Купить мерч «Эха»:

Елена Камбурова - Дифирамб - 2015-06-14

14.06.2015
Елена Камбурова - Дифирамб - 2015-06-14 Скачать

ПЕСНЯ «ВОТ ОПЯТЬ ОКНО» В ИСПОЛНЕНИИ ЕЛЕНЫ КАМБУРОВОЙ

Вот опять окно,

Где опять не спят.

Может – пьют вино,

Может – так сидят.

Или просто – рук

Не разнимут двое.

В каждом доме, друг,

Есть окно такое.

Помолись, дружок, за бессонный дом,

За бессонный дом, за бессонный дом,

За окно с огнём!

Крик разлук и встреч –

Ты, окно в ночи!

Может – сотни свеч,

Может – три свечи…

Нет и нет уму

Моему покоя.

И в моём дому

Завелось такое.

Помолись, дружок, за бессонный дом,

За бессонный дом, за бессонный дом,

За окно с огнём!

К. Ларина

Ну что ж, я думаю, вы узнали этот божественный голос. Это Елена Камбурова. Здравствуйте, Лена, приветствую вас.

Е. Камбурова

Марина Цветаева, Владимир Дашкевич.

К. Ларина

Вы поняли, да? Композиция, которую исполнила Елена Камбурова для вас: стихи Марины Цветаевой, музыка Владимира Дашкевича.

Дорогие друзья, у нас сегодня не просто встреча, а встреча с подарками для вас, это очень важно. У нас есть билеты на спектакли Театра музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой. Сразу скажу, на что. Во-первых, это премьера спектакля, который называется «Победа. Реквием», И́ван Поповски. Подробности нам, наверное, Лена расскажет.

Е. Камбурова

Я потом расскажу.

К. Ларина

Обязательно. 3 июля. И второй спектакль – это сольная программа Надежды Гулицкой «Рулады птиц, цветов благоуханье…», это 1 июля.

Е. Камбурова

Какое название, да?

К. Ларина

Прекрасное, да. Об этом тоже расскажете. Значит, смотрите, если вы хотите получить билет на спектакль, на один из этих спектаклей, которые я назвала, вам нужно просто на SMS +7 (985) 970-45-45 задать вопрос Елене Камбуровой, который ей очень понравится, и она скажет потом: «Вот этого человека обязательно я хочу пригласить в театр». Давайте так мы это сделаем. Я буду время от времени обращаться к вашим вопросам. Ещё раз напомню куда: +7 (985) 970-45-45 – ваши вопросы Елене Камбуровой. И за самые оригинальные вопросы мы отдаём билеты на спектакли.

Лена, давайте сразу тогда скажем про «Победу. Реквием» Поповски. Что это за работа такая?

Е. Камбурова

Идею подала Надежда Гулицкая – актриса, певица нашего театра. И нам казалось сначала, что это просто будет такой театрализованный концерт, посвящённый этой дате – дате окончания войны. Но постепенно, как это очень часто бывает, это вылилось в более проникновенное осознание: а что же за этим стоит? То есть оно давно у меня есть, вот это грустное сочетание слов «цена Победы» как-то давно в моём сознании. Но здесь мы сообща поняли, что просто спеть эти очаровательные песни довоенные, военные и послевоенные – это очень мало. И поэтому появились эти все песни. Между ними – конкретные письма тех, кто писал с войны.

К. Ларина

Реальные?

Е. Камбурова

Реальные письма. Они так много говорят, так много, что просто без слёз их слушать невозможно. И тогда и всё остальное невозможно просто так как-то вообще слушать. Милые и хорошие песни. За этим очень много. Здесь удивительным образом сработала фантазия Ивана Поповски, который так преобразил пространство, неожиданно для нас всех! Я думала: эдак, так. Нет. У Ивана каждый спектакль – это какое-то новое решение, как правило, неожиданное. Не знаю, не буду говорить ничего, это надо просто видеть.

К. Ларина

Вся труппа ваша занята в этом спектакле?

Е. Камбурова

Собственно женский состав, так получилось, поскольку здесь мысли женщин, которые остались одни. Ну, какая-то часть ушла тоже на фронт, но в общем ушли их мужья, сыновья, дети, внуки, а вот они остались одни. Поэтому вот решили. И музыканты все наши очаровательные женщины. И я в том числе.

Е. КАМБУРОВА: У меня каждое выступление – это какая-то особая история

К. Ларина

Вы тоже в этом спектакле есть?

Е. Камбурова

Да, я тоже там. Так что полный состав.

К. Ларина

А что вы там исполняете хоть, скажите? Какие ваши там выходы?

Е. Камбурова

Песня Окуджавы. Вы знаете, удивительно, как идёт этой программе Окуджава!

К. Ларина

«Так случилось – мужчины ушли»?

Е. Камбурова

«Так случилось – мужчины ушли» потрясающе поют девочки, очень хорошо. Я же пою старинную солдатскую песню «Простите пехоте». А как поют «До свидания, мальчики»! Боже мой, как будто первый раз слышишь! Ну, вот так.

К. Ларина

И про Надежду Гулицкую.

Е. Камбурова

И вообще, я буду сегодня нескромна.

К. Ларина

Подождите. Давайте мы про Надежду Гулицкую. Вы уже сказали, что это ваша ведущая артистка. Вот спектакль «Рулады птиц, цветов благоуханье…» – смотрю, это музыкальная история Европы. У вас это по аннотации идёт к этому спектаклю: немецкий, французский, итальянский и колоратурное сопрано Надежды Гулицкой.

Е. Камбурова

Вы знаете, это удивительно, когда красивая (действительно она очень красива внешне, это очень важно), когда очень красивый и необычный голос. Ведь она пела в Большом театре «Царицу ночи». И она сотрудничает, её взял в свои проекты… Во многих программах она участвует, в очень серьёзных…

К. Ларина

Фестивалях?

Е. Камбурова

Да, в фестивалях и в программах. Её взял к себе во многие программы Юровский, а это уже говорит о многом. И надо сказать, что когда журналисты писали о программах, в которых она просто участвует, о ней особо писали.

К. Ларина

Поскольку у нас сегодня форма такого творческого отчёта… Мы начали с тех спектаклей, которые вам предстоит увидеть, дорогие друзья, поскольку я вижу, что вы задаёте вопросы, и обязательно билеты мы вам подарим. Но надо сказать ещё о ближайших днях, что очень важно, буквально на следующей неделе. Во-первых (или во-вторых), 18 июня – традиционное вручение премии «Хрустальная Турандот». И на сей раз Елена Камбурова получит, что называется, приз, который обычно получают самые выдающиеся личности нашего театра – это своеобразное «За честь и достоинство» – «За долголетнее и доблестное служение театру». Вы как-то так сразу погрустнели. Чего вы? Какая скучная история, да?

Е. Камбурова

Нет-нет, там есть один эпитет – «долголетнее». (Смех.)

К. Ларина

Который неприятно слышать. Ну, тут как раз тот случай, когда можно заранее поздравить, поскольку это единственная премия, уже ясно, кому она будет вручаться. Все остальные вы узнаете только на самой церемонии, что называется, по итогам сезона, а эта премия отдельная. Так что я вас поздравляю. Это приятно всё равно. Правда же?

Е. Камбурова

Спасибо.

К. Ларина

В театре Вахтангова. У вас уже есть «Хрустальная Турандот»? За спектакли, наверное.

Е. Камбурова

Дело в том, что я надеюсь, что она будет.

К. Ларина

Хорошо. И второе, тоже важно – 20-го числа сольный концерт у вас. В зале Чайковского, да?

Е. Камбурова

Да, сольный концерт.

К. Ларина

И что там будет?

Е. КАМБУРОВА: Во многих песнях есть «четвёртая стена» – то, что присуще театру. Это особое магическое пространство

Е. Камбурова

Сольный концерт в зале Чайковского.

К. Ларина

И всё?

Е. Камбурова

Да, и всё. Я выйду. Выйдут со мной потрясающие музыканты Олег Синкин и Вячеслав Голиков. И я очень надеюсь, что в зале будут те люди, с которыми мы должны были исторически встретиться в этот день. Я действительно «исторически» не просто так сказала. У меня каждое выступление – это какая-то особая история. Никогда не бывает одинаковых выходов. Никогда. Они непредсказуемые, неожиданные.

К. Ларина

Даже по репертуару, по драматургии.

Е. Камбурова

Я очень завидую артистам-исполнителям, которые предсказуемо знают, что у них всё будет гениально, потому что они гении, и они вообще в этом уверенны. И как-то это передаётся, между прочим.

К. Ларина

Зал верит в это, да?

Е. Камбурова

Да, верит в это. У меня другая история.

К. Ларина

А вы разговариваете с аудиторией или только поёте вот на таких творческих вечерах?

Е. Камбурова

Вы знаете, поскольку мы состоим из наших впечатлений, для меня пример Жака Бреля, совершенно гениального автора, певца мира, хотя он представлял Францию песенную… Этот человек выходил, эта личность – и ни слова, потому что всё в песнях. Знаете, люди, зрители, которые привыкли, что обязательно надо выйти и как-то так… И мне взрослые говорили: «Обязательно поговорить с залом. Это – мостик». И это действительно так. Но мне кажется, что более достойно дать слово самим песням. В них так много! Вот только расслышать нужно. Сначала я расслышала. Потом я делюсь тем, что я расслышала, в надежде, что они всё поймут. И моя надежда оправдывается.

К. Ларина

То есть даже репертуар конкретного концерта, программка – это и есть ваши ответы на всевозможные вопросы, связанные с любой темой?

Е. Камбурова

Да. Я очень люблю разговаривать. Вот мы сейчас говорим, я что-то говорю. Ну, может быть, так и надо было проживать свою жизнь, не знаю. Но вот мне показалось, что от этого наши встречи не становятся хуже – от того, что всё отдаётся Его Величеству Слову, Музыке.

К. Ларина

А может быть, ещё всё-таки, поскольку вы человек театральный, не просто певица… Я так думаю, размышляю: может, это ещё связано с тем, что в этом есть некое нарушение какого-то театрального канона, общения напрямую? То есть: «Я выхожу – я же всё равно играю спектакль, когда исполняю песню?»

Е. Камбурова

Более того, я ведь выхожу не на эстраду. И как-то с самого начала у меня не было ощущения, что я выхожу в эстрадном концерте. Я выхожу в некое пространство, которое для меня больше театральное хотя бы потому, что очень часто во многих песнях есть «четвёртая стена» – то, что присуще театру. Таким образом, это особое магическое пространство, в котором я уже существую. И там лишние разговоры мешают этому стоянию. Наверное, так.

К. Ларина

Но сегодня как раз тот самый случай, когда у нас разговорный эфир. Дорогие друзья, воспользуйтесь возможностью и моментом и задайте свой вопрос Елене Камбуровой. Ещё раз напомню номер SMS: +7 (985) 970-45-45.

Ещё одна премьера, о которой мы должны сказать – это Давид Самойлов. Я уже слышала отклики на эту работу. Может быть, несколько слов о ней скажете? Это тоже в репертуаре Театра музыки и поэзии, появилось новое название – «Вода Камень Море». Олег Кудряшов – режиссёр, насколько я помню.

Е. Камбурова

Да, наш чудесный режиссёр. Но многие знают его ещё как профессора ГИТИСа. Плоды вообще его воспитания невероятны широки и масштабны. Мне было очень приятно, что два его очень талантливых ученика участвуют в этой постановке «Вода Камень Море». Во-первых, музыка Алексея Шелыгина. Чуть-чуть Бах, но в основном вот это.

К. Ларина

И чуть-чуть Шелыгин. Бах не мешает? (Смех.)

Е. Камбурова

Нет, не мешает. И прекрасная наша певица, актриса Татьяна Пыхонина. И они как-то очень интересно втроём существуют. Во всяком случае такому зрителю, как мне… Я ведь не участвовала в постановке, просто первый раз пришла и посмотрела. Мне было очень интересно, потому что это тот самый поэтический театр, о котором можно только мечтать и говорить: «Вот такой должен быть». Поэзия должна жить не только в книжках, не только в памяти, не только в том, чтобы петь песни, и вообще отдельно стихи, а вот нечто такое – атмосфера, в которой рождаются и стихи, и сам образ поэта. А Давид Самойлов – такая личность удивительная!

К. Ларина

Кстати, он очень музыкальный поэт, у него сама поэзия невероятно музыкальная.

Е. Камбурова

Он и очень театральный. Там и образы, и всё что угодно.

К. Ларина

Здесь всё поётся? Или есть стихи, которые звучат как стихи?

Е. Камбурова

Конечно, стихи как стихи. Тем более что два драматических артиста здесь участвуют.

К. Ларина

Это мы вам говорим ближайшие события. Мой вопрос, который уже задавали наши слушатели: а когда вы закрываете сезон, чтобы успеть к вам? Когда уходите в отпуск (или что там у вас бывает)? 7 июля?

Е. Камбурова

У нас 7 июля последний спектакль. Премьера 24 июня – «Победа. Реквием». И 3 июля… Ну, практически уже очень скоро завершается этот год.

К. Ларина

Мы ничего не споём до перерыва? Или потом уже споём, после новостей? У нас тут консилиум собирается по поводу каждого музыкального номера. (Смех.) Так, Лена, давайте, ещё о чём-нибудь успеем сказать до перерыва, у нас остаются 2,5 минутки.

Е. Камбурова

Дело в том, что я практически всё время слушаю вашу программу «Человек из телевизора».

К. Ларина

Боюсь уже.

Е. Камбурова

На той неделе по каналу «Культура» была чудесная передача – из ряда передач, когда русские за рубежом. Меня потрясла эта передача, потому что в ней герой…

К. Ларина

А, там, где Юл Бриннер был, да? Вот этот цикл программ.

Е. Камбурова

Да. Это хор Сергея Жарова. Удивительная история существования этого хора. Удивительный хор, который представлял, по сути, будучи изгнанником, Россию (потому что они в 1921 году как хор уже начали). Хор Войска Донского, уже будучи в эмиграции. И всю жизнь хотели попасть, хотя бы однажды выступить в России. Эта мечта не сбылась. Но она сбылась в том смысле, что их записи сегодня слушают очень многие люди. И о них как-то душевно и сердечно было рассказано. Хоть чуть-чуть поставьте, вот первый номер с диска.

Е. КАМБУРОВА: У нас постоянный фестиваль из наших спектаклей, потому что у нас есть свой зритель

ФРАГМЕНТ РОМАНСА «ГОРИ, ГОРИ, МОЯ ЗВЕЗДА» В ИСПОЛНЕНИИ ХОРА ДОНСКИХ КАЗАКОВ СЕРГЕЯ ЖАРОВА

НОВОСТИ

К. Ларина

Возвращаемся в программу. Напомню, что сегодня в нашей студии народная артистка России Елена Камбурова, художественный руководитель Театра музыки и поэзии. И у нас есть пригласительные билеты на спектакли театра – «Победа. Реквием» (3 июля) и «Рулады птиц, цветов благоуханье…» (1 июля).

Е. Камбурова

А на концерт нет?

К. Ларина

На ваш концерт у нас нет, к сожалению. И вы задаёте нам вопросы, дорогие друзья. Напомню номер SMS: +7 (985) 970-45-45.

Давайте несколько вопросов подряд задам, Лена, чтобы мы ответили на вопросы слушателей. «Дорогая Елена, слушаю и знаю вас ещё с 70-х. Время глухое было, мрачное. Увы, времена и года повторяются в России. Поделитесь личным рецептом гражданского и творческого сопротивления мракобесию», – Наталья просит.

Е. Камбурова

Вы знаете, мне кажется, что есть такие понятия, как «вечное время», «вечные ценности», «вечные принципы». Что бы ни происходило – делай, что должен, и будь, как будет. Это Серафим Саровский. Есть какие-то вещи, которые мы не в состоянии изменить, но в состоянии сделать всё возможное, чтобы быть в самом высоком смысле эмигрантом от мракобесия, от чего-то, что не хотелось бы ни видеть, ни слышать. И такая великая эмиграция – это не только то, что ты делаешь в своей работе (допустим, на сцене), но и в том, что ты берёшь томик Пушкина и читаешь его, или слушаешь музыку, которая вообще тебя уводит и в миры, и в пространства, совершенно далёкие даже от Земли, это космические какие-то вещи.

Очень важно встречаться с людьми, которые… Вот простое слово – «единомышленник». Мы одинаково смотрим на какие-то вещи, мы одинаково понимаем, например, что надо любить животных, и понимаем, что можно к ним проявлять милосердие. И нужно это делать, потому что это первая ступенька для того, чтобы человек вообще был человеком на Земле. Очень многие вещи. Вот это очень важно.

К. Ларина

Которые сближают внутренне.

Е. Камбурова

Да. И поэтому, когда я вижу лица наших зрителей нашего театра (подчёркиваю – нашего театра), они совершенно не праздные, они какие-то другие. Мне бывает приятно тихонечко смотреть на них, когда они слушают и смотрят наши программы и спектакли. Какое у них выражение лица редкое! Но – прекрасное. Это очень важно.

К. Ларина

«Была в зале Чайковского, – пишет нам Галина, – на хорошем вечере памяти Давида Самойлова. Самое сильное впечатление от артистки вашего театра, которая пела как раз из премьерного спектакля. Расскажите, пожалуйста, о ней», – просит нас Галина.

Е. Камбурова

Танечка Пыхонина – как раз она и участвует. Во-первых, она участвует во многих наших спектаклях. И она в этом спектакле по Самойлову… Одна женская роль и две мужских. Ну, это надо видеть. Вы приходите, правда это интересно.

К. Ларина

«Как вам удалось из такого маленького пространства создать такой очаровательный театр? – спрашивает Роза Михайловна. – И будет ли расширяться это театральное пространство?» Вопрос сложный?

Е. Камбурова

Вопрос сложный, потому что вообще пространство… Значимость нашего театра и его творческой составляющей – это одно. А это ещё должно расширяться даже в метрах, понимаете. Очень трудно…

К. Ларина

А там есть такая возможность?

Е. Камбурова

Прекрасная студийная атмосфера, когда мы друг на друге. Но тут сверхстудийная атмосфера. И главное, что у нас, казалось бы, все возможности для того, чтобы ровно в два раза увеличить наше пространство. И до сих пор странно, невероятно, непостижимо: казалось бы, всё должно уже было быть позади, мы должны были быть давно уже во второй части нашего театра, равной по объёму. Но случилось то, что происходит повсеместно в России в последние годы, когда крадутся деньги, когда это очень трудно доказать, что ты невиновен. На это уходят годы, а нам работать нужно.

Действительно, у нас ведь очень увеличивается количество спектаклей. А если учесть таких режиссёров, как Иван Поповски… Это костюмы, это декорации. Это всё где-то должно храниться. Я поражаюсь сама, как мы вообще живём. Может быть, потому что пытаемся и делаем всё возможное, чтобы у нас была человеческая атмосфера, нормальная. Поэтому мы можем только мечтать и надеяться, что и департамент культуры нам поможет по-настоящему. Это должно произойти.

К. Ларина

А сколько у вас мест сейчас в зале? 100 с лишним? Больше?

Е. Камбурова

Какие 100? Меньше.

К. Ларина

Меньше? Да что вы?

Е. Камбурова

Если ещё учесть, что очень часто режиссёр так выстраивает свой спектакль, что на зрителей получается меньше мест…

К. Ларина

Сокращается количество рядов.

Е. Камбурова

Да, для того, чтобы сам спектакль жил и дышал.

К. Ларина

Следующий вопрос от Ирины: «Скажите, пожалуйста, Елена, а как Булат Окуджава относился к вашей манере исполнения его песен?» Хороший вопрос тоже.

Е. Камбурова

Знаете, как скромный человек, я не могу процитировать, но поверьте мне, что это были самые высокие слова. Спасибо.

К. Ларина

Я думаю, сейчас самое время услышать как раз песню Окуджавы.

Е. Камбурова

Да. Надо сказать, что не далее как позавчера был день памяти Булата Окуджавы.

К. Ларина

12 июня.

Е. Камбурова

Боже мой, его нет, но его присутствие сегодня настолько необходимо, как никогда! Оно и своевременно, и современно, и вечно. Вечные ценности. Песня удивительная – «Простите пехоте». И я помню, что очень давно, когда был разговор с одним из секретарей по агитации и пропаганде, он мне сказал: «Знаете, с такими песнями, как эта, уж мы бы не выиграли войну». Вот никто не знает, да? Удивительно.

К. Ларина

Давайте послушаем.

ПЕСНЯ «ПРОСТИТЕ ПЕХОТЕ» В ИСПОЛНЕНИИ ЕЛЕНЫ КАМБУРОВОЙ

Простите пехоте, что так неразумна бывает она.

Всегда мы уходим, когда над землёю бушует весна,

И шагом неверным по лестничкам шатким, спасения нет.

Лишь белые вербы, как белые сёстры, глядят тебе вслед.

Лишь белые вербы, как белые сёстры, глядят тебе вслед.

Не верьте погоде, когда затяжные дожди она льёт.

Не верьте пехоте, когда она бравые песни поёт.

Не верьте, не верьте, когда по садам закричат соловьи.

У жизни со смертью ещё не окончены счёты свои.

У жизни со смертью ещё не окончены счёты свои.

Нас время учило – живи по-привальному, дверь отворя.

Товарищ мужчина, а всё ж заманчива доля твоя.

Всегда ты в походе, и только одно отрывает от сна:

Куда ж мы уходим, когда над землёю бушует весна?

Чего ж мы уходим, когда над землёю бушует весна?

К. Ларина

Напомню, это песня, которая звучит в премьерном спектакле Театра музыки и поэзии «Победа. Реквием», который поставил Иван Поповски. И здесь есть вопрос, Леночка: «Как началось ваше сотрудничество с Иваном Поповски?» Я думаю, что стоит отдельно, конечно, рассказать про этого человека, про его роль в судьбе театра. У самых истоков рождения театра стоял, да?

Е. Камбурова

Да, безусловно. Надо сказать, что в самом начале, когда только речь зашла о том, что будет театр… Я правда думала, что Театр песни – ну, так ли, эдак ли. Но именно Иван Поповски своими спектаклями… Я должна ещё сказать, что всё-таки идеи спектаклей (первый спектакль «Грёзы») принадлежат Олегу Синкину и Александру Марченко, нашим музыкантам. Потом – «Абсент». Потом – «Времена… Года…», «Земля» по Баху. Понимаете, это всё…

К. Ларина

Какая фантазия у человека должна быть, а?

Е. Камбурова

Очень часто путают, говорят: «Вот Театр песни». Нет, это далеко. Мы настолько далеко перешагнули масштаб звучания театров. Это прежде всего музыка – Театр музыки и поэзии. По проценту, мне кажется, музыка превалирует. И даже там, где это поэзия… Вот «Сны поэта Левитанского», посвящение Левитанскому – музыка Гайдна звучит в основном. И первый же спектакль «Грёзы» – я поняла, что это особый жанр. Это просто особая жизнь музыки, где ты видишь и живопись, и пантомиму, и всё-всё вместе. Зримая музыка. Была зримая песня, да? Здесь это требует от певцов и от музыкантов тоже актёрского существования – не только певческого, музыкального, но и актёрского существования. Дальше – больше.

А в «Абсенте» просто наши доблестные и потрясающие певицы ведь удивительно существуют пластически, это надо уметь. Ну, это надо видеть, как они там существуют. Поэтому очень многим кажется, например, в спектакле «Земля», что у нас звучат фонограммы, потому что кажется – этого не может быть! Иван в такие условия ставит наших певцов, что зрители нам говорят: «У вас там звучат фонограммы». На самом деле – нет. У нас ни йоты нет фонограмм.

К. Ларина

Это был дифирамб художественного руководителя Театра музыки и поэзии Елены Камбуровой в адрес своего режиссёра Ивана Поповски.

Е. Камбурова

Да и театра в целом.

К. Ларина

Вопрос: «Ваш ближайший концерт назван строкой из Левитанского – „Жизнь всё равно прекрасна“. Выбор такого оптимистичного названия связанный с вашим сегодняшним мироощущением? – спрашивает вас Лариса. – Если бы вы сегодня писали „Послание юным друзьям“, что бы вы им пожелали?»

Е. КАМБУРОВА: Я очень люблю смотреть спектакли. И надо сказать, мне не надоедает

Е. Камбурова

Я бы пожелала того, что пожелал Левитанский. Просто присоединяюсь к его строке: «Я, побывавший там, где вообще всё ужасно, всё было. Я всё это прошёл. Я всё это прохожу. Но я знаю, что жизнь всё равно прекрасна, потому что есть в этой жизни что-то, что…» А что делает? Вы знаете, на этот вопрос отвечает уже финал песни: «Робкая речь ручья. Перезвон капели. Мартовской брагой дышат речные броды». Вот эта красота вечная, вечный круговорот вот этой красоты природы, которая нас окружает, о которой мы должны всегда помнить, что она абсолютная не просто часть нашей жизни, а что мы в этом. Всё время нужно помнить, что мы – жители Земли, красавицы Земли, которую мы, конечно, уродуем. Человек её уродует, делает всё возможное, чтобы она чуть ли не перестала существовать. Но Левитанский обращает наше внимание на то, что жизнь… Посмотрите вокруг себя. Вы можете посадить дерево сегодня? Пожалуйста, сделайте это. Куст, цветы. Вокруг дома, необязательно на даче. Сделайте это! Радуйтесь каждому лепестку, который вообще рождается.

К. Ларина

А вы сажали?

Е. Камбурова

Да я весь дом окружила кустами, я и те, кто мне помогают. Деревьями, кустами, ёлками. Подсолнухи у нас! Так прекрасно! Выходишь и говоришь: «А жизнь всё равно прекрасна».

К. Ларина

Ещё один вопрос от Татьяны: «Уважаемая Елена, какое стихотворение или песня лучше всего вас характеризуют?»

Е. Камбурова

Практически всё. Может быть, «Река» Новеллы Матвеевой. Очень люблю эту песню: «Когда одна, я совсем одна…» Поинтересуйтесь, сегодня всё в Интернете можно найти. Вы знаете, мы одиноки и в то же время у нас всегда есть великий принцип выхода из этого, потому что восприятие мира, наша фантазия, наши какие-то поэтические устремления – это такой народ, это такое население, внутри которого очень хорошо и удобно располагаться. Это моя страна, которую я, в общем… Эмигрант, да.

К. Ларина

Вопрос, связанный с Грушинским фестивалем. Здесь несколько слушателей просят вас прокомментировать ситуацию. Я думаю, что речь идёт о так называемом Военном совете, о том, что Грушинский фестиваль, по сути, уже становится фестивалем государственного значения, и неизбежно, как я понимаю, оттуда уходит то, собственного говоря, ради чего он когда-то затевался. Это, наверное, тоже знакомая такая тенденция, которую мы наблюдаем во многих вещах, да?

Е. Камбурова

Безусловно, да. Дело в том, что, в принципе, всё равно идеально то, как он начинался. Это был действительно какой-то прекрасный момент в жизни песни как таковой, исторический момент, когда собирались люди и пели песни, в которых нет ни агрессии, в которых доброта – основной герой. И это прекрасно. Но даже спустя годы, когда я там побывала, я увидела, что атмосфера очень сильно нарушилась. Мне очень хотелось бы, чтобы, может быть, когда-нибудь она снова вернулись к истокам, к тому, какой она должна быть, эта атмосфера.

К. Ларина

А вы сами сделайте свой фестиваль, Лена, в конце концов.

Е. Камбурова

Да, прекрасно. У нас, по сути, постоянный такой фестиваль из наших спектаклей и происходит, потому что у нас есть свой зритель. Мне очень хотелось, чтобы о нас действительно знали больше – не вообще какой-то Театр песни. Просто удивительно, сколько этих… «Ой, надо же, какой театр! А мы и не знали». – «Да как же так? Мы же живём, существуем…»

К. Ларина

Сколько лет театру?

Е. Камбурова

Я не знаю. Нам сто лет.

К. Ларина

Двенадцать?

Е. Камбурова

А мыслим-то о театре гораздо больше. (Смех.)

К. Ларина

Нет, театру Камбуровой как жанру уже сколько лет-то? Боже мой!

Е. Камбурова

Я подчёркиваю – как музыкальному театру. Потому что даже когда это поэтические спектакли, они все пронизаны музыкой, начиная со спектакля «Капли Датского короля», где звучат не только песни Булата Окуджавы, но и есть удивительные фрагменты чисто музыкального звучания. Ведь у нас наши актёры и певцы, очень многие из них – дирижёры-хоровики. Понимаете, какое у них звучание совместное? Я получаю каждый раз огромное удовольствие.

К. Ларина

А вы смотрите спектакли, в которых не участвуете, просто так?

Е. Камбурова

Я очень люблю смотреть. И надо сказать, мне не надоедает. Правда, мне кажется, что у нас нет скучных спектаклей. Наоборот, мне интересно, потому что музыка – она космическая. Если ты не заметил в спектакле «Земля» вот этот эпизод, то думаешь: «Боже, как же я могла пропустить вот это? Как интересно!» Было бы время, я бы вообще… Я фанат нашего театра, получается, да.

К. Ларина

Дорогие друзья, заканчивать нашу программу стоит только одним главным призывом: не забывайте, что на карте Москвы существует такой уникальный театр – Театр музыки и поэзии под руководством Лены Камбуровой. Мы завершаем нашу программу песней, которую Лена сама выбрала в качестве финальной – про Лондон. Это откуда у нас?

Е. Камбурова

Я выбрала, потому что я думала, что мы будем говорить о закадровой моей жизни.

К. Ларина

А конец, всё, она останется за кадром. (Смех.)

Е. Камбурова

Ну, ладно, пусть за кадром.

К. Ларина

А победителя назову в начале следующего часа. Спасибо, Лена!

ПЕСНЯ «НЕУЖЕЛИ ВЫ НЕ БЫЛИ В ЛОНДОНЕ, СЭР?» В ИСПОЛНЕНИИ ЕЛЕНЫ КАМБУРОВОЙ

Неужели Вы не были в Лондоне, сэр?

Быть не может. Наверно, Вы просто забыли.

Пикадилли, Гайд-парк, Сити, Трафальгар-сквер –

Неужели Вы этого не проходили?

О, этот лондонский туман!

Он превращает город в дебри,

Где дам разводят по домам

Невозмутимые констебли.

О, этот лондонский туман!

В нём перепутать так не трудно

Чужой карман, и свой карман,

Причём бывает: обоюдно!

Быть не может, милорды, не делайте вид,

Что не помните Диккенса или Джерома:

Пикадилли, Гайд-парк, наконец, Бейкер-стрит –

Проходите, джентльмены и будьте как дома!

О, этот лондонский туман!

Неповторимый, скажем прямо,

Как для француза Нотр-Дам,

Как для японца Фудзияма!


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024