. И вот собираетесь вы на ток-шоу по поводу этой самой колбасы и вдруг заявляете, что вокруг вашей полукопченой с чесноком существует международный заговор. Кроме того, Запад вообще неспособен понять вашу родную колбасу, оценить ее шкурку, золотистый цвет, а также степень нарубленности исходного продукта.

С конкурсом "Евровидение" в России такая же картина, вначале появляется зал в Останкине, где нас усиленно готовят к всенародному празднику, вернее, не к празднику, а к тому, что мы будем первыми. Мы слышали нашу песню, смело можем утверждать, что лучше ее не может быть на свете, на разные лады заявляют гости. Балет ведь у нас из Франции, костюмы еще откуда-то. Гости студии, правда, не слышали других песен, но в проходах сидят девочки с цветастыми тюками мишуры в руках, которые при каждом возгласе "мы", "наши лучшие" уверенно с визгом начинают махать мишурой.

В понимании устроителей шоу народ должен как-то пропитаться уверенностью, что песня, а равно и исполнительница, действительно лучшие. Потом начинается сам конкурс, наш исполнитель выступает средне, это видно сразу по прохладной реакции зала, зал не заводится от песни, что-то на сцене не происходит. Потом страны начинают давать очки исполнителям, России долго не дают ничего, наконец, Белоруссия дает самый большой балл, дальше кто-то по 1-2, в конце Украина дает почти максимальный.

А вот дальше начинается обсуждение, и там происходит именно то, что с колбасой. Я обычно жду, когда же прозвучат слова заговор, непонимание, не надо больше туда ездить. Обычно это произносится минуте на 8-й. На самом деле, ничего удивительного тут нет. Представьте, собирается праздничное шоу, а победа не вышла. Значит, два пути. Либо перевести разговор в серьезную плоскость и начать разбирать, почему не вышло. Но куда тогда девать девочек с мишурой? И тогда, чтобы не пропал общий визг, как-то автоматически возникает тема заговора вокруг песни. Это как при Сталине и Брежневе жили так себе, но власть требовала праздник для народа, тогда находился внешний враг.

Смешно в данном случае то, что эти слова произносили те, кто прекрасно знал каждая страна голосует, как бог на душу положит, предугадать невозможно. Конечно, была возможность в этом ток-шоу обсудить и два главных вопроса. Первый, а почему, собственно, выбрана именно эта девушка? Не потому ли, что пиарится "Фабрика звезд", ее устроители силой и связями продавили свою кандидатуру? Это же гениально должно было получиться, вчера она никому не известная девочка из провинции, а сегодня победила Европу. Т.е. на ток-шоу можно было бы задать вопрос, а правилен ли выбор, а гласно ли он делался, а все ли правильно делают в самой "Фабрике"? Можно было бы прямее спросить, а кто, собственно, поехал, представитель России или представитель одной из программ Первого канала? Но спросить это категорически, как вы понимаете, было нельзя, потому что этим проектом руководит фактически главное лицо канала. И подобные вопросы тут неуместны. Что-то пытался спросить Илья Легостаев, но ведущий с ходу заткнул ему рот. И правильно, потому что, как известно, бизнес у нас давно сросся с властью, поэтому "Фабрика" это больше, чем внутренний конкурс песни, это консолидирующая и объединяющая история для молодежи, почти национальная идея. Поэтому в ней не может быть ошибок, слишком много денег вложено. Невозможно сегодня говорить по Первому каналу о каких-то ошибках, а завтра собирать дворцы спорта, народ может не прийти.

Конечно, можно было бы и не писать на эту тему, ведь, собственно, что случилось? Ну выступили, ну не получили, ну пошумели немного, что тут такого? Однако есть момент, который важен. Что, собственно, есть этот конкурс? А это наше прямое участие с каким-то нашим продуктом в жизни объединенной Европы, в которую мы так стремимся. И это пример, как мы реагируем, когда нас воспринимают не за то, что у нас какие-то ракеты или Чечня, или большие запасы нефти, или мы вообще как четыре Франции. Просто в конкретной ситуации Европа так оценивает наше предложение, так мы на это реагируем, закомплексованно и имперски. Так что пока что любое маленькое дело повторяет большую политику. Всегда по одному сценарию сначала уверить народ, что у нас все лучшее, потом средне выступить, потом не сказать "спасибо" тому, кто помог, в конце обвинить Запад в заговоре, заявить, что народы не понимают нашей тонкой русской души, плюнуть конкурсу вслед, заявив, что ноги нашей там больше не будет. Хотя заявка на новый конкурс, наверное, уже давно написана.

А вообще-то, "Фабрика звезд" очень хорошая передача, только тогда, когда в ней отсутствует пафосная распальцовка.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024