Купить мерч «Эха»:

Иван Колесников и Сергей Денисов - Иван Колесников, Сергей Денисов - Какого черта - 2007-09-15

15.09.2007

Э. НИКОЛАЕВА: Чего только не начудят художники! Вот придумали грандиозный, как они сами говорят, арт-проект «Новый ангеларий», у нас в студии его кураторы – художники Иван Колесников и Сергей Денисов. Добрый вечер, уважаемые господа.

И. КОЛЕСНИКОВ: Здравствуйте.

С. ДЕНИСОВ: Добрый вечер.

Э. НИКОЛАЕВА: Иван и Сергей.

И. КОЛЕСНИКОВ: Наоборот.

Э. НИКОЛАЕВА: (смеется). Значит, ближе ко мне – Сергей, а дальше – Иван.

И. КОЛЕСНИКОВ: Точно.

Э. НИКОЛАЕВА: Наконец-то! Значит, сразу, в двух словах, коротко. Что же это за ангеларий, с чем его едят? Кто лучше сможет сформулировать, Сергей или Иван?

С. ДЕНИСОВ: Можем хором, но пусть Иван.

И. КОЛЕСНИКОВ: Ангеларий. Это некая, скорей всего, это неологизм, который, как нам кажется, изобрели мы. И оно означает некое пространство или обитель, в которой существует ангелы. Так коротко можно ответить. Мы проверяли по Интернету это слово, оно встречается только однажды, и как имя собственное – в Болгарии и больше нигде. Поэтому мы тешим себя надеждой, что это мы придумали такое слово.

Э. НИКОЛАЕВА: Вы авторство хотите за собой закрепить? Можно замечание по звучанию?

И. КОЛЕСНИКОВ: Конечно!

Э. НИКОЛАЕВА: Напоминает гербарий или колумбарий. Надо было назвать ангелотека.

И. КОЛЕСНИКОВ: Да нет, пожалуй. Ангелотекой будет позже, когда мы соберем всех ангелов современности.

Э. НИКОЛАЕВА: Понятно. Если посмотреть шире и конкретнее, ваш ангеларий – это попытка подвести итоги, устроить смотр сил нашего современного искусства, сил наших современных ангелов.

И. КОЛЕСНИКОВ: Похоже на то.

Э. НИКОЛАЕВА: Давайте, рассказывайте, заводите меня, чтобы я захотела сходить на ваш ангеларий, в будущем который будет называться ангелотекой.

С. ДЕНИСОВ: У всех на глазу образ ангела в его стереотипическом понимании…

Э. НИКОЛАЕВА: А какой он? С крыльями?

С. ДЕНИСОВ: Это некое бесполое существо с крыльями. На этом мы воспитывались и воспитываем своих детей. Но это образ прошлого, они были собраны в книге, которую мы обнаружили в Британском музее в городе-герое Лондоне однажды, после того, как привезли с Нью-Йорка свой фотопроект под названием «Ангеларий нижнего уровня. Нью-Йорк – Нью-Йорк» и после этого родилась идея создать…

И. КОЛЕСНИКОВ: Ты не сказал каких ангелов ты видел в этой книге.

Э. НИКОЛАЕВА: Я уже боюсь спрашивать, а то сейчас скажете, что общие представления…

С. ДЕНИСОВ: Конечно. Это ангелы возрождения, это ангелы, которых мы знаем, там они были собраны. И нас посетила идея, почему на поверхности плавают мысли «какие же ангелы сегодня в представлении современных художников»…

Э. НИКОЛАЕВА: Даже не человека, а художников…

С. ДЕНИСОВ: Да. Художники – авангард человечества.

Э. НИКОЛАЕВА: Передовая движущая сила, которая тянет за собой эту серую массу человеков.

С. ДЕНИСОВ: И каждый художник обращался в своем творчестве к теме ангелов. Но собрать их воедино и на одной выставке, на одном пространстве, такого, как оказалось, в голову никому не пришло, и мы решили заполнить пробел.

Э. НИКОЛАЕВА: Только вы, два гения.

И. КОЛЕСНИКОВ: А можно мне тоже добавить? Дело в том, что 2 тысячи лет люди изображают ангелов и, как сказал Сергей, ни одно поколение не прошло мимо этой темы. В 20 веке радикально изменился язык искусстве, соответственно и образы ангелов резко отличаются от предыдущих, скажем, 1900 лет. И сейчас тоже происходит некая технологическая революция, которая затрагивает и искусства, я имею ввиду цифровые технологии. И на этом этапе, смены языка художественного, нам показалось интересным дать такую тему, которую художники с энтузиазмом приняли. Одна из задач этого проекта была в том, чтобы раскрыть новым языком эту тему.

Э. НИКОЛАЕВА: Наши радиослушатели уже поняли, поскольку в гостях у нашей программы два художника, которые представляют свой ангеларий, значит, разговаривать мы будем об ангелах. Термины у нас будут соответствующие. И как, по вашему, есть что смотреть, на вашей выставке? Это выставка? Где ваши ангелы. Они в воображении вашем, а людЯм посмотреть куда надо? В Музей изобразительных искусств?

С. ДЕНИСОВ: Конечно же этот проект поднять двум художникам непросто без посторонней помощи. Это проект совместный, с московским музеем современного искусства и на его площадях можно посмотреть на всех четырех этажах все многообразие всех ангелов, которых нам удалось… их было много, более тысячи, а показано всего 144 произведения, был отбор. Мы потом расскажем о концепции книги.

Э. НИКОЛАЕВА: Может, дойдет время, если мы переключимся.

С. ДЕНИСОВ: Проект состоит из двух частей. Первая часть – книга, у которой есть своя концепция, она сделана непростым образом, это не каталог

Э. НИКОЛАЕВА: Где книга, посмотреть бы на нее…

С. ДЕНИСОВ: Пожалуйста. И вторая часть – это демонстрация тех самых ангелов в нормальном выставочном пространстве. До 7 октября будет проходить выставка, милости просим всех. Есть что посмотреть.

Э. НИКОЛАЕВА: Иван Колесников и Сергей Денисов - вдохновители грандиозного проекта «Новый ангеларий» в музее изобразительного искусства. Иван, поясняйте. Очень красивая книга. Пока мы говорим о книге, дайте полистать, посмотреть. Где они? Добраться бы до ангелов. Пока я вижу кого-то с рожками.

С. ДЕНИСОВ: Кстати, это тоже хорошие ангелы.

Э. НИКОЛАЕВА: Ангелы-чертики?

С. ДЕНИСОВ: Гурии такие.

Э. НИКОЛАЕВА: Вот это стандартные, с крылышками…

С. ДЕНИСОВ: Андрей Карпов.

Э. НИКОЛАЕВА: Красиво. Как и полагается современным художникам, все это неожиданно, черное, голубое. С крыльями и без крыльев и даже вот мужик поймал ангела в деревне, босой. Маленького приютил у себя на руках. Здорово. Надо сходить посмотреть. У вашего арт-проекта есть предыстория? Речь идет о проекте «арт-Конституция». Это что, предыстория? С чего началось?

И. КОЛЕСНИКОВ: Нет вовсе. Это просто некий проект, который был осуществлен к 10-летию российской Конституции в 2003 году, задачей которого было превлечь внимание рядовых граждан к содержанию такой важной книги.

С. ДЕНИСОВ: К основному закону.

И. КОЛЕСНИКОВ: Все 137 статей Конституции проиллюстрированы современными художниками. Это был очень большой и, как нам кажется, успешный проект. У нас был диалог с вашим главным редактором, А.А. Венедиктовым.

Э. НИКОЛАЕВА: Это когда было? 10 лет назад?

И. КОЛЕСНИКОВ: В 2003 году это было.

Э. НИКОЛАЕВА: То есть, вы большие оригиналы попались в нашей студии? С этими необычайными арт-проектами. Предыдущий проект критики характеризуют как остро социальным, теперь вы ушли от политики и метафизике, от общества – к человеку. Хорошо ли это в наше время, жизнь и так стала слишком постной, чем больше в стране денег – тем скучнее. Поэтому вы к потустороннему миру обратились, подальше от действительности. А где острая социальность?

И. КОЛЕСНИКОВ: Она в предыдущий проектах.

С. ДЕНИСОВ: Но теоретически она присутствует и здесь. Здесь решение достаточно острое, касающееся социальности и общественной жизни тоже, в контексте этой темы.

Э. НИКОЛАЕВА: Типа, как живем! Посмотрите на себя. Есть ли в нашей душе ангел? Когда едешь по дорогам Москвы, то некоторые автоводители, любители, так себя ведут, что с удивлением просто… Они не слышали о таком понятиях, как ангел. С трудом можно поверить, что в их душах живет такое понятие. Как они подрезают, не пропускают в этих пробках, наезжают на себя своими джипами.

И. КОЛЕСНИКОВ: Не сигналят поворотниками…

С. ДЕНИСОВ: Ребята, это другая тема уже.

Э. НИКОЛАЕВА: Но вы же должны быть ближе к жизни. Ваше искусство. Для чего оно нужно? Чтобы человек задумался.

И. КОЛЕСНИКОВ: Если придти на выставку, то человек задумается. Этот передовой отряд людей, художники, высказываются о том, что такое ангелы на сегодняшний день. Наша книга включает в себя весь срез представления об ангелах. Традиционных и там есть и те, кто украшают храм Христа Спасителя в Москве и там есть ангелы очень даже спорные, можно спорить, ангелы ли это вообще. Поэтому я бы рекомендовал пойти и посмотреть.

Э. НИКОЛАЕВА: Сереж! Вы руками не сильно машите. Микрофоны в студии все снесете. И у кого-то все время что-то позвякивает. У вас какие-то часы оригинальные. Это они какие-то звуки издают? Что это за часы?

С. ДЕНИСОВ: Там у меня, как и положено всем православным…

Э. НИКОЛАЕВА: Кресты навешали?

С. ДЕНИСОВ: Это как раз то, что…

Э. НИКОЛАЕВА: Покажите, можно посмотреть? Ааааа! Это у вас что-то необычное… МЧС России. Почему это вдруг? Как у солдата американского.

С. ДЕНИСОВ: Это мой личный жетон. Смертничек называется.

Э. НИКОЛАЕВА: Да что это такое! А второй зачем повесили?

С. ДЕНИСОВ: Это иконка Божьей матери.

Э. НИКОЛАЕВА: Иконка нужна, крестик нужен. А это какой-то необычный сплав, чтобы пуля отбилась…

С. ДЕНИСОВ: Ну да. Это от меня ничего не останется, а от него останется, он из специального сплава.

Э. НИКОЛАЕВА: Вы же художник! Зачем Вам это? Вы же не на поле боя. Или у Вас вся жизнь в искусстве, как поле боя у солдата?

С. ДЕНИСОВ: Дело в том, что, помимо того, что я художник…

Э. НИКОЛАЕВА: Это я мучаю Сергея Денисова.

С. ДЕНИСОВ: … я, как и Иван, ветеран МЧС.

Э. НИКОЛАЕВА: Как это? То есть, Вы спасатель?

С. ДЕНИСОВ: Нет. Мы гражданские служащие.

Э. НИКОЛАЕВА: То есть, вы работаете в МЧС?

С. ДЕНИСОВ: Да. Мы кадровые сотрудники в МЧС.

Э. НИКОЛАЕВА: А что вы там делаете? Вообще-то… «Мы кадровые генералы» А тут вдруг ангелами озаботились…

С. ДЕНИСОВ: Это тоже отдельная тема, боюсь, мы далеко зайдем.

Э. НИКОЛАЕВА: Оригинально! То есть, вы хотите сказать, что современное искусство прокормить художника не может? Должна быть другая профессия?

С. ДЕНИСОВ: Конечно!

И. КОЛЕСНИКОВ: Я могу коротко ответить – мы работает в журнале «Гражданская защита» в качестве дизайнеров. И в этом смысле, да, такое сейчас время, когда не всегда искусство может прокормить.

Э. НИКОЛАЕВА: Но душу оно должно развивать и поэтому вы всячески пытаетесь делать внутренний мир насыщенней и богаче. Не только хлебом единым.

И. КОЛЕСНИКОВ: Без этого невозможно.

Э. НИКОЛАЕВА: Развитие своей души, да?

И. КОЛЕСНИКОВ: О да!

С. ДЕНИСОВ: И вообще, быть в курсе того, что происходит. Мы в курсе всех катастроф и напастей, которые бывают.

Э. НИКОЛАЕВА: Невольно задумаешься о спасении не только тела, но и духа. Итак, Иван Колесников и Сергей Денисов – вдохновители арт-проекта «Новый ангеларий» в Музее современного искусства и, к тому же, кадровые сотрудники МЧС. Это мы уже коротко о вас выяснили. Теперь на арт-сцене вы известные персонажи. А здесь представьтесь пожалуйста. День вашего ангела. Представьтесь в этой связи. Когда у вас День ангела?

И. КОЛЕСНИКОВ: Я всегда узнаю о дне своего ангела от тещи. Мне нужно связаться с ней.

Э. НИКОЛАЕВА: Звонок теще!

С. ДЕНИСОВ: О себе скажу, что там несколько дней у Сергея. И я их тоже не запоминаю. Мне звонят близкие и знакомые, поздравляют. И я забываю тут же.

И. КОЛЕСНИКОВ: Недочет, конечно.

Э. НИКОЛАЕВА: Большой недочет. Должно быть красными буквами прописано в вашем буклете.

С. ДЕНИСОВ: Здесь прописано. Не в буклете, а в книге. У нас все художники расположены по алфавиту, но не по фамилии, а по имени.

Э. НИКОЛАЕВА: Иван, Игнат, Игорь, Илья….

И. КОЛЕСНИКОВ: Плюс еще, если вы видели, там есть такие титулы, где каждому имени дается его значение. Объясняется, что стоит за этим именем. Случайных звуков фонетических не бывает в имени, все имеет смысл и значение.

Э. НИКОЛАЕВА: Каждая буква – каждому звуку.

И. КОЛЕСНИКОВ: В каком-то смысле имя является каждому человеку ангелом-хранителем.

Э. НИКОЛАЕВА: Как интересно. И оно должно ему подходить.

И. КОЛЕСНИКОВ: Наверно да.

Э. НИКОЛАЕВА: Ваши успехи, достижения, чем прославились. Не стесняйтесь!

С. ДЕНИСОВ: Это очень длинный разговор. Вы говорили о социальности. У нас все эти годы, до этого проекта, некоторые проекты были социальными. Некоторые даже патриотическими были.

И. КОЛЕСНИКОВ: Я бы избегал таких слов…

С. ДЕНИСОВ: Но тем не менее…. Арт-проект создания памятных открыток, посвященных проигранным войнам России за всю историю, который называется «День защитника Отечества. Реквием», посвящен 23 февраля.

Э. НИКОЛАЕВА: В Министерстве обороны вас по головке не погладят за такие открытки.

С. ДЕНИСОВ: Почему? Выставка были и изданы открытки, каждая открытка представляла из себя ту самую войну…

Э. НИКОЛАЕВА: Много войн у нас, которые проиграны?

С. ДЕНИСОВ: Да. На самом деле это горестно и тяжело. Мы решили заполнить этот пробел. Когда 23 февраля или 9 мая говорят о победах, то никто не вспоминает о том, что неприятно вспоминать. О проигранной войне, о потерях людских. Это несправедливо. Мы решили восполнить этот пробел. У нас были наши представления об этом случае, а на обороте были точные и острые, сухие данные, которые привлекли нашего друга Дмитрия Хляповых, доктора исторических наук и он залез в архивы, куда простой смертный не залезет и нарыл там все, до единицы, до человеческой жизни, потери с той или иной стороны. И все это мы опубликовали. Хороший проект.

Э. НИКОЛАЕВА: Но это на открытках? А буклет нужно сделать, потому, что американские журналисты и историки издают буклеты, о нашей истории. И с радостью читаются…

С. ДЕНИСОВ: Есть буклеты, они лежат в нью-йоркской библиотеке. Иван может рассказать о следующем проекте…

И. КОЛЕСНИКОВ: Недавно, в позапрошлом году, отмечалось 100-летие окончания русско-японской войны, в частности, 100-летие Цусимского сражения, оно было эпилогом этой войны. Мы случайно наткнулись на дату эту еще за год до этого события, до отмечания этого события и решили сделать проект 99 лет Цусимскому сражению, выступить раньше общего внимания. Пригласили около 20 художников и каждому составили список погибших в этом сражении кораблей, каждому художнику поручили сделать образ этого погибшего корабля. Получился проект из 20 картин…

Э. НИКОЛАЕВА: У каждого художника – свой корабль.

И. КОЛЕСНИКОВ: Да. И была выставка, и был выпущен набор памятных открыток в виде буклета, в котором каждая открытка, ее можно было оторвать и воспользоваться, как почтовой. С обратной стороны также были собраны, что называется, все технические данные, все подробности гибели этого судна и…

С. ДЕНИСОВ: Водоизмещение…

И. КОЛЕСНИКОВ: Вооружение и число людей, командир корабля и т.д.

С. ДЕНИСОВ: И при каких обстоятельствах погиб, в какой час, минуту, сколько людей погибло, сколько спаслось.

И. КОЛЕСНИКОВ: Нам кажется, что проект получился.

Э. НИКОЛАЕВА: Тяжело же это все собирать, проще более продажное что-то делать. Это же кропотливая работа. Вы должны знать… Вы считаете, что каждый современный человек должен знать свою историю. Что движет вами, почему эти образовательные, исторические у вас…

С. ДЕНИСОВ: Так получается. Все эти проекты не коммерческие, мы работаем над ними по году, два, три, получается интересно, но с точки зрения коммерческой – они никакие. Включая наш один из первых проектов…

Э. НИКОЛАЕВА: Все-таки надо какой-то государственный грант получать, потому, что вы занимаетесь практически, подвижничеством.

С. ДЕНИСОВ: Мы были выдвинуты однажды на соискание премии российского государства. Но очень неудачный год. Мы так и остались номинантами, когда статус премии изменился в 2004 году. Мы были фаворитами на премию…

И. КОЛЕСНИКОВ: Нас рекомендовал президент российской Академии художеств…

Э. НИКОЛАЕВА: Церетели? Как он сразу чует, кого нужно двигать!

С. ДЕНИСОВ: Но в том году статус премии изменился и вместо того, чтобы 20 человекам ее вручать, ее стали вручать трем людям достойным и попасть в их число не представлялось возможным.

Э. НИКОЛАЕВА: А премия большая?

С. ДЕНИСОВ: Теперь – да.

Э. НИКОЛАЕВА: А была?

С. ДЕНИСОВ: А нам это не очень интересно!

Э. НИКОЛАЕВА: Ну, в принципе, сколько денег?

И. КОЛЕСНИКОВ: Сейчас около 180 тыс. долларов. А до этого – около 10 было.

Э. НИКОЛАЕВА: То есть, вы бились за имя, как бы…

С. ДЕНИСОВ: Мы вообще не бились, нас рекомендовали и все.

Э. НИКОЛАЕВА: Ну что же! Надо повторить попытку еще раз. Вы же свою деятельность не прекращаете.

И. КОЛЕСНИКОВ: Это не нам… Двигать нас…

Э. НИКОЛАЕВА: Я вам рекомендую. Так, ну что же. Ваши взаимоотношения с московским музеем современного искусства. Я поняла, что все оригинальное, авангардное, правильное, поддерживается в этом музее. И ваши начинания.

С. ДЕНИСОВ: Не каждое начинание.

Э. НИКОЛАЕВА: И даже ваше не каждое?

С. ДЕНИСОВ: Много других проектов и то, что музей и его руководители Зураб и Василий Церетели время от времени нас поддерживают - это да. Мы можем констатировать, что у нас есть дружеские отношения с музеем Современного искусства.

Э. НИКОЛАЕВА: Понятно. А что-то художники у нас стали задумываться о своей миссии. Вот и Олег Кулик сделал проект «Верю». А это ведь он собакой прикидывался еще недавно.

И. КОЛЕСНИКОВ: Мы, кстати, участники проекта «Верю». Мне кажется, что проект довольно удачный и своевременный. Потому, что сейчас мы переживаем полосу перестройки всех художественных институций и рынок ведет себя соответствующим образом и сильно влияет на действия художника. Поэтому, такое обращение к метафизике, к собственному Я, внутреннему, этому, мне кажется, отвечает этот проект на эти ответы очень важные.

Э. НИКОЛАЕВА: А вы могли бы вот так раздеться и лаять на людей, на цепи, чтобы заявить о себе, как Кулик?

И. КОЛЕСНИКОВ: Я думаю, что я уже опоздал. Мое тело не представляет из себя предмета восхищения.

Э. НИКОЛАЕВА: Его тело тоже не сильно представляло.

С. ДЕНИСОВ: А мне все равно. Я мог бы раздеться, но не пришло как-то в голову.

Э. НИКОЛАЕВА: В общем, закон сообщающихся сосудов в искусстве, пока кино и телевидение идут на одно, художественный мир воспаряет к высокому. Так получается?

И. КОЛЕСНИКОВ: Так и должно быть всегда.

Э. НИКОЛАЕВА: Если что-то одно опускается, то что-то другое поднимается. И хорошо, что это изобразительное искусство.

И. КОЛЕСНИКОВ: Кому-то приходится «отдуваться».

Э. НИКОЛАЕВА: Хорошо. Но я смотрю, вас это не сильно тяготит, вы этому обстоятельству очень рады, что сейчас мир художников, мир искусства воспрял. Это хороший знак в обществе. Давайте, Сергей Денисов, активизируйтесь, как-то вы задумались.

С. ДЕНИСОВ: Я не знаю, что такое «воспрял». Куда он воспрял?

Э. НИКОЛАЕВА: Активизировался. Бурная жизнь происходит. Буклеты издаются, нет депрессии у художников. Никто не пьет.

С. ДЕНИСОВ: Смотря где. Если здесь, то нормально пьют, а в Америке, например, там держат себя в руках, а приезжают сюда и здесь оттягиваются.

Э. НИКОЛАЕВА: Понятно. Одно другому не мешает. Не будем громких слов говорить. Ну что же, Иван Колесников и Сергей Денисов – вдохновители арт-проекта «Новый ангеларий». Нашей высокохудожественной программе сопутствует столь же высокохудожественная реклама. Мы продолжим через полминуты, не расставайтесь с нами.

РЕКЛАМА

Э. НИКОЛАЕВА: Мы продолжаем нашу программу. Иван Колесников и Сергей Денисов – вдохновители арт-проекта «Новый ангеларий». Вопросы здесь задаю я, Элина Николаева. Давайте про ваших любимых ангелов. У вас есть целая теория на этот счет. Ангелы раньше были без крыльев, потом, как символам духа, силы и скорости, им придумали крылья. Так?

И. КОЛЕСНИКОВ: Согласен. Да.

Э. НИКОЛАЕВА: История ангелов – она же где-то описана? Это же не просто так. В наше время они стали светскими персонажами, в чем мы могли убедиться в вашей книге. И, наконец, вы придумали новую историю ангелов-художников. В буклете у нас ангелы-художники. Сережа открывает книгу и что-то хочет мне прочитать.

С. ДЕНИСОВ: Я могу прочитать, могу и своими словами. Если говорить о книге об ангелах, я бы хотел обратить ваше внимание на то, что у нас есть два эпиграфа и один эпилог. Эпиграфы взяты не случайно и звучат следующим образом. Один эпиграф Борхеса. Своими словами коротенько. Суть такова, что человечество за свою историю придумала, измыслила, как он говорил, множество странных существ – кентавры, грифоны и фавны и циклопы и прочие. Но только ангелы, как ему кажется, на сегодняшний день….

И. КОЛЕСНИКОВ: Дожили до наших дней

С. ДЕНИСОВ: И могут быть использованы поэтом для описания чего-то прекрасного. То, что это хрупкие существа, их нужно беречь, иначе они, последние из существ, могут нас покинуть. Нужно относиться к ним бережно. Это одна тема. А вторая часть – это эпиграф Венедикта Ерофеева из «Москва – Петушки» о том, где он очень ругается на ангелов, что они его покидают, обманывают, матерится и всяко разно.

Э. НИКОЛАЕВА: Чехвостит, короче, этих ангелов!

С. ДЕНИСОВ: Это полярные суждения, которые у нас явились основой основ для изготовления этой книги. У каждого проекта должен быть некий стержневой визуальный образ, который используется при изготовлении книги и на всех рекламных носителях и т.д. И, как раз, эти два полярных суждения у нас воплотились в Северное и Южное полушарие звездного неба, которые являются тем самым произведением, которое мы представили от себя в этой книге. Давай, расскажи что-нибудь.

И. КОЛЕСНИКОВ: Речь идет о том, что нам пришлось подумать о том, каким должен быть этот образ, который объединил бы всех художников, и звездных, и мегазвезды участвуют в проекте, и просто художники, студенты, выпускники недавние художественных ВУЗов. Поинтересовавшись историей ангелов, мы узнали, что все мировые религии связывают звезды, небесные тела с ангелами. И было принято решение использовать звездное небо в качестве объединяющего символа объединения. Таким образом, мы получили обложку и обратную ее сторону. На лице – купол звездный Северного полушария, а с обратной стороны – Южного полушария. Когда это было сделано нами, мы задались вопросом – каковы должны быть структуры книги, которые бы соответствовали логике такого решения обложки книги. И перешли, как нам кажется, достаточно к точному и верному решению – мы ограничили число участников числом в 144 человека. Эти 144 человека находятся со своими ангелами на разворотах, 10-минутках. Здесь проставлены временные 10-минутные факторы, на каждом из разворотов, во-первых, каждому художнику было предложено написать текст на эту тему, о работе или, вообще, об этой теме. Так, чтобы это получилось книжкой, и чтобы можно было с интересом читать.

С. ДЕНИСОВ: Наш продукт представляет собой подушку, набитую белым пухом..

Э. НИКОЛАЕВА: А из прорехи как бы крыло ангела. Разрез.

И. КОЛЕСНИКОВ: Это означает, что там присутствует ангел.

Э. НИКОЛАЕВА: Настоящий. Не просто подушка.

С. ДЕНИСОВ: Это подушка, шитая золотыми цветными нитями, в строгом соответствием с астрономическим понятием размера звезд и их размещения. И все созвездия угадываются. А внутри – белый пух.

Э. НИКОЛАЕВА: Ангельские перья.

И. КОЛЕСНИКОВ: В книге есть формула… Мы высказались на страницах таким образом. Ангелы – крылья, крылья – перья, перья – подушка, подушка – сын, сны – полеты, полет – звезды, звезды – ангелы. Круг замкнулся. И я хотел бы расшифровать 144. 144 – это земные сутки. То есть, 24 часа составляют 1440 минут и эти 10-минутки, если нолик убрать, получается число 144.

С. ДЕНИСОВ: Ты сам понял, что сказал?

И. КОЛЕСНИКОВ: 144 участника присутствуют в этом пространстве.

Э. НИКОЛАЕВА: Здесь самые отборные фамилии.

С. ДЕНИСОВ: Не фамилии – работы.

Э. НИКОЛАЕВА: Не фамилии. Работы. Широкой публике, к сожалению, известны единицы из них. Михаила Шемякина, Андрея Бильджо, Олега Кулика. Плохо…

С. ДЕНИСОВ: Извините, я бы поспорил. Из этих 144 человек, мы точно не подсчитывали, но тем не менее, по нашему разумению 100 известны. Из них 50 – просто звезды, а из 50 - 25 – мегазвезды.

Э. НИКОЛАЕВА: Тем не менее, я хотела бы сказать, что вы плохо популяризируете свое искусство, или ваша задача сохранить его как искусство не для всех?

С. ДЕНИСОВ: Да для кого угодно! Но мы не популяризируем, мы с вами просто общаемся на эту тему. И задачи рекламировать у нас нет.

Э. НИКОЛАЕВА: Какие необычные имена у вас открылись, или все известные?

И. КОЛЕСНИКОВ: Нет, Худяков был недавно принят в российскую Академию художество.

Э. НИКОЛАЕВА: Это «Глаз ангела»?

И. КОЛЕСНИКОВ: Фрагмент.

С. ДЕНИСОВ: Здесь текст читать надо.

Э. НИКОЛАЕВА: То есть, объяснение к каждой работе есть?

И. КОЛЕСНИКОВ: Почти.

С. ДЕНИСОВ: Не объяснение работы, а ответ на поставленную задачу. Первое – это изображение ангела, каким его представляет художник и текст на тему ангелов. Не пояснение, а просто…

И. КОЛЕСНИКОВ: Кто-то, может, описывал свою работу, а кто-то более широко взглянул на вещи. Главное – чтобы интересно было читать. Мы это все читали, достаточно интересно.

С. ДЕНИСОВ: Поэтому мы это произведение называем не буклетов и каталогом, а книгой, потому, что ее нужно читать, кроме того, что смотреть.

Э. НИКОЛАЕВА: А какая публика приходит на ваши эти необычайные арт-поиски оригинальные? Вам приходят в голову эти проекты. Богатая, обеспеченная, или плохо одетая? Кто у нас больше тянется к искусству? Кто нищ и беден, или тот, кто богат?

И. КОЛЕСНИКОВ: Это зависит от конкретного проекта. Если вспомнить проект «Героика», который мы выставляли сразу за Манежем в Георгиевском переулке, он представлял из себя ответ на вопрос, который мы ставили перед жителями нашей страны, это был социологический вопрос, его проводил МГУ «Кого вы считаете героем за все времена в России». Мы получили социологический опрос. Взрослые… И мы художников просили сделать, около 50 человек мы собрали в 1999 году. И они взяли, как обязательную программу, одного персонажа из опроса и одного из вольной программы. И тогда пришла вся Дума, Зюганов ходил, смотрел на это чудо. Мы заняли весь Манеж этими работами. Это была бомбочка такая, небольшая. Пришли все, кому было интересно. Из Правительства пришло много людей. Что касается ангелов, то ходят очень разные люди. И молодые студенты группами, и пожилые люди смотрят…

И. КОЛЕСНИКОВ: И банкиры…

С. ДЕНИСОВ: И банкиры.

Э. НИКОЛАЕВА: А покупатели есть у этих работ?

С. ДЕНИСОВ: Намечаются.

И. КОЛЕСНИКОВ: Здесь присутствуют работы из частных коллекций, которые уже куплены. Например, Гриша Бруткин – это частная коллекция.

Э. НИКОЛАЕВА: То есть, и до вас уже кто-то обращался к этой теме?

И. КОЛЕСНИКОВ: Безусловно. Это ретроспективный проект, здесь процентов 30 вещей, которые уже были созданы и процентов 70 – специально сделанных под проект.

Э. НИКОЛАЕВА: То есть, это не все художники специально для вас работали и ваяли.

И. КОЛЕСНИКОВ: Этого и не нужно было.

С. ДЕНИСОВ: Например Дмитрий Александрович Пригов, нас покинувший, он специально на наш проект сделал работу, но, к сожалению, не дожил до этого момента и мы поместили не саму работу, а включили и себя… Так совпало.

Э. НИКОЛАЕВА: Понятно. У вас расчет не на многочисленных богатых покупателей.

И. КОЛЕСНИКОВ: У нас нет никакого расчета. У нас расчет на самовыражение, прежде всего. Художник идет от этого, а потом уже пристегивает все коммерческие расчеты. Иначе получится, если художник заранее берется…

Э. НИКОЛАЕВА: Дай-ка я сделаю то, что завтра продам.

И. КОЛЕСНИКОВ: Это никогда не покупается, я знаю из собственной практики. Нет такого позыва, если хотелось в юности подсуропить, продать побыстрее, то теперь это уже отмерло, это чувство.

Э. НИКОЛАЕВА: И фотоработы тоже отличные! Это не картины…

И. КОЛЕСНИКОВ: Это постановочные фотографии…

Э. НИКОЛАЕВА: На фоне купеческого особняка мальчик и девочка, навстречу мальчик с крыльями ангела.

С. ДЕНИСОВ: Замечательная работа. В принципе, она может быть продана…

Э. НИКОЛАЕВА: А Зураб Церетели изобразил вам свою тему ангелов? Есть у вас?

И. КОЛЕСНИКОВ: Да. Сразу предупреждаю, она работает только вместе с текстом. Мы и взяли ее потому, что там текст точно описывает ангельскую тему.

Э. НИКОЛАЕВА: Давайте посмотрим. Как вы перед президентом шапку гнете!

С. ДЕНИСОВ: нисколько!

Э. НИКОЛАЕВА: Что написано?

И. КОЛЕСНИКОВ: Вы узнаете этого персонажа?

Э. НИКОЛАЕВА: Чарлин Чаплин?

С. ДЕНИСОВ: Да. Вим Лендерс в фильме «Небо над Берлином» сформулировал мысль о том, что человечество разбавлено людьми, которые в прошлом были ангелами. Но, влюбившись в земную плоть и желая ее приобрести, добровольно обменивают свое ангельское бессмертие на смертные человеческие тела. Эта блестящая гипотеза становится аксиомой даже при поверхностном знакомством с жизнью и творчеством Чарльза Спенсера Чаплина.

И. КОЛЕСНИКОВ: Вместе с текстом это работает!

Э. НИКОЛАЕВА: Убедительно. Главное – слова красивые.

С. ДЕНИСОВ: А есть работы, не нуждающиеся в тексте.

И. КОЛЕСНИКОВ: Там несколько человек принципиально не стали ничего писать и это тоже позиция.

Э. НИКОЛАЕВА: Типа сами понимайте, как хотите.

И. КОЛЕСНИКОВ: Да.

С. ДЕНИСОВ: Но это не зависит от уровня «звезды». Шемякин написал…

Э. НИКОЛАЕВА: А где Шемякин, покажите…

И. КОЛЕСНИКОВ: Вот он, «Ангел смерти».

Э. НИКОЛАЕВА: Такое страшное у него, мрачное все…

С. ДЕНИСОВ: Костя Маяков сказал – вот мои работы, ничего говорить не хочу…

Э. НИКОЛАЕВА: Господа, у нас очень содержательная беседа получилась. Мы увлеклись разглядыванием буклета и наши слушатели уже заждались, когда мы покажем им этот буклет, но, к сожалению, мы обладаем ограниченным потенциалом.

Иван Колесников и Сергей Денисов – вдохновители грандиозного арт-проекта «Новый ангеларий» в Музее современного искусства. У нас есть рубрика, которая называется «Культура-мультура». Всем художникам, которые бывают у меня в программе, я задаю один и тот же вопрос. Очень оригинальный. Почему при богатых художественных традициях России, улицы Москвы отданы на растерзание дурному вкусу? Почему нет современных решений памятников, композиций? То, что есть – это капля в море и Лужков здесь не при чем. Художникам городская среда просто «по барабану». Денег не дают, или что?

И. КОЛЕСНИКОВ: Это вопрос к нам? Не понял…

С. ДЕНИСОВ: У нас было несколько проектов на эту тему, но они остались не реализованы именно из-за того, что не получилось собрать денег. У нас были проекты, связанные с демонстрацией произведений искусств на билбордах городской.

Э. НИКОЛАЕВА: Ну хотя бы… Оригинально же… Стоишь в пробке…

С. ДЕНИСОВ: У нас был проект, мы участвовали в заседании групп от правительства, мы пригласили к участию художников и задали им очень сложную по формату тему «перетяжка» - это узкая длинная полоса, которая пересекает улицу…

Э. НИКОЛАЕВА: Но она не настоль дурацкая, как эти щиты, которые просто по морде бьют!

С. ДЕНИСОВ: Но перетяжка сложная по форме, из нее сложно сделать произведение искусства…

Э. НИКОЛАЕВА: Да! Тряпка такая, с одной строчкой.

С. ДЕНИСОВ: Мы надеялись, что проект пройдет, но он застрял

Э. НИКОЛАЕВА: Хотя были представлены работы. А нечего вам перетяжки давать, с них деньги не получишь! Баловство-то какое! Хотите город-сказку устроить? Фигу вам!

С. ДЕНИСОВ: Идея была построена на том, что это было бы выгодно всем. Тверская улица. Одна за другой, 20 перетяжек – это целый музей на улице. Человек мог бы просто ахнуть, гуляя на Тверской и видеть – что случилось? Мир перевернулся? Ничего не сказано – налетай, покупай, а только демонстрация вкуснейших произведений.

И. КОЛЕСНИКОВ: Я хотел бы добавить, что это обоюдно выгодная ситуация. И для спонсора тоже. Мог быть размещен логотип спонсора на перетяжке или билборде. И в Москве есть право на один месяц арендовать эти все перетяжки…

Э. НИКОЛАЕВА: Раз месяц в году?

И. КОЛЕСНИКОВ: Да.

С. ДЕНИСОВ: Так оно и делается.

И. КОЛЕСНИКОВ: На это был расчет. В этот месяц поместить какую-то… устроить музей современного искусства прямо на улицах города.

Э. НИКОЛАЕВА: Например, я вчера на Каменном мосту вчера простояла в пробке. Там огромный экран. Чего там только нет. Эти милые, очаровательные лица, на которые надоело уже смотреть. Лучше бы там были произведения искусства.

С. ДЕНИСОВ: Если бы висели замечательные работы, которые могут явиться образом…

Э. НИКОЛАЕВА: Господа! Нужно выходить на Думу. В Думу!

И. КОЛЕСНИКОВ: Радио нам поможет.

Э. НИКОЛАЕВА: Радио вам поможет.

И. КОЛЕСНИКОВ: Я хотел бы еще добавить. Конечно, в других столицах, наверное, речь идет о том, что немножечко субъективно распределяются все эти проекты по оформлению или по внедрению в архитектуру города произведений искусства. На самом деле, существует мировая практика, где в городах есть комиссии профессионалов, которые и решают, какие произведения, каких художников, в том числе, как правило, они ориентируются на интернациональный рынок и приглашают авторов из всех стран украшать свои города.

Э. НИКОЛАЕВА: Господа чиновники! Сделайте наш город сказкой, праздником! Так хочется красоты на улицах! Но что же будет после «Ангелария».

С. ДЕНИСОВ: После «Ангелария» будет проект про деньги. А, если коснуться того, что будет с «Ангеларием», то нас сейчас посетила идея. Очень много работ осталось за бортом. По большей части по уровню своему недотягивавших до того, чтобы их можно было включить в этот проект. И физически – там больше тысячи работ. Но сейчас, после открытия, стали появляться в инете обсуждения, отдельные работы, которые не попали туда, даже многие высказывают возмущение, как же так, эта работа не прошла… И нас посетила идея. Есть сайт, можно туда зайти и посмотреть, оставить свои сообщения. Мы разместим там страничку, блог, где можно общаться, разместить свои работы. Мы чуть позже издадим антологию всех современных авторов и поместим туда всю тысячу, или две, или десять, сколько накопится.

Э. НИКОЛАЕВА: Напечатайте! А то все какие-то Трусарди с вертолетами…Почему такие замечательные художники ходят в таких неангельских майках? Сделайте из этих работ майки, напечатайте, все будут покупать.

С. ДЕНИСОВ: Я бы рад бы, но просто у Ивана жена – директор «Трусарди» магазина.

И. КОЛЕСНИКОВ: Топ-менеджер.

Э. НИКОЛАЕВА: Боже мой! Вот он – бизнес.

(Все смеются)

С. ДЕНИСОВ: Она же должна подкармливать Ивана. Когда она будет директором «Ангелария», тогда…

Э. НИКОЛАЕВА: Торговая марка «Ангеларий». Ну, хорошо. Удачи вам. Спасибо вам за ваше искусство и за этот визит. Долой чертей и да здравствуют ангелы! В эфире была я, Элина Николаева и…

И. КОЛЕСНИКОВ: Иван Колесников

С. ДЕНИСОВ: Сергей Денисов.

И. КОЛЕСНИКОВ: Спасибо всем. Ура!


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024