Купить мерч «Эха»:

Политическая карикатура: может ли власть быть смешной? - Дмитрий Врубель, Михаил Златковский - Культурный шок - 2006-10-28

28.10.2006

Л. ГУЛЬКО – 10 часов 36 минут в Москве. Начинаем наш «Культурный шок». Сразу представляем художника Дмитрия Врубеля. Здравствуйте.

Д. ВРУБЕЛЬ – Добрый день.

Л. ГУЛЬКО – В студии Вита Рамм, Ксения Басилашвили.

К. БАСИЛАШВИЛИ – Добрый день.

Л. ГУЛЬКО – Вот, ждем еще Михаила Златковского из «Новых известий», художника – политического обозревателя этой же газеты. Будем говорить о политической карикатуре, может ли власть быть смешной. Дмитрий мне передал свои работы. А я не вижу в них ничего смешного.

К. БАСИЛАШВИЛИ – Там есть что-то грустное?

Л. ГУЛЬКО – И грустного ничего не вижу. Вижу, что работы.

К. БАСИЛАШВИЛИ – Покажи нам, что ты видишь.

Л. ГУЛЬКО – Вот смотри, пожалуйста.

К. БАСИЛАШВИЛИ – Это Абрамович, у которого день рождения было, обнимает березу.

Л. ГУЛЬКО – Ну, а что, он не может обнимать березу, что ли?

К. БАСИЛАШВИЛИ – В Англии, там много берез, наверное.

Л. ГУЛЬКО – В Англии, кстати, высаживают березы.

К. БАСИЛАШВИЛИ – Он скучает там.

Л. ГУЛЬКО – Ну почему нет – конечно.

К. БАСИЛАШВИЛИ – С другой стороны, у него в округе есть березы.

Л. ГУЛЬКО – Вот, смотри. Геннадий Андреевич Зюганов. Тоже не вижу в этом ничего такого особенного.

Д. ВРУБЕЛЬ – Нас очень удивило, что мы это выставляли в доме. И были уверены, что единственный человек, который разозлится страшно – Зюганов – наоборот пришел, фотографировался с барышнями, хотя он…

Л. ГУЛЬКО – Это же пиар. Это же все, как мне кажется, политическая карикатура – это такой хороший пиар. Карикатура, не карикатура, обижает она, нет – это все пиар. Согласитесь.

К. БАСИЛАШВИЛИ – Бывает по-разному. Я помню, есть такое общество карикатуристов, профессиональный профсоюз такой московский. И они делают выставки. В частности, в Музее современной истории.

Д. ВРУБЕЛЬ – Это Музей революции.

К. БАСИЛАШВИЛИ – Да, бывший Музей революции. Я знаю, что у них было такой казус, когда они повесили карикатуры, в том числе и на первых лицу государства, и на Владимира Путина, но часть из них попросило снять руководство.

Л. ГУЛЬКО – Это руководство.

Д. ВРУБЕЛЬ – Да, это самое главное, что всегда сам персонаж чудовищно доволен по-любому. Если плохо нарисован, промолчит. А все люди, которые вокруг, снизу, они первые, кто чудовищно боится.

В. РАММ – Эта боязнь генетическая, историческая, как вы думаете?

Д. ВРУБЕЛЬ – А это просто чисто русская народная «как бы чего не вышло».

В. РАММ – А что может выйти?

Д. ВРУБЕЛЬ – А вдруг не понравится.

К. БАСИЛАШВИЛИ – Значит было что-то?

Л. ГУЛЬКО – Историческая память…

В. РАММ – Я про это говорю – историческая память.

Д. ВРУБЕЛЬ – Историческая память идет оттого, что за то, что ставили бутылку водки или хвост селедки на газету «Правда» с фотографией Сталина, людей сажали.

Л. ГУЛЬКО – Это еще даже раньше. А какой-нибудь портрет царя, засиженный мухами, как в Швейке.

К. БАСИЛАШВИЛИ – А прекрасный был случай, когда Льва Толстого (это было еще, конечно, до 17-го года) кто-то из художников изобразил в озере стоявшим в шортах, он рыбу удил. Так вот, были страшные нападки на этого художника. И картину попросили снять с выставки. И дискуссия в прессе развернулась, можно ли Льва Толстого изображать в неглиже.

Л. ГУЛЬКО – Великого! Гения практически.

В. РАММ – А это только русская традиция или…

Д. ВРУБЕЛЬ – Вы знаете, я думаю, сейчас проблема как раз заключается в том, что, находясь в новом информационном пространстве, отношение к карикатуре совершенно другое стало после этих скандалов с мусульманами.

Л. ГУЛЬКО – Этим начинают пользоваться в политических целях.

Д. ВРУБЕЛЬ – Да. На самом деле можно воспринимать, что карикатура – это издевательство, не только над человеком, над идеологией, над религией, над кем угодно. И когда в силу принципов политкорректности вы не имеете права надо мной издеваться, поэтому карикатура сейчас – это немножко другое, чем то, что было даже в 40-е или 50-е годы.

Л. ГУЛЬКО – У нас главный вопрос: может ли власть быть смешной. Может, конечно. Почему нет-то? И главное, что власти…

Д. ВРУБЕЛЬ – Минуточку, это вы говорите со своей точки зрения, но не с точки зрения власти.

Л. ГУЛЬКО – Я ставлю себя на место власти и думаю. Ну, мало кому понравился: Джорджу Бушу, Тони Блэру, Владимиру Путину, кому-нибудь еще, Биньямину Нетаньяху – ну, кому понравится, что тебя рисуют.

Д. ВРУБЕЛЬ – Прикольно. Прикольно – хорошо…

К. БАСИЛАШВИЛИ – А может понравится: раз рисуют, значит, любят.

Л. ГУЛЬКО – Это тоже есть. Два чувства смешиваются внутри. И такой коктейль образуется. И никак одно из них не может победить.

В. РАММ – Вы знаете, допустим, что касается кино, у меня на памяти естественно сегодняшние фильмы актуальные, не сатира Чарли Чаплина на Гитлера или еще что-то, а актуальное кино. Помните, был такой про выборную систему и прочее: устроить маленькую победоносную войну?

Л. ГУЛЬКО – «Хвост виляет собакой» что ли?

В. РАММ – Да. Действующие лица, сегодняшние действующие лица. Это легко историческую какую-то персону, которая уже умерла, и родственники как-нибудь переживут. Но действующие лица. Что, от этого стало что-то слабее?

Д. ВРУБЕЛЬ – Вот это для меня огромный парадокс. Когда смотришь «Голый пистолет», где куча американских политических комедий и т.д., где с мистером Бином когда королева вдруг в каком-то совершенно нелепом положении. А от этого не валится власть. Безусловно, от этого она приобретает популярность еще большую. И есть с другой стороны вот эта русская, может быть еще китайская, чудовищная серьезность.

Л. ГУЛЬКО – Восточная деспотия?

Д. ВРУБЕЛЬ – Нет. Это типа, народ-богоносец, чего смешного? Проблем вот столько, проблемы не решены.

Л. ГУЛЬКО – А есть ли некое ханжество?

В. РАММ – А мне кажется, знаете, что, допустим (опять же я про кино), вспоминая фильм «Реальная любовь», где премьер-министр… И когда я сильно задумалась, пересматривая в очередной раз этот фильм, когда там есть сцена: он ходит, ищет свою девушку, которая понравилась и звонит в каждую дверь и говорит, извините, я премьер-министр, я работаю, с Рождеством и прочее. И я поняла, что наверное дело еще и в избирательной системе. Потому что он должен делать что-то с народом, народ должен его видеть таким же человеком, как и они.

Д. ВРУБЕЛЬ – Это по их точке зрения.

В. РАММ – Наверное выборная система тоже диктует какие-то правила поведения. Ведь народ может не избрать. Правильно.

Д. ВРУБЕЛЬ – Но еще есть карикатура – это актуальное искусство.

В. РАММ – Хотя он выглядит карикатурно там, этот премьер-министр.

Д. ВРУБЕЛЬ – И то, что вы сказали, не избрать – это абсолютно актуальная вещь. В России актуальность очень странная. Последний фильм, который вышел о политическом деятеле у нас на «Первом канале» в прошлом году – Брежнев. Нет фильма о Ельцине, нет фильма о Путине, нет фильмов о Горбачеве.

В. РАММ – О Путине снимался фильм, но исчез. Вот я, киновед, не могу его найти. Андрей Панин играл. «Комсомолка» пыталась искать. В общем, как-то все прекратилось. Нет его.

Д. ВРУБЕЛЬ – Найдите актера, который сыграл Ельцина, Горбачева… Горбачева один раз играли.

В. РАММ – Трошин играл.

Д. ВРУБЕЛЬ – Или Путина – нет такого. Актеров, которые играли Буша, вот столько, Тэтчер, Елизавету…

К. БАСИЛАШВИЛИ – А почему так происходит? Именно из-за серьезности?

В. РАММ – Закрытость еще. Что там происходит? Не могут же они придумывать…

Д. ВРУБЕЛЬ – А почему не могут?

В. РАММ – Они боятся придумывать. Или фантазии не хватает.

Д. ВРУБЕЛЬ – Речь идет на самом деле о боярах, которые чего-то запретили. Нет предложений. Ну хоть один сценарий фильма читали о Путине, фильма о Ельцине? Нет такого.

К. БАСИЛАШВИЛИ – Потому что лучше подальше быть от этого и о деревне какой-нибудь снимать.

В. РАММ – Да и про деревню не снимают.

К. БАСИЛАШВИЛИ – Дима, я хотела напомнить нашим радиослушателям, что у Дмитрия Врубеля был большой проект, связанный с Владимиром Путиным, там целый календарь, который был безумно популярен. «12 настроений Владимира Путина» – сколько месяцев в году, столько и настроений.

Л. ГУЛЬКО – Да, и у него, наверное, висел.

К. БАСИЛАШВИЛИ – Висел, кстати говоря?

Д. ВРУБЕЛЬ – Как нам рассказывали, висел. Но по ходу изготовления этого календаря было столько вопросов у изготовителей как раз, что не обидится ли, что им за это сделают и т.д.

В. РАММ – То есть они думают вперед и пытаются додумать то, чего они не знают, но на всякий случай, да? Они пытаются влезть в тело персонажа.

Д. ВРУБЕЛЬ – А вдруг Путин обидится, да. Не нам, а им как бы.

Л. ГУЛЬКО – Я хочу представить еще одного нашего гостя. Михаил Златковский. Здравствуйте.

М. ЗЛАТКОВСКИЙ – Добрый день.

Л. ГУЛЬКО – Это газета «Новые известия». У меня знаете, как написано: политический художник.

М. ЗЛАТКОВСКИЙ – Там в газете написано «политический комментатор».

Л. ГУЛЬКО – Написано: «политический художник – обозреватель газеты «Новые известия», что, в общем, сути не меняет, насколько я понимаю?

М. ЗЛАТКОВСКИЙ – Я просто очень не люблю, когда называют просто карикатуристом.

Л. ГУЛЬКО – Почему?

М. ЗЛАТКОВСКИЙ – Да ну, опять карикатура – это смешное такое.

Л. ГУЛЬКО – Почему смешное? Карикатура – серьезная вещь.

М. ЗЛАТКОВСКИЙ – Ассоциируется с «Крокодилом».

Л. ГУЛЬКО – Ничего подобного.

Д. ВРУБЕЛЬ – Еще повторю, это самое актуальное. И сейчас «Крокодил» какой стал.

В. РАММ – Продается кстати, в запакованном виде, ни полистать, ни посмотреть.

Л. ГУЛЬКО – У нас, собственно, дискуссия в самом разгаре.

М. ЗЛАТКОВСКИЙ – Извините.

Л. ГУЛЬКО – Да ничего-ничего страшного. Может ли власть быть смешной…

К. БАСИЛАШВИЛИ – И появляется ли вообще власть, может ли она легко появиться в карикатурах политических.

Л. ГУЛЬКО – Есть точка зрения, что все это бояре, уж власти-то, может, и нравится, может, и хорошо, может, и пиар. Но вот бояре – лучше перебить, чем не добить, они начинают…

М. ЗЛАТКОВСКИЙ – Никакой власти никогда карикатура не нравилась. И в развитых странах, и в слаборазвитых странах – везде то же самое. Нравится совершенно другое. Нравятся комплиментарные такие рисуночки: очень миленький президент, очень миленький король, очень миленький царь. Давайте вспомним 905-й год. Даже в 905-м году после 17-го октября, когда даровали нам все свободы (вернее, не нам, а той России), все равно изображение Николая II было запрещено. И художники прибегали к иносказательному образу. Памятуя о маленькой смешной истории, когда юный Николай гулял по улицам Токио, еще будучи наследником, и его там полицейский ошарашил, у него шишка большая была – вот его изображали с шишкой. Огромное количество персонажей: вся Государственная дума, все министры, все узнаваемые, и вдруг посередине с шишкой. Никто из современников, кто сейчас смотрит эти журналы, не понимает, а причем здесь шишка. Или второй образ, из-за которого закрыли журнал «Жупел» - это рисунок Ивана Белибина «А все в 1/20 величину».

В. РАММ – Ну хорошо, не нравится. А реакция? Вот, кто терпит, а кто нет?

М. ЗЛАТКОВСКИЙ – Демократическое государство терпит все. Недемократическое государство всеми силами пытается избавиться от этой газеты, от этого журнала, от этого художника, нападают на галерею…

В. РАММ – От этого направления.

М. ЗЛАТКОВСКИЙ – Это и есть просто критерий развитости демократичности.

К. БАСИЛАШВИЛИ – А вот спасибо, Михаил, что вы напомнили, вот недавний случай (можно назвать это карикатурой) с галереей Марата Гельмана. Я имею в виду, когда арестовали работы группы «Синие носы», там ведь в достаточно карикатурном, достаточно критическом виде были изображены и Путин, и Буш, и Бен Ладен.

Д. ВРУБЕЛЬ – Я как раз хотел сказать то, что вы, Лев, сказали с самого начала. На самом деле карикатуру можно использовать: либо ее не использовать и запрещать, либо ее использовать в пиар-целях. Я думаю, что на Западе карикатура запросто может быть в любой технологии политической.

М. ЗЛАТКОВСКИЙ – Я постоянно рассказываю одну и ту же историю. Де Голль чудовищно ненавидел карикатуру на себя со своими длинными ножками, большим животиком, предпринимал любые совершенно усилия для того, чтобы просто уничтожить все. На второй срок надо было идти ему, на президентство, и умная пиар-команда сказала, нет, точно проиграем; есть единственный способ – надо очень полюбить карикатуру на самого себя. И Де Голль вдруг объявил…

В. РАММ – Искренне полюбить, да?

М. ЗЛАТКОВСКИЙ – Да нет, это были… «я очень люблю, более того, я все карикатуры на себя собираю». И прямо в момент выборов он на свои собственные деньги, на деньги комитета, издал двухтомник «Лучшие карикатуры мира».

Л. ГУЛЬКО – То есть до абсурда довести ситуацию?

М. ЗЛАТКОВСКИЙ – Конечно. И французы проголосовали за него.

В. РАММ – То есть карикатуристы стали работать, сами того не желая, на популярность Де Голля.

Д. ВРУБЕЛЬ – Но здесь вопрос, если глава государства или кто-то из высоких начальников перед выборами (которые идут на выборы) откроют выставку карикатур на себя в Манеже, в России, это даст плюс или даст минус? Или народ скажет: о-о! это все…

К. БАСИЛАШВИЛИ – Смотря какие карикатуры.

Л. ГУЛЬКО – Нормальных…

М. ЗЛАТКОВСКИЙ – В любой стране это будет восприниматься…

К. БАСИЛАШВИЛИ – Давайте попробуем сделать.

М. ЗЛАТКОВСКИЙ – Ксения, вы уже президент?

К. БАСИЛАШВИЛИ – Попробуем сделать такую выставку. Вот остался год, давайте готовить. Будете?

Д. ВРУБЕЛЬ – Да нет, это с удовольствием. Я уверен на 100 %, что…

В. РАММ – Дирекция Манежа сейчас нас слушает и скажет, нет, мы уходим на ремонт.

Д. ВРУБЕЛЬ – Не дирекция Манежа, а конкретные кандидаты, которые будут идти в президенты или в думу, они откажутся, скорее всего, по моему мнению, скажут, нет, мы серьезные люди…

Л. ГУЛЬКО – А если прийти к кандидату и предложить?

М. ЗЛАТКОВСКИЙ – Да нет, все зависит…

Д. ВРУБЕЛЬ – Жириновский – только единственный человек согласится.

М. ЗЛАТКОВСКИЙ – Все зависит от первого лица, как реагирует первое лицо на карикатуры на самого себя – так и будут реагировать все.

В. РАММ – Притом карикатура не только рисованная, да?

М. ЗЛАТКОВСКИЙ – Совершенно блестящее время для карикатуры был такой период – это правление Ельцина. Огромное количество карикатур на него в любом виде. Ну что, ему это безумно нравилось? Нет. Ему не нравилось, но вокруг него были люди, которым он доверял, и люди (команда) сказали, не надо их трогать, более того, это пиаровская команда.

К. БАСИЛАШВИЛИ – Я сейчас что?

М. ЗЛАТКОВСКИЙ – Я не знаю этих людей, которые советуют сейчас президенту. Но абсолютно очевидно, что никаких карикатур на Путина нет

Д. ВРУБЕЛЬ – Но мультик все-таки по НТВ идет ежедневно у Павловского. То есть, в принципе, используется.

Л. ГУЛЬКО – Нет, появляются иногда изображения Владимира Владимировича…

М. ЗЛАТКОВСКИЙ – Комплиментарные.

Л. ГУЛЬКО – В «Московском комсомольце» - нет. Некомплиментарные.

М. ЗЛАТКОВСКИЙ – Я могу назвать еще и «Ведомости»… Но таким газетам не придают значения.

Л. ГУЛЬКО – А каким газетам… эти газеты читают. А вот газеты, судя по рейтингу, типа «Ведомости», пускай не обижаются, и «Коммерсант» - их читает очень маленькое количество людей, кстати говоря.

В. РАММ – Но зато влиятельная эта газета в сферу влияния…

Л. ГУЛЬКО – Ну, так кто выбирает, я не понимаю?

К. БАСИЛАШВИЛИ – Можно у людей спросить, им нужна политическая карикатура или нет. У читателей.

М. ЗЛАТКОВСКИЙ – Люди ответят, да.

Л. ГУЛЬКО – «Двуличность, закрытость и лживость делает власть слабой. Для слабой власти смех, карикатура убийственны. Поэтому при Сталине расстреливали, при Путине судят», - пишет нам Наташа. Прислала сообщение на пейджер.

В. РАММ – А давайте действительно спросим.

Л. ГУЛЬКО – Давайте. 783-90-25 – Москва. Мы традиционно делим, да? И 783-90-26 – это не Москва. Надевайте наушники для того, чтобы услышать мнение. Как вы предполагаете спросить? Нужна ли что…

К. БАСИЛАШВИЛИ – Нужна ли вообще политическая карикатура?

В. РАММ – Народу нужна или нет. Кино, книги, рисунки народу нужны про власть?

Д. ВРУБЕЛЬ – Смешные.

В. РАММ – Сатирические.

М. ЗЛАТКОВСКИЙ – Одна из областей визуального искусства, политического искусства. Нужна ли мне правая рука? Естественно нужна.

Л. ГУЛЬКО – Многие говорят, не нужна.

К. БАСИЛАШВИЛИ – А может раздражает?

В. РАММ – Власть надо уважать, например.

Л. ГУЛЬКО – Вот сейчас обзовут клеветниками, еще кем-то.

Д. ВРУБЕЛЬ – Над нами в мире и так все смеются. О! А мы еще сами «пятую колонну» прибавляем.

Л. ГУЛЬКО – 783-90-25. Москва. Добрый день.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Александр из Москвы.

Л. ГУЛЬКО – Ну и что?

СЛУШАТЕЛЬ – Я считаю, безусловно нужна народу политическая карикатура.

Л. ГУЛЬКО – Зачем вам она?

СЛУШАТЕЛЬ – Вы понимаете, можно потратить телевизионных часов очень много, доказывая неправильность, губительность политики, допустим, сегодняшней, но после того, как какой-то ее аспект будет талантливо (подчеркиваю, талантливо) высмеян в карикатуре, это даст эффект несоизмеримо больше, мне кажется.

Д. ВРУБЕЛЬ – Да, потому что как носитель, безусловно, который будет дома вешаться, на работе.

СЛУШАТЕЛЬ – Ее эффективность просто поразительная. Другой вопрос, что рисовать карикатуры на Грызлова или на Миронова не интересно – это настолько пресные персонажи, что совершено не понятно, на чем там можно акцентировать внимание. Я вот еду, слушаю сейчас вашу беседу и понимаю, что задача-то очень сложная. Но понимаете, как (НЕ РАЗБОРЧИВО) представляет – это уже довольно-таки пресно тоже.

К. БАСИЛАШВИЛИ – Спасибо. Это очень интересный поворот. Интересны эти нынешние персонажи или нет, с точки зрения художника?

Д. ВРУБЕЛЬ – Безусловно.

М. ЗЛАТКОВСКИЙ – Конечно интересны.

Д. ВРУБЕЛЬ – Потому что в России всегда считалось, что тот актуальные персонажи, которые есть и при Николае, и при Сталине – это все жутко скучно, это все холуи, бояре и т.д. Потом выясняется, что это колоссальные деятели, о которых фильмы снимают и т.д. То же самое и сейчас.

Л. ГУЛЬКО – 783-90-26 – это жители других регионов нашей большой страны. Нужна ли вам политическая и вообще карикатура и в том числе и политическая карикатура. 783-90-25 (напомню) – Москва, 783-90-26 – это другие регионы нашей страны. Добрый день. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ – Алло. «Эхо Москвы»?

Л. ГУЛЬКО – «Эхо Москвы». А вы откуда?

СЛУШАТЕЛЬ – Кострома.

Л. ГУЛЬКО – Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ – Леонид. Мое мнение таково, что карикатура просто необходима. Я считаю, что карикатура – это как перец в супе. Наша политическая элита боится карикатуры, потому что, наверное, заслуженно она этого боится. Но мы не видим их с обратной стороны. а карикатура дает нам обратную сторону их деятельности. Хотелось бы видеть карикатуру, однозначно.

Д. ВРУБЕЛЬ – Значит, народ хочет видеть карикатуру, и карикатура будет говорить о власти, значит, позитив для народа.

М. ЗЛАТКОВСКИЙ – Карикатура – программа «Куклы». Все то же самое.

В. РАММ – С человеческой стороны представлять. Не официально.

Л. ГУЛЬКО – Пейджер. Марина: «Смешные карикатуры на наших все я часто вижу на автобусных остановках в Подмосковье, а также едкие высмеивающие стишки с матерком – там же на остановках».

В. РАММ – Художники-профессионалы не делают свое дело, народ на остановках фольклор творит свой, нет?

М. ЗЛАТКОВСКИЙ – Да нет, профессионалы делают. Профессионалы могут, просто нет средств массовой информации, которые пошли бы на это. Мы прекрасно понимаем, что у нас нет политической цензуры, но цензура существует в десяти других видах: в экономической, в виде санэпидемстанций, в виде пожарной охраны, все что угодно. В увеличении ценных бумаг.

Д. ВРУБЕЛЬ – Я смотрю Интернет. Это независимое. Там карикатура отсутствует как класс. Существует политический плакат. 90 % политического плаката не против власти, а носит антисемитский и ксенофобский характер.

М. ЗЛАТКОВСКИЙ – Я понимаю. Но вы просто не попадали на те ресурсы, где огромное количество и просто смешной карикатуры, и карикатуры, разделенной на жанры, включая армию, включая эротическую карикатуру. И есть политическая карикатура. Очень много.

Л. ГУЛЬКО – Но цензуру в Интернете ввести невозможно, согласитесь.

В. РАММ – Почему? Можно.

Д. ВРУБЕЛЬ – Судебные процессе завести по поводу конкретных художников – не проблема.

Л. ГУЛЬКО – Но тоже все достаточно зыбко и сложно, как мне кажется. Чего ты, Ксюша хотела сказать?

К. БАСИЛАШВИЛИ – Как раз про судебные процессы. «Осторожно, религия». Потом арест картин «Синий суп»: Путин, Буш и Бен Ладен и т.д. Так, может быть, художники и боятся?

Д. ВРУБЕЛЬ – Боятся. Процентов 90 боится, процентов 10 делает конечно.

В. РАММ – Ну, а еще что народ наша думает?

Л. ГУЛЬКО – 783-90-25. Москва. Добрый день.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Здравствуйте. Меня зовут Анна. Москва. Хотелось сказать, что была сказка Андерсена «Голый король», где ребенок увидел, что король-то голый. Вот очень важно, чтобы люди которые живут с конструкциями и представлениями, которые навязываются, увидели на самом деле, что представляет из себя власть. А это помогает делать политические карикатуры.

Л. ГУЛЬКО – А вы думаете, что люди не видят и не замечают что ли? Спасибо. Мне кажется, мое личное мнение, что народ живет отдельно, а власть отдельно. Сейчас каждый думает о себе.

М. ЗЛАТКОВСКИЙ – Карикатура – это одно из связующих звеньев между властью и народом. Это своеобразная обратная связь. И почему ее нет, потому что власти не нужна обратная связь. Власть живет на самообслуживании самого себя.

Д. ВРУБЕЛЬ – А еще просто у власти очень много свободного времени есть. Потому что есть время обратить внимание на карикатуры и на искусство. На самом деле, кто эти министры…. у них есть свое, чем они должны заниматься. Почему-то они обращают внимание?

В. РАММ – Мы говорили о Кремле, о Путине, а вот представьте, что в той же Костроме, откуда был звонок, живут талантливые художники и на местного губернатора или мэра нарисовали. Я думаю, что как?

М. ЗЛАТКОВСКИЙ – Там много примеров, абсолютно отрицательных.

К. БАСИЛАШВИЛИ – Зависит каждый раз от конкретного, наверное, руководителя?

В. РАММ – Нет, мне кажется, даже глубже проблема. Им сверху не дан заказ.

М. ЗЛАТКОВСКИЙ – Естественно, как местное судопроизводство полностью зависит от муниципалитетов, так и местные художники и газеты. Я не могу привести конкретный пример, но в течение последних двух лет огромное количество информации о том, что судят главного редактора в Саратове, еще где-то за публикацию рисунков.

Д. ВРУБЕЛЬ – Это чудовищно повышает значимость художника, да?

М. ЗЛАТКОВСКИЙ – В меньшем формате, но это примерно такие же отношения, как Кремль и центральная газета.

Л. ГУЛЬКО – То есть мы как жили при феодализме так и живем.

Д. ВРУБЕЛЬ – То есть в России художник больше чем художник.

М. ЗЛАТКОВСКИЙ – За исключением счастливых 10 лет при Ельцине.

Д. ВРУБЕЛЬ – И последние годы Горбачева.

Л. ГУЛЬКО – Как говорит один мой друг: не жили хорошо и нечего привыкать. Вот так. Я благодарю всех, кто принимал участие в нашем культурном шоке, непосредственно художника Дмитрия Врубеля и художника Михаила Златковского – политического обозревателя газеты «Новые известия». Вита Рамм и Ксения Басилашвили также принимали участие в «Культурном шоке». Спасибо! До встречи! А мы ждем самые свежие новости.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024