Купить мерч «Эха»:

Дворцовая площадь, д. 2 - 2012-03-18

18.03.2012
Дворцовая площадь, д. 2 - 2012-03-18 Скачать

К. БАСИЛАШВИЛИ: Эти кладовые – любимые у меня в Эрмитаже. И кладовые, конечно, они условно и если только от слова «клад». Каждая вещь этого собрания и домашний уют, и традиции содержит в себе. Коллекция русского фарфора Эрмитажа – помните, маленькая дверь, замаскированная тонкой ширмой? На этот раз хранитель Екатерина Хмельницкая позволила подержать в руках чашку из сервиза ВККН. Что за аббревиатура? От хранителя подробности.

Е. ХМЕЛЬНИЦКАЯ: Константиновский сервиз, или, как его еще называют, ВККН, относится к числу наиболее ярких образцов русского стиля, созданных в середине 19-го века на Императорском фарфоровом заводе. Этот сервизный ансамбль был исполнен по случаю бракосочетания великого князя Константина Николаевича, второго сына императора Николая Первого, с принцессой Саксен-Альтенбургской, в православии получившей имя великой княгини Александры Иосифовны. Сервиз предназначался для приемов и званных ужинов в Мраморном дворце, в резиденции великого князя в Санкт-Петербурге. Константиновский сервиз был рассчитан на 48 кувертов (персон) и включал банкетный столовый сервиз с чайными и кофейными приборами, десертный сервиз с бронзовыми золочеными оправами, а также ординарные столовый и чайный сервизы на сто персон с орлами и золотым рантом. Автором этого сервизного ансамбля стал Федор Григорьевич Солнцев, официально признанный еще при жизни выдающимся знатоком древнерусского искусства. В 1840-е годы под руководством президента Императорской академии художеств Оленина он занимался зарисовками старинных памятников древнерусского искусства из Оружейной палаты Кремля. Он исполнил свыше трех тысяч акварелей, тем самым сохранив для потомства изображения многих исчезнувших впоследствии памятников. Именно рисунки Солнцева и легли в основу декорировки предметов фарфорового сервиза для великого князя Константина Николаевича. В основе его декора Солнцев использовал также узоры древнерусских эмалей. Крышки предметов сервиза увенчаны стилизованным скульптурным изображением одной из национальных реликвий России – золотого шлема царя Алексея Михайловича. Предметы из этого комплекса также украшены изображением двуглавого орла, отличающимся от государственного символа России: орел держит карты четырех морей, свидетельство могущества России как морской державы. Это изображение великий князь Константин Николаевич, генерал-адмирал российского флота использовал по своей должности.

К. БАСИЛАШВИЛИ: Шедевры императорского фарфорового завода можно рассмотреть непосредственно на территории мануфактуры, где они были созданы, в музее, где теперь работает экспозиция Эрмитажа.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024