Купить мерч «Эха»:

Юлий Гусман - Дифирамб - 2013-09-01

01.09.2013
Юлий Гусман - Дифирамб - 2013-09-01 Скачать

О. ЧИЖ - 13:11 в Москве. Программа "Дифирамб". Меня зовут Оксана Чиж. Всем добрый день. "Дифирамб" мы сегодня поём Юлию Гусману. Тут я даже не знаю, с чего начать. Юлий Гусман - художественный руководитель первой национальной премии Российской Академии киноискусства Ника, кинорежиссёр, автор двух книг, автор многочисленных журналистских работ и даже врач-психиатр. Юлий Гусман. Здравствуйте.

Ю. ГУСМАН - Здравствуйте. Говорите ещё. Депутат Государственной Думы...

О. ЧИЖ - I созыва. Да, да, да.

Ю. ГУСМАН - Звания, ордена, медали. У меня ещё почётная грамота ЦК ВЛКСМ и ДОСААФ СССР лежит на...

О. ЧИЖ - Тут примерно наступят как раз новости середины часа.

Ю. ГУСМАН - Вот, Оксаночка, я принёс, потому что если сказать про КМО СССР. Никто же не знает, что такое КМО. Ты же не знаешь, что такое КМО.

О. ЧИЖ - Нет, признаюсь.

Ю. ГУСМАН - Это Комитет молодёжных организаций. Это такая структура. Я имею грамоту. 1814 год. Это очень хорошо.

О. ЧИЖ - 1814. На самом деле можно задавать свои вопросы Юлию Гусману. Присоединяйтесь к нашему разговору с помощью СМС по номеру +79859704545. Можно писать и на Twitter-аккаунт vyzvon, можно с нами общаться с помощью сайта радио "Эхо Москвы" www.echo.msk.ru. Там, кстати, идёт трансляцию, которую организует компания "Сетевизор". Так что за нами можно ещё подглядывать и наблюдать. Вот, для тех, кто всё-таки хочет задать вопрос по СМС, я хочу сказать, что четыре человека таких - я их сегодня награжу специальным призом за самый интересный вопрос к Юлию Гусману, а именно абонементом на великие инструментальные концерты в концертный зал имени Чайковского. Всего у меня их таких 4 штуки, так что не забывайте подписываться и писать в скобках слово "абонемент".

Ю. ГУСМАН - Хочу ответить две вещи здесь сразу, что, во-первых, просто задавать вопросы никто не стал бы, если б не заманивать ценные подарками.

О. ЧИЖ - Ну, конечно, да.

Ю. ГУСМАН - И второе - что на "Дифирамб" победители вопросов и ответов идут на концерт классической музыки, а не куда-нибудь в бар, ресторан, кафешантан. Вот это означает, Оксана, что с уважением они дослушают и пойдут потом возбуждённые...

О. ЧИЖ - В концертный зал Чайковского. Я продолжаю умасливать Юлия Гусмана. Во-первых, с прошедшим вас юбилеем.

Ю. ГУСМАН - Спасибо большое.

О. ЧИЖ - Надеемся мы, что побольше творческих успехов, и всё будет хорошо.

Ю. ГУСМАН - Вам также. Спасибо. И счастья в личной жизни.

О. ЧИЖ - И счастья в личной жизни. Но Юлий Гусман решил преподнести и нам большой подарок в свой юбилейный год. Я имею в виду продолжение картины "Не бойся, я с тобой. 1919", правильно?

Закончены съёмки уже?

Ю. ГУСМАН - Да, съёмки закончены. И сейчас, в общем-то, сейчас только осталось... снимают то, что называется виртуальная реальность. То есть всякие... сегодня же трудно...

О. ЧИЖ - Обойтись без современных технологий.

Ю. ГУСМАН - Да, но невозможно практически. Я имею в виду даже не "Аватар", упаси Боже, а не...

О. ЧИЖ - Я сейчас представила героев в 1919 году.

Ю. ГУСМАН - Хорошо бы. Я имею в виду масштаб. А просто нужно затереть где-то там кран или телевизионную вышку, чтоб красиво сабля летела. В общем, очень много есть секретов, приёмов современных, и, в общем, там это... Я думаю, надеюсь, что где-то к ноябрю.

О. ЧИЖ - То есть ближайшие два месяца?

Ю. ГУСМАН - Да.

О. ЧИЖ - Ну а продолжение комедии, которую, наверное, мы все видели, которой уже 30 лет, я так понимаю, что отличительная особенность в том, что очень музыкальный фильм.

Ю. ГУСМАН - Дело в том, что нет. Первый фильм гораздо более музыкальный. Первый фильм мюзикл по сути. Там были арии, вставные зонги, номера. Это в данном случае будет много музыки, в том числе я уговорил... автор музыки написал ещё несколько замечательных песен. Но я сказал бы, что, знаешь, прошло 32 года. Все, кто эти песни знают и любят, хотят ещё раз их услышать в новом замечательном исполнении. А те, кто их не слышал, как же их обижать? И лучшие песни в новой аранжировке, оркестровке, с деталями тоже будут в этом фильме. Музыки в фильме много, но это не мюзикл. Просто сегодня киномюзикл, если так можно сказатЬ, немножко уже вышел из моды. И это совсем другая история.

О. ЧИЖ - А был период, да, когда это очень...

Ю. ГУСМАН - Даже Бродвей сейчас тоже снимает 2 раза... Голливуд снимает что-то бродвейское один-два раза в год. Но вообще период мюзикла, расцвета в России был потрясающе, ещё в СССР. Кто помнит, знает, очень много было замечательных работ и в Москве, и в Санкт-Петербурге тогда играли, и в Одессе, и в Баку, и в Новосибирке. То есть действительно очень много было. Я когда-то был худруком Музыкального театра в Баку. И мы поставили там первый раз "Человек из Ламанчи". Я поставил Сабля Гайя, был такой инструментальный ансамбль, гениальные просто ребята. Мы поставили первый в стране "Иисус Христос - сверхзвезда". И десять дней играли в концертном зале "Россия" с грандиозным успехом. Ну, мы понимали, что не надо там писать Jesus Christ - superstar, писали "Сверхзвезда". Мюзикл. И, в общем, полный зал "Россия", полный успех. Первое отделение, значит, придуманное такое шоу, ну, из бакинских, азербайджанских песен красочное. А второе отделение - это такая сюита из "Иисуса Христа - сверхзвезды". И на десятый день пришёл человек, который оказался из министерства культуры, который понял, о чём мы поём. А там на английском пели ребята, естественно. И нас выперли...

О. ЧИЖ - Но 10 дней вы успели отыграть?

Ю. ГУСМАН - Да, 10 дней с аншлагом, плюс последний. Ну, потом полгода мне не давали ничего делать. И запретили тоже гастроли. Но всё-таки за религиозную пропаганду и агитацию в наше время, я думаю, нам бы дали грамоты, а там чуть не дали двушечку.

О. ЧИЖ - А вам не кажется, что в наше время, если бы вы попробовали поставить сейчас "Иисус Христос - суперзвезда", вы бы опять столкнулись с проблемами, только ровно как раз с другого лагеря.

Ю. ГУСМАН - Почему? Он идёт. Спектакль. Он идёт у Намина, он идёт у Театра Моссовета. Сегодня идёт. Это всё-таки, извините, 1972 год. А сейчас уже, как я понимаю, не 1972 год.

О. ЧИЖ - Да, но с религиозными темами и за отсылками к религиозным темам всё-таки есть такой момент.

Ю. ГУСМАН - Да, были неприятности у этого мюзикла совсем недавно где-то в провинции. Я читал просто. Где-то. Даже по "Нашему радио" слышал. Но это, конечно, на всех дураков и на всех ксенофобов, на всех гомофобов, на всех фашистов, ослов и придурков нельзя наздравствоваться. И поэтому вообще ничего не делать и бояться, что придут картины арестуют, тебя побьют. Ты знаешь, это... Я вырос в городе Баку, в таком городе, где действительно, извините за выражение, была дружба народов. Серьёзно. Хотя это такой термин забытый. Действительно, было, можно сказать, без всякого интернационального воспитания были так воспитаны, что я до сих пор не знаю, какой национальности были некоторые мои ребята-одноклассники, потому что никому не было дела, кто твой папа или мама в том Баку, где я жил, какой пост они занимают. Они были родители нашего соученика. И не было никакой разницы, какой нации. Я всегда привожу пример, который невероятен. Я учился и закончил такую одну из самых лучших бакинских школ - школу №160. И должен сказать, что эта школа 160. Не то что... Элитная гимназия. Хорошая школа, замечательные учители. И было несколько - школа №6, школа №160, №8, №1, №23. Ну ещё несколько школ, которые в Баку очень пользовались такой хорошей известностью. Мы пешком ходили с товарищем соседом, по городу шли, чтобы попасть в эту школу к 8 утра на занятия.

Вот, в школе №160 мы шли на медали 5 человек. 36 выпускников было 10 класса. Не 36. В двух классах было человек 70. Получили две золотые медали Саша Саакян и Игорь Саркисов. Это оба армянских мальчика. Одну серебряную медаль получил Виталик Соскин. Я не получил ничего, у меня нашлась личняя четвёрка по черчению. И никаких норм, понимаешь, как себе представить сегодня вообще, чтобы...

Вот, просто когда мне говорят про то, что невозможно тигру и лани жить вместе, то я думаю, что это всё чепуха. Проблемы были и будут всегда. Но если климат общественный в городе не позволяет не уважать старших, не позволяет обижать маленьких, и нельзя даже думать, по крайней мере, в обществе. Дома у себя на кухне можешь что угодно думать про кого. Но если на улице или ты заругаешься матом, а ещё не дай Бог в присутствии женщин, я говорю из той страны. Город был не маленький. Это не аул был. Город был гигантский.

О. ЧИЖ - Ну, были какие-то общие правила общежития?

Ю. ГУСМАН - Всё правильно. Которых, мне кажется, сейчас очень не хватает.

О. ЧИЖ - Да. Вам не кажется, что такие вопросы отсутствия толерантности - они не просто у нас на улице проявляются, но они постоянно возникают в том же кино. Вот, недавно была история, которую правда потом опровергли, с тем что не может получить прокатное удостоверение фильм-призёр Выборгского фестиваля "Зимний путь", из-за того что там есть, например, тема гей-отношения.

Сейчас в кино есть какие-то запретные темы, как вам кажется?

Ю. ГУСМАН - Я вам скажу, что в принципе можно совершенно не любить тему гей-отношений, тему...

О. ЧИЖ - Межнациональных конфликтов, всего, чего угодно.

Ю. ГУСМАН - Фильмы, которые рассказывают о плохих или хороших неграх, евреях, кавказцев. Не смотреть телевизионные программы "Дом-2", "Камеди Клаб" или КВН, любитЬ, например, что-то другое. Но в том-то и прелесть нормального общества, что если они не нарушают каких-то законов, которые мешают тебе жить, лезгинку они танцуют или хороводы водят, если они не нарушают твой отдых, не гремят под твоими окнами. А с чем они гремят... если они в 5 утра включают хоть "Каравай, каравай. Кого хочешь - выбирай", хоть гопак, хоть лезгинку, хоть какой-нибудь... то это совершенно не интересно, какие народы у тебя базарят.

Вот, сейчас моя дочка, которая по направлению... работает и живёт сейчас в Нью-Йорке, они сейчас три дня фестиваль то ли ямайский... в том районе, где она живёт. Там большой парк в Нью-Йорке. То ли ямайский, то ли... какой-то, в общем, малых народов. И просто там невозможно в эти дни находиться, потому что с утра до вечера барабанят эти бочки. Ну и что. Все, кто любят, аплодируют и покупают сувениры. Кто не любит, запирают окна. Кто совсем глохнет, уезжают за город. Ну, да, им разрешают.

В этом, мне кажется... почему я так люблю свой город, который со мной остался и который во многом сегодня такой же... К сожалению, война много что поломала. Когда люди должны уважать и любить друг друга, не абстрактно, а просто стараться знать, что пока человек не доказал обратного, то его усики или тюбетейка, или кипа, или пейсы, или наоборот его бритая голова не доказывает, что он скинхе, жулик или хулиган какой-то из Кавказа с ножом. Как только это возникает... То есть до тех пор пока человек ведёт себя нормально, он замечателен любого цвета кожи. Как только возникает в нём хоть что-то и хоть как-то то, что...

О. ЧИЖ - Выбивается из этих норм.

Ю. ГУСМАН - Что-то, что убивает тебе уважение... Я, например, очень хорошо знаю Кавказ. 5 поколений наших предков выросли на Кавказе, в Баку, там, с середины XIX века. И я, например, прекрасно знаю, что более добрых, более гостеприимных людей, чем азербайджанцы, нет вообще. Но, знаешь, как говорят в одной месте русской, "Нас не тронешь - мы не тронем. А затронешь - спуску не дадим". Но если их приучают к чему-то выживать, да, как-то, если их обижают, то, конечно, они объединяются. Это Дифирамб, посвящённый вопросам гражданского... У меня не получаются Дифирамбы. Мне примерно в 80-ый раз пытаются что-то спеть, и мы выходим на какие-то всё время темы то с Ксенией Лариной, то с тобой. Давай поговорим лучше о чём-то таком прекрасном, не волнующем.

О. ЧИЖ - На самом деле я хочу всё-таки немножко продолжить эту тему про гражданское объединение с неожиданной стороны. Сегодня у нас 1 сентября. Поэтому я смотрю некоторые киноитоги своего рода, которые были летом, да, и этим летом впервые Министерство культуры открыто проводило конкурс на поддержку кино. И тут же посыпалось определённое количество обвинений в адрес министерства в том, что это попытка прогнуть свою линию, попытка навязать темы, навязать своё видение исторической правды и так далее, и тому подобное. Как вы вообще относитесь к такой форме поддержки кино, когда министерство организует советы и смотрит на соответствие исторической правде, соответствие некоторым социальным нормам психологическим и так далее?

Ю. ГУСМАН - Это вопрос достаточно сложный, потому что я не получил поддержки на этом конкурсе, хотя эта история совместного фильма "Не бойся, я с тобой 1919" уходит корнями в пятилетнюю давностЬ. Было решение двух министерств - России и Азербайджана. Об этом докладывали долго-долго два министра. Мединский тоже обещал мне поддержку, естественно, потому что уж более семейного, доброго кино о дружбе народов с музыкой и танцами уж точно быть не может. Это не такая история, которая могла бы как-то не впасть куда-то.

Но в отличие от той обиды и огорчения, что я испытываю во всех этих поступах министерства лично в отношении меня. Ну, например, скажем так, что это впервые случилось так, что министерство культуры, неважно кто, я имею множество наград и заслуг, даже ни один младший клерк не прислал мне никакого поздравления даже формального. Хотя меня поздравили практически все руководители одной страны, все руководители Азербайджана. И я рассказываю не к тому, чтобы пожаловаться, а к тому, что как бы вот такое внимание простым советским режиссёрам. Но на самом-то деле всё, что делает министерство, в принципе алгоритм верный.

Но если сегодня говорить о мэрии, вот, не в смысле выборов, а в смысле мэрии, то я то, что вижу я, ну и про плитку, предположим, и, например, сколько стоят посадки деревьев - дешёво, дорого, плохо, мало, однолетки, двухлетки, не понимаю. Но то, что условно говоря, начали заниматься транспортом. То, что я лично знаю выдающегося организатора, врача, абсолютно прозрачного и честного человека, и при этом трудоголика.

То, что делает Капков, которого я видел пару раз, но то, что он делает с парками и с этими велодорожками... Как можно было смеяться, высмеивать? Всё это здорово. Слава Богу, делают, да? Что же руки выламывать? То же самое, что министерство культуры наконец открыло эту завесу таинственной непрозрачности.

О. ЧИЖ - Уже хорошо.

Ю. ГУСМАН - Уже слава Богу. И здесь мои личные обиды и амбиции не имеют большого значения. Ну потому что или я сам отвечу, или утрусь и смахну слезу. Так как много других медалей - двум Прошкиным, грандиозным режиссёрам, и с Миндадзе была дикая история. Я об этом расскажу чуть позже после перерыва, потому что у нас сейчас начинаются новости. И как человек, кто вырос на радио "Эхо Москвы", не может по примеру Иры Воробьёвой не сказать, что да, сейчас новости!

О. ЧИЖ - Всеволод Бойко.

НОВОСТИ

О. ЧИЖ - 13:35. Программа "Дифирамб". Меня зовут Оксана Чиж. Юлий Гусман, художественный руководитель первой национальной премии Российской академии киноискусства "Ника". Режиссёр. Как мне указывает Айрат в СМС: "Вы забыли сказать - эксперт программы "Кейс"".

Ю. ГУСМАН - Забыли сказать - "постоянный эксперт".

О. ЧИЖ - Постоянный эксперт, конечно.

Ю. ГУСМАН - С 1918 года. Я хочу сказать, что я при всех огорчениях личных и обидах, непонятках, недостатках, заусеницах и щербинках я считаю, что министерство начало делать правильный шаг, мне кажется очевидно. И очевидно, что в этой игре чем больше будет прозрачности, чем больше будет объективности и чем больше будет понятно, кто эти эксперты, как делается. Чем больше времени будет... не то что 5 минут пришёл, поговорил, чем этот питчинг, хорошее доброе старое славянское слово, бультерьеры, которые кусают тебя за...

О. ЧИЖ - Идёшь на питчинг и дрожишь.

Ю. ГУСМАН - Да, идёшь веселый на питчинг. Так вот, этот весёлый питчинг - это всё равно лучше, чем кто-то когда-то отказал тебе почему-то. А вот то, что сейчас эта идея снимать хорошее, доброе, позитивное, а также патриотичное.

О. ЧИЖ - Вот, почему я вспомнила...

Ю. ГУСМАН - Могу сказать, что судьба моего фильма, который уж более позитивного... увы, я не снимаю арт-хаус, мы не получаем увы призов на фестивале даже где-нибудь в Лионе, поэтому могу сказатЬ, что это неправда, к сожалению, потому что я посмотрел, кто получил эти... Там получили ребята, которые абсолютно арт-хаусные, не замечают, что получили. И правильно, и слава Богу.

Но если это будет как-то снова, как было в той стране.

О. ЧИЖ - Худсоветы?

Ю. ГУСМАН - Да. Все лучшие фильмы Тарковского, Смирнова произошли в стране, где были худсоветы, понимаешь? Все лучшие фильмы Германа, большинство, произошло в той стране, где были доктора.

О. ЧИЖ - Это почему так? Фаза противодействия какая-то?

Ю. ГУСМАН - А потому что сила давления равна силе противодействия. При этом когда люди, как фильмы Данелия, фильмы Эльдара Рязанова, великое советское кино, которое ты сегодня смотришь... Муры было 95%, может, 98. Но остались, которые до сегодняшнего дня эти песни поются и эти фильмы смотрятся, эти книги читаются. И эти стихи запоминаются не потому, что отдел ЦК КПСС свои щупальца сюда засунул, а потому что пробивалось к людям не только нужное... сколько было нужных песен, которые умерли. Я-то как бывший комсомольский работник их помню наизусть, но они умерли, никто не поёт. А вот душевные песни Муслима Магомаева условно, да, и огромное количество советских песен, не говоря про фильмы - они остались, потому что Штирлиц с его очевидными ошибками историографическими - на все времена, понимаешь?

"Я сказал Горбатый", вот это. Фильмы снимались не по приказу... И книги братьев Вайнер не писались по приказу. И я думаю, что всё равно "Легенда 17" получилась, потому что Лебедев прекрасный режиссёр, потому что история была здорово сделана. И потом её превратили как победу системную. А на самом деле победа художественная. И только такая может быть.

И мне очень хотелось, чтобы... да и просто чтобы сейчас фильм про Чапаева или про перестройку, про гласность.

О. ЧИЖ - Тут же возникнет вопрос - какая историческая правда. И найдутся люди...

Ю. ГУСМАН - Да дело в том возникает, что не успел фильм "Легенда 17", великолепно сделанная картина, не будем разбирать, но прозвучать, прошелестеть и взорваться, на утро мы узнаём, что уже есть фильм про Яшина. Не успел ещё Путин произнести эти волшебные слова "Хорошо бы снять фильм про Яшина", как уже есть подсуетившаяся группа людей, которая, может быть, талантливая, замечательная, не очень уверен в этом, не знаю, но может быть что-то снимали до этого какие-то фильмы, но уже стоят в очереди на это. Как правило, приспособленцы. Как правило, никогда большие художественные произведения ни одного мастера не рождаются просто так.

Например, смотрел недавно случайно "Город Зеро" Карена Шахназарова. В 105-ый раз сидел где-то за границей, включил, шло. Где-то я был в Испании на русском канале. И какая картина живая, как замечательно, понимаешь! Анатолия Эйрамджана, моего товарища, который живёт в Майами, который снимал добрые, простые человеческие фильмы, "Моя морячка", например. Или "Бабник". Такого типа фильмы. Смотрю сегодня ТВЦ программа - "Моя морячка". Я послал СМС-ку, что опять... да тысячу раз сняли, но там такие актёры, там такая Гурченко смешная, такой Державин, такие... То есть было и есть. И я убеждён, что если ставишь спектакли, пишешь картины и симфонии, то во все времена у тебя может получаться, когда ты честно делаешь что-то ради фашистов, и были великие произведения, которые... От того, что Вагнер писал, обожая то, что мы не любим, всё Вагнер - это великий... хотя он был антисемитом и совершеннейшим... От того, что мы можем обсуждать сейчас классиков, которые какие они были люди и почему заказы не писали. Если мы будем разбирать Толстой, Достоевский или Пушкин, какие они были люди и что они выполняли по просьбе царя или господ офицеров, то это будет ужасная история. А если это будет просто наслаждекние прозой или музыкой, или живописью...

О. ЧИЖ - То тут уже неважно, в какую сторону линия партии лежит.

Ю. ГУСМАН - Да пускай лежит. Лишь бы она не била по голове и не давила на кадык, и не села ярмом на шей Миндадзе, потому что я не знаю, что там поправили в историографии, но уж Александр Миндадзе, помимо того что он человек бриллиант такой же пробы, что и Абдрашитов. Люди, которые сделали столько в кино. И когда он приходит туда и приходит Прошкин, когда-то замечательную фразу написал... великий армянский писатель, что я могу дать в Госкино заявку с одной строчкой - хочу сделать фильм на эту тему. И мне дадут написать сценарий.

О. ЧИЖ - Уровень доверия.

Ю. ГУСМАН - Абсолютно. Неужели мы не можем представить себе, что лучше ошибки у Миндадзе, недостатки у Прошкина и проблемы у... чем мы сегодня будем приходить - здравствуйте, я готов снимать фильм про переход Суворова через Альпы. Вот, у меня есть свет, вот, всё, пять миллионов откую вместо 75.

Мне кажется, что вообще проблема в том, что если это не любить, и если нет крыльев, чтоб летать, и когда тебе обрубают или подрезают, то есть не всегда, но, как правило, птичку жалко.

О. ЧИЖ - Но возвращаясь всё-таки к тому, с чего вы начали. Возвращаясь к фильму "Не бойся, я с тобой 1919". Вы снимаете комедию, вы снимаете доброе кино о хороших добрых чувствах, и мне как зрителю кажется, что на самом деле действительно смешного кино с хорошим юмором - его не хватает очень сильно. И казалось бы, что на это должен быть запрос.

Ю. ГУСМАН - Чего ты говоришь? Более того, это был межгосударственное решение двух государств - России и Азербайджана. Я об этом никогда не говорил. Первый раз об этом говорю, потому что как бы уже состоялись все решения, и я никогда не жаловался и не жалуюсь, сейчас мне это совершенно не интересно, они "Эхо Москвы" не слушают, а мне не интересно. И я говорил об этом с замечательным Тельновым, моим другом, Славой, который руководит кинодепартаментом в Госкино, и всех знает. И обсуждал...

Мне всегда грустно не потому что какому-то условному гусманоиду чего-то не дали. Ну, много таких приходит. Столько было помпы! Азербайджанско-российский блокбастер.

О. ЧИЖ - Блокбастер?

Ю. ГУСМАН - Ну, большое кино. 1919 год. Там кони, люди, самолёты, джигиты, погони, приключения. То есть по крайней мере смотрибельное. Я не говорю про критиков, я не говорю опять про фестиваль. Но это нормальное будет кино, которого, мне кажется, очень не хватает. Вот такого кино, которое можно смотреть с сыном, с дочкой и с женой.

О. ЧИЖ - Не хватает, потому что есть какие-то административные ограничения, или не хватает в том числе и потому, что у нас у зрителей нет такого острого запроса, мы стали очень серьёзные?

Ю. ГУСМАН - Запрос очень большой, но скажу следующее. К сожалению, таких фильмов полно. Сегодня фильмов, которые условно назвать "большая ржачка", этот фильм я не видел, но висел большой баннер на кинофестивале "Кинотавр" - "Большая ржачка", кстати, с участием замечательных ребят из команды КВН "Уездный город", которым я сказал одному из них, что как можно назвать картину "Большая ржачка", если ты хочешь, кроме как подростков, чтобы кто-нибудь ещё пожал тебе лапу? "Большая ржачка". Так вот, к этой большой ржачке у нас сегодня на телевидении, в кино, в театре огромный интерес. Все антрепризы с большой ржачкой успешны, все телевизионные проекты с большой ржачкой успешны.

О. ЧИЖ - А качество ржачки-то как?

Ю. ГУСМАН - Но есть разное качество этой несчастной ржачки. И тут надо уметь отличать. Всё меньше ты можешь. Тебе вваливают с 45 каналов, которые тебе доступны, даже в Подмосковье, всё больше и больше юмора нового и старого, и отличать условно говоря прекрасную работу актёров "6 кадров" или удивительную историю про КВН, которую я рассказывал бы гораздо с большим удовольствием, чем про толерантность, и если говорить о том, что делают во многих случаях интересные работы тоже ребята "Камеди клаб" или "Даёшь молодёжь". Я просто о том, что, например, сейчас многим не нравится то, что делают, но особенно у критиков, интеллигентов, но то, что делает Первый канал вообще в развлекательном телевидении, на мой взгляд, не имеет прецедентов. Это замечательные работы Первого канала. Замечательные. Я считаю и на втором, и на НТВ, но не только под новый год. По-разному можно относиться, что вот народ отвлекают от социальных проблем, от борьбы за что-то идеалы, хлеба и зрелищ. Но раньше не было собственно хлеба. Хлеба было мало. По крайней мере, зрелища...

О. ЧИЖ - Зрелища происходили на улицах.

Ю. ГУСМАН - Развлечение было только одно - парад на Красной площади, Голубой огонёк и КВН. Слава Богу, КВН, дай Бог ему здоровья, жив 52 года, а сегодня замечательный... это лицензионный продукт. Но потрясающий. Один в один. Там и универсальные артисты. Кому нравится. Кому нет. Есть, что смотреть и есть чему радоваться. Минута счастья...

О. ЧИЖ - Славы, кажется.

Ю. ГУСМАН - Славы. Я просто забыл название. Множество замечательных проектов.

О. ЧИЖ - По этому поводу Таня у вас спрашивает: "Почему сейчас обилие юмора, приколов и стёба на ТВ приводит к любованию тем, что высмеивается?". Я думаю, он имеет в виду, почему, например, есть масса шуток над некоторыми артистами, которых называют верхом пошлости и всего остального, но эти артисты собирают при этом целиком залы...

Ю. ГУСМАН - Тагил рулит! Я думаю, Таня не права. Всегда хороший юмор, если это не острая сатира и сарказм, если это не поздний Салтыков-Щедрин и если это не какой-нибудь ранний Аверченко, ну, возьмём, например, Остапа Бендера. Разве Остап Бендер не обаятельный и не привлекательный? Разве в Остапа Бендера нельзя не влюбиться. Он же вместе с Д'Артаньяном, который чувством юмора не очень был замешан. Любимый герой, по крайней мере был, целых поколений.

И дело в том, что я надеюсь, что...

О. ЧИЖ - Обаятельный мерзавец.

Ю. ГУСМАН - Это не мерзавец. Сегодня, мне кажется, Оксана, особенно не в обиду ваше поколение, тем, кому за 70, мне кажется, вот этим молодым людям категорические суждения очень присущи. Сегодня, поскольку есть свобода слова, то разрешено говорить всё, что ты думаешь, то и правильно. Но я хочу сказать, что мы его можем называть мерзавцем, шулером, проходимцем, шарлатаном, а можно назвать авантюристом, человеком, склонным к приключениям, а можно сказать, что он наказывает тех, кого нужно было наказывать.

А самое главное - Робин Гуд тоже же грабил и убивал.

О. ЧИЖ - Тоже преступник.

Ю. ГУСМАН - Если посмотреть всю мировую литературу, практически хорошего вы только герой "Белой берёзы" найдётся, моего романа, который никто не помнит. Вот, интересно вообще, как у нас деформировано слово. Я поставил два спектакля Театра российской армии с великим актёром, народным артистом, потрясающим человеком Владимиром Михайловичем Зельдиным. И "Человек из Ламанчи" американский мюзикл, и "Танцы с учителем", который мы с Александром Фридбергом написали просто к его юбилею пьесу. Ему, между прочим, 99-ый год.

О. ЧИЖ - И насколько я понимаю, у вас есть ещё замысел продолжить эту линию.

Ю. ГУСМАН - Он танцует и поёт. И с божьей помощью я мечтаю только об одном - чтоб мы сделали снова некий аудиовизуальный спектакль его столетию. Дай Бог, чтобы все это увидели. Ну так вот. Спектакль "Человек из Ламанчи" рассказывает о добре, о милосердии, о справедливости, о любви. И я читал одного какого-то, мягко сказать, козла в газете известной, который написал, что "Как можно всерьёз произносить в наше время слова о добре, милосердии и справедливости, когда кругом вот такое творится", да? И я аж ахнул. Потому что стремиться к тому, чтобы в мире было чуть больше добра, справедливости, правды, чести, доверия, любви и, прости меня, интернациональной дружбы, и поменять слово "гастарбайтер" на люди, которые приехали работать, понимаешь? Меня это волнует настолько больше, чем Дифирамб в мой собственный адрес. Потому что я всегда думаю - ёлки-палки, как вы не понимаете, как можно ещё вчера говорить, что ты моя любимая, возьми ландыш, а после развода сегодня говорить - это гадкая проститутка, с которой я прожил жизнь... 20 лет с ней прожил. Почему эти ребята, не знаю, как другие, я вижу, естественно, и шпану, и уродов, и дебилов разных народов и разных рас на улицах Москвы. Но у меня во дворе на улице Удальцова огромный двор, там очень много домов. Большой дом, называется бывшая молодёжная... И там таджики, может, не таджики, но люди из Азии молодые. Так чисто и так хорошо работают. И каждый день они всё так метут. Кому они дают деньги? Какие визы? Рабы. Значит, надо спрашивать с тех, кто этих людей обижает. В искусстве надо спрашивать с тех, кто плохо это делает, понимаешь?

И нельзя слова под названием "справедливость, честь и правда" подвергать сомнению, если они по заказу Министерства культуры, от души, прочитаны в книги или выучены наизусть в стихах.

О. ЧИЖ - Честь, совесть и правда остаются честью, совестью и правдой независимо от политической ситуации вокруг.

Ю. ГУСМАН - На мой взгляд. И мне просто очень бы хотелось, чтобы все эти громкие слова, которые говорились всем, не связанные с тем, что ай-ай-ай, такой пришёл пастор и учит паству. Я просто говорю, что я так на самом деле думаю, когда мы шутим с моим другом Юрием Кобаладзе в эфире нашего радио "Эхо Москвы", то мы тоже пытаемся, какие мы рамки полуцензурные мы бы ни нарушали, хотелось, чтобы всё-таки в этот вечер с 10 до 11 у радиослушателей было хоть 5 минут настроения чуть-чуть расслабиться, после того как они пахали весь день.

О. ЧИЖ - А смеяться можно над всем, или всё-таки есть...

Ю. ГУСМАН - Не знаю. По-моему, вообще можно делать всё, что не затрагивает свободу и личную зону другого человека. Что нет запретных тем, нет запретных мыслей, людей. Но сегодня по крайне ймере такая не скажу слово тренд, но такая тенденция... Сегодня не принято, на мой взгляд, вообще в цивилизованном мире нападать на людей нетрадиционной сексуальной ориентации или на людей другого вероисповедания, другой веры или людей...

Потому что мне так же противно, когда при мне обижают русских, потому что я не знал никогда более благородных людей, чем бабушка и дедушка моей жены Вали, которые были простые люди, жили в Баку, очень русские, и это были просто русские на все времена. Я очень много знаю прекрасных людей, понимаешь? Я знаю эту Инна Фёдоровну Харчик, проработал с ней 30 лет в Доме кино и здесь. И она была администратор. Оказалось, что она очень простой человек, милый, скромный, застенчивый. А оказалась начальником ювелирной промышленности министерства управления СССР. Никогда не рассказывала. и от многолетней работы оттуда, когда она курировала всю ювелирную промышленность...

О. ЧИЖ - Шевелились волосы на голове.

Ю. ГУСМАН - У неё колечка не осталось. То есть... Такой был папа, который с утра царствовал в огромной клинике в рабочем районе в Баку в Сабунчах, шестиэтажная клиника, где было мало лекарств, почти не было приборов, 16-местные палаты. Но он делал всё, каждый день полдевятого выезжая туда, каждый день на протяжении десятков лет. А с двух часов дня он лечил больных самой высокой пробы в Четвёртом главном медицинском управлении. То есть это... И был дружен, был любим всеми руководителями республики, где мы жили.

Но так до конца наших дней, то есть до конца папиных, маминых. Потому что потом мы с моим братом переехали в Москву, уехали оттуда. Мы прожили в коммунальной квартире в доме 1899 года постройки, в котором даже не было, извините, услуг специальных в квартире, они были на площадке.

О. ЧИЖ - Удобств.

Ю. ГУСМАН - Удобств, да. Это был трёхэтажный дом. Он и сейчас стоит. И висит памятная доска в честь мамы - Лолы Юльевны Барсук, профессора, которая учила английскому языку. И вот никогда более порядочных людей - остроумных, ярких, гениальных профессионалов, которые долго жили в городе, воспитавших врачей и педагогов английского языка. И при этом не то что не взявших рубль, но никогда не сделавших ничего против совести.

Вот, я никогда не скажу... Мы жалкое подобие без всякой самоиронии, потому что это... и по размеру, и по росту мой папа был 190 с чем-то, и вообще это был человек, который, знаешь, с Маяковским дружил, Есенина из больницы выписывал, из-за того что он пил. Думали, что он...

О. ЧИЖ - Отличная история, да.

Ю. ГУСМАН - Но вот моя мама, подчёркиваю, которая была 18 лет в Проектном институте языков, которая написала огромное количество книг, как обучать, то есть методических книг и пособий, обучать английскому языку. Которая была завкафедрой множество лет. Воспитала целую плеяду учеников. Она никогда не была за границей. И английскому языку они учили всей кафедрой и всем институтом как умершему. То есть так, знаешь...

О. ЧИЖ - Потому что поговорить на нём не с кем.

Ю. ГУСМАН - Был нарисован... вот так. А мой папа однажды был 6 дней в Болгарии. И на всю жизнь остались впечатления. Мама с папой однажды были зимой в... в Москве и встречали нам Новый год... И на всю жизнь были воспоминания. Они не могли себе представить. Мы с моим братом Михаилом, да, объездим весь мир, снимем 150-200 фильмов с главами всех стран. Что у нас будет туалет уже не на улице, а в доме.

О. ЧИЖ - Но при всём при этом мне кажется, что у вас какая-то ностальгия сквозит по тому миру.

Ю. ГУСМАН - Это не ностальгия. Это преклонение по тому укладу жизни... Причём, я не такой мальчик, что о, небо было голубое, водка была крепче.

О. ЧИЖ - Деревья были большими.

Ю. ГУСМАН - Да нет. То есть по нынешним временам мы жили не столько бомжи, сколько как очень, очень, очень бедные люди. Ну, одевались. Летом на профессорскую зарплату нас с няней и бабушкой отправляли в Кисловодск. Но это всё... Я почему рассказываю про людей, которая проба, золотая проба. Они заслуживают не просто Дифирамбов. Они заслуживают гимнов. И сегодня немодно об этом петь, об этом рассказывать. И когда я удивляюсь, как можно обсуждать с Александром Миндадзе, с сыном и отцом Прошкиными, мешать Герману...

О. ЧИЖ - В том году действие происходит или не в том году.

Ю. ГУСМАН - Это просто... Конечно, можно поправлять, беседовать. Но ладно - дайте этим людям, которым уже далеко за 20, раз у нас главный продюсер государства, помогите не только молодым, не только экспериментальным, но и тем, извините за выражение, корифеям вроде Хуциева, Данелия, там, Рязанов, которые просто люди на все времена. И вот это ощущение - быть на все времена - мне кажется, главная цель любого художника, чем бы он ни занимался.

О. ЧИЖ - Последний вопрос я вам задам от нашего слушателя. Всё-таки сейчас будет вопрос на реакцию: "Уважаемый Юлий, а какой шуткой вы отгоняете от себя неприятности?".

Ю. ГУСМАН - Это неправда. Нельзя отгонять шуткой от себя неприятности. Когда у меня неприятность или мне плохо, я себя представляю на теннином корте в Баку, на песчаном корте Серёжи Лихачёва.

О. ЧИЖ - И где-то шумят кипарисы.

Ю. ГУСМАН - Когда я вешу всего 82 кг и когда играю с Рафиком Бейматовым, другом бакинским, и у него выигрываю, мы играем 5-сетный матч под солнцем Баку 40 градусов в июле. Вот это ощущение, что когда-то, может быть, удастся чуть похудеть и снова сыграть матч хотя бы из 3 сетов, я отгоняю все неприятности.

О. ЧИЖ - Юлий Гусман. Программа "Дифирамб". Спасибо.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024