Купить мерч «Эха»:

Три суда над Софьей Блювштейн («Сонька Золотая Ручка»). Российская империя, 1880, 1885, 1888 гг - Не так - 2015-09-20

20.09.2015
Три суда над Софьей Блювштейн («Сонька Золотая Ручка»). Российская империя, 1880, 1885, 1888 гг - Не так - 2015-09-20 Скачать

Сергей Бунтман

Добрый день! Давно хотел узнать, как правильно пишется «аблигации» или «облигации».

Алексей Кузнецов

Добрый день!

С. Бунтман

Алексей Кузнецов, Сергей Бунтман, Светлана Ростовцева. Ну, и у нас сегодня Сонька Золотая Ручка. Как мы и предполагали, все-таки пойдут по этому пути наши слушатели.

А. Кузнецов

В одни ворота. 52 процента.

С. Бунтман

Да. Ну, мы подчиняемся беспрекословно. Вот что вы выбираете. Конечно, мы вам даму с кроликами мы вам как-нибудь под каким-нибудь соусом…

А. Кузнецов

Со стороны кроликов зайдем.

С. Бунтман

Да, да. Зайдем, да. Придумаем какую-нибудь рубрику. Анималистические преступления или что-нибудь такое вот сделаем.

А. Кузнецов

Нас уже призывали там в комментариях к отказу от демократии, к установлению диктатуры. Но мы пока…

С. Бунтман

Нет.

А. Кузнецов

Пока не пойдем по этому…

С. Бунтман

Нет, это волюнтаризм.

А. Кузнецов

Да. Это было осуждено.

С. Бунтман

Да.

А. Кузнецов

Выбрана Сонька Золотая Ручка. Но понимаете, с другой стороны можно понять тех людей, кто выбрал, потому что действительно количество слухов об этом персонаже… Ну, это персонаж – легенда.

С. Бунтман

Это уже мем давно уже, если…

А. Кузнецов

Это вот как вот можно в очередной раз проанонсировать в ближайшее время выход номера «Дилетанта» о Робине Гуде. Это персонаж, который уже превращается в своеобразного Робина Гуда. И отделить здесь легенду от… выдумку от полувыдумки и от правды невероятно трудно, потому что разброс колоссальный. Ну, вот вплоть начиная с года рождения, там разброс от 1841 до 1855, хотя 55-й совершенно там по ряду причин невозможная ситуация. И эта женщина… Ну, конечно, сериал подхлестнул все. Хотя создатели сериала сразу предупредили, что они даже не претендуют на то, что они следуют вот исторической достоверности. Да? То есть, ну, тем не менее, на легенду это все тоже сработало. А реальность-то, в общем, по-своему, конечно, безумно интересна, но совершенно не такая захватывающая. Этой женщине преступницей было стать суждено. То есть по сути у нее вариантов практически не было. Она родилась, судя по всему, все-таки в 1846 году – это согласуется там с самыми разными дальнейшими установленными фактами – в такой… ну, в еврейском местечке в Варшавской губернии в местечке Повонзки в семье человека, который официально писался мелким торговцем. На самом деле он был, в общем, таким профессиональным уголовником. Другое дело, что он сам не шарил по карманам. Он был скупщиком краденого. Он был ростовщиком, причем именно снабжал в основном уголовные элементы. То есть это такой вот важный винтик уголовной машины. Видимо, хранил краденое. Видимо, принимал его под залог. Ну, то есть все вот, что связано с реализацией. И с этой точки…

С. Бунтман

Важное звено все-таки в преступном мире.

А. Кузнецов

Абсолютно.

С. Бунтман

Необходимый человек.

А. Кузнецов

Необходимое звено. Да. И надо сказать, что не только его дочь Шейндля-Сура, – так звали Соньку Золотую Ручку от рождения, – но и другие его дети тоже пошли по этому пути. Они такой знаменитой, так сказать, степени знаменитости не достигли, но в принципе их, видимо, воспитывали в этом. И ничего удивительного в том, что она пошла по этому пути. Вот слава ее, конечно… Значит, как я понимаю, из каких слагаемых эта слава состояла? Ну, давайте сначала разберемся с ее женской привлекательностью. Есть фотографии. Есть полицейское описание. Я его сейчас процитирую: «Рост 153 сантиметра. Лицо рябоватое. Нос с широкими ноздрями. Губы тонкие. Бородавка на правой щеке». Полицейские не хотели ее обидеть. Это для идентификации. Но вот по тем нескольким достоверным фотографиям, которые есть, нельзя сказать, что она некрасива, но она, ну, простушка. Такое, в общем, простенькое лицо. Ну, понятно же, что, конечно…

С. Бунтман

Чертовски мила.

А. Кузнецов

… женское обаяние, оно не в чертах, а в чем-то другом. А в том, что она им обладала в высшей степени, в этом нет ни малейших сомнений, потому что и количество мужчин, которые ее сопровождали всю жизнь, и ее ремесло, которое во многом было построено на женском обаянии, все это говорит само за себя. Сегодня несколько примеров обязательно прозвучит того, что она действительно мужчинами вертела, как хотела. Что касается того, что она талантливая актриса, даже есть версия, она не подтверждается, но есть такая версия, что будучи девочкой, она была там в услужении у одной профессиональной актрисы, у нее она якобы переняла вот умение изображать…

С. Бунтман

Слишком просто.

А. Кузнецов

И более того этого просто не было.

С. Бунтман

… вообще.

А. Кузнецов

Этого просто не было.

С. Бунтман

Да.

А. Кузнецов

В ее биографии этого нет. Это часть легенды. Вот. Но вот она была, видимо… ну, то есть актрисой она, несомненно, была и присутствием духа обладала колоссальным. Вот в чем она, видимо, действительно была человеком совершенно выдающимся, она была интуитивным психологом. То есть она понимала, в какой ситуации, что произведет какое впечатление. Да? Ну, вот например, одна из самых таких известных, хорошо описанных и несомненных на самом деле ее дел, потому что очень много ей приписывается, конечно же. Под видом богатой аристократки она является в ювелирную лавочку, набирает на несколько тысяч рублей драгоценностей, после чего… При этом она очень, так сказать, достоверно разыгрывает такую даму рассеянную. И, значит, выясняется, что она забыла деньги. И она вместе с драгоценностями отправляется домой за деньгами. Почему ее выпускают прожженные приказчики ювелирного магазина? А потому, что ее остается ждать ребенок и пожилой папаша. И только через 2 часа выясняется, когда уже начали беспокоиться, где же она, что ребенок-подросток и папаша наняты по объявлению в газете за рубль. С Хитровки люди. Люди с Хитровки, она за рубль, в общем, и не такое могут сыграть. Да? Ну, очень просто. Ну, вот именно в этой ситуации она вид такой добропорядочных родственников, оставленных, так сказать, в залог, вот он сработает. Какие-то там, может быть, словесные объяснения вызовут подозрения, а тут вот, ну, что может быть лучше? Когда она в 1-й раз попадает под суд, на самом деле неизвестно, потому что вся ее биография – это постоянные столкновения с полициями нескольких держав. Но вот, по крайней мере, совершенно достоверно можно утверждать, что, видимо, такое 1-е абсолютно отчетливо описанное судебное дело – это февраль-март 1877 года, когда она… Значит, ей получается…

С. Бунтман

31…

А. Кузнецов

… слегка за 30.

С. Бунтман

Ну, 31 по нашим вычислениям.

А.КУЗНЕЦОВ: Говорят, величайшим талантом Соньки Золотой Ручки был невероятный ум комбинатора

А. Кузнецов

31 год. Она оказывается таким, ну, по обвинительному заключению второстепенным, даже можно сказать третьестепенным участником дела очень громкого и, кстати, хорошо тоже описанного сейчас в литературе – это дело так называемого «Клуба червонных валетов». Значит, что тут произошло? Произошло вот что: существовало несколько шаек мошенников. Вообще в 70-е годы – это начало расцвета российского мошенничества. Абсолютно понятно почему. Завершается промышленный переворот. Это бурное развитие капиталистических отношений, хорошо памятное многим нашим слушателям по концу 80-х и 90-м годам со всеми их чертами. Это быстрые и легкие, не очень, так сказать, честные часто деньги. Это вот эти новые русские, которые этими деньгами стараются, так сказать, всячески их продемонстрировать эти деньги. Это такое вот стремление этого нового богатого класса вот этих детей и внуков крестьян, купцов, раскольников и так далее, стремление как-то войти в один круг с родовитой аристократией. И вот на это все замечательно клюют различные, как это называется в уголовном мире, лохи, значит. Вот группа… несколько групп, на самом деле минимум 4, может быть даже больше таких хорошо организованных шаек, которые периодически между собой в разных делах пересекались. То есть они не были как бы единой организацией, но они были, скажем так, периодически союзниками. То есть они периодически объединялись для каких-то дел, причем никогда не объединялись все вместе. Да? Вот 2, максимум 3 могли работать какое-то одно дело, потом опять разбегались. Значит, изображали из себя аристократов, причем некоторые из них были. Ну, самая яркая фигура – один из руководителей этого, скажем так, клуба… Это журналистское на самом деле название «Клуб». Сами они себя так не называли. Носил фамилию, действительно был… Это его настоящая фамилия Дмитриев-Мамонов. То есть это, значит…

С. Бунтман

Да.

А. Кузнецов

… графский род. Можно вспомнить, что один из Дмитриевых-Мамоновых был несомненным прототипом Пьера Безухова. Да? Вот такой незаконнорожденный, внезапно благодаря смерти отца разбогатевший человек, который, кстати говоря, в 12-м году на эти деньги сформировал собственный полк и принял с ним участие в Заграничном походе русской армии. И вот такой выродок этого самого рода был одним из руководителей этой организации. Значит, вот как описывает ее участие… Она фигурирует в деле под фамилией Соколова. Значит, вот как описывает ее участие в этом деле отчет, который был составлен вскоре после процесса: «Соколова, еврейка, известная в Москве под кличкой «Золотая Ручка», была любовницей Мамонова, который проживал у нее за неимением собственных средств. В квартире Соколовой началось пьянство, Артемьева напоили», - кто такой Артемьев? Артемьев – это тот самый лох. Значит, это чиновник, немолодой уже человек, отставной коллежский асессор, который более 20 лет работал чиновником в различных губерниях, накопил небольшую сумму денег, видимо, он как-то масштабных взяток не брал, а то и само… может быть, совсем не брал. Значит, в его распоряжении было билетов на сумму 3 с половиной тысячи рублей. И он хотел на это деньги купить маленькое именьице, ну, дачку такую. Напоминает в чем-то, видимо, героя чеховского «Крыжовника», который вот мечтал о собственном…

С. Бунтман

Да.

А. Кузнецов

На закате жизни мечтал о собственном кусочке земли и с крыжовником на ней. И вот этот Артемьев, значит, к своему несчастью познакомился с одним из активных участников этой шайки, неким Засецким, который тут же начал подыгрывать, начал изображать из себя средней руки помещика, который попал в стесненные материальные обстоятельства, и начал говорить, что вот он ему имение продаст и даже свозил его куда-то, показал ему какое-то, безусловно, не свое имение. Но оно Артемьеву не понравилось. Тогда решили зайти с другой стороны, и якобы уже свое имение ему начал впаривать Дмитриев. Дальше я возвращаюсь к отчету: «Артемьева напоили, а затем вывели его под руки и отвезли домой. При нем был ключ от сундука, в котором хранились его деньги. Артемьев решительно не помнит, каким образом его привезли, как он заснул, помнит только, что ключ от сундука брали на хранение для передачи Соколовой. Проснулся Артемьев на другой день, увидел беспорядок: бутылки на столе, рюмки под столом; обнаружил, что деньги, находившиеся в сумке в сундуке, пропали. Отправился он к Мамонову, - они никуда не скрываются. Ну, 3 с половиной тысячи. Из-за чего тут, да? - и заставши там Засецкого, рассказал им о случившемся, восклицая: «Если вы надо мной подшутили, отдайте ради Бога!» Они снова напоили его и уложили спать. Только к вечеру успел он заявить полиции о краже. Мамонов и Калустов между тем в трактире «Саратов» разделили между собой 8 билетов, а сумку с остальными бумагами бросили и отправились кутить в «Стрельну», где Мамонов разменял 2 билета. Заехав из «Стрельны» за Соколовой, они отправились ночевать в «Роше-де-Канкаль», где Мамонов разменял оставшиеся 2 билета и вырученные деньги передал Соколовой. Калустов же 4 билета, доставшиеся на его долю, продал в конторе Юнкера. Засецкий, устроивший составление новой запродажной записи, и вообще за участие в деле получил от Мамонова и Калустова по 50 рублей». Вот это что? Это великая афера? Это мошенничество века?

С. Бунтман

Ну, так себе.

А. Кузнецов

Да нет, ну, это просто вообще так учебник для начинающего мошенника, как не надо делать. И когда говорят, что вот величайшим талантом Соньки Золотой Ручки был невероятный совершенно ум комбинатора, вот то ли это не так, то ли это сильно преувеличено, то ли в этом деле она действительно проходит каким-то… какой-то стороной.

С. Бунтман

Ну, наверное. Здесь Дмитрий спрашивает, на кого она работала. Ну, вот она работает на или вместе с Дмитрием Мамоновым.

А. Кузнецов

Вместе. Да.

С. Бунтман

Но здесь она какая-то второстепенная роль у нее.

А. Кузнецов

Вы знаете, она благодаря этому и выкрутилась, потому что по этому делу было привлечено там более 40 различных обвиняемых, чуть меньше половины, 19 человек, вообще оправдали, в том числе и ее. Почему так получилось? Дело в том, что помимо того, что это расцвет вот этой молодой буржуазии, это еще и расцвет российской адвокатуры. И обвиняемых защищал, ну, просто весь практически цвет адвокатуры обеих столиц, а полиция еще не привыкла к тому, что процесс действительно состязательный…

С. Бунтман

Знакомое дело. Да, да.

А. Кузнецов

И они погнавшись…

С. Бунтман

Как же так? Мы же работали. Почему?

А. Кузнецов

Да, да.

С. Бунтман

Да.

А.КУЗНЕЦОВ: Её называли женщиной, способной «заткнуть за пояс добрую сотню мужчин»

А. Кузнецов

Почему вы нам не верите?

С. Бунтман

Да, да. Все уже есть.

А. Кузнецов

С обидой говорит полиция: «Мы же честные люди». И надо сказать, что, видимо, погнавшись за желанием, погнавшись за целью устроить такой вот грандиозный процесс почти с 50-ю обвиняемыми, с какими-то громкими подробностями и так далее, они в результате сами это дело развалили, потому что к делу были пристегнуты какие-то дела, которые явно совершенно к «Червонным валетам» имели очень косвенное отношение. И там, например, одно дело об убийстве, которое полиция пыталась выставить делом валетов, и прямо вот чуть ли не центральным делом процесса. Адвокатура легко доказала, что валеты там, так сказать, сбоку припеку. Великий Федор Никифорович Плевако как раз на этом строил свою главную защитительную речь, что смотрите, полиция явно пытается изобразить убийцами кровавыми людей, которые вот совершенно не по этой части. Да? И в результате даже тех, кого осудили, 20 с небольшим человек, они получили очень небольшие сроки, а с учетом того, что некоторые уже несколько лет перед судом сидели в тюрьме, практически многие сразу вышли на свободу. Ну, а вот наша Софья Блювштейн, это ее фамилия по одному из ее многочисленных мужей, значит, вот она вообще, так сказать, отделалась легким, что называется, испугом. Впервые попадает в систему российского правосудия уже, так сказать, результативно она в 1880 году. В декабре этого года будет процесс, на котором она будет главной обвиняемой, в Московском окружном суде. Значит, она была взята с поличным, что называется на кармане. Но, не смотря на это, она обнаружила на суде колоссальное совершенно присутствие духа, достаточно талантливо защищалась. У нее был собственный адвокат, но она активно очень работала сама в свою защиту. При этом ее опознавали пострадавшие. То есть на самом деле тут она все-таки попалась. И очень интересные замечания по этому процессу составил один из его участников, присяжный поверенный Шмаков. Он был адвокатом нескольких потерпевших. И надо сказать несколько слов об этом человеке перед перерывом. Значит, его сейчас практически не помнят, ну, кроме горячих его сторонников и поклонников. А это ярчайший представитель вот рубежа соответственно веков, ярчайший представитель российского антисемитизма. Алексей Семенович был не просто зоологическим антисемитом, но он был вот таким антисемитом-теоретиком и философом. Его библиография насчитывает несколько монографий, посвященных еврейскому вопросу, причем там абсолютная классика жанра: это всемирный заговор, это банкирская паутина.

С. Бунтман

Ну, понятно. Да.

А. Кузнецов

Все. При этом он последовательно…

С. Бунтман

… властителей…

А. Кузнецов

Разумеется. Да, да. При этом он особенно пагубно именно для простодушного российского народа… Все, все это есть. Вся классика. Но при этом он всю свою жизнь последовательно занимался не только теорией, но и практиковал, что называется. Во всех мало-мальски заметных юридических коллизиях, связанных с евреями, мы его видим в том или ином варианте. Он был адвокатом, причем бесплатно работал за идею, организаторов Кишиневских погромов в 903-м году. Он был гражданским истцом в деле Бейлиса естественно на стороне, так сказать, православной общины. Это человек, который, ну, просто физически не переносил иудино племя. Ну, что сказать? Судя по всем, он изобрел, по крайней мере, в 1890 году он употребил в докладной записке на высочайшее имя термин ожидовление адвокатуры. Он писал государю о том, что, ну, засилье в адвокатской профессии и поэтому правды не найти в судах, потому что вот эти вот все обсели. Да? Так вот этот самый человек, цитирую, назвал ее женщиной, способной «заткнуть за пояс добрую сотню мужчин». То есть оценил очень высоко ее способности. А дальше естественно как человек научного склада ума, так сказать, сделал обобщение, опять-таки цитата: «Софья Блювштейн – выдающийся образец того, что может поставить на уголовную сцену еврейство». Вот такой вот…

С. Бунтман

Образец продукции.

А. Кузнецов

Образец продукции. Да. Продукции высочайшего качества и следовательно высочайшей опасности. Ну, и вот, так сказать, можно огласить часть приговора, его резолютивную часть: «Варшавскую мещанку Шейндлю-Суру Лейбову Розенбад, она же Рубинштейн, она же Школьник, она же Бреннер и Блювштейн, урожденную Соломониак, лишив всех прав состояния, сослать на поселение в отдаленнейшие места Сибири». Ну, надо напомнить, что вот это выражение, которым мы до сих пор пользуемся, «места не столь отдаленные», в свое время это юридическая формула. Да? То есть когда посылали на поселение в ссылку, либо в отдаленнейшие места…

С. Бунтман

Либо не столь.

А. Кузнецов

Либо не столь отдаленные. Там какая-нибудь… Пермский край, например, и так далее. То есть до Урала. Вот ее отправили в небольшое, Богом забытое село в Иркутской губернии соответственно отбывать эту самую ссылку.

С. Бунтман

Мы на этом прервемся. Алексей Кузнецов, Сергей Бунтман. И мы с вами, дорогие друзья, продолжим дела Соньки Золотой Ручки через 5 минут.

**********

С. Бунтман

Мы продолжаем. Я не буду перечислять все фамилии Соньки Золотой Ручки.

А. Кузнецов

Безусловно.

С. Бунтман

Да, у меня на это нет судейских полномочий.

А. Кузнецов

Хотя они настоящие. Вы знаете, это все фамилии ее мужей. Это не клички.

С. Бунтман

Да. Ну, это… Вот Алексей Кузнецов, Сергей Бунтман. У нас уже опережают события слушатели некоторые. Вот и говорит о ее могиле…

А.КУЗНЕЦОВ: Суд не мог приговорить к телесному наказанию,а местное начальство каторги могло

А. Кузнецов

О могиле мы поговорим обязательно, правда, не сахалинской, а московской.

С. Бунтман

Может сидеть… могло ли сидеть подставное лицо.

А. Кузнецов

Могло ли сидеть подставное лицо, скажем. Да.

С. Бунтман

Авилов у нас спрашивает, господин.

А. Кузнецов

Значит, вот ее отправляют в ссылку. Она бежит из ссылки меньше, чем через год пребывания там, и этим открывается, ну, опять-таки вот это 1-й такой известный ее побег. Будет целая серия, в том числе и достаточно фантастических. Значит, она оттуда бежит. В следующий раз она в 85-м году она попадается в Смоленске. Опять попадается, что называется, на кармане. Там не очень понятно, по какому именно делу она оказалась в тюрьме. То ли действительно буквально в карман залезла, то ли ее опознал в ювелирном магазине человек, которого она годом ранее обворовала, тоже бывший одним из покупателей. Так или иначе, значит, ее приговаривают к 3-м годам каторжных работ. В то время каторжные работы еще стараются… на каторжные работы отправляют в европейскую часть страны. И она остается в смоленской тюрьме, в смоленской каторжной тюрьме, в смоленском централе. И дальше история, которая тоже абсолютно достоверная, тут нет сомнений, но которая тоже будоражит, так сказать, всех, кто пишет о Соньке и добавляет ей самой вот этого флёра загадочности. Она влюбляет в себя охранника, унтер-офицера Михайлова. И он ей достает одежду и выводит ее из централа под видом, ну, скажем так, вольнонаемной…

С. Бунтман

Так.

А. Кузнецов

… сотрудницы. Все равно попадается еще раз. И вот за то, что она бежит с каторги, ее приговаривают в следующий раз уже к каторжным работам на острове Сахалин. Дело в том, что как раз в это время после очередного договора с Японией, по которому наконец определено, что Сахалин – российская территория в обмен на северные острова Курильской гряды, которые стали японской территорией. Дело в том, что предыдущий договор, он закреплял… Как сказать? Закреплял владение Сахалином обеими державами одновременно. Ну, и, в общем, в конечном итоге дипломаты решили эту двусмысленную ситуацию прояснить, и вот был заключен договор, согласно которому в 75-м, если не ошибаюсь, году, согласно которому Сахалин стал российской территорией. И практически сразу же начинается эксперимент по его заселению русским населением, потому что там нивхи и айны – коренное население. Да? И вот туда небольшими партиями направляют заключенных. Сначала их гонят Сибирью, затем, потом начнут возить морским путем через Одессу. И тот, и другой путь чрезвычайно тяжелый. О сахалинской каторге вы, конечно, можете прочитать у Чехова, который оставил невероятно добросовестное, в высшей степени такое, ну, я бы сказал, научное описание всего, что происходило на Сахалине в 90-м году, когда Антон Павлович там был. И женщин там очень немного. Значит, всего через сахалинскую каторгу в качестве вот осужденных пройдет за всю историю ее существования… А она прекратит свое существование в 905-м году в связи с событиями русско-японской войны и тем, что Южный Сахалин перейдет к Японцам, ну, и в связи с общей либерализацией некоторой в стране, значит, там всего через нее пройдет несколько сот женщин. Это в основном убийцы. Чего-чего, доказанный убийств на Соньке никогда не было. То есть то, что она, не будучи убийцей, туда попала, показывает, как серьезно к ней относится российская полиция. Соотношение мужчин и женщин на острове одна к десяти. То есть практически это мужская такая каторга. Ну, и вот, значит, она… Да, женщины, если они, ну, не буянили в дороге, не пытались бежать, их там определяли сначала на вольное поселение. Их не держали взаперти. Ну, вот история, я хочу процитировать Антона Павловича Чехова, человека фантастической наблюдательности. Вот что он пишет о своей встрече с нашей, скажем так, героиней: «Из сидящих в одиночных камерах особенно обращает на себя внимание известная Софья Блювштейн – Золотая Ручка, осуждённая за побег из Сибири в каторжные работы на три года, - здесь он ошибается. За побег из Смоленска на самом деле. - Это маленькая, худенькая, уже седеющая женщина, - значит, ей 45 лет, - с помятым старушечьим лицом. На руках у неё кандалы; на нарах одна только шубейка из серой овчины, которая служит ей и тёплою одеждой и постелью. Она ходит по своей камере из угла в угол, и кажется, что она всё время нюхает воздух, как мышь в мышеловке, и выражение лица у неё мышиное. Глядя на неё, не верится, что ещё недавно она была красива до такой степени, что очаровывала своих тюремщиков, как например, в Смоленске, где надзиратель помог ей бежать и сам бежал вместе с нею. На Сахалине она в первое время, как и все присылаемые сюда женщины, жила вне тюрьмы, на вольной квартире; она пробовала бежать и нарядилась для этого солдатом, но была задержана. Пока она находилась на воле, в Александровском посту было совершено несколько преступлений: убили лавочника Никитина, украли у поселенца еврея Юрковского 56 тысяч. Во всех этих преступлениях Золотая Ручка подозревается и обвиняется, как прямая участница или пособница. Местная следственная власть запутала её и самое себя такою густою проволокой всяких несообразностей и ошибок, что из дела её ничего решительно нельзя понять. Как бы то ни было, 56 тысяч ещё не найдено и служит пока сюжетом для самых разнообразных фантастических рассказов». Вот такой добросовестный отчет. Действительно она пыталась бежать вместе со своим сожителем. Это официальный термин сахалинской каторги. Значит, она, видимо, придумала, он был достаточно тупым, но зато очень сильным человеком. Она придумала такую… такой сценарий. Значит, она переоделась караульным солдатом. Она оделась в солдатскую шинель.

С. Бунтман

Так.

А. Кузнецов

И якобы она его куда-то конвоирует. Но, тем не менее, не получилось. Значит, разбрелись. Его схватили сначала, а потом уже ее, зная, что она одета солдатом, вот ее нашли и схватили. Вот за это она оказалась, собственно говоря, в кандалах. Она будет пытаться уже после чеховского посещения бежать еще раз. Ее опять поймают, подвергнут тяжелейшему избиению. Тогда еще официально именно на каторге… Вот суд не мог приговорить к телесному наказанию. Да? А на каторге местное начальство могло. И местный палач, жуткий Комлев… Можете прочитать у Власа Михайловича Дорошевича в его описании сахалинской каторги об этом чудовищном человеке. Он отделал ее так, что она практически стала инвалидом, причем он палач тоже из заключенных. Ну, мерзейший персонаж. И вот после этого уже с ней встречается Дорошевич, которого на Сахалин явно пригнала от части чеховская слава. И вот, Вы знаете, сравнивая описания встречи с Сонькой у Чехова и Дорошевича, сразу понимаешь, почему Чехов – Чехов, а почему Влас Михайлович… притом, что он был очень известным журналистом и театральным критиком в свое время, но сейчас известен только людям интересующимся. Вот Чехова я уже прочитал. Дорошевича я не буду читать, чтобы не перегружать цитатами. Но вот ему явно хочется из этого сделать story. Вот он туда вставляет всякие слухи, домыслы, вот именно отвечая на вопрос слушателя, что вот за нее действительно то ли вообще сидит подменная женщина, то ли во время вот этой экзекуции кто-то из каторжанок там за деньги, так сказать, лег на кобылу. Да? Вот Дорошевич все это муссирует. Да, он не говорит, что это правда, но вот явно для него это главное в…

А.КУЗНЕЦОВ: Она была красива до такой степени, что надзиратель помог ей бежать и сам бежал вместе с нею

С. Бунтман

А Чехову это не нужно. Он компактен. Раз, два, три…

А. Кузнецов

А Чехов оставляет вот эту мышку, бродящую из угла в угол и мышиное лицо. Значит, что касается могилы, судя по всему, она все-таки действительно в 902-м году умерла там, на Сахалине. Она была освобождена, но переведена на вольное поселение, даже съездила на материк в Хабаровск, вернулась на Сахалин. В 99-м году, сохранились документы, крестилась в православие, приняла имя Мария. Что уж ей подвигло трудно сказать, но что-то подвигло. И в 902-м году она умерла. Слухи о том, что она доживет там чуть ли не до Великой Отечественной войны – это обычная легенда. Раз. А, во-вторых, дело в том, что с нее явно совершенно берет пример несколько женщин, мошенниц и авантюристок. Самая, наверное, знаменитая, которая напрямую себя называет Золотой Ручкой – это Ольга фон Штейн, Ольга Зельдовна Сегалович. Она значительно моложе. Она в 69-м году родилась. Мошенница, авантюристка. Вот она как раз изображает из себя светскую даму. Она тоже работает по мужчинам, по бриллиантам. То есть modus operandi, как говорится, во многом заимствован у Соньки. И таких как она, как я понимаю, в одной Одессе одновременно было до 3-х. То есть действительно образ пошел в народ. Хотя при этом интересно вот фраза «Золотая ручка», то есть не фраза, а прозвище Золотая Ручка, которое обычно приводят как одно из доказательств, что она королева российского преступного мира, оказывается, это совершенно неуникальное прозвище. Это, если угодно, аналог почетного звания заслуженный вор Российской империи, заслуженный вор-карманник. В уголовной среде этим прозвищем награждали мужчин преимущественно, которые достигли выдающихся результатов на ниве карманной тяги. То есть Золотая Ручка в смысле невероятный мастер…

С. Бунтман

Да, да.

А. Кузнецов

… работать рукой. Вот. А что касается королевы преступного мира, понимаете, не было тогда у российского преступного мира не только королевы, но и короля. Раскиданный по просторам колоссальной империи, не имеющий современный средств связи, он не мог выдвинуть одного короля. Можно говорить о королях, о десятках, сотнях, наверное, королей, нескольких королевах. Но изображать из себя Соньку величайшей пусть даже российской…

С. Бунтман

Самодержицей российской...

А. Кузнецов

… преступницей всех времен и народов. Нет, нет. Хотя она, конечно, человек незаурядный. Но вот когда начинаешь разбираться с деталями легенд. Вот говорят, она блестяще там чуть ли не без акцента говорила на нескольких европейских языках. Нет. По-французски она говорила плохо. По-немецки она говорила, но идиш был одним из родных ее языков. Да, но говорила, это отмечали, с акцентом, с которым обычно говорят восточно-европейские евреи по-немецки. Вот немца не обманешь таким произношением. Польский естественно знала. Русский естественно знала.

С. Бунтман

Но она не этим работала, по-моему.

А. Кузнецов

Она не этим работала. Нет.

С. Бунтман

Если пойти в суть дела…

А. Кузнецов

Нет, нет. Она не этим работала. Она это использовала для создания образа дамы света, но она не выдавала себя за иностранку. Она понимала, что она не сможет просто-напросто, что очень легко попасться на этом. И что касается могилы, действительно на Ваганьковском кладбище есть надгробие из мрамора, дорогого мрамора. Кем заказанное непонятно, но одесских воров называют, так сказать. Изображавшую из себя некую аллегорическую фигуру женщины. Значит, сейчас у этого надгробия уже нет головы. Говорят, что воры в драке там какой-то то ли специально эту голову украли, то ли она просто пострадала, фигура я имею в виду. Судя по… Я не видел этого надгробия своими глазами. Но есть много фотографий в интернете. И, судя по всему, это такой вот тотемный столб. То есть вся фигура покрыта надписями там «Соня, помоги, иду на дело», там «Пошли фарт» и так далее. То есть это на самом деле… это ненастоящая могила Соньки Золотой Ручки. Не может она там быть похоронена по всему. Это такой вот памятник неизвестному вору, памятник честной марухе, там как угодно назовите.

С. Бунтман

Ну, да.

А. Кузнецов

Великой воровке на доверии, которой она, безусловно, была, великой мошеннице. И такое вот место языческого поклонения этого крайне суеверного племени…

С. Бунтман

… она похоронена на Сахалине.

А. Кузнецов

На Сахалине, конечно.

С. Бунтман

Да.

А. Кузнецов

На Сахалине… вот слушатель пишет, что там… из Волгограда, что могила сохранилась. Знаете, я не поручусь, но у меня такое ощущение, что вот именно могилы, которую можно идентифицировать точно, по-моему, нет. Хотя не берусь точно сказать.

С. Бунтман

А интересно, а не описывали предсмертие заключенного так же тщательно, как это делали, между прочим, в ГУЛАГе?

А. Кузнецов

В Нерчинской? А! В ГУЛАГе. Трудно сказать. Дело в том, что к тому времени Сонька уже не была, строго говоря, заключенной. Она…

С. Бунтман

Вот. А там все делалось. Точные описания – это для того, чтобы всегда можно было доказать, что у тебя зэк не сбежал.

А.КУЗНЕЦОВ: В таком деле без громилы невозможно, обязательно должен был быть цепной пес, который все отпугивал

А. Кузнецов

Дорошевич ее видел за 3 года до смерти в 99-м. Она была содержательницей в Александровском посту, она была содержательницей веселого заведения, которое формально было зарегистрировано как лавочка, где торгуют квасом. Там же танцевали. Там же веселились. Там же играли в карты. Видимо, предоставлялись другие услуги. Наверняка из-под полы торговали водкой. Наверняка каким-то образом какое-то краденое мелкое там проигрывалось, продавалось и так далее. При этом она была уже весьма больна. Дорошевич это описывает. И плюс ее постоянно избивал ее сожитель, чуть ли не самый страшный персонаж тогдашней сахалинской каторги, человек чудовищной физической силы. Но она оставалась с ним, потому что, видимо, в таком деле без вот такого громилы просто было невозможно. Да? Он обязательно он должен был быть цепным псом, который все отпугивал. Так что скорее всего она действительно… Представить себе, что вот столь изможденный, больной человек мог потом перебраться и прожить еще ту долгую жизнь, которую ей воровская легенда подарила, я думаю, что нет.

С. Бунтман

Ну, что же? Сонька Золотая Ручка подлинная. Та изначальная, не имитаторши, не те, кого можно было бы считать ею. Алексей Кузнецов, Сергей Бунтман. Мы перейдем к следующему номеру нашей программы. Что мы вам предлагаем сейчас? И я должен сказать, мы уже проследили, что уже даже приняли участие в голосовании некоторое количество людей. У нас есть… вот уже, уже голосует несколько десятков людей. Мы же вам не будем говорить о результатах промежуточных. Нечего о них говорить. А предложим список. Мы предлагаем невольников чести, тех людей, которые совершали покушения, на кого бы то ни было, с целью спасти родину, веру, отечество, что-нибудь в этом…

А. Кузнецов

Да, то есть честь не личная, а именно честь нации…

С. Бунтман

Да, да.

А. Кузнецов

… нужна была.

С. Бунтман

И номером первым идет в нашем хронологическом списке, идет Джон Фелтон, воспетый Александром Дюма, убивший герцога Бэкингема, англия 1628 год.

А. Кузнецов

И если выберете, будет несколько версий этого несомненно совершенного преступления.

С. Бунтман

Почему он…

А. Кузнецов

И почему.

С. Бунтман

… то есть никакая не Миледи…

А. Кузнецов

Да, Миледи здесь не причем, но одна из версий касается вопросов чести.

С. Бунтман

Да. Второй – Шарлотта Корде, убившая Жана-Поля Марата 13 июля 1793…

А. Кузнецов

И через неделю казненная.

С. Бунтман

Да, и через неделю казненная. Для меня чрезвычайно всегда был интересный персонаж. И персонаж и исторически очень интересный. И сама коллизия убийства друга народа…

А. Кузнецов

И сам друг народа персонаж…

С. Бунтман

Да, и сама экзотическая история, почему ее впустили. Никого не пускали к нему, а ее впустили. Донос принесла.

А. Кузнецов

Да.

С. Бунтман

Да. Третье – Карл Людвиг Занд, легендарная фигура русской истории, русской романтики революционной…

А. Кузнецов

Пушкина вдохновлял.

С. Бунтман

Да, да. Вот «кинжала Зандова везде достоин он».

А. Кузнецов

Да, да.

С. Бунтман

Занд, студент Занд убил Августа фон Коцебу. Убил он в Вюртемберге. И в 1820 году его судили. Почему Коцебу? Почему вот это убийство писателя, ну, и состоявшего на определенных службах?

А.КУЗНЕЦОВ: На надгробии надпись:«Соня, помоги, иду на дело»

А. Кузнецов

Ну, и определенные аналогии, видимо, будут современные.

С. Бунтман

Да, конечно. Да. Суд над Цудо Санздо. Сандзо Цудо – это человек, который покушался на наследника-цесаревича Николая Александровича в Японии в 1891.

А. Кузнецов

Будущего Николая II. Да. Вот это простой японский полицейский. Зачем он пытался убить…

С. Бунтман

Да, зачем?

А. Кузнецов

… будущего последнего из Романовых.

С. Бунтман

Зачем? И как удивительным таким вот хвостом истории получилось так, что вот окровавленный платок оказался ценнейшим материалом для идентификации останков Николая II.

А. Кузнецов

Совершенно верно. Да. Богатая посмертная история.

С. Бунтман

Вот уже сейчас. Да. И наконец Гаврила Принцип. Конечно, герой всех событий, связанных с 1-й мировой войной, Гаврила Принцип, убивший Франца-Фердинанда, эрцгерцога Франца-Фердинанда и его жену, в общем-то…

А. Кузнецов

… каламбур из принципа – да? – убивший их из принципа.

С. Бунтман

Из принципа. Да. И это отправная точка великой войны или 1-й мировой войны, великой европейской бойни. 1914 год. Ну, что же, дорогие мои друзья? Пожалуйста, на сайте у нас есть. Высоко висит голосование, далеко глядит. Так что вы его сразу, сразу…

А. Кузнецов

Будем надеяться, что далеко пойдет.

С. Бунтман

Да, и далеко пойдет. Вот, пожалуйста, уже сотня проголосовала. Вы следующие включайтесь в этот процесс. Всего вам доброго!

А. Кузнецов

Спасибо.

С. Бунтман

Мы собираемся по воскресеньям в 12 часов. Светлана Ростовцева, Алексей Кузнецов, Сергей Бунтман. Всего вам хорошего!

А. Кузнецов

Всего доброго!


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024