Купить мерч «Эха»:

"Краткий Курс Счастливой Жизни" как отражение действительности - Роман Волобуев, Александр Вартанов, Герман Виноградов - Культурный шок - 2012-04-14

14.04.2012
"Краткий Курс Счастливой Жизни" как отражение действительности - Роман Волобуев, Александр Вартанов, Герман Виноградов - Культурный шок - 2012-04-14 Скачать

К.ЛАРИНА: Начинаем программу «Культурный шок». Сегодня она посвящена фильму «Краткий Курс Счастливой Жизни» - сериал, который вызвал огромный резонанс. Одна часть зрителей – в огромном восторге, другая – возмущена, равнодушных нет. Мы сегодня решили не звать девочек, поскольку они многое уже наговорили. Сегодня у нас мужской взгляд. Сегодня в нашей студии Роман Волобуев, кинокритик, зам главного редактора журнала «GQ». Роман здравствуйте.

Р.ВОЛОБУЕВ: Здравствуйте.

К.ЛАРИНА: Александр Вартанов, режиссер, сценарист, продюсер, актер, исполнитель роли психотерапевта Григория.

А.ВАРТАНОВ: Да, это я.

К.ЛАРИНА: И, наконец, человек-легенда, художник, музыкант, концептуалист, лидер многих движений в современном искусстве – Герман Виноградов.

Г.ВИНОГРАДОВ: Добрый день.

К.ЛАРИНА: Исполнитель роли Арсения, друга Олега из «Переделкино», художник, изображающий на каждой своей картине свою давнюю любовь Веру Родинку. Я думаю, что все, кто смотрел фильм, прекрасно поняли, кто есть кто в этой студии. Что их объединяет, для меня это оказалось случайно, я не знала, что так получится, не артисты все люди-то, для них это было развлечение. Хотя я прочитала, Рома уже с Гай Германикой работал, в клипе снимался, да?

Р.ВОЛОБУЕВ: Да, это был страшный опыт.

К.ЛАРИНА: Я хочу прочесть вам 2 противоположных мнения. «Телевизор не смотрю, поэтому единственный дамский сериал, который я посмотрела за последние 20 лет, это «Краткий курс счастливой жизни». Посмотрела на одном дыхании все серии, и меня нисколько не тревожило не камера, ни звук. Все узнаваемое, все так и есть, просто сконцентрировано в одном месте. А мне уже за 60, 3 детей и внуки, а я спорю с дамами, которые про сериал говорят «фи», но сериал же не про секс, а про жизнь».

Р.ВОЛОБУЕВ: Как это приятно, какой прекрасный человек.

К.ЛАРИНА: А вот второе: «Хочу уточнить: меня волнует не нравственность как таковая, а конкретика. С ужасом думаю, что через пару лет моя дочь-подросток выйдет на тропу поиска счастья тем же курсом. С подсадкой, в т.ч., в позднее ночное время в незнакомые машины, прыжки в постель с незнакомыми мужчинами и т.д. и т.п. Это же прежде всего опасно для жизни. Вы бы хотели, чтобы ваши дочери, сестры, матери, а может быть, и бабушки шли к счастью таким курсом?». Мне интересно, как каждый из вас в этот фильм попал?

А.ВАРТАНОВ: Я очень давно с Лерой знаком, еще до «Все умрут, а я останусь», я работал с кинокомпанией «2план2», которая помогала ей снять ее полный метр документальный под названием «День рождения инфанты», мы работали на нем вместе, потом очень дружили. Потом она позвала меня сниматься в клипе, мы с Романом там убивали друг друга и самих себя. Она все время обещала, что сделает нас звездами, и судя по тому, что мы находимся в этой студии, это сбылось.

К.ЛАРИНА: А вы выбирали роль, или она сразу вам предложила?

А.ВАРТАНОВ: Она сразу предложила. Но на тот момент сериал еще не был дописан до конца, и никто не знал, что это за человек, что с ним будет.

К.ЛАРИНА: Ром, а у вас как случилось?

Р.ВОЛОБУЕВ: Я тоже много лет знаю Леру. Она как-то приезжала в Канны с «Все умрут, а я останусь. Мы все знали, что существует такое маленькое чудовище, там нет грани между героинями и автором. Я помню, что у меня тогда не было денег, оставалось 20 евро перед зарплатой. Я купил себе сладостей: печенье, которое надо было окунать в шоколад. Выскакивает Гай Германика, засовывает руку в этот пакет, зачерпывает шоколадный крем, ест и размазывает все по лицу. Моя девушка в ужасе говорит: «Кто это?», я говорю: «Великий русский режиссер». С тех пор мы дружим. И вот Лера как-то сказала, что у нее есть сериал, и там роль – «абсолютный задрот». Я долго сначала смущался, а потом решил: судьба, наверно, такая. Надо сказать, что Германика называет задротами всех. Я сначала очень обижался, потом мы сидели в каком-то баре, она мне объясняла, какой я задрот. Потом зашел артист Цыганов, один из самых красивых людей в мире. Она на него посмотрела и сказала: «Ну, здравствуй, задрот». И я понял, что в жизни все не так плохо.

К.ЛАРИНА: Герман, теперь вы.

Г.ВИНОГРАДОВ: Я не так давно знаю Леру, но знаю давно ее отца, Игоря Дуденского. С Лерой мы познакомились в «Маяке», по-моему. Мы там бросались стульями, и нам теперь запрет. Я пригласил ее к себе в квартиру, она сказала, что здесь надо снимать новый «Liquid Sky». Как раз это был период съемок «Школы», я дал ей для какой-то сцены, которую я, кстати, не видел. Там Ребенок танцует в самозабвении, я дал музыку свою. Поучаствовал, видимо, как композитор. А потом Лера позвонила, сказала, что есть новый сценарий, мой герой написан именно под меня. Я взял, оказалось, совершенно не под меня. Там какой-то художник-алкаш, это художник андеграунда 60-х годов, Зверев, только без таланта, вечно пьяный, распущенный. Она сказала, что я ничего не понимаю. Ну ладно, я тебе верю, сказал я. Устроили пробы, в день проб Лера устроила дебош. Появился Денис Евстегнеев, с которым когда-то я снимался, он меня приглашал в 87 году. Он здесь продюсер. Потом я еще приходил, улаживал какие-то дела, тут у нас не сложилось. И взяли Олега Гаркушу. Но я чувствовал, что звезды в мою сторону все-таки расположились. И после 1-й сцены, там снимались Ребенок и Гаркуша.

Р.ВОЛОБУЕВ: То, что они сняли, получилось слишком радикально для «1-го канала».

Г.ВИНОГРАДОВ: Да, но это могли бы переснять.

Р.ВОЛОБУЕВ: Мы все мечтаем увидеть оригинал, который где-то хранится в железной коробке, что же там такое.

А.ВАРТАНОВ: Это хуже порнографии, видимо.

Г.ВИНОГРАДОВ: Я знаю, что на пробы этой роли хотел и отец Леры, он говорил: «Лера, как же мне хочется с Ребенок в кино соединиться!». Я говорю: «Нет».

Р.ВОЛОБУЕВ: Это желание, объединяющее многих людей.

К.ЛАРИНА: Когда люди так об этом рассказывают, возникает ощущение междусобойчика. Смотришь кино, видишь, тут друг, там подруга. Я фильм смотрела по-хитрому: без рекламы. Как только он выходил, сразу же появлялся в Интернете.

Р.ВОЛОБУЕВ: Это роковая ошибка, потому что у Леры же там потрясающие цвета.

А.ВАРТАНОВ: Да, из тех, кто смотрел этот сериал, не обратил внимания на потрясающий эксперимент по цвету и свету, который Лера предприняла с Севой Каптуром, оператором. И вот вы сейчас сказали, Герман, и я понял, это что-то близкое к «Liquid Sky», к цукермановским каким-то историям.

К.ЛАРИНА: Давайте объясним, как это.

Р.ВОЛОБУЕВ: Вы видели, как выглядит кадр? Плывущим цветом пятном, когда выделяются отдельные объекты другого цвета. Но самое удивительное, когда они снимают статично одну комнату, и по ней плывет какое-то цветовое пятно, меняется цвет лиц. И это чуть ли ни акварелью красились фильтры, и ни вручную все это делалось.

К.ЛАРИНА: Для меня это событие невероятно важное для нашего ТВ, как в свое время, когда «Школа» появилась. «Краткий Курс Счастливой Жизни» - сериал с двойным, а то и стройным дном. Я с Лерой знакома шапочно. И представить себя берущей у нее интервью, я бы не хотела (смеется).

Р.ВОЛОБУЕВ: Нет-нет, она сейчас научилась, поняла, что это ее тяжкая обязанность.

К.ЛАРИНА: Однозначно, человек невероятно одаренный. Взгляд необычный на вещи. И это угадывается во всем: как она выбирает актеров на роль, как она строит сцены. Я хочу обратиться к тем слушателям, воспринимали эту историю, как набор неких сюжетов. Это не так. И когда вас разочаровывали некоторые ходы, или вы начинали говорить, что так не бывает, значит, что-то вы в этом сериале не увидели. Я бы хотела, чтобы Роман сказал несколько слов как профессиональный знаток кинематографа. Что для вас еще кажется важным, если говорить о каких-то открытиях?

Р.ВОЛОБУЕВ: Когда Леру сравнивают с кем-то, все время придумывают каких-то близких: Ларри Кларк с «Детками». Но Лера, самое смешное, на момент «Школы» не видела. У нее не нарративное кино. И для нее важна вот эта булькающая протоплазма, реальность осязаемая. И, конечно, когда с ней работают хорошие драматурги, это не мешает, но она может и без этого. Она может собрать актеров, к подбору которых у нее невероятный талант, взять того же Севу, и в этой комнате взять 2-часовое кино ,которое будет интересно смотреть. И немного жаль ее сценаристов, а с другой стороны, работа Леры с текстом, когда чем-то она пользуется, а что-то просто летит через плечо.

К.ЛАРИНА: Литературная основа определяющей роли не играет?

Р.ВОЛОБУЕВ: Когда она хорошая, играет. Я уверен, что сценарист НРЗБ Родионова для «Все умрут, а я останусь» невероятно важная история. Она как Олдман, который мог работать с 3-х страниц, а мог работать с гигантского сценария.

А.ВАРТАНОВ: Надо отдать Лере должное. Потому что сценарий Анны Козловой написан как череда анекдотов. Там весь сценарий строится по формуле: вот однажды одна тетенька намазал себе лицо кремом для вымени, а тут… И другая тетенька поехала в «Переделкино» на могилу Пастернака, а там… И Лера вытравливала эту интонацию.

К.ЛАРИНА: Это как «Секс в большом городе».

А.ВАРТАНОВ: Вот у нас была такая сцена с Анечкой, когда мой герой Гриша зачем-то (мы так и не знаем до конца зачем) приводит ее к своим пациентам геям. Это было написано как абсолютный анекдот. И Лера снимала это безумно долго, уходя в какие-то переработки. Она вытравливала из всех актеров (5 человек) и собачки юмор. И когда она довела все это до голой структуры, сцена заработала сама. Там осталось много смешно. Понятно почему, потому что анекдот это то, что происходит с кем-то другим. И когда ты оказываешься внутри анекдота, для тебя это не смешно, это большая трагедия чаще всего.

К.ЛАРИНА: Каждый эпизод, в котором играют Герман и Роман, все-таки у Александра большая роль, практически главная (смеется), из каждого эпизода может родиться целая история. Немного не хватает, хочется еще с этим человеком смотреть. У нас сейчас Новости, потом продолжим.

НОВОСТИ

К.ЛАРИНА: Продолжаем программу. Герман, смотрели потом целиком фильм?

Г.ВИНОГРАДОВ: Ну, не целиком. Но серий 8 я посмотрел.

К.ЛАРИНА: Насколько совпадает то, что было внутри с тем, что вы увидели как зритель?

Г.ВИНОГРАДОВ: Мне кажется, что мое участие было окрашено большей долей сюрреализма, чем эпизоды других участников. Но я с большим интересом смотрел. Я как художник могу сказать, что Лера приближается к направлению гиперреализма. И его отцы-основатели начинали как последователи Пикассо. И некоторые снимали настолько реально, что это уже становилось сюрреальным, получались фантасмагории. И я жду этого периода, когда появится Лера как постановщик фантасмагории.

К.ЛАРИНА: Она интуитивно все это чувствует? Там же по каждому персонажу можно написать исследование, что это за человек, что он собой олицетворяет. Это интуитивно? Или она все продумывает?

Р.ВОЛОБУЕВ: А что важнее для человека – голова или сердце? И то, и другое. Меня всегда веселило, когда Леру анализируют и пытаются придумать объяснение, почему у нее так получается. Объяснение такого рода, что она не очень хороший второй режиссер, что, кстати, правда. Хотя на этой истории секонд юнита не было, потому что Лера перфекционист, все время выбрасывает то, что делают другие люди. У нее и на «Школе», и на «Все умрут, а я останусь» была очень хорошая 2-я группа. Вот у нее потрясающие сценаристы, что иногда тоже правда, хорошие операторы, это коллективная история. Ну, это что, это чудо. Как бы не было обидно думать, что эта странная, иногда неприятная девочка, очень талантливая, все объясняет.

К.ЛАРИНА: Расскажите про Гришу. Для вас это герой, Саш, насколько вам близок? Меня задела сцена, когда герой говорит про ее тупость.

А.ВАРТАНОВ: «Твоя тупость – это мое спасение».

К.ЛАРИНА: Да. Как там режиссерски выстроена реакция героини Ани, что она не понимала, что он говорит ей. Это человек, который улавливает некоторые движения в воздухе, ультразвук, а смысл до нее не доходит.

А.ВАРТАНОВ: Это самый чудовищный чудак. После некоторых моих телег, которые я там задвигал, я видел, как у Леры портилось настроение. И я сначала очень боялся, что что-то не так делаю. Потом мне объяснил 2-й режиссер, что она это очень лично воспринимает.

К.ЛАРИНА: Когда особи женского пола обсуждают этот сериал, про Гришу: «Он или импотент, или гомосексуалист» (смеется). эта сцена с гомосексуалистами, и с мамой это странной, вы говорите, что она выбивала из ситуаций анекдотичность, но получался обратный эффект.

Р.ВОЛОБУЕВ: Но это ситуация абсолютно жизненная. Я знаю такие истории, когда люди знают про своих близких что-то и блокируют это, не хотят. Там же ситуация, когда он маме пытается сказать, что он гомосексуалист, а она его физически не слышит. Это не анекдот.

К.ЛАРИНА: У нас сегодня тема определяется «Краткий Курс Счастливой Жизни» как отражение действительности». Насколько здесь существуют сериальные совпадения? Потому что главные претензии у людей, которые привыкли смотреть кино как набор сюжетов, что это вранье, что так не бывает. Что же это такое, они круглые сутки думают только о сексе. Почему у них компьютеры все не работающие в офисе?

Р.ВОЛОБУЕВ: По статистике люди, которые приезжают и смотрят русскую статистику Интернета, узнают, что основная точка посещения развлекательных сайтов, сайтов СМИ, приходится на рабочее время. То, что люди все время пьют чай на работе и обсуждают личную жизнь, это как раз правда.

К.ЛАРИНА: А что касается типажей и ситуаций, насколько они кажутся вам правдоподобными?

Р.ВОЛОБУЕВ: То, что там есть великая правда, которая заключается в том, что женщины – прекрасные, а мужчины – говно. И это правда, с которой искусство многие века сражалось, потому что искусство делали мужчины. И они все время приписывали себе какие-то романтические устремления. А мужчины как менее совершенная и недоделанная форма человека, конечно, при ближайшем рассмотрении омерзительное впечатление производит. Особенно сейчас, когда у нас психологически такой же постфеминизм, а живем мы в России в состоянии 50-х. Реальность у нас как бы нормальная, а сознание дремучее, во многом этот фильм тоже про это.

Г.ВИНОГРАДОВ: Мне кажется, что и женщины тоже не очень. Все не очень. Да нет, все прекрасные, желание построить, а фундамента-то нет. Должна быть духовность, какие-то устремления. Эта работа офисная – большое насилие над личностью. Нормальный человек вообще не может работать так. Единственная гармоничная женщина – это героиня Волковой.

К.ЛАРИНА: Ваша пара – это выход из ситуации, параллельное существование, внутренняя миграция.

Г.ВИНОГРАДОВ: Как раз немножко я со своим героем-то не согласен. Но внутри него нет никаких конфликтов больших. И у героини его жены. Это единственная красивая пара.

Р.ВОЛОБУЕВ: Я хотел сказать про одиночество и про духовность. Был же в конце 90-х – в начале нулевых всплеск фестивального арт-порно, когда большие режиссер снимали порнографическое кино. Все эти фильмы были ужасно грустные: механика, засыпание в одной кровати людей не сближает, не спасает от одиночества. И фильм Леры тоже во многом про это. При всей любви к этим героям, Лера не верит, что они будут счастливы.

К.ЛАРИНА: Это даже видно по тому финалу, который она придумала.

Р.ВОЛОБУЕВ: В школе был более циничный и оптимистичный финал, когда просто часть персонажей говорили, что переедут в центр и будут ходить в хорошую школу. «Мы уходим, уходим, уходим» - песня, которую в течение многих 10-летий ставят в конце и под которую напиваются. Потому что все думают, что куда-то можно уйти, а, оказывается, нельзя.

К.ЛАРИНА: Мне кажется, этот фильм ближе к тому, чем занимается Герман Виноградов. К актуальному искусству, к тому, что пугает откровенностью. Но то, что сказал Роман тоже верно, что мы живем в ханженском обществе. Может ли искусство каким-то образом изменить что-то? Восприятие обществом смыслов, идей?

Р.ВОЛОБУЕВ: Это вопрос, наверно, к людям искусства, как говорил Люк Бессон: «Искусство – это не панацея от болезней, а аспирин». Художники, наверно, думают по-другому. Искусство, наверно, все же меняет. Может, через 100 лет Германику будут изучать.

К.ЛАРИНА: Будут.

А.ВАРТАНОВ: В своих картинах Лера выполняет функцию искусства: пытается объяснить жизнь. Какие-то слушатели боятся, что они будут так изучать жизнь. Пусть они лучше по ее произведениям все это узнают, чем на своей шкуре.

Г.ВИНОГРАДОВ: Искусство никого не спасает, оно может только заострить проблему и показать ее в художественном образе. Все равно остается необходимость каждому прорабатывать свои проблемы, никто нигде не получит ответы никогда. Только понять, что есть такая проблема, и человек начнет работать над этой проблемой сам. Как Лера, кстати, делает, она очень образованный человек, использует все знания.

К.ЛАРИНА: Для вас есть какие-то запреты в искусстве?

Г.ВИНОГРАДОВ: Когда я сам занимаюсь искусством, для меня нет запретов. Но в случае с «Pussy Riot» ситуация сложная, здесь затронуты интересы многих.

К.ЛАРИНА: А что же все молчите? Где многочисленные митинги в защиту?

Г.ВИНОГРАДОВ: Мы не молчим, автобус был пущен по Садовому, но был оперативно остановлен, в «Фейсбуке» идет. У КПЗ, где они находятся бывают выступления.

Р.ВОЛОБУЕВ: Массовых не происходит, потому что массово люди не возмущены этим, считают, что сидят за дело, нечего было плясать.

Г.ВИНОГРАДОВ: Танцы на Красной площади чисто эстетически это же просто изумительно, их наряды и песни их, как исполнено.

К.ЛАРИНА: Поэтому и спрашиваю про запреты, эта акция кого-то оскорбила…

Г.ВИНОГРАДОВ: Искусство должно оскорблять, чтобы у людей открывались глаза, потому что искусство может выполнять 2 разные функции. Вот художники в индии – это обслуга, их не пускают в храм вообще. А вот мистериальный художник открывает какие-то горизонты, показывает болевые точки. И если художник не идет до конца, превращается в обслугу.

Р.ВОЛОБУЕВ: Забавно, что мы с Германики перешли на «Pussy Riot», потому что Германика это и есть «Pussy Riot», только на «1-м канале». Спасибо, кстати, «1-му каналу» за это. Вы спрашиваете, может ли искусство изменить общество, а я с ужасом понимаю, что оно не может даже изменить медиа, на котором работает. Когда вышла «Школа», я наивно думал, что откроется свобода, люди захотят что-то такое снимать. Но этого не происходит. хорошо, ты не можешь снимать как она, но укради хотя бы ее актеров. Леера в «Школе» выкатила дюжину новых лиц.

К.ЛАРИНА: А почему?

Р.ВОЛОБУЕВ: Потому что система устроена так, что она любит, хочет производить говно. Мы хвалим Леру, хвалим ее команду, но мы забываем, что ту степень свободы, которую она имеет на «1-м канале» имеет мало какой даже успешный режиссер.

К.ЛАРИНА: К сожалению, мы заканчиваем. Спасибо вам большое. Еще раз мои поздравления Валерии Гай Германике и большое спасибо Игорю Дудинскому за то, что он произвел на свет такое чудо.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024