Купить мерч «Эха»:

Раскол в Союзе кинематографистов: что дальше? - Юлий Гусман, Гарри Бардин, Виктор Матизен, Андрей Разумовский - Культурный шок - 2009-04-04

04.04.2009
Раскол в Союзе кинематографистов: что дальше? - Юлий Гусман, Гарри Бардин, Виктор Матизен, Андрей Разумовский - Культурный шок - 2009-04-04 Скачать

К.ЛАРИНА: Ну, наконец-то мы уже начали, а то мы уже застоялись. Поскольку времени очень мало, давайте начнем. Значит, у микрофона Ксения Ларина, программа «Культурный шок». Как и было сказано, и вы этого ждали, сегодняшняя передача посвящена ситуации в Союзе кинематографистов. События там развиваются стремительно. Вы помните, что прошел тот самый чрезвычайный съезд, которым так грозил всему миру Никита Сергеевич Михалков, и он таки его провел. Ну, из знаменательных событий, наверное, первое – это 2-часовой доклад Никиты Сергеевича Михалкова, в котором он, как он полагает, ответил на все вопросы, на все обвинения, которые были ему предъявлены со стороны так называемой условной оппозиции. Ну, и второе событие – это совершенно позорное исключение из рядов Союза членов кинематографистов Виктора Матизена, который здесь в нашей студии. Витя, добрый день, здравствуй.

В.МАТИЗЕН: Добрый день.

К.ЛАРИНА: Все нормально? Ты – член Союза кинематографистов? Статус ваш?

В.МАТИЗЕН: Да. Впечатления самые наилучшие.

К.ЛАРИНА: Хорошо. Давайте сейчас представим всех гостей. Итак, Виктор Матизен – президент Гильдии киноведов и кинокритиков, которого, по-моему, Гильдия пока не переизбирала, хотя ей предлагали, все-таки, поменять лицо. Но, по-моему, пока Гильдия лицо менять не собирается.

В.МАТИЗЕН: Да. Пока еще лицо то же самое.

К.ЛАРИНА: Да. Гарри Бардин, режиссер. Здравствуйте, Гарри Яковлевич.

Г.БАРДИН: Добрый день.

К.ЛАРИНА: Андрей Разумовский, кинорежиссер, продюсер, создатель первой независимой киностудии «Фора». Андрей тоже немало получил конкретных обвинений, чуть ли не в воровстве, от представителей официального... Как вас разделять? Я не очень понимаю. Вот, как бы, есть один Союз кинематографистов и есть другой Союз кинематографистов. Или пока еще нет?

В.МАТИЗЕН: Пока один.

А.РАЗУМОВСКИЙ: Вот те, кто сидят здесь – это один.

К.ЛАРИНА: И Юлий Гусман, художественный руководитель Российской академии киноискусства. Здравствуйте, Юлий Соломонович.

Ю.ГУСМАН: Здравствуйте. Ксения.

К.ЛАРИНА: Давайте начнем с хорошего, и поблагодарим Юлия Соломоновича Гусмана за вчерашний замечательный вечер, который несмотря ни на что, не взирая ни на кого, провел-таки 22-ю церемонию вручения национальной премии «Ника», сделал это как всегда блестяще, и все мы там побывали, по-моему, в хорошем настроении. Вот эти 4 часа. Спасибо вам.

Ю.ГУСМАН: Позвольте мне от имени всех поблагодарить партию и правительства, а также «Эхо Москвы» за высокую оценку.

Г.БАРДИН: Нет, ты знаешь, я сегодня вспоминаю вчерашнюю церемонию. Я вспомнил незатейливые стихи из «Карнавальной ночи» Эльдара Рязанова. Когда я посмотрел все это сообщество – ну, просто встретиться с друзьями, с кем...

Ю.ГУСМАН: Да, зал был потрясающий.

Г.БАРДИН: Да. Я вспомнил эти стихи: «Вспомните как много есть людей хороших. Их у нас гораздо больше, вспомните про них». И вот, вспомнили.

К.ЛАРИНА: Ну что? Теперь давайте о деле, дорогие товарищи. Значит, есть огромное количество вопросов от наших слушателей. Я думаю, что многие вопросы я вам задам, потому что они все лежат на поверхности. Ну, и первый, главный вопрос – а в чем, собственно, дело? Михалков ответил на все ваши обвинения, на все ваши претензии, ответил на все вопросы. Он продолжает стоять на этой точке зрения. Мне кажется, что здесь дискуссия невозможна, отвечая на вопросы наших слушателей «А почему нет так называемой другой стороны?» Ну, вы знаете, я насмотрелась на все эти дискуссии, которые по телевизору пытались провести с представителями той стороны мои коллеги – и Владимир Соловьев, вот это «К барьеру» Уманского и Бурляева, и вчерашняя передача у Киры Прошутинской «Народ хочет знать» с участием Никиты Михалкова. Мне кажется, что время дискуссии уже осталось далеко позади, потому что здесь нужно сейчас как-то по-другому уже эти вопросы решать, а устраивать базары в этом эфире – мне, ей Богу, жалко времени, это все будет абсолютно пустым времяпрепровождением – просто поорут друг на друга и все. Поэтому давайте, скажите мне, пожалуйста, вот про этот доклад – мне очень важно услышать ваше мнение.

Ю.ГУСМАН: Если можно, я начну и вот почему. Потому что я хочу, чтобы прозвучало с первого слова: все сказанное в докладе – абсолютная и беспрецедентная, наглая ложь. Редко бывает, когда бывает 100%. Все, что сказали по поводу киноцентра, по поводу Ники, по поводу Форы. Грустно, что это абсолютная, бездоказательная ложь. Это крик «Держи вора!», когда у самого горит шапка. Это очень важный момент, потому что здесь дискуссия потому и невозможна, что съезд, который назывался 7-й, он был ими организован и очень хорошо – они готовили его 2 года. В нем были соблюдены все правила. И когда каким-то крючкотворским, смешным для творческого союза за 100 лет, когда этого не было, придиркам, вдруг отменяют решения и проводят – слово «нелегитимное» переводится как «незаконное» – собрание, потом написали «Собрание».

К.ЛАРИНА: Собор.

Ю.ГУСМАН: Ну, собор – это эмоциональное, а собрание – это собрание. И там нарушены были все правила. То есть для начала они должны были принять регламент новый.

Г.БАРДИН: То есть, подожди, извини, я тебя перебью. Мы все время уходим от того, что правление Михалкова большинством голосов приняло решение о созыве 7-го съезда. Это их правление приняло. Это их правление организовывало съезд, нелегитимный, как потом выяснилось, нелегитимный, потому что не выбрали Михалкова, да? Это их правление плохо организовало. Так они как унтер-офицерская вдова, которая сама себя сечет.

Ю.ГУСМАН: Гарри, к сожалению, всем уже понятно: радиослушатели и даже компетентные журналисты полностью утеряли суть вещей. Они пишут, понравился или не понравился тот или иной персонаж, хорошо или плохо выступал тот человек. Но даже вот такие люди, как, например, Николай Сванидзе, мною уважаемый, Леня Радзиховский, мой горячо любимый, многие дикторы и ведущие «Эха Москвы» - они абсолютно все перестали... Потому что для того, чтобы это понять, и в чем же удивительный и правильный смысл людей, которые это организовали? Ворох этих сумасшедших обвинений, как писал Герберт Уэллс, лист надо прятать в лесу, совершенно исчезает понятие, кто прав. С одной стороны, какие-то жирные кинематографисты, с другой стороны еще не менее лоснящиеся здоровьем люди. Чего-то они не поделили. И вот это ощущение. Ну, смешно, что 11 лет люди, которые называют себя оппозицией, называют себя большинством, потому что я отвечаю за свои слова. Союз кинематографистов состоит примерно из таких частей. Примерно тысяча плюс-минус 100 человек совершенно не приемлют стиль, методы и результаты руководства той команды. И это не какие-то маргиналы, потому что тысяча человек – вообще большая цифра, но это выдающиеся кинематографисты, от Германа до Рязанова.

К.ЛАРИНА: Да. Давайте... Подождите, секундочку, Юлий Соломонович. Давайте, все-таки. Мне очень важно. Мы работаем для людей, которые все это воспринимают, всю эту кучу информации из 2-3-х источников. Один источник – это радио, если тот, кто слушает радио, а другой источник – это телевизор, больше ничего нет, да? Большинство людей газет вообще не читает. Поэтому давайте, все-таки, если мы с этого начали – это очень важный момент. Что видит простой обыкновенный зритель? Кто с кем борется? Он видит - ну, то есть я это слышала в «Развороте», и я с этим мнением уже часто сталкиваюсь в жизни частной. Что Никита Михалков, великий русский режиссер показал жидам свое место и сказал, кто по-настоящему должен снимать кино. Потому что среди всего этого вороха взаимных обвинений самый главный мессадж, это послание, которое поддерживается, не знаю, уж, кем и по какому поводу. Почему оно поддерживается? Хотя, у меня тоже есть объяснение. То, что сегодня мы строим другую страну, мы строим великое русское духовное православное искусство. И тот, кто будет этому мешать, того постигнет участь Матизена, который был первым этим вот камнем выброшенным, или с кем там? С раковой опухолью тебя сравнивали? Кем только не был, да? Все это активно сегодня поддерживается – вот это самое страшное. Поэтому мне бы очень хотелось, чтобы вы сейчас зачитали список, который у вас лежит. Чтобы вы назвали имена тех Мосек, по определению Никиты Михалкова, лилипутов, или кто там еще? клоунов, завистников, которые входят в состав учредителей Академии Ника, и только сегодня защищают свое достоинство по правильному определению Гарри Бардина.

Ю.ГУСМАН: Вы знаете, я принес этот Протокол №1 с учредительного собрания Академии Ника по закону общероссийскому за 23 октября 2001 года. Присутствовали учредители, граждане России. Я буду читать их без званий с некоторым комментарием, потому что, я думаю, к сожалению, некоторые ушли из жизни, но, слава Богу, большинство живет и работает. Александр Васильевич Новиков, президент ВГИКа. Андрей Степанович Плахов, наш выдающийся критик, президент ФИПРЕССИ. Александр Анатольевич Мендадзе – вы знаете, замечательный драматург. Карен Григорьевич Шахназаров, режиссер, директор Мосфильма. Ирина Константиновна Бондарчук-Скобцева, замечательная актриса, вдова великого Бондарчука. Вячеслав Васильевич Тихонов. Эльдар Александрович Рязанов. Марлен Мартынович Хуциев. Наталья Николаевна Белохвостикова, замечательная актриса, супруга режиссера Наумова. Анатолий Борисович Гребнев. Андрей Сергеевич Смирнов. Григорий Наумович Чухрай. Я не комментирую – эти имена знакомы любому, кто хоть дважды был в кино. Олег Иванович Янковский. Гарри Яковлевич Бардин. Вадим Юсупович Абдрашитов. Петр Ефимович Тодоровский. Павел Константинович Финн. Георгий Степанович Жженов. Георгий Николаевич Данелия. Все. Значит, там присутствовало еще несколько человек – я там был, Голубкина.

К.ЛАРИНА: Те, кто учредил Нику, частную лавочку?

Ю.ГУСМАН: Да. Все это сделано по закону Российской Федерации, потому что первым учредителем Ники 23 года назад был Союз кинематографистов СССР, который мне, смерду, поручил как руководителю Дома кино это все делать. И потом по закону надо было переучреждать. И вот эти моськи, шавки и всякие лилипуты учредили Академию, которая не пинает...

К.ЛАРИНА: Давайте, все, дальше пойдем. Витя, пожалуйста, тебе слово.

В.МАТИЗЕН: По поводу чего? Значит, по поводу доклада Михалкова. Я в ближайшее время просто опубликую на сайте Кинопресса.Ру отчет об аудиторской проверке Союза кинематографистов в сокращенном виде, откуда будет понятно, что основные пункты финансовых и имущественных обвинений взяты именно оттуда, из этого абсолютно объективного аудиторского отчета. Пусть люди посмотрят и сравнят это. Отвечать Никите Сергеевичу Михалкову на съезде не было никакой возможности – он говорил 2 часа – и чтобы опровергнуть каждый его (НЕРАЗБОРЧИВО), мне потребовалось бы, наверное, столько же времени, у меня было всего-навсего 7 минут.

К.ЛАРИНА: А правильно ли было принято решение бойкотировать съезд, на твой взгляд?

В.МАТИЗЕН: Я не знаю. Честно тебе скажу. Понятия не имею. Я считал необходимым на него пойти, потому что я – вообще, человек, который ходит на собрания, кем бы они ни устраивались.

Ю.ГУСМАН: Ксения, это не бойкот съезда. Это неприход на собрание обсуждения ситуации.

К.ЛАРИНА: Не важно.

В.МАТИЗЕН: Это неприход на незаконное собрание.

Г.БАРДИН: Ну, это, понимаешь, это если на дискотеку пригласили бы часа в 3, в 4 утра пригласили бы с сольным концертом Владимира Спивакова. Ну вот как это? Не стыкуется.

Ю.ГУСМАН: Нет, я другой пример могу привести. Только позволите если. У вас выбирается главный редактор, правильно? Сколько человек вообще выбирает?

К.ЛАРИНА: Все.

Ю.ГУСМАН: Ну, сколько? 100, 50 – сколько?

К.ЛАРИНА: Ну сколько? Человек 150 давай, условно.

Ю.ГУСМАН: Технические работники выбирают его? Охранники, уборщицы?

К.ЛАРИНА: Да.

Ю.ГУСМАН: Да. Замечательно. Теперь представь себе.

К.ЛАРИНА: А, нет, подожди. Журналистский коллектив.

Ю.ГУСМАН: Вот! Теперь представь себе, что вы разделились. Алексей Алексеевич, которого бесконечно люблю и уважаю.

К.ЛАРИНА: Ну, долго, ну...

Ю.ГУСМАН: Ну, это как долго? Собирают потом, когда не избрало, собирают всех плюс радиожурналистов, плюс Журфак, и снова проводят праздник, на который нужно пойти снова, когда...

К.ЛАРИНА: Нет. Ну, какой журналист и журфак? Здесь, все-таки, ты не сравнивай, потому что здесь, все-таки, речь идет об акционерном обществе. Здесь с улицы человек не придет голосовать.

Ю.ГУСМАН: А там с улицы пришли люди. А как же так? Там 600 было официальных доверенностей, никем не утвержденных.

К.ЛАРИНА: Ну, хорошо. По-другому. Андрея хочу спросить: правильное было решение не приходить на съезд? Как вы считаете?

А.РАЗУМОВСКИЙ: Нет. Решение было совершенно правильное, и для меня оно было совершенно естественным, потому что я считал, что присутствие на этом съезде – это я себе никогда в жизни потом не прощу.

К.ЛАРИНА: А почему?

А.РАЗУМОВСКИЙ: Ну, потому что у нас уже были эти истории. Ребят, это напоминает истории с Сахаровым, с Солженицыным, эти подписи, выгоны и так далее. А потом людям было некоторым, так, не стыдно. Потому что участвовать в анти каком-то совершенно демократичном, в анти нормальном собрании.... Понимаете, я, ведь, председатель имущественной комиссии.

К.ЛАРИНА: Председатель имущественной комиссии – это очень важно, да?

А.РАЗУМОВСКИЙ: Очень важно, да. И у меня все цифры и факты – вот ведь в чем дело. И за 11 лет Союз кинематографистов при этом правлении умудрился потерять Киноцентр, Пахру, которую я принимал, что для меня очень...

К.ЛАРИНА: Пахра – это Дом творчества или что там?

А.РАЗУМОВСКИЙ: Дом творчества, шикарнейший.

Ю.ГУСМАН: Огромное здание.

А.РАЗУМОВСКИЙ: Огромное здание, причем огромные помещения. Мы потеряли дом, первый этаж рядом с Союзом кинематографистов. Это все наши потери. И, простите, когда меня пригласил Клим Анатольевич Лаврентьев возглавить эту комиссию, я понимаю, что Клим очень хитрый, умный. Он – человек, который понял, что сейчас идет такой развал, что там уже дело пахнет – оно и на самом деле пахнет – огромными не судебными, а, наверное, какие-то органы должны заниматься подлогами и все. Потому что когда мы копнули все эти документы, оказалось, что проданы или готовы к продаже, например, этот аэропорт, который мы теряем – заключены контракты на 10 лет, а уже директор всех этих организаций, который заключил договора, пришел к нам, говорит: «Я уже готов! У меня вот, готово, подписывайте договора о покупке этих... Мы выкупаем у вас все, платим большие деньги и договоримся со всеми». Ресторан «25 кадр» пресловутый, 4 года работал ресторан, который не заплатил Союзу ни одной копейки, а примерно 1 миллион долларов дохода в год было. С 4-х миллионов – ни одной.

Ю.ГУСМАН: «Белых» не заплатил!

А.РАЗУМОВСКИЙ: Спокойно. Но когда нам разрешили этого человека уволить, разрешили где-то там – его согласился Никита сдать – он кричал везде «Как? Я же со всеми расплатился! Я же всем давал! Я же чистый перед вами!» Так же, когда мы хотели вернуть назад эти 3 помещения, метро и аэропорт, где 1 ресторан, стоматологическая клиника...

К.ЛАРИНА: Это все, что принадлежало Союзу кинематографистов?

А.РАЗУМОВСКИЙ: Нам принадлежит, слава Богу. Нам было сказано «Отстаньте от этих. Вот у вас есть пока договор на 10 лет, деньги уплочены вперед на 10 лет и все, это пока не ваше. Дальше будем разбираться».

К.ЛАРИНА: Новости, потом продолжим.

НОВОСТИ

К.ЛАРИНА: Мы продолжаем «Культурный шок». Мы сегодня говорим о кинематографическом сообществе. Андрей Иванов из Москвы пишет: «Сегодняшние события в Союзе кинематографистов – это зеркало происходящего в стране. Есть ли шанс у либеральных «атлантистов», или атлантических либералов – не помню как там – среди российских кинематографистов не превратиться в такую же кучку маргиналов, как это произошло с отечественными либеральными политиками?»

Г.БАРДИН: Ну это вопрос такой, довольно сложный. Я немножко продолжу Андрея по поводу.

К.ЛАРИНА: Это Гарри Бардин, продолжим Андрея Разумовского.

Г.БАРДИН: Да. Я продолжу Андрея по поводу неприхода нашего на съезд. Потому что приход на съезд – мы перечеркнули бы свой съезд.

А.РАЗУМОВСКИЙ: Да, вот это главное – что тот был легитимным.

Г.БАРДИН: Это главное. Который мы считали легитимным. Мы были избраны на этот съезд, мы избрали Марлена Хуциева. И придя на съезд Никиты Михалкова, мы таким образом предали бы и Марлена Хуциева, и предали бы друг друга, и себя в первую очередь. Поэтому неприход – это было решение правления, нового, хуциевского.

К.ЛАРИНА: То есть вы считаете, что зря, допустим, Виктор Матизен пытался хоть какое-то альтернативное мнение высказать и, все-таки, сделал это, как, впрочем, не только он. Там еще были люди приличные, которые пытались сказать.

В.МАТИЗЕН: Уманский был, Алексей Ханютин там, Хржановский,

К.ЛАРИНА: Да-да-да. И выступали, им давали слово.

А.РАЗУМОВСКИЙ: Они все делали не зря, но их... это был какой-то маленький писк в этом общем вопле, который...

Ю.ГУСМАН: А я считаю, что зря. Потому что если вопль был бы единым хором, то даже подобия плюрализма мнений не было, а было просто то постановочное шоу с фальшивыми доверенностями, с отсутствием кворума и прочими играми. Да я вам скажу вот что. Все, что в докладе – там обвинения носят не только либерально-атлантический характер, там прямые обвинения в воровстве.

К.ЛАРИНА: Да. Причем конкретные фамилии называются.

Ю.ГУСМАН: Да. Причем называется сумма 35 миллионов украденных в Киноцентре. И мне звонит Галина Борисовна Волчек и говорит: «Юлик, я никогда не была в Киноцентре. Только однажды была у Дениса».

Г.БАРДИН: Нет. Ну, первым удостоился я этой чести. Это было 2 года тому назад, когда я вдруг с удивлением узнал, что я – миллионер, с экрана Первого канала. Когда «Человек и закон» рассказывал, как я владею площадями в Киноцентре. Ну, естественно, в дом я ничего не приносил. Куда я их закапывал, эти баснословные...

Ю.ГУСМАН: Гарри, одна очень важная деталь. Прошу прощения, и, радиослушатели, напрягитесь. Никто из воров не признавался в эфире – ни те, ни эти. И Гарри – хороший человек, я знаю, что не украл. А кто-то, может быть, думает, что он украл. Все говорят «Судитесь». Почему идем в суд. Я могу сказать, что будут поданы примерно от 70 до 150 исков.

К.ЛАРИНА: Будут поданы иски?

Ю.ГУСМАН: Да нет, не вопрос.

В.МАТИЗЕН: Потому что ну что же? Я что, взял 500 тысяч долларов что ли?

К.ЛАРИНА: Да. Ну, потому что надо вспомнить, сколько они там тебе припаяли?

В.МАТИЗЕН: Ну что? Стоимость этой вот информационной пиар-кампании от 450 до 500 тысяч долларов.

К.ЛАРИНА: Которые, как бы, я должна тоже получить как сотрудник «Эха Москвы», от тебя я должна была получить какие-то деньги.

В.МАТИЗЕН: Все там каналы, все радиостанции, все газеты, которые писали критические материалы о Михалкове, стало быть, они все получают от меня деньги.

Ю.ГУСМАН: Ну это копейки.

К.ЛАРИНА: Подождите. Я знаю, что вы скажете. Подождите. А почему, скажите, вот, если на этом настаивается – ведь это сказал Михалков, потом повторил еще Пупкин, потом Васькин, потом Гулькин, потом Бурляев повторил, опять назвал те же суммы, те же фамилии, списком зачитал людей, которые украли, где там я слышала фамилию Бардина. Ну, уж про Разумовского я вообще молчу – там просто его открыто вором называли. По-моему, Володарский выступал с трибуны, да?

Ю.ГУСМАН: И (НЕРАЗБОРЧИВО), и Говорухин, Финн.

К.ЛАРИНА: Да. Если на этом люди настаивают, они вообще отдают себе отчет, если они лгут и врут и знают, что они врут, значит, они понимают, что эти названные люди подадут в суд.

Ю.ГУСМАН: Я пытаюсь тебе на этот вопрос ответить, если можно. Мне-то, например, ясно. Эту историю я проходил, когда меня оболгали одного, когда я был директором Дома кино. Я 4 года жизни и очень много денег потратил на то, чтобы полностью выиграть все суды, все процессы. Их было 5. Востребовать (НЕРАЗБОРЧИВО), получить компенсацию за честь-достоинство. Прошло много лет. Через 4 года, когда все без меня работали, меня пригласил к себе Михаил Пореченков и сказал: «Мы извиняемся. О вас ошибочка вышла».

К.ЛАРИНА: То есть выиграл все суды?

Ю.ГУСМАН: Все! Это все без вопросов.

Г.БАРДИН: Через 4 года.

Ю.ГУСМАН: И мне присудили большую сумму в 70 тысяч рублей за 5 лет. А на одних адвокатов ушло невероятно, ни время, ни деньги. Что будет?

К.ЛАРИНА: А образ вора Гусмана, который обокрал весь Дом кино, он остался в народе-то...

Ю.ГУСМАН: Но! Через 3 года, когда мы выиграем, и это будет 100% без разговоров, потому что это глупо доказывать – не наша задача доказывать, что мы чистые. Задача обвинения, что мы украли.

В.МАТИЗЕН: Ну Никита Сергеевич Михалков не понимает, что такое презумпция невиновности.

Ю.ГУСМАН: Нет-нет-нет-нет, это исключено, это вообще не вопрос. Я никогда не был в киноцентре, вообще даже духом, никем не был. Поэтому смешно.

К.ЛАРИНА: То есть вы считаете, что это бесполезно, что не надо защищать свою репутацию?

Ю.ГУСМАН: Нет-нет, обязательно! Но, к сожалению, расчет на что? Что эта тотальная ложь, сегодня – клевета. И оболгали всех, вывалили на кучу людей кучу дерьма. Народ в стране знает, что это такие сидели, а он, все, что ему инкриминировалось, он на нас почему-то вывалил. И когда через годы – а у него замечательные адвокаты, много денег, много ресурса административного – через годы постепенно проволочек, откладываний, провокаций, кто дотянет до конца процесса физически, химически и финансово – ну да, ну, выиграли, и будет где-то заметка, что наш материал 12-летней давности... Вот это расчет.

К.ЛАРИНА: Дайте Виктору. Да, Вить.

В.МАТИЗЕН: Я на него подам в суд ровно на ту сумму, которую он мне приписал, на 500 тысяч долларов. Значит, я надеюсь, что он мне заплатит.

Ю.ГУСМАН: Получишь тысяч 50 рублей.

В.МАТИЗЕН: Вот тогда я ее получу. Да, и тогда я ее потрачу на счеты, на кампанию.

К.ЛАРИНА: Андрей, а вы?

А.РАЗУМОВСКИЙ: Да, конечно. Дело в том, что, ведь, существует элементарная вещь: на воре шапка горит. Ясно, почему им хочется нас обвинить. Я требую, чтобы был наложен запрет на продажу, на любое отчуждение имущества Союза кинематографистов – это я требую 3 года. Я им запретил в принципе от Имущественной комиссии отчуждать имущество, воровать. Конечно, я у них как кость в горле. Я это дело совершенно... И у меня конкретные же всякие. У меня вообще иногда складывается впечатление, что нами руководит не Никита Сергеевич, Союзом кинематографистов. Потому что Никиту я знаю 40 с лишним лет, играл с ним в футбол и все. И у меня впечатление, что кто-то им двигает. Потому что сидит человек на этих съездах, на него поливают столько ушатов таких оскорблений, а он... Зная Никиту, он бы встал бы и ушел.

В.МАТИЗЕН: Не оскорблений, не оскорблений.

А.РАЗУМОВСКИЙ: Нет.

К.ЛАРИНА: Нет, именно хамства, оскорблений.

А.РАЗУМОВСКИЙ: Хамства, оскорблений – всякого было, да. Он бы встал. Он же всем говорит «Да вы мне надоели! Да мне не нужен ваш Союз!», и упорно остается. Зачем? Да потому что зачем – есть, я вам могу сказать. Я знаю, я посчитал это имущество – 150 миллионов долларов, только впрямую имущество. А одна наша, как ее называют, богодельня, которая этих стариков, когда они нужны – они их, ну, понимаете, а так выкинем их и все. Матвеевское с этим строительством 3-х высотных домов жилых – это не 180 миллионов, это от полумиллиарда до миллиарда долларов приносит доходы. Вот в чем вся сущность этих затребований, этих сидений на Съездах, этих выслушиваний. Ему кто-то, наверное, говорит: «Никита, терпи. Ну, что делать?»

Ю.ГУСМАН: Слишком велика ценность этой инвестиции.

Г.БАРДИН: Я должен сказать, что у меня нет, ну, как бы, такого отторжения к тем людям, которые выбирали его. Мне их жалко, потому что это слабые вокруг сильного в надежде, что он при своем вхождении в Кремль, при своей мощной харизме, он им даст счастливую жизнь.

А.РАЗУМОВСКИЙ: Это 11 лет назад, первый раз.

Г.БАРДИН: Да. Но ты видишь, кто сидит? Если посмотреть сверху на наш...

К.ЛАРИНА: Старики.

Г.БАРДИН: Да, это старики. Это лысые старые люди, которые ждут какой-то подачки. Они унижены нашим бытом, унижены своими маленькими пенсиями. И в этой униженности своей, сделав до этого очень много в кино, они надеются на кого? На Марлена Хуциева?

К.ЛАРИНА: На барина.

Г.БАРДИН: На барина.

К.ЛАРИНА: Он так себя ведет, он там обижается, когда его с барином сравнивают. Но он же все время кичится, что он деньги из собственного кармана дает бедным людям, кому захочет.

А.РАЗУМОВСКИЙ: Так, Ксения, простите, а где эти деньги? Да, он дает. Он дал деньги на съезд – эти деньги Союз заплатил 700 тысяч долларов из заработанных, то есть из полученных за Киноцентр. Он дает очень часто, выплачивает деньги. Он оплатил, при мне доставал деньги из кармана, давал, но не Мордюковой. Клим Анатольевич Лаврентьев записывал, и постепенно все до копейки возвращалось, все долги возвращались. Это вполне нормальная, как бы, работа руководителя – он же не дарит им деньги, он все себе назад берет.

Г.БАРДИН: Ну, если он подлинный христианин, то он об этом бы не кричал во всеуслышание.

К.ЛАРИНА: Это другой вопрос.

Г.БАРДИН: Ну, да. Бог с ним. Но для тех радиослушателей, которые думают, что мы, как бы, завистники, а он такой. Нет, он просто бросил вызов Александру Сергеевичу Пушкину, доказав, что гений и злодейство – 2 вещи абсолютно совместные. Я, оболганный им в течение нескольких лет, когда он говорил, что я украл в Киноцентре акции, продажи-перепродажи. Я, честно, я не понимаю о чем идет речь. Он говорит, что он фантастические документы покажет на съезде. Чего-то он им показал, меня не было на съезде. Но я, чтобы не путаться в показаниях, я хочу зачитать то, что, просто, набросал. Набросал вот так короткое письмо. «Уважаемые мои коллеги и зрители. Последнюю пару лет развернута кампания по дискредитации оппонентов Никиты Михалкова. В ход идут любые средства. С высокой трибуны чрезвычайного собрания Михалков зачитал список членов Союза кинематографистов, якобы долгие годы грабивших других членов Союза, выкупая и распродавая акции Киноцентра». Список достойных людей, ваш покорный слуга – там тоже. 2-го апреля эти измышления были повторены Николаем Бурляевым на канале НТВ в передаче «К барьеру» - то, о чем ты говорил, что каждый будет врать. Друзья уговаривают меня подать в суд за клевету. Я долго колебался, но принял решение: я не буду подавать иск. Глупо рассчитывать на честность суда, который по иску 3-х человек признал нелегитимность 450-ти делегатов VII съезда. Я не верю в праведность российского суда. Я верю в высшую справедливость и в вас, в моих зрителей, которые разберутся сами, где ложь, а где правда. Я не хочу доказывать Михалкову, что я – порядочный человек. Лучше продолжу снимать кино. Дождусь решения городского суда по VII съезду. Если суд будет опять проигран, то я выйду из Союза кинематографистов – пусть шагают строем за своим вождем, но без меня.

Ю.ГУСМАН: Я думаю, что эта позиция, на мой взгляд, неправильная, это твой вопрос. Но когда друг его, Леня Ярмольник в списке этих воров, когда депутат Говорухин, снявший фильм про Россию, возглавляет список. Когда его соавтор и старинный друг Рустам Ибрагимбеков глава этой мафии. Когда Наташа Фатеева, которая вообще не то, что украсть, она и заработать сейчас ничего не может. Когда Женя Цымбал, крупнейший документалист, человек безумной совести, щепетильности и даже какой-то глупой нежности – все эти люди в одной компании только для того, чтобы спрятать собственное дело в этом ворохе бездоказательных обвинений. И если это хоть через 10 лет не будет доказано, то в истории, Гарик Бардин, ты останешься, как занимают ту странную игорную позицию. Вот это – все говорят, у нас правовое государство. А я считаю, да, правовое.

Г.БАРДИН: Я считаю, нет. Это раз. А во-вторых, у нас передача не про геронтологию. Что это значит? Что, ты мне советуешь еще 25 лет прожить? Я за эти 25 лет.

Ю.ГУСМАН: Подождите. Я сказал 3 года. Твой адвокат будет ходить, заявление – 2 страницы. Но только все сегодня должны, именно даже когда суд где-нибудь неправым – ну вот я был в суде, я 3 года боролся и один – не 40 человек было рядом, не 50, не 100. Выиграл! Не я, мой адвокат – выиграли все суды всухую. Потому что, ну как можно доказать, что человек не брал рубля?

Г.БАРДИН: Ты понимаешь, что за эти 3 года сколько ты мог сделать полезного, хорошего? А ты занимался.

Ю.ГУСМАН: Гарик, не может быть пощечины, которая не вызывает на дуэль. Сколько можно хорошего сделать вместо дуэли? А еще убьют как Дантес.

Г.БАРДИН: Да пусть он подавится той перчаткой, которую он...

А.РАЗУМОВСКИЙ: Вот это самая страшная позиция. Это его то, к чему он и стремится. Нельзя. Гарик, я против твоей позиции. Мы не должны отдавать ни Матизена – не должны, мы не должны прощать...

В.МАТИЗЕН: Да я сам не дамся.

А.РАЗУМОВСКИЙ: Это другое дело.

Ю.ГУСМАН: Ну, Матизена хочет отдать дракону. Он хочет отдать как девушку, чтобы он ее схавал.

А.РАЗУМОВСКИЙ: Мы не должны сдавать наш Союз. Ведь смотрите, к чему это все стремление? 2 года назад были сделаны поправки к уставу. Да не надо было их делать, надо было постепенно довести до того состояния Союз, чтобы сказать «нету союза, все». А в это время добрые люди говорят «А мы создали академию. И давайте теперь, пусть ваш Союз будет профсоюзным, а мы будем вот, в Академии все делать». И сейчас любой поступок – я выхожу, я выхожу – все выйдут, Никита Сергеевич только вам спасибо скажет.

Ю.ГУСМАН: Сделаем московский союз с теми людьми, которые...

К.ЛАРИНА: Минуточку. Давайте исходить из фактов. Значит, человек, которого мы все время поминаем, вот он икает, наверное, уже сколько времени, да? Он – председатель Союза кинематографиста...

Ю.ГУСМАН: Нет.

К.ЛАРИНА: Спокойно! Избранный большинством голосов на Съезде.

А.РАЗУМОВСКИЙ: Ксения, во-первых, мы опротестовали результаты предыдущего Съезда.

К.ЛАРИНА: Он сказал вам всем, что он не будет работать с теми людьми, которые занимаются подрывом, диверсионной деятельностью и прочее, прочее, прочее.

Ю.ГУСМАН: На деньги Сороса готовят оранжевую революцию.

К.ЛАРИНА: «Не буду», - сказал он. Самая распространенная позиция не только Михалкова, но и людей, которые нас слушают и которые за этим следят – создайте альтернативный Союз. Вот, это – то же самое, как и в стране: вам не нравится президент, которого выбрало большинство населения, - чемодан, вокзал, что хотите дальше сами считайте, ищите на карте мира. Здесь то же самое. Вам не нравится Михалков – создайте свой альтернативный творческий Союз.

Ю.ГУСМАН: Ксения, ты не хочешь слушать. Создай свою радиостанцию, когда тебя с 3-мя друзьями выгнали. Какая проблема? Купите аппаратуру, постройте студию. Ксения! Это все от незнания. Потому что «Создайте союз». Но от того, что в подвале дома Разумовского соберемся 15 человек – да, нас зарегистрируют за 500 долларов. У нас есть организация, мы – Союз кинематографистов.

К.ЛАРИНА: Ну, он не хочет с тобой работать.

Ю.ГУСМАН: А кто он такой?

А.РАЗУМОВСКИЙ: Вот именно. А кто он?

К.ЛАРИНА: Он – генеральный секретарь.

Ю.ГУСМАН: Он не генеральный секретарь.

А.РАЗУМОВСКИЙ: Вот он хочет быть генеральным секретарем всего кинематографа, ребята.

Г.БАРДИН: Еще решение не вошло в силу, потому что опротестовано.

Ю.ГУСМАН: И это Съезд будет опротестовывать только законными методами, только, как сказал президент Медведев, за свободу лучше несвобода, порядок и закон. В нашей стране – демократия, она декларируется.

К.ЛАРИНА: И, тем не менее, этот съезд транслировали по всем каналам федеральным в прямом эфире на деньги налогоплательщиков.

А.РАЗУМОВСКИЙ: На деньги Матизена, наверное. Он же пиар-то делал.

В.МАТИЗЕН: Дайте мне сказать 2 слова.

К.ЛАРИНА: Да, Витя, пожалуйста.

В.МАТИЗЕН: Я хочу сказать, что меня выгнали из Союза за раскольническую деятельность. Потому что, на самом деле, Никита Сергеевич как всегда валит с больной головы на здоровую, потому что раскольнической деятельностью занимается он сам в самом прямом и точном смысле этого слова. Это он вытесняет из Союза значительную часть несогласных, это он его раскалывает на 2 части, это он вынуждает нас это делать, это он создал альтернативную премию для Ники, то есть, как бы, расколол: должна быть одна национальная премия. То, что там Юлий Соломонович сделал ошибку, не привязав Нику к Союзу кинематографистов железно, это как никакой Никита туда не вклинился – это его ошибка. Но тем не менее. Это он раскольник, это его, на самом деле, надо исключать из Союза за раскольническую деятельность. Просто я не сторонник изгнания кого бы то ни было из Союза кинематографистов, я даже предлагал, чтобы его избрали в новое правление Союза. Ну а что касается этого шабаша. Конечно, это был незаконный съезд – это вообще был не съезд, это было незаконное собрание, на него не было кворума. Второй день – это просто был шабаш. Совершенно понятно, что любое мероприятие, которое начинается с вылизывания, заканчивается оплевыванием и облаиванием. Вот они там, как бы, начали и с этого закончили. Я это чувствовал уже в первый день, что это будет. Все-таки досидел до конца и дождался.

К.ЛАРИНА: То есть ты считаешь, что не надо выходить из состава Союза?

В.МАТИЗЕН: Я не буду выходить из Союза. Вот мой членский билет, мне его Никита выдавал...

К.ЛАРИНА: Потому что вас же не много, людей достаточно большое количество. Вот мы только некоторые имена назвали, их, на самом деле, гораздо больше. И мне кажется, это был бы ощутимый удар вообще по...

Ю.ГУСМАН: Ксения, да, 10 человек – я говорю тебе цифры, Ксения. Странно. Одна тысяча людей, которые что-то понимают, 100 человек, которые вылизывают и остальные, не хочу называть словом «болото» - это люди, которые давно не снимают, они мало что понимают. Они – хорошие люди, и они видят в Михалкове... Вот мы даже час сидим, не можем тебе объяснить: это все достучаться до людей тяжело.

К.ЛАРИНА: Я понимаю. Я хочу понять, что дальше делать? Вот дальше вы будете ходить опять на радиостанцию «Эхо Москвы» за деньги Матизена.

А.РАЗУМОВСКИЙ: Почему? Не, будем приходить.

Ю.ГУСМАН: А на «Эхо Москвы» через 3 дня будет другая тема.

В.МАТИЗЕН: Так. Уважаемая трансатлантическая, либеральная диктатура. Пожалуйста, выплатите мне полмиллиона долларов, которые вы мне должны, по словам Никиты Сергеевича Михалкова. Я вас очень прошу.

К.ЛАРИНА: Короче. В суд подавать бесполезно, создавать альтернативный Союз бессмысленно, бесполезно.

Ю.ГУСМАН: Нет. Ты ведешь дискуссию сама с собой, надо сказать.

А.РАЗУМОВСКИЙ: Нет. То, что мы говорили «за», вы сейчас, Ксения, говорите против. Мы говорили за суд.

Ю.ГУСМАН: Это обостряет, обостряет дискуссию.

А.РАЗУМОВСКИЙ: Да. Мы говорили за альтернативное создание организации, но о выходе из Союза – не идти ему навстречу, а внутри. Мы сами можем создать свой, но нам создавать не надо. В декабре было первый раз в жизни против всего, против направления всех этих людей проголосовано таким большинством победа. Я был председателем счетной комиссии. Я поклянусь где угодно: мы считали эти бюллетени, фантастическая победа Хуциева. Фантастическая. Доказание того, что вот тебе в морду: ты хотел этого? Ты получил. Утерлись и заново все сделали. А у нас есть свой Союз. Зачем нам?

Г.БАРДИН: Андрюш. Я, например, когда говорю, что суд – я не то, что против нашего суда, доказательства легитимности нашего съезда – я за это, за общественное порицание того, михалковского съезда. Но личный выпад в мой адрес, вот его именно – я считаю недостойным для себя ему отвечать.

Ю.ГУСМАН: Ну вот, замечательная речь. Это будет считать ты, твой сын, жена и еще 2 знакомых. А все остальные знают, что в свое время Бардин 2 миллиона украл с нашей группой...

В.МАТИЗЕН: И боится подать в суд.

Ю.ГУСМАН: В составе преступной группы, которая разоблачена на съезде и декларирована вслух по всей стране, по всему миру. Нас было 15 человек во главе с Говорухиным и Ибрагимбековым, я – просто член вороватой этой банды – украли немалую сумму 30,5 миллионов. И здесь не важно, кто украли – евреи, корейцы, китайцы, азербайджанцы или турки. Там в списке получается. Я лично подам уголовное за клевету во все структуры на Бурляева, на Михалкова, на каналы, на каждого, кто эту хренотень произнесет. Потому что мы живем в правовой стране, в демократическом государстве. Все остальные – то, что ты говоришь...

Г.БАРДИН: Дмитрий Анатольевич, подождите. (все смеются)

Ю.ГУСМАН: Стоп-стоп-стоп. Прости меня. Пока мне сегодня никто не доказал обратного. Министерство юстиции, действительно, нашло пару зацепочек для того, чтобы дело отменить. Мне мой тренер по комсомольской деятельности в 16 лет – я был членом Бригадмила – и судья мне говорил: «Когда идешь проверять, помни: если даже муху там найдешь, мы по твоей 8 лет дадим». (все смеются) Ты что думаешь, что они написали неправду? Они нашли нарушения. Правда, за 180 лет никто не проверял. Правда, 11 лет творилось такое, что даже дворник ЖЭКа мог все проверить.

К.ЛАРИНА: Время заканчивается, я просто хочу успеть еще хотя бы 2 слова сказать о судьбе Союза кинематографистов под руководством Марлена Хуциева. Это, вообще, насколько жизнеспособная организация, как она сегодня существует? Что это такое?

А.РАЗУМОВСКИЙ: Нет, она существует, она ежедневно собирается, ежедневно собирается правление.

К.ЛАРИНА: То есть те же люди, которые приходили на съезд к Михалкову, они тоже сюда приходят?

А.РАЗУМОВСКИЙ: Ежедневно собирается правление, ежедневно идет работа с Марленом.

К.ЛАРИНА: То есть параллельно у нас действует 2 союза?

А.РАЗУМОВСКИЙ: У нас есть параллельные планы работы со всеми – и Витя приходит, и Гарри там приходит, и приходит все время Юлий Гусман. Мы работаем – у нас есть большущие планы.

К.ЛАРИНА: Ну получается 2 Союза все равно. Вот как вы ни говорите, что тот легитимный – нелегитимный.

А.РАЗУМОВСКИЙ: Но тот Союз – он нулевой, он неработающий. Он был все время неработающим.

К.ЛАРИНА: Они осенью собирают съезд.

А.РАЗУМОВСКИЙ: Ну, так... Пусть собирают. Ребята, у нас, мы говорим опять о Союзе. Но ведь кино сегодня в таком состоянии, что если, например, Союз не будет помогать Министерству культуры, не будет ввязываться в дела кинематографа, у нас завтра тысячи людей, десятки, сотни тысяч останутся безработными, на улице. Надо о них тоже думать! А Никита Сергеевич думает о себе. Он приходит, забирает все деньги на свои проекты, на проекты тех сатрапов, которые рядом с ним, и еще всегда угрожает. Мало того, что можем выкинуть Матизена, но можем не дать вам деньги через Министерство культуры. Вы же эти самые... В Министерстве культуры идут шуточки среди чиновников: «А-а! Противники? Чего вы сюда ходите?» Шутят со мной, потому что я к ним хожу 40 лет, шуточки. Но в каждой шуточке есть доля истины.

Ю.ГУСМАН: И доля будет нарастать.

А.РАЗУМОВСКИЙ: Нарастать, конечно.

Ю.ГУСМАН: Вот сейчас будет руководить грантами президентской комиссии – это все будет хуже и хуже.

А.РАЗУМОВСКИЙ: А грантами руководит уже Клим Анатольевич Лаврентьев, руководит документальным кино грантами.

Ю.ГУСМАН: Потому руководители студий, институтов и всяких других объединений очень боятся ссориться с ним. Враг – он хороший, как он сказал. Друг плохой.

Г.БАРДИН: Не знаю, какой я друг, но враг я – хороший.

К.ЛАРИНА: Ну что? Мы на этом пока заканчиваем. Я думаю, что незамедлительно последует реакция после сегодняшнего эфира. Ожидайте.

А.РАЗУМОВСКИЙ: Реакция общая.

К.ЛАРИНА: Да-да. Итак, в нашей студии Андрей Разумовский, Гарри Бардин, Виктор Матизен и Юлий Гусман. Я желаю всем терпения, стойкости и здоровья, и свое не тратить на это и нервную систему, беречь себя. Спасибо вам большое.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024