Купить мерч «Эха»:

Юлия Кантор - Дворцовая площадь, д. 2 - 2012-09-16

16.09.2012
Юлия Кантор - Дворцовая площадь, д. 2 - 2012-09-16 Скачать

К. БАСИЛАШВИЛИ: В 20-е годы в камерном искусстве фарфора нашли себя лучшие художники дореволюционной России. Императорский фарфоровый завод национализировали, дали ему имя Ломоносова, но иллюзия убежища, далекого от политики больших форм, разбилась на осколки – фарфор стал агитационным. Каждый пищу потреблявший должен был впитать лозунги и принципы новой жизни. Шедевров в эту пору появлялось немало. Один из них – поднос «Телефонист». Рассматриваем вместе с ведущим научным сотрудником, советником директора Эрмитажа Юлией Кантор.

Ю. КАНТОР: Императорский завод был реорганизован вскоре после Октябрьского переворота 17-го года. И в 918-м году, весной, в марте, он был передан в ведомство Народного комиссариата просвещения, что и во многом предопределило его судьбу, так сказать, просветительско-агитационную на несколько лет вперед. Была поставлена задача, причем сформулированная руководством Наркомпроса во главе с Луначарским: производить фарфор, революционный по содержанию, совершенный по форме и безупречный по техническому исполнению.

Сказано – сделано. В том же 18-м году, только в апреле, начальником Художественного отдела завода был назначен художник, иллюстратор и оформитель Сергей Чехонин. Он привлек к работе своих коллег, так сказать, отвечающих, представляющих самые различные направления: Натан Альтман, Владимир Лебедев, Александр Самохвалов, Петров-Водкин, конечно, и многие другие. Позже Чехонина сменил на посту художественного директора Николай Пунин. Как раз с этого момента начинается переход к авангарду в истории русского фарфора.

Но главный акцент в 18-й, 19-й и 20-й год – это агитационный фарфор. Тарелки, блюда, чашки были украшены лозунгами, теми же, которые были вывешены на Невском проспекте, на центральных площадях, административных зданиях тогдашнего Петрограда. Афоризмы, изречения были начертаны и на плакатах, и на панно, и на посуде. Блюдо «Телефонист» с лозунгом «Мир человечеству, созидающему на развалинах прошлого» должен был нести в себе заряд оптимизма, гуманизма, хотя с гуманизмом тут напряженно, да? Человек действительно стоит то ли на руинах прошлого, то ли парит над созидающим урбанистическим пейзажем каким-то. Он весь опутан проводами той самой телефонии, которая должна опутать все советское пространство и открыть перед ним новые рубежи коммуникаций. Здесь же и самолеты. Вот эта вот метафора связи и движения является основной для Марии Лебедевой в ее росписи этого блюда.

Э то блюдо – своего рода этап перехода от реализма, даже немножко такого лубочного реализма к супрематическому агитационному фарфору. В 23-м году на Государственном фарфоровом заводе выпущена первая партия супрематического фарфора Казимира Малевича.

К. БАСИЛАШВИЛИ: Лучшие образцы петроградского фарфора найдете в музее Императорского фарфорового завода. Музей ныне – часть Эрмитажа, но не на Дворцовой площади, а на проспекте Обуховской Обороны. Кстати, это название даже лучше рифмуется с советским агитационным искусством.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024