Купить мерч «Эха»:

Олег Басилашвили - Дифирамб - 2005-10-29

29.10.2005
Олег Басилашвили - Дифирамб - 2005-10-29 Скачать

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Программа "Дифирамб". Встречаем гостя. Здравствуйте, мой дорогой.

О. БАСИЛАШВИЛИ - Здравствуйте, Матвей.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Я очень, очень рад вас видеть.

О. БАСИЛАШВИЛИ - О, а я как.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Добро пожаловать.

О. БАСИЛАШВИЛИ - Спасибо.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Любим, уважаем, ценим, хотя конечно эти слова у меня получаются хуже, чем у Ксении Лариной, которая должна вести эту передачу…

О. БАСИЛАШВИЛИ - У вас тоже неплохо получается. Ничего, вы не стесняйтесь, главное.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Как вы себя чувствуете? Чего вы сейчас делаете?

О. БАСИЛАШВИЛИ - Что я сейчас делаю? Я сейчас нахожусь в Москве. Чему очень рад. Сегодня вечером у нас спектакль в театре им. А. Чехова. "Ужин с дураком" с Г. В. Хазановым, с Равиковичем, Борей Дьяченко и так далее. Многие хорошие артисты там заняты. Сажусь в поезд в "Красную стрелу", приезжаю в город Санкт-Петербург, город трех революций, как вам известно, и в этом городе у меня завтра спектакль очень сложный, тяжелый. И очень мною любимый. Это – "Копенгаген" пьеса Фрейна, где я играю Нильса Бора, уже покойника так сказать, который разговаривает со своим учеником Гейзенбергом тоже покойным. Как бы на том свете происходит разговор. Где оба выясняют, почему же Гейзенберг немец в 1941 году приехал в оккупированную фашистами Данию, где жил Нильс Бор, и пытался узнать у Нильса Бора, как он относится к проблеме создания атомной бомбы в нацистской Германии. И что между ними произошло тогда. Почему они навсегда расстались после этого. Эти два человека могут говорить только языком наукообразным, физическим языком на примере формул, теорий и так далее. Вот это мне очень интересно, потому что всегда в человеке живут общечеловеческие вещи, и они диктуют им тот язык, на котором они могут разговаривать. Спектакль, на мой взгляд, очень любопытный, поставленный интересно режиссером Чхеидзе. Но это очень тяжелый спектакль, сегодня с утра я уже начал опять повторять текст. Потому что, как вам известно, уважаемый любимый мною Олег Павлович Табаков эту роль, играя в Художественном театре, не может обойтись без радиосуфлера. А я обхожусь без него.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – А сложен именно текст для запоминания?

О. БАСИЛАШВИЛИ - Сложен текст и для запоминания и из-за построения спектакля. Моментально человек из человека, вспоминающего что-то, что было сотни лет тому назад, переносится в сегодняшний день и тут на наших глазах начинается конкретная живая сцена, которая может прерываться опять улетами в другое время. Это известно только артистам и этот момент перехода из одного качества в другое мне очень интересен, любопытен.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Андрей, студент из Москвы. "Примите знаки моего глубочайшего почтения и уважения перед Вашим талантом актера и гражданским мужеством человека. Есть ли у Вас персональный сайт и где можно прочитать Ваши высказывания о жизни в наше трудное время, о театре и обо всем остальном?"

О. БАСИЛАШВИЛИ - Спасибо большое за столь лестные слова. Я искренне благодарю за них. Но никакого сайта, тем более компьютера у меня нет. Поэтому и сайта тоже нет.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – А хотите сайт?

О. БАСИЛАШВИЛИ - Нет.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Почему?

О. БАСИЛАШВИЛИ - Я как-то не хочу. Я живу спокойнее без него, без сайта.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Старорежимный какой-то. Господин Додонов из Москвы. "Уважаемый Олег, понимаю, что глупо полагать, что актер походит на героев, что он играет. Кто вам ближе в реальной жизни, пианист с вокзала, переводчик с марафона или начальник прокуратуры из адвоката?"

О. БАСИЛАШВИЛИ - Прокуратура это…

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Ну неважно.

О. БАСИЛАШВИЛИ - Знаете, в чем дело. Я, наверное, банальную истину скажу. Ее неоднократно у вас здесь в студии повторяли, все, что мы играем, что более-менее удачно получается у любого артиста это частичка его самого. Во мне, наверное, живет и Бузыкин из "Осеннего марафона" и очень свойственна мне его раздвоенность и отсутствие воли, которая бы заставляла его двигаться по правильно выбранному пути. И, наверное, черты других персонажей и положительных и отрицательных и приятных и неприятных. Все это во мне есть. Важно только вытащить то, использовать те качества, которые необходимы для той или иной роли. Вот я так скажу. А что мне приятнее, что мне милее всего из моих ролей, видимо, это все-таки надо говорить о театральных ролях и, наверное, тут тоже примешивается чувство, хорошо ли я сыграл, имело ли это успех. Наверное, да. Ну, например, такие разные роли как простой человек в "Энергичных людях" Шукшина, где я играл прямо противоположную самому себе роль и играл ее с большим удовольствием и Дядя Ваня, допустим в пьесе Чехова "Дядя Ваня" - Иван Петрович Войницкий. Или "Три сестры" - Прозоров. Ну, вот сейчас мы поставили недавно новый спектакль режиссер Пинигин под названием "Квартет", где заняты Зинаида Шарко, Алиса Фрейндлих, Кирилл Лавров и я. Мы играем четырех бывших звезд оперной сцены, которые живут в доме престарелых, и вдруг неожиданно их посещает мысль, а не спеть ли им квартет из "Риголетто" замечательный, кстати говоря, квартет, который гениально пели 40 лет назад. И вот на празднике в честь дня рождения Джузеппе Верди. Все вокруг этого…

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Чья пьеса еще раз?

О. БАСИЛАШВИЛИ - Эта пьеса Харвуда. Английского драматурга. Вот там я играю персонажа, которому далеко за 70. Кстати, тут я недалеко от себя ушел. Человек, который, понимая всю обреченность своего возраста, пытается все время остаться на плаву и делает все, для того чтобы все остальные тоже были веселы, здоровы, дружны и полны оптимизма жизненного. Ну, иногда ему самому это не удается.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – А как кульминационная сцена, где вы все-таки должны это спеть?

О. БАСИЛАШВИЛИ - Я вам секрет не расскажу. Вот приходите, посмотрите. Эта сцена больше всего нравится зрителям.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Сообщение латиницей. Света фром USA. "Дорогой Олег, все билеты на ваш спектакл в Сан-Франциско раскуплены. Ждьем, здоровья и здоровья, спасибо вам".

О. БАСИЛАШВИЛИ - До встречьи, дорогая Света. Это видимо зрители, которые ждут наш спектакль, о котором я говорил - "Квартет". Мы едем как раз в США.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Джинсы купите.

О. БАСИЛАШВИЛИ - Джинсов здесь полно, только здесь дороже почему-то.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – А чего ехать туда тогда?

О. БАСИЛАШВИЛИ - Пообщаться с американскими зрителями тоже интересно.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Комплименты. Дмитрий, студент, Хайфа. "Уважаемый Олег Валерианович, преклоняюсь перед Вашим актерским талантом, огромное спасибо Вам за все роли в театре и кино. Я недавно прочитал интервью, где Вы рассказываете свое мнение о нынешней ситуации в стране. Вы настоящий российский интеллигент. Будьте здоровы и берегите себя".

О. БАСИЛАШВИЛИ - Спасибо.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Я хотел вас спросить. Вот он говорит, что вы настоящий российский интеллигент. А сейчас у российских интеллигентов у всех своя Россия. И как-то интеллигенты разделились. Одни подписывают письма за Ходорковского, другие против. Есть люди, называющие себя интеллигентами, которые подписывают письма против "Эха Москвы", например. Слава богу, ситуаций, за "Эхо Москвы" пока еще не подписывали. Вот что происходит с интеллигенцией в России?

О. БАСИЛАШВИЛИ - Вы задаете очень сложный вопрос.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Вы играете сложные роли…

О. БАСИЛАШВИЛИ - Вряд ли я смогу на него ответить конкретно.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Ну неконкретно.

О. БАСИЛАШВИЛИ – Смотря, что называть интеллигенцией.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Мне редко с кем удается на эту тему поговорить.

О. БАСИЛАШВИЛИ - Вот если говорить искренне, смотря, что называть интеллигенцией. Пытаясь найти ответ на это, я ни в коей мере не меряю самого себя по этому слову. Надо понимать это.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Давайте так. Я дам некий критерий. Он очень самодеятельный, но в какой-то своей части справедлив. Интеллигенция, я спрашиваю о тех людях, которые в пору так называемого застоя были абсолютно едины в том, что страна коренным образом должна измениться, что в ней должна появиться свобода, что каждый человек имеет право на свою собственную мысль и на ее изъявление. Что люди должны выбирать власть, что люди от природы наделены свободой слова…

О. БАСИЛАШВИЛИ - Простите, я задам вам вопрос. А что ими руководило, когда они так думали? Какое чувство ими руководило, которое привело к возникновению вот таких мыслей?

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Природное чувство жизненной справедливости, божественной справедливости…

О. БАСИЛАШВИЛИ - И боль за свою страну.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Да.

О. БАСИЛАШВИЛИ - За народ, за людей и так далее. Ну, вот и что же. Интеллигенция, в конце концов, свою задачу выполнила. Та сила, которая тормозила развитие нашего общества, в конце концов, исчезла с арены. Я имею в виду КПСС и все связанное с ней. А теперь, поскольку необходимо думать о дальнейшем, каждый видит свой отдельный путь. И боль его отличается от боли другого человека. На мой взгляд, так. Если это интеллигент действительно, если это человек, который действительно болеет болезнью своего народа и хочет, чтобы он был здоров. Среди людей как вы говорите, подписавших письмо против подписантов письма в защиту Ходорковского я вижу людей достойных. И видимо они так и думают. Видимо они искреннее придерживаются и выражают свою точку зрения. Но среди них, наверное, есть люди, которые думают так, а поступают иначе. Вот таких людей я не могу назвать интеллигентами. Я могу назвать интеллигентом человека, который искренен в том, что он говорит, думает и делает. Это одна сотая доля от определения интеллигенции, конечно.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Я все-таки хотел закончить эту тему. Потому что еще раз повторяю, особенно не с кем на эту тему поговорить. Хорошо бы поразмышлять. Один персонаж в романе, который сейчас экранизирует режиссер Бортко, и где вы играете Воланда, как вы помните, говорит, что рыба бывает только первой свежести. Осетрина. И я хочу сказать, может ли интеллигент подписывать письма… Ну он может подписывать письма в поддержку. А может ли он подписывать письма в осуждение тех, кто сидит в тюрьме. Уже сидит. По факту.

О. БАСИЛАШВИЛИ - Думаю, что нет. Тюрьма это несчастье. Это ужас. Это наказание. И требовать еще большего наказания, по-моему, не стоит.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Нет, вы ошибаетесь, там не та модель была. Хотите я вам уточню?

О. БАСИЛАШВИЛИ - Да.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Здесь более иезуитская история. Человек уже сел в тюрьму. Но отдельные люди недовольны тем, что он сел в тюрьму.

О. БАСИЛАШВИЛИ - А что же еще-то может быть?

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Так вот это письмо написано, как бы мысль его такая: вы заткнитесь, потому что он сидит правильно. То есть это письмо написано не против него…

О. БАСИЛАШВИЛИ - А против тех, кто защищал его.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Вот сие является признаком интеллигента как понятия?

О. БАСИЛАШВИЛИ - Думаю, что нет. Я, конечно, могу ошибаться. Но мне кажется, что есть темы, опять-таки не суди, да не судим будешь. Есть темы, где нельзя быть третейским судьей, можно высказать собственное мнение по тому или иному вопросу. Но не в адрес того, кто поставил этот вопрос. Мне кажется так.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Скоро у нас будет перерыв на новости. Я не хотел бы начинать новую тему. Я комплименты почитаю. Очень смешно. Светлана Озтюрк пишет вам, обратите внимание на фамилию. "Уважаемый Олег Валерианович! В течение последних 9 лет живу далеко от Москвы и часто с удовольствием пересматриваю фильмы с Вашим участием. Огромное спасибо за Ваш невероятный талант. Желаю оставаться таким же энергичным, продолжать играть и если можно расскажите немного о своей семье. Светлана Озтюрк, Турция Мармарис". Вот тетка устроилась. В Мармарисе. На солнышке.

О. БАСИЛАШВИЛИ - Да, видимо это русская женщина, вышедшая замуж за гражданина Турции.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Ксения Басилашвили вон бегает по коридору и в волнении теребит воротничок свитерка. Это мы знаем. А что еще? Как дальше семья?

О. БАСИЛАШВИЛИ - У меня старшая дочка Ольга, она работает в Санкт-Петербурге. На телевидении на канале "Культура" и делает довольно успешные сейчас шаги, очень здорово проявляет себя в музыкальной сфере, в освещении работы Мариинского театра, Большого зала и так далее. А моя жена – шеф-редактор той же самой студии на Карповке Санкт-Петербургского отделения ВГТРК Галина Евгеньевна Мшанская…

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Обеды готовит?

О. БАСИЛАШВИЛИ - Обеды готовит. Но мою посуду я.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Не понял.

О. БАСИЛАШВИЛИ - Разделение такое труда. Она готовит обед, а я съедаю его и мою посуду.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Народный перенародный моет посуду.

О. БАСИЛАШВИЛИ - А как же? А кто будет мыть?

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Кто? Она же. А чего?

О. БАСИЛАШВИЛИ - У нее передачи. У нее сюжеты.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – А у вас спектакли.

О. БАСИЛАШВИЛИ – Ну, спектакли это ерунда. Вышел, сказал чужие слова и все…

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – А она пошла, на кнопку нажала, да и все.

О. БАСИЛАШВИЛИ - Нет, на кнопку она нажимает, а там должна возникнуть ее тема. Эту тему надо обдумывать. А мне чего, выучил чужие слова, чужим голосом сказал какие-то слова и все.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Не задалась семья. Не задалась. Жалко мне вас. Ну ладно. Это так, это ваше дело. Давайте послушаем новости, потом вернемся в студию.

НОВОСТИ

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Поехали дальше.

О. БАСИЛАШВИЛИ - Поехали.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Ну, завидую.

О. БАСИЛАШВИЛИ - Что?

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Вам.

О. БАСИЛАШВИЛИ - Почему?

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Потому. Потому что кончается на "у". "Вот хотим похвалить дочку Басилашвили – Ксению. Приятнейшее создание, главное – успешно несет культуру в массы на "Эхо Москвы". За это огромная ей благодарность".

О. БАСИЛАШВИЛИ - Это приятно. Спасибо.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – "Очень любим артиста Басилашвили". Программа "Дифирамб".

О. БАСИЛАШВИЛИ - Я понимаю, вы выбрасываете все отрицательные знаки внимания в мой адрес. Поэтому я слушаю вас внимательно с большим удовольствием.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Я промахиваю 10 сообщений и читаю каждое 11-е. Очень любим артиста Басилашвили и уважаем его. Ждем новых ролей. Спасибо, Ирина. Дальше угрозы пошли. "Сегодня вечером будем на вашем спектакле. Все дифирамбы и аплодисменты будут вечером". Он сегодня вечером?

О. БАСИЛАШВИЛИ - Да.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Гениально. Вот видели уже. Вообще я хочу вам сказать, у нас как-то слушают через Интернет очень многие и у нас гигантское поле слушателей.

О. БАСИЛАШВИЛИ - Был в Сочи, там не слышно вас. В Сочи нет "Эхо Москвы".

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Это дело персональное слушать "Эхо Москвы". Возите с собой ноутбук, будете слушать "Эхо Москвы".

О. БАСИЛАШВИЛИ - Я вожу с собой приемничек Sony, Сочи не транслирует.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Не транслирует. Но есть много, где не транслирует. Золото надо добывать, господин Басилашвили. Опять пошло: "Спасибо за прекрасный спектакль "Квартет", гениальная игра, любим вашу дочь, редко слышим", - Герцлия, Израиль. Вы в Израиле уже играли?

О. БАСИЛАШВИЛИ - Нет, "Квартет" мы не играли.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Значит, кто-то видел. Дальше. Видите, все время намекают и все время пишут о том, что вы не просто актер, а человек гражданин с позицией. "Олег Валерьянович, поздравляю вас с юбилеем. Ваша дочь Ксения назвала вас единомышленником. Я считаю тоже за честь причислять к вашим единомышленникам. Желаю вам успеха во всех сферах вашей деятельности", - Ольга Александровна.

О. БАСИЛАШВИЛИ - Спасибо большое.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – "Олег Валерьянович, в чем на ваш взгляд основное отличие между сегодняшней Москвой и Санкт-Петербургом? Чувствуете ли вы себя в Москве комфортно или сразу после спектакля хочется уехать?", - Ирина.

О. БАСИЛАШВИЛИ - Дело в том, что я москвич. По рождению, по воспитанию и школа, и студия Художественного театра, и родные мои здесь, все лежат на Ваганькове и в Донском монастыре. Так что я москвич по сути своей. Ну и петербуржец, потому что с 1956 года я работаю в Санкт-Петербурге. Считайте, долгие годы. Города совершенно разные, чего там говорить, город Москва построен в удобном для жителей месте. На возвышенности, вокруг речи текут. Москва-река, Яуза, еще какая-то, река Неглинка. Тепло, вокруг хорошие теплые леса. И так постепенно город развивался и погода в общем хорошая. Зима - это зима, лето - это лето.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Дальше вы должны сделать запятую и сказать: а вот…

О. БАСИЛАШВИЛИ - А вот Питер построен по мановению гениального царя императора Петра Алексеевича, который построил город в том месте, в котором жить нельзя. Но попытался, потом там ничего не было на этом месте, пусто. Но попытался на этом болоте возвести, и это ему удалось, замечательный город. Поэтому я и живу в таком раздвоении. Питер я и люблю и в то же время, конечно, хотелось бы, чтобы был климат другого порядка. Но я имею в виду, что, видимо, спрашивают не о климатах и красотах. А о Москве и Петербурге нынешних. Но это совершенно разные города. В Москве вращаются миллиарды рублей и долларов, и поэтому Москва более финансово обеспечена, будем так говорить, чем Санкт-Петербург. Но благодаря стараниям горожан и нынешнего губернатора как-то город начинает немножко приходить в себя после этого упадка, так мне кажется. Что касается культурной жизни, то мне трудно за ней следить, потому что я о культурной жизни Москвы больше знаю, чем о культурной жизни Санкт-Петербурга. Ибо в Петербурге у меня рабочая площадка, я там работаю каждый вечер почти и очень часто. Идти в другой театр, я бываю, но не так уж часто. Поэтому я могу больше сказать о живописных выставках, о Шагале, Эрмитаже, но никак не театральной жизни.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Это зависть, я понимаю. Не хочется же видеть, что кто-то играет лучше тебя.

О. БАСИЛАШВИЛИ - Не хочется увидеть хорошего артиста. Да. Но в то же время, когда я вижу действительно хорошего артиста и хорошую удачу, так становится приятно и радостно, вы себе представить не можете. Например, вчера старый фильм "Садовник" или "Сад" назывался наше кино по НТВ-плюс. Там Олег Борисов. У меня с Олегом Борисовым были очень сложные натянутые отношения по ряду причин. Но когда я увидел этого садовника, как он его играет, слушайте, ну, белая зависть. Как он играет этого человека. Крестьянина. Ну, полукрестьянина, садовника в колхозном саду. Замечательно. Это такая радость. Такая радость. Или как он, допустим, играет "По главной улице с оркестром" этого неудавшегося композитора. Замечательно. Вот это я понимаю. Кстати говоря, видите, я говорю об Олеге Борисове, который уже на том свете, царство ему небесное. Но я не могу среди современных артистов…

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – О, это неправда. Такие ребята так играют.

О. БАСИЛАШВИЛИ - Минуточку, я еще не докончил свою фразу.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Простите.

О. БАСИЛАШВИЛИ - В большинстве современных молодых артистов я не вижу стремления к этому. Другой разговор да, я вижу замечательная работа Андрюши Миронова, Машкова. Но их уже нельзя назвать молодыми, они уже артисты среднего поколения.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – А вы сериалы не смотрите?

О. БАСИЛАШВИЛИ - Смотрю.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Там прекрасно люди работают.

О. БАСИЛАШВИЛИ – Смотря, какой сериал. Например, в "Детях Арбата" мне поразили фоменковские ребята. Вот Чулпан Хаматова замечательная артистка, никто не спорит, но рядом с ней существует артистка, играющая ее сестру. Помните. Я, к сожалению, к стыду своему не помню фамилию. Это же не просунуть иголочку между ней и персонажем. Это какая трагедия. Она не играет, она есть. Есть такая. Или артист, играющий влюбленного в героиню Чулпан Хаматовой какого-то инженера, понимая, что он безнадежно влюблен, он хороший добрый человек, понимая, никаких поползновений нет. Но я вижу, как он внутренне весь горит от желания любить ее. И желания ей сделать хорошее. Ничем это не показано. Вот к чему надо стремиться. И ряд других артистов в этом кинофильме, фоменковских артистов. Неблагодарная роль главного героя, которого посадили в лагеря. Она неблагодарная роль. Но я вижу в человеке, вышедшем из этого ГУЛАГа того самого, которых я встречал на Чистых прудах в хрущевскую оттепель, на Патриарших прудах, на Садовом кольце. Они довольно неприятные люди. Потому что они столько натерпелись от нас с вами. И он это точно играет. Да он не играет, он живет в этом. Вот что меня поражает. Но таких примеров чрезвычайно мало. И почему-то они выходят именно из фоменковского центра. Оттуда.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Пусть выходят, откуда выходят, лишь бы были. Ясно одно, не знаю, согласитесь вы со мной или нет, что какой-то кризис преодолен. И что после 90-х сейчас, когда появилось поле для игры, а сериалы это замечательное поле для игры, нужно много актеров и стали появляться достаточно чудесные ребята…

О. БАСИЛАШВИЛИ - Не только сериалы, и антрепризные спектакли, несмотря на то, что часть из них бывает халтурами, это я все прекрасно понимаю. Но часть ничем не отличается от спектаклей, идущих на стационарных сценах в Малом, Вахтанговском, в БДТ и так далее. С теми же намерениями не просто заработать деньги, а создать нечто нужное для людей, это есть в антрепризе.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Хорошо. Мы с вами говорили о гражданской позиции. Есть люди, которые не просто вас хвалят, но и требуют отдачи. Вот, например, Александр инженер, место жительства он пишет: теперь США. Он пишет с тревогой. "Скажите, неужели, Вы до сих пор курите "Беломор"? Странный вопрос, но простите очень любопытно, я каждый день Вас видел на Бородинке и всегда с неизменной "беломориной". Олег Валерьянович, пожалуйста, бросьте курить, Вы очень нам, Вашим почитателям дороги. С огромным уважением и пожеланиями крепчайшего здоровья".

О. БАСИЛАШВИЛИ - Спасибо за это пожелание. К сожалению, бросить курить я никак не могу. Я просто перешел на "Мальборо-лайт". Потому что от "Беломора" я уже задыхаюсь.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Это плохо, потому что из-за того, что вы курили, он уехал в Америку.

О. БАСИЛАШВИЛИ - Да, видимо я отравлял ему жизнь. Но дай бог ему здоровья в США.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Тут есть такая важная история. Много сообщений, что мы вас мало видим в кино. И вот известно, что вы играете Воланда. Я с ужасом это произношу. Потому что моя точка зрения, что этот фильм поставить невозможно, во всяком случае, это должны ставить специально заточенные люди, чтобы передать атмосферу булгаковского романа киносредствами. Потому что это не бытовой роман, он какой-то особенный. Тем не менее, не прекращаются попытки его поставить. И вот передо мной сидит актер, который сыграл Воланда того самого. Я напомню, что известный режиссер Владимир Бортко фактически уже сделал это фильм.

О. БАСИЛАШВИЛИ - Да, фильм готов.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Ну, как игралось?

О. БАСИЛАШВИЛИ - 5 декабря будет премьера. Первые две серии пойдут по Первому каналу, по каналу "Россия".

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Нет, по Первому или…

О. БАСИЛАШВИЛИ - "Россия". Договорились о том с дирекцией канала, что не будут прерываться эти первые две серии рекламой. Это уже хорошо.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Это очень хорошо.

О. БАСИЛАШВИЛИ - Потом будут прерываться, в следующие дни уже пойдет нормально, как привыкли.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – А, сколько всего серий?

О. БАСИЛАШВИЛИ - 10 серий. Работать с Бортко было очень интересно. Я просто поражаюсь его работоспособности. Я не понимаю, как человек может держать в голове весь этот гигантский объем этого всего и воплощать на экране. Это первое. Вы абсолютно правы, говоря относительно того, что это очень сложно сделать. Не только "Мастер и Маргарита", но и все остальное. Допустим, "Двенадцать стульев" или "Золотой теленок". У каждого свой Остап Бендер и как бы ни играл кто, всегда думаешь, ну да, это все-таки не то, это не тот Остап. Хорошо играет, молодец, но не то. Единственный раз, который меня убедил – это Сергей Филиппов в роли Воробьянинова. Абсолютно как будто сошел со страниц Кукрыниксов этот человек. Так что это очень сложно.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Но я имел в виду, помните, мы с вами говорили перед началом. Там есть такие фразы в булгаковском романе, которые надо особо снимать, типа "Воздух вдруг сгустился" или "Атмосфера вдруг сгустилась". Вот слово "сгустилось".

О. БАСИЛАШВИЛИ – "В час небывалого заката". "Когда солнце уже валило за Садовое кольцо". Как это сделать. Ну что, просто вечер. Я понимаю, на то и режиссер. Должен вам сказать, что я фильм-то не видел. Я смотрел только свои куски, которые надо было озвучивать. Должен сказать, что в принципе мне не стыдно. Это для меня главный критерий. Когда не стыдно, значит уже вроде ничего. Что из этого получилось…

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Как вы его понимали, кого вы играли?

О. БАСИЛАШВИЛИ - Я играл человека. Человека. И человека, наделенного только в отличие от многих остальных от большинства от всех, пожалуй, неким даром, который остальные не имеют. Больше ничего. Да, человека пришедшего из определенной сферы с определенным интересом. Человека, наделенного внутренним необычайным темпераментом. Который никак внешне не выплескивается никуда. Однажды только, два раза. Все. Человека чрезвычайно одинокого, с болью страшной, опять-таки никому не показываемой, глядящего на человечество и на мир и карающего все то зло, которое мешает быть людям и миру прекрасными. Вот так в общих словах. Вот это. Если же играть инфернального некого человека, у которого один глаз красный, другой…, получается страшилка на экране.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Да. Идем дальше. Огромное количество комплиментов. Поток комплиментов.

О. БАСИЛАШВИЛИ - Спасибо всем.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Все однотипные "спасибо", но в этой однотипности красота и прелесть и гармония. Любим, уважаем. Вот слово удивительное, обычно пишут, что любим ваши роли, здесь в каждом сообщении, есть слово "уважаю", почти в каждом. Когда в таких комплиментарных сообщениях пишут слово "уважаем" это понимаете, это человеческое измерение такое, значит, уважают за какие-то человеческие поступки. Вам не предлагали участвовать в Общественной палате, что-то такое?

О. БАСИЛАШВИЛИ - Нет, я, честно говоря, не очень понимаю, что это значит. Что это за Общественная палата. Туда назначает президент одну треть, кажется…

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – 42, потом еще…

О. БАСИЛАШВИЛИ - Потом эти люди выдвигают кого-то во вторую палату. Их выбирают как бы. И еще третья палата. Я не понимаю цели. Вот помните, был съезд народных депутатов. Это был прекрасный котел общественного мнения, там все кипело, кричало и так далее. Потом возник Верховный совет и ГД. И надобность отпала в этом съезде, потому что именно в ГД сидят и должны сидеть люди, выражающие народное мнение. Их выбрали сюда и вот они это мнение доводят до сведения президента, правительства и так далее. В данном случае у нас есть ГД, две палаты, верхняя и нижняя Федерального собрания, которые должны выражать мнение своих избирателей. Совершенно разные мнения от коммунистов до СПС, совершенно разные мнения. И это прекрасно. Для чего же еще эта надстройка. Мне это напоминает историю с министром культуры, когда был у нас министр культуры, теперь над ним еще один министр культуры, а Швыдкой тоже вроде министр культуры, но не самый главный. Вот это я не понимаю. Особенно в случае с этой Общественной палатой. С какой целью? – доводить до сведения президента, давать ему советы? Так вот же есть парламент, вот же ГД. Для чего же еще эти ребята? Я не очень понимаю смысла в этом.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Вот если бы вы могли изменить хотя бы один какой-то пункт. Если бы ваш персонаж, вы бы вашим персонажем Воландом и перед тем как сесть на этого коня, который унесет его, вы бы могли сказать: у меня есть одно пожелание изменить в российской жизни и самое главное, и я это сейчас изменю - что бы вы изменили. Я скажу иначе: что у нас главное не так?

О. БАСИЛАШВИЛИ - У нас много чего не так.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Ну самое главное.

О. БАСИЛАШВИЛИ - Не хотелось бы бить по пристреленным целям. Их много. И о них много говорится и на вашем радио и так далее. Я думаю, сейчас самое главное это безразличие большинства населения к тому, что происходит в стране. Вот это. Вспомните, когда была поставлена яркая цель, и она была ясна всем, что Коммунистическая партия Советского Союза является тем препятствием в развитии дальнейшего Советского Союза и России, и она была отметена. Кем? - прежде всего народом и не только РФ, а Советского Союза. Сейчас существуют другие препоны для развития. Но народ махнул рукой. В основном это. И если мы будем так все время махать ручками, то в результате у власти будут те, кто сделает нас абсолютно рабским большинством, и опять мы превратимся в то самое молчаливое большинство, о котором говорил уважаемый мной Афанасьев. Вот мне бы не хотелось этого, я бы хотел, чтобы каждый из нас чувствовал и нес свою ответственность перед своей родиной, которую я, и убежден все слушатели "Эхо Москвы" любим. И хотим ей счастья.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Сейчас у нас есть пятиминутка, когда наш телефон, и каждый из наших радиослушателей может сказать вам приятные слова. Потому что все-таки передача называется "Дифирамб", причем желательно дифирамбы петь. Напоминаю, наше театральное все Олег Валерьянович Басилашвили у нас здесь в эфире. И можно ему сказать всякие ласковые слова. Алло. Добрый день. Понятно. Сейчас мы сбросим звоночки, тут у нас есть такие записные ребята, которые часами сидят…

О. БАСИЛАШВИЛИ - Никто не хочет говорить просто.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – А у нас тут заточенные люди в соседней комнате.

О. БАСИЛАШВИЛИ - А, сидят.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Алло.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Большое спасибо. Замечательная беседа, уважаемый человек. Но на вашей станции существует передача "Давайте говорить правильно". Ну почему даже вы в такой беседе используете слова из блатного жаргона? - такие фильмы должны снимать специально заточенные люди.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – А, скажите, как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ – Алексей.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Алексей, давайте вы меня поругаете в "Без посредников", а сейчас похвалите Олега Валерьяновича.

СЛУШАТЕЛЬ – Но я уже похвалил. Мы его очень любим и уважаем.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Ну слабо, ну мы его уважаем. Ну, скажите ему какие-то слова. Вот он сидит передо мной.

СЛУШАТЕЛЬ – Желаем больших творческих успехов. И свершения всех грандиозных планов.

О. БАСИЛАШВИЛИ - Спасибо большое.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – 203-19-22.

О. БАСИЛАШВИЛИ - Клево сказал человек.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – В натуре клево.

О. БАСИЛАШВИЛИ - В натуре, да.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Да вы что, я тащусь, честно вам говорю. Алло. Добрый день.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Это говорит Светлана. Я хочу выразить свое, не знаю, как выразиться. Короче говоря, я за Басилашвили наблюдала с самого начала, когда у нас становление демократии было и мне всегда было по сердцу, что он небезразличен. Я массу людей знаю вокруг себя и везде, которые говорят, что да ничего не изменишь уже, подумаешь. А если каждый так будет говорить, конечно, ничего не получится. Мне очень нравится позиция, работа и все остальное. Спасибо большое.

О. БАСИЛАШВИЛИ - Спасибо, Светлана.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Алло.

СЛУШАТЕЛЬ - Добрый день, Уважаемый Олег Валерьянович, я еще помню вашего отца, когда он был директором Политехникума связи, где я учился. А вам я хочу высказать свое величайшее уважение как актеру и как общественному деятелю. Всего вам самого лучшего.

О. БАСИЛАШВИЛИ - Вы учились в Политехникуме?

СЛУШАТЕЛЬ – Да, я учился в это время в Политехникуме связи им. Подбельского, где ваш отец был директором.

О. БАСИЛАШВИЛИ - Ой, как это приятно.

СЛУШАТЕЛЬ – Я его хорошо помню. Высокого в форменном мундире связиста.

О. БАСИЛАШВИЛИ - Спасибо большое.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Вот видите как. Еще один звонок. Добрый день.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Я хотела нашему актеру Басилашвили сказать об его отце, но уже кто-то передо мной сказал.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – А вы тоже там учились?

СЛУШАТЕЛЬ - Да, я окончила. Но надо вам сказать, что это был великолепный человек. Просто великолепный. Он такой был порядочный, что не мог иначе воспитать своих детей. И такое счастье для нашего актера, что у него такие предки были.

О. БАСИЛАШВИЛИ - Да, я согласен с вами, спасибо вам большое за теплые слова о моем папе. Я его люблю, мне его очень не хватает. Как видимо каждому сыну своих родителей, ушедших на тот свет. Он меня главное не воспитывал, он просто жил рядом со мной, как и мама моя и бабушка.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Элла из Москвы. "День начался с сильнейшего стресса. Но когда я включила радио и случайно попала на программу "Дифирамб", то поняла, что день удался. Обожаю Басилашвили как актера, а после этого интервью, как человека. Желаю ему творческих успехов и удачи во всем". И вот я хочу закончить сообщением, которое пришло по Интернету от Владимира Козлова, он занимается медициной из Санкт-Петербурга. "Глубокоуважаемый Олег Валерианович! Поделитесь, пожалуйста, Вашими мыслями по поводу того, как можно, прожив долгую и столь плодотворную жизнь, сохранить безукоризненную честность и исключительную порядочность. Этим Вы заслужили огромную любовь и уважение Ваших зрителей и соотечественников". Я не хочу… а, мы же сегодня на блатном говорим, я не хочу юзать Олега Валерьяновича такими отстойными разговорами в натуре и поэтому я думаю, что хотя бы этот разговор был показателем того, что народ уважает людей с позицией. Понимаете.

О. БАСИЛАШВИЛИ - Причем с позицией искренней. Я не говорю, что я такой, понимаете, что я хочу сказать, мне нравятся люди искренние. Я вспоминаю первый съезд народных депутатов РСФСР, где коммунисты и демократы спорили, и я многих из коммунистов уважал, ибо они были искренни в своем заблуждении. А мы были в своем. Но сейчас время очень изменилось, поэтому я все меньше и меньше встречаю искренних людей, а людей ищущих и алчущих места в жизни и готовых ради этого изменить собственное мнение, сказать не то, что они думают и так далее.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Ну, флаг им в руки.

О. БАСИЛАШВИЛИ - Да.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Мы вас любим. Спасибо, что вы пришли. Я понимаю, что с теплой Ксенией было бы лучше. Но что делать.

О. БАСИЛАШВИЛИ - Спасибо вам, Матвей, большое.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Любим, целуем и ждем. В заложниках у нас ваша дочка. Поэтому вы далеко от нас не уйдете. Олег Валерьянович Басилашвили был у нас в гостях. Это программа "Дифирамб".


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024