Купить мерч «Эха»:

Дамаск - Леонид Медведко, Шахмардан Амиров, Сергей Медведко - История одного города - 2007-08-02

02.08.2007

М. МАЙЕРС: Сейчас 12 минут первого в российской столице. Доброй ночи, уважаемые радиослушатели. Это программа «История одного города». Борис Туманов на своем боевом посту. Здравствуйте, Борис!

Б. ТУМАНОВ: Здравствуйте. Но не напротив Вас, а рядом с Вами.

М. МАЙЕРС: Да, Вы перебрались ко мне поближе. Я не знаю, как это трактовать. В течение эфира будет понятно.

Б. ТУМАНОВ: Меня это радует!

М. МАЙЕРС: Давайте представим наших гостей: это Леонид Медведко, сотрудник Института востоковедения РАН, арабист, специалист по Ираку, бывший корреспондент агентства ТАСС и газеты «Правда» на Ближнем Востоке. Здравствуйте, Леонид!

Л. МЕДВЕДКО: Доброй ночи!

М. МАЙЕРС: Сергей Медведко, заместитель руководителя отдела канала "Русия аль-яум", автор книги "Вся Сирия", журналист и востоковед. Доброй ночи!

С. МЕДВЕДКО: Доброй ночи!

М. МАЙЕРС: И Шахмардан Амиров, старший научный сотрудник института археологии РАН, сотрудник археологической миссии на Телль Хазна. Доброй ночи!

Ш. АМИРОВ: Здравствуйте!

М. МАЙЕРС: Сегодня, как вы догадываетесь, мы будем говорить о восточном городе, и называется он Дамаск!

Б. ТУМАНОВ: Это один из самых древних городов мира: он упоминается в Библии.

М. МАЙЕРС: Вы потираете руки?

Б. ТУМАНОВ: Я потираю руки. Но, кстати говоря, Маша, это тот самый случай, когда Вам крыть нечем.

М. МАЙЕРС: Почему?

Б. ТУМАНОВ: Это пыль веков! И ничего тут не поделаешь!

М. МАЙЕРС: То есть там нет магазинов, там нет ресторанов?

Б. ТУМАНОВ: Там есть рестораны.

М. МАЙЕРС: Вместо женщин ходят дряхлые старухи?

Б. ТУМАНОВ: Все есть! Но самое главное, что в Дамаске – пыль веков. Я думаю, что наши гости со мной согласятся.

М. МАЙЕРС: Я надеюсь, что вы все-таки опровергнете это утверждение.

Л. МЕДВЕДКО: Я, наверное, добавлю, что не просто упоминается Дамаск в Библии - а Дамаск 15 раз упоминается в Библии! По многим случаям и не в одной связи. Начнем мы с того, что Дамаск по-арабски это «Димашк». Наверное, Сергей сейчас уточнит, откуда это происходит, но название это тоже связано с библейской историей. Одно из значений названия города Дамаск связно с Библией – то, что переводится «Демшек» - это слуга Авраама, который жил сначала в Дамаске, прежде чем добраться до Земли Обетованной, по Библии, около 20 лет Авраам жил в Дамаске. До сих пор в Дамаске есть дом, который посещают как дом, где он жил. И в Библии сказано, что он все время угрожал: если у него не будет сына, то он наследие оставит своему слуге Демшеку – отсюда и идет. Но второе значение – «это кровь брата» - тоже связано с Библией, о чем мы расскажем вам дальше.

Б. ТУМАНОВ: Замечательно! Вот теперь давайте углубляться.

М. МАЙЕРС: Вы меня пугаете! Еще глубже?

Б. ТУМАНОВ: Нет, нет. Общая характеристика Дамаска мне попалась ужасно красивая – поэтическое такое определение.

М. МАЙЕРС: Нет, Вы посмотрите! Вы начали с того, что мне здесь делать нечего – Вы полностью перехватили управление передачей в свои руки!

Б. ТУМАНОВ: Нет, нет! Потом я умолкну, если хотите!

М. МАЙЕРС: Нет, продолжайте!

Б. ТУМАНОВ: Так вот, я набрел на такое определение, принадлежащее путешественнику XIV века Ибн Батуту: «Дамаск – это город великой красоты. И всякое описание его, каким бы длинным оно ни было, будет слишком кратким для бесчисленных достоинств этого города». Как это здорово сказано!

М. МАЙЕРС: Это чудесно. Ну так что, еще версии?

Б. ТУМАНОВ: Теперь давайте рассказывайте, чтобы подтвердить справедливость этого высказывания.

С. МЕДВЕДКО: Мухаммед сказал: «Нельзя два раза войти в рай», - имея в виду Дамаск. Он не вошел в Дамаск: он остановился в Бусре со своим караваном, в Дамаск он не направился. Я бы хотел действительно углубиться, как Вы сказали. Да, Дамаск упоминается в Библии. Но, надо сказать, что это одно из современных упоминаний, потому что впервые Дамаск упоминается в табличках и одновременно на камнях древнеегипетских храмов, относящихся к XVIII династии, а это XVI век до н.э. – как вы понимаете, Библией еще не пахло. А что касается города как такового, почему (и это уже доказано), он самый древний, потому что археологи (я говорил, по крайней мере, с сирийскими археологами) утверждали, что самые древние находки, относящиеся к Дамаску как к крупному поселению, относятся к седьмому тысячелетию до н.э. То есть, можете себе представить, что это практически место, на котором уже существовал город, в те времена если его можно так называть, еще в такие седые времена.

М. МАЙЕРС: А чем Дамаск так привлекателен как место, с географической или с климатической точки зрения?

Ш. АМИРОВ: Понимаете, оказываясь около Мечети Омейядов, будучи археологом, я всегда озабочен одной мыслью: какой культурный слой в этой точке. Ясно, что десятки метров – в Дамаске жизнь была всегда: до того как он стал городом, до того как люди современного вида появились, то есть гоминиды фактически из Африки распространяются-то в Старом Свете, обязательно делали остановку в этом пункте, и все остальные, когда зарождалось земледелие. Жизнь была всегда. Это на самом деле, как сказал Леонид Иванович, вечный город, в буквальном смысле. И, как говорят сирийцы с известным чувством города: «Дамаск – это древнейшая столица». Это тоже абсолютно так. Объясняется это тем, что это исключительно выгодное географическое положение: отроги Антиливана соединяются с пустыней, там речка Барада.

Б. ТУМАНОВ: Близость моря, вероятно?

Ш. АМИРОВ: Море с другой стороны. Но вот то, что фактор пустыни (это границы) и гор – на стыке гор и пустыни – этот благодатный оазис притягивала к себе человека даже до того, как он стал человеком современным.

М. МАЙЕРС: Скажите, ведь мы знаем истории десятков, сотен столиц, которые то из-за пожаров, то из-за наводнений, то из-за завоеваний, то из-за землетрясений, то из-за пиратов, переносятся, переносятся, переносятся. То всякие петры первые начинают что-то строить, потом Ленины что-то куда-то переносят. Ведь на каждом континенте, чуть ли не в каждой стране мы можем говорить о двух столицах, о трех столицах! В этом смысле дамаскцы какие-то удивительно влюбленные в свой город люди, которые за девять тысяч лет не изменили этому месту!

Л. МЕДВЕДКО: Если по Библии, то даже я осмелюсь возразить археологу! Потому что «семь тысяч лет даже до нашей эры» - это отсчет какой-то. А Дамаск начинает историю до потопа!

Б. ТУМАНОВ: В буквальном смысле слова допотопный город!

Л. МЕДВЕДКО: Я вам напомню, что одно из значений слова «дамаск» связано с кровью. То есть не только вода в этом заложена, но и кровь. Кровь связана с историей Дамаска.

С. МЕДВЕДКО: Позвольте, «демшек»: дем – кровь, шек – брат, т.е. брат родной, кровь родного брата!

М. МАЙЕРС: Это Каин и Авель, что ли?

Л. МЕДВЕДКО: Вот почему значение такое? Сначала возьмем Адама. Вот Каин убил Авеля. Это произошло на горе Касьюн, у подножья которой стоит Дамаск. Поэтому первый акт терроризма произошел в Дамаске: убил Каин Авеля. Отсюда говорят – печать Каина. Но прежде чем это свершилось, как вы знаете, Адам жил с Евой. Откуда появился Адам - опять спор с Иерусалимом. Иерусалим говорит: все началось с глины их моря, а дамасканцы говорят: нет, первый человек Адам – из глины Барады, которую упомянул мой друг. Вот я среди поэтов встречался, писателей – вот нам Евтушенко все время рассказывал, Софронов, что «мы идем до потопа». А если хотите про потоп, Ноев ковчег - вот гора, и Ноев ковчег с нее начинался. Там вся история – в Дамаске!

М. МАЙЕРС: Археологи подтверждают эту версию?

Ш. АМИРОВ: Со священной книгой сложно спорить, но я хотел сказать бы все-таки о более научной аргументации. Дело в том, что есть парадигмы, безусловно. Место, где находится Дамаск и отроги, восточный склон Антиливана, - это один из отрогов так называемого полумесяца. То есть той благодатной полосы земли, где произошло земледелие, становление скотоводства – нового хозяйственного уклада. Поэтому у людей, которые начали заниматься производящим хозяйством, не такой большой выбор. Вы говорите: почему в Дамаск. С одной стороны – пустыня, с другой стороны – город. Вот именно в этой полоске происходила культивация растений. И эта непрерывная жизнь, я думаю, будет аргументирована археологическими работами в оазисе, хотя системных археологических работ в Дамаске не было. Средневековье исследовалось, а системно не работали.

С. МЕДВЕДКО: Я хотел бы дополнить моего коллегу и сказать, что Дамаск – вот был такой вопрос: почему он такой живучий, как получилось так, что он на протяжении тысячелетий все время возрождался и жил, хотя его тоже разрушали неоднократно (об этом можно будет позже сказать) – опять же даже в названии слова, если брать арамейское значение, потому что в этимологии Дамаск как бы родственен Москве, потому что о Москве нет единого мнения - откуда пошло название, так и у Дамаска есть несколько версий. Специалисты по арамейскому языку, с которыми я встречался в Сирии, пытаются найти отгадку в корне арамейского языка. Они считают, что название «дамаск» от «адар аль-маски», что означает «дом, имеющий воду». То есть это было место, богатое водой. Действительно, эта река, подходя к Дамаску, разветвлялась на десятки и даже сотни рукавов. Практически чуть ли не в каждом доме проходила своя речушка, которая служила той или иной семье. Другая версия: название города идет от арамейского «дур маскус», что означает «пахнущий мускусом» - это действительно был город благовоний, благоуханий. И за Дамаском тоже сохранилось такое название арабское, как, например, Москва – Белокаменная, а у Дамаска официальное название Благоуханный. Город имеет свою уникальную географию: ни один город на Востоке не был так красив, в том плане, что он не был полностью окружен многокилометровой, на десятки, на двадцать километров шириной оазисом, который представлял из себя цветущие сады. И действительно весь город, особенно… Сейчас, к сожалению, не так. Это оазис назывался Гута, его, к сожалению, сейчас не так много осталось, но вот еще в 60- е годы – я был тогда еще ребенком – помню, мы туда всегда выезжали на шашлыки, на какие-то пикники, потому что это был нескончаемый, казалось бы, рай. Откуда и пошло название.

Ш. АМИРОВ: Вы же помните, что там, где пригород, там начинается каменистая пустыня.

Б. ТУМАНОВ: Скажите, Сергей, я это говорю почти без иронии: а сегодня Дамаск соответствует своему названию, связанному с благоуханием?

С. МЕДВЕДКО: Вы знаете, и да, и нет.

Б. ТУМАНОВ: В чем да, и в чем нет?

С. МЕДВЕДКО: Дамаск, к сожалению, постигла участь всех больших городов. Кстати, о точном числе населения Дамаска – я вот недавно разговаривал с мэром города: они боятся называть истинную цифру, потому что она чересчур ужасающая. Большой Дамаск насчитывает до четырех миллионов человек. Хотя, когда находишься в этом городе и видишь его, даже с самолета, кажется: ну, не может там быть 4 миллиона человек. Просто он тоже, как все большие города…

Л. МЕДВЕДКО: Я тоже хочу напомнить, поскольку ты был тогда ребенком, а я уже был действующим корреспондентом.

М. МАЙЕРС: Ну, как вы догадались, у нас в студии отец и сын.

Л. МЕДВЕДКО: А вот в 60-е годы – я приехал туда в 1963 – там было 600 тысяч. Вот он назвал 4 миллиона, а когда я был, спорили: 400 или 600 тысяч. А сейчас идет спор между 4 и 6 миллионами!

М. МАЙЕРС: А вот за счет чего город так вырос? За счет активности мужчин и женщин или за счет того, что он стал привлекателен для мигрантов?

С. МЕДВЕДКО: Город вырос прежде всего за счет самого простого – демографии. Сирия одна из стран самая быстрорастущая в демографическом плане. Больше половины населения, а вернее, можно даже так сказать: 70% населения составляют люди моложе 20 лет.

Б. ТУМАНОВ: Их там около 20 миллионов, если я не ошибаюсь.

С. МЕДВЕДКО: Совершенно верно, сейчас примерно такая цифра будет. Они очень быстро…

М. МАЙЕРС: Сколько в среднем детей в семье?

Ш. АМИРОВ: В сельской семье 10-12 может быть.

С. МЕДВЕДКО: Да, вы знаете, доходит до смешного, потому что у меня был водитель, когда я был там военным переводчиком в 70-х годах, мне приходилось там быть и в такое время, и когда я его спросил, сколько у него детей, он сказал: «У меня 10», - потом помолчал и говорит: «Нет, ты знаешь, 11, я же забыл: у меня жена недавно родила». Потом говорит: «Слушай, я забыл: у меня же и умер один ребенок, получается - 10». На следующий день говорит: «Слушай, я старый дурак, все забыл: на самом деле 11 – у меня же была еще двойня».

М. МАЙЕРС: То, что Вы сказали о юном возрасте и статистических показателях, означает, что люди и умирают в достаточно молодом возрасте? Или нет? Продолжительность жизни невысока в Сирии?

С. МЕДВЕДКО: Она не такая высокая, как в Японии или где-то в Европе.

М. МАЙЕРС: А с Россией можно сравнить?

С. МЕДВЕДКО: В сравнении они живут дольше. Мужчины – да, особенно в сельских районах, особенно те, кто живут в горах.

Ш. АМИРОВ: Смотря где.

С. МЕДВЕДКО: Да, это тоже зависит от климатических условий, конечно. Но вы знаете, один секрет долгожития людей – это их философия и образ жизни.

Л. МЕДВЕДКО: Положительные эмоции.

С. МЕДВЕДКО: Положительные эмоции – раз, и второе – у них такая философия, мне очень понравилось: вот кого не спросишь, даже бедняка или нищего, как дела, он всегда ответит: слава Богу, отлично. Ему, может быть, нечего есть, у него жилье ужасное, а он, тем не менее, говорит «великолепно» и улыбается: «Слава Богу». У нас же спросишь какого-нибудь миллионера: как дела, а он: ой, погано, плохо, проблемы, то се. Вроде, у человека все есть – но «плохо». А там они радуются: настал день, солнце – всегда будет еда. Там невозможные умереть с голода: там очень дешевые фрукты, овощи, хлеб. Я вот сказал «нищие», но на самом деле Дамаск отличается от большинства арабских стран тем, что там нищих нет. С одной стороны, потому что там так устроен строй, а с другой стороны…

Ш. АМИРОВ: Это еще и самая дешевая страна.

М. МАЙЕРС: А в чем это проявляется? То есть недвижимость в Дамаске дешевле, чем в Москве?

Ш. АМИРОВ: Надо сравнивать с соседями: с Турцией, Иорданией.

Л. МЕДВЕДКО: Я хотел бы вас удивить и радиослушателей, что слово «кейфовать» и «кейф испытывать» - это тоже пошло от Дамаска, от «кейфа» - «Как ты поживаешь?». Но тут же дамасканец скажет: «Ты доволен». То есть он тебе диктует: как поживаешь, ты доволен – он не спрашивает, он утверждает: ты доволен!

М. МАЙЕРС: То есть вариантов ответа нету.

С. МЕДВЕДКО: А вариант ответа – «очень доволен».

М. МАЙЕРС: Вот нас уважаемые радиослушатели, Борис, просят рассказать, как же этот город живет сегодня: хватит уже истории!

Б. ТУМАНОВ: Вот мы об этом сейчас и поговорим.

М. МАЙЕРС: +7-985-970-45-45 – это номер нашего sms.

Б. ТУМАНОВ: Я попробую уточнить вопрос о сегодняшнем, современном Дамаске. Это арабский город по определению, не правда ли? И в общем-то мы привыкли к тому, что арабские города похожи в чем-то друг на друга. Скажите, в чем особенность Дамаска? Проявляется ли сегодня в его существовании его история? И есть ли в жизни Дамаска сегодня что-то, что отличает его по национальному характеру?

С. МЕДВЕДКО: Если говорить по национальному характеру, мне довелось побывать практически во всех арабских странах и во многих из них работать, поэтому я постараюсь быть достаточно объективен.

Б. ТУМАНОВ: Вот сравните!

С. МЕДВЕДКО: Каждая страна интересна по-своему, и народ каждой страны имеет свою специфику. Хотя их действительно многое объединяет: это и общая история арабов, и религия, и литературный язык арабов, хотя говорят они все каждый на своем диалекте. Но сирийцев, я думаю со мной согласятся и мои коллеги, потому что они тоже были во многих арабских странах, что сирийцы особый совершенно народ! Они очень, пожалуй как никто, гостеприимны, очень доброжелательны, и открыты ко всем гостям иностранцам. И в отличие от других стран, где тебе могут улыбнуться, а за глаза или в спину что-то скажут, - в Дамаске этого никогда не почувствуешь. Там удивительная совершенно доброжелательность и арабское гостеприимство, которое буквально на каждом углу вас поджидает. И больше всего туристов и тех, кто приезжает, удивляет их совершенно искреннее отношение– не для того, чтобы заработать, как некоторые, которые какую-нибудь услугу окажут, а потом бакшиш, Боже упаси! Вы заблудились где-нибудь в старом городе, там это очень легко, спросите – и вам каждый ответит, более того, скажет: «Вы, наверное, заблудились, зайдите в мой дом: мы вас угостим кофе, соком».

М. МАЙЕРС: И не надо этого бояться?

С. МЕДВЕДКО: Абсолютно не надо! Для них это радость. Они буду расспрашивать вас, интересоваться.

М. МАЙЕРС: А вот как они воспринимают светлокожих, или людей в джинсах, или девушек в коротких юбках? Это все позволительно?

Ш. АМИРОВ: Если девушка одета в рамках приличий, то никаких проблем абсолютно.

Б. ТУМАНОВ: А что в рамках приличия в Дамаске? Какие критерии есть приличия?

М. МАЙЕРС: С Москвой если сравнить?

Ш. АМИРОВ: Примерно то же самое.

М. МАЙЕРС: Правда?

Б. ТУМАНОВ: Вполне светский город!

С. МЕДВЕДКО: Там такие же модницы есть, которые еще дадут фору московским, там можно увидеть от самого смелого макияжа, самых коротких юбочек и самых обтягивающих джинсов и топиков, с одной стороны, особенно это присуще христианской части города Дамаска.

Ш. АМИРОВ : Да, вот я как раз хотел сказать об этих различиях, безусловно.

С. МЕДВЕДКО: Но нет вот такой черты в Дамаске, хотя исторически Старый город поделен на части: на христианскую и дамасскую. Старый город в стенах Средневековья находится, это маленькая часть, ядро города, где он зарождался и жил. А Дамаск нынешний, большой, – там все перемешано! Там можно очень интересные сцены видеть: полностью закрытая женщина, и лицо, и в перчатках черных в жару, где не увидеть лица, ничего, - и одновременно рядом с ней стоит и рассматривает витрину, скажем, женского белья, опять же смело. Вот две женщины, и между собой они еще будут обмениваться…

М. МАЙЕРС: Но это не дает повод и почву для конфликтов?

С. МЕДВЕДКО: Абсолютно нет!

Ш. АМИРОВ: Они очень неконфликтные люди. Я вот хочу привести пример. Я неоднократно обращал внимание: когда идет группа подростков по Дамаску – обычно подростки всегда априорно агрессивны – и если вы встретитесь с ними взглядом, они обязательно скажут что-то доброе, поприветствуют и пойдут дальше. Никакой агрессивности за 20 лет работы там я не помню.

С. МЕДВЕДКО: Вы знаете, вредно в этом плане там жить, потому что это так расслабляет! Я, там проработав 10 лет, не закрывал машину, я никогда не следил за своими карманами. Если мне приходилось на корпункте получать деньги, а они, скажем, довольно большие, их несут целым свертком, просто заворачивают в газету. У него сыплются из этого свертка целые пачки, за ним бегут и ему их отдают! То есть это все совершенно нормально. Сюда я приехал, запираю машину – через два часа ее взламывают. На следующий день то же самое! Для меня это был такой шок! Приехал на родину и…

Л. МЕДВЕДКО: Но это ты сравниваешь с Москвой. А я скажу, что я приехал в Тунис и по привычке так же, как в Дамаске, не закрыл машину, и тут же оказалось, что и сигареты утащили, и еще что-то. И тут же мне тунисцы сказали: это не мы, это ливийцы! Но в Дамаске действительно можно никогда не закрывать машину.

Б. ТУМАНОВ: Скажите, а на чем отдыхает глаз в Дамаске? Что там можно посмотреть?

С. МЕДВЕДКО: Женщины там красивые. Ливанки и сирийки – самые красивые женщины в арабском мире. А когда мы были молодыми студентами 4-5 курса и поехали туда на практику, любимое времяпрепровождение у нас было – ходить в христианскую часть города и смотреть на девиц, которые были очень красивые. Просто мы получали эстетическое удовольствие: как они одеты, как они себя ведут. А сам по себе город настолько красив и настолько своеобразен, что это другая история.

Б. ТУМАНОВ: Он красив за счет чего? Что там – мечети, музеи, какие-то здания?

С. МЕДВЕДКО: Да, за счет архитектуры – раз, за счет зелени – два. Дамаск считается по сей день самым зеленым городом Востока! Его так и называют иногда.

Б. ТУМАНОВ: Он ухожен?

С. МЕДВЕДКО: Он, в отличие от Каира, Хартума, Алжира, Омана…

Ш. АМИРОВ: Нет, Оман сейчас в порядке.

С. МЕДВЕДКО: Да, сейчас, да. Но Дамаск всегда удивлял большинство приезжих своей чистотой. Может быт, его нельзя сравнить с вылизанностью Эмиратов, но в городе они очень следят за своим подъездом, садиком. Хотя, с другой стороны, где-то в сельских районах люди бросают пластиковые пакеты, коробки какие-то. И когда Жак-Ив Кусто исследовал побережье Сирии и погружался на глубину, там же, правда, течение такое специфическое у Средиземного моря, он обнаружил, мне рассказывали, что местами вдоль побережья дно Средиземного моря где-то на полтора-два метра завалено пластиковыми пакетами. Но есть места очень чистые.

Ш. АМИРОВ: Я бы хотел вернуться к одной теме, которая мне представляется суперважной. Сирия – многоконфессиональная страна, там есть невероятное количество как исламских конфессий, среди одних исмаилитов можно несколько насчитать, так и христианских конфессий, начиная от маронитов и кончая армянокатоликми и армяногрегорианской церковью, православной. И никогда за всю историю Сирии страна не знала межнациональных конфликтов. И это перешло в подсознание народа. И я был свидетелем, правда не в Дамаске, а в Джезире, где мы работаем, во время Пасхи аккуратненько все собираются идеологически работники, идут к соответствующим христианским лидерам. А когда, соответственно, кончается рамадан, все собираются и поздравляют друг друга. Есть и езитская община.

Л. МЕДВЕДКО: Я в связи с этим хочу: в Дамаске несколько раз вспомнили про Мечеть Омейядов. Так вот это единственная мечеть, в которой одновременно молятся христиане, и мусульмане, потому что в этой в этой мечети находится могила Иоанна Крестителя. Это первое. И когда приехал Иоанн Павел II, он вместе с муфтием Кафтаро пришел в мечеть Омейядов – и оба молились! Один читал наизусть Коран, а другой читал Библию. Причем Кафтаро читал наизусть Библию, а Папа читал отрывки из Корана. Но если говорить, как сейчас модно, о диалоге цивилизаций, то именно Дамаск, Омейяды – это то место, где это диалог не то что бы в каком-то желательном наклонении, а в котором этот диалог все время идет. Само место это обозначено. И поскольку Вы начали со стихов Батуты, позвольте мне процитировать нашего Брюсова: «Водоворотом мы схвачены // Последних ласк. // Вот он, от века назначенный, // Наш путь в Дамаск!». У всех задается вопрос: почему «наш путь в Дамаск»?

М. МАЙЕРС: Почему?

Л. МЕДВЕДКО: Вот я вам открою секрет. Мы с Сергеем только что кончили книгу писать. В отличие от привычного у нас «Восток – дело тонкое», мы свою книгу назвали «Восток – дело близкое, Иерусалим - святое». А эпиграфом мы взяли это четверостишие, потому что «наш путь в Дамаск»: все, кто шел в Мекку, в Иерусалим молиться, в том числе и иудеи, проходили через Дамаск! А оттуда шел путь: кто идет в Мекку, кто идет в Иерусалим; кто идет вместе с шиитами, кто идет с иудеями. Поэтому Брюсов, никогда не быв в Дамаске, ухватил самое главное: куда бы вы ни шли, надо проделать путь через Дамаск. Сейчас, я как бывший корреспондент партийной газеты, вам скажу, что и ближневосточное урегулирование тоже лежит через Дамаск. Все замыкается там. Казалось бы, чисто библейско-кораническое, такие пророческие слова «наш путь в Дамаск». Что Мухаммед не вошел, что Павел остановился перед Дамаском и стал христианином. Видите, какие аналогии? И вот мы с Сергеем очень удивились, когда президент Путин впервые за всю русскую историю сделал практически паломничество, политическое и как человек верующий: он побыл в Иерусалиме, в Омане, сейчас он побыл в Саудовской Аравии – и проехал Дамаск! Мы с Сергеем в газету об этом написали.

М. МАЙЕРС: Вот Вы говорите, что Дамаск – место урегулирования ближневосточного. Я не знаю, кто виноват – политики или журналисты сегодняшние, но то впечатление, которое создается о Дамаске по новостям, совершенно не соответствует тому, что вы сейчас рассказываете. Вот есть у Вас, Борис, по ощущениям такой дисбаланс?

Б. ТУМАНОВ: У меня есть, действительно.

М. МАЙЕРС: Потому что мы говорим о Сирии, о вооружении. И вот эта толерантность, это средоточие где-то полярных культур, которые не могут найти точки соприкосновения…

Л. МЕДВЕДКО: Это неправильно, понимаете, потому что мы из одной крайности ударились в другую. Сначала вот я как бывший правдист все время писал об этом: это захватчики, агрессоры… А теперь повернули все на 180 градусов. Получается, что эти только шахиды, террористы. Это совершенно неправильно! На самом деле одно из самых больших общин еврейских была в Дамаске.

М. МАЙЕРС: А сегодня она есть?

С. МЕДВЕДКО: И вопреки тому, что говорят, что там режим давит, мешает уехать, им разрешили уехать. И действительно многие уехали, и многие – в Америку. Но я встречался с теми, кто вернулся из Америки в Дамаск. Я их спросил: «А что же вы не остались?» - «Америка хорошая страна, но для молодежи.» - «А что же вас там не устраивает?» - «Там жить невозможно.» - «Почему?» - «Ну, здесь мы всех знаем: тут вот у меня брата сын живет, мы друг друга поздравляем, не дай Бог, кто умрет – мы вместе на похороны. А в Америке соседа не знают даже. Там невозможно жить!». Дамасчане – очень душевные люди. Вот здесь, возможно, тоже кроется их привлекательность как народа.

Ш. АМИРОВ: Я хотел добавить. Вот по моим наблюдениям противоречие арабско-еврейское в Сирии не носит биологического, антагонистического характера – это политика!

Б. ТУМАНОВ: От материй духовных мне хотелось бы спуститься на земной уровень и спросить, что едят в Дамаске.

С. МЕДВЕДКО: Начнем с шаурмы. Вот то, что мы в Москве имеем, - это полная дискредитация этого величайшего, вкуснейшего блюда, потому что тут ничего общего нет! Может быть, я обижаю тех слушателей, которые готовят ее или очень любят, но нельзя сравнить ни тот хлеб, ни то мясо, потому что там баранина, ни то, как оно натачивается. Там просто целое представление, как они работают – это можно смотреть часами: как они, как фехтовальщики, срезают тончайшие слои.

Л. МЕДВЕДКО: Причем с улыбкой!

С. МЕДВЕДКО: Да, делают это артистически.

Б. ТУМАНОВ: Но не только шаурма. Что еще?

С. МЕДВЕДКО: Ой, много чего еще. Кстати, самая вкусная в мире пицца – в Дамаске.

М. МАЙЕРС: Какая банальность – шаурма и пицца!

Л. МЕДВЕДКО: Я вам скажу, что заказывать, если вы приехали в Дамаск, - меза!

Б. ТУМАНОВ: Что это такое?

Л. МЕДВЕДКО: Если вы просто спросите мезу, вам скажут: «Среднюю или большую?».

М. МАЙЕРС: Большую!

Л. МЕДВЕДКО: Это 64 тарелочки! Обычная – 48, а маленькая приблизительно 30. Когда я угощал приехавших туда писателей, особенно Софронова, они удивлялись: что, это одно блюдо – ни одно не повторяется. Вот это - меза!

М. МАЙЕРС: Я рискну предположить, что это похоже на ливанскую кухню или на израильскую, все эти ближневосточные котлетки.

С. МЕДВЕДКО: У них одни и те же блюда, и у них ведется спор: кто что у кого перенял. Сейчас в Европе больше ливанских ресторанов, и сирийцы обижаются, потому что считают и доказывают даже благодаря раскопкам, письменам, что это блюдо было именно на территории Сирии когда-то.

Б. ТУМАНОВ: Да, шаурма появилась в Сирии.

М. МАЙЕРС: Смотрите, что я вычитала где-то на одном из кулинарных сайтов. Вы расскажете, что это такое и поправляйте меня с ударениями: киббе, мешви, хумос, кунафа и всякие там арбуз, инжир, финики, виноград, хлеб, рис, кисломолочные продукты, маслины и лук.

С. МЕДВЕДКО: Да, это все маленькая часть, потому что они и рыбу прекрасно готовят, по-своему и очень интересно. А самые чудеса, конечно, они делают с бараниной: я там впервые попробовал настоящий шашлык, который делается без всякой приправы, но, оказывается, такие места есть у барашка, у большого барана (800 граммов или в лучшем случае килограмм) такое мясо, которое буквально тает во рту. И ничем его не нужно портить: никаким соусом, никакими приправами.

Б. ТУМАНОВ: Кофе или чай там?

М. МАЙЕРС: Я вам перевожу вопрос Бориса Туманова. На самом деле он хочет спросить: пиво или водка.

С. МЕДВЕДКО: Кофе или чай там, наверное, районировано. В прибрежных районах – кофе, а в Джезире – там чай. И очень много сахара.

Б. ТУМАНОВ: Зеленый?

С. МЕДВЕДКО: Нет, черный. Они его варят и пьют маленькими стаканчиками.

Б. ТУМАНОВ: Как чефир.

Л. МЕДВЕДКО: А кофе, особенно наши специалисты, когда по-русски отметили что-то, загуляют слишком, то идут пить кофе. Знаете, какой? Кофе по-бедуински. А кофе по-бедуински – это конденсированные пары кофе, кофеина, и они заменяют практически алкоголь. И если человек хочет опохмелиться, то он - этот кофе по-бедуински, там практически на дне, 4-5 глотков. И человек практически трезвеет!

Б. ТУМАНОВ: Потрясение организма.

М. МАЙЕРС: Мы сейчас нашу страну чему-нибудь плохому научим. Не надо, господа.

Б. ТУМАНОВ: Ну, в принципе, опохмеляться без алкоголя.

М. МАЙЕРС: Вопросы наших радиослушателей. «Кто старше: Дамаск или Иерусалим?» - это Вадим спрашивает.

Л. МЕДВЕДКО: Это старый вопрос. Начать надо с того, что если по Библии, то Дамаск и Иерусалим спорят друг с другом. Потому что на горе, на которой Авраам должен был убить своего первенца – здесь они расходятся: то ли Ибрагима, то ли Авраама, то есть то ли сына первого, то ли второго, - то это было после того, как Авраам вернулся из Дамаска. А если брать еще древнее, по местной традиции, что Каин убил Авеля, то, конечно, Дамаск получается вообще первое пристанище!

М. МАЙЕРС: Вот Сергей просит описать современный город. может быть, имеется в виду архитектура, может быть, автомобильное движение. Вот как он сегодня живет. Мы рассказали много исторических фактов о Дамаске.

С. МЕДВЕДКО: Да, это современный город, который имеет, как и все города, новостройки – очень красивые белые здания. Сейчас Дамаск переживает бум строительный. Одновременно с этим он переживает проблему пробок и транспорта. Появилось очень много машин

Ш. АМИРОВ: Дорожное строительство в последние годы невероятное.

М. МАЙЕРС: То есть там тоже будет третье кольцо, я так понимаю. ДКАД.

С. МЕДВЕДКО: Да, да. То есть эта проблема стоит достаточно остро. Если отвечать на предыдущий вопрос - «Кто старше?» - даже, может, скажут, что в Иерусалиме жили не 7, а 8 или 9 тысяч лет до н.э. Но как столица, конечно, Дамаск старше, а Иерусалим никогда не был столицей.

М. МАЙЕРС: Дима спрашивает: «Как в Дамаске относятся к русским?».

С. МЕДВЕДКО: Очень хорошо.

М. МАЙЕРС: Ко всем?

С. МЕДВЕДКО: Вы знаете, есть страны, где не стоит раскрывать что-то русское. Сирия как раз такая страна, где категорически нельзя скрывать это - надо гордиться этим и при любой проблеме говорить: «Я - русский» - и тебе тут же помогут.

Ш. АМИРОВ: Мало того, если слышат русскую речь, вам всегда ответят. Это самый, наверное, распространенный иностранный язык.

М. МАЙЕРС: Есть ли в Дамаске базар? Отличается ли он от базаров других городов?

С. МЕДВЕДКО: Отличается, и в лучшую, более экзотическую сторону.

М. МАЙЕРС: Что купить? Что подешевле?

С. МЕДВЕДКО: Там очень неплохие цены, там очень здорово торговаться можно, и это своеобразное искусство, своеобразный способ общения. И, я помню, один американец пришел и спрашивает: «Сколько стоит?» - «Сто пятьдесят долларов или лир» - и американец тут же отдал деньги. И мне торговец говорит: «Посмотри, хорошие деньги, а человек сосем неинтересный». А вот мне раз в пять приходилось снижать цену – вот это интересно.

М. МАЙЕРС: Михаил пишет: «То же самое рассказывал мой приятель: он влюблен в эту страну. Сначала я ему не верил, а теперь верю. Всем спасибо!». ««Путь в Дамаск» - это пьеса Стриндберга. Брюсов написал стихотворение под ее впечатлением», - пишет нам Василий.

Л. МЕДВЕДКО: Возможно. Спасибо, радиослушателю!

М. МАЙЕРС: «А варят ли в Дамаске пиво?» - это Дмитрий спрашивает.

С. МЕДВЕДКО: Варят. Два сорта пива: на юге и на севере. Они поделили. В Олепо варят пиво и в Дамаске.

Ш. АМИРОВ: Еще иорданское есть.

М. МАЙЕРС: А оно темное или светлое?

С. МЕДВЕДКО: Светлое. Очень вкусное, потому что хорошая вода. Для пива самое главное – вода.

М. МАЙЕРС: Еще одно сообщение: просят рассказать о дамасской стали.

С. МЕДВЕДКО: Я готов, потому что мы как раз недавно делали репортаж по этой теме. Но боюсь, что это отдельный разговор. Вы знаете, сейчас дамасскую сталь там не делают. Ее делают здесь, в России, и делают великолепно. Я могу назвать пяток имен великолепных кузнецов наших, которые постигли секрет этой стали. А в Дамаске остались только старые клинки, которые сейчас почти все скуплены. Кое-где еще можно найти, конечно.

Б. ТУМАНОВ: А в чем особенности этой стали?

Ш. АМИРОВ: Это очень трудоемкий процесс, и это нерентабельно.

Л. МЕДВЕДКО: Утверждается, что дамасская сталь– это дамасский меч, а сталь сама по себе привозилась.

С. МЕДВЕДКО: Александр Македонский на территории Сирии впервые встретился с персами, которые поразили его своими мечами.

М. МАЙЕРС: Мы заканчиваем эту историю. У нас может быть еще 8 программ «История одного Дамаска». Я думаю, что запросто в той же компании мы и сделаем это в будущем. Мы благодарим наших гостей! Спасибо вам огромное. Чудесный у нас получился город! А сейчас отправляемся в Швейцарию буквально на несколько минут

  • МОИ ШВЕЙЦАРСКИЕ КАНИКУЛЫ

    Единая и неделимая Гельветическая республика – это гордое имя дал Швейцарии Наполеон, когда на стыке XVIII и XIX столетий насильно освобождал страну от тирании аристократов. Через чертову дюжину лет его непобедимую армию погубят бесчисленные российские километры, но в Швейцарии таких врагов он не встретил, а потому властвовал здесь на протяжении полутора десятилетий.

    Ныне эта страна занимает 41 тысячу кв. км. самой высокогорной части Западной Европы. Много это или мало – судите сами: на территории России могли бы запросто разместиться 416 Швейцарий. Кстати сами швейцарцы гордятся своей близостью к небесам и несколькими десятками четырехтысячных альпийских вершин. Они шутят, что если по стране пройтись утюгом, то она займет полконтинента. Однако горы в Швейцарии – это не только красота пейзажей и повод для национальной гордости, но и многовековая борьба за каждую пядь земли, отвоеванную у альпийского божества. На этих пядях местные жители сумели создать, пожалуй, самую совершенную дорожно-транспортную систему в мире. И тут опять уместно вспомнить Наполеона, который в начале XIX столетия построил шоссейные дороги через основные перевалы.

    К середине позапрошлого века Швейцария вошла в единую железнодорожную сеть Европы, а 1882 году пустила первый поезд по Сен-Готтарскому туннелю, на тот момент самому длинному в мире. 15 километров дороги во чреве гор, соединившие Люцерн и Милан, стали очередной великой победой швейцарцев. И это было только начало. За небольшой в общем-то срок – всего век с четвертью – страну окутала сеть автобанов, железнодорожных веток и аэропортов. Москву от Швейцарии отделяют три с половиной часа перелета. Дважды в день самолеты Swiss Airlines садятся в Цюрихе и один раз в Женеве. По сути абсолютно не важно, какой авиакомпанией лететь, но все же здесь Швейцария начинается на 210 минут раньше. Она – в улыбках стюардесс, которые говорят на четырех языках мира, она - в бокалах с белым швейцарским и в кусочках ароматного желтого сыра. Конечно, она – в бесчисленных каталогах часов и шоколада. Но главное - в том, что вы можете сдать багаж и получить посадочные на железнодорожной станции в сотне километров от Цюриха, потом выпить кофе в Монтре, пообедать в Берне купить сувениры в Базеле, наконец, сесть на самолет и только в зале Домодедова снять с багажной ленты свой тяжелый чемоданище.

    Но не спешите вернуться домой, ведь вы еще не побывали в Люцерне – по мнению местных жителей, самом швейцарском городе страны. Своей швейцарскотью он когда-то очаровал Марка Твена, Чарли Чаплина, Льва Толстого и королеву Викторию. По старинной легенде, на его мете обитало племя великанов вильдерманов, затем туда прилетел ангел с фонарем в руках и дал Люцерну имя – Город Света. В XVI веке он стал оплотом католицизма, а веке в XVIII послал своих гвардейцев защищать Людовика, все они погибли от рук революционеров во время штурма Дворца Тюильри. Сегодня о кровавой истории города напоминает разве что серия картинок под названием «Пляска смерти» на городском мосту, а также монумент «Умирающий лев», по точному определению Марка Твена, самое печальное и трогательное изваяние на свете. Других поводов для грусти в Люцерне нет. Он будто бы обнимает горное озеро или наоборот, озеро обнимает его. В водной глади одновременно отражаются солнечные лучи и снежные пики, остроконечные пальмовые листья и силуэты бело-черных лебедей.

    Стоит отметить, что в Швейцарии насчитывается почти полторы тысячи озер. Они не только возбуждают фантазии поэтов, но и являются одной из важнейших транспортных артерий страны. То есть вполне можно насладиться закатом, посетить музей Вагнера и Пикассо, перечитать на досуге «Записки князя Нехлюдова» и пьесу «Вильгельм Телль», а затем сесть на корабль под названием «Вильгельм Телль. Экспресс», чтобы оказаться на другом конце горного озера. Да, и не забудьте во время плавания обязательно отыскать глазами двухвершинную гору Пилатес. Говорят, дух иудейского Прокуратора до сих пор бродит по ее склонам в поисках вечного покоя.


  • Напишите нам
    echo@echofm.online
    Купить мерч «Эха»:

    Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

    Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

    © Radio Echo GmbH, 2024