Купить мерч «Эха»:

Олег Табаков, Михаил Семенов - Книжное казино - 2003-01-18

18.01.2003

К. ЛАРИНА Это программа "Книжное казино" и эту песенку вы сможете слышать у себя дома, поскольку это все на компакт-диске, который называется "Барабашка". Издательство "Самовар" у нас сегодня в гостях. Михаил Семенов заместитель директора. Здравствуйте, Михаил. А также известный артист Олег Павлович Табаков, чей голос вы также сможете услышать в этой сказке. Когда я была маленькой девочкой, у меня была черненькая пластиночка, которую я слушала круглые сутки. Пластиночка называлась "Зербино-дровосек" и там совсем юный Олег Павлович Табаков был тем самым Зербино-дровосеком. Помните, Олег Павлович то время?

О. ТАБАКОВ Как сейчас.

К. ЛАРИНА Скажите, прелестная же это вещь, работа на пластинке на радио?

О. ТАБАКОВ Я думаю, что эта работа по любви, так вот в моей жизни везение присутствует, поэтому значительная часть моей работы, даже с первых шагов от молодых ногтей, все-таки была по любви. Привел меня туда на радио и в фирму "Мелодия" замечательный артист и режиссер Николай Владимирович Литвинов и я там задержался. Лилия Ледницкая, режиссер этой передачи, женщина достойная во всех отношениях, я вместе с ней по жизни прошел, и много мы делали вместе.

К. ЛАРИНА Так я понимаю, что сегодня некоторое возрождение наблюдается этого жанра?

О. ТАБАКОВ Я думаю, слава тебе Господи, может быть, в конечном итоге смена социально-экономического строя вещь болезненная, трудная, но видимо как мне кажется, в этом новом социально-экономическом строе решили, что и эта форма человеческой деятельности может приносить доходы. Короче говоря, выгодно вкладывать деньги в производство товара для детей.

К. ЛАРИНА А Ваш ребенок, Вы для него-то сохранили пластинки виниловые со своим участием?

О. ТАБАКОВ - Я не могу сказать, что он так стремится их слушать, скорее смотрит и слушает то, что сейчас попадается. Но мне кажется, издательство "Самовар" так настойчиво и так недвусмысленно верно пытается служить детям, что значительная часть продукции этого издательства достается Павлу.

К. ЛАРИНА Каким образом Вы подписались на этот проект, на "Барабашку"?

О. ТАБАКОВ - По любви.

К. ЛАРИНА Пришли и сказали, Олег Павлович, а не хотите ли?

О. ТАБАКОВ Нет, тут дело и в главе этого издательства. Он упорен, чтобы не сказать более, он настойчив и компании хорошие собираются. Понимаешь, Ксения, ведь в конечном итоге даже социально-экономическому строю, который зовется капитализмом, не все за деньги можно купить.

К. ЛАРИНА Золотые слова, не все это еще поняли, между прочим.

О. ТАБАКОВ Ничего, дураки поймут позже, но будет поздно.

К. ЛАРИНА Какие афоризмы, записывайте, товарищи. Давайте Миш, теперь Вам дадим слово, немножко расскажите об истории создания этого проекта "Барабашка", поскольку это вещь современная, что важно, что это не повторение пройденного, это оригинальное произведение. Есть целых три автора. Правильно?

М. СЕМЕНОВ Даже не знаю с чего начать. Наверное, правильнее было сказать, что это не новая наша работа, не новый проект, потому что до нее мы уже выпустили десять компакт-дисков для малышей по нашим же книжкам издательства "Самовар", называется "Самовар малышам". Работа над первыми десятью дисками показалась нам настолько интересной, настолько привлекательной, мы туда привлекли и очень рады, что с нами согласились сотрудничать такие замечательные артисты как Клара Румянова, Алексей Баталов, Всеволод Абдулов, и многие другие.

О. ТАБАКОВ И я.

М. СЕМЕНОВ - И Олег Павлович, конечно.

К. ЛАРИНА Валентин Гафт там еще есть.

М. СЕМЕНОВ Да, и первый проект, первая работа была легкой, воздушной, что ли. Так нам понравилось, что мы решили сделать что-то более серьезное. Но так как издательство детское, самое серьезное, что мы можем сделать понятно, сказка. Андрей Усачев написал сценарий, Саша Пинегин написал музыку замечательную. Так родился проект, стали работать.

К. ЛАРИНА А где писали?

М. СЕМЕНОВ Писали в двух студиях у Андрея Худякова и студия "Пифагор" Дима Батыжев, тоже хочется отметить заслугу звукорежиссера, потому что, чтобы сказка зазвучала, здесь нужен очень высокий профессионал. Мы поняли это, когда столкнулись в непосредственной работе над сказкой.

М. ПЕШКОВА - А есть ли детские голоса в сказках и кто их озвучивает?

М. СЕМЕНОВ Нет, детских голосов в сказках нет. Голос у нас и детский, и взрослый один самый замечательный золотой голос России Клара Румянова.

К. ЛАРИНА Мы слушаем фрагменты из музыкальной сказки "Барабашка", выпущена сказка в издательстве "Самовар". Давайте вернемся к теме записи на пластинке, в конце концов, уже неважно для детей или для взрослых, это радиоспектакль. Олег Павлович, сейчас уже так много появилось так называемых аудио-книг, которые удобно слушать в машине. Там 12 кассет, "Мастер и Маргариту", "Войну и мир", что хотите. Не покидает меня ощущение, что очень часто эти вещи записываются левой ногой буквально с листа, без всяких репетиций. Что это такое?

О. ТАБАКОВ - Я думаю, что это рынок называется. Или капитализм с нечеловеческим лицом. Поэтому за отсутствием более интересного товара, покупается этот товар. Я не говорю о конкретных произведениях. Но думаю, что именно в этом дело. Мы утратили этот непрерывный серебряный шнур профессионализма в этом деле. Люди, которые занимаются этим, не всегда как мне кажется, достаточно профессиональны и не всегда достаточно требовательны к себе.

К. ЛАРИНА Режиссер нужен на этих постановках?

О. ТАБАКОВ А как же. А дядя Коля Литвинов, Турбин, Шипов

К. ЛАРИНА Эфрос какие делал.

О. ТАБАКОВ - Толя Эфрос, Алеша Баталов, не так давно Марлен Хуциев еще работал на радио. Вы знаете, и я тоже немало сделал. Должен вам сказать, что на радио отбирались очень высокого класса профессионалы. Давайте я вам перечту. Грибов, Цейц, Плятт, Весник, Дудник, Вицин, Иванов покойный, Невинный, Яншин, Зуева, Олег Ефремов. Понимаете, туда очень трудно было проникнуть, это были действительно золотые голоса. Это было гарантом, качество само собой разумелось. Люди этого круга не могли, как у Пола Скофилда в его книжке написано - "он со временем из человека превратился в кентавра", то есть он и всадник на лошади, он и лошадь, он и погоняла, он уже не может вырваться из определенного уровня притязания в своей профессии. Вот не могу сделать хуже, и все тут. Вот так работали эти люди.

К. ЛАРИНА Как Вы думаете, что лишило популярности этот жанр? Ведь такой провал во времени образовался. Почему?

О. ТАБАКОВ Это не время лишило популярности. А что такое развал советского кинематографа? Разрушено прокатное поле для кино, прекратили работать многочисленные радиостанции. Дом звукозаписи, который фантастически восстал из пепла, недели три тому назад Пономарев, земляк мой саратовский показал мне. Там большие серьезные дела можно делать и для детей в том числе. А до этого 10 лет было разрушенное, не поле дураков, а поле слез, куда могли приходить профессионалы и вспоминать битвы, где вместе трудились.

К. ЛАРИНА Все равно, мне кажется, что и жанр претерпел свои какие-то падения и крахи. Ведь вспомните, я говорю не только о радиозаписи, чтецкая работа как таковая, что делал в свое время Яхонтов, что делал Журавлев, что делал и делает иногда Сергей Юрский.

О. ТАБАКОВ То, что делает Сережа Юрский я слушал, и мне кажется, это серьезно и достойно и человечески содержательно. Я могу сказать, что я успел записать в последнее время. Я записывал "День жизни Иван Денисовича" Александра Исаевича Солженицына, я записывал "Гусь пролетный" Виктора Петровича Астафьева. Короче говоря, каждый пишет то, что он считает интересным и достойным того, чтобы было услышано людьми. Я думаю, многое зависит от нас. Как сделать так, чтобы наши дети нас не стыдились, когда они слушают нашу работу.

М. ПЕШКОВА - Мне хотелось спросить, как сделать так, чтобы дети слушали песни. Я помню свое детство, когда мы пели "коричневая пуговка", и "то березка, то рябина". И как сделать так, чтобы дети эти песни, которые мы сегодня слышим, пели друг другу?

О. ТАБАКОВ Я полагаю, что надо перестать одурачивать наших детей, надо прекратить им демонстрировать ниндзей-черепашек, и всех прочих продуктов производства малоталантливых людей из Японии и Америки. И все-таки вспомнить, что у нас есть Норштейн, у нас есть Хитрук, у нас есть Назаров, Хржановский, у нас есть удивительный тверской крестьянин, снявший по "Старику и море" анимационную ленту и получивший Оскара.

К. ЛАРИНА Гарри Бардин у нас есть.

О. ТАБАКОВ Вот именно. Значит, у нас есть Крылатов, я сейчас вспомнил Женю Крылатова, потому что я с ним много работал, у нас есть настоящие композиторы. Так что перестать как бы повидлом затыкать уши наших детей. Таким джемом без смысла и без вкуса, а все-таки вернуться к тому, что есть. Как писал Крылатов "проскакал по городу олень".

К. ЛАРИНА "Ох, уж эта Настя". Кстати говоря, когда этот фильм показывают по телевизору, я сейчас, уже взрослая тетка, с удовольствием его смотрю.

О. ТАБАКОВ - Собственно, этим и занимаются самоварщики.

К. ЛАРИНА Все равно надо добавить справедливости ради сюда и "Бэмби" Диснея, и "Белоснежку и семь гномов", и "Золушку".

О. ТАБАКОВ Можно сюда добавить и "Король-лев". Это же само собой, но повторяю, это всерьез, ну едва ли не самое главное для меня, как для обывателя, как налогоплательщика, это одна из серьезнейших проблем. Также как серьезнейшая проблема, давайте начнем платить учителю в школе достойные деньги. Давайте вернем этой профессии тот уровень уважения, который существовал в дореволюционной России, когда учитель земский также, как и земский врач это был подвиг, служение. Да господи, в моем детстве была Юлия Давыдовна Лейтис, которая уходила от преследования космополитов из Москвы, научила меня русской литературе, да и мировой. Ходила по этим рядам между партами, поглаживала свои полнеющие локти, возбуждая наш нездоровый интерес. И все-таки научила тому, что я читаю 2-3 страницы нового литературного произведения и понимаю, надо мне дальше читать или не надо.

К. ЛАРИНА Олег Табаков, в студии также Михаил Семенов, зам. директора издательства "Самовар". Продолжим после новостей.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА Пока шли новости, мы с Олегом Павловичем поговорили о театре. Дорогие товарищи дети, слушайте вопрос. Как зовут Кота, которого сыграл Олег Павлович Табаков? Я не буду говорить, где он сыграл Кота. Чьим голосом говорит Заяц в мультфильме "Ну, погоди!"? Где находится смерть Кащея? Как еще называют Домового? Где живет Баба Яга? Пять детских вопросов. И за это мы отдаем по комплекту от издательства "Самовар".

М. ПЕШКОВА - Это одна из тридесятых сказок, именно "Тридесятые сказки" - так называется цикл книг, которые выпускает издательство "Самовар". Среди них, которые мы сегодня разыгрываем, и "Тридесятые сказки", и "Маленький водяной" и "Маленькая Баба Яга", и "Барабашка", и "Как Бабы Яги сказку спасали". А также каждый победитель получит видеокассету, посвященную фестивалю "Русской сказки", который проходит ежегодно в Суздале, а также "Барабашку", либо аудио, либо видео.

К. ЛАРИНА Видео еще не сделали? Я смотрю на участников, что даже Слава Абдулов успел. Фактически последняя работа его. Компания замечательная. И Гафт, и Марина Зудина, и Аркадий Арканов, Клара Румянова.

М. ПЕШКОВА - Как Вам работалось Олег Павлович, в этой компании?

О. ТАБАКОВ Вы знаете, хорошо, весело, возбуждающе. Я помню, как эти старшие, куда меня привели, они успевали не только талантливо свою работу выполнять, успевали, сказав последнюю фразу у микрофона, перейти на противоположную сторону, состроить рожу, или что-нибудь такое вытворить, что ты, продолжая свою роль, не мог просто ничего больше делать, восхищаясь их талантами. А это были такие же люди.

К. ЛАРИНА Я еще хочу вот что услышать. Поскольку у нас еще есть мюзикл "Как Бабы Яги сказку спасали", это тоже музыкальная сказка. Миш, немножко об этом скажите.

М. СЕМЕНОВ Работа над первым проектом "Барабашка" нам очень понравилась, и решили продолжить эту серию и выбрали именно произведение опять же по нашим книжкам. "Барабашка" тоже создан по книжке "Барабашке ли обещано большое вознаграждение" нашего издательства и продолжая эту традицию, выбрали книжку Михаила Макиенко, ленинградского автора. Миша написал замечательный сценарий, он же написал музыку, стихи написали Андрей Усачев и Сергей Махотин. Начали делать мюзикл. С артистами мы уже наладили хорошие отношения.

К. ЛАРИНА А что за артисты?

М. СЕМЕНОВ Олег Павлович, например.

К. ЛАРИНА - Олег Павлович, опять будет выступать?

М. СЕМЕНОВ Он причем там один в трех лицах. Это три Бабы Яги. Будем надеяться, что он создаст образ не хуже, чем Кот Матроскин, будет звучать.

К. ЛАРИНА То есть Вы Бабу Ягу будете там играть?

О. ТАБАКОВ А как же.

К. ЛАРИНА Наконец-то.

О. ТАБАКОВ Вот и придет ко мне слава.

К. ЛАРИНА Вы зря смеетесь, а знаменитая наша Баба Яга Георгий Милляр.

О. ТАБАКОВ Замечательный артист был не только потому, что он Бабу Ягу играл, а один из тех, кто служил.

М. СЕМЕНОВ У нас и образ Кащея там есть.

К. ЛАРИНА Кащея Бессмертного Олег Павлович уже сыграл в кино.

О. ТАБАКОВ А здесь Гафт.

К. ЛАРИНА Перебежал дорогу. Хотелось Вам, наверное, Кащея?

О. ТАБАКОВ Я буду потолще, а Гафт будет больше походить на Кащея.

К. ЛАРИНА Давайте послушаем фрагмент из "Бабы Яги".

ФРАГМЕНТ

М. СЕМЕНОВ Это Олег Павлович.

К. ЛАРИНА Они сестры, что ли, Олег Павлович?

О. ТАБАКОВ - Три сестры.

К. ЛАРИНА - Такие они добрые тетки.

О. ТАБАКОВ Я бы так сказал преодолевающие жизнь, ломающие жизнь.

К. ЛАРИНА В виде книжки тоже есть сказка. Я хочу вам одну телеграмму прочитать, думаю, что вам будет приятно. "Уважаемый Олег Павлович, семья Литвиновых благодарит Вас за то, что Вы упоминаете имя Николая Владимировича Литвинова всегда, когда речь заходит о радиоискусстве. С искренним уважением дочь Наталья, внуки Николай и Иван, правнук Коля Литвиновы. Пожелания радости и удачи по всех Ваших начинаниях. Спасибо большое".

О. ТАБАКОВ Я его люблю, как же не вспоминать.

К. ЛАРИНА Видите, какая нас семья слушает.

М. ПЕШКОВА - Олег Павлович, что читается, что на столе?

О. ТАБАКОВ Исаков, публикация "Дружбы народов" примерно полугодовой давности. Кроме интереса и удовольствия, как читатель это материал будущего спектакля, который Марина Брусникина поставит на новой сцене МХАТа. Благодаря доброте одного русского человека, появилась новая сцена за 104 года существования МХАТа.

К. ЛАРИНА Новый русский и новая сцена.

О. ТАБАКОВ И это будет следующей работой Марины Брусникиной, которая сделала там уже две очень интересные работы. "Пролетный гусь" по Виктору Петровичу Астафьеву и по Людмиле Улицкой "Сонечка". Так что, есть, что посмотреть и на Новой сцене.

К. ЛАРИНА Олег Павлович, раз уж про театр вы заговорили, а что детские спектакли? Только "Ундина" идет на сцене МХАТа. Больше ничего нет.

О. ТАБАКОВ Как ты прямо в точку попадаешь. Я думаю, что вместе с обновлением спектакля "Ундина", куда вошли, мне кажется, сейчас интересные молодые исполнители, вскоре войдут туда и немолодые исполнители, этим занимается очень настойчиво и строго Николай Скорик. Я думаю, что вскоре мы начнем практическую работу по чудо-спектаклю, каким будет сказка Петра Ершова "Конек-горбунок". Это будет семейный спектакль, со всеми чудесами современного уровня и все-таки с безусловным национальным колоритом, я уж не знаю, найдут ли национальную идею философы. Как говорится, удовольствие для всех возрастов там, несомненно, будет.

К. ЛАРИНА А Вы играли утренники?

О. ТАБАКОВ Я утренники не играл, но я помню как по пьесе Льва Устинова и моей "Белоснежка и семь гномов", пришедший в 10.30 утра ребенок, было в 1971 или 1972 году, удивясь в 10.30 первого января от выходящих на сцену гномов, которые запели "Избушка у нас мала, зато мила и весела", ребенок завопил: "Мама, я боюсь!"

К. ЛАРИНА Это легенда, которая передается из уст в уста, но так оно и было. А почему артисты так относятся к детским спектаклям?

О. ТАБАКОВ Они хорошо относятся, просто здоровье не выдерживает.

К. ЛАРИНА Господа, давайте теперь поговорим вот о чем. Михаил про фестиваль "Русской сказки" Вы не рассказали.

М. СЕМЕНОВ Я бы отнес это к одному из достижений нашего издательства, создание именно фестиваля "Русской сказки" идея пришла три года назад. Фестивалей у нас в стране много, а вот фестиваля именно русской сказки, такого карнавального шествия, с красивыми персонажами, со сказочными героями ничего подобного нет. И вот задумали совместно с тур-центром города Суздаля провести такое мероприятие, тем более сам Суздаль располагает, эти купола, эти монастыри. Город сказочный сам по себе. И решили сделать такое шествие, красивое, праздник, карнавал, для народа, для гостей, для туристов. Собрать как можно больше народу, чтобы это было красиво, красочно, с нашими традиционными персонажами, возродить фольклор, русский национальный фольклор. Привлекли туда ансамбли, группы фольклорные, артистов популярных. Опять же те же Бабы Яги питерские, которые исполняют успешно в новом мюзикле, они же были президентами первого фестиваля "Русской сказки", президентом второго фестиваля был Кощей Бессмертный, ожидаем на третьем фестивале, который состоится в феврале этого года с 21 по 23 февраля Емелю-дурака. То есть мы стараемся, чтобы сказочные герои поддерживали традиции.

К. ЛАРИНА Миш, тут есть вопрос от нашего слушателя, даже от нескольких. Просят какие-то сделать закупки для детского сада этих "Барабашек", компакт-дисков.

М. СЕМЕНОВ Я думаю, что вполне можно. Я могу дать телефоны. 250-21-23. Звоните в любой день, мы вам дадим исчерпывающие ответы на все вопросы.

М ПЕШКОВА - Хотелось спросить, Олег Павлович, Ваш сын Павел что читает, и Вы каким-то образом контролируете его чтение?

О. ТАБАКОВ Мы читаем ему по очереди. Он большую справочную литературу осваивает. Скажем, историю вооружений.

М. ПЕШКОВА - Сколько ему лет?

О. ТАБАКОВ Ему семь. Историю морского флота, он уже второй год мучает меня сравнительным анализом вооружений военно-воздушных сил, которые участвовали во Второй мировой войне. Сколько было пушек у Старфайдера, у Хенкеля, и кто, как говорится, был более вооружен и в конечном итоге истребитель "Торнадо" хуже чем "ЯК".

К. ЛАРИНА Вы серьезно или издеваетесь над нами?

О. ТАБАКОВ Серьезно.

К. ЛАРИНА - Такие разговоры ведете с семилетним ребенком?

О. ТАБАКОВ Что значит разговоры? Мы читаем, сравниваем, какие шансы у кого. Народ продвинутый. Я должен вам сказать, что, может быть, такая пытливость не только семьей инициирована, но он попал в очень хорошую школу. Школу, где они поют, играют на инструментах, где у них есть история театра, есть мастерство актерское. Короче говоря, он все время стремится туда идти, и я с тревогой все время ждал, когда же он перестанет хотеть идти в школу, и вот уже пятый месяц с какой-то подозрительной настойчивостью он все время говорит, что нет, я пойду. Заболевает и готовит уроки, музыкальные какие-то уроки. Это, конечно, вина такого талантливого человека Казарновского, он директор этой школы, он ее придумал. Там большая продленка, они во время продленки строят снежный городок. Это, по сути дела, часть моей серьезной проблемы, для меня, во всяком случае. Одна школа это хорошо, а если бы их было пять, было бы еще лучше. А было бы десять цены бы не было. Поскольку в моем детстве был Саратовский Дворец пионеров и Наталья Иосифовна Сухостав, руководительница драмкружка, куда я ходил, и никакого влияния улицы. Никакое влияние улицы с этим не могло соревноваться, потому что это был смысл. Я жил неделю, а потом три дня в неделю туда, на занятия драмкружка. "Человек должен быть счастлив от того, что он делает", - говорил царь Соломон и в полном объеме эта мудрость касается наших детей. Талантливые педагоги вот главная проблема, как мне кажется, на сегодня для России. Как привести в педагогику талантливых людей, как сделать их труд престижным, хорошо оплачиваемым, а стало быть, желанным для очень большого количества.

К. ЛАРИНА У меня такая передача есть каждое воскресенье в эфире. Называется "Родительское собрание" и мы там как раз обсуждаем проблемы воспитания. Может быть, Вы когда-нибудь туда заглянете? И мы там устраиваем такие опросы для наших слушателей и как-то мы говорили о профессии учителя на сегодняшний день и задали вопрос нашим слушателям - как вы думаете, пользуется ли профессия учителя сегодня уважением? Позвонило нам около трех тысяч человек, очень много, точные цифры не скажу, но процентов 80 ответили нет. Это страшные цифры.

О. ТАБАКОВ Я должен сказать, что в моем детстве был учитель английского языка, дядя Володя мы его звали. Изящный, складный, тщательно одетый, галстук повязан хорошо, который называл нас на "Вы". Странная патология была для нас. Несчастные женщины послевоенного советского периода с авоськами это наши учителя, они как-то при всей их заботе о нас, не могли сравниться с ним. Он называл нас на "Вы", никогда не унижал, он всегда как бы был с нами внимателен, и уважение от него исходило. И до сих пор все-таки, прошло эдак 50 с лишним лет, я его вспоминаю и вспоминаю с благодарностью, как и некоторых других учителей, и Клавдию Михайловну, учительницу истории, Юлию Давыдовну Лейтис, директора нашего Михаила Аркадьевича, который запрещал нам азартные игры на деньги и вещи.

К. ЛАРИНА Олег Павлович, большое спасибо за то, что Вы пришли сегодня. Большое спасибо Михаилу и "Самовару" за замечательные подарки и за то, что мы сегодня в эфире слышали.

О. ТАБАКОВ - Я должен сказать, что, на самом деле, медленно, но возвращается эта работа, о которой мы так долго говорили. И недавно сделанная с режиссером Верником запись и то, что будет еще сделано, это, по сути дела, в сочетании с тем, что отремонтирован Дом звукозаписи "Пономаревым и компанией" это, на самом деле, залог того, что вернется качественная литература к детям.

К. ЛАРИНА Я, кстати, дома слушаю сказки Пушкина в исполнении Олега Табакова. У меня есть. Спасибо Вам большое, до встречи.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024