Купить мерч «Эха»:

Через "Арку" в Эрмитаж - Елена Стрельцова - Книжное казино - 2015-08-23

23.08.2015
Через "Арку" в Эрмитаж - Елена Стрельцова - Книжное казино - 2015-08-23 Скачать

Н.Болтянская

15 часов 5 минут. Вы слушаете «Эхо Москвы» Меня зовут НателлаБолтянская. Я сегодня Ксения Ларина. Майя Пешкова – наш главный рулевой «Книжного казино», здравствуйте.

М.Пешкова

Здравствуйте.

Н.Болтянская

И мы представляем наших гостей. Елена Стрельцова – ведущий редактор издательства «Арка». Полина Ермакова – главный редактор издательства «Арка». И говорим мы сегодня о таком замечательном, я бы сказала, шелковом пути «Через арку в Эрмитаж». Или не шелковый, или золотой?

П.Ермакова

Золотой.

Н.Болтянская

Во всяком случае книги совершенно замечательные у нас. Прежде чем начнем мы знакомить наших замечательных слушателей со спецификой издательства «Арка» и с этим замечательным путем, я напомню рейтинги последнего времени, книжные рейтинги. Первое место уже давно и безнадежно держит Борис Акунин с «Планетой Вода». Это 15-13 недель. Ну, то есть вот такое количество времени. Второе место «Метро 2035» у гостя «Дифирамба» прошлой недели Дмитрия Глуховского. 13, ну вот «Москва» дает более короткий срок первенства – это 7 недель. 3 место Пола Хокинс «Девушка в поезде». Это новинка, то есть она совсем недавняя. 4 место Умберто Эко «Нулевой номер». Ну и на всякий случай дам 5 место. Джоанна Бэсфорд «Зачарованный лес. Книга для творчества и вдохновения». Кстати, хоть за рамками первой пятерки, но с удовольствием вижу на 6 месте книгу «1984» Джорджа Оруэлла, что наводит на определенные….

М.Пешкова

Что говорит о том, что наши читатели читают не только литературу, которая выходит сегодня или вчера, условно говоря, но и то, что выходило раннее. То есть чтение, о котором так много, так активно пытаются говорить,свою функцию выполняет, оно действительно дает пищу уму.

Н.Болтянская

Маечка,у нас такие хорошие книги, чтоя вот все думаю. Как бы замылить розыгрыш. Рано еще, да?

М.Пешкова

Рановато. Я хочу сказать, что я не случайно пригласила к нам в гости санкт-петербургское издательство «Арка». Потому что оно в этом году отметило свое 10-ти летие. Я так понимаю, что все торжества впереди, но, тем не менее, те книги, которые издает «Арка», если вот раньше было такое понятие, как знак качества, именно я бы его присудила в первую очередь этому издательству, потому что оно издает по позициям…

Н.Болтянская

Девочки засмущались сразу.

М.Пешкова

Что это не такое море разливанное литературы, где можно утонуть, сразу же растеряться, где трудно выбрать, на чем остановиться. Здесь каждая книга – произведение искусства. Это эквивалентно именно тому моменту, что «Арка» расположена в главном штабе Эрмитажа. И когда приходишь в это издательство, из окошка ты видишь вот так близко-близко, как совою ладонь, арку главного штаба. Честное слово, не хочется от туда уходить.

Н.Болтянская

Ну что, давайте книги все-так тогда представим, чтобы слушатели понимали, за что мы боремся. «Любовь к ботанике». Что это такое?

П.Ермакова

То есть мы начинаем задом на перед. Ну хорошо.

Н.Болтянская

Я их так сложила, что взяла просто верхнюю книгу. Простите меня великодушно. Сейчас мы все это переформатируем.

П.Ермакова

Поскольку юбилей Эрмитажа в этом году, мы хотели начать немножко с этой стороны.

Н.Болтянская

Ну что хотите, « в Эрмитаж Пришел поэт»?

П.Ермакова

Ну, наверное, да. Мы начнем с книги, которую мы делали к юбилею музея. Это книга Михаила Борисовича Пиотровского, называется «Мой Эрмитаж». И мы сейчас ее будем представлять и разыгрывать на русском языке, но это международный проект издательства «Арка» с издательством «Риццоли» Нью-Йорк. И вчера мы получили сигнал английской версии этой книги, который выйдет мировой премьерой 15 года. Но уже который будут организовывать наши партнеры - издательство «Риццоли».

Н.Болтянская

Полин, а на ваш взгляд интерес широких масс к высокому искусству, он не гаснет, не тухнет?

П.Ермакова

Вы знаете, этот вопрос и стал основным,когда мы задумывали 10 лет издательства, потому что с музейной коллекцией работают довольно много издательств, с эрмитажной коллекцией. Во-первых, в самом Эрмитаже есть редакционно-издательский отдел, который занимается публикацией каталогов выставок и научных монографий. Кроме всего прочего все мы знаем большое количество издательств, которые занимаются туристической литературой, литературой для туристов.И нам было интересно как раз найти какую-то свою книгу. И для нас было главное популяризация с одной стороны музейной коллекции, просвещение и вовлечение в круг музейных читателей, любителей музея и музейного пространства и искусства, людей интересующихся, но по каким-то причинам не являющихся экспертами. И с одной стороны мы сделали ставку на направление родительское, у нас наша первая книга была «Музейная азбука», азбука для детей. И мы продолжаем активно развивать именно это направление. И вторая часто вот наших книжек, вторая наша линия – это книги, которые смотрят на музейную коллекцию и популяризируют ее, но с какой-то довольно узкой и, как мы стараемся, довольно неожиданной и интересной точки зрения.

Н.Болтянская

Ну хорошо, во как раз о неожиданной интересной точке зрения, судя по всему, что книжка «В Эрмитаж пришел поэт», Галина Дядина, АндрейУсачев. Я знаю, что вот Елена хотела что-нибудь оттуда зачитать.

Е.Стрельцова

Просо мы хотели уже вести тогда старшую линию, взрослую, а потом перескочить в более младшую.

Н.Болтянская

Тогда командуйте. Я же, как жадный щенок, который видит кучу всяких вкусностей.

Е.Стрельцова

Я бы хотела сказать пару фраз по поводу книги Михаила Борисовича. Это среди всего большого количества книг, которое есть у него, это самая, на наш взгляд, ядумаю, что все это поддержать, это очень личная книга. И слова «Мой Эрмитаж», они стоят тут не случайно. Читать книгу чрезвычайно интересно, потомучто это настолько пропущено все через личное пространство с особенным свойством человека знать много и видеть много, через весь тот опыт, который у него есть. И даже семейный опыт. Поэтому эта книжка из ряда вон. Собственно, следующая книга тоже из ряда вон. Я думаю, что Полина Юрьевна про нее расскажет. Это очень научная книга, поскольку это впервые описывается.

П.Ермакова

«Медведи, казаки и русский мороз». И вот действительно это название «Мой Эрмитаж», унас были на сайте даже какие-т отклики не благожелательно настроенных читателей, которые были возмущены, как так, «Мой Эрмитаж»? А на самом деле это в каком-то смысле это девиз нашего издательства, потому что мы хотим, чтобы у каждого нашего читателя возник образ своего Эрмитажа. И, например, вот книга «Медведи, казаки и русский мороз», действительно, человек, который может сказать «мой Эрмитаж», вот читатель этой книги… это, ну, вот такой проект, который был задуман несколько лет назад «Россия глазами Запада». Потому что мало кто знает, что в Эрмитаже существует огромная коллекция английской сатирической графики, сатирической гравюры, в том числе и политической гравюры. И вот нашим авторам пришла в голову мысль проанализировать, как отображалась внешняя политика России через призму западной прессы. Тем более, коллекция уникальная, она одна из самых больших в мире, собиралась еще Равинским. И в 12году вышла вот эта книжка «Медведи, казаки и русский мороз». Она посвящена внешней политике России вокруг 812 года. А этой осенью мы выпускаем вторую часть этой книги, которая похронологи первая, потому что она будет касаться 18 века и образа Екатерины. И если здесь у нас была намеренная актуальность, мы в 2012 году выпускали книжку о 812, то сейчас у нас совершенно неожиданная для нас актуальность, потому что центром нашей новой книги будет очаковский кризис и Крымская война 18 века, и то,как она интерпретировалась англичанами в их сатирических листах, и какая интрига за ней стояла.

Н.Болтянская

И прежде чем мы продолжим допрашивать наших гостей, мы сейчас прервемся и попробуем допросить наших дорогих слушателей.

М.Пешкова

Да, и просим отвечать быстро.

Н.Болтянская

Быстро и желательно правильно. Итак, вопрос. Вопрос, я бы сказала, как называли родители и как называл муж ту прекрасную даму, в честь которой в Потсдаме состоялся грандиозный праздник «Волшебство белой розы». Ждем быстрый полный ответ. Наши референты объявят победителя. Кстати говоря, чем будем одаривать победителя-то?

М.Пешкова

На выбор редакции.

П.Ермакова

Я думаю, что ответ на этот вопрос содержится в книге «Любовь к ботанике».

Н.Болтянская

Да, с которой я пыталась начать. Вот и будет интрига. Давайте немножко расскажем про нее. Вот она, пожалуйста

Е.Стрельцова

Как бы задача наша изначально была поставлена достаточно любопытно для нас. Влюблять в коллекцию Эрмитажа, в искусство, всех, кто доселе не предполагал, что он может быть в это когда-нибудь влюблен. Потомучто иногда приходишь в библиотеку общаться с людьми, выкладываешь книгу, у детей киснут лица и говорят:фууу, тут все про искусство… Вот обычные дети. Не специальные, вот просто дети, которые пришли. Но через час, когда они уходят, у них совершенно другой глаз. Они уже сидят даже по-другому, не развалясь нога на ногу. Они уже все хотят, они уже отвечают, ковыряются в памяти и очень сожалеют, что в 5 классе, когда они проходили Древний Египет, они вообще ничего не запомнили. А теперь они столько запомнили. Так вот одна из книг – это как раз «Любовь к ботанике». Здесь собран образ цветка. Образ в изобразительном искусстве, в легендах, в мифологии, в поэзии. Причем искусство и Востока,и Западной Европы, и миниатюры, и прикладное искусство. И выясняется, что цветок предстает в таком многогранном каком-то сиянии, что чудо искусства как раз воздействует на человека именно тем загадочным образом, после которого говорится:ах, так вот это что!

Н.Болтянская

Как вы красиво говорите, просто я бы сказала ботанически красиво.Знаете что, я смотрю на экран, куда приходят наши смс, и вижу, что ответы, которые приходят, пока не вполне полные.

М.Пешкова

Ее полное имя, господа.

Е.Стрельцова

Полное имя, когда она была девочка в родительском доме и ее полное имя, когда она стала замужней дамой.

Н.Болтянская

Итак, «Портрет». Уже можно или рано?

Е.Стрельцова

На самом деле, наверное, было бы правильнее сказать про«Бабочки и хризантемы».

Н.Болтянская

Вот запугали меня, все и путаю.

Е.Стрельцова

Вот «Любовь к ботанике», о которой я тут пыталась вдохновенно сказать, она сделана в таком изящном поэтическом формате, на языке профессионалов это называется 32-ая доля. И точно таким же образом сделана книжка «Бабочки и хризантемы". Судя по названию, наверное, вседогадались, что речь идет о японской гравюре из собрания Эрмитажа и о японской классической поэзии с 9 по 19 век. Не пугайтесь, 10 веков мелькают, но книжка не очень толстая. Она очень изящная, в дамскую сумочку помещается. О чем нам с радостью обычно и сообщают дамы, что не могут никак с ней расстаться. Обаяние этого маленького трехстишия и глубина его философского созерцания производит на всех неизгладимое впечатление. А еще, когда рядом стоят, японские гравюры, то все вместе получается, как одна моя коллега, после того, что я ей подарила, она сказала: «Она у меня лежит на тумбочке возле кровати, я на ночь читаю одно трехстишие или одно пятистишие хокку и, как карамельку, за щеку. И книжку закрываю. И с этим я засыпаю».

Н.Болтянская

Ох, какинтересно. Продолжайте.

Е.Стрельцва

Теперь, это были две книги, о которых я говорила, они без возраста. Потомучто мама покупает себе любимой, старшая дочка заглядывает, начинает сама писать хокку, младшая дочь естественно 5 класса тоже очень этого хочет и сама начинает писать хокку. В результате в Интернете возникают труды этих детей. То есть эта книга для всех, у кого хоть маленькая форточка внутрь открыта, куда есть вход.Немножко из другой серии книга, которая называется «Портрет». Название говорит само за себя. Этоу нас цикл «Идем в музей». Мы впервые решаемся поговорить о портрете для детей. Автор этой книги Николай Михайлович Локотько. Он не только много лет ведет детские художественные студии в Старой Руссе, он профессиональный педагог и художник, но он еще и издает, по-моему, уже лет 15, замечательный детский журнал по искусству «Введенская сторона» в Старой Руссе. Причем контекст этого журнала такой, какой нужно. Это не только изобразительное искусство, но это и поэзия,и музыка, и педагогические мастер классы, которыми делятся от Хабаровска до какой-нибудь другой северной или южной точки России.И в этом журнале все это есть. И мы решили с ним попробовать сделать книжку о портрете. Мы начинаем с самого древнего, с Древнего Египта, когда только появился потрет. И идем через монеты, через скульптуры, у меня было заготовлено многовопросов, но наш цейтнот не позволяет этого сделать. Может быть потом когда-нибудь, когда книжки останутся в редакции, следующие товарищи попробуют озадачить вас этимивопросами. Самые разные портреты, которые существуют: парадный, камерный, семейный, групповой, двойной, парный, автопортрет. Это в принципе-товсе разворотные вещи, так называемые, то есть на одном развороте портрет и текст, он заканчивается, и те, кто не любит долго читать, он может остановиться в любой момент. Не напрягая очень сильно себя..Но контекст культуры, который возникает из этой книги, таков, что ее никак нельзя считать только детской. Я думаю, что родители очень много подчерпнут из этой книги именно потому, что она с разных сторон подходит к предмету. Это может быть и рассказ о художнике, который это писал, и о персонаже, который написан, и о психофизиологии, чтоназывается. Что являет собой этот человек. То ли он себя показывает, то ли он в нас вглядывается. Какой диалог происходит при этом с тем, кто изображен на портрете. Каждыйраз это отдельная история. Тут очень много всего. И я бы очень рекомендовала родителям начать это читать. Потому очень широкий охват и очень широкий контекст историческицй. И уверяю вас, выковырять отсюда тексты для разных возрастов, а потом оснащенным всем этим идти в музей и там узнавать… А у ребенка очень интересная реакция, вот он это видел в книге, а потом приходит в мужей, и он как будто бы удивляется:«О, я же это видел, я же его знаю, мне про него читали!» Может быто он не все срезу запомнит, но это совершено не важно. Происходит касание, вот вход шедевра в личное пространство ребенка. Тут не все портреты хвалятся. Некоторые портреты разбираются с иронической точки зрения. Но тут есть и Восток, и Западная Европа, и жанровые портреты. В общем, это кладезь. И я считаю, что Николай Михайлович Локотько просто очень большой молодец..

П.Ермакова

Если говорить о читательском адресе, то мы, конечно, стараемся, какмы уже сказали, сделать его максимально широким. И если даже у нас, мы не имеем в виду непосредственно детские книги, но мы всегда стараемся делать книжки для родителей в том числе. Так, например, у нас вышла книжка, как мы ее назвали, первая книга для детей, адресованная взрослым, которая называется « Как говорить с детьми об искусстве». И по ней сейчас, насколько я знаю, она довольно успешная была, и по ней работают очень многие музейные центры. И вот опять же осенью мы ждем прихода тиража нашей новой книги из серии, «Как говорить с детьми об искусстве 20 века». Если перваякнига, принцип всегда один и то же, всегда 30 картин ввопросах и ответах,какие могут задать дети разног возраста. И методология предлагает, это лужский центр по работе с детьми «Переводная книга», предлагает разные ответы. Она очень детская. Очень популярная. Но опять же, не для детей, а для родителей. Как сделать поход в музей интересным. А в случае с 20 веком, мне кажется, это особенно актуально, потому что сейчас родители не могут ответить на очень многие вопросы. Более того, они оказываются порой значительно более чуткими к искусству 20 века, они на интуитивном уровне что-то понимают, чего не всегда понимают их старшие товарищи.

Н.Болтянская

Нухорошо. Вот еще у меня несколько книг, давайте мы их тоже представим. Можно?

Е.Стрельцова

Да, было бы странно, если бы мы не издали книгу о Петербурге. Ноу нее есть тоже своя фишка. Ее автор Николай Михайлович Голь, это один из самых наших любимых авторов, потому что у нас выходила его книга «Кошкин дом в Эрмитаже» и «Люди, Боги, собаки». И он участвовал и в «Драконах великих и ужасных», это все персонажи в мировой культуре:Драконы в мировой культуре, кошки, собаки в мировой культуре. И вот здесь вот перед нами сейчас книга «Санкт-Петербург: Время Петра». Она касается именно петровского периода зарождения города. И впервые в детской книге в большом количестве представлены музейные работы, которые помогают увидеть Петербург так, как увидели его первые иллюстраторы, вернее первые жители, первые изобразители Петербурга, поскольку не было же никакой фотографии, разумеется.И работы художником были практически самым что ни на есть репортажными. И мы выбрали вариант, при котором в этой книге для удобства понимания и запоминания, и, таксказать, методологического построения материала, все первое: первый камень, первая крепость, первый сад, первый дом, первый дворец, первый музей. В общем, все первое, что было при Петре. И в качестве иллюстрации идут именно те самые музейные экспонаты. Мы видим, как сплавляли лес, как выглядела карта, как выглядела медаль, мы видим гравюры и живопись.

М.Пешкова

Зубов, конечно, представлен.

Е.Стрельцова

И Зубов, конечно представлен, разумеется. И Алексей Ростовцев. Тут очень много всего.

Н.Болтянская

Милые дамы, я прошу прощения, но я вынуждена нас прервать, потому что наступает время новостей. Ну что, уже можно, давайте после новостей зачитаем наших победителей, а сейчас мы дадим слово господину Гусарову, который нам сейчас что-нибудь расскажет.

НОВОСТИ

Н.Болтянская

15 часов и 35 минут. Вы слушаете «Эхо Москвы». Прежде чем мы продолжим разговор о замечательных книгах издательства «Арка», мы все-таки, во-первых, объявим правильныеответы. Урожденная принцесса Прусская Фредерика Луиза Шарлотта Вильгельмина, в России стала супругой Николая Первого Александрой Федоровной. И наши правильные ответчики: 8905 786 - Сергей, 8916 190 - Егор, 8915370 - Игорь, 9903564 - Наталья и 8911795 - тоже Наталья, по-моему, питерская девушка-то, судя по номеру телефона. Так что я поздравляю победители, книги, соответственно, в редакции. Хорошие книги. Ну,а теперь давайте мы все-таки продолжим рассказывать про книги издательства «Арка».

Е.Стрельцова

Да, мы прервались на таинственных рассказах о книге «Время Петра». Так вот в ней есть помимо вот тех гравюр, которые были написаны, созданы очевидцами, ну, или чуть позже. Очевидцами первых лет становления Петербурга. И мы увидим,и какстоится корабль на верфи, и мы увидим, как лес сплавляют прямо по Неве для того, чтобы доставить на верфь. И мы видим компас, которыйбыл в каюте у Петра первого. И мы видим буквально вырезанные руками Петра вещи. Это и шлюпы, и выточенные на токарном станке люстры, канделябры и стул. И масса вещей, которые дышат историей, которые можно увидеть, потрогать. И к счастью, они сохранились, потому что у нас сохранился первый музей. Это часть, Петровская коллекция, которая входит в коллекцию Кунсткамеры. У нас сохранился Домик Петра, Летний дворец Петра, собственно, все эти вещи, которые были. В несколько изуродованном виде, но у нас сохранился Летний сад. Ну,мы тут все подробно рассказываем. Автор показывает тут очень многие вещи и рассказывает, что там было на самом деле в отличии от того, что сейчас наворочено в Летнем саду, нам за это очень стыдно. И много всяческих вещей, в том числе и курьезных. Например, свадьба Петра и Екатерины, которую мы все знаем, изображенной на гравюре Алексея Зубова 812 года, это не репортажная работа. Она была сделана чуть раньше. И поэтому тот зал, который там изображен, в котором якобы происходило свадебное пиршество, он находится во дворце Меншикова. На самом деле свадебный пир происходил в Зимнем доме Петра первого на дворцовой набережной. И вот это вот смещение, оно тожепридает всему этому какой-то потрясающий живой оттенок человеческий. Ну, подсуетился губернатор, ну, захотел заранее заготовить гравюрки, распечатать и всем пришедшим гостям подарить на память. Опять же, говорю, не фотографии были тогда. И вот такая вот незадача. Выяснилось, что Петр хочет справлять все это свадебное пиршество в другом месте, а вовсе не у Меншикова. Книга полна всяких живых, теплых, острых, может быть не лицеприятных вещей, но ужасно любопытная. Очень горячая. И она передает горячую натуру Петра, который по дороге что-то там сокрушал, но в то же время он столько строил и он столько инициировал, и стольких пинал ногами для того, чтобы они не валялись на диване и немножко учились думать, что абсолютно современно.

М.Пешкова

Какой тираж этой книги, можно ли ее купить?

Е.Стрельцова

Купить можно, да. Особенно в Эрмитаже.

П.Ермакова

Ну, если говорить о петровской России, о петровской истории, то мы, конечно, не можем не сказать о выдающемся историке, который как раз в первую очередь занимается петровской Россией. Это профессор, историк Евгений Викторович Анисимов. И нам посчастливилось издать уже две его книжки. И вот сейчас выйдет третья, которой мы очень гордимся. Она необыкновенно веселая. Называется «Образы России глазами историка». Первая книжка называется «Письмо турецкому султану», а вторая будет называться «Куда ведет Сусанин». Книги совершенно замечательные. Он выбирает хрестоматийные исторические полотна. «Иван Грозный убивает своего сына», «Боярыня Морозова», «Три богатыря»и так далее. И с точки зрения историка интерпретирует вот эти тексты художественные, что было, что не было. Почему именно так изобразил художник, какая политическая конъюнктура его времени влияла на его выбор сюжета или на его выбор композиции. Что было на самом деле, что можно восстановить по летописям. И каждой картине посвящено небольшое, но совершенно блестящее остроумное эссе. Объем первой книжки затрагивает хронологически от «Варяг в греки» до картины «Брежневна малой земле». Перед нами вся история России. И все это написано необыкновенным знатоком. При этом человеком удивительного оптимизма и чувства юмора. И сейчас мы готовим к выходу его вторую книгу, которая тоже будет посвящена исторической живописи, где пронзительнейшие вещи про Сурикова и его «Степана Разина» и другие исторические полотна. Так что вот, мытоже очень ждем.

Е.Стрельцова

Я хочу еще добавить, что Евгений Викторович не только основательнейший ученый, он обладает потрясающим даром популяризаторства, он довольно много передач вел на канале «Кульрура». И «Петербург и окрестности», и все это с историческими глубокими познаниями. Но есть еще одеа вещь, которая принципиальноего отличает, как ученого. Ученые историки, как правило, признают исторический образ персонажа, а он различает художественный образ персонажа и историческийобраз. Это дорогого стоит, уверяю вас, потому что историки на компромисс,как правило, не идут. Здесь мы имеем все. Широту аллюзии, которая возникает в этойситуации. И мы очень счастливы, что с Евгением Викторовичем можем работать.

Н.Болтянская

Ну хорошо, у нас все-таки есть еще… так, или уже пора объявлять вот это вот самый страшный вопрос?

М.Пешкова

Нет, страшный вопрос еще рано. Нателла, еще впереди вечность.

П.Ефремова

Вот по поводу художественного образа персонажа, я сразу еще хотела вспомнить одну нашу книгу Аркадия Ипполитова «Тюрьмы и власть» и «Джованни БаттистаПиранези», балансирующая на грани фикшн-нон фикшн, посвященная Пиранези и папскому Риму. И взаимоотношению интеллектуала и власти в принципе. И это как раз тот самый случай, когда разговор о каких-то актуальных темах, он идет совершенно на другом уровне. И где тоже создается вот художественный образ исторического персонажа.

М.Пешкова

Почему, на ваш взгляд, это именно Ипполитов написал эту книгу? Ведь он работает в Эрмитаже, заведует каким отделом, каким сектором?

П.Ефремова

Ну, он хранит итальянскую гравюру. Но это тоже удивительно, и это, мне кажется, именно то, что мы хотели всегда воплотить, в том числе и в книгах нащегоиздательства. Несмотря на то, что Аркадий Ипполитов, конечно, глубочайший ученый, и он работает в Эрмитаже и хранит итальянскую гравюру. И знает о ней все-все-все, Но текст у него совершенно необыкновенный. Это не засушенное искусствоведческое исследование.

М.Пешкова

Я хочу напомнить нашим слушателям, что именно Аркадий Политов, автор таких замечательных книг, как «Особенно Ломбардия» и вторая книга, посвященная Венеции, «Венеция 21 век». Это книги, которые читаешь, от которых ты не можешь оторваться. Равно какот той, которая вышла в вашем издательстве. Она что-то среднее, на мой взгляд, между искусствоведением, между какой-то книгой об авантюре, и эту книгу читаешь, вашу первую, которая вышла у вас, тебе не хочется с ней расстаться. Уже наступает время, когда надо встать, ехать на работу, начинать жизнь этого дня. А вот эта книга, она тебя не отпускает.

П.Ефремова

Мы сформулировали ее жанр, как роман-альбом, потому что это с одной стороны художественно-искусствоведческо-философское повествование, с другой стороны мы воспроизводим те листы, о которых говорит автор, а это серия «Карчери» Пиранези. И еще кроме всего прочего в этой книге есть совершенно уникальное приложение художественных текстов, посвященных этому произведению Пиранези, среди которых это и Эйзенштейн, и Бродский, и тексты, впервые переведенные на русский язык из английской, французской классики. Ну, и, конечно книжка совершенно замечательно сделала с точки зрения оформления.

М.Пешкова

А какой он рассказчик, Иполитов? Он выступал не в прошедшем времени, его можно было заслушаться. И вообще. Оставить рядом с микрофоном, уйти и он бы великолепно рассказывал.

Н.Болтянская

Ему не нужен был никакой, так сказать, ассистент. Так 45 минут. Маечка, не пора ли?

М.Пешкова

Рискнем.

Н.Болтянская

Ну что. Наш номер звучит +74953633659. Звоните. А вопрос, который предстоит вам ответить, звучит так: персонажам какой пьесы Шекспира уподобили карикатуристы английского премьер министра Питта и русскую императрицу Катерину? Ну что, это я уже обращаюсь к нашему звукорежиссеру Наталье, ну что Наташечка, выведи нам какого-нибудь победителя, хорошего того, самого лучшего. Так она улыбается хитро. Что, уже есть? Здравствуйте.

Слушатель

Добрый день.

Н.Болтянская

Как вас зовут?

Слушатель

Татьяна.

Н.Болтянская

Пожалуйста, так, давайте попробуем.

Слушатель

По-моему, «Король Лир».

Н.Болтянская

Что, один «Король Лир» на всех? Ответ не верный, спасибо. Ну что, пробуем еще раз? Але, здравствуйте, как вас зовут?

Слушатель

Отелло, предполагаю.

Н.Болтянская

И тоже, один Отелло на всех двоих. Молодец. Ответ тоже не верный, давайте, третья попытка, я надеюсь, что она окажется…. А на вид такой простенький вопрос. Ну-ка, але, здравствуйте. Вот сейчас мы услышим правильный ответ, я надеюсь.

Слушатель

Здравствуйте, это Офелия.

Е.Стрельцова

Ребята, мужской и женский персонаж.

П.Ефремова

Я хочу подсказать, что имя нашей императрицы может вас навести на правильный след.

Н.Болтянская

Ну что, попробуем еще раз? Как-то вот...

П.Ефремова

Книжка еще не вышла, а только готовится.

М.Пешкова

Какая я гадюка, этот вопрос выбрала.

Н.Болтянская

Нет, Маечка, ты не гадюка. Должен остаться влажный след в морщине. А то что, просто так что ли хорошие книжки дают?

П.Ефремова

И более того, вот я тоже, рассказывая об этой книжке, подскажу нашим читателям. Именно эта пьеса в некотором смысле может стать метафорой.

Н.Болтянская

Ну все,наподсказывались уже. Хватит, имейте совесть. Как вас зовут?

Слушатель

Але, «КорольЛир».

Н.Болтянская

Так, понятно, это все те же заблуждения, которые продолжают иметь место быть. По-моему, сразу понятно, что вы даете неверный ответ по звучанию вопроса, их двое. Але, здравствуйте.

Слушатель

Здравствуйте, меня зовут Людмила. «Укрощение строптивой».

Н.Болтянская

Ура, а именно? Может быть, вспомните персонажей? Ответ верный, сразу говорю.

Слушатель

Ну…

Н.Болтянская

Ладно,я считаю, что это правильное решение, поэтому мы вас поздравляем с тяжело заслуженной победой. Откуда вы нам звоните?

Слушатель

Из Тольятти. Я

Н.Болтянская

Записываю ваш номер, спасибо вам большое за то, что оказались умнее всех, причем в прямом смысле слова, а не в переносном. Это действительно очень здорово, Людмила унас победитель. Что она получит?

М.Пешкова

Она получит я думаю, что нужно «Английскую карикатуру» подарить и книгу об Эрмитаже.

Н.Болтянская

Людмила, я вас поздравляю. Так, ну девочки, расскажите еще.

Е.Стрельцова

Можно мы продолжим тогда? На том сложном пути, по которому мы 10 лет движемся, мы все время что-нибудь этакое придумываем, развлекая себя, утруждая читателей, и развлекая читателей, и увлекая читателей. Вот у нас появился такой жанр - книга для чтения и раскрашивания. Вот сейчас уже у нас вышла 4 книга, она называется «Древний мир». Там очень много чего почитать. И начинается она с Древнего Египта через Месопотамию, через критскую культуру, все это самым интересным образом, и очень отжато, и очень любопытные факты всякие выбраны по поводу тех цивилизаций, которые я назвала, и изображений, которые здесь даются. Фокус в том, что здесь можно пораскрашивать. Причем очень интересные экспонаты, которые мы здесь видим, они позволяют проникнуть в их дух именно посредством сличения того, что ты рисуешь и того, что изображено на картине. Гораздо лучше все запоминается, если человек использует и зрительную память, и слуховую, и тактильную. Ивсякую разную другую. Очень много здесь посвящено Древней Греции. Большое количество экспериментов возможно. Можно раскрасить, можно скомпилировать, можно узнать, какие сосуды где использовались, что такое греческий пир и о каких философских проблемах там говорили. В какие игры играли, что чем черпали, что куда наливали, почему разбавляли и всякие разные такие замечательные вещи. И заканчивается это все Древним Римом, который внес гигантский вклад в дело освоения мозаичного изображения. И даже можно понять, как устроен, разобравшись в том, что здесь написано, понять, как устроен динамический крутящийся… такое изображение, которое втягивает или наоборот пульсирует туда и обратно. Здесь очень много интересного. И нам кажется, что после этого вхождениев школьную программу по части истории Месопотамии и Древней Греции или, там,критской культуры, будет ребенку намного легче, потому что здесь есть конкретные привязки живые, человеческие, которые могут эмоционально найти отклик в любом, даже довольно ленивом школьнике. И родители, я думаю, для себя мног чего узнают.

Н.Болтянская

Ну, а «В Эрмитаж пришел поэт»?

Е.Стрельцова

И наш очередной эксперимент, поскольку мы все время говорим, что мы не издаем художественную литературу, мы издаем только книги по искусству. И вот произошла смычка, и мы попытались запустить в пространство музея поэта.

М.Пешкова

Я напомню нашим слушателям, что раньше Андрей Усачев приходил к нам с книгой про Третьяковскую галерею в стихах.

Е.Стрельцова

Вот книжка Галины Дядиной, ей помогал Андрей Усачев. «В Эрмитаж пришел поэт». Получилось довольно любопытно, потому что мужской взгляд и мужская хватка здесь вполне хорошо увязывается с женским взглядом и эмоциональным восприятием картин. И вот они тут так чередуются, и книжка получилась очень любопытная. И еще должна отметить, что Галина Дядина – это молодой поэт из Арзамаса. Онам вомногих разных всяких конкурсах победила. Она даже лауреат Маршаковской премии «за дебют». И вот, если вы заглянете в эту замечательную книжку, она так хорошо отпечатана, такая, в какой-то такой пухленькой обложке, она очень поэтическая, она очень нежная. И она оживляет, озвучивает картины, поскольку персонажи, как поэтам удобно, они заставляют говорить тех персонажей, которые изображены на картинах. И благодаря этому мы получаем практически драматургию. Вот так на стыке искусств работает эта книжка:слово, изображение, драматургия, ну, и совокупность. После чего можно прийти в музей и самими начать писать стихи.

М.Пешкова

Когда я прихожу в издательство «Арка», что меня поражает, из окна видна арка главного штаба. Вот такое впечатление, что ты вот только протяни ладонь, иты можешь потрогать всю скульптуру, которая там изображена. И становится тебе ближе.

Н.Болтянская

Вы специально?

Е.Стрельцова

Назвались? Специально.

Н.Болтянская

Ну что ж. Я хочу поблагодарить наших гостей.Замечательные совершенно книги, причем книги, что называется,знаете,так, вот есть книги такие одноразовые, а это книги такие очень и очень,я бы сказала, долгоиграющие. Мы поздравляем еще раз победителей, некоторым из которых победа досталась ох как нелегко. И благодарим еще раз всех. Маечка, наверное, будем прощаться, спасибо всем, кто был с нами.

М.Пешкова

Всего доброго. До встречи в Эрмитаже.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024