Купить мерч «Эха»:

Алексей Учитель - Дифирамб - 2013-08-11

11.08.2013
Алексей Учитель - Дифирамб - 2013-08-11 Скачать

О. ЧИЖ - 13:13 в Москве. Программа "Дифирамб". Меня зовут Оксана Чиж. Сегодня здесь Алексей Учитель, кинорежиссёр, кинопродюсер. Добрый вам день.

А. УЧИТЕЛЬ - Добрый день.

О. ЧИЖ - Ну что, говорить мы сегодня будем о кино, о ближайших перспективах этого кино от Алексея Учителя, и если у вас есть какие-то вопросы, то можно их смело задавать по номеру +79859704545. Можно пользоваться Twitter-аккаунтом vyzvon, или сайтом "Эхо Москвы". Там тоже можно оставить вопрос на echo.msk.ru, а можно и следить за нашим разговором, кстати, посредством трансляции, которая организована компанией Сетевизор на нашем сайте. Но начать я бы на самом деле хотела действительно с недалеких перспектив. Через несколько месяцев выйдет на экраны фильм "Восьмёрка". Это произойдёт зимой. И что интересно. Вы ведь хотели какое-то время назад экранизировать роман Прилепина "Санька". но почему-то роман о таком молодом революционере, его отношениях с внешним миром, с условиями, в которых он становится, его экранизировать не удалось, но вы экранизировали другое произведение Прилепина, это повесть о четырёх ОМОНовцах. Почему именно это произведение?

А. УЧИТЕЛЬ - Вы знаете, какая-то ошибка. Я не собирался "Саньку" экранизировать, хотя мне очень нравится это произведение. Я знаю, что некоторые режиссёры очень хорошие мечтают это сделать. Но пока так случилось, что для меня это самого удивительно, что первая экранизация вообще произведения Прилепина - это "Восьмёрка" будет. И с Захаром мы общались, дружим и до сих пор. И у меня была такая договорённость с ним, что если он что-то напишет, то одному из первых покажет, я имел такое право выбора. И вот эту "Восьмёрку" ещё до публикации он мне дал почитать.

Вы знаете, я сам до сих пор задаю себе вопрос - почему? Потому что нет правда такой своей темы. Всё интересно - и об омоновцах. Но как-то когда я прочитал, у меня какое-то осталось удивительно такое светлое ощущение, несмотря на драматизм этой повести. Потому что когда ребята молодые, да ещё в форме, и когда отпускают эти тормоза неизвестно отчего, и они идут напролом на всё, даже не осознавая основной причины, хотя под этим как всегда заложена в хорошем произведении любовная история, у меня осталось очень хорошее ощущение, и я сразу позвонил и предложил это сделать.

А дальше уже процесс... Захаров, к счастью моему или к удивлению, он отказался писать сценарий. Хотя писатели очень редко это делают. Они как-то дрожат за то, что написано. Он удивительно сам предложил, чтобы это был другой автор. И писал Александр Миндадзе.

О. ЧИЖ - Проявил творческое доверие.

А. УЧИТЕЛЬ - С которым мы делали когда-то фильм "Космос как предчувствие". Вот такой у нас был альянс. Мы втроём часто собирались, обсуждали. И, конечно, фильм сильно отличается от повести. Сильно отличается не по духу, а в повести очень много было внутренних монологов, которые как-то надо было перевести на язык кино. Вот, в этом была проблема. Ну, фильм для меня ещё и удивителен тем, что когда снимали, вся моя группа, которая меня уже хорошо знает, и вдруг мы неделями снимаем какие-то драки, массовые драки с лопатами, у нас было очень смешно: каскадер, которого я давно знаю, я говорю - поставишь драки, а он говорит - не надо меня называть каскадером, я теперь режиссёр-постановщик драк. Я говорю - ну, замечательно, ещё один режиссёр. И он когда поставил эти драки, я пришёл в ужас. Потому что я говорю - это, может быть, красиво, но абсолютно недостоверно даже с моей точки зрения. И в результате мы сами все эти драки сооружали вместе с актёрами замечательными. И это был мой принцип. Я хотел найти четырёх практически никому не известных актёров.

О. ЧИЖ - Вот, что удивляет. Вы снимаете Машкову, вы снимаете Миронова, Сергей Гармаш, а здесь имена, которые, может быть, даже большинство из них вообще неизвестны кинозрителям.

А. УЧИТЕЛЬ - Практически да. Это не то что моя прихоть. Вот, сегодня я снимаю знаменитых, а завтра я снимаю каких-то совершенно неизвестных актёров. Это зависит от драматургии. Мне казалось, как в "Прогулке" было. вот, Ира Пегова, Паша Баршак, Женя Цыганов дебютировали, и очень успешно. Здесь мне просто кажется, что доверия будет больше, если это будут совершенно неизвестные лица. И, кстати, главного героя я очень долго искал. И в результате мы вообще нашли за пределами Москвы и Питера. Это актёр Омского драматического театра Алексей Манцыгин, который очень смешно, он вообще никогда не был... он молодой парень, играющий почти все главные роли в своём театре. Потрясающий актёр. Я думаю, что его ждёт большое будущее. Случайно попался. Вот, кто-то мне сказал, а я был в отчаянии, что уже нет героя. И мы его вызвали. И он первый раз приехал, говорит - я никогда не видел, что такое пробы. А проба у нас заключалась в том, что он с героиней сразу лежал, извиняюсь, в постели, и целоваться нужно было и произносить некий текст.

О. ЧИЖ - С корабля на бал человек приехал.

А. УЧИТЕЛЬ - И при этом наш оператор замечательный Юрий Викторович Клименко, у него такой был маленький фотоаппаратик, он мог видео снимать, и он прямо так воткнулся в них, такая была задача, прямо в миллиметре от них, и он, я смотрю, растерялся совершенно. Но пять раз он проходил пробы, я сомневался долго, и в результате утвердил, и теперь, что называется... Тоже, кстати, я часто это говорю, одно из качеств режиссёра - интуиция. Вот, она должна тебя не подвести в решающие моменты, потому что выбор героя - это очень важно, естественно. Но я, сомневаясь, утвердил, и не то что не жалею, а очень рад, что это произошло.

О. ЧИЖ - Тяжело искать молодых актёров? Я имею в виду молодых неизвестных, не открытых актёров. То есть понятно, что тяжело. Но есть такое ощущение, как будто среди тех, кому, скажем, от 40 до 60 и дальше, такие есть очень большие мастера, мы их знаем, на них зритель пойдёт обязательно, а те, кто 20-35 лет - это ведь единицы.

А. УЧИТЕЛЬ - Проблема. Я вам могу точно сказать. Среди женского состава от 20 до 30 или даже 20-25 есть очень хорошие. А с ребятами тяжело. А тем более мне надо было омоновцев ещё найти, таких ребят...

О. ЧИЖ - Крупных. Спортивных.

А. УЧИТЕЛЬ - Не то что крупных, но таких мужиков. Чтобы такое ощущение от них исходило. Это тоже не всегда просто. Но не знаю, четвёрка подобралась. Когда мы снимали в Петербурге, хотя действие происходит просто в большом провинциальном промышленном городе неком, и снимался питерский ОМОН в полном составе. И когда они выстраивались, мы в строй вставляли, естественно, наших. То есть не то что не отличить. Как будто бы они оттуда. А сцена, одна из ключевых сцен, когда забастовка на заводе, и у нас была тысячная массовка, то есть такая серьёзная, причём их готовили. И они должны были 50 всего омоновцев прорвать. Они вот так держутся за руки, я сам впервые это наблюдал, никогда не знал. Не то что они там с дубиной, а вот так цепляют друг за друга...

О. ЧИЖ - И цепочкой идут.

А. УЧИТЕЛЬ - И на них напирает тысячная толпа. Я боялся... причём, в силу моего прошлого документального я всё всерьёз. Напирали по-настоящему. И я боялся, что где наши стоят актёры, прорыв и произойдёт. Но нет, выдержали.

О. ЧИЖ - Выдержали строй.

А. УЧИТЕЛЬ - Выдержали, не пустили.

О. ЧИЖ - А проходили ведь специальную подготовку навверняка, такую, как полагается бойцам ОМОНа.

А. УЧИТЕЛЬ - Конечно. Они проходили. В основном чисто физическую. Я заставлял их за месяц. Они тренировались и с каскадёрами, и по дракам, и по физическим каким-то упражнениям. Но они все такие ребята были подготовленные. Может быть, их назвать? А то одного мы назвали - Алексей Манцыгин. А я просто уверен, что ребят узнают и они пойдут и дальше. Не только по кино. Они замечательно в театре все играют. Александр Новин, это театр наций, Павел Ворожцов и Артём Быстров - это МХАТ чеховский, они в театре все уже будь здоров, а вот в кино...

О. ЧИЖ - Будем надеяться, что это только начало.

А. УЧИТЕЛЬ - И замечательная тоже дебютантка Вильма Кутавичюте, всё время мне тяжело даётся её фамилия.

О. ЧИЖ - Главная женская роль, девушка, за которую, собственно, разгорается конфликт с бандитами.

А. УЧИТЕЛЬ - Да, да, ради чего все эти бои и драки. Она только закончила, когда начались съёмки, только закончила ГИТИС, хотя сейчас она уже актриса театра Маяковского и даже уже дебютировала в спектакле "Онегин", в таком уже довольно известном, играя Татьяну. Но у нас в первый раз тоже в кино. И тоже, кстати, я сейчас вспоминаю, первый съёмочный день как раз с такой довольно трагической сцены у неё начался.

Актриса замечательная, хорошая. Видите, я вообще в таких восторженных тонах, но это абсолютно объективное мнение, не только моё.

О. ЧИЖ - А с кем работать тяжелее? Со звёздами такими полномасштабными, или с дебютантами?

А. УЧИТЕЛЬ - Нет правил. Конечно, с начинающими актёрами, особенно кто не знает специфику кино, в этом какая-то сложность. Кто более опытен... у нас, кстати, есть в картине очень много знаменитых актёров - и Артур Смолянинов, играющий как раз такого главного бандита в этом городе, не отморозка, а такого интеллигентного бандита, что для Смолянинова была такая необычная немножко роль. И Сергей Пускепалис, командир ОМОНа играющий, Ира Пегова, это я её просто попросил по дружбе, там крошечная роль жены одного из омоновцев, и она вместе со своей дочкой маленькой, прямо в картину мы их вписали.

О. ЧИЖ - Ждём картину зимой, правильно?

А. УЧИТЕЛЬ - В декабре, где-то к концу декабря будет премьера. И у нас будет такой предпремьерный тур по, я надеюсь, десяти крупнейшим городам. У нас и снималась, и в фильме звучит песня группы 2517, довольно популярная сейчас, и вот мы с этой группой, с актёрами поедем по некоторым крупным городам.

О. ЧИЖ - Но это дела такой ближайшей зимы, а уже в следующем году у вас тоже есть планы, правильно ведь? Я так понимаю, что в 2014 начнётся работа над фильмом о Матильде Кшесинской. Причём, что опять-таки интересно, ну без малого 20 лет назад с этого ведь началось для вас игровое кино. Вы уже снимали историю балерины, которая во многом перекликается в своём жизненном пути с Кшесинской. История...

А. УЧИТЕЛЬ - В это время они начинали, да. Вы знаете, я бы просто хотел сказать, что студия, которой я руковожу, она символически называется "Рок", когда-то у меня была картина такая о наших в то время только начинающих музыкантах - и Гребенщиков, и Цой.

О. ЧИЖ - Документальный фильм 1988 года, по-моему.

А. УЧИТЕЛЬ - Да. Но рок в смысле судьба, не только как музыкальное направление. Поэтому наша студия... мы вообще в этом году поставили такой рекорд, я буду хвастаться, но мне приятно об этом говорить, у нас 6 вышло картин игровых, полнометражных, и из них 4 дебюта. И дебюты, и фильм "Майор" только что вышел в прокат Юры Быкова, это второй его полнометражный фильм, и "Отдать концы" Таисии Игуменцевой, в октябре будет премьера. Оба фильма были сейчас в официальной программе Каннского кинофестиваля.

Кстати, сейчас и "Восьмёрка", и "Майор" едут... сейчас один из самых крупных фестивалей в Торонто, вот, мы едем, нас тоже отобрали в официальную программу. Так что успехи у нас есть.

О. ЧИЖ - Плодотворно.

А. УЧИТЕЛЬ - Да, плодотворно. Я к тому, что мы и в следующем году, это политика студии и моя, делать дебюты, открывать новые имена режиссёрские, актёрские и так далее. Поэтому мы будем этим заниматься и дальше. Кшесинская - это действительно большой проект. И сейчас мы уже ведём подготовку, идёт кастинг, очень сложно найти героиню. Ну, как всегда. Потому что если сравнивать картины почти уже 20-летней давности, "Мания жизели", Ольга Спесивцева, я помню, я тогда пробовал... и в результате сыграла замечательная актриса Галя Тюнина из театра Фоменко. И всё равно впереди актёрское начало, а балетное очень важно, но на втором плане.

О. ЧИЖ - Но ведь так и получился игровой фильм. Ведь, насколько я понимаю, собирались снимать документальный фильм о Спесивцевой первоначально.

А. УЧИТЕЛЬ - Это вообще такая ключевая точка в моей биографии, потому что я довольно долго занимался документальным кино и действительно собирался снимать документальный фильм о Спесивцевой, и она умирает в доме престарелых в Нью-Йорке, 95 лет ей было, и встал вопрос - что делать? И тогда мы работали с замечательной сценаристкой Доней Смирновой, которая по молодости лет мне рубанула и сказала - давай-ка снимем игровое кино. Я думаю, что это никогда не состоится. Согласился. Но вдруг это случилось.

О. ЧИЖ - О кино и о балете разговор мы продолжим после новостей.

НОВОСТИ

О. ЧИЖ - 13:35, программа "Дифирамб". Алексей Учитель, кинорежиссёр и кинопродюсер, здравствуйте тем, кто только что присоединился. Закончили мы до новостей о грядущих съемках фильма о Матильде Кшесинской. Ну, почему я вспомнила всё-таки про "Манию Жизели"? Понятно, что это очень разные судьбы: Спесивцева-Кшесинская, но две балерины, которые, в общем, на своём веку застали очень большие такие переломы, что ли, и обе вынуждены были покинуть свой дом, да? Почему сейчас вы вернулись к такому образу? Это ведь, я так понимаю, история будет не о балете, а история всё-таки о человеке.

А. УЧИТЕЛЬ - Вы в самое больное моё место попали, потому что я очень не люблю дважды входить в одно и то же. Действительно, чем-то их судьбы очень разные, но по-своему они прожили почти целый век. Спесивцевой 95, а Кшесинская трёх месяцев не дожила до столетия. Это, конечно, колоссальный отрезок времени, и то, что они на своём веку видели. Но здесь, знаете, мне интересно у Кшесинской. Это фильм, конечно, будет не о балете и не биографический фильм, а меня интересует локальная история, которая очень многих привлекает, волнует, много слухов, домыслов - история любви Николая II и Матильды Кшесинской, или тогда Николай ещё был только наследником престола. Вот это очень интересно, я много изучил материала, очень много тайн, очень много слухов. Мне интересна сама персона Николая II, потому что, мне кажется, и в кино, и в литературе очень однозначно всё-таки подаётся.

О. ЧИЖ - Миф, наверное, всё-таки идёт впереди каких-то других вариантов.

А. УЧИТЕЛЬ - Да. Всегда это слабовольный человек. А при его правлении Россия стала первой в Европе по многим показателям. И я уж не говорю промышленные, производственные, ещё какие-то дела. Но взаимоотношения этих людей мне прежде всего интересны. А вообще картина скорее всего, большая проблема со сценарием, 12 авторов привлекали различных, которые писали синопсисы, и, в общем, это непростая была работа, и в том числе американского сценариста, и французского. В общем, проделана грандиозная работа, и в результате я думаю, что это будет картина о двух днях, как ни парадоксально. Несмотря на сто лет прожитых, два дня. Это день коронации и день отречения. И мне кажется, в этих двух днях сгусток и того, что происходило в России, и в судьбах этих двух наших главных героев - и Кшесинской, и Николая II, и их драматических личных взаимоотношений. Вот, с двумя грандиозными сценами, которые я очень хочу как режиссёр поставить. Это Ходынка, которая один раз, по-моему, была в телевизионном фильме Клима Сангина, такой очень коротки эпизод, но по-настоящему в кино экранизировано это действо не было. И коронация. Это как такие грандиозные эпизоды, а, конечно, там будет, я надеюсь, очень интересная ещё история.

О. ЧИЖ - Вы уже сказали о том, что когда вы искали актёров на "Манию Жизели", была такая проблема, что сначала всё-таки кино, потом балет. А я так понимаю, в истории с Кшесинской рассматривается вариант Дианы Вишнёвой, петербургской балерины.

А. УЧИТЕЛЬ - Да, не далее, как несколько лет назад в Петербурге мы снимали, так называемые пробы, хотя это чудовищно звучит, когда надо Диану Вишнёву, великую балерину, потрясающую женщину, безумно красивую, обаятельную, значит, ещё пробовать. Но у нас был такой дуэт знаменитых очень людей - Данила Козловский и Диана Вишнёва, и, вы знаете, было очень интересно. Я не знаю, останется ли это всё в силе.

О. ЧИЖ - Но совпадают они с вашим ощущением?

А. УЧИТЕЛЬ - Можно я всё не буду говорить, потому что это всё-таки какие-то есть тайны. Нет, ощущения замечательные, когда особенно, как мы говорим, по картинке мы ещё сделали массу фотографий чёрно-белых, смотрится потрясающе. Ну, за один день, во-первых, очень трудно, и мне надо кое-что поймать, почувствовать актёров, понять. Для меня всегда очень важны личные качества человека, который играет эту роль, как это привнести и на персонаж, которого он будет играть. И это очень важно, поэтому мне надо поближе познакомиться, узнать, какие есть достоинства, недостатки, как-то приспособиться тоже. Но было интересно. Это я вам могу абсолютно точно сказать. И, например, Данила не очень буквально похож на Николая II, но по нутру, как мне кажется, как раз, по его такой человеческой мягкости своеобразной.

О. ЧИЖ - Нужно уметь сомневаться внутри.

А. УЧИТЕЛЬ - Да, он сразу меня чем-то привлёк. Диана, конечно, её пластика, её внешнее поведение потрясающее. Но надо, конечно, додуматься. Вы знаете, я сразу сказал, и её замечательный муж и менеджер Константин, я говорю - ребята, вам надо на год бросить балет. И я думаю, что я этим спугну и освобожу, во всяком случае, у меня будет некоторая свобода. Они говорят - нет, мы хотим, мы готовы. Хотя на сегодня у них график, где нет даже 5 свободных дней, до августа 2014 года всё расписано.

Поэтому как мы с этим будем бороться, пока неясно. Но мне всегда интересно, когда я что-то не понимаю, вот, в характере, в женщине. Вот, я Кшесинскую пока не могу расшифровать для себя, и поэтому мне это очень любопытно. Вот эта женщина - вроде бы там всё просто. Ну, был Николай, потом было много других любовников, довольно по положению известных людей - дома, драгоценности. Я говорю - всё понятно, но тем не менее такой факт, например, когда уже Николай II женился, всё состоялось, ну, казалось бы - всё потеряно. Ей великий князь Сергей Владимирович, не последний человек в этом государстве, предлагает ей руку и сердце, стать его женой. И логично, что она всегда, как бы все считали, добивалась вхождения в царскую семью, быть при дворе, быть гран-дамой, она отказывается.

Вообще история великого князя Сергей Владимировича тоже интересна, потому что этот человек всю жизнь её любил, посвятил ей, тоже один из, естественно, будущих героев нашей картины. И погиб, тоже был расстрелян, интересный был человек. Поэтому я не всё понимаю в Кшесинской, и поэтому мне это ещё интересно.

О. ЧИЖ - Посмотрим, как это будет выглядеть на экране. Я думаю, что интересно будет и зрителям. И в этот момент я хочу перейти к таким более глобальным вопросам, потому что первый же вопрос на сайте к вам сформулирован следующим образом: "Почему фильмы российские неинтересно смотреть?". Как вы думаете? Вы согласны действительно с тем, что очень мало... Я понимаю, что интересно - это очень субъективная оценка. Кому-то интересно смотреть, как один клан стреляет другой клан, кому-то интересно смотреть, не знаю, Тарковского, кому-то ещё что-то. Но есть ли действительно такое ощущение, что российского хорошего кино очень мало, или оно просто не доходит до зрителя?

А. УЧИТЕЛЬ - Российского, американского кино хорошего, талантливого очень мало. Это закон абсолютно твёрдый. У нас действительно есть 4-5 фильмов заметных в год, в основном это фестивальные какие-то успехи, очень редко, там, 1-2 фильма, которые в прокате производят некий эффект, как, скажем, "Легенда 17", действительно заметно очень прошла и победила наших зрителей отчасти. Собрать почти миллиард рублей - это большое достижение. Я хочу поздравить в очередной раз продюсеров этой картины и всех, кто её делал.

И понимаете, есть противоречия. Первое - в нашей любимой стране всего 3000 залов. Залов! Даже не кинотеатров. Я всегда это привожу в пример. В Лос-Анджелесе, по-моему, около 4000 в одном городе. В Америке, по-моему, 50000 залов. В советские времена в Советском Союзе, по-моему, было 40000 залов. Когда выходит за неделю...

О. ЧИЖ - А то, что есть, соответственно, по большей мере Москва и Санкт-Петербург.

А. УЧИТЕЛЬ - Да, Москва и Санкт-Петербург составляют львиную долю вообще в прокате российском. Понимаете ,когда каждую неделю выходит по 5-6-7 премьер, и из них 5 американских блокбастеров или просто интересных картин, да ещё французская, сметается... Вы понимаете, наши фильмы хорошие...

О. ЧИЖ - Выходят на экран на 2 недели, получается.

А. УЧИТЕЛЬ - Они должны жить долго. Вот, если бы они шли полгода, год, даже в нескольких кинотеатрах, тогда какой-то эффект был. Всё равно есть зритель, который хочет его смотреть. Он просто иногда не получает информации - раз, потому что нужно ещё на рекламу... Всегда огромная государственная поддержка идёт на производство картин. А прокат... Сейчас для того чтобы получить известие, что фильм такой есть, нужны огромные деньги, больше иногда, чем на производство картины.

О. ЧИЖ - Вы имеете в виду условную рекламную кампанию?

А. УЧИТЕЛЬ - Да, рекламная кампания, которая необходима, иначе бессмысленно. Оттого что вы выпустите 50-100 копий, формально обозначив прокат, при этом ни одной информации об этом нету, ну это так, галочку поставить, "фильм вышел в прокат", а так большинство наших картин российских выходит. Значит, нужна реклама, нужно количество залов как-то резко увеличивать.

И я предложил, кстати, и высшему руководству нашей страны при президенте, вот, в Америке есть для авторского фестивального кино так называемый университетский прокат. Вы знаете, кто в Америке из российских фильмов больше всех денег собрал?

О. ЧИЖ - Ну-ка, ну-ка.

А. УЧИТЕЛЬ - Картина Сокурова об Эрмитаже. Она собрала несколько миллионов. Как? Благодаря чему? Не кинотеатрам, конечно.

О. ЧИЖ - Это картины, снятые единым кадром.

А. УЧИТЕЛЬ - Да, да, да. И благодаря университетскому прокату в каждом унивверситете есть кинозал. Они платят какие-то деньги за билет, с удовольствием, причём. Я сам выступал в нескольких университетах. И смотрят вот такое кино. Но эти люди... всё-таки их мозги более-менее подготовлены к чему-то, и я предложил и мы проводили такой опыт в московском университете, в петербургском университете, правда, без продажи билетов, но встречаясь, показывая современное кино, особенно молодых, меня поразило, что в Московском университете (мы показывали ВГИКовские фильмы студенческие) шесть часов длилась, до 2 часов ночи дискуссия ещё шла. То есть если бы в каждом университете огромном... в Красноярске мы выступали.

О. ЧИЖ - Но ведь тут возникает проблема отбора тогда - что показывать, а что не показывать.

А. УЧИТЕЛЬ - Тот же самый прокат. Вот, выходит российская картина. Для этого её в обычных кинотеатрах сметают через две недели и ещё ставят в плохие сеансы и прочее. Но есть университеты. Их, предположим, 50-100, это всё-таки дополнительно 100 кинозалов, скажем, институты, я не только университеты имею в виду. Это, возможно, был бы какой-то выход и во всяком случае существенная добавка. Но вот такой вопрос встал. Я не знаю, что это будет, посмотрим, как это... Но проблема колоссальная.

О. ЧИЖ - Это разве только проблема нехватки залов? Мне кажется, что у нас зритель немножко не готов идти в кино.

А. УЧИТЕЛЬ - Это проблема, я так называю, среднего кино в хорошем смысле - хорошего, ремесленного кино.

О. ЧИЖ - То есть когда технически неплохо снято, но непонятно, зачем. Что это такое?

А. УЧИТЕЛЬ - Нет, смотрите, у нас снимается опять, скажем, до 10 в лучшем случае таких картин, о которых что-то пишут, говорят заметно. А дальше провал. 50 фильмов плохих, просто ужасных по всем показателям, никакой зритель на них никогда смотреть не будет. Плохая режиссура, актёрская игра и так далее... монтаж и всё прочее. Очень много такого сырья, которое я не понимаю, почему производится. Потому что, опять, американский кинематограф силён чем? Средним уровнем. Не достижениями высшими, а средним уровнем. И когда-то, кстати, опять же, вспоминая старые времена, вот, средний уровень режиссуры мосфильмовской, ленфильмовской был очень высок. Может, эти времена не гремели, но они были профессионалами, профи. Делали хорошее жанровое кино, которое крутят сейчас до сих пор по телевидению - детективы и прочее, прочее и так далее.

О. ЧИЖ - А сейчас либо хорошо, либо никак?

А. УЧИТЕЛЬ - А сейчас, вот, представьте себе, так. Огромнейшая дыра в десятках фильмов, которые никакие. Вот, что есть, что нету. В этом весь ужас. Поэтому нам надо поднимать ещё средний уровень.

О. ЧИЖ - В чём проблема? Это проблема школы, проблема школы сценаристов, проблема школы режиссёров?

А. УЧИТЕЛЬ - Проблема №1 российского кино - у нас очень слабая сценарная основа. У нас нет почему-то... я поражаюсь, куда девались, но нет сценаристов. Нет, просто нету. Не высшего полёта, хотя их тоже крохи, а среднего звена, которое умеет писать жанровое кино - триллеры, детективы, комедии, мелодрамы. Они знают, как это делается.

О. ЧИЖ - У нас спрашивают: "Почему нет фильмов российской фантастики и на тему заводской жизни современного села?".

А. УЧИТЕЛЬ - Это очень важно. Это интересный человек.

О. ЧИЖ - Не интересует, видимо, ни сценаристов, ни режиссёров.

А. УЧИТЕЛЬ - Вот, я советую, видите, я делаю рекламу собственной студии, вот, в октябре выйдет картина Таисии Игуменцевой, это такая чёрная комедия о том, как конец света настигает одну деревню, и что с ней происходит.

Я думаю, что будет интересно.

О. ЧИЖ - Жизнь села.

А. УЧИТЕЛЬ - О жизни села.

О. ЧИЖ - О конце жизни села.

А. УЧИТЕЛЬ - Проблема сценариев. И проблема в том, что мы готовим режиссёров, вот, я недавно, меня всё-таки заманили во ВГИК, я веду режиссёрскую мастерскую, вот, у меня второй набор, они же все выходят неподготовленными в большинстве случаев. Почему? Потому что занимаются только теорией. Ну, раз в год снимают курсовую работу. Вот, в нашей мастерской... я им сразу сказал - я не умею преподавать, не умею читать лекции, не буду вам рассказывать, как часто делаются случаи из собственной киножизни - то-то было, то-то. Они приходят 1 сентября на 1 курс с готовой заявкой на фильм. И уже зимой в первом полугодии они выдают первый фильм. И благодаря этому снимают два фильма в год. 8 фильма за 4 курса и диплом - 9 фильмов. И мы занимаемся только разбором, вот, заявка, сценарий, пробы, это... всё время практическое. Плюс они присутствуют на моих съёмках очень часто - помогают и делают.

О. ЧИЖ - И учатся на ошибках.

А. УЧИТЕЛЬ - И поэтому они уже выходят... я знаю, что там среди них мало талантливых, может быть, немного, как и должно быть, но профи они почти все.

О. ЧИЖ - То есть они не набивают шишки на тех местах, на которых на дебютной работе они это делали бы.

Опять-таки, хорошо, производят 50 плохих фильмов, есть 5 хороших. Но, мне кажется, о том, что происходит в документальном кино, например, широкий зритель не знает сейчас вообще.

А. УЧИТЕЛЬ - Вы знаете, документальное кино во многом благодаря телевидению, правда, там показывают тоже специфическое документальное кино, больше похожее на телепередачу с многочисленными интервью, но, тем не менее, документальное кино...

О. ЧИЖ - Больше на фантастику похоже - марсиане и прочее.

А. УЧИТЕЛЬ - Но документальное кино как раз телеканалы стали показывать. Я уж не говорю, что в нашей стране, по-моему, больше 300 фильмов только государство финансирует документальных. Это очень большая цифра. Но знаем мы, опять, из 300, ну, 20 в лучшем случае, и то в профессиональной среде.

Поэтому 3 года назад мне предложили, я это дело попытался возглавить, хотя фестиваль встал на колени, прекрасный фестиваль "Послание к человеку", международный фестиваль. Кстати, у нас в нашей стране, что для меня было удивительно, вот, есть такая международная организация ФИПРЕССИ, которая регистрирует Каннский, Берлинский, ещё ряд фестивалей. Вот, в нашей стране зарегистрировано всего 2 фестиваля - Московский и вот наш "Послание к человеку", и тоже, кстати, имеет категорию А, но в своём, конечно, коридоре документальном.

У нас конкурс международный - это документальные фильмы, анимации, короткие метры, игровой. И он будет проходить с 21 по 28 сентября уже 23 раз. Меня поражает, вот, с каждым годом... в этом году прислали 5000 фильмов из почти 90 стран мира. За рубежом его знают больше, чем у нас, намного, и уважают.

О. ЧИЖ - Хотя, признаться, мне как такому грубому дилетанту кажется, что документальное кино - это же более доступная вещь для режиссёра, хотя бы финансово даже, ведь можно снять хороший фильм документальный за очень небольшие деньги и добиться успеха на этом.

А. УЧИТЕЛЬ - Есть потрясающие документальные фильмы, которые показываются в кинотеатрах, во всяком случае, за рубежом и идут они с большущим успехом, у нас тоже есть такой опыт, и о Пине Бауш замечательный фильм в 3D снятый. И знаменитые фильмы "Птицы", "Океаны" Клозо и второго режиссёра, я забыл сейчас его фамилию, они были, кстати, у нас на прошлом фестивале "Послание к человеку". Эти фильмы смотришь, не отрываясь. Любой зритель, любой. И мне кажется, во всяком случае, один из лозунгов нашего фестиваля - не для узкого круга, а для того чтобы зрителю было тоже интересно. Мы заманиваем в залы. Я в прошлом году сделал такой эксперимент. У нас были все просмотры фестивальные бесплатные. И в прошлом году, это мне один экономист подсказал - и не будет зрителей, вводи плату за билеты. Я говорю - да ты что? Вообще никто не придёт тогда. - Нет. И мы ввели плату за билет, причём, на дневные, для вечерние сеансы для студентов. Половина... ну, давали небольшую плату, больше символическую. Резко увеличился поток зрителей.

О. ЧИЖ - Почему?!

А. УЧИТЕЛЬ - Потому что в сознании уже. Если бесплатно, значит, никому не нужно. Что туда ходить? А если ты повышаешь, значит, что-то там, наверное, покажут интересное. Такой парадокс. Но фильмы есть потрясающие. Вот, у нас на закрытии прошлого фестиваля показывали монтажный фильм, "500 поцелуев" он называется, в Каннах показывался, смонтировано 500 поцелуев из фильмов всего мира, такой монтажный фильм. Смотришь не отрываясь. Действительно, очень с юмором, все великие актёры, кто угодно. Но как его назвать?

О. ЧИЖ - Это похоже на профессиональный капустник, если честно, такой немножко.

А. УЧИТЕЛЬ - Нет, это очень тонко сделано. Вы зря думаете, что это так на потребу остренькое что-то показать.

О. ЧИЖ - Не в смыле остренькое, а в смысле для ценителей и людей, которые могут читать цитаты в кино.

А. УЧИТЕЛЬ - Нет. Уверяю вас. Мы сделали несколько сеансов - народ валил и смеялся, и очень хорошо реагировал.

О. ЧИЖ - А фильм российский?

А. УЧИТЕЛЬ - Нет. Фильм венгерский, как ни странно, но куплен в очень многие страны мира. Так что, понимаете, есть имена, например, у нас на открытии нынешнего фестиваля будет знаменитый австрийский режиссёр Зайдель со своей знаменитой трилогией. Это действительно величайшего уровня режиссёр, но которого не так, наверное, хорошо знает широкий зритель. Или председателем жюри у нас будет Мира Наир, американский режиссёр. Вы знаете её? Дважды лауреат Оскара, победитель Венецианского фестиваля, председатель жюри в Берлине и так далее.

Я специально даже у себя на фестивале поспрашивал. Не все знают, не все. А это великий человек. И она приедет в Петербург.

О. ЧИЖ - По-моему, номинант Оскара или даже всё-таки лауреат.

А. УЧИТЕЛЬ - Она получила.

О. ЧИЖ - Вы говорите, что фестиваль, тем не менее, больше известен за рубежом, чем у нас. Почему так? Почему наши те же документалисты, ну, действительно, можно снять ленту за относительно небольшие деньги, можно сделать это в Нижневартовске, в Санкт-Петербурге в любой части и послать её на конкурс. Почему у нас нет такого механизма продвижения для режиссёров?

А. УЧИТЕЛЬ - Что делать с документальной картиной? С игровой хотя бы понятно, что можно теоретически попасть в кинотеатр. А с документальной в лучшем случае телевидение, и то центральные основные каналы редко показывают такое фестивальное документальное кино. 24Doc, да, цифровой канал, который переваривает всё и делает огромное дело для документалистики. Ну и всё. Дальше фестивали. Все наши документалисты хорошие, старые, молодые, какие угодно - они все живут фестивалями. И очень успешно, кстати. Не знаю. Это тоже проблема. Но, мне кажется, общий художественный уровень, а у нас как-то ещё называется художественное кино - это когда с актёрами. А на самом деле художественное кино - это и документальное, и игровое, потому что оно обладает художественным каким-то признаком. Вот, в документальном кино этой художественности сейчас в целом и профессионализма больше, чем в игровом. Я бы такой вывод сделал.

О. ЧИЖ - Спасибо большое. Кинорежиссёр Алексей Учитель. Оксана Чиж. Это программа "Дифирамб". Всего доброго.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024