Купить мерч «Эха»:

Самоубийства в России 18-го века - Александр Каменский - Дилетанты - 2019-10-03

03.10.2019
Самоубийства в России 18-го века - Александр Каменский - Дилетанты - 2019-10-03 Скачать

В Антарктиде появится памятник Фадею Беллинсгаузену. Он будет установлен на самом южном континенте земли в начале января следующего года. Местом дислокации монумента выбрали полярную станцию, которая носит имя мореплавателя. В следующем году в России будет отмечаться двухсотлетие открытия Антарктиды. На мировую карту ледяной материк первыми нанесли участники экспедиции, которой командовали Беллинсгаузен и Михаил Лазарев. Готовую скульптуру, изображающую мореплавателя, доставят на станцию на специальном судне. Кстати, это уже не первый памятник, установленный в Антарктиде. Среди прочего тут есть монументы, посвященные норвежцу Руалю Амундсену и британцу Роберту Скотту, главам первых экспедиций, добравшихся до Южного полюса.

В Лондоне на аукционе продадут кольцо Калигулы. Стартовая цена 750 000 долларов. Причем многие ювелиры полагают, что организаторы торгов немного продешевили. Драгоценность действительно уникальна. Она сделана из цельного сапфира, внутри которого выдолблен портрет четвертой жены Калигулы, Милонии Цезонии. Кольцо долгое время входило в личную коллекцию герцогов Мальборо. Но теперь будет выставлено на торги. Император Калигула правил Римом всего 4 года Он вошел в историю как кровавый безумец, который пытался сделать своего коня консулом и устраивал жестокие расправы над сенаторами. Правление Калигулы кончилось его убийством. Вместе с ним была убита и Цезония.

На минувшей неделе умер бывший президент Франции Жак Ширак. Он был последним, кому удалось продержаться на этом посту 2 срока. Кабинет в Елисейском дворце Жан Ширак занимал целых 12 лет. При этом в его повторную победу никто не верил. Из-за роста безработицы и непопулярных решений вроде приватизации «Renault» и так далее, партия Ширака разгромно проиграла парламентские выборы социалистам. После чего президент был фактически изолирован от большой политики. От провала на президентских выборах его спасла неудача социалистов. Во второй тур вместе с Шираком вышла лидер правых, Жан-Мари Ле Пен. Тогда вокруг действующего президента сплотилась едва ли не вся Франция. Ширак триумфально победил во втором туре, набрав более 80% голосов. После него никому не удавалось продержаться в Елисейском дворце более одного срока.

С.Бунтман

Добрый вечер! Сергей Бунтман у микрофона. Мы в прямом эфире. Ну, сегодня мы без картинок, это я «YouTube» говорю, «YouTube» у нас присутствует. Я приветствую весь чат. И смски тоже можете присылать.

Раз мы в «Дилетанте» начали 18 век, главная тема – начало 18 века в России. И все, что вокруг Полтавы, и последствия Полтавского сражения. Давайте обратимся к 18 веку и в программе «Дилетанты». Но к одной его особенности.

Александр Каменский у нас в гостях. Добрый вечер!

А.Каменский

Добрый вечер!

С.Бунтман

И предложение было такое. Самоубийство в России 18 века. И что, почему, кто. Вообще я понимаю, что, ну, век Просвещения и век скептический такой. Но самоубийство такая вещь стыдная достаточно все-таки в России считалось или уже нет?

А.Каменский

Ну, вот это сложный вопрос. Давайте может быть начнем с того, что вообще самоубийство — это явление такое, я бы сказал, страшное…

С.Бунтман

Очень.

А.Каменский

И наверное, каждый из нас, если даже не сталкивался с этим непосредственно, тем не менее, просто даже просматривая какие-то ленты новостей постоянно натыкается на информацию, связанную с этим явлением. Можно далеко не ходить, буквально, если я не ошибаюсь, вчера, промелькнуло сообщение, что в Соединенных Штатах в университете Пенсильвания покончил с собой штатный психолог, собственно, функцией которого было…

С.Бунтман

Предотвращать…

А.Каменский

Предотвращать суицид.

С.Бунтман

В частности, да.

А.Каменский

А до этого днем раньше было сообщение о демонстрации протеста французских полицейских, и в комментариях говорилось о том, что несколько десятков офицеров французской полиции за последние годы покончили с собой.

Так что это такое явление, с одной стороны, страшное, с другой стороны достаточно распространенное. И к сожалению, статистика говорит сегодня о том, что Россия на третьем месте в мире по числу самоубийств, если вот по крайней мере, то, что мне известно.

Как при этом обстояло дело в 18-ом столетии. Вот первая как бы гипотеза, которая возникает, это то, что Россия все-таки 18-го века это страна достаточно патриархальная.

С.Бунтман

Да.

А.Каменский

Это страна, населенная преимущественно людьми православными, людьми, которые обязаны согласно закону регулярно исповедоваться, причащаться, то есть постоянно ходить в церковь. И всякий раз, когда русского человека, да за любое прегрешение привлекают к ответу, то в первую очередь его спрашивают, когда в последний раз был у исповеди. Таков закон. А христианство, как, впрочем, и все остальные мировые религии, осуждает самоубийство. И я думаю, что даже тем, кто никогда, так сказать, не знакомился с какой-то специальной литературой по этому вопросу, хорошо известно, что православная церковь запрещала отпевать самоубийц и хоронить их в церковной ограде.

С.Бунтман

Да, на освещенной земле.

А.Каменский

Да, поэтому, собственно говоря, первая гипотеза такова, что, наверное, все-таки самоубийства в России этого времени не были сильно распространены. Так ли это?

Вот где-то уже больше 10 лет назад вышла моя книга, посвященная повседневной жизни русской городской провинции 18 века. Я занимался одним, собственно, таким небольшим провинциальным городом и наткнулся в документах городового магистрата на описание, собственно, трех случаев самоубийств. Причем один из этих случаев даже не вполне ясный, там было на самом деле или нет не очень понятно из документов. Но так или иначе, по крайней мере, за первые три четверти этого столетия всего 3 случая, правда…

С.Бунтман

Я как раз хотел спросить за какое время это…

А.Каменский

Да.

С.Бунтман

Первые три четверти. Это много.

А.Каменский

Первые три четверти, да. И в общем, это, правда, и городок совсем небольшой, но тем не менее, тем не менее.

И когда я с этим столкнулся, я стал, естественно, интересоваться есть ли вообще какая-нибудь литература, занимался ли кто-нибудь этим, специально ли изучал эту тему, выяснилось, что нет. У нас есть, надо сказать, очень небольшое число исследований вообще по истории самоубийств в России, но они посвящены преимущественно 19-му веку, началу 20-го века, во-первых.

Кроме этого есть специальные работы о двух случаях самоубийства, относящихся к 18-му веку, в сущности к концу 18-го века. Самоубийств, которые можно охарактеризовать как, я бы сказал, такие литературные самоубийства.

С.Бунтман

Это что Вертеры?

А.Каменский

Это два дворянина, Починин и Сушков, которые, ну, начитались они книжек не тех, что надо. И вот разуверившись в господе, разуверившись в смысле жизни, они покончили с собой, оставив пространные такие философические рассуждения о том, почему и зачем они это с собой сделали. Эти два случая известны, они описаны и есть специальные исследования им посвященные.

Кроме этого, в литературе упоминается мельком еще несколько случаев. Ну, скажем, известная история, скорее даже, так сказать, версии о самоубийстве статс-секретаря Екатерины Второй, Козицкого. Есть версия, как мы знаем, о самоубийстве Александра Радищева, впрочем, уже в начале 19 века.

С.Бунтман

Да, это уже все-таки 19.

А.Каменский

Да.

С.Бунтман

Хотя человек он 18 века.

А.Каменский

Да. Хотя надо сказать, что эта версия опровергалась даже его сыном. Скорее это, так сказать слухи об этом ходили.

Ну, и вот пара может быть еще случаев, которые в литературе упоминаются.

И вот выяснив эту картину, я решил, что эта версия о том, что самоубийства были редкими, соответствует действительности. И надо сказать, как-то, видимо, сгоряча пустился в некоторые рассуждения вроде того, что, ну, наверное, все-таки самоубийство предполагает довольно высокий, достаточно высокий уровень рефлексии человека относительно, так сказать, обстоятельств собственной жизни. И поэтому, собственно, и как бы число самоубийств может быть растет по мере роста уровня образования общества и так далее.

Если иметь в виду, что Россия была в 18 веке это преимущественно крестьянская страна, население в основном неграмотное, то, наверное, этим объясняется такое малое число самоубийств. Но по прошествии некоторого количества лет одна внимательная студентка меня спросила, а собственно, на чем эти ваши рассуждения основаны. И я понял, что ни на чем. Они ни на чем не основаны, я не нашел что на это ответить. И как-то это побудило меня заняться этой темой более серьезно.

Я стал просматривать, я стал просматривать архивные фонды местных учреждений 18 века и не только местных, и центральных разных судебных учреждений. И сразу скажу, что на сегодняшний день мне удалось выявить около 400 случаев, 400 случаев самоубийств.

С.Бунтман

За какой период?

А.Каменский

За все 18 столетие.

С.Бунтман

За все 400.

А.Каменский

Тут надо сказать около 400, немножко меньше, но около 400.

Тут надо сказать, что, собственно говоря, в тот же год, что была опубликована моя книга, вышла книга такой англо-американской исследовательниц, Сьюзен Моррисон, которая посвящена, монография, посвященная вообще истории самоубийств в России. И у нее там есть раздел и по 18 веку. Но сведения, которые она обнаружила, они относятся только к самому концу столетия. Она их извлекла из еженедельных отчетов, которые московский и петербуржский губернаторы посылали императрице Екатерине Второй. То есть это конец 80-ых, первая половина 90-ых уже годов 18 века. Хотя сразу скажу, что там очень такие кейсы довольно занятные и интересные.

Теперь вот что представляет собою эти около, как я сказал, 400 случаев. Сразу скажу, что абсолютное большинство покончивших с собою в этом списке, в этой базе, это крестьяне.

С.Бунтман

Вот я только хотел спросить.

А.Каменский

Это крестьяне.

И с одной стороны, это как бы понятно, ну они составляют абсолютное большинство населения страны. А с другой стороны, с другой стороны, это, конечно же, полностью опровергает предположение о том, что уровень самоубийств в принципе, по крайней мере, применительно к этому времени, вот так напрямую жестко связан с уровнем образования.

Хотя если мы с вами откроем, например, статью в «Википедии» на слово «самоубийство», то там не очень, правда, внятно, но как бы намекается на то, что среди людей с высшим образованием в наше время, так сказать, процент самоубийств все-таки выше.

Тем не менее, итак, это крестьяне, это прежде всего в первую очередь крестьяне.

С.Бунтман

А по, я прощу прощения, мужчины, женщины?

А.Каменский

Примерно одинаково.

С.Бунтман

Одинаково.

А.Каменский

Примерно одинаково. Тут разница невелика.

Теперь чтобы об этом говорить, нужно понять вообще как это выглядело, скажем так, как это становилось известно и как на это реагировала власть.

Ну, прежде всего, нужно сказать, что начиная с петровского времени, начиная с появления «Воинского артикула» Петра Первого, 1716 год, самоубийства превращаются в преступления, это уголовное преступление.

С.Бунтман

Для всех?

А.Каменский

А вот тут, да, вы абсолютно верно задали этот вопрос.

Дело в том, что «Воинский артикул», как следует из самого названия этого документа, как бы это про военных, про армию. Но «Воинский артикул» - это документ, который сильно отличается, скажем, от современного какого-то воинского устава, потому что он в том числе перечисляет многочисленные, разнообразные уголовные преступления и наказания за них. И практика такова, что на практике этот воинский артикул применялся и по отношению к гражданскому населению.

Причем вот я тут должен сделать оговорку, мне буквально относительно недавно встретилось одно дело сыскного приказа, следственное дело, которое расследовалось и судьи вынесли некий приговор, который они отправили на утверждение в Юстицколлегию. Это начало 40-ых годов 18 века. И Юстицколлегия. Да, а вынося приговор, они ссылались на «Воинский артикул», как обычно, они всегда ссылались на «Воинский артикул», И тут вдруг совершенно неожиданно Юстицколлегия им ответила, что, дескать, а не надо ссылаться на «Воинский артикул», это только для военных.

С.Бунтман

Так.

А.Каменский

Что, видимо, было шоком для этих судей…

С.Бунтман

Ух…

А.Каменский

Потому что они всю жизнь это делали, и не только они, вообще во всех судебных учреждениях это делали.

И это какой-то уникальный такой случай. Потому что я даже вот эти документы показывал коллегам, которые специально занимаются изучением судебно-следственной практики 18 века, и они мне сказали, что ничего подобного никогда не встречали…

С.Бунтман

Это потрясающе.

А я хотел спросить, кстати, про «Воинский артикул» для гражданских лиц, ведь это, если я не ошибаюсь, это существовало довольно долго еще?

А.Каменский

Конечно.

С.Бунтман

Потому что, например, беглые крестьяне или даже какие-то беглые евреи из местечка через границу, и есть николаевские времена, есть когда выписывается им наказание…

А.Каменский

Ну, естественно.

С.Бунтман

Это я смотрел историю телесных наказаний, наказаний шпицрутенами и так далее.

А.Каменский

Да, да, конечно.

С.Бунтман

И вот это все выписывается…

А.Каменский

Точно также, как Соборное уложение 1649 года будет действовать на протяжении всего 18 века и фактически на протяжении 19 века. Собственно, до того момента, когда уже в николаевское время был составлен «Свод законов Российской Империи», до этого времени все эти законодательные акты, они все продолжают действовать, и они все применяются в судебной практике.

Так вот, «Воинский артикул» предписывал, что самоубийство — это преступление, что тело самоубийцы, это очень интересно, его следует, понятное дело, похоронить где-то в каком-то бесчестном месте, далеком, неизвестном, о том, чтобы его хоронить в церковной ограде, естественно, и речи нет. Но что еще интересно, что тело полагается проволочить сначала…

С.Бунтман

Ого!

А.Каменский

По улицам города.

Это вот очень интересная норма, которая, по-видимому, была заимствована Петром из Западно-Европейского права, потому что в Западной Европе, во Франции, например, еще в средние века существовал такой, ну, церемониал, скажем, когда тело преступника, казненного преступника волокли по улицам, дабы продемонстрировать, так сказать, народу, что может быть за преступление.

С.Бунтман

Да, и в Италии так было.

А.Каменский

Да.

С.Бунтман

В Итальянском государстве.

А.Каменский

Но Петр почему-то это именно к самоубийцам приложил, не к убийцам, скажем, да, не к государственным преступникам, предателям, например, и так далее, а именно к самоубийцам.

С.Бунтман

Потрясающе.

Кстати говоря, из-за этого, мы об этом еще поговорим, просто интересное соображение пришло в чате у нас здесь про статистику, наверное, скрывали факт самоубийства.

А.Каменский

Вот мы сейчас подходим, так сказать, к этому моменту. Я бы сразу сказал, что скрыть было довольно сложно.

Порядок был следующий. Когда случалось самоубийство, то те, кто нашел тело, те родственники или просто кто наткнулся на тело самоубийцы, должен был сразу сообщить какому-то ближайшему, скажем так, местному начальнику. И если это происходило в сельской местности, в селе, в деревне, то это мог быть сельский староста, это мог быть сотский, десятский, пятидесятский и так далее. Это должностное лицо, взяв с собой свидетелей, должен был явиться на место и осмотреть труп.

С.Бунтман

Врач тоже…

А.Каменский

Не, ну, какой врач в деревне, там…

С.Бунтман

Ну…

А.Каменский

Никакого врача, естественно, не было…

С.Бунтман

Понятно.

А.Каменский

Даже близко не было, даже в провинциальных городах, уездных городах, как правило, не было никаких врачей. Поэтому просто они осматривали тело и целью этого осмотра было установить, что это действительно самоубийство и на нем нет ничего, что тогда называлось боевыми знаками. Никаких боевых знаков, то есть никаких, ничего, что свидетельствовало бы о насильственной смерти.

После этого он должен был выставить около этого тела караул и написать доношение в центр, то есть в какой-то орган власти, уездной власти, провинциальной, губернской и так далее, в зависимости от того, где это все происходило.

Далее. Получив это доношение, учреждение, воеводская канцелярия, провинциальная канцелярия, отправляла туда своего человека. Это мог быть какой-то мелкий служащий, какой-нибудь мелкий писарь, секретарь, это мог быть просто солдат, который служил при этой канцелярии. Он получал инструкцию, он должен был явиться на место. И там точно провести, собственно говоря, ту же самую операцию. Он должен был в присутствии свидетеля осмотреть тело и удостовериться в том, что нет боевых знаков.

И также, и тут вот появляется некоторая специфика, потому что практика все-таки в разных регионах страны она различалась. Некоторые учреждения как бы очень скрупулёзно выполняли свои обязанности, а некоторые все-таки, так сказать, я бы сказал, так спустя рукава.

Там, где это производилось всерьез, там этот посланный человек, он должен был опросить свидетелей, он должен был их спросить, не видели ли они чего подозрительного, соседей опросить, иногда даже устраивали то, что называется, повальный обыск, то есть опрашивали вообще всех вокруг.

Как правило, все свидетели говорили, что ничего не видели, ничего не знаем. Если это, скажем, была женщина, покончившая с собой, то с мужем жила хорошо, про ссоры ничего не знаем. Иногда говорили, да, знаем, она болела или он, она болела, значит, жаловалась, что болеет, страдает, вот это мы знаем, больше ничего не знаем, а так все хорошо, все прекрасно.

И собственно, на этом дело заканчивалось, и этот служащий разрешал теперь тело похоронить.

С.Бунтман

Мы сейчас прервемся.

Александр Каменский, и мы говорим о самоубийствах в России 18-го века, и продолжим через несколько минут.

НОВОСТИ

С.Бунтман

У нас в гостях Александр Каменский. Мы в этом месяце периодически говорим о 18-ом веке, но сейчас такое явление, как самоубийство. Оказалось, что это было не редкостью. И достаточное количество крестьян было. И вот как оформлялось, если можно так сказать, самоубийство, если было, а можно было не сообщить вообще, ну умер и умер, умерла или умерла?

А.Каменский

Документы свидетельствует о том, как я сказал, это было довольно сложно, потому что всегда находился кто-нибудь, кто донесет, донесет. Ну, мы же понимаем, жизнь в деревне, в селе, даже в городе, даже и в городе, она как бы в маленьком провинциальном, небольшом провинциальном городе, да и не только в маленьком провинциальном городе, она как бы на виду у всех соседей, всё видят, что происходит. И надо сказать, что эта практика доносительства, она очень сильно развита была и развита она была именно потому что законодательство было устроено таким образом, что не доносительство каралось, поэтому довольно сложно было, это, во-первых. Во-вторых, люди пугались, люди пугались, когда кто-то из родственников покончил с собой, люди пугались и боялись.

Мне попалось может быть 2-3 буквально дела из вот этих нескольких сотен, когда не донесли вовремя или когда вообще не донесли, и кто-то вот из соседей потом донес, или кто-то из случайных свидетелей донес или так далее. Или тело захоронили до того, как его таким образом освидетельствовали. И одно дело мне попалось, когда фактически была осуществлена то, что мы сегодня называем…

С.Бунтман

Эксгумация?

А.Каменский

Эксгумация, да. То есть вырыли тело и освидетельствовали.

И за такого рода вещи наказывали, наказывали, потому что люди отговаривались незнанием, конечно же, так сказать и так далее.

В принципе я хочу сказать, вот это обстоятельство, что в первую очередь пытались установить, не была ли эта смерть насильственной, это касается не только самоубийств. А дело в том, что если мы станем смотреть архивные фонды местных органов власти 18 века, то мы там находим сотни дел, сотни, буквально сотни дел об обнаружении мертвых тел, мертвых тел.

В Петербурге. Это поразительно, меня самого это поразило, когда я с этими документами познакомился. Едва ли не каждый день мертвецов вылавливали просто из Невы, с Фонтанки, из Мойки. Нам даже сегодня трудно, наверное, представить себе, когда мы гуляем по Питеру, по набережным Питера, что в самом конце 18 века уже, ну, практически, как я сказал, едва ли не каждый день вылавливали мертвецов.

Поэтому практика была аналогичной, когда находили мертвое тело, то прежде всего смотрели нет ли боевых знаков, то есть нет ли следов насильственной смерти. Удостоверившись в том, что человек умер естественной смертью, хоронили и на этом дело закрывалось.

Еще один, и с этим связан важный момент, касающийся самоубийства, что, в общем, власть не очень интересовали причины самоубийства. Если соседи говорили, что челочек болел или родственники говорили, да это он по пьяне с собой покончил, пьянствовал, был в белой горячке…

С.Бунтман

Ну, да.

А.Каменский

С собой покончил.

Вот уже в конце века, когда речь идет о Петербурге, Москве, то там то врачи были и там лекарь всегда присутствовал при осмотре тела. То есть там мы находим вполне такие квалифицированные медицинские заключения. И там мы часто очень встречаемся с таким словом «меланхолия». Он был в меланхолии и это основная причина.

С.Бунтман

Этим называлось очень много разных явлений.

А.Каменский

Этим называлось, да, очень много разных явлений. Это могло быть что угодно.

Ну, вот, я позволю себе, так сказать, более подробно остановиться на одном таком кейсе, очень, на мой взгляд, интересном и показательном. Этот кейс, случай, связанный не с крестьянами, а с человеком, вполне себе известным, и фамилия у него вполне известная в русской, по крайней мере, в истории русской литературы. Это фамилия Апухтин. Это прапрадед поэта Апухтина.

С.Бунтман

Так.

А.Каменский

Да. Прапрадед, Василий Иванович Апухтин. И если мы откроем с вами родословную роспись рода Апухтиных, опубликованную в известном родословном справочнике Руммеля и Голубцова, то там есть Василий Иванович, и около его имени стоит крестик, 1731 год, год смерти, и одно слово написано «утонул».

Он действительно утонул. Но дело то в том, что утонул он в колодце, на собственном московском дворе, и собственно, утопился. И сохранилось очень подробное дело следственное. Почему оно вообще возникло и возникло оно в сыскном приказе, то есть в учреждении, которое занималось расследованием уголовных дел. А дело в том, что Апухтин был женат вторым браком, от первого брака у него было двое взрослых уже детей. И дочь его, которая жила отдельно, она, узнав о смерти отца, по-видимому, заподозрила в чем-то мачеху. И в связи с этим она написала челобитную в сыскной приказ, и поэтому сыскной приказ стал реагировать и стал расследовать это дело. Причем расследовать это дело оперативно, потому что они сразу арестовали всех, кого можно было, они арестовали всех дворовых, которые там были, и стали их допрашивать.

И в результате выяснилась такая довольно интересная картина. Дворовых подробно расспрашивали о том, что он делал в этот день. И из их допросов выясняется, что Апухтин был занят каким-то, у него была судебная тяжба. И он этой судебной тяжбой был очень обеспокоен. И в связи с этой судебной тяжбой он призывал к себе некоего подьячего, который, по-видимому, был его таким поверенным, ходатаем, и вместе с ним они ездили в этот день к некоему чиновнику. Надо сказать, что двор самого этого Апухтина находился где-то в районе Петровских ворот в Москве. Оттуда они ездили на, как показывают свидетели, они ездили на Пречистенку, к некоему чиновнику, с ним о чем-то там разговаривали. И по их просьбе этот чиновник ездил к какому-то другому более высокопоставленному чиновнику. Они его дожидались. Потом они вернулись домой, в дом Апухтин. Вот этот поверенный, который жил где-то по соседству. Он ушел, потом он вернулся. И ужинали. Причем вот этот поверенный ужинал, обедал вместе с женой Апухтина, а сам Апухтин не ел. Не ел, хотя находился в той же комнате И сидел, и как они все говорят, тосковал, тосковал. Тосковал по поводу своего вот этого тяжебного дела.

И потом человек этот, поверенный ушел, а Апухтин с женой отправились спать. В соседней комнате две дворовые девушки сидели и занимались рукоделием до полуночи. Потом одна из них ушла в людскую, а другая здесь, в соседней горнице, это была девушка, которая прислуга такая. И тоже легла спать. А потом она говорит в допросе, что ночью хозяйка ее позвала, попросила принести квасу. И она ей в хрустальном стакане, здесь вот такие замечательные подробности…

С.Бунтман

Конечно, да.

А.Каменский

Что она в хрустальном стакане ей понесла, квас принесла. Свет, она говорит, не зажигали. Но она знает, она в допросе это рассказывает, что знает, что хозяин то был тут, потому что он кашлянул.

С.Бунтман

Ага.

А.Каменский

Она его слышала.

И вот тут я должен такое маленькое отступление сделать. Дело в том, что вообще допросные эти вещи, обычно в следственных делах, они писались под копирку. И историки когда их читают, они пытаются выловить какую-то живую речь, так сказать какие-то эти детали такие. И данное дело, оно в определенном смысле уникально, потому что здесь вот это проскальзывает.

С.Бунтман

Записывают живую речь, да.

А.Каменский

И я, когда впервые открыл это дело и стал читать, я сразу на это обратил внимание, там дальше есть такая деталь, потому что всех дворовых потом тоже допрашивают. Они все, в общем, рассказывают одно и то же, но с какими-то добавлениями, какими-то мелкими деталями. И они все потом говорят о том, как их разбудили. И один из них говорит, а я сапоги на босу ногу натянул и побежал. И понятно, что секретарь этого не мог придумать.

С.Бунтман

Да, да, да.

А.Каменский

Это вот реально слова, которые.

И тут очень интересная вещь. Дело в том, что когда я потом стал внимательно смотреть, то я увидел на этих документах, там подпись секретаря судного приказа, мне знакомая. А знакома она мне почему. Потому что за 14 лет до этих событий, а это я говорил, 1731 год, разворачивалось другое дело в этом приказе, которое я видел. И этот человек, который расписался, он был потомственным служащим. Его отец тоже служил в этом самом сыскном приказе. И 14 годами ранее он, будучи еще совсем маленьким, семилетним мальчиком, оказался участником следственного дела. От его имени его родственники писали челобитные и прочее, и прочее. И по-видимому, у него опыт был, что он, видимо, осознавал, что важно очень точно записывать. Ну, это мое предположение, по крайней мере. Ну, короче говоря…

С.Бунтман

Во всяком случае, спасибо ему большое вообще!

А.Каменский

Да.

С.Бунтман

Да.

А.Каменский

Ну, короче говоря, под утро хозяйка снова позвала эту девку и значит, та девка пришла, а хозяйка ей говорит, чего-то мужа нет моего, туфли его стоят у постели, а его самого нету, пойди-ка его поищи, может быть он в нужнике. И она говорит, дверь в нужник открыла, его покликала, а он не отозвался. И тогда они с хозяйкой побежали в людскую, разбудили эти всех дворовых и послали их искать Василия Ивановича. Те долго его искали по дому сначала. Потом на дворе. А двор, видимо, был большой, и на дворе были постройки и какие-то избы, в которых жили самые, так сказать, разные люди.

И в конечном счете нашли, увидели тело его в колодце. Стали его вытаскивать, это тело. И они все такую пикантную деталь называют, все свидетели. Они, у одного из жителей, как они говорят, был якорь, и вот они этим якорем его пытались вытащить из колодца. И они все один за другим повторяют, что сначала не удалось, только портки с него стащили. А потом уже удалось тело достать.

То есть вот, собственно говоря, дальше сыскной приказ начинает выяснять. Они начинают привлекать родственников разных и прочее, прочее. Дальше выясняется такая интересная история. Выясняется, что Апухтин перед этим, а дело происходит зимой уже, он зимой утопился в колодце. И судя по тому, что туфли остались у постели, значит он босой выбежал…

С.Бунтман

Просто побежал…

А.Каменский

Да, выбежал и…

С.Бунтман

Да, да.

А.Каменский

Утопился.

Так вот, выясняется, что до этого, летом он находился в своих имениях в Карачевском уезде, где вел себя очень и очень престранно. И вел он себя настолько странно, что все свидетели считали, что он сошел с ума. И вроде бы даже по показаниям некоторых из его дворовых людей, ну, так сказать, он вроде бы дважды предпринял попытки суицида. И они, так сказать, описывают как он без штанов ходил по деревне, заходил в людские избы, разбивал кочергой горшки. Как он ездил как бы на охоту с собаками и нападал на каких-то проезжих людей. Потом приезжал в какую-то деревню соседнюю, там с какой-то женщины шубу снял. А вот какой-то священник от него прятался. Ну, в общем, озорничал.

С.Бунтман

Ну, да.

А.Каменский

Выражаясь языком 18 века, озорничал.

И они очень подробно это все описывают и так далее.

А дальше там есть очень интересные сведения. Они при этом все говорят, что вот он тосковал, тосковал в связи с этим своим следственным делом. У него была тяжба судебная с неким стольником Тимирязевым, у которого он отбил стадо баранов. И немаленькое стадо, там, если мне память не изменяется, порядка 300 голов.

С.Бунтман

Это большая отара.

А.Каменский

Большая отара, да.

Отбил, и вот у него тяжба, и он об этой тяжбе беспокоится.

А супругу его тоже арестовали и тоже посадили. И она сидит в сыскном приказе и заботится о том, что вообще-то его похоронить надо. И там дом опечатан, там все опечатано. И вокруг этого тоже разворачиваются страсти всякие.

И среди прочего она в допросе говорит следующее. Муж ее говорил ей, Пелагее, наедине, что де он, Апухтин, показанного Тимирязева дела, опасен. А ежели де его, Апухтина, по тому делу обвинят, то де он, Апухтин, будет человек подозрительный. И будут на него из Карачевского уезда просить по явочным челобитным в озорничестве многие люди. И по тем челобитным его, Апухтина, распытают. И о том весьма печалился. И сказывал он, муж ее, ей, Пелагее, что от той печали у него в голове мозг повредился.

С.Бунтман

Ну, да.

А.Каменский

То есть, иначе говоря, подозрительный человек — это человек, который, ну вот осужден по какому-то делу. А раз он подозрительный, то соответственно ежели возникает какое другое дело, то это уже рецидив, да, выражаясь современным языком.

И получается что. Что он в принципе и не боялся бы этих челобитных там об озорничестве своем, если бы не это. А тут если он будет осужден по делу о Тимирязеве, то тогда и будет пущен…

С.Бунтман

И озорничество.

А.Каменский

В ход пойдет и это.

С.Бунтман

Да.

А.Каменский

А если в ход пойдет и это, то его начнут пытать…

С.Бунтман

Пытать, если бы просто за решетку…

А.Каменский

И вот это он боится.

С.Бунтман

Да.

А.Каменский

Боится.

С.Бунтман

Да.

А.Каменский

И вот это вот страх. Это страх, который, это, в общем, что это. Это страх перед судом, перед наказанием, это страх перед государством, в общем, перед этой государственной машиной, где ты бессилен, где ты ничего не докажешь.

Вот Евгений Викторович Анисимов это назвал в одной из своих работ «великим государственным страхом».

И вот этот великий государственный страх это может быть, как бы я сказал бы, одна из причин, которая людей в 18 веке толкала на самоубийство.

Мы обнаруживаем еще довольно много случаев, которые явно, так сказать, указывают явно именно на это, именно на эту причину.

С.Бунтман

И это продолжается все столетие?

А.Каменский

Это продолжается все столетие…

С.Бунтман

Потому что здесь это начало Анны Иоанновны…

А.Каменский

Да, это 31 год.

С.Бунтман

31 год.

А.Каменский

Вот эти донесения петербуржского, скажем, губернатора, уже 90-ые годы 18-го века, там есть несколько случаев, когда вот крестьянина на заставе остановили, он ехал на ворованных санях. Его остановили, арестовали, посадили в комнатку на заставе с тем, чтобы отдать потом властям. Пока он там сидел, он зарезался, он боится.

Вот человека арестовали и просто ведут по городу, арестованного, чтобы сдать куда-то. Он с моста кидается в Мойку. Таких случаев просто десяток, вот таких именно случаев, когда арестованные бросаются в реку. И тону, причем, еще и тонут, видимо, потом что их ведут со связанными руками. И они при этом вот бросаются в воду и утонут.

С.Бунтман

То есть это все менее страшно, чем попасть…

А.Каменский

Да. Есть случай, где, с девушкой, это происходит не в столице, это происходит в небольшом городе, когда девушка, крепостная девушка, какой-то у нее был конфликт с хозяевами. И ее наказали, видимо, плетьми побили. Такая история, в общем, обычная. Она куда-то убежала, потом пришла назад. И когда пришла назад, хозяева у нее обнаружили какой-то сверточек, сверточек обнаружили, там какое-то вещество. И когда спросили, что это такое, она сказала, это я хотела хозяев отравить.

С.Бунтман

Хозяев отравить?

А.Каменский

Да. Они ее заковали в железо с тем, чтобы на завтра отдать властям, сдать. Ночью она отравилась. То есть этот страх.

Есть еще даже вот такой случай как бы очень характерный в этом отношении. Когда некий солдат, он приехал в город и он жил в какой-то такой военной слободе, и он приехал в город, чтобы пожаловаться на кого-то из своих односельчан, какая-то чисто хозяйственная там была история, что-то связанное с выгоном скота. Он хотел пожаловаться. И когда он пришел в учреждение, в соответствующую канцелярию, то ему там сказали, а на тебя вообще-то тут явочная челобитная подана коллективная от твоих односельчан. А явочная челобитная – это документ, как бы указывающий на некое такое уголовное преступление. И он испугался, сел на лошадь выехал за город и зарезался. То есть вот этот вот страх.

С.Бунтман

Но ведь наиболее, я прошу прощения, уже 19 век и тот же самый Радищев по классической версии…

А.Каменский

Да.

С.Бунтман

Ведь все-таки он покончил с собой от страха, когда он был напуган новым наказанием…

А.Каменский

Новым наказанием.

С.Бунтман

Да, да.

А.Каменский

Да.

И есть такой как бы конкретный документ. Губернатор петербуржский докладывает государыне о том, что застрелился, это 90-ые годы уже, застрелился некий земский исправник, секунд-майор по фамилии Ячменский. И он оставил, этот Ячменский, записку, и губернатор это в своем докладе пересказывает, он пишет, что он то учинил над собою, пришед в огорчение от доносу тамошнего стряпчего во взятках, в употреблении на свою надобность коронных крестьян, пристрастных одному из них допросе, в чем его указом губернского правления велено было уездному суду исследовать и в случае обличения прислать к суждению в палату уголовного суда. Испугавшись, да, суда, испугавшись следствия, человек кончает с собой.

С.Бунтман

А можно ли сделать какие-то выводы и во всяком случаев, как-то можно исследовать причины, совокупность причин, то есть это такое государственное давление, именно страх перед системой…

А.Каменский

Да. В данном случае да, но в большинстве случаев мы, конечно, не знаем. Иногда по косвенным каким-то признакам.

Ну, к примеру, совершенно очевидные есть случаи, хотя в документах об этом ничего не сказано, но по косвенным данным можно предположить. Когда кончает с собой молодая женщина, которая буквально может быть месяц назад, две недели назад вышла замуж, и таких, ну, я не могу сказать, что их много, таких случаев, но, в общем, они встречаются. И как бы это единичные случаи. Вот здесь мы, я думаю, вполне вправе предположить, что это, да, это этот какой-то несчастный брак, несчастное замужество.

С.Бунтман

В прямом смысле даже несчастный.

А.Каменский

Да.

С.Бунтман

То есть это и насилие домашнее может быть…

А.Каменский

Да.

С.Бунтман

И избиения.

А.Каменский

Но опять же случаи домашнего насилия, они попадаются. И встречаются случаи, когда мужа спрашивают, и муж говорит, да, я ее там за непослушание пару раз дал пару оплеух, или один раз плеткой ударил, а больше нет ничего страшного, больше не делал. И это как бы власть не учитывает, не принимает во внимание. И власть это не интересует.

С.Бунтман

Ну…

А.Каменский

То есть я, извините…

С.Бунтман

Да.

А.Каменский

Хотел сказать, что такого понятия как «доведение до самоубийства»…

С.Бунтман

Вот.

А.Каменский: В 18

ом веке еще нет…

С.Бунтман

Не существовало.

А.Каменский

Еще не существует.

С.Бунтман

То есть и не может быть виновным человек, который…

А.Каменский

Ну, по крайней мере, напрямую об этом, впрямую об этом не говорится.

С.Бунтман

Хотелось бы книгу такую, вот что хотелось бы, вот надо бы, надо бы.

Александр Каменский. Мы говорили сегодня о 18-ом веке и о самоубийствах в 18-ом веке. Ну, это еще изучать и изучать.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024