Купить мерч «Эха»:

Удивительная жизнь Адольфа Хампеля, судетского немца, полюбившего Россию - Адольф Хампель - Дилетанты - 2018-07-05

05.07.2018
Удивительная жизнь Адольфа Хампеля, судетского немца, полюбившего Россию - Адольф Хампель - Дилетанты - 2018-07-05 Скачать

С.Бунтман

У нас в гостях профессор Адольф Хампель. Это человек удивительной судьбы, очень разнообразной и очень плодотворной, но об этой судьбе мы поговорим, а начнем мы почти с середины и начнем с той истории, может быть, которая наиболее известна у нас, если не в связи с вашим именем, то в связи с явлением, в связи с событием, это возращение, как официально теперь говорят, одного из почитаемых списков иконы Казанской Божией Матери. Профессор Хампель, расскажите, вот эту историю нам, как это началось, а потом мы поймем почему.

А.Хампель

Ну, наш университет НРЗБ имеет партнерство с университетом в Казань, и там был мастер, имел любезность пригласить всех иностранных гостей университета на прием.

С.Бунтман

Это было когда, профессор?

А.Хампель

Это было так…

С.Бунтман

90…

А.Хампель

В прошлом столетии.

С.Бунтман

Да, конец 90-ых годов, да?

А.Хампель

Да.

С.Бунтман

Мэр Казани вас пригласил, да.

А.Хампель

Да, и когда Исхаков НРЗБ этого бурмистра и он выразил желание, что каждый год сделал какое-то приветствие на своем родном языке, а передо мной были уже 2 немца, я думаю, что это скучно, если третий еще говорит по-немецки, из-за этого я сказал: «Я католический богослов, для нас второй родной язык должно быть латынь».

С.Бунтман

Так.

А.Хампель

И так я тогда произнес маленький, маленькую речь по латыни, конечно, никто понял что-то, но…

С.Бунтман

Было красиво.

А.Хампель

Бурмистр был в восторге, он сказал: «В моем городе говори по латыни, это никогда не случилось», и сказал: «Я вас приглашаю на визит завтра». Я думаю, что хочет татарский, мусульманский бурмистр от католического богослова, и я пошел туда, и все уже знали, значит, на Кремле, и тогда он сейчас тронул его желание, он сказал: «Вот у нас самое драгоценное в Казани была икона Божией Матери и это потеряно, и идет слух, что она в руках католиков», из-за этого он хотел меня поручить задание искать эту икону.

С.Бунтман

Так.

А.Хампель

И он тоже организовал одну тим, один тим, да, телевидение татарский, русский, и я один немецкий, и он, я тогда был советник для обоих, так как оба не знали ничего о церковной терминологии, да, и так мы искали 2 года, мы искали икону, проехали все эти русские города, где сказали может быть…

С.Бунтман

Да, там целая история, да.

А.Хампель

И тогда я спросил в моем коллиже, в Риме, в русской, папской НРЗБ, там я спросил одного старого священника, слышал ли он что-то о старой русской иконе, он сказал: «Да, эта икона находится во Фатима», в Фатиме, Португалия.

С.Бунтман

Да.

А.Хампель

Там место паломничество, и у вас был один друг, с вами учился, он теперь священник в Соединенных Штатах, и я ему звонил, он сказал: «Да, он может помочь, но хочет участвовать в этом…»

С.Бунтман

Предприятии, ну, да, в этом предприятии.

А.Хампель

Бурмистр Казани сказал: «Он платить все расходы, что они нужны, чтобы найти икону», и, ну, тогда, значит, в конце концов, появилось, что икона была во Фатима, во Фатима было такое явление Богоматери, дети, и они сказали: «Если вы молите много и все верующие, тогда Россия обратится к вере»

С.Бунтман

Да.

А.Хампель

Это явление было в 17-ом году во время Революции, ну, да, значит, Фатима сейчас имеет какую-то связь с Россией…

С.Бунтман

Да.

А.Хампель

Молится за Россию, и, но икона находилась на иконном рынке в Америке, и это американская католическая организация «Blue Army».

С.Бунтман

«Blue Army», такая небесная или синяя армия, да.

А.Хампель

Они купили за 2 миллиона эту икону на рынке, и они подали в месте паломничества Фатима эту икону, которую они купили, а это есть такой сложный, сложная история, 13-го мая было это явление Богоматери, и 13-го мая был замах или, как сказать…

С.Бунтман

Покушение, покушение, да, имеется в виду на папу Иоанна Павла.

А.Хампель

НРЗБ.

С.Бунтман

Да, да, да.

А.Хампель

Да.

С.Бунтман

НРЗБ, да.

А.Хампель

И что он пережил…

С.Бунтман

Папа Иоанн Павел Второй, да.

А.Хампель

Приписывает помочь Богоматери, Фатимской Богоматери.

С.Бунтман

Да, это известно, да.

А.Хампель

И он поехал туда поблагодарить и видит эту икону, и выразил желание иметь эти иконы в собственной капелле…

С.Бунтман

Да, в Ватикане у себя.

А.Хампель

Да, да, в Ватикане, и теперь она находилась в Ватикане, ну, наша задача была снимать эту икону, задача найти и тоже делать фильм…

С.Бунтман

Фотографировать, да, и снимать для телевидения, да?

А.Хампель

Да.

С.Бунтман

Да.

А.Хампель

Тогда я написал Нунси, это амбассадор Ватикана в Германии, он сказал, уже все приготовили, можете снимать икону в Ватикане, но вы должны это делать через секретариат и НРЗБ в Ватикане, ну, они не сотрудничали, они сказали: «Нет, нет, это слишком деликатная вещь», да…

С.Бунтман

Ну, да.

А.Хампель

Телевидение, они хотели сохранить это за ключ, чтобы папа получил разрешение посетить Россию, и патриарх, значит, пригласил его Горбачев, Ельцин, и тоже Путин.

С.Бунтман

Да.

А.Хампель

Пригласили папу поехать, но патриарх Алексей сказал…

С.Бунтман

Всегда был против.

А.Хампель

Я получил аудиенцию у патриарха, и я его спросил: «Хотите, чтобы папа принес икону в Москву, в Россию?», он сказал: «Икона да, папа нет».

С.Бунтман

Понятно.

А.Хампель

Ну, какой выход, это же был тупик, ну, тогда я внушал бурмистру, чтобы он спросил у папской нюнсиус в Москве аудиенцию у святейшего отца, и он это сделал, и сейчас получил аудиенцию у…

С.Бунтман

Иоанна Павла Второго, да.

А.Хампель

И он меня спросил служить как переводчиком там в Ватикане, но я, конечно, охотно это сделал, и тогда, значит, шаг за шагом, но как-то Ватиканская дипломатия узнала, что это старый и уже больной папа уже не будет ехать в Россию, они передали икону немецкому кардиналу Каспер.

С.Бунтман

Да.

А.Хампель

Он тогда был председатель этого секретариата и НРЗБ, и так икона приехала с торжеством в Москву…

С.Бунтман

Потом в Казань.

А.Хампель

И когда в Казань, тогда, значит, они меня пригласили, как почетного гостя, и было интересно, очень много народа, все мусульмане и, конечно, все православные, они пришли на прием икону, но что было интересно, в своей речи патриарх ничего не сказал о Фатима, о папе, что она была подарок от Ватикана, от…

С.Бунтман

Да.

А.Хампель

Ничего не заметил в своей речи и после него Шаймиев, президент Татарстана, произнес речь и так хвалил папу, и патриарх рядом немножко неловко было ему, что мусульманин так хвалит, так это была история с иконой.

С.Бунтман

Да, это с иконой, икона вернулась, ну, мы, вы можете почитать, и мы рассказывали о том, как, в общем-то, достаточно для такого большого события так скромно как-то отнеслись к этому в Русской православной церкви, хотя это событие очень большое, это, конечно, не подлинная икона, это один из поздних списков, потом были произведены работы исследовательские…

А.Хампель

Да.

С.Бунтман

Но все равно это великолепный и жест, и это очень большое событие.

Профессор Хампель, вот скажите, пожалуйста, мы вас уже встретили в конце 90-ых сейчас в вашем рассказе, но вы начали заниматься и русским языком, и потом вы посещали Руссикум, вы учились там, прямо после войны, хотя это было в очень тяжелых обстоятельствах…

А.Хампель

Да.

С.Бунтман

Для вас лично, о которых мы еще поговорим, вот как вы пришли к русскому языку, и что такое Руссикум, которого, мне кажется, до сих пор так опасаются в русских кругах, как шпионского центра вот такого страшного?

А.Хампель

Я хотел стать священником, но я делал НРЗБ в Баварии, но мне хотелось стать, как священником в каком-то баварском лесу, у меня было всегда тяготение делать что-то особенное, и тогда я читал, что в НРЗБ, близко Франкфурта, там создали высшую богословскую факультет для выгнанных и беженцев, это профессора из Бреслау, из Прага, они…

С.Бунтман

То есть то немецкое население, которое было выселено из Чехословакии и из Польши сразу после войны?

А.Хампель

Да.

С.Бунтман

Да.

А.Хампель

Тогда там было близко Франкфурта, это все НРЗБ, и это факультет Богословия, и там я видел в списке пропаганды у нас, мы преподаем не только традиционные богословские предметы, но тоже русский язык, марксизм и ленинизм, и тоже православный спиритуалитет.

С.Бунтман

Духовность, да.

А.Хампель

Вот 3 предмета.

С.Бунтман

Интересно, так.

А.Хампель

И тогда я вступил там, конечно же, и преподавал, по крайней мере, русский язык и православную духовность, один итальянец, Пиано назывались, и он сказал ко мне, я был очень усердный студент его, он был НРЗБ Руссикума в Риме, да.

С.Бунтман

Да, вот Руссикум появился вот.

А.Хампель

И он сказал, если действительно хотите учиться русскому языку, здесь вы это не получится, так как мои 3 или 4 в неделю это не годится, вы, если действительно хотите, вы должны вступить в Руссикум в Риме, ну, я это очень охотно сделал, и поехал в Рим, меня приняли…

С.Бунтман

Экзамены были?

А.Хампель

Нет, они, значит, каждый имел время тогда, чтобы оправиться, значит, не экзаменов, после, скажем, полгода видели, он годится или…

С.Бунтман

Подходит или нет…

А.Хампель

Не годится…

С.Бунтман

Ага, то есть испытательный срок?

А.Хампель

Да.

С.Бунтман

Это хорошая система, так.

А.Хампель

И, значит, для меня было очень приятно, ректор тогда, мой земляк, НРЗБ, и он меня очень любезно принял, и значит, тогда я остался там 5 лет и там только говорили по-русски. Значит, когда вступил в здание тогда…

С.Бунтман

Всё, ни на каком другом языке.

А.Хампель

Если тоже за столом сидели 3 немца, нет, только по-русски…

С.Бунтман

Правильно.

А.Хампель

Только по-русски.

С.Бунтман

Правильно.

А.Хампель

Ну, в тоже время, значит, порядок и день был такой, до обеда все было на папском университете Григориана, и там было все по латыни, и после обеда до вечера только по-русски в русском колледже, ну, так чтобы очень интенсивное время для учебы.

С.Бунтман

Профессор, вы приняли потом очень важное для себя решение, каким священником вы станете…

А.Хампель

Ну, да.

С.Бунтман

Каким богословом вы станете.

А.Хампель

Там в Руссикуме во главе, во главе, но он же там архиепископ русский из семьи Евреиновых, Евреинов…

С.Бунтман

Да, это очень известная семья.

А.Хампель

И он был русским дипломатом до Революции, но после Революции уже не вернулся на родину, и он из-за поддержку католической церкви православных во время коммунизма, и он стал католиком, стал священником, стал архиепископом, архиепископ для католиков восточного византийского обряда…

С.Бунтман

Да.

А.Хампель

В Риме, в Риме, и там, значит, я был, я всегда имел больше сомнения на счет целибат, как я видел, что русские священники женаты, и так я имел большие сомнения, но все-таки я решился стать священником, и я был рукоположен архиепископом Александром Евреиновым, и тогда я был спокоен и доволен, значит, и я уже, значит, через это рукоположение я чувствовал себя уже связан очень интенсивно даже сакраментально, связан с Россией, так как быть рукоположен русским архиепископом – это как будто если на старое дерево они делают…

С.Бунтман

Прививку, да, да, прививают новые…

А.Хампель

Так я чувствовал себя.

С.Бунтман

У нас в гостях профессор Адольф Хампель. Скажите, пожалуйста, здесь тут же у нас возникает огромная проблема, и которая остается до сих пор, проблема, и мучительная проблема католиков восточного обряда…

А.Хампель

Да.

С.Бунтман

Проблема так называемых униатов, которые подверглись страшным гонения в советское время, которые до сих пор яблоко раздора между католической и православной церквями, вот как вы сейчас смотрите на эту проблема? И мне кажется, что уже от католиков восточного обряда, уже как-то их сторонятся все уже, и католики, и православные.

А.Хампель

Значит, у меня есть такое мнение, как папа и патриарх выразили на встрече Куба, я читал это заявление из Куба и сравнивал с интервью, который я сделал с епископом Кириллом…

С.Бунтман

А, еще много лет назад, да, после, 30 лет назад вы сделали…

А.Хампель

Ну, больше, 1988-ом году…

С.Бунтман

Да, точно 30.

А.Хампель

У меня есть текст этого интервью, и тогда я встретил Кирилла еще в Кишинев на конференции о Святом Павле, и несколько раз я встретил, и он знает меня, так как если на конференции спросили, какое мнение на счет униатов, он сказал: «Читайте интервью, которое я сделал с Хампель, тогда вы знаете». Униаты существуют, нельзя их убить, и если существуют, может быть, какую-нибудь пользу может иметь польза в том, что церковь не ограничена на одну культуру, скажем, как католики, всегда была латинская культура…

С.Бунтман

Да.

А.Хампель

А тоже другие культуры, как Византия, Эфиопия и так дальше, это чтобы, это убеждение было тоже в головах католиков, что это не латинская церковь, но иметь разные культуры.

С.Бунтман

Конечно, но хорошо, что прекратились уж такие гонения, но церковь, католическая церковь византийского обряда, она существует, существует на Украине, есть свои проблемы, но все успокоилось сейчас?

А.Хампель

Что?

С.Бунтман

Успокоилось сейчас отношение или нет?

А.Хампель

Со стороны Ватикана согласились, значит, там спокойно, но на счет местного, местная греко-католическая церковь, как называется…

С.Бунтман

Да.

А.Хампель

Там неспокойно, там спор идет на счет здания, церкви и разные другие, так как когда Сталин подключил униаты к Московскому патриархату, там было большое сопротивление, но эти церкви, они остались имением православной…

С.Бунтман

Да, они перешли в собственность православной, да.

А.Хампель

И теперь католики строят новые церкви, чтобы успокоить, значит, чтобы православные имели эти старые, и для католиков, если у них нет церквей, Ватикан помогает строить новые церкви, да.

С.Бунтман

Скажите, профессор, вот, действительно, вот вы, став священником католическим византийского обряда, вы, может быть, как-то снова поставили себя вот в такое положение человека не совсем принадлежащему определенному миру, определенной культуре, может быть, еще здесь и ваша собственная история, потому что я очень запомнил, мы еще поговорим о книге, потому что в книге воспоминаний вы говорите, когда вы увидели, вас увидел папа Пий Двенадцатый, и он заинтересовался откуда каждый…

А.Хампель

Да.

С.Бунтман

Из приходивших и даривших ему свечи, и когда вы сказали, что вы из Чехословакии, но вы немец, он, папа вам ответил достаточно строго, тогда вы должны называться судетский немец…

А.Хампель

По-немецки…

С.Бунтман

Причем по-немецки, вы к нему обратились по-итальянски, да, а он вам ответил по-немецки, вот что такое было, в самом начале вашей жизни вы столкнулись вот с этой проблемой? Что такое быть судетским немцем?

А.Хампель

Значит, проблемы была такая, что после распада Габсбургской монархии они создали новый государство, Чехословакия, которой не было, и там были разные этнические группы, чехи 7 миллионов тогда, значит, немцы, 3 миллиона с половиной, словаки 2 миллиона, и там еще венгерцы…

С.Бунтман

Моравы, да, да.

А.Хампель

И значит, основатели этого государства никак не говорили с немцами, когда они создали конституция, они не пригласили самое главное, вторая группа, 3 миллиона с половиной, не пригласили представителей, чтобы они сотрудничали делать конституцию, а все было сделано без немцев, да, и конечно, это немцы, они этим не были довольны, они еще думали по-австрийски, и мой отец, он служил 6 лет, как австрийский солдат, он сделал свою военную службу во Львове, и Мукачево.

С.Бунтман

Что тоже была Австро-Венгрия, да.

А.Хампель

И значит, национализм между чехами и немцами успокоилось немножко, но тогда появился Гитлер, и он, наша группа была инструментом для него, для его пропаганда, все немцы в одном государстве, и значит, это, конечно, немцы имели тогда в Чехословакии имели права меньшинства, это правда, в школе были по-немецки, там тоже имели все права, были депутаты в парламенте, даже было одно время, что в парламенте были 3 немецких НРЗБ министра…

С.Бунтман

Так, да.

А.Хампель

И значит, на выборах, выборы в 33-ем году это Судетская партия была самая главная, так что по обычаю они должны были дать министр, президент.

С.Бунтман

Да, формировать правительство должны были, они должны.

А.Хампель

И, но, конечно, чехи не хотели, чтобы один судетский немец стал их президентом, да, ну, значит, было мягкая дискриминация, скажем, мягкая дискриминация, чехи чувствовали себя очень в безопасности, имели договор с Францией, Англия, даже косвенно с Советским Союзом, и они сказали: «Нас не трогают, мы будем, если они нас трогают, будет война всемирная, европейская война», и из-за этого НРЗБ еврейский вопрос, евреи, они считали себя к немецкой культуре, значит, все эти писатели, Кафка и теперь имена…

С.Бунтман

Ну, ничего страшного, Кафки хватает.

А.Хампель

Прага была в 20-ых годах второй центр немецкой литературы, благодаря евреям, евреи были в ненавидении со стороны чехов, они были НРЗБ.

С.Бунтман

Как все запутано, как все сложно, как все сложно.

А.Хампель

Да.

С.Бунтман

И вот вам пришлось первый раз во время Судетского кризиса, вашей семье пришлось бежать тогда, потом был Мюнхен, и Гитлер получил возможность занять Судеты. Скажите, вот как это воспринимали тогда, что можно вернуться, что Судеты немецкие, и как вы потом относились к этому, к тому, что Германия заняла Судетскую область, а потом и всю Чехословакию?

А.Хампель

Ну, я, конечно, большинство судетских немцев были довольны, что теперь были у НРЗБ Немецкой Империи, большинство, но было тоже, было тоже немецкие диссиденты, и это, значит, во время войны был там Протекторат…

С.Бунтман

Богемия и Моравия, да.

А.Хампель

Богемия и Моравия, значит, мы, Судетская область уже была Германия…

С.Бунтман

Да.

А.Хампель

И тогда, значит, я помню, что Протекторат было лучше экономически, чем в Германии…

С.Бунтман

Ха, так.

А.Хампель

Что наши судетские немцы получили разрешение поехать в Протекторат, они купили себе многие вещи, которых уже в Германии не было, и у них был свое правительство, НРЗБ, они можно сравнивать их, Франция выше…

С.Бунтман

Да, понятно, да, да.

А.Хампель

Как был президент Гаха, который был выбран из, от, еще демократического парламента в Чехии, НРЗБ уже уехал в Лондон, там он сделал свой эмигрантское правительство, а Протекторат, Гаха остался президентом Протектората, но всегда в руках Гестапо.

С.Бунтман

Скажите, вот когда потом, если пропустить некоторый этап, то вошла Красная армия, тогда война окончилась, и были приняты решения, как в Чехословакии, так и в Польше, выселить немцев с территории государства, для вас это была катастрофа?

А.Хампель

Немцы там были по приглашению чешских королей уже 800 лет, там Оттокар Второй, он пригласил немцев в Богемии, и значит, мы жили, моя фамилия, например, имел свой, свой фарм или как сказать…

С.Бунтман

Ферму, да, да, свой хутор, да, ферму.

А.Хампель

Ферму. Уже 300 лет, 300 лет всегда фамилия Хампель имел, мы даже имели какой-то привилег от Кайзера, короля, Шестого.

С.Бунтман

Да.

А.Хампель

Значит, мой отец был очень гордым крестьянином, и так что это был действительно большой шок, когда в 46-ом году, значит, там был барабанщик, имелись, эти люди должны быть через 2 часа на площади Собрания, каждый имеет разрешение на 20 кило, и дом вы должны оставить в порядке, ключи там тоже, и все, но это был конец, 800 лет…

С.Бунтман

Да.

А.Хампель

Но, слава богу, мои родители это носили с большим терпением, и я помню, когда мы были на, уже там на НРЗБ, который нас собрали…

С.Бунтман

Грузовик, да.

А.Хампель

Мой отец сказал, оставьте меня тут, и смотрел я, что на деревню…

С.Бунтман

Да, остановились, да.

А.Хампель

И сказал, бог дал, бог снимай…

С.Бунтман

Взял, да.

А.Хампель

И бог, хвален бог, так они депрессии не имели.

С.Бунтман

Скажите, как сейчас вот относятся и в принципе относятся и судетские немцы, и вы в частности, и немцы из Силезии, как относятся к тому, что произошло? Ощущают они, как они понимают, как все-таки оставшаяся обида или понимают, что Германия все-таки искупала свою вину в большой степени за нацизм, за Вторую мировую войну?

А.Хампель

Значит, мы эту, громадное большинство принимает границу Германии, как перманент, ну, и что принимают, что конец возникает теперь наш вопрос на счет новых беженцев…

С.Бунтман

Да, да.

А.Хампель

И вот как теперь принимают беженцев, ну, лучше теперь, чем немцы нас приняли…

С.Бунтман

Серьезно? Немцы немцев принимали хуже, чем сейчас немцы принимают совсем другие народы?

А.Хампель

Ну, тогда Германия была разрушена, города были все бомбардированы, значит, места не было, и в течение 2-ух годов приехали 15 миллионов немцев из Чехословакии, из Польши, из Югославии, беженцы выгнаны…

С.Бунтман

Да.

А.Хампель

И это, конечно, когда нас, мы должны жить у одного крестьянина, сказал, он сказал нам: «Цыган мы не принимаем», цыганы.

С.Бунтман

Ну, да.

А.Хампель

Тогда…

С.Бунтман

Да.

А.Хампель

Милитари полис, американцы принуждали немцев принимать немцев.

С.Бунтман

Ну, да, также как у вас был такой случай, когда еще в Чехословакии, когда единство кто защищал вас от преследований, это был советский военный.

А.Хампель

Да.

С.Бунтман

Да.

А.Хампель

Сержант, и он имел 10 солдатов на демонтаже телефонных проводов…

С.Бунтман

А, проводов, да, да. И он вас защищал, скажите…

А.Хампель

И он нас защищал, Сергей тоже его звали, и он жил у нас, не знаю, 6 недель, и значит, и он, я, значит, защищал нас он…

С.Бунтман

От тамошних властей. Скажите, профессор, вот, ну, сейчас, насколько я знаю, у вас очень хорошее отношение с чехами, потому что вы в свое время поддерживали чешских диссидентов, чешских борцов за свободу, и у вас сохранились очень хорошие отношения.

А.Хампель

И они меня пригласили, Хавель меня пригласил, чтобы поблагодарить за поддержку во время коммунизма, и когда он умер, меня пригласили на похороны, и я даже был гордым, что я мог петь чешскую гимну, где дом мой.

С.Бунтман

Да, да, вот да, это я понимаю, что это, что это такое. Скажите, пожалуйста, профессор, вот у вас есть книга, небольшая книга, воспоминания, но это очень важная книга…

А.Хампель

Да.

С.Бунтман

И так увидеть нашу и совместную историю, и понять для того, что такое, что такое, как многообразно христианство…

А.Хампель

Да.

С.Бунтман

И как в этом многообразии есть наше единство очень серьезное, всех христиан, я думаю, на свете. Какой главный вывод вы бы сделали из вот этой книги жизни? Вот главный ваш какой-то вот такой вывод?

А.Хампель

Я, значит, для меня это, несмотря на разный президентов России, я не знаю, что это действительно, что Сталин сказал, да, диктатор, и приходят, уходят, но немецкий народ останется, и так, моя, значит, любовь, я могу сказать, к России так твердо, что никакой президент может уничтожить это.

С.Бунтман

Спасибо большое, спасибо, профессор Хампель.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024