Купить мерч «Эха»:

Что случилось с газетой "Культура"? - Александр Журбин, Дмитрий Морозов, Елена Гаревская, Ирина Кулик - Культурный шок - 2012-03-03

03.03.2012
Что случилось с газетой "Культура"? - Александр Журбин, Дмитрий Морозов, Елена Гаревская, Ирина Кулик - Культурный шок - 2012-03-03 Скачать

К.ЛАРИНА: Программа «Культурный шок». В студии ведущая Ксения Ларина и мои коллеги. Один гость наш любимый Александр Журбин. Елена Гаревская, журналист. Здравствуйте.

Е.ГАРЕВСКАЯ: Здравствуйте.

К.ЛАРИНА: Дмитрий Морозов, журналист, музыкальный критик. Добрый день, Дмитрий.

Д.МОРОЗОВ: Добрый день.

К.ЛАРИНА: И по телефону будет еще наша коллега Ирина Кулик. «Что случилось с газетой "Культура"?» - тема нашей программы сегодня. Практически это цитата, которую опубликовал на страничке в «Фейсбуке» Дмитрий Морозов. Текст называется «Почему я ушел из газеты "Культура"». «Вот и я ушел из газеты «Культура», - пишет Дмитрий. – Ранее это сделали мои уважаемые коллеги Ирина Кулик, Георгий Осипов, Елена Гаревская и другие…» Кончается статья так: «А на вопрос, «что же случилось с «Культурой», Никита Сергеевич Михалков ответит: «Она утонула»».

Я хочу напомнить нашим слушателям, что мы не 1-ый раз по поводу «Культуры» собираемся. С ней все время в последнее время происходят какие-то печальные вещи. Буквально осенью прошлого года мы здесь встречались с уже бывшим главным редактором Юрием Белявским, который тогда тоже бил в набат, и журналисты «Культуры» писали письма открытые в т.ч., газета оказалась практически на грани банкротства. Я помню, что мы взывали к Министерству культуры в том же эфире, и потом оно нам сказало, что этим не занимается, потому что газета не является государственным СМИ. Потом возникли новости, что «Культура» нашла-таки себе инвестора, который готов ее поддержать материально. Появились слухи, что главным редактором газеты будет назначена Елена Ямпольская, яркий, но одиозный журналист. Она работала в «Известиях», потом ушла оттуда. И сейчас действительно Елена главный редактор «Культуры». Газету можно покупать и читать. И у меня было уже пару культурных шоков, когда читала авторские колонки главного редактора. Что в ней изменилось? Ну, во-первых, раньше это была «газета российской интеллигенции», а сейчас там написано: «Духовное пространство русской Евразии». В таком рупоре и работали до сегодняшнего момента мои гости, в т.ч. и Ирина Кулик, арт-критик.

Алло, Ирина?

И.КУЛИК: Да?

К.ЛАРИНА: Скажите, пожалуйста, почему вам пришлось уйти из газеты «Культура»?

И.КУЛИК: Мне не то, что пришлось уйти, я решила, что не смогу там работать после того, как туда назначили Ямпольскую. Я специалист по современному искусству, а это у нас болевая точка – отношения культуры и общества. Было понятно, что мне не дадут заниматься, чем я хочу и чем привыкла заниматься.

К.ЛАРИНА: Нынешний редактор не приемлет современное искусство?

И.КУЛИК: У меня ощущение, что она не приемлет никакое искусство, что упразднены системы тематических полос, что эта газета из профессионального издания по культуре превращается в новостной, а точнее – агитационный листок, в котором мне нечего делать. Ушла я 1-ой, меня никто не выгонял, у Ямпольской не было возможности убедиться в моем профессионализме или непрофессионализме. Я подала заявление об уходе в 1-ый день выхода обновленного варианта газеты. Я хотела это сделать раньше, но слоган про «духовное пространство русской Евразии» укрепил меня в мысли, что я это сделала вовремя. Потому что это даже не официоз, это какой-то чудовищный идеологический кич. Это язык не официоза, это язык каких-то жутких маргиналов, которые претендуют на то, что не официоз хуже, чем официоз. И тоже очень непонятная история, я не ручаюсь за правильность и точность своих выводов, но НРЗБ какого-то чудовищного налога на флэшки, с которым тоже не хочется иметь ничего общего.

К.ЛАРИНА: Я хочу процитировать Елену Ямпольскую в интервью «РИА Новостям»: «Здесь есть люди очень трудолюбивые, с которыми я сроднилась, кто-то остается, кто-то отсеивается. Думаю, еще на протяжении нескольких месяцев отсюда будут уходить люди, и я буду активно их к этому подталкивать». Кого могу расшифровать для слушателей, чтобы они понимали. Так…а, по поводу непрофессионалов про вас говорила, Ирин?

И.КУЛИК: Я не знаю, говорила она обо мне или нет, потому что я уволилась в день пилотного выхода номера. Я с ней ни разу лично не пересекалась.

К.ЛАРИНА: Ир, а сколько людей покинуло редакцию после смены главного редактора?

И.КУЛИК: Дмитрий Морозов…остальные, думаю, собираются…

К.ЛАРИНА: Спасибо вам большое!

Давайте Лена Гаревская ответит, сколько ушло человек?

Е.ГАРЕВСКАЯ: В прежней газете всего работало вместе с техническими работниками около 50 человек. Журналистский коллектив состоял из 22 журналистов. Руководство сменилось в декабре, тогда были уволены и технические сотрудники, и часть журналистского коллектива в числе 4-5 человек, которых Елена Александровна с самого начала сочла балластом. Я не знаю, какими принципами она руководствовалась. У меня в отделе работала Таня Ковалева, когда я пришла разговаривать с Ямпольской, внятного объяснения я не получила. Но часть людей была уволена. Это очень странно, когда главный редактор так агрессивно, с такой неприязнью относится к людям, с которыми работает.

Д.МОРОЗОВ: Давайте скажем, кто ушел. Может быть, парочка человек были уволены, это до начала работы газеты. Идет работа над 1-ым номером. Назначается заместителем главного редактора заведовавший прежним отделом общества мой однофамилец Андрей Морозов. В 1-ый же день нового года, по приходе в редакцию и увидев, что реально готовится, он приходит в ужас, подает заявление. Он был фактически первым. Следующей была Ирина Кулик, затем заявление подала Елена Гаревская, в январе же был вынужден покинуть редакцию Георгий Осипов, лучше которого такой жанр как провинциальный очерк вообще никто не напишет. Ему буквально сказали «Вон отсюда!» за порочащие его связи с такими известными людьми как Валерия Новодворская, Владимир Буковский и другими. Еще 3 недели назад ушел я, уезжала в командировку моя коллега, она попросила меня повременить, чтобы у нее не было неприятностей, и я повременил.

К.ЛАРИНА: Давайте скажем так. Ничего страшного в вашей жизни не произошло. Подумаешь, сменили хозяина. Ну да, это такая болезненная история. Никто от этого не застрахован. Кто-нибудь скажет: «Не хотим больше Венедиктова, а хотим Василия Ивановича Робиновича». И приходит Василий Иванович Робинович и говорит: «Я никого не увольняю, но теперь здесь будет дискотека!». Что делаю я? Я ухожу. Смена собственника.

А.ЖУРБИН: Как человек, наблюдающий со стороны и не имеющий к этому отношения и вообще нигде не работающий, поэтому не рискующий своим местом, хочу сказать, что ужасно жалко то, что происходит на наших глазах. Я помню еще советскую «Культуру», это всегда была такая отдушина, здесь всегда можно было себе позволить то, что в других местах не было позволено. И «Культура», которой руководил Белявский, может, не была самая лучшая «Культура», но там были замечательные тексты, не все, конечно, но были. Хочу похвалить Дмитрия Морозова, профессионального критика музыкального театра, таких единицы в России. И сейчас я узнаю, что эти люди вылетают из газеты. И газета, которую я никогда не читал, но она сейчас лежит у нас на столе, производит ужасающее впечатление, потому что это не газета «Культура», а газета «Бескультурье».

К.ЛАРИНА: Как мы определим ту часть общества, которая представляет газету в ее нынешнем виде? Это же не просто частное мнение главного редактора и его духовного наставника Н.С. Михалкова. Это что-то еще?

Е.ГАРЕВСКАЯ: Это люди, которые называют себя просвещенными консерваторами. Консерватизм вижу, просвещенности очень мало, мракобесие наблюдается. Здесь есть большая системная ошибка. Эту «Евразию» и «духовное пространство» уже не собрать. Империя когда распадается, остаются фантомные боли, которые испытываем сейчас и мы. Эта газета сейчас обслуживает эти фантомные боли. Ямпольская сказал: «Я приведу сюда звезд». Она их привела. Это Максим Шевченко, Михаил Леонтьев, Елена Ямпольская, ее тексты яркие, одиозные и агрессивнее.

А.ЖУРБИН: Безусловно, в нашей огромной стране найдутся люди, и их довольно много, которые буду это читать, кричать «Правильно! Погнали всех этих интеллигентиков!», и стала, наконец, чистая хорошая газета.

К.ЛАРИНА: Новости, потом продолжим.

НОВОСТИ

К.ЛАРИНА: Я спросила, как должна происходить по идее смена собственника? Должен собираться журналистский коллектив, должна быть какая-то информация представлена?

Е.ГАРЕВСКАЯ: Так оно и было. Была представлена Федотовым, человеком который возглавляет Российское Авторское Общество, Елена Ямпольская, которая сказала свое видение, предложила новую концепцию газеты, что в газете будет обсуждаться гораздо более широкий круг проблем, что в газету будут солидные вливания, что она будет освещена новейшей техникой. И частично это правда. Правда, широкий круг проблем свелся к полосе религии, но эта не та полоса религии, которую делал Фариков. Эта газета превратилась в коллективного агитатора и пропагандиста, и она занимает определенную нишу, которую можно сформулировать так: «Православие. Самодержавие. Народность». Это основной блок текстов, а приправлено все это небольшими заметками, касающимися искусства. Ямпольская пришла и сразу заявила: «Я – хороший редактор». Интернет-ресурсу «Маркер» она сказала: «Я так мало сейчас пишу, потому что я вынуждена копаться и разгребать тонну журналистской руды». Она превратила высококвалифицированных журналистов, арт-критиков, музыкальных, театральных критиков в таких вот рудяков, которые ей поставляют руду, а она из этого делает конфетки. Конфетки мы эти видим, многие люди просто не узнают свои тексты.

К.ЛАРИНА: Я знаю, у меня есть знакомые, друзья, которые работают в «Культуре», пока еще держатся, они мне тоже говорили…

Е.ГАРЕВСКАЯ: Выхолащивается до неузнаваемости, выхолащиваются смыслы. И я никогда не поверю, что блестящий стилист, балетный критик Елена Федоренко написала о стихотворении «Дядя Степа», что это глоток чистого воздуха. Это просто невозможно. Но это самое невинное. Мне очень странно ее неприязненное отношение к коллективу, без которого она бы газету не сделала. Потому что она привела с собой всего лишь 2 людей.

Д.МОРОЗОВ: Короткая цитата Ямпольской: «Популярный нынче лозунг «Не дай бог!» натурально полезен. В этом восклицании много страха, а страх имеет способность прочищать мозги». Тут очень много сказано. Но еще важно, как тут помимо стилистики обращаются с богом, используя его в своих целях. Госпожа Ямпольская на страницах «Известий» объявила ничтоже сумняшеся, что это бог наказал Японию за наезды на Россию. Таким образом, они манипулируют богом.

К.ЛАРИНА: Они еще любят такую тему, что ВОВ это богом посланное испытание.

Д.МОРОЗОВ: Они бога пытаются сделать своим рупором.

Е.ГАРЕВСКАЯ: Эта фраза, которую привел Дима, касается одного из кандидатов в президенты. А по поводу другого кандидата у Ямпольской такого рода пассаж: «За этого человека, к сожалению, уязвленные, завистливые, развращенные не бездельем даже, не полухалтурным, деструктивным болтанием в проруби. Знаю, о чем говорю, ибо вижу подобных людей гораздо чаще, чем хотелось бы, их видит любой руководитель. За такого-то никогда не выскажутся прямо, не повернутся гордо, не уйдут из принципа, а просто так в никуда. Они кусают руку кормящую, ибо вцепились в нее зубами – не оторвешь. Я ушла в никуда…»

К.ЛАРИНА: Давайте мы прекратим делать рекламу мракобесию, поскольку автор знаком, у него есть свои поклонники. Это все равно, что цитировать манифест Николая Бурляева.

Мы не говорим, что было до этого с «Культурой». Да, как Саша сказал, она была разная, авторы тоже разные, разные бывали периоды. Но мне кажется, что газета проиграла. В какой-то момент она не почувствовала время, которое сильно изменилось. И писать о культуре в традициях газеты «Культура» можно было бы, но это заведомый проигрыш. Ирина Кулик говорила по телефону о неприятии нынешним руководством даже самого понятия современное искусство, мне кажется, в какой-то момент газета сильно отстала от современной культуры.

Е.ГАРЕВСКАЯ: У меня такое ощущение, что даже если бы был несколько иной контент. Это при Белявском, который газету эту в 16 лет поднял из руин. И он ее сделал достойной. И были времена другие. Я думаю, если бы был в современной «Культуре» другой контент, если бы она не была альманашеского вида, более того там присутствовало современное искусство, где работали и Кулик…

К.ЛАРИНА: Там не было остроты, там не было столкновения мнений.

Е.ГАРЕВСКАЯ: Даже если бы была острота мнений, столкновения, тогда бы в эту газету просто не давали денег. А под это деньги нашлись. Потому что под Белявского просто не давали денег. И он колотился, как мог, и это стало понятно, что не будет денег. Я была не сторонником набата, я была сторонником малых дел. Мы писали с бывшим заместителем главного редактора Мариной Старуш гранты, мы их получали, мы их отрабатывали. Но выжить такого рода газета не может, даже если бы у нее был блестящий контент. Вот у кого деньги нашлись.

А.ЖУРБИН: Эта газета будет такой, пока там будет Ямпольская. Может быть, есть смысл создать другую газету, пусть она называется «Искусство», все-таки культура это такое широкое понятие…

К.ЛАРИНА: Правильно говорит Александр. Что мы сегодня имеем? Мы имеем наглое выдавливание культурной тематики, сужение культурное пространства до размеров точки. Мы это видим и по ТВ и то, что связано со СМИ. У нас сегодня есть журнал «Театр», который больше ориентирован на специалистов. Замечательная Марина Давыдова, прекрасный специалист, высший уровень мастерства.

Е.ГАРЕВСКАЯ: У нас есть такая же «Литературная газета» такая же, что составить представление о литературном процессе невозможно. Более темпераментно на этот путь встала газета «Культура».

Д.МОРОЗОВ: Мы можем противопоставлять прошлую «Культуру» нынешней, это во многом будет справедливо. Но справедливо будет сказать и то, что неспособность находить и делать того же Белявского во многом к этому привела. Он в свое время сделал очень хорошее дело, когда пришел, он создал для газеты такую структуру, благодаря которой она прекрасно работала и без него, он мог неделями не появляться. Каждый отдел четко знал, что он должен делать. Но в результате его бездействия в последнее время, газета оказалась полным банкротом.

Е.ГАРЕВСКАЯ: Это не было результатом бездействия.

Д.МОРОЗОВ: Было, было. Он многими не очень красивыми вещами в культурном сообществе известен.

К.ЛАРИНА: Я эту газету читала, мне было это важно для поиска информации. Я понимала, что там не будет острых материалов никогда, их там не было.

Д.МОРОЗОВ: Вы имеете в виду политически острых? Потому что культурно-острых там было не мало.

К.ЛАРИНА: Не так.

Е.ГАРЕВСКАЯ: Мы писали и о проблеме собственности в конфликте между церковью и музеями. Там были острые материалы. Были хорошие материалы, которые касались несовершенства законодательства культурного. Это темы, может, не очень интересные, но важные.

А.ЖУРБИН: Можно я скажу, как это дело обстоит в США? Там нет газеты «Культура» и никогда не было. Но главное что там есть ежедневная газета «Нью-Йорк таймс», которая имеет не одну страничку, каждый день там выходит приложение под названием «Arts». Там работают профессиональные критики, которые о живописи пишут так, будто ты читаешь трактат о живописи.

К.ЛАРИНА: У нас есть «Weekend», который выходит как приложение к газете «Коммерсант». Мне кажется, это очень удачная вещь. И если раньше она выходила как рекламный листок, то сейчас это полноценное еженедельное художественное приложение. У нас есть «The New Times», которое, казалось бы, себя позиционирует как политическое издание еженедельное, и я там пишу еженедельно рецензии на спектакли. Но я там не одна, это не страничка. Благодаря, конечно, Ирене Лесневской и Жене Альбац там есть и по выставкам, и по книжкам, и по ТВ. У них есть это желание.

А.ЖУРБИН: Это очень важно, потому что культурное пространство формируют критики.

Е.ГАРЕВСКАЯ: У нас есть такой интернет-ресурс как «OpenSpace».

К.ЛАРИНА: Хотела сказать про интернет-ресурсы, которые действительно сегодня востребованы. Есть журнал «Афиша», который все-таки ориентирован на молодежь. Это не просто афишная тумба. Это такой дискуссионный яркий еженедельник. Есть «Большой город» - журнал, который тоже в культурном пространстве работает. Приходим к выводу, что без этой «культуры» обойдемся. Мы хотим сказать, что есть люди, которые там работают и которых это не устраивает. Это даже не «Культура» и не рупор РПЦ это какое-то соединение совка с мракобесием. Как будто Тартюф главный редактор или Иудушка Головлев.

А.ЖУРБИН: Все эти разговоры, что мы сделаем культуру доступной всем. Из Николая Бердяева: «От демократизации культура повсюду понижается в своем качестве» в своей ценности. Она делается более дешевой, более доступной…но и более плоской, пониженной в своем качестве…». Говорят, мы расширим культуру, у нас любой крестьянин будет читать про оперу. Да не будет!

Газета «Интеллигенция», теперь это видно, что интеллигенция это читать не будет.

К.ЛАРИНА: Наши слушатели спрашивают: «А где же в газете та интеллигентность, которая изначально присуща культуре. Лотманы и Окуджавы современной эпохи есть?». По этому поводу я тоже не могу не процитировать главного редактора: «Русские в России мельчают. К сожалению, все остальные тоже. Возьмите избранный народ. Кто раньше составлял гордость российского еврейства? Райкин, Утесов, Фраткин, Френкель, да мало ли? Кто теперь займет их место в сознании страны? Олигархи из списка Форбс? Не богато! Т.е. богато, конечно, но в другом смысле». Я за термин «российское еврейство» даже имени бы не упоминала человека.

Е.ГАРЕВСКАЯ: Я заведовала региональной журналистикой, сетью. Это интеллигенция. Когда мы формировали эту сеть, проводили конкурс среди журналистов, пишущих на тему культуры. И был сформирован корпус таких журналистов, 6 человек, отказались сотрудничать с этой газетой, несмотря на неплохие гонорары и заинтересованность, в провинции также сужается поле культурной журналистики, как и в Москве.

А.ЖУРБИН: По каналу «Культура» Лотман сейчас каждый день. Слушаешь и думаешь, какой же он мудрый человек. Мне все равно кто он по национальности. Он же великий русский филолог, исследователь.

К.ЛАРИНА: Все это было бы смешно, если бы не было так грустно. Это тренд, который мы слышали всю предвыборную кампанию, эта мутная грязь полилась отовсюду. Тот же Говорухин, который говорил про либеральную интеллигенцию, которую обозвал «дерьмом» также как и Ленин. История повторяется как дурной фарс.

А.ЖУРБИН: Сегодня на «Фейсбуке» я прочитал текст Говорухина, написанный в 2010 году. Это потрясающе либеральный текст. «Надо разгонять всю нашу власть», - пишет он. Это саамы либеральный текст, который я читал в своей жизни.

К.ЛАРИНА: Пока есть золотые перья, которые пишут не только о политике, но и о культуре, профессионалы в своем деле. Мне кажется, Кичин, обозреватель «Российской газеты» со мной согласится, что назрел какой-то момент. Давайте соберем форум культурной журналистики.

А.ЖУРБИН: Мне кажется, звание арт-критика в любой области это важнейший человек. Когда я читаю умную статью, я всегда потрясаюсь, как человек формулирует. Это важнейший человек, он приносит приговор.

К.ЛАРИНА: У нас сейчас сама культура не развита. У нас люди, к с сожалению, не читают. Для того, чтобы собрать форум культурной журналистики, денег не нужно. Нужно собраться, посмотреть друг другу в глаза, понять, что нас много. Деньги найдутся. Среди олигархов, которых она там мочит, немало найдутся тех, кто захочет поучаствовать.

А.ЖУРБИН: У нас есть «OpenSpace». Хороший проект.

К.ЛАРИНА: Но он не должен быть один.

Е.ГАРЕВСКАЯ: Более того, я уверена, что многие журналисты, которые еще сотрудничают с этой газетой, к нам присоединятся.

Д.МОРОЗОВ: Следующий номер написано, что выйдет 16-го. Я уверен, что к 16-му многих уже не будет.

К.ЛАРИНА: Спасибо большое. Я желаю удачи всем и надеюсь, что мой вопль будет услышан, и мы все-таки сделаем это. Благодарю Дмитрия, Александра, Лену за поддержку.

А.ЖУРБИН Будем стараться. Культура победит!


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024