Купить мерч «Эха»:

Дворцовая площадь, д. 2 - 2011-09-18

18.09.2011
Дворцовая площадь, д. 2 - 2011-09-18 Скачать

К. БАСИЛАШВИЛИ: Казанова – да-да, тот самый великолепный Казанова – наверняка мог бы стать хроникером этого события, на которое съехались всадники из дальних стран. Но тогда помешала погода: за все лето 1765-го года в Петербурге ни одного солнечного дня. Праздник перенесли на следующий год – тогда и состоялась карусель (не детская забава, а шутовской рыцарский турнир для взрослых, устроенный Екатериной Великой). Фавориты императрицы братья Орловы и в этих состязаниях были на высоте, чему доказательством парадные портреты. О них хранитель Елизавета Рене.

Е. РЕННЕ: Карусель – это такие вот турниры-состязания, которые заменили собой кровавые турниры рыцарские уже в более позднее время. При дворе Людовика Четырнадцатого была карусель, потом в 1750-м году карусель при дворе Фридриха Великого. Екатерина Вторая придумала устроить такую же карусель на Дворцовой площади. Многие современники считали, что эта карусель была специально устроена, для того чтобы показать красоту и ловкость двух братьев Орловых, которые, конечно, блистали во время этой карусели.

На Дворцовой площади был построен огромный амфитеатр по всему периметру архитектором Антонио Ринальди. Сиденья в несколько рядов, которые занимала вот знать, а люд попроще – кто из окон смотрел, кто с крыш домов, там. В общем, это зрелище привлекло очень много зрителей. И после этой карусели, на которой, конечно, первые призы выиграли братья Орловы, Григорий и Алексей, Екатерина заказала их портреты своему придворному художнику Вигилиусу Эриксену, датчанину по происхождению. Эриксен жил в России с 1757-го года и был любимым художником Екатерины. Верхом на конях они изображены и в своих маскарадных костюмах, в которых они принимали участие в карусели. Они возглавляли так называемые кадрили: римская (и Григорий Орлов изображен в костюме римского императора), турецкая (Алексей Орлов изображен в костюме таком сарацинском), потом была индийская карусель и русская… и славянская она называлась. Они по очереди там выезжали, вот какие-то упражнения проделывали. Какие-то головы мавров из картона были сделаны или из дерева, в общем, животные дикие и так далее. А за ними ехали колесницы с красивыми женщинами, с возницами, и у каждого в свите было чуть ли не до ста, там, еще каких-то витязей. Ну, в общем, это было нечто. И все они были усыпаны бриллиантами, и об этом событии писали «Санкт-Петербургские ведомости», очень подробно освещали. Это было очень интересное такое историческое событие. И вот памятником этому событию являются эти два портрета сохранившиеся. К сожалению, в течение многих-многих-многих лет они были скрыты от глаз зрителей. Поскольку они огромного размера, больше девяти квадратных метров каждая картина, это затрудняло реставрацию. Только сейчас, когда в Эрмитаже появилось новое помещение, где можно разматывать валы и картины огромного размера и можно их реставрировать, эти картины попали в руки наших умелых реставраторов, которые их просто вот сейчас возрождают. Они оказались даже еще красивее, чем мы предполагали на самом деле. Это просто сенсация, вот правда. Вот эти две картины, когда они будут выставлены – это будет сенсация. Я думаю, что никто не представляет себе, насколько они зрелищны, декоративны, очень красивы по живописи.

К. БАСИЛАШВИЛИ: Елизавета Ренне мечтает не просто выставить отреставрированные портреты фаворитов, но и совместить их с парадным портретом самой Екатерины в центре. И даже больше этого: восстановить сам праздник на Дворцовой площади – карусель 1766-го года с костюмами, конными состязаниями и высокими напудренными париками людей театрального 18-го столетия.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024