Купить мерч «Эха»:

Современная Россия глазами европейца: люди и нравы - Фредерик Бегбедер - Культурный шок - 2017-04-08

08.04.2017
Современная Россия глазами европейца: люди и нравы - Фредерик Бегбедер - Культурный шок - 2017-04-08 Скачать

К. Ларина

Добрый день. Мы начинаем программу «Культурный шок». Тема сегодняшней программы — «Современная Россия глазами европейца: люди и нравы». Наш сегодняшний гость — самый настоящий европеец. Это писатель, сценарист, режиссёр, актёр Фредерик Бегбедер, который приехал сюда, в Россию, для того, чтобы представить свой новый фильм по своему собственному роману, который называется «Идеаль». Приветствую вас, Фредерик, здравствуйте.

Ф. Бегбедер

Bonjour.

К. Ларина

Bonjour. Нам помогает Елена Дюфор, наш переводчик. Лена, вам тоже привет, здравствуйте.

Е. Дюфор

Здравствуйте.

К. Ларина

С нами должен был быть ещё один гражданин, представитель Российской Федерации, замечательный актёр и продюсер, мой товарищ Алексей Гуськов, но, к сожалению, как это бывает только в России, его срочно вызвали к министру на заседание, поэтому он, к сожалению, сегодня если и придёт, то, может быть, к концу программы. Фредерик, вас вызывают министры на заседание?

Ф. Бегбедер

Нет, к сожалению, мне ещё не приходилось. Но один раз я был у министра культуры, у Фредерика Миттерана, когда я получил приз «Ренодо».

К. Ларина

Он вам что-то говорил, благодарил вас?

Ф. Бегбедер

Это было довольно странно, это было в меланхолическом настроении. Его работа — это продвигать французскую культуру. И во время обеда он мне всё время рассказывал, что французская литература умирает и даже смысла нет за неё бороться. Это было очень странно. Но я думаю, что в частной жизни политики очень часто жалеют о своей собственной беспомощности. Перед камерой они обещают изменить мир. Камера выключается — и они говорят «это невозможно».

К. Ларина

Ну, о политике мы сегодня ещё поговорим. А сейчас давайте вернёмся всё-таки к главной теме — к вашей картине. Действие происходит в том числе и в России в этом фильме. Ваша Россия — она какая? Чем она вам интересна?

Ф. Бегбедер

Ну, это фантазм, это мечта француза, который представляет себе Россию тоже мечтой. Только если вы хотите узнать, какие клише и стереотипы существуют у французов, я все их поместил в фильме.

К. Ларина

Ну, например?

Ф. Бегбедер

Это история скаута, французского скаута, который живёт в Москве и который ищет специально молодых и прекрасных девушек. Для работы ему приходится много вечером выходить на дискотеки, встречаться с красивыми девушками, встречаться с олигархами, потому что деньги притягивают красивых девушек.

К. Ларина

Алексей Гуськов (я, кстати, сразу скажу) играет как раз такого олигарха, да.

Ф. Бегбедер

Он играет миллиардера Сашу, очень злого, очень страшного. Ну, это комедия. Задача — всё-таки посмеяться. Это сатира на этот мир моды и гламура. Несколько назад я посмотрел фильм Кончаловского под названием «Глянец». Там тоже была эта тема, но она разрабатывалась больше в серьёзном ключе. Нет, это, скорее всего, сюжет, чтобы развлекаться.

К. Ларина

Но тем не менее, если говорить о стереотипах, которые существуют у французского гражданина по отношению к России, то какие они? Вот какие стереотипы вы разрушаете своей картиной?

Ф. Бегбедер

Я вообще очень люблю стереотипы, потому что в них есть доля правды. Если, например, вы считаете, что все французы сексуально озабочены — это правда. А про русских говорят, что они любят выпить, что они любят праздники, что иногда они прибегают к насильственным действиям. Но насилие в их жизни — это не только насилие физическое, опасное, но это ещё и насилие, например, в романтических отношениях, это насилие романтическое.

Ф.Бегбедер:В частной жизни политики очень часто жалеют о своей собственной беспомощности

Но фильм сам по себе очень красивый, фильм рассказывает о красоте. И там очень много красивых женщин, много красоты, много красивой музыки русской. Достоевский сказал: «Красота спасёт мир». И мы эту фразу все знаем. Но на самом деле фильм совсем о другом, идея противоположная. Он говорит, что красота не только не спасёт мир, но красота — это тоже своего рода насилие. То есть фасад — это комедия. А за фасадом есть сатира, потому что вот этот диктат красоты — это насилие над женщинами.

К. Ларина

В какое время происходит действие картины?

Ф. Бегбедер

Десять последних лет.

К. Ларина

А, вот так. Я хочу ещё сказать, что Фредерик не только автор романа, он ещё и режиссёр этого фильма «Идеаль», и главный герой. Октав Паранго — это уже получается сквозной герой, который впервые появился в романе и фильме «99 франков». Как вам актёрская жизнь? Это совсем новое для вас? Вы уже к этому привыкли, к этой профессии?

Ф. Бегбедер

В этом фильме я — прежде всего сценарист и режиссёр, потому что я играю в этом фильме только маленький-маленький эпизод, я появляюсь там. Но на самом деле между написанием романа и написанием сценария есть очень большая разница. Например, важная деталь: когда я пишу роман, я всё время слежу вокруг меня, потому что я шпион, я шпионю за людьми. А когда я пишу сценарий, наоборот, я закрываю глаза и с закрытыми глазами представляю себе экран и как я воплощу это на экране. Это совершенно не тот язык, это другой язык. То есть на самом деле перейти от написания романа к написанию сценария — это всё равно что перевести это на японский. Другой язык. Надо думать о движениях камеры, надо думать о техниках, надо думать об актёрах.

И очень большое преимущество в работе над фильмом — это то, что ты не работаешь один. Чтобы написать книгу (роман называется «Извините, на помощь», это французское оригинальное название), чтобы написать эту книгу, мне потребовалось четыре года. А здесь мне помогали 80 человек. В принципе, это очень приятно для человека, занимающегося такой артистической деятельностью, — иметь ещё 80 мозгов рядом.

К. Ларина

Мне казалось, что наоборот, когда ты работаешь один, ты ни от кого не зависишь. А здесь ты зависишь от каждого из восьмидесяти.

Ф. Бегбедер

Да, конечно, в определённой степени менее свободен. Есть ещё финансовые обязательства. Когда, например, художник-постановщик предлагает мне свои эскизы и свои версии для сцены… Это был зал, где у них была конференция, это конференц-зал. Он предложил несколько эскизов. На самом деле я считаю, что я счастлив, что у меня есть кто-то, кто может предложить мне столько идей. С одной стороны, ты менее одинок. С другой стороны, ты видишь, как твоя мечта воплощается, становится реальностью.

К. Ларина

А вы сами какое кино любите?

Ф. Бегбедер

Я очень люблю сатирические фильмы. Самые лучшие фильмы — это те, которые критикуют власть. «Диктатор» Чаплина, «Гражданин Кейн», который говорит о мире прессы, Орсона Уэллса. Я очень люблю юмор. И в больших фильмах очень часто этот юмор присутствует. Фильмы Вуди Аллена, фильмы Любича.

К. Ларина

А французское кино не входит в этот список? Нет политической сатиры там?

Ф. Бегбедер

Не в очень большом объёме. Это сложно. И это довольно странно, потому что именно французы эту традицию ввели — Рабле, Мольер. Хвастаться сейчас я не хочу, но, в принципе, сейчас довольно редкие случаи, когда выходят фильмы, как мой. И действительно этот фильм редкий. Потому что мы смеёмся в первую очередь над огромной фирмой косметической, которая называется «Идеаль», и это самый большой производитель косметической продукции в мире. И надо сказать, что довольно сложно найти деньги, чтобы снять фильм-сатиру, критикующий вот такую большую фирму.

К. Ларина

Рекламный бизнес. Конкуренты, наверное, оплачивают?

Ф. Бегбедер

Нет, даже не они. Нет, я не говорю, что я очень большой революционер. Но мы смеёмся лучше, когда мы смеёмся над властью. И ещё раз я уточняю, что человек, над которым я смеюсь больше всего, — это я сам в фильме.

К. Ларина

Напомню, что фильм «Идеаль» выходит в прокат в России в середине… 27 апреля. Ну и первые показы сейчас идут для избранной публики в Москве. Как воспринимали на первом показе в России этот фильм? Расскажите немножечко об этом. Это на Фестивале французского кино, да?

Ф.Бегбедер:Я вообще очень люблю стереотипы, потому что в них есть доля правды

Ф. Бегбедер

Я очень волновался, потому что это, конечно, особого рода юмор, и довольно такой жёсткий юмор. Я-то рассчитывал на тухлые помидоры и яйца. В конечном счёте было много смеха и много аплодисментов. Но меня это не удивляет, потому что юмор, чувство юмора у русских и французов практически одинаковое. Обе нации любят чёрный юмор. Когда я говорил о Мольере и Рабле, я мог бы сказать о Гоголе. Очень много юмора у Чехова. Русские и французы, у них есть одно общее — они очень любят смеяться над кем-то.

К. Ларина

Вы знаете, всё-таки у нас разные общества. К сожалению, наше общество менее свободно, вы это знаете прекрасно. Поэтому, чёрт его знает, может быть, сегодняшняя такая реакция доброжелательная и открытая на вашу работу связана с тем, что люди сегодня очень устали, им как-то хочется уже посмеяться в удовольствие. Уже сил нет! Очень тяжело.

Ф. Бегбедер

Вы знаете, у вас такое впечатление, что Франция — это более свободная страна. Но на самом деле во Франции сейчас тоже очень много сложностей. Дело в том, что у нас была сатирическая программа на телевидении, которая сейчас одним из больших промышленников просто сокращена до минимума. После теракта против Charlie Hebdo погибло семь рисовальщиков, семь художников, а это были сатирики. То есть во Франции сейчас тоже непросто.

К. Ларина

Ну да, Charlie Hebdo, конечно, безусловно, стали героями целой эпохи, с них началась другая точка отсчёта. И этот вечный вопрос «над всем ли можно смеяться?» постоянно возникает в различных дискуссиях. Должны ли быть какие-то табу для осмеяния? Вы как отвечаете на этот вопрос?

Ф. Бегбедер

Charlie Hebdo сделал… У них была ужасная совершенно карикатура в связи с самолётом российским. И я знаю, что эта карикатура очень шокировала людей здесь, в России. Но надо понимать, что они смеются так же над своими коллегами и друзьями, которые были убиты. Это их просто чувство юмора, они смеются над этим. То есть если вы решили, что вы саркастичны, то вы смеётесь надо всем, даже над самым ужасным. Не надо табу.

К. Ларина

Мы делаем небольшой перерыв, вернёмся через несколько минут в студию.

НОВОСТИ

К. Ларина

Возвращаемся в программу. Напомню, что сегодня у нас в гостях французский писатель, сценарист, режиссёр и актёр Фредерик Бегбедер. Здесь же, в студии, Елена Дюфор, которая помогает нам с переводом. А повод для нашей встречи — это выход в прокат фильма Фредерика Бегбедера по его роману «Идеаль». Фильм начинает своё движение по России 27 апреля, так что не пропустите.

Мы перед перерывом заговорили о серьёзных вещах. И я хочу немножечко переключить тумблер, что называется, и поговорить о политике, об общественно важных вещах. Вот смотрите — выборы, которые пройдут во Франции. 23 апреля — первый тур, то есть буквально через пару недель. Ваш кандидат какой? Учитывая… Хочу нашим слушателям сказать, что Фредерик не простой человек в политике, он работал на выборах в качестве политтехнолога и знает, из чего делается французская политика. Кто сегодня вам интересен? И за кого вы отдадите свой голос?

Ф. Бегбедер

Я не скажу вам, за кого я буду голосовать, потому что на выборах есть такие кабинки закрытые, знаете они для этого. Но сейчас, с приближением первого тура разница в голосах, в шансах кандидатов приблизительно… она становится минимальной, то есть не понятно, кто выйдет во второй тур. И ощущение, что демократия начинает саморазрушаться. Она уже немного покосилась с такими фактами, как Brexit, например, с выборами Дональда Трампа. Ощущение, что люди играют в выборы и играют со своими голосами, как будто это какое-то шоу на телевидении. И в связи с этим результаты выборов очень трудно предугадать.

Во Франции, безусловно, люди сейчас… ситуация не очень лёгкая, и для жизни очень нелёгкая. Позавчера по телевидению были дебаты, дебатировали одиннадцать кандидатов. Это было интересно смотреть ещё и потому, что среди одиннадцати кандидатов только один защищал Европу и Европейский союз (ну, скажем так, двое — Фийон и Макрон), а девять других были за то, чтобы выйти из Европейского союза и даже выйти из евро. Из одиннадцати четыре были марксистами: революционеры, коммунисты, не поддающиеся, левое крыло социалистической партии. Четыре кандидата были фактически за 1917 год в России, то есть чтобы разделить все богатства, как это сделали в России. Ситуация очень странная. И плюс ещё кандидат от ультраправой партии, который говорил просто о выходе из евро, о выходе из Европы.

Ф.Бегбедер:Очень большое преимущество в работе над фильмом — это то, что ты не работаешь один

К. Ларина

Все как-то говорят о больших шансах Марин Ле Пен. Как вы оцениваете? Действительно есть у неё возможность если не выиграть, то выйти во второй тур?

Ф. Бегбедер

Да, она фаворит абсолютный. Тем не менее я думаю, что французы, если у них будет выбор между Марин Ле Пен и кем-то менее радикальным, что они всё-таки соберутся вокруг менее радикального кандидата, потому что программа Марин Ле Пен — это программа демагогическая. Там очень много демагогии, но там нет денег, чтобы финансировать это всё.

К. Ларина

Но тем не менее она на каких-то очевидных запросах общества играет, использует их.

Ф. Бегбедер

Ну, это именно то, что я хотел сказать, когда я сказал, что демократия саморазрушается. И в принципе самый большой противник и враг демократии — это демагогия. И мы в истории уже видели, как, например, в демократии фашизм может прийти к власти. Например, в случае Гитлера это было благодаря новой технологии, именуемой «радио», Геббельс использовал радио и кино.

И сейчас тоже есть новые технологии. Мы фактически ослаблены вот этой цифровой революцией в связи с Интернетом. То есть, может быть, мы научимся пользоваться этим нормально через 10–20 лет, но сейчас мы ещё не умеем этим пользоваться. И это собственно объясняет вот эти странные результаты выборов, потому что люди на самом деле очень плохо информированы и верят тому, что они читают в Интернете.

К. Ларина

Подождите, давайте так. Во времена Гитлера, Третьего рейха, всё-таки действительно было только радио и газета, других вариантов не было.

Ф. Бегбедер

И кино.

К. Ларина

Сейчас-то огромное поле и выбор. И как раз в Интернете люди… Во всяком случае здесь, в России, Интернет для нас, для граждан российских — это, пожалуй, единственная (ну, не считая радиостанции «Эхо Москвы»), единственная возможность узнать правду о том, что происходит в стране и в мире.

Ф. Бегбедер

При этом надо иметь определённую культуру и определённое умение проверять источники информации, идти на сайты, которые заслуживают внимания и заслуживают доверия. На самом деле это требует усилий. И фактически граждане должны учиться в школе, каким образом добывать информацию, каким образом информироваться.

К. Ларина

Отличать правду от пропаганды.

Ф. Бегбедер

Абсолютно точно. Потому что сегодня мы живём в мире, который называется «fake news». Потому что сегодня мы совершенно не знаем и совершенно не можем различить, что правда, а что неправда из того, что мы читаем в медиа, и ещё меньше — в Интернете.

К. Ларина

А вы какими источниками пользуетесь?

Ф. Бегбедер

Я пытаюсь находить равновесие.

К. Ларина

То есть разные газеты, да?

Ф. Бегбедер

Я читаю не только газету Le Monde, я ещё читаю Le Figaro и другие газеты. Нужно получать информацию из разных источников. То есть я надеюсь не жить в мире только альтернативных фактов.

К. Ларина

Фредерик, смотрите, сейчас от России все бегут, как от чумы, а вы сюда приезжаете. Вас не отговаривали?

Ф. Бегбедер

Это правда. Я знаю, что до меня приезжала только Марин Ле Пен, которая приехала встречаться…

К. Ларина

Не надо! Шарль Азнавур был недавно.

Ф. Бегбедер

Да нет, я на стороне художников. И в любом случае я приезжаю сюда как художник. Я люблю историю, искусство и литературу России. И встречи должны происходить на уровне народов, а не правителей. Я не думаю, что мою страну можно, так сказать, выразить только фигурой Франсуа Олланда, она не сводится только к Франсуа Олланду. Я тоже не думаю, что красота России в лице только её руководителей.

Ф.Бегбедер: Демократия саморазрушается. И в принципе самый большой противник и враг демократии — это демагогия

К. Ларина

Нет, это правда. Всё-таки у нас общества разные. И несмотря на то, что наши официальные средства массовой информации повторяют цифру в 86% поддержки политики нашего руководства, я думаю, что это сильно завышенные цифры. Вы сами это знаете, общаетесь с людьми здесь, в России, да?

Ф. Бегбедер

В Париже я встретился с одной из Pussy Riot, которая выпустила книгу.

К. Ларина

Толоконникова, да-да.

Ф. Бегбедер

Достаточно энергичную книгу она выпустила. На самом деле это важная борьба за то, чтобы все мнения были услышаны, чтобы они могли быть выражены и чтобы была свобода этих мнений.

К. Ларина

Сегодня в культуре французской, в театре, в литературе, в кино опять же присутствуют темы острые, которые по-настоящему волнуют общество?

Ф. Бегбедер

Было очень много манифестаций в момент, когда принимался закон об однополых браках. И были дискуссии семейные. Например, мой брат жёстко против однополых браков, а я — за. Была огромная манифестация после покушения, после теракта на Charlie Hebdo. Это то, что объединило Францию. И в момент, когда Россия была атакована сейчас опять по-новому террористами, очень важно оставаться вместе и оставаться свободными. И я думаю, что когда эти варвары и, простите, эти дебилы убивают людей в киноконцертных залах, в газетах, в редакциях, надо просто делать так, как будто их и не существует.

К. Ларина

То есть победить их невозможно?

Ф. Бегбедер

Сумасшедшие будут всегда. Сложность в том, что на сегодняшнем уровне технологий у нас есть иллюзия того, что мы можем предвидеть теракты. Но это невозможно. И пока мы ещё не нашли способы читать мысли других, к сожалению, это невозможно. Есть такое средство «мысленный телепорт», но в жизни его нет. Во-первых, пока мы не читаем мысли других, мы не сможем предвидеть теракты. И лично я считаю, что, может быть, и не надо читать мысли других. Это не очень хорошо. Я не хочу, чтобы моя жена знала всё, что я думаю.

К. Ларина

Ну, на самом деле, если говорить серьёзно, всё-таки как вы это расцениваете? Это борьба двух цивилизаций? Или действительно это сумасшедшие люди с повреждённым мозгом способны на это?

Ф. Бегбедер

Второе, второе. Они используют религию просто как претекст. Более того, они эту религию абсолютно извращают просто для того, чтобы объяснить своё собственное стремление к насилию.

К. Ларина

Вы читали «Покорность» Уэльбека? Это то будущее, которое реальное, на ваш взгляд?

Ф.Бегбедер: Мы живём в мире, который называется «fake news»

Ф. Бегбедер

Нет. Мишель — это человек, который любит science fiction, который любит фантастику. Я люблю сатиру, а он любит фантастику и любит предвидеть будущее. Это его манера делать памфлеты, писать памфлеты. То есть он не считает это будущим. Это такого определённого рода фантазм, определённого рода видение, но он не считает, что это действительно будущее. Кроме того, Уэльбека и не надо серьёзно воспринимать. Это ещё и комик настоящий, автор-комик. Когда он объясняет в своей последней книге, что ислам потрясающий, потому что можно быть многоженцем, то это, чтобы пошутить.

К. Ларина

Ну нет, там герой всё-таки у него другой. Герой у него больше похож на человека, который пытается сопротивляться, да? Скорее жертва, да? А человек, про которого вы говорите, — это профессор университета, у которого несколько жён, молодые девочки. Там пятнадцатилетняя, по-моему, у него жена, одна из жён. Конечно, безусловно, это сатира, я понимаю. Но вообще ощущение очень страшное. Я думаю, что это всё-таки можно расценивать как роман-предупреждение.

Ф. Бегбедер

Скажем так, я менее в беспокойстве нахожусь, чем вы. В последние годы было много терактов во Франции — в Париже, в Ницце. Это было действительно очень жёстко и жестоко. И французы в этот момент объединились, чтобы защищать свою свободу, свою землю, то, как они будут жить.

К. Ларина

А чем они будут защищать свою свободу? Что, оружие брать в руки?

Ф. Бегбедер

Нет, продолжая жить и игнорируя этих бандитов. Знаете, я верю в то, что сказал Иисус, когда он сказал в Нагорной проповеди: «Я подставлю левую щеку». Это странная манера сказать, но если вы хотите стрелять в нас — пожалуйста, стреляйте. Это ничего не изменит. Вы не убьёте всех, но в какой-то момент вы сильно устанете.

К. Ларина

Тогда в этой новой реальности место искусства каково?

Ф. Бегбедер

Может быть, показывать эту реальность, смотреть на мир, воплощать эту реальность, потому что роль искусства — это не давать советы или решения, а видеть вокруг себя, смотреть вокруг и искать правду.

Ф.Бегбедер:Я люблю потрясти своего зрителя. Я не люблю книг, которые оставляют равнодушным и не заставляют реагировать

К. Ларина

Ну, вы так говорите, как будто вы любите такое тихое, красивое, прекрасное искусство, а на самом деле вы абсолютный хулиган. Сами говорили про тухлые помидоры и яйца. Вот провоцировать общество — это одна из функций искусства?

Ф. Бегбедер

Я люблю немножко потрясти своего читателя или зрителя. Я не люблю книг, которые оставляют равнодушным, которые не заставляют реагировать. Но реагировать можно юмором, эмоцией, гневом. Книги, которые я люблю, — это те книги, которые провоцируют во мне эмоцию. И если я хочу взять книгу и кинуть её в окно, то это хороший знак.

К. Ларина

У вас такое было?

Ф. Бегбедер

Да, было.

К. Ларина

А вы потом автору сказали об этом?

Ф. Бегбедер

Иногда, поскольку я занимаюсь литературной критикой, пишу. Иногда я могу выразить своё мнение достаточно откровенно — и тогда у меня ссора с автором бывает.

К. Ларина

Ну хорошо, давайте вернёмся к фильму, поскольку у нас остаются последние минуты. Немножечко расскажите о том, где… Съёмки были в России? Или там только Франция в качестве интерьеров и декораций?

Ф. Бегбедер

В Будапеште, Венгрия. Венгры создали у себя такую систему, чтобы снимать фильмы у них было действительно интересно по финансовым соображениям. И мне хотелось снимать в таком городе, который, с одной стороны, может сойти за Россию, а с другой стороны, сойти за Париж, потому что снимать в Париже и в Москве — это было бы гораздо дороже, чем снимать это всё в одном городе.

К. Ларина

На кого из актёров нам стоит обратить внимание?

Ф. Бегбедер

Гаспар Пруст — юморист, автор стендапов, который играет Октава, исполнитель главной роли. Одри Флеро — огромная звезда во Франции, очень красивая актриса с рыжими волосами, которая играет одного из директоров. И, разумеется, Алексей Гуськов, который играет могущественного, опасного и очень богатого олигарха. Каждый раз, когда мы видим фильм, у него в объятиях другая женщина, новая, и он представляет её как женщину своей жизни, он очень в неё влюблён. А в следующей сцене это новая женщина, и опять он её представляет таким же образом. Я надеюсь, что это сумасшедший спектакль, который заставит нас обдумать нашу жизнь.

К. Ларина

Ну что же, остаётся только пригласить всех в кино на фильм «Идеаль» и поблагодарить наших замечательных гостей. Фредерик Бегбедер, спасибо большое. Лена, вам тоже спасибо.

Ф. Бегбедер

Спасибо.

Е. Дюфор

Спасибо и вам.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024