Купить мерч «Эха»:

Шок прошедшего телесезона - Арина Бородина, Александр Мельман, Сергей Варшавчик - Культурный шок - 2007-06-23

23.06.2007

К. ЛАРИНА – Мы сегодня вновь о телевидении. Поскольку заканчивается июнь и потихонечку телевидение сходит на нет. Остались такие премьеры года, которые видимо, каналам было стыдно показать в разгар сезона. Они решили показать в конце. Если как мы с Ириной Петровской говорили, если потратили деньги, надо, чтобы это посмотрели. Сегодня мы попробуем подвести итоги телевизионного сезона вместе с моими гостями. Вы всех знаете прекрасно, кого-то читаете, а кого-то слушаете на «Эхо Москвы» в частности. Итак, это телекритик Сергей Варшавчик. Обозреватель «Коммерсанта» Арина Бородина. И обозреватель «Московского комсомольца» Александр Мельман. Добрый день. Наши слушатели подключаются, безусловно, к нашему разговору. Попробуем поговорить, какие тенденции и тренды обнажились в этом сезоне. Какие события телевизионные изменил, может быть, в чем-то ход в том числе и телевизионных событий. Кто пропал, кто появился. Я думаю, что здесь план мы строить конкретный не будем, постараемся как больше времени провести в недрах прошедшего сезона, чтобы понять, чем он знаменателен, каковы его главные удачи и главные неудачи. И мне кажется, там несколько тенденций наметилось, на которых может быть стоит остановиться. Посмотрим, как пойдет разговор. Для начала общее ощущение, Арина, пожалуйста.

А. БОРОДИНА - Я, во-первых, хочу немножко восстановить историческую справедливость по поводу того, что подчищают хвосты каналы. Я не совсем тут согласна.

К. ЛАРИНА – С моим определением?

А. БОРОДИНА - Нет, не столько с определением, сколько вы сказали с тенденцией, трендом. Потому что последние 2-3 телесезона, безусловно, есть четкое ощущение биологическое, сезонное, что летом все-таки идет на спад. Но есть ряд каналов, которые уже 2-3 года сезона подряд не декларируют жесткого ухода в летний отпуск. Это, например, канал ТНТ, который традиционно летом много запускает премьер. Канал СТС, который не уходит на перерыв и Первый канал, который второй сезон тоже не уходит на перерыв. А в этом году даже обещает несколько знаковых премьер. То есть они не подчищают сусеки или потраченные бюджеты, а в середине лета это делают. Есть каналы, которые летом в экспериментальном режиме обкатывают некоторые программы. Например, канал «Россия» запускает сегодня премьеру программы «Ревизор». Я думаю, что это идет обкатка программы. К тому, в каком виде она будет, и как.

К. ЛАРИНА – Ночной эфир «Доброй ночи» Первого канала.

А. БОРОДИНА - Совершенно верно. Это может быть сезонный запуск, неизвестно, будет ли она в сезоне. Берман и Жандарев, наши любимые…

К. ЛАРИНА – Где они?

А. БОРОДИНА - Они должны быть на следующей неделе. Говорят, на летний сезон. Это такое маленькое замечание, в смысле поправка к тому, что это есть. А если говорить об общих впечатлениях, так во вступительном слове, наверное, емко я постараюсь сказать, что это сезон был не более и не менее. То есть по сравнению с прошлым сезоном он, наверное, примерно такой же.

К. ЛАРИНА – Фильмов было в том сезоне больше.

А. БОРОДИНА - Телевидение это все-таки не только фильмы.

К. ЛАРИНА – Телесериалы я имею в виду.

А. БОРОДИНА - Это премьеры. А количеством премьер я думаю, что именно, если мы говорим о количестве, этот сезон довольно заметный. Потому что премьер, может быть не столько оригинальных, но все-таки премьер было достаточно. И на Первом канале и на ТНТ, и на том же НТВ. К ним можно по-разному относиться, но количественно по премьерам этот сезон был не бедным. С точки зрения политической цензуры, она по-прежнему остается на коне. В этом смысле одиноким таким маяком у нас выглядит пока только канала РЕН-ТВ с его «Неделей», «Новостями 24», здесь нет никаких откровений. Им отдельное спасибо за это.

К. ЛАРИНА – А Тигран?

А. БОРОДИНА – Тигран, в общем, тоже. Но там все-таки чувствуется некоторая, поскольку программа не выходит в прямом эфире, у нас прямых все-таки так и нет на телевидении, за исключением каких-то торжественных мероприятий, инаугураций и так далее. В общем, тоже я бы отнесла это к плюсам. Что касается, мне уже этот вопрос задавали, есть несколько программ, которые были очень качественные. Это премьерные циклы Николая Сванидзе «Исторические хроники». Это фильм Парфенова о Брежневе. На мой взгляд. Это, безусловно, фильм «Завещание Ленина», о котором говорили и писали. Который был совсем недавно в эфире канала «Россия». Я сходу сейчас не назову какие-то отдельные, например, шоу «Кандидат» с Владимиром Потаниным, которое было в первой половине и, кстати, его запустили прошлым летом, то есть в межсезонье. Было немало приличного, но и какого-то прорывного с точки зрения жанров идей, этот сезон, наверное, назвать трудно. Для меня это укрепление трэша, закрепление его на канале НТВ, всей этой скандальной ниши, но при всем этом, это приносило колоссальный рейтинг каналу, увы. Увы, что это так востребовано, но с точки зрения коммерческих задач канала они это с лихвой компенсировали этими рейтингами. И «Сука. Любовь», о которой мы некоторое время назад говорили, она довершила сезон. Но я хочу коротко закончить свою вступительную речь, что мы тут в этой студии говорили, а программа уже сейчас исчезла из эфира. Возможно, она появится, но есть ощущение, что ее не будет. Мой прогноз полностью оправдался. Ее нет в эфире. Сейчас в эфире идет сериал «Зона» на ее месте, как мне сказали на НТВ, ее пока не будет. Они говорят, что это летний период. Но у меня есть ощущение, что в новом сезоне эту программу…

К. ЛАРИНА – Кто-то позвонил, видать. Как ты и предполагала.

А. БОРОДИНА - Я говорю, что просто мой прогноз в этом смысле исполнился. Но это, к сожалению, все равно не то, что радуюсь или огорчаюсь, просто это печальный, на мой взгляд, довершающий сезон проект, потому что финал апофеоз такой на НТВ.

К. ЛАРИНА – Хорошо. Александр Мельман.

А. МЕЛЬМАН – Ну да. Сначала я хочу тебя поздравить с прекрасным названием твой программы, потому что под «Культурный шок» можно вложить, очевидно, любое событие, явление.

К. ЛАРИНА – Очень объемное.

А. МЕЛЬМАН – То, что мы обсуждаем о телевидении, никто не удивляется, потому что мы вроде бы на месте. Дальше сразу Арине хочу ответить. Арина говорит, что она отметила, что эта программа, о которой мы несколько недель назад говорили, ее больше нет. И все-таки я понимаю, что Арина испытывает некоторое чувство удовлетворения от того, что так случилось и так громко…

А. БОРОДИНА - Не некое, а удовлетворение. Я рада, что такой программы хотя бы на время лета не будет в эфире.

А. МЕЛЬМАН – Это было так громко заявлено телекритиками, и поддержано кем-то сверху. Потому что позвонили.

А. БОРОДИНА - Я этого не говорила.

К. ЛАРИНА – Это я говорила.

А. МЕЛЬМАН – Я считаю, что нас так разводят очень хорошо. Дали такую ложную цель. Программа «Сука. Любовь», мы на нее зациклились, кричали чего-то такое. И вот высоконравственное начальство, не знаю, откуда сверху, оно эту программу отменило. И мы рады, что наше слово отозвалось. А в это же время на этом же канале НТВ действуют такие программы как политическая фээсбэшная заказуха. Которая гораздо хуже в сто раз, чем вот эта программа «Сука. Любовь». «Сука. Любовь» на этом фоне выглядит вполне невинно. Мы об этом должны, наверное, говорить, прежде всего. Мы этому уже как-то не очень удивляемся, вот этим ужасным с моей точки зрения вещам.

А. БОРОДИНА - Я одинаково ужасаюсь и тому, и другому.

А. МЕЛЬМАН – Хорошо, но хочется больше акцентироваться именно на этом. что касается сезона, мы, наверное, об этом конкретно поговорим, потому что мне кажется, было достаточно интересный сезон с точки зрения прежде всего Первого канала. Он явно победитель. Но главной тенденцией мне кажется такие две. Они в чем-то символические. Два события. Одно – трагические. Уход из жизни Валентины Михайловны Леонтьевой. И как это все было. Как случилось. И раскол в ТЭФИ. И вы знаете, я как-то даже связываю два этих события. Мне кажется, что…

К. ЛАРИНА – Напомни, что такой раскол в ТЭФИ, Саш.

А. МЕЛЬМАН – Вышло двое учредителей, это канал НТВ и ТНТ, и вышли люди очень известные, это Татьяна Миткова, Владимир Кулистиков, генеральный директор НТВ. И генеральный директор ТНТ Роман Петренко.

А. БОРОДИНА - Надо справедливости ради сказать, что еще вышла телекомпания АТВ. Но остались ее руководители Малкин и Прошутинская.

А. МЕЛЬМАН – Мне кажется, это о многом говорит. И то, что потом было присоединение почти 300 новых членов. Это ничего не меняет. А даже наоборот, может быть получается, что одна Татьяна Миткова стоит сотни людей. Я просто последнее время перестал понимать, что это такое за собрание уважаемых людей. Для чего оно создано. То есть формально понятно, если есть некий класс телевизионщиков. Они должны иметь свою премию. Это вроде бы нормально, как-то стимулирует и объединяет. А с другой стороны уход Татьяны Митковой, прежде всего, показал, чем они там занимались. Потому что после каждой премии телекритики начинают программу междусобойчик «Школу злословия». То есть мы злословим по этому поводу, все это пишем, знаем. Почему она ушла. Но это просто выявилось в таком личном впервые практически. Потому что как они голосуют, что такое корпоративное голосование, попробуй, не проголосуй так, как тебе скажет высокий начальник. Тебя легко уволят. Это тоже всем известно. Что они не смотрят эти программы, тем не менее, голосуют. За что они получают все это. Потому что это часто один и тот же продукт. И люди выстраиваются в очередь…

К. ЛАРИНА – То есть я бы назвала это событие все-таки не раскол в ТЭФИ, а кризис. Такой наглядный, ощутимый.

А. МЕЛЬМАН – Хорошо. Я просто подумал, вот ушла Валентина Михайловна Леонтьева. Ушла так. Недавно был фильм про Семена Фараду а Первом канале. Очень хороший, мне кажется. Он сделан очень точно, тактично, очень этично в отличие от фильма о Николае Петровиче Караченцове, и там Миша Полицеймако, сын Семена Львовича, он говорит: я не понимаю, почему в нищете умер Вицин. Почему Инна Ульянова так похоронена. Про Валентину Михайловну я тоже не понимаю. Я не понимаю, как величайшая телеведущая, которую мизинца не стоят очень многие академики, почему она в такой ситуации, вот так она жила. Почему вот эти спонсоры, которые под телеакадемию дают деньги, чтобы люди друг друга награждали, почему бы их ни заставить помогать ветеранам телевидения.

К. ЛАРИНА – По-моему, даже никто не приехал туда на прощание.

А. МЕЛЬМАН – Я этого не понимаю. И поэтому вот это для меня самый большой…

К. ЛАРИНА – Хорошо, ничего хорошего в смысле. Сергей Варшавчик.

С. ВАРШАВЧИК – На мой взгляд, сезон прошел, я тут полагаю, достаточно обыденно. Каких-то громких премьер, на мой взгляд, не случилось. Потрясений культурных не было. Хотя тенденция конечно продолжается. То есть все больше развлекательность нашего телевидения и все меньшее снижения доли общественно-политических программ. То есть Сергей Брилев, например, был убран из эфира.

А. БОРОДИНА - Но «Вести недели» остались.

С. ВАРШАВЧИК – Остались, но я имею в виду какие-то знаковые события на мой взгляд.

А. БОРОДИНА - Сергей Брилев вернулся, что изменилось? Он вернулся с "Пятой студией".

С. ВАРШАВЧИК – Он вернулся, но все-таки там некоторая другая история. Здесь, на мой взгляд, как бы символ этих событий это Владимир Познер, который вел программу «Король ринга». Такого Владимира Познера, честно говоря, я никогда не видел. Азартного.

К. ЛАРИНА – Сломали.

С. ВАРШАВЧИК – С горящими глазами, который обсуждал активно все эти джебы, хуки.

К. ЛАРИНА – Хорошо бы, чтобы он был таким же в программе «Времена».

С. ВАРШАВЧИК – И, наконец, было полное ощущение, что человек…

К. ЛАРИНА – На своем месте.

С. ВАРШАВЧИК – Вырвался из этой рутины «Времен», этих партсобраний, партхозактива. На мой взгляд, безусловно, Первый канал лидировал, креативил и вот эти программы «Герой ринга», все эти звезды было смотрибельное зрелище. И тут он, конечно, безусловно, вырвался вперед, и я думаю, и по зрительской аудитории. Отмечу также дальнейшую маргинализацию канала НТВ, который окончательно превратился в канал криминальный. Канал я имею в виду по содержанию программы, окончательно меня добило, когда я смотрел, недавно вечером включил НТВ и там шел какой-то ресторанный концерт Шафутинского с какими-то девочками, с подтанцовкой. У меня было полное отторжение, когда этот логотип НТВ зеленым шариком и вот эта ресторанная стилистика, как бы они не сочетались абсолютно. Поэтому то, что там появилась «Сука. Любовь», потом пропало, меня это уже как-то не удивляет. На мой взгляд, и Арина тут в свое время, побеседовав с генеральным директором этого канала Кулистиковым, собственно представила…

К. ЛАРИНА – Арина, прими, пожалуйста, поздравление, интервью года.

А. БОРОДИНА - Мы с Владимиром Михайловичем разделим поздравление.

С. ВАРШАВЧИК – Да, то есть это настолько было цинично, и откровенно сказано, что человек делает с каналом, по сути дела, можно назвать это одним словом – опускает.

А. МЕЛЬМАН – Вы Владимира Кулистикова не знаете.

А. БОРОДИНА – Я, поэтому и разделяю с ним.

А. МЕЛЬМАН – Что Арина мастер, мы все знаем.

С. ВАРШАВЧИК – Опять же, отмечу, что ТВЦ с одной стороны пытался найти свое лицо, свою нишу, запустив интересный проект по Карамзину.

К. ЛАРИНА – А вот эти все ток-шоу вечерние появились.

С. ВАРШАВЧИК – Отмечу интересное на фоне остальных конечно, ток-шоу Киры Парашютинской, которая, собственно говоря, поднимает такие вопросы, которые не поднимаются на других каналах. Пытается приглашать чиновников, добиться от них какой-то информации, правды и так далее. Конечно, при этом нельзя не сказать, что две программы точнее один выпуск программы того же «Народ хочет знать», по-моему, Рыжков и Мединский выступали, он был по цензурным соображениям снят.

К. ЛАРИНА – Рыжков не прошел. Потом его поменяли на Немцова, и в таком варианте она прошла.

С. ВАРШАВЧИК – Нет, Рыжкова там не появился.

К. ЛАРИНА – Нет, вместо Рыжкова на ту же тему перезаписали Мединского с Немцовым и дали в эфир.

С. ВАРШАВЧИК – И я имею в виду «Бойцовский клуб», который начал было, выходить интересная вещь политическая, диспут такой достаточно открытый. Народ испугался. И эту программу на ТВ-центре прикрыли под тем предлогом, что она была сыровата, надо дорабатывать. Конечно, я подчеркну, что канал РЕН-ТВ отличается лицом, не общим выражением по-прежнему. Это конечно Марианна Максимовская с ее «Неделей» и Новости. Безусловно, там дается то, что нет на других каналах.

А. МЕЛЬМАН – А Эммануэль?

С. ВАРШАВЧИК – Ну, там тоже какие-то вещи проходят…

К. ЛАРИНА – А «Бла-бла»?

С. ВАРШАВЧИК – Я сейчас имею в виду общественно-политическую линейку. Я сейчас не касаюсь развлекательных вещей. Потому что там много разных учредителей. И много разных тенденций. Там есть и вечерние эротические фильмы, есть дурацкие «Бла-бла», и так далее.

К. ЛАРИНА – И есть «Позвони мне».

С. ВАРШАВЧИК – А в целом могу сказать, такое впечатление, что телевидение сейчас активизируется, и будет более активно заниматься так называемой операцией «Преемник». Информационные, общественно-политические программы подтянутся к сентябрю. Но пока ощущение такой тотальной развлекаловки.

К. ЛАРИНА – Кстати, перед тем как включить телефон, я хочу еще прочитать одну телеграмму, добавление к тем событиям, которые никто не назвал из моих гостей. Игорь нам пишет на интернет-сайт: не кажется ли вам, что шок минувшего телевизионного сезона это уничтожение «Интерньюс». Собирается ли телевизионная общественность еще что-то предпринять в защиту организации?

А. БОРОДИНА - Конечно, это не культурный шок. Это просто шок. Для меня «Интерньюс» очень близкая и дорогая организация, так же как и Манана Асламазян, ее руководитель и основатель. Я просто, кстати, пользуясь эфиром, хочу сказать, что так получилось, что письмо, которое подписало более 2 тысяч журналистов, я отвозила в администрацию президента. 8 мая это письмо было официально расписано помощнику президента Виктору Иванову. И в Управление информации администрации президента. Вот прошли 30 дней, ответа нет. я более того скажу, я говорила об этом коллегам, это какой-то Салтыков-Щедрин просто получается. Я в течение последней недели каждый день исправно звоню в департаменты и администрацию президенты, меня перебрасывают из канцелярии в канцелярию, отдел делопроизводства, и я хочу сказать, что в настоящий момент как мне сказали, письмо находится на рассмотрении в департаменте кадровой политики правоохранительных органов, которые возглавляет Плахой Олег Анатольевич.

К. ЛАРИНА – Плохой в смысле что это?

А. БОРОДИНА - Это фамилия. Я говорю. Салтыков-Щедрин просто какой-то. И, к сожалению, отдел делопроизводства этого департамента администрации президента уже в течение недели не отвечает. Я исправно звоню по несколько раз в день, потому что формально я понимаю, что это письмо в судьбе «Интерньюс» и Мананы Асламазян, наверное, ничего не изменит, но с другой стороны 2 тысячи журналистов это не просто так, понимаете. Поэтому им, наверное, нужно сформулировать какой-то ответ, потому что понятно, что из этих 2 тысяч человек ряд СМИ все-таки будут цитировать ответ администрации президента. Письмо было все-таки адресовано лично Владимиру Путину. Поэтому эту вещь я стараюсь держать на контроле, поскольку я за это взялась, хочу довести хотя бы до формального конца. Но, конечно, закрытие «Интерньюса» и судьба Мананы для нас всех, я думаю здесь сидящих в студии и многих тех, кто нас сейчас слышит, это не пустой звук. Я просто очень люблю Манану, и надеюсь, что все-таки когда-то все будет хорошо. Мы уже много очень про это говорим.

А. МЕЛЬМАН – Я хочу сказать, что даже если бы он был хороший, все равно бы ничего не изменилось. Потому что действует система, а Манана уже в США, насколько я знаю.

А. БОРОДИНА - В Париже.

А. МЕЛЬМАН – То есть она уехала и в ближайшее время, насколько я понимаю…

К. ЛАРИНА – Она ответила письмом всем тем, кто подписал письмо в ее защиту.

С. ВАРШАВЧИК – Я вспомнил другую историю, слушая Арину. Когда Путина спросили насчет Ходорковского, по-моему, в Испании было, он сказал: вы знаете, никак не могу дозвониться до генерального прокурора.

А. МЕЛЬМАН – По-моему, это было раньше.

А. БОРОДИНА - Про Гусинского.

С. ВАРШАВЧИК – Да, да. На мой взгляд, это вполне логичный шаг со стороны власти. Потому что если основывался какой-то канал свободы, не контролируемый той же администрацией президента, то, в конце концов, они его перекрыли. К сожалению.

А. БОРОДИНА - Единственное, чем я себе это объясняю, может быть действительно затянувшаяся формальность, я понимаю, что просто филькину грамоту, отписку на открытое письмо президента, они видимо, за это время написать не готовы. Потому что нет четкого понимания.

А. МЕЛЬМАН – Нет команды.

А. БОРОДИНА - Нет четкого понимания, все-таки как заклеймить позором, понятно, по действиям суда будет понятно, но в любом случае ответ на открытое письмо, официально зарегистрированное в администрации, должен быть. И я надеюсь, что нам все-таки что-то ответят.

К. ЛАРИНА – Ну хорошо. Давайте мы послушаем несколько звонков. Мнение наших слушателей, что для вас явилось главным в прошедшем телевизионном сезоне, главным событием, как со знаком плюс, так и со знаком минус. Пожалуйста. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ – Ирина Александровна. Вы знаете, необыкновенно ведет программу Андрей Малахов «Пусть говорят».

К. ЛАРИНА – Пусть. Спасибо.

СЛУШАТЕЛЬ – Это такой материал, который он достает, это необыкновенные вещи, которые можно узнать, что люди вытворяют.

С. ВАРШАВЧИК – И он в первую очередь.

СЛУШАТЕЛЬ – Я вас очень люблю.

К. ЛАРИНА – Спасибо. Но вот мы все здесь в культурном шоке замерли. Слушая вас.

А. БОРОДИНА - Телевидение для зрителей.

К. ЛАРИНА – Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Меня зовут Тамара. Вы знаете, для меня шоком со знаком минус явились две вещи ужасные на мой взгляд. По НТВ «Сталин. Лайф» и «Проклятый рай». По-моему, это настолько ниже вообще всех принципов морали, ужаса и полное отсутствие исторической памяти у создателей, что касается «Сталин. Лайф». А со знаком плюс, безусловно, это по Варламу Шаламову. Вот это настолько достойно, принципиально и создатели и сам канал российский. Я считаю, что они проявили просто чудеса принципиальности.

К. ЛАРИНА – Спасибо большое. Еще звонок. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Меня зовут Владислав. У меня такое ощущение, слушая вашу программу, что мы смотрим совершенно разные каналы. Объясню. Лет 10 назад постоянно говорили о том, что телевидение, кинотеатры забиты американскими фильмами, сплошная поножовщина, убийства. Но сегодня этого уже нет. Но на 80% наше телевидение забито абсолютно низкопробными фильмами, которые даже не специалисту понятно, что делаются наспех.

К. ЛАРИНА – А в чем, уважаемый слушатель, тогда разница взглядов, я не очень понимаю. А мы какое-то хорошее телевидение что ли смотрим?

СЛУШАТЕЛЬ – Я так чувствую, что вы анализируете различные программы, что все это очень хорошо, интересно.

К. ЛАРИНА – Такое ощущение, что вы слушаете другое радио. Встречное замечание. Еще звонок. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Я звоню из Санкт-Петербурга. Меня зовут Наталья Вадимовна. Я очень пожилой человек. Я просто хочу вас попросить, ну когда-нибудь обратите внимание на отвратительную программу «Два против одного» на канале «Региональное телевидение».

К. ЛАРИНА – А у нас в Москве не показывают.

СЛУШАТЕЛЬ – Это что-то жуткое.

К. ЛАРИНА – Это в Санкт-Петербурге. А что это такое, я про нее слышала.

СЛУШАТЕЛЬ – Я смотрела всего три раза и то до конца не могла досмотреть. Там два журналиста, я не помню их фамилии, они отвратительные оба, приглашают каких-то уважаемых людей, обычно политиков, антипутинцев. Они просто издеваются над ними, не дают рта раскрыть и обращаются все время к зрителям: вы видите, вы слышите, в общем, отвратительная программа.

К. ЛАРИНА – А кого они зовут?

А. МЕЛЬМАН – Боровой был. Был скандал с ним.

К. ЛАРИНА – Каспаров там был, говорят тоже.

СЛУШАТЕЛЬ – Каспарова они вообще, ой.

К. ЛАРИНА – Это в прямом эфире происходит?

СЛУШАТЕЛЬ – Да, и потом я в четверг на свою беду включила «К барьеру!», ну через три минуты выключила. Потому что Соловьев настолько отвратителен, настолько наглый. Паясничает, кривляется, слушайте, надо же его урезонить.

А. МЕЛЬМАН – У него работа такая.

К. ЛАРИНА – Спасибо. Такая работа. Еще два звонка. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Это Сергей из Саратова. Я хотел сказать, что, по-моему, канал «Культура» в целом и в этом сезоне и вообще вне конкуренции. Но очень жаль, что такое телевидение не может быть общим. В силу многих причин. А на канале РТР мне понравилось то, что прорвался в эфир «Остров» и «Последняя дуэль». По Пушкину.

К. ЛАРИНА – Фильмы.

СЛУШАТЕЛЬ – Да.

А. БОРОДИНА - Только про Пушкина.

К. ЛАРИНА – Спасибо.

А. БОРОДИНА - Слава богу, Пушкин не имеет к этому отношения.

К. ЛАРИНА – Кстати, Пушкин в этом смысле бы и не спас, потому что Лермонтов имеет отношение к тому, что он написал, но к фильму «Печорин» вряд ли имеет отношение. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Меня зовут Татьяна, я сценограф, я из Москвы. На прошлой неделе на пражской квадриеннале всемирной выставки сценографии мы получили первое место.

К. ЛАРИНА – Поздравляем.

СЛУШАТЕЛЬ – Коллектив в составе покойных Шейнциса, Соборовского и здравствующих Бархина, Бенедиктовой и многих других получили тригу. И ни в одном СМИ ничего не было. Так обидно. Спасибо.

К. ЛАРИНА – А почему не было-то?

СЛУШАТЕЛЬ – Не знаю.

К. ЛАРИНА – Я вот тоже впервые об этом слышу к своему стыду.

СЛУШАТЕЛЬ – Первое место.

К. ЛАРИНА – А где же канал «Культура» был? Это когда все было?

СЛУШАТЕЛЬ – На прошлой неделе в субботу.

К. ЛАРИНА – И по «Культуре» ничего не говорили?

СЛУШАТЕЛЬ – Ничего.

К. ЛАРИНА – А кто туда ездил?

СЛУШАТЕЛЬ – Там несколько конкурсов. Конкурс сценографии это была тема Березкина такого критика. «Чехов. 20 лет спустя». Потом архитектурные…

К. ЛАРИНА – А журналисты ездили туда с вами?

СЛУШАТЕЛЬ – Нет.

А. БОРОДИНА - Откровенно говоря, я тоже не читала.

К. ЛАРИНА – Спасибо большое за информацию. Посыпаю голову пеплом, что тут скажешь. Конечно, стыдно. Ну и последний звонок.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Меня зовут Светлана. Я как огромный любитель кино могу констатировать по окончании сезона как бы четко оформившейся сетке главных каналов. В течение будней смотреть нечего, потому что одни сериалы. Если раньше по пятницам, субботам и воскресеньям нам показывали качественное французское, американское кино, теперь нам показывают фильмы вечером типа «Берегите женщину», а хорошее качественное, да, потом нам показывают что-нибудь с Ван Даммом, в 23.00 или с каким-то Лундгреном. А хорошее качественное кино, отличное кино, которого многие наши соотечественники даже не знают, показывают глубокой ночью. И вот сидишь до 3-4 смотришь, впервые в жизни посмотрела «Барри Линдона», фильм Кубрика. До 3-4 часов ночи. И именно показывают фильмы мелодрамы, боевики, где добро побеждает зло, где правильные векторные точки поставлены в отношении между людьми, где должны воспитывать нашего зрителя, это все запихивается на глубокую ночь. И второе скажу по поводу «Бойцовского клуба». Это у меня был шок, потому что я первый раз в жизни видела по-настоящему, критики меня поймут, сделанное шоу. Без мертвой публики, с правильными вопросами, с провокациями, брошенными сверху. Потрясающая работа камеры. То есть такого ток-шоу у нас на телевидении не было.

К. ЛАРИНА – Спасибо большое. Арина уже тянула руку.

А. БОРОДИНА - Это очень кстати задели серьезный вопрос по поводу кино на телевидении. И я в данном случае вступлюсь очень активно за телевидение, потому что у нас уже не первый год, я внимательно за этим слежу, и это активно говорит Константин Эрнст, на чьем канале показывают очень качественное кино, и вообще на нашем телевидении показывают очень качественные фильмы.

К. ЛАРИНА – Если бы не реклама.

А. БОРОДИНА - Но вы вот говорите, какие фильмы у нас показывают. Больше 15% аудитории качественное хорошее кино в прайм-тайм сейчас перестало собирать. А телевидение все-таки, как ни крути, зависимо от рейтингов, от рекламы. Мы сейчас говорим про телевидение как все-таки индустрию. Они, видя, что это не собирает тех цифр, которые хотя более-менее будут получать взамен, они не ставят это и сами, между прочим, от этого очень расстраиваются. Потому что и вынуждены ставить кино не только на 3 часа, может быть чуть раньше, но у нас лучшие фильмы мирового кино на канале «Культура», вы знаете, в последнее время идет на канале «Звезда» прекрасно наше кино, я уже месяц как подсела на эту историю. И начиная с 12, а иногда раньше идут очень хорошие советские фильмы. Причем они чередуются в течение нескольких дней. На Первом канале очень хорошее кино и даже на НТВ в районе 23 часов показывают очень хорошие фильмы. И французские и не только боевики.

А. МЕЛЬМАН – Все фильмы Тарковского показывали.

А. БОРОДИНА - В этом на день рождения Тарковского было и на канале «Россия», и на Первом канале очень хорошее кино. Поэтому я здесь категорически не соглашусь. И более того, просто у нас был такой небольшой круглый стол на Первом канале, где собиралась дирекция кинопоказа, несколько социологов и все, кто связан с кино, и сериальным производством. Люди все эстетически настроенные на кино, во главе с Константином Эрнстом и все выражали сожаление о том, что люди говорят, что нет кино, и при этом это кино не смотрят. Это говорят все рейтинги. Понимаете. Это противоречие, от которого зависимо телевидение. Но малобюджетное российское отечественное конечно, кстати, предыдущий слушатель тоже об этом говорил, оно пользуется большим успехом. И приносит очень высокие рейтинги. Я воспользуюсь случаем, хочу сказать, что у меня будут итоги сезона подводить руководители всех каналов. Они этим трендом очень довольны.

С. ВАРШАВЧИК – Скажем так, если суммировать, днем для аудитории попроще сериалы, всякие развлекательные ток-шоу, а ближе к вечеру и за полночь, ночь, для более интеллектуальной публики. И сами руководители каналов это признают, что у них такая четкая градация. Именно из-за рейтингов.

А. МЕЛЬМАН - Да, мы забыли, хочется отметить, что на Первом канале появилась программа «Закрытый показ». Надо обязательно это отметить, потому что то, что сейчас представляет собой современное российское кино, мы видим и Первый канал очень активно это проводит, и надо сказать большое спасибо за то, что он это делает. Я хочу ответить по вопросам слушателей. По поводу «Бойцовского клуба», наверное, мои коллеги тоже со мной согласятся, слушательница очень, я тоже согласен, что ужасно, что закрываются такие программы, а потом генеральный директор не может объяснить внятно, почему он это делает. И мы его понимаем, и входим в его положение. Но говорить о качестве этой программы вот так в восхищенных тонах, как говорила наша слушательница, я, наверное…

А. БОРОДИНА - Я с Сашей соглашусь.

А. МЕЛЬМАН – Потому что качество, сырая программа. И Арина и Сергей об этом тоже часто говорили.

К. ЛАРИНА – Не надо. Это не целесообразное замечание.

А. БОРОДИНА - А почему, если эта программа идейно правильная, то она не может быть плохо сделана?

К. ЛАРИНА – Мне кажется, они ее не успели сделать. О чем вы говорите.

А. БОРОДИНА - Это другой вопрос. Но она не была сразу сделана.

К. ЛАРИНА – А я поняла нашу слушательницу, о чем она говорила. Она пыталась нам сказать о том, что у нее было совершенно четкое, правильное направление. Не столько даже идеологическое, сколько структурно, как она была построена. У нее только все начиналось, начинала осваиваться в эфире. Но самое главное, что на была очень страстная.

А. МЕЛЬМАН – Согласен. Программа Шевченко еще может быть более страстная. Но это ни о чем еще не говорит.

К. ЛАРИНА – Не знаю. По поводу мертвой публики очень тонкое замечание.

С. ВАРШАВЧИК – Два слова. Дело в том, что эта программа делалась не в студии, она снималась…

К. ЛАРИНА – Клубная передача.

С. ВАРШАВЧИК - … где завсегдатаи так называемого «Живого журнала», где активные какие-то люди с политическими своими воззрениями, это естественно, передалось. И в отличие я понимаю, что хотела сказать слушательница, это не было сделано, это не было мертво, это было естественно. Это был клуб политический. Туда пришло телевидение, а не наоборот.

А. МЕЛЬМАН – У нас разные мнения по этому поводу, что нормально. 50 на 50.

К. ЛАРИНА – В традициях лучшего периода программы «Пресс-клуб».

С. ВАРШАВЧИК - Понимаете, какая вещь, господа, там проводятся время от времени политические дебаты. И я там дважды был членом жюри этих дебатов, поэтому я могу сказать об этом.

А. МЕЛЬМАН – Сергей, то, что был членом жюри, это еще все-таки ни о чем не говорит.

С. ВАРШАВЧИК – Я говорю об атмосфере этого клуба, этого места.

А. МЕЛЬМАН – Ну хорошо.

А. БОРОДИНА - Вот Сергей сказал, что сузилась площадка, дело в том, что объем общественно-политического вещания в эфире за этот сезон не уменьшился. А вот качество его, в том числе и «Бойцовский клуб» оно существенно трансформируется в такую застойную стагнацию. Но сейчас оно немножко оживет с учетом предвыборного сезона, но идеологические акценты не изменятся. И в этом смысле я прошу прощения, Сергей, по поводу Сергея Брилева мне кажется, его вряд ли можно записать в какие-то диссиденты или революционеры.

С. ВАРШАВЧИК – Нет, конечно, я не об этом говорил.

А. БОРОДИНА - Но тем не менее…

С. ВАРШАВЧИК – Это знак некий.

А. БОРОДИНА - Нет, я здесь никакого знака не увидела. Но я к тому, что в этом формате общественно-политическом ни в «Судите сами», ни у Соловьева, и, кстати, в том же интервью Кулистиков справедливо отметил, что рейтинги действительно падают у программы «К барьеру!» они падают, падают и говорят, по этому поводу переживает и сам Соловьев. Наверное, справедливо, но это уже вопрос не к нам.

А. МЕЛЬМАН – Просто, когда мы видели последнюю программу «К барьеру!» господин Чуев и господин Алексеев, мы их уже видели в этом же составе. Это такой дежавю, который мы постоянно…

К. ЛАРИНА – Там очень многие пары такие уже сыгранные. Как мы с вами тут сидим.

А. МЕЛЬМАН – Да, да.

С. ВАРШАВЧИК – И вызывает просто удивление тема, которая предлагается…

К. ЛАРИНА – С другими не пускают.

А. МЕЛЬМАН – А кстати, по поводу питерской программы, да, мы ее в Москве, к сожалению, не видим. Но действительно скандал с Боровым…

К. ЛАРИНА – Он там подрался?

А. МЕЛЬМАН – Да, были картинки в Интернете, было очень подробно, что говорил Боровой, и что в ответ говорили эти люди. Действительно хотелось бы это все посмотреть, потому что многие люди, которые не могут на федеральных каналах выступать, вписываются в эти черные списки, наверное, они там присутствуют. А то, что с ними поступают по-хамски, извините, никто не обещал демократам легкую жизнь, и здесь уже надо биться, бороться. Поединок и надо стоять за себя и свои идеи.

С. ВАРШАВЧИК – Кстати, коллеги, по моим данным, количество черных списков увеличивается. Туда начали попадать люди, которые раньше там не были. Например, Алексей Митрофанов. По моим данным он на некоторых каналах уже персона нон грата.

А. МЕЛЬМАН – В связи с чем?

С. ВАРШАВЧИК – Я не знаю.

А. МЕЛЬМАН – Что он заступился за «голубой марш»?

С. ВАРШАВЧИК – Не знаю. Видимо, то, что, например, Каспаров и Рыжков прочно у них продолжают пребывать это тоже, собственно говоря…

А. БОРОДИНА - Я тут скажу, что все-таки Каспарова мы за последнее время несколько раз видели по телевизору. Другой вопрос, что его извращают, его слова и показ. Когда в Москве разгоняли «Марш несогласных», дубинками, его даже на канале «Россия» назвали шахматистом Каспаровым, это я считаю, большой прогресс. Более того, Каспарова показали и на НТВ мельком.

С. ВАРШАВЧИК – Со спины.

А. БОРОДИНА - А в "Кто заказывает хаос", простите…

К. ЛАРИНА – Кстати, про это не поговорили. Саша упомянул, но мне кажется, что усилилась очень сильно составляющая в телевизоре на самых разных каналах вот этой политической заказухи. Такое ощущение, что они в прошлом году с помощью аркадия Мамонтова и романа с камнем немножко так на вшивость проверили аудиторию, поняли, как заглотнулся этот крючок с каким удовольствием.

А. БОРОДИНА - Это уже несколько сезонов, Ксения. А Ходорковский - "Банда из ЮКОСа".

К. ЛАРИНА – А вот тогда был только Ходорковский. Сегодня поводов все больше и больше.

А. БОРОДИНА - Березовский, Ющенко. Ну что вы, это не угасает жанр.

К. ЛАРИНА – Мне кажется, что сегодня более активно и более небрежно это делается. Уже совсем в наглую. Когда я обратила внимание, что даже они используют один и тот же материал фактически, который они гоняют с канала на канал, разными актерами переозвучивая.

С. ВАРШАВЧИК – Главное там титров нет.

К. ЛАРИНА – Да, и нет никаких выходных данных. Раньше хотя бы признавались, кто это делает. А сегодня уже никто не признает.

А. МЕЛЬМАН – Ксения, раз я поднял эту тему, я все-таки хочу для баланса сказать, я был на последнем «Марше несогласных», посмотрел, что это такое.

К. ЛАРИНА – Я тоже была.

А. МЕЛЬМАН – И что я увидел. Мне, честно говоря, было противно.

К. ЛАРИНА – Нет, мы сейчас про это не говорим. Мы говорим про телевидение.

С. ВАРШАВЧИК – Пусть по телевизору бы это показали, Саша, тебе это стало противно.

К. ЛАРИНА – А давайте о мирном поговорим. Про мирное наблюдение. Что ушла гламурня оттуда. Эта модель гламурной жизни как идеальная модель, модель мечты она ушла с телевидения. Что сегодня больше как мне кажется, что там было, помните где Оксана Робски, вся эта фигня, ее больше нет.

А. БОРОДИНА - Она не собирает аудиторию.

К. ЛАРИНА – Хотя есть пропаганда активная семейных так называемых ценностей.

А. БОРОДИНА - Мать и дитя.

К. ЛАРИНА – Да, мать, дитя "Наше все".

С. ВАРШАВЧИК – Демографическую программу надо кому-то выполнять.

К. ЛАРИНА – А вот это «богатые тоже плачут» тема ушла. Ее нет. Ни «Рублевки. Лайф», ни похожего.

С. ВАРШАВЧИК – То ли уже богатых нет, то ли уже не плачут.

А. МЕЛЬМАН – Тебе не кажется, что понятие гламура может меняться. Тебе не кажется, что скоро трэш станет гламуром. Что это станет модным. Гламурненько, показали труп. Будут так оценивать. Это все вопрос нашего восприятия. Вопрос в понятиях.

С. ВАРШАВЧИК – А Малахов простите это не гламурная программа.

А. БОРОДИНА - Это такой трансформированный. Кстати ближе к тому, что Саша сказал. Я соглашусь. Такой трэш вперемежку с гламуром. Ксения, я хочу про какие-то особенные тенденции, направления мы так общо поговорили, но мне бы хотелось отметить несомненный прорыв еще в качестве телевидения. Потому что был один на мой взгляд бесспорно замечательный проект это «Звезды на льду», сложно постановочный и по уровню качества исполнения ему трудно найти. Мне не понравился «Король ринга» это не моя программа. Но то, как это шоу было сделано.

С. ВАРШАВЧИК – Не согласен. Я считаю, что это достойный ответ Первого канала на «Завещание Ленина» Второго…

А. БОРОДИНА - Это цинично звучит на мой взгляд. Но сделано шоу безупречно. К слову о гламуре даже Александр Роднянский в этих своих ответах по итогам сезона сказал, что даже СТС, который всегда ассоциировался с гламуром, я так понимаю, что в новом сезоне они хотят провести переоценку ценностей. И я лично от себя я воспользуюсь случаем, я просто как зритель, не как профессионал, мне очень хочется поблагодарить Лолиту Милявскую за ток-шоу «Без комплексов», и Владимира Потанина за шоу «Кандидат». Потому что два этих не профессиональных телевизионных ведущих, у одного был дебют, вторая - работает уже второй сезон, мне кажется, они очень неожиданно подняли планку своих телевизионных программ. Они могут быть интересны и просто неожиданны для не профессиональных телевизионщиков.

К. ЛАРИНА – Давайте тогда и Александр и Сережа тоже скажут. А кому спасибо ты можешь сказать, Саш?

А. БОРОДИНА - Я много кому могу сказать спасибо.

А. МЕЛЬМАН – Я хочу сказать спасибо Первому каналу за то, что он очень хорошо провел этот сезон, и Арина полюбила фигурное катание, мы с Сергеем может быть бокс, а можно еще говорить о «Минуте славы», «Закрытом показе», то есть действительно спасибо за то, что они так работали. Я хочу поблагодарить канал «Спорт», который мне тоже очень нравится, как люди работают, и они очень хорошо поработали. И на чемпионате по хоккею, на других соревнованиях.

С. ВАРШАВЧИК – Я, пожалуй, бы поблагодарил Феликса Разумовского на канале «Культура», который ведет программу «Кто мы». Безусловно, глубокой, интересной и уникальной передачи.

К. ЛАРИНА - А я еще одно наблюдение хотела сказать, не знаю. Согласитесь вы со мной или нет, мне кажется тоже тема для отдельной программы, о чем Сергей говорил, вспоминая про «Бойцовский клуб», что активная аудитория с больших каналов уходит. В Интернет…

А. БОРОДИНА - Это сильное преувеличение в процентном соотношении, Ксения. Она чуть-чуть снижается не драматично.

К. ЛАРИНА – В этом есть тенденция. Она есть, и она будет обязательно. Интернет. Спутниковое телевидение сегодня там в свою очередь главная аудитория.

А. БОРОДИНА - Я в этом смысле консерватор. Пока эфирному телевидению аналогов нет. Судя по количеству людей, которые все хотят его.

К. ЛАРИНА – Я хочу, кстати, поздравить Ирену Стефановну Лесневскую с очень хорошим качественным телевидением в Интернете. На сайте журнала «Нью таймс». Сереж, ты видел?

А. БОРОДИНА - Ток-шоу, но не телевидение.

С. ВАРШАВЧИК – Видел чуть-чуть.

К. ЛАРИНА – Но это начало телевидения. Спасибо большое, друзья. В следующем году будет лучше, потому что будут олимпийские игры и чемпионат мира по футболу.

А. БОРОДИНА - Европы.

С. ВАРШАВЧИК – Оле-оле-оле.

А. МЕЛЬМАН - Россия, вперед!

К. ЛАРИНА – Европы.

А. БОРОДИНА - Конечно. Это уже была ошибка, кстати, в телеэфире новостей.

К. ЛАРИНА – Спасибо.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024