Купить мерч «Эха»:

Итоги литературной премии "Национальный бестселлер" - Ольга Тублина, Сергей Носов - Книжное казино - 2015-06-14

14.06.2015
Итоги литературной премии "Национальный бестселлер" - Ольга Тублина, Сергей Носов - Книжное казино - 2015-06-14 Скачать

Ксения Ларина

Говорите, говорите.

Сергей Носов

… Москвина нет ничего у Вас там.

К. Ларина

Нету. Москвин на гитаре играет? Владимир Москвин?

С. Носов

Да.

К. Ларина

Мы можем посмотреть, конечно. А какую песню?

С. Носов

Да какую-нибудь любую там… скую какую-нибудь…

К. Ларина

Давай, Света, попроси там посмотреть. Владимир Москвин.

Ольга Тублина

Третьяковский, Москволотский.

К. Ларина

На самом деле если на это пойдет программа, потому что мы в тупик поставили нашего гостя. Он сейчас вообще замкнется в себе до конца передачи. Да? А я хочу, правда, представить. Сегодня у нас в гостях победитель «Национального бестселлера» 2015 года. Сергей, поздравляем мы Вас сразу с этим присуждением главной премии «Нацбест». Сергей Носов у нас в студии. Здесь же Ольга Тублина? Простите. Тублина, директор издательства «Лимбус-пресс». Это Санкт-Петербург, как вы понимаете. И поэтому наши гости из Ленинграда, из Петербурга. А попросила я Сергея вспомнить любимую песню, хотела ему сделать приятное, а получилось наоборот, потому что я теперь об этом все время думать, что же я люблю, какую же песню я люблю. Ну, вот будем искать. Здесь же Ксения Ларина – это я. Майя Пешкова…

Майя Пешкова

Это я.

К. Ларина

Это Майя. Да. Приветствую тебя. И мы перед тем, как начать наш разговор по традиции предлагаем вам наш традиционный рейтинг продаж. Напомню, это результат книжный продаж 3-х крупнейших магазинов Москвы – Московский дом книги, «Библиоглобус» и «Москва». Еженедельный рейтинг. Называю вам 1-ю, ну, пусть будет так, условно десятка. Итак, на 10-м месте Эллендеи Проффер Тисли «Бродский среди нас», книга, о которой мы говорили. Она потихонечку уходит с 1-х строчек. Ее читают. Нёсби, правильно его называют, да?

М. Пешкова

Да.

К. Ларина

«Кровь на снегу». Это один из популярнейших таких детективных авторов современности на 8-м месте. Чуть выше Иосиф Бродский «Новые стансы к Августе. Стихи к М. Б.». Это я как понимаю, как раз «Лениздат», по-моему. Да? Издавал эту книжку?

М. Пешкова

Это…

К. Ларина

Нет?

М. Пешкова

Да, «Лениздат» выпускает. Да, да.

К. Ларина

Это тоже питерское издательство.

М. Пешкова

… серии.

К. Ларина

Чуть выше из той же серии книга Бродского «Стихотворения. Мрамор. Набережная неисцелимых». А чуть выше на 5-м мете Фредерик Бегбедер «Уна and Сэленджер». Чуть выше Мураками «Бесцветный Цукуру Тадзаки и его годы странствий». На 3-м месте Маринина «Казнь без злого умысла». На 2-м месте Толстая «Девушка в цвету». На 1-м месте Борис Акунин «Планета Вода». Вот меня просто среди ночи разбуди, вот эти три фамилии я назову. Они каждую неделю. Да, да. Все у нас традиционное. Вкусы у наших московских читателей. А у Вас? В Петербурге?

О. Тублина

Ну, я думаю, примерно то же самое будет, если мы составим такой же рейтинг, который составляется по «Буквоеду» и «Дому книги» петербуржском.

К. Ларина

А наш герой? Как там? Входит в число…

О. Тублина

Ну, наш герой, например, в этом году его знаменитая книга «Тайная жизнь петербургских памятников» решили издать в такой серии, которая продается в метро. Издали 3 тысячи экземпляров. И за один день все продали. Поэтому… Но рейтинг продаж в киосках метро не составляется.

К. Ларина

Ну, что же? Сергей Носов, напомню еще раз, в нашей студии. И книга, за которою он собственно получил «Нацбест», она у нас сегодня присутствует на столе. «Фигурные скобки» называется эта книжка, которая собственно и является главной книгой нашей сегодняшней передачи. И вы эту книжку получите обязательно, если правильно ответите на вопрос, который мы сейчас вам зададим. А вопросы, кстати, вот имеют непосредственное отношение к книге, о которой мы только что говорили – «Тайная жизнь памятников».

О. Тублина

Петербургских памятников.

К. Ларина

Петербургских памятников. Итак, внимание! Вопрос для вас, дорогие друзья. Какой памятник в Санкт-Петербурге курит? Это не метафора. Это, я как понимаю, абсолютная, действительная курения табака. Изображен процесс курения табака. Да?

О. Тублина

Ну, процесс не изображен.

С. Носов

Да.

К. Ларина

Но он с…

С. Носов

Держит папиросу.

К. Ларина

Держит папиросу. Да. Какой памятник в Петербурге курит? Пожалуйста, присылайте ваши ответы на смс – плюс 7 985 970 45 45. Ну, а теперь я хочу предоставить слово Ольге, чтобы она нам рассказала в принципе про те книжки, которые мы сегодня даем нашим слушателям. Вот «Фигурные скобки». А еще что у нас там?

О. Тублина

Ну, про «Фигурные скобки» при авторе я, наверное, не буду рассказывать. Сергей расскажет про свою книгу сам. А единственное, что я хочу сказать, что в этом году «Национальный бестселлер» побил рекорд в том смысле, что члены большого жюри там отдают голоса, так выбирают каждый из 20 членов большого жюри две книги, одной дают 3 голоса, другой – один. И Сергей побил рекорд всех «Нацбестов» в этом году. Он получил 19 баллов от большого жюри, из них 5 по 3 балла и получается – 19 – 4 по одному баллу. И, ну, он бесспорным был, конечно, фаворитом в этом году. Но надо сказать, что премия так построена, «Национальный бестселлер», что если ты был фаворитом там при голосовании большого жюри, совершенно не обязательно, что ты победишь. Например, в прошлом году 13 баллов, тоже очень много, получил Сергей Шаргунов за роман «1993». Но победила при этом Ксения Букша с романом «Завод «Свобода».

М. Пешкова

Это она с младенцем пришла?

О. Тублина

Да, она пришла с…

М. Пешкова

На церемонию, да?

О. Тублина

Когда она получила премию, младенец еще был в животе. В этом году она, значит, пришла с девочкой Машей своей на церемонию. И, значит, она голосовала за книгу Москвиной «Жизнь советской девушки», причем как она сказала: «Я голосую не за советское и не из-за девушки, а за жизнь».

К. Ларина

Скажите, кто в жюри-то входит?

О. Тублина

Значит… ну, малое жюри у нас… В большое жюри обычно входят люди, имеющие отношение прямое к литературе, к книгам. То есть это либо литературоведы, либо критики…

К. Ларина

То есть профессиональные читатели.

О. Тублина

… писатели, профессиональные читатели. А малое так называемое жюри, которое… у нас премия абсолютно открытая и в прямом эфире, если можно так говорить не про эфир, а про саму церемонию, они отдают свои голоса определенным книгам. И в этом году туда входили… И люди это обычно медийные, не всегда имеющие прямое отношение к книгам, хотя всегда в жюри следующего года присутствует победитель предыдущего. Поэтому Ксения Букша и была в жюри. В этом году был Ефим Шифрин, Вадим Степанцов, поэт и основатель «Бахыт-Компота». Да. Был, например, кардиохирург. У нас всегда кто-нибудь из науки присутствует.

К. Ларина

Настоящий хирург? А не тот…

О. Тублина

Нет, настоящий кардиохирург из нашей 1-й…

К. Ларина

А то я уж испугаться должна – хирург тоже.

О. Тублина

Нет, нет. Сергей Яшин, который там первые операции на сердце он у нас проводил когда-то. У нас была такая Алла Михеева…

К. Ларина

А вот сами смеетесь. А почему?

О. Тублина

Ну, у нас всегда присутствует такое…

К. Ларина

Перчинка.

О. Тублина

… лицо. Да. У нас была Анфиса Чехова когда-то в жюри. Был там Алексея Ягудин.

К. Ларина

Они хотя бы это читают?

О. Тублина

Ну, судя по тому, что они рассказывают, то то, за что они голосуют, по крайней мере, эту книгу они прочли. Вот.

С. Носов

Шинкарев был.

О. Тублина

И был Владимир Шинкарев, основатель «Митьков». И вот три голоса Сергей получил как раз от Шинкарева – единственный петербуржец. А также от Степанцова и от Шифрина, которые москвичи.

К. Ларина

Ну, и теперь Сергей будет членом жюри следующего года, я так понимаю.

О. Тублина

Следующего года при условии, что премия будет существовать.

К. Ларина

А что там такое может быть, произойти?

О. Тублина

Ну, 3 года назад… Значит, премию основали двое. Это Константин Тублин и Виктор Леонидович Топоров. Причем один поддерживал материально, другой – идеологически всю эту премию вел. И 3 года назад так получилось, что он не смог поддержать премию, и нас поддержал телеканал «2х2». И два года поддерживал он. Но у него в этом году в связи с кризисом тоже трудности, причем мы остались большими друзьями, но действительно они не могут нас поддерживать. И тогда Константин Тублин сказал, что в год литературы не может себе позволить, чтобы премия перестала существовать именно в этот год, тем более она была юбилейная – 15, и вот он ее поддержал. Что будет в следующем году, мы не знаем.

К. Ларина

А! То есть такой бонус получился в этом году.

О. Тублина

Да.

К. Ларина

Она вроде как не должна была жить, а все еще жива. Да?

О. Тублина

Да.

К. Ларина

Ну, хорошо.

О. Тублина

Будет обидно, если она не продолжит свое существование…

К. Ларина

Нет, нет. Обязана.

О. Тублина

Ну, обязана.

К. Ларина

Обязана. Ну, конечно. Сергей, у меня к Вам вопрос. Я вот не случайно попросила сказать Олю, что кто там в жюри. Вот для Вас важно, кто оценивает Вашу книжку? Или это не столь существенно?

С. Носов

Ну, после того, как все случилось, ну, конечно, какое-то значение предаю этому. А на самом деле так, ну, я об этом и не думал, старался не думать. Если все время думать, что там будет дальше, то это можно просто свихнуться. Вот. А мне, ну, действительно даже в некоторой степени лестно, что такие уважаемые люди проголосовали за меня.

К. Ларина

Ну, Вы рецензии читаете на свои книги, если они появляются?

С. Носов

Ну, чаще, пожалуй, читаю. А иногда мне их пересказывают. Я понимаю, что читать их не надо.

К. Ларина

Ну, все равно. Я вот хочу понять вот, что для Вас важно. Вот чьи оценки для Вас важны? Если мы не берем жюри, профессиональных критиков. Вот есть люди, мнение которых важно. Вот Вы ждете, что скажет этот человек про Вашу книжку.

С. Носов

Ну, может быть, я не жду, что скажет человек про мою книжку. Как-то я не рассчитываю, когда пишу, на мнение конкретного…

К. Ларина

Ну, это понятно, но потом-то когда уже написали.

С. Носов

Автор… Но когда вдруг человеку понравилось, я предполагал, что как раз именно ему это может и не понравиться, и он как бы говорит какие-то слова хорошие, то ура! Я готов тоже радоваться. Ну, допустим, мне было приятно, когда, в общем-то, меня не ругал Виктор Топоров там или как-то вот...

К. Ларина

Жесткий человек, кстати. Да, да.

С. Носов

… или Леонид Юзефович. В общем-то, достаточно лестно отзывается иногда о моих сочинениях. Вот. Или люди, которые вроде бы, на мой взгляд, должны были бы, ну, по каким-то соображениям своим, ну, выразить холодное отношение к данному тексту.

К. Ларина

И вдруг неожиданность. Да?

С. Носов

И вдруг Борис Валентинович, допустим, Аверин, Борис Аверин, например. Вот. И так далее.

М. Пешкова

В каком писательском союзе Вы состоите? И состоите ли Вы вообще в писательской организации?

С. Носов

Так, так. Я состою в союзе… в писательском союзе.

О. Тублина

В Союзе писателей России.

С. Носов

Я состою в СТД театральных деятелей. Да. Из Союза журналистов, по-моему, меня за неуплату взносов давным-давно исключили. Вот. Состою в Союзе писателей России. Входил я когда-то в Союз советских писателей в самый-самый последний момент. Тут он развалился. Ну, и вот я…

М. Пешкова

То есть Вы в том союзе, который возглавляет Валерий Попов? Или кто-то другой?

С. Носов

Нет. Я как раз…

М. Пешкова

В противоположном.

С. Носов

В противоположном. Но с Валерием Поповым мы были соседями вот последние 4 года по Ахматовской будке, по литфондовскому…

К. Ларина

Товарищи, Вы говорите на каком-то птичьем языке. Я вообще ничего не понимаю. Вообще! Ну, мы, простые люди, не понимаем, что такое противоположный Союз писателей. Объясните. И где находится Ахматовская будка?

С. Носов

Мне кажется, если честно, сейчас уже никто не придает значения вот таким разделениям по…

К. Ларина

А там тоже у Вас такое есть?

С. Носов

Где?

К. Ларина

У Вас там в писательских кругах. Один союз против другого.

С. Носов

Да нет. Это уже все прошло давным-давно. Это где-то там в 90-е, может быть, было еще.

К. Ларина

А про Ахматовскую будку еще скажите.

С. Носов

Ахматовская будка. Ну, Вы знаете, что такое Ахматовская будка. Да, Комарово. Вот этот знаменитый домик. Там 6 литфондовских дач. И вот этот домик, он продолжает оставаться литфондовской дачей. Да? То есть постоянно там со времен Ахматовой, там после Ахматовой Альт жил и так далее, там все время кто-то проживает. И вот так получилось, что вот жребий выпал мне. И 4 года, ну, вот я приезжал туда и находился в этой комнате, где стоит печка, ну, наверное, единственное, что сохранилось с тех времен настоящих, которую топили при Ахматовой. Вот. И… А мой сосед – это Валерий Георгиевич Попов.

К. Ларина

А вот Майя спросила про Союз писателей очень строго. А я Вас так спрашиваю, а неформальный Союз писателей есть? Тот, в который Вы входите. Я имею в виду вот некий ближний круг коллег, с которыми Вас связывают неформальные отношения, дружеские, близкие, с кем Вы является единомышленниками. Я не знаю, как это назвать.

С. Носов

Нет, ну, единомышленник – это такое громкое слово, потому что каждый писатель должен как бы мыслить по-своему. Да? И этим он только и интересен, а иначе, наверное, и… Ну, круг такой… Ну, да, разумеется. Павел Курсанов. Постоянно, едва ли не каждый день встречаемся с ним. Вот Татьяна Москвина как-то часто бывает вместе с нами. Ну, вот…

К. Ларина

Ругаетесь на московских… на московскую тусовку литературную?

С. Носов

Да нет.

К. Ларина

Наверное.

С. Носов

Да нет.

К. Ларина

Зажрались там в своей Москве. Да?

С. Носов

Да нет. Да мы про это как-то и вообще не говорим.

К. Ларина

То есть у нас нет…

С. Носов

Нет. Нет, у нас очень хорошие отношения с отдельными московскими авторами, если мы говорим о писателях. Вот.

К. Ларина

То есть там такой борьбы нет внутренней, да? Вот идеологической, двухс… Вот как обычно бывает, что вот питерские не очень любят москвичей.

С. Носов

Да нет. Это миф все.

К. Ларина

Мифы?

С. Носов

Я думаю, миф. Миф, миф.

К. Ларина

Сергей сказал, что вот состоит еще и в Союзе театральных деятелей, что тоже важно в нашем разговоре, поскольку хочу напомнить, что Сергей не только прозаик, но и драматург. И многие его пьесы идут на сценах театров российских. Еще и, наверное, стоит напомнить, что ты начинал вообще как поэт, что первые публикации были поэтическими, насколько я правильно помню. Да, Сергей?

С. Носов

Ну, да. Кто-то тут вспомнил, что я… Да. И как-то вдруг в интернете вдруг стали говорить…

К. Ларина

Вдруг стали говорить поэты.

С. Носов

Но на самом деле очень давно я писал стихи. Да? Книги не издавал. Но в антологии всякие там входил.

К. Ларина

А драматургия какое место занимает в Вашей жизни? Насколько Вам это интересно? И почему? Если да.

С. Носов

Ну, мне интересно написать пьесу, если у меня складывается в голове какая-то история в виде пьесы. Ну, вот…

К. Ларина

А спектакли хорошие?

С. Носов

Спектакли? По-разному бывает. Спектакли – да, чаще…

К. Ларина

Ну, вот из тех, что идут, вот Вы могли бы назвать то, что Вам нравится. Когда вот Вас… правильно Вас поняли, и Вам нравится этот спектакль.

С. Носов

Ну, вот скажем так, у меня есть пьеса «Берендей». Ее ставили в БДТ на малой сцене. Сейчас она не идет. Она… это же… По этой же пьесе недавно в магаданском театре был поставлен спектакль, но вот большая – умер актер.

К. Ларина

Вообще много спектаклей…

С. Носов

… типаж…

К. Ларина

Много спектаклей по…

О. Тублина

В нашем театре комедии до сих пор идет, уже лет 18…

К. Ларина

Да? Даже так?

О. Тублина

… пьеса «Дон Педро». Акимовский.

С. Носов

Знаете, во-первых, у меня на радио были все спектакли поставлены. На «Радио Россия». Я когда-то…

К. Ларина

Да, Вы еще и радиоведущим были.

С. Носов

Нет, радиоведущим я никогда не был.

К. Ларина

Не были?

С. Носов

Я работал на «Радио Россия». Да. В детской редакции, в общем-то. Ну, и писал тексты просто для взрослых актеров.

К. Ларина

Тексты для актеров. Понятно.

С. Носов

Там Дрейден Сергей…

К. Ларина

О, прекрасно.

М. Пешкова

Вы работали с Махотиным вместе, нет?

С. Носов

Чуть-чуть. С Махотиным еще раньше работал в журнале «Костер». Вот там я работал с Махотиным. А на радио я как раз уволился, и, по-моему, Махотин едва ли не на мое место пришел.

К. Ларина

Вот так вот. Махотин-то тот еще…

С. Носов

А Махотин…

О. Тублина

Наш Махотин.

С. Носов

Он работал в журнале «Костер». И вот… при Складнове.

К. Ларина

Но давайте вернемся к «Фигурным скобкам». Сказала Оля, что не будет говорить про эту книжку. Пусть автор говорит сам. Ну, пусть автор скажет. Это трагикомедия про фокусника…

О. Тублина

Мне очень нравится, что там главный герой – математик. А я сама по образованию математик. Хотя там математиком…

С. Носов

Вот, кстати. Вот-вот Вы говорите, что я думаю о читателях. Вот я как раз и думаю вот конкретно, что вот скажет Ольга.

К. Ларина

А что скажет математик, да?

С. Носов

Да, что скажет математик, когда там прочитает что-нибудь.

К. Ларина

Ну, там, правда, фокусники у Вас герои?

С. Носов

Да.

К. Ларина

Иллюзионисты.

С. Носов

Ну, герой приезжает на конгресс иллюзионистов из Москвы в Петербург. Вот собственно…

О. Тублина

Связывает два города очень хорошо.

С. Носов

Кстати, там поднимает тема, чем московский отличается от…

К. Ларина

От питерских.

С. Носов

От питерского. Да. Но в пародийной форме. Вот. И собственно примерно 44 часа хроника его пребывания здесь, включая ночь, и у него бессонница. У него сложные какие-то отношения с семьей. Он оказывается здесь. И вот тут вот-вот… Но роман написан по большей части в настоящем времени. Вот…

К. Ларина

Собственно и все.

С. Носов

Собственно да.

К. Ларина

Но учитывая, что это «Нацбест», я так понимаю, что там есть свои критерии успешности вот именно в этом жанре. А вот я уже к Ольге обращаюсь. Чтобы это было увлекательное чтение, это именно национальный бестселлер…

О. Тублина

Ну, девиз премии: «Проснуться знаменитым». То есть вот не смотря на то, что у нас, например, два раза Дмитрий Быков стал…

К. Ларина

А с чем, кстати, он был?

О. Тублина

Значит, сначала он с Борисом Пастернаком из «ЖЗЛ», а потом «Остроумов или ученик чародея». И опять же показывает вот абсолютную независимость премии, что Виктор Леонидович очень не любил Быкова, неважно почему, как, но ничего не мог сделать. То есть я к тому, что вот да, он два раза победил вы этой премии, например. Ну, а нет критериев на самом деле. Но, тем не менее, конечно, у «Нацбеста» в отличие там даже от Букера, даже от «Большой книги» немножко другая, более интеллектуальная, скажем так, направленность. Ну, и еще я хочу добавить, что эта книга просто изумительный русским языком написана. Просто можно читать и получать удовольствие от хорошего русского языка, кроме того что там вот такой сюжет.

К. Ларина

А кто были конкуренты Сергея?

О. Тублина

Ну, вот на этой премии 3 балла получил Сергей, 2 балла – Татьяна Москвина за биороман «Жизнь советской женщины». А также входили в short list Снегирев, московский писатель, с романом «Вера», который, по-моему, еще только-только должен выйти в «Эксмо». Он был по рукописи номинирован. Анна Матвеева за сборник рассказов «Девять девяностых», который сейчас в short листе в «Большой книге».

М. Пешкова

Это редакция Елены Шубиной.

О. Тублина

Да, редакция Елены Шубиной. Ну, вот она сейчас у нас главный поставщик книг в «Нацбест», поскольку действительно ее редакция публикует очень хорошие произведения. И я кого-то забыла.

С. Носов

Из Владивостока.

О. Тублина

Вадим Авченко, который тоже когда-то был в short листе «Нацбеста» с романом «Правый руль», а сейчас «Кристалл в прозрачной оправе». Вот он один голос от Михеевой и получил.

С. Носов

И Олег Кашин.

О. Тублина

И Олег Кашин. Когда-то он был в жюри «Нацбеста» малом, а сейчас…

К. Ларина

«Горби-дрим», по-моему.

О. Тублина

«Горби-дрим», да, он написал.

К. Ларина

А Вы читали всех, кто был представлен-то в итоге вот в финале, Сергей, всех своих конкурентов?

С. Носов

Нет, всех я не читал. Но я знаю, как Снегирева… да. И Анну Матвееву. И Татьяну Москвину читал.

О. Тублина

Ну, конечно. Дело в том, что Снегирев и Авченко, они по рукописи были наминированы. Поэтому еще нельзя прочесть.

К. Ларина

А! Еще книжек нет.

О. Тублина

Да. То есть мы ждем книги.

С. Носов

Анну Матвееву я еще читал до книги. Печатались рассказы в тех же сборниках. Как-то мы… получилось, что наши рассказы как бы познакомились раньше, чем мы с ней сами.

К. Ларина

То есть в сборник вместе входили.

С. Носов

Да. В нескольких сборниках мы как-то встречались, они вернее встречались, наши тексты.

К. Ларина

Давайте мы сейчас на новости уходим. Слушаем новости. Потом продолжаем нашу программу. И я назову уже победителей наши, которые правильно ответили на вопрос.

**********

К. Ларина

Возвращаемся в программу «Книжное казино». Сегодня в нашей студии победитель «Нацбеста» этого года Сергей Носов, писатель, драматург, поэт. Здесь же Ольга Тублина, директор издательства «Лимбус-пресс». И оба они из Санкт-Петербурга. Программу ведут Майя Пешкова и я, Ксения Ларина. Дорогие друзья наши уже ответили на вопрос, какой памятник в Петербурге курит. Это памятник Дмитрию Менделееву. Да? И наши победители: Стас – телефон, первые три цифры 828, Юрий – телефон 137, Оля – 594, и Ян – 372. Я прошу прощения у моих гостей, я вынуждена еще вернуться к предыдущей передаче, потому что я не назвала победителей, которые выиграли билеты в театр Елены Камбуровой. Это Ирина, которая задавала вопрос про Ивана Поповски, и это Татьяна, которая задавала вопрос про мироощущение Елены Камбуровой из стихотворения или песни, которая лучше всего ее характеризует. Вот наши победители. Спасибо Вам большое. Еще раз прошу прощения за то, что говорю это в этой передаче. Но мы должны, наверное, Оль, сказать про остальные книжки, который у нас сегодня есть. Давайте несколько слов скажем про них.

О. Тублина

Ну, вот недавно вышла книга буквально там неделю назад – Анна Матвеева «Призраки оперы». Это та же Анна Матвеева, которую только что упомянули…

К. Ларина

Финалистка «Нацбеста».

О. Тублина

… «Нацбеста» и когда-то в 2000-м году или 2001-м она прославилась книгой «Перевал Дятлова». Молодая и очень красивая писательница из Екатеринбурга. Это две такие повести, связанные с оперой. Одна называется «Взятие Бастилии» и другая – «Найти Татьяну». Но такое придумывали название «Призраки оперы» естественно, чтоб была какая-то аналогия с известным мюзиклом. Это одна книга, очень хорошо написанная, как все пишет Аня. 2-я книга – это Леонид Зуров «Иван да Марья». Это секретарь Бунина, которому Бунин завещал весь свой архив. И это вот книга и следующая Дмитрия Долинина «Здесь, под небом чужим» мы в конце прошлого года выпустили к 100-летию 1-й мировой войны. И надо сказать, что «Иван да Марья» была опубликована в 2-х журналах «Звезда» лет 5 назад, наверное. И ко мне начали приходить наши петербургские писатели Илья Бояшов, Павел Курсанов, который главный редактор издательства «Лимбус-пресс», еще кто-то, и вот все говорили: «А вы знаете, вот какая замечательная есть вещь, потому что она никогда не была напечатана». И вот это такая… в провинциальном городе разворачивается история любви. И вот когда начинается 1-я мировая война, жена пошла за мужем и там работала санитаркой и так далее.

К. Ларина

Это художественное произведение, да?

О. Тублина

Художественное произведение. И Дмитрий Долинин – это знаменитый наш оператор-постановщик «Ленфильма», который снимал фильмы как оператор «Начало», «В огне брода нет», «Собака Баскервилей» и другие. Он стал писать книги тоже художественные. И здесь две повести. Вот одна тоже связана с 1-й мировой войной, называется «Принцесса». Художественная. В основу которой легла биография, по-моему, двоюродной или троюродной сестры Николая II, которая пошла работать санитаркой на фронт во время 1-й мировой войны. И вот там тоже случилась любовь, но – как сказать? – человека ниже ее намного по званию, но которому все-таки разрешили оформить брак. Ну, обе книги очень хорошо написаны и интересно читаются.

К. Ларина

Вот если говорить о новых именах и современной прозе, то вот, конечно, и присутствующие здесь автор и Анна Матвеева, как я понимаю, вообще часто такие открытия происходят сегодня?

О. Тублина

Сколько назвать…

К. Ларина

То, что читают. Ну, для массовой аудитории. А почему нет?

О. Тублина

Ну, 1-я книга «Дайте мне обезьяну», которая вышла и очень хорошо была известна. Она в каком году, Сергей, вышла?

С. Носов

Нет, не 1-я. Это…

О. Тублина

Ну, вот я имею в виду, которая хорошо…

С. Носов

Роман «Хозяйка истории» вообще в том числе и «Голодное время», два романа.

К. Ларина

Какой год?

С. Носов

Ну, это где-то 99-й, наверное, 2000-й. Ну, вообще 1-й сборник рассказов, по-моему, то ли в 90-м, то ли в 91-м году выходил. Да?

О. Тублина

Ну, например, вот когда в 2008-м, по-моему, вышла книга Сергея «Тайная жизнь петербургских памятников». Мы в нее все издательство влюбилось…

К. Ларина

А ее сейчас, наверное, невозможно найти.

О. Тублина

А мы только что переиздали. Так что все возможно.

М. Пешкова

А памятники-2?

О. Тублина

А вот сейчас … Нет. Вот я скажу, что сначала, что вот я лично, не знаю, книг 20 купила в издательстве и всем дарила на Новый год, потому что мне хотелось поделиться вот этой… чувством радости и хорошей книги. Ну, я всегда дарю книги. Это понятно. Но именно вот эта книга… просто все мои знакомые на Новый год ее получили.

К. Ларина

Ну, а в чем ее для Вас вот самое главное обаяние этой книжки?

О. Тублина

Ну, абсолютно… Во-первых…

К. Ларина

Это краеведческая книга?

О. Тублина

Абсолютно не краеведческая, написанная с таким большим чувством даже не юмора, а иронии, как у Сергея везде присутствует. И она настолько удачна, что мы, значит, Сергея попросили находить еще памятники в Петербурге и о них писать. И надо сказать, что наши знакомые стали сообщать что-то о памятниках, вот передайте обязательно Сергею какой… Вот например, моя подруга сказала: «Ты знаешь, вот есть Ленин, который стоял в нише Варшавского вокзала, а теперь он стоит в Институте физкультуры Лесгафта, потому что ректор решил, что этот памятник не должен пропасть. И Сергей суда пошел. И действительно вот в новую книжку этот памятник включил.

С. Носов: 2

й по величине Ленин в городе после…

К. Ларина

Это как бы давнее Ваше увлечение собирать такие истории, легенды, связанные с памятниками?

С. Носов

Вообще-то я такой увлекающийся. Если я вот чем-то начинаю увлекаться, то вот…

К. Ларина

Или это заказ был чей-то? Вот как вообще эта книжка родилась, вообще эта история?

С. Носов

Я написал два коротких эссе о 2-х памятниках, вот, кстати, Менделееве и… журнал такой петербургский «Петербург на Невском» попросил меня продолжать. И я писал из номер в номер. А потом вот это было издано книгой.

К. Ларина

Ну, для этого надо хорошо знать всю вот эту вот…

С. Носов

Ну, знать…

К. Ларина

… культуру памятников.

С. Носов

Знать-то – это несложно.

К. Ларина

Не то, что мимо проходил.

С. Носов

Тут главное – взгляд на все это. Ну, я рассматривал памятники как некую такую общность, своего рода цивилизацию. Да? Есть царство неживой природы. Есть царство живой природы. А что-то между ними вот такое вот. Вот они все время в контакте с людьми и в то же время они автономны, так самостоятельны. Да? А люди не идут на контакт. Вот. Или идут на какой-то противоречивый. Они обижают памятники, наказывают, ну, и так далее. Переименовывают, перепосвящают. Ну, переименовывают…

К. Ларина

Сносят.

С. Носов

… редко бывает. Ну, да, сносят.

К. Ларина

Разбивают.

С. Носов

Что угодно. Или как-то поклоняются уже неумеренно им. Вот. Но вот и вот вдруг оказалось, что действительно, если с этой точки зрения взглянуть на конкретные памятники, оказывается, что удивительные истории связаны с ними.

К. Ларина

Расскажите что-нибудь про какой-нибудь памятник.

С. Носов

Ну…

О. Тублина

У Сергея, например, есть о не поставленном памятнике.

С. Носов

О не поставленном?

О. Тублина

Да. Что-то здесь будет памятник…

С. Носов

Нет, ну, вот например, на улице Ленина, бывшая наша Широкая, сейчас она до сих пор Ленина. Вот там шар такой на пьедестале. Вот этот шар заменяет бюст Харламова, скульптора. Вот бюст Ленина, он был такой гранитный. До этого на этом же месте находился бетонный, а все как ведет начало от гипсового, той гипсовой модели, которая была аж в 24-м году установлена перед квартирой Ленина на той же улице, вернее квартиры Елизарова, где там потом музей был. Сейчас это музей-квартира Елизарова. То есть получается, что движение такое: гипс – да? – потом бетон, потом гранит и наконец шар идеальной формы. Ну, вот такое движение.

К. Ларина

А что он как бы вот символизирует этот шар-то? Что это такое? Там какая-нибудь есть надпись?

С. Носов

… новой книги, вот эта… Нет никаких надписей.

К. Ларина

Нет? Просто шар, да?

С. Носов

Никто не знает, что это такое, с какой стати на высоком пьедестале установлен в скверике шар. А напротив через улицу там есть еще такой объект очень странный. Ну, он похож на надгробный памятник. Такая какая-то стела, ну, совершенно убогая, бетонная. И там надписи всякие: здесь лежит Коля или еще шутки такого рода. Я думаю, что наоборот, если там памятник – это совершенство, идеал, то у этого памятника нет совершенства. Я вот пытался узнавать, что это такое. Но оказалось в конечном итоге, что это просто остатки карусели какой-то. Вообще на самом деле…

К. Ларина

Это какой-то культурный слой неведомый. Да?

С. Носов

Да вообще-то у нас, куда ни посмотри, все-все одно с другим рифмуется. Вот я сам все время жил большую часть жизни на углу Фонтанки и Московской. Ну, ладно, хорошо. Я все про эти места знаю и много писал. А вот сейчас переехал на Карповку и живу рядом с домом… Ну, ладно, рядом монастырь, там это понятно, через Карповку. А вот буквально в 40 метрах от меня тоже была квартира-музей Ленина, а сейчас это просто закрытое помещение. Но, тем не менее, там на квартире меньшевика Суханова 10 октября 17-го года было вот то самое собрание большевиков. Да? Ленин, Троцкий, Сталин, Зиновьев, Коллонтай, Дзержинский и так далее. Все-все они были там. И вот там-то Ленин убедил взять курс на вооруженное восстание, которое совершилось, известно когда. Вот. Так это вот самая-самая важная точка. Вот тогда-то, тогда-то все и произошло, в общем-то. А почему в этой квартире? Потому, что можно было через двор уйти им всем, через задний двор. И, в общем, там скрыться…

К. Ларина

Раствориться.

С. Носов

… если вдруг бы нагрянули, потому что у Ленина бороды не было, между прочим. Его всегда с бородой – да? – в фильмах показывают 25 октября. На самом деле он был в парике и без бороды, а Зиновьев наоборот был с бородой. Вот. И я так полагаю, что вот если бы я жил тогда, и вдруг бы это произошло, я бы подошел в доме 36, где я живу, к окну и вдруг бы увидел, как все – Ленин, Сталин, Троцкий, Зиновьев, Коллонтай, Дзержинский – все-все скрываются, уходят, уходят мимо меня. В общем-то, куда не посмотри, всюду у нас сюжеты.

К. Ларина

Вот теперь пришла пора вопроса еще одного, связанного с памятниками. На этот вопрос вы будете должны уже по телефону ответить. И за правильный ответ на этот вопрос, дорогие друзья, вы получите вот все книжки, которые мы сегодня представляем, естественно с книгой Сергея Носова «Фигурные скобки». Итак, внимание! Вопрос! На каком памятнике в Петербурге упомянут черт? Черт в старинном написании через букву «о». На каком памятнике в Петербурге упомянут черт через «о»? Пожалуйста, наш телефон: плюс 7 495 363 36 59. Вы можете уже подумать или вспомнить, или угадать и позвонить нам, и сообщить, надеюсь, правильный ответ, что же это за памятник такой. Можно взять наушники, - обращаюсь я к нашим гостям, - чтобы слышать ответы. Да? Кстати, и мне тоже надо взять. Так, еще раз телефон напомню: плюс 7 495 363 36 59. На каком памятнике в Петербурге упомянут черт через букву «о»? Пожалуйста. Алло! Здравствуйте! Алло!

Слушатель

Здравствуйте!

К. Ларина

Да, пожалуйста.

Слушатель

Кирову.

К. Ларина

Ну, что же Вас сказать? Это правильный ответ. Абсолютно. Может, вспомните, почему? Что там за цитата такая?

Слушатель

Не могу вспомнить.

К. Ларина

Не можете? Но знаете правильно.

С. Носов

… знает…

К. Ларина

Откуда Вы знаете тогда? А? Алло!

Слушатель

Да?

К. Ларина

Откуда Вы об этом знаете?

Слушатель

Подсказали.

К. Ларина

Как Вас зовут-то?

Слушатель

Галина.

К. Ларина

Галин, ну, ладно. Мы не можем, конечно, отказать Вам в праве на победу. Вы это сделали. А подробности вот пусть Сергей нам расскажет тогда, что это за черт такой на памятнике Кирову.

С. Носов

Памятник Кирову, он на мясокомбинате. Его, в общем-то, так нельзя увидеть.

К. Ларина

То есть это надо знать, да?

С. Носов

Вот он там находится.

О. Тублина

Или работать.

С. Носов

Скульптор Томский… Да. И цитата из выступления Кирова на XVII съезде ВКПб. Я дословно не помню, как там…

К. Ларина

«Успехи действительно у нас громадные, - написано на памятнике Кирову. – Черт его знает, - точка. - Если по-человечески сказать, то хочется жить и жить». Замечательный текст. Это надо, конечно, долго курить вот то, что курил Менделеев, чтобы это написать. Да. Майя?

М. Пешкова

Я хотела спросить у Оли: вот Ваши книги в Москве где можно купить в ближайшее время, например?

О. Тублина

Ну, да. Мы работаем, как с крупными магазинами, то есть с магазином «Москва» на Тверской. Вот напротив Вас «Московский дом книги» или «Библиоглобус». Да? Так и с такими магазинами как «Фанастер», «Циолковский», «Буква» у вас сеть магазинов есть. То есть, в общем, мы во всех книжных магазинах Москвы практически присутствуем. Единственное, что я хочу сказать, вот например, наш директор по продажам с трудом мне дал 6 книг Сергея Носова, потому что как только он выиграл «Нацбест», сразу тут же и кончился.

К. Ларина

Сразу стал… Да, да.

О. Тублина

А новый еще мы не успели напечатать. Так что «Фигурные скобки» мы, конечно, в Москву уже отгрузили, но вот.

М. Пешкова

А на Красной площади Вы будете торговать на празднике книжном?

О. Тублина

Мы будем как торговать, так и будет у нас там две презентации. Одна, конечно, посвящена национальному…

К. Ларина

Это во время книжного фестиваля. Надо объяснить, прошу прощения. Пусть понимаю люди.

М. Пешкова

… с 25-го по 28-е.

О. Тублина

И также там будет, вот мы закончили наш проект «Литературная матрица». Последний в конце прошлого года вышел том «Внеклассное чтение».

М. Пешкова

Это 4-й том?

О. Тублина: 4

й, да. И вот тоже будет представлять этот наш проект на…

К. Ларина

Ну, уж коли мы перешли к новостям издательства «Лимбус-пресс», может быть, скажите несколько о ближайших премьерах? Что еще будет, да? Появится?

О. Тублина

Ну, во-первых, то, что вышло. Очень интересная у нас вышла книга «Дневник Козрое Дузи». Это художник итальянский, который в середине XIX века жил в России. Например, он нарисовал когда-то, кстати, занавес Большого театра, только который не сохранился, а в Мариинском – плафон, например. Это его. И также в Исаакиевском соборе вот он пишет, не торопясь, как там все строительство шло, и также он его расписывал, и церковь Мариинского дворца на Исаакиевской площади. Ну, потом у нас такая есть серия «Инстанция вкусов», которую мы публикуем. И эссеистику, и статьи как современных авторов… Вот Сергей, кстати, Носов там выходила книга. Называлась?

С. Носов

«Музей обстоятельств».

О. Тублина

«Музей обстоятельств». Так и, например, вот выходила и эссеистика Бодлера, Германа Гесса. И последнее у нас было – Виктор Гюго вышла.

С. Носов

Секацкий.

О. Тублина

Ну, я говорю, что как современных, так и… И вот сейчас у нас в этой же серии выходит эссеистика… в основном это о литературе Варлама Шаламова, которое, в общем, в собраниях сочинений что-то публиковалось, что-то нет. Ну, и…

К. Ларина

А что даже есть что-то неизданное, да?

О. Тублина

Ну, существует фонд Шаламова. Там что-то вроде: мы любим, чтобы было написано впервые на русском. Вот. Ну, и, например, вот из наших последних книг… Мы любим опять же серию «Впервые на русском». И две книги Коллинза когда-то выпускали – «Мой ответ – нет» и еще одну. И сейчас вот Брэма Стокера нашли, который, оказывается, написал не только про Дракулу, а как Джейн Остин писал такие… Чисто я очень люблю английский.

К. Ларина

И это хорошо?

О. Тублина

Это очень хорошо.

К. Ларина

Серьезно?

О. Тублина

Да, да.

К. Ларина

Сергей, к Вам вопрос как специалисту по памятникам. Вопрос ребром. От нашего слушателя Виталия: «Какой высоты должен быть памятник Владимиру? И где он должен стоять?» Это чисто московский вопрос.

С. Носов

Ну, мне трудно судить о памятниках Москвы. Я просто… В Москве своя как бы специфика и своя культура, наверное, – да? так называется? – памятникоустановления. Вот. Так что…

К. Ларина

Не будете давать советов.

С. Носов

Нет. Да, москвичи решайте, пожалуйста, про памятники без нас.

К. Ларина

Ну, тогда да. Давайте сюда. Да, будем заканчивать, потому что у нас еще… Все-таки музыкальную композицию подобрали. Давайте все-таки, чтобы Сергей нам все-таки представил нашего сегодняшнего героя, который завершит нашу программу. Да? Это Владимир Москвин. Вы хотели. Давайте скажите. Да, да.

С. Носов

Володя Москвин. Меня попросили какую-нибудь музыку.

К. Ларина

Да, да.

С. Носов

Вот Владимир Москвин такой бард…

К. Ларина

Питерский, ленинградский, да?

С. Носов

Да, да. Он же еще детский поэт. Вот он писал музыку, исполнял песни на стихи Третьяковского, Державина, Заболоцкого и свои собственные.

К. Ларина

Ну, вот сегодня в финале нашей передачи мы и послушаем песню в исполнении Владимира Москвина по заявке нашего гостя Сергея Носова. Спасибо большое, Сергей. Спасибо, Ольга. И до встречи!

О. Тублина

Спасибо.

Звучит песня в исполнении Владимира Москвина.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024