Купить мерч «Эха»:

Виктор Ерофеев - Особое мнение - 2017-06-05

05.06.2017
Виктор Ерофеев - Особое мнение - 2017-06-05 Скачать

О.Журавлева

Добрый вечер! Это программа «Особое мнение». Меня зовут Ольга Журавлева. У нас в гостях писатель Виктор Ерофеев. Здравствуйте, Виктор Владимирович!

В.Ерофеев

Здравствуйте!

О.Журавлева

Для начала хотела вас спросить по следам нашего закадрового еще разговора о том, какое искусство требуется в России? Почему тяжелые проблемные произведения искусства вызывают более широкое отторжение и даже клеймо русофобии? Сейчас – по мотивам Звягинцева, но это не с ним…

В.Ерофеев

Вообще-то это давнишняя проблема Я помню, как моя бабушка отговаривала меня ходить на какие-то фильмы. Еще мальчику она говорила: «Это тяжелый фильм». Бабушка пережила блокаду, и ей не хотелось еще раз что-то тяжелое… и ходить на тяжелый фильм.

Мы всем народом уже из поколения в поколение переживаем такие блокады, и мало кому хочется, где там еще пореветь, поплакать, да побеспокоиться. Поэтому, прежде всего, это тяга к дурацкому юмору, какому-то дурацкому не в смысле, что это обсуждаются какие-то проблемы эротического характера, а дурацкого просто потому, что они тупые и не смешные, все эти анекдоты.

Они объясняются тем, что так же, как запить пивом – чтобы, в общем-то, помочь себе выжить в этой ситуации. Но выживание – это не жизнь и, в конце концов, человек, конечно, запутывается, а вместе с ним запутывается и страна. Так что здесь, конечно, это полная беда.

Если себе представить, что, вообще, культура - это борьба с энтропией, если так коротко, то, получается, что энтропия расползается и имеет самые разные формы. Если ты борешься с энтропией, то значит, надо ее показать и каким-то образом в данный момент уничтожить. И каждое поколение почему надо, в общем-то, призывать снимать фильмы, всё… Потому что другие формы энтропии и надо с ними, с этими формами каким-то образом реально бороться.

Так вот, дело в том, что если человек отказывается вообще думать об этом, бороться с энтропией, то и получается, прежде всего, равнодушие – это очень тяжелая черта. Потом – лень, которая тоже связана с этим равнодушием, апатия – ну, естественно, то же самое; и, естественно, пофигизм, который расползается и превращается в национальную трагедию, которую мы можем назвать «национал-пофигизм». Такая вот главная конструкция, которая здесь преобладает.

Следовательно, когда предлагаешь какую-то борьбу именно с энтропией не политическую, не социальную – просто никакую, такую, экзистенциальную, чтобы человечество могло каким-то образом продолжать жить, – у нас реакция отрицательная. Тут же находят и русофобию, тут же находят то, что человек не так плох и вообще, всё та-та-та… и тем самым уходят от проблемы. Энтропия выпячивается.

И дело в том, что борьба с энтропией – это не значит, что энтропию надо тут же известью глушить. Например, Кафка если «Замок» - взял и нарисовал эту энтропию размашисто, прекрасным, удивительным языком изобразил – вот это вам «Замок» - это и есть энтропия. И показал тем самым борьбу с энтропией как просто борьбу образ энтропии. То есть это не значит, что надо выходить с метлами и выметать энтропию из наших душ, а это надо уметь каждый раз показывать.

У нас же этот момент совершенно не отслежен. И вообще, искусство должно или развлекать – а среди интеллигенции и нашей либеральной общественности - оно должно разоблачать, обличать. Еще Достоевский писал: «абличительное искусство». «Абличительно» - потому что он, наверное, один из первых заметил этот разрыв между тем, что ты обличаешь, потом вступаешь в это обличение с такой радостью, что, в общем, тебя не оторвать от этого обличения в то время, как то, что тех и что ты обличаешь, каким-то образом связаны не только с царизмом, коммунизмом или с чекизмом, а это еще связано с человеческой природой, которая вязнет в этом.

В.Ерофеев: Государство, которое не стремится, не умеет и не хочет создать личность, оно мораль и разлагает

Поэтому Достоевский четко совершенно в Записках из подполья» это понял. Но оттого, что понял Достоевский, это не значит, что нам не стало легче, потому что мы все это не захотели слышать, перечеркнули всё. И опять-таки вот: пиво, анекдоты и, в общем, такая дрянь, которая дрянь, которая разжижает наши мозги и совершенно, естественно, никакой энтропии не выводится, а сама представляет собой ту самую энтропию.

О.Журавлева

Наш слушатель Михаил Баранов интересуется, как вы понимаете: «Что такое энтропия по мнению Ерофеева? Можете объяснить просто на пальцах?»

В.Ерофеев

Ну, энтропия – это, я думаю, такая субстанция, наверное, все-таки философская, если мы говорим о философии и, наверное, материальное, если мы говорим о крушении зданий, распаде материи. То есть это такая субстанция, которая фактически противостоит творению. Вот есть творение. Мы взяли, увидели - увидели творение. А есть распад этого творения. Вот энтропия – это в том или ином виде распад творения.

Вот мы сами наблюдали, - если господин Баранов присутствовал при этом, - у нас был энтропия целого государства под названием Советский Союз. Вот у нас, так сказать, ковырнулся.

О.Журавлева

Как вам кажется, власть ведь по-своему пытается бороться с энтропией? Нам ведь часто говорят: «Избежать распада страны… сохранил, собрал…».

В.Ерофеев

Понимаете, дело в том, что ка ждый здесь или под энтропией что-то свое понимает или прикидывается. И власть состоит из двух сортов людей: одни по-своему это понимают – такие идеологи. Это те, которые «собиратели земли» и которые «неотдаватели земли» - они одинаковые, в общем. И они, действительно, идеологи, которые, в принципе руководствуются этим метафизическим понятием катехон, то есть это, так сказать, субъект, который противостоит злу мировому, государству, как правило. И под этим все… Там есть целое общество у нас… Там есть, кстати, и Глазьев, Малафеев – и все… Это общество так и называется. Они говорят: «Вот мы – настоящие! А все остальные это не настоящие». Значит, соответственно, все работает на то, что эти люди, видимо, верят. А другие… «Вот я буду его помощником – так я тоже получу кучу денег… и буду ему подмахивать… и буду тоже, так сказать катехон». Поэтому тут два. Мне кажется, больше, конечно, те, кто подмахивают. Но, я думаю, на самом верху главный, он верит, и там еще какая-то есть «точечная застройка» таких чиновников.

О.Журавлева

Которые, действительно, пытаются бороться с мировым хаосом.

В.Ерофеев

Да, которые противостоят энтропии, будучи сами энтропичные. Вот, в чем беда-то. То есть они как бы представляют собой энтропию – а борются с энтропией. Интересно. Но это бывало в истории не только нашей.

О.Журавлева

На что похожа сейчас история на то, что бывало?

В.Ерофеев: У нас никакого порядка нет. Тоже взрывается всё. Есть терроризм, много еще более чудовищного, чем в Европе

В.Ерофеев

Наша история похожа… Просто Николай I, Александр III в какие-то моменты ну, просто, вообще, один к одному. Я вспоминаю эту здесь замечательную историю, как Николай I, решил в Варшаву послать своих сенаторов, чтобы они договорились там на каких-то основаниях… Потом позвал их к себе, посмотрел – сказал: «Этих – не надо…Дураки». Как-то вспоминается тоже слово «дураки».

О.Журавлева

Прекрасная цитата к случаю. Это Виктор Ерофеев с своим особым мнением. Никуда не уходите, мы скоро вернемся.

РЕКЛАМА

О.Журавлева

И снова с вами программа «Особое мнение». В студии – Ольга Журавлева и наш гость, писатель Виктор Ерофеев. Вам тут Таня задает вопрос такой, на несколько томов: «А это только кажется, что другие страны движутся поступательно, а мы все время по кругу? Что за скрепы так держат?»

В.Ерофеев

Во-первых, страны разные. И есть страны в Африке, например, которые очень близки нам по духу. У них тоже есть духовность. Я люблю ездить в Африку. Я нахожу очень много общего. Так что не будем все страны валить в одну кошелку. но те страны, наверное, которые вы имели в виду – страны Запада Европы, Америки, наверное, Япония – наверное, это не случайно, что для них понятие «новое», «прогресс», «движение» - это понятия положительные, и в общем-то, определяющие сущность либеральной философии и либеральной политики.

И они бояться и, в общем, имеют какую-то веру в людей, считают, что, в общем, человечество можно вывести на какой-то более высокий виток развития. Ну, тут с ним спорит Ницше, конечно. Тут, в общем, действительно, многотомная история. Оля, вы, как обычно правы, тут много о многом рассуждать. Потому что, действительно, Ницше говорил, что Европа благодаря пыткам, порке и инквизиции, человек стал более гуманным; так бы он был совсем другой.

И за последние сто лет, действительно, видно, что, конечно, есть эволюция… Например, до Первой мировой войны, представьте себе, я бы за вами ухаживал. Я бы пришел и сказал: «Оля, вы знаете, я тут повоевал с немцами – и человек десять у меня полегли. Я им порубил головы вот прямо, знаете, от шеи до живота». Вы бы сто лет назад, если бы мы в этой ситуации, вы бы сказали: «Какой вы, Виктор Владимирович, молодец! Настоящий герой». А сейчас бы вы сказали: «Ну и как вам было не противно вот так рубить немцев пополам?». Вот видите, куда-то эволюция все-таки двинулась, двинулась…

О.Журавлева

Я обратила внимание однажды: в каком-то романе - по-моему, «Джейн Остин» - снимает поместье, собирается арендовать адмирал, и рассказывая о себе, он говорит хозяевам: «Слава богу, сам никого не убил». Это 19-й век. Это его первая половина.

В.Ерофеев

Там тоже были разные люди, конечно. Я говорю: общая масса, даже я говорю о том, как в России переживали, действительно, просвещенные дворяне. Это вспомним и «Войну и мир». Все-таки, вообще, разгром Наполеона, и полагалось рубить французов, и нечего плохого в этом не было».

А еще, действительно, они особые, они островитяне, и у них были конструкции типа парламента, совсем давно, завезенные в головы им самими собой. Так что это другое.

А здесь, да, здесь скрепы… Вот еще Таня говорит про скрепы.

О.Журавлева

Которые нас держат.

В.Ерофеев

Дело в том, что это же скрепы, которые, в принципе, утверждают, что государство важнее нас. Это государственные скрепы, это не мы скрепляем государство нашими личностями, а государство скрепляет нашими безличности своими интересами. Оно говорит: «Вот не будете то и то делать – мы как государство развалимся». Ну и тут, конечно, вспоминается замечательный Джеймс Джойс, великий писатель, мой любимый, которого тоже упрекали его в «ирландофобии», а он сказал: «Чего вы меня зовете умирать за Ирландию? Пусть Ирландия за меня умирает».

И прошло много лет. И до того времени, пока в Ирландии не появились евро, вот, по-моему, 10 фунтов были с изображением Джойса, то есть Джойс победил – победил Ирландию. Понимаете? Скорей всего, пройдет много-много времени, и здесь тоже такое… не знаю, какие изображения – Сорокина они там поместят или…

О.Журавлева

Ой, слушайте! А какие бы вы изображения вы себе на этих воображаемых рублях поместили.

В.Ерофеев

Я, кстати говоря, Сорокина бы с удовольствием поместил, потому что в «День опричника» он абсолютно точно угадал эту систему, этот режим. Абсолютно гениально.

О.Журавлева

Вот опять искусство, которое показывает нас, именно нас – вас и меня – довольно противными, унизительно неприятными.

В.Ерофеев

Но с какой точки зрения противные? Ведь в «Дне опричника» - там же радость жизни этих опричников, которые с удовольствием царят и правят…

О.Журавлева

Так, может быть, это он вырастил МВД, Росгвардию и других прекрасных людей, которые это приняли…

В.Ерофеев

Они уже тогда распространяли эту книгу в Кремле и радовались – вот эти люди, которые потому ушли совсем высоко – и радовались: «Вот, как все правильно, и мы пришли к власти…».

Единственно, в чем Сорокин ошибся, - это не день опричника, это уже 20-летие скоро будет опричнины. И, естественно, все-таки одно дело – один день, как «День радио», а другое дело – вот так 20 лет.

О.Журавлева

Или как «Один день Ивана Денисовича».

В.Ерофеев: Если человек отказывается вообще бороться с энтропией, получается равнодушие – это очень тяжелая черта

В.Ерофеев

Да, и там просто меняются ценности. Когда меняются ценности, то уже разговор совсем другой с Таней будет и вот с господином Барановым и так далее.

О.Журавлева

Еще один господин Алекс Бокарев пишет: «После случая с ребенком на Арбате полицейское начальство сначала растерялось, даже извинилось, но потом вдруг перешло в наступление». Замминистра МВД даже выдвинул концепции, что полицейские всегда правы, и это должно быть в крови нашего человека. Как бы вы это объяснили?

В.Ерофеев

Если государство важнее личности, то, я думаю, в каждой капле этого противостояния государства и нашего населения, естественно, государство должно быть право, иначе оно просто потеснится. Дело в том, что парадоксальным образом у нас Конституция записана на человека, а все деяния государства записаны на государство. То есть у нас еще внутреннее такое противоречие, отвратительное, я думаю, с точки зрения, чиновников, потому что вроде посмотришь в Конституцию – там всё по-другому. А так, реально – иначе.

И надо сказать, что где-то еще в конце 90-х годов, которые все ругают, еще как-то не как могли определиться с государственной идеей – искали государственную идею, национальною – человек абстрактный оказался выше. А потом эти 17 лет…

О.Журавлева

Уже просто другой человек оказался.

В.Ерофеев

Человека пытались опустить самыми разными способами и возвысили государство. Если посмотреть партийные лозунги этих партий, которые в парламенте, то они все считают, что государство важнее человека, если так внимательно посмотреть, если с точки зрения смысла этих лозунгов.

Поэтому скрепы – это все равно, что гвозди. Был один такой деятель Иисус Христос – его распяли гвоздями. И тут хотят распять, наверное, этих самых наших уважаемых деятелей культуры…

О.Журавлева

А себя ловите на том, что есть эти сигналы, которые на вас тоже действуют? Вы же не хотите развала России? Вы же тоже понимаете ценность государства.

В.Ерофеев

Да. Я думаю, что в том-то всё противоречие, что идеи, связанны с сохранением государства, они мне абсолютно так же близки. Я сейчас, что Россию надо, безусловно, сохранить. Просто я считаю, что то, что они-то делают, это как раз ведет к развалу государства. Они же считают, что то, о чем я говорю, это ведет к развалу государства. Вот так мы стоим – и договориться не можем.

Нет-нет, я считаю, что государство Россию надо сохранить. И я считаю, что должен прийти по-настоящему умный, сильный человек, который может протянуть руку другим цивилизованным нациям, извиниться за многое – потому что уже есть, за что извиняться, - и после этого уже начать жить в ногу. Потому что, получается, то мы одни идем в ногу как страна, а все остальные, весь мир марширует… ну, кроме некоторых африканских государства, Северной Кореи…

О.Журавлева

За что в первую очередь вы бы извинились?

В.Ерофеев

Я думаю, что я бы извинился за Украину. Это то, отчего я, вообще, в ужасе, действительно, в таком, я бы сказал, эмоциональном ужасе читаю о том, что Украина становится врагом россиян… Это люди, которые, действительно, ближе всего нам по какому-то диалогу, по какому-то общению, по какому-то понятию о жизни. Мне кажется, это какой-то полный позор.

О.Журавлева

Писатель Виктор Ерофеев со своим особым мнением. Мы вернемся после небольшого перерыва.

НОВОСТИ

О.Журавлева

И снова с вами программа «Особое мнение». В студии – писатель Виктор Ерофеев. Виктор Владимирович, а давайте немного отвлечемся от общих картин и немножко по конкретным новостям посмотрим. Вот одновременно случились две жуткие истории. Это теракт в Англии и, в общем, достаточно бытовое, по сути, преступление в Тверской области, где человек застрелил девятерых, теперь уже выясняется, просто потому, что… застрелил. По большому счету там и конфликта-то как такового не было, уж, тем более, не такого, чтобы 92-летнюю бабушку застрелить в постели.

В.Ерофеев

Да, пьяная какая-то разборка, по-моему.

О.Журавлева

А чем так принципиально отличаются эти два мира: мир людей, которые вот там бессмысленно и бессистемно друг друга просто убивают, и мир этих вот вроде бы идейный террористов? Может, это одни и те же людей.

В.Ерофеев

Нет, ну, в общем, конечно, разные. Так трудно сравнить. Нет, то, что эти люди способны убивать, это их объединяет, безусловно. То есть они переступают очень такую важную, моральную красную линию. И они, естественно, эти красные линии идут в разные стороны. Но наиболее отчетливая красная линия – это все-таки «Не убий!» И если человек убивает, то он оказывается в какой-то другой «игре» жизненной. Поэтому это похоже одно на другое.

Что же отличает? Дело в том, что – об этом мы говорили в первой части передачи, что когда государство начинает превалировать над человеком, происходит постепенное разложение человека, человек разлагается, потому что он, в принципе, или должен превратиться в раба, о чем, конечно, естественно, помалкивая, думает Европа, глядя на нас; или превращается в винтик, о чем говорили и особенно в оттепель наши поэты и прозаики; или он превращается в какое-то странное небытие. И, соответственно, совершенно происходит какое-то разложение основных критериев человеческого характера, которые формирует человеческая психика, природа…

В.Ерофеев: Если человек убивает, то он оказывается в какой-то другой «игре» жизненной

Мы с вами еще до передачи говорили о том, что Газданов очень четко определил понятие, которое накрыло Россию. Это условное аморе. То есть можно представить, что хорошо, что плохо… Наверное, этот убийца, который, наверное отрезвел с тех пор, понимает, что он совершил плохой поступок. Но он совершил такое, что у него не было совершенно никаких оснований этого не совершать. То есть, получается, что тут движение…

О.Журавлева

Кто разлагает-то это мораль, хочется понять?

В.Ерофеев

Мне кажется, что государство, которое не стремится, не умеет и не хочет создать личность, оно мораль и разлагает, не говоря о том, что бэкграунд разложение морали у нас огромный. Это Гражданская война, и если говорить еще раньше, - крепостное право.

О.Журавлева

Да новости по телевизору.

В.Ерофеев

Новости по телевизору…

О.Журавлева

Человек, которого отпустили под домашний арест, когда он уже был в коме, - то не та же красная линия?

В.Ерофеев

Безусловно, так же красная линия и та же условная мораль. То есть они подумали, с одной стороны, может быть, это не самый правильный поступок, но они подумали, что «мы отпустим – начальство нас уволит». И тут, вообще, как и с мальчиком, о чем мы говорили: «То есть что же, если мы пойдем на поводу у людей, так зачем мы нужны?»

Вообще, самая большая беда, которая существует здесь, в социальных каких-то кругах – это столкновение полиции с людьми. Потому что у полиции совершенно другие ценности. Они перерождаются в голове. Приходят, наверное, более-менее приличные или так себе люди, а потом они там, глядя на огромное количество преступлений, трупов, вообще, всевозможного разложения морали и всего прочего перерождаются и становятся людьми, с которыми просто очень трудно общаться. Они как бы пришли совершенно из другого мира.

О.Журавлева

Вы так говорите, как будто это профессиональное «выгорание», что судья видит так много ужасного, что не так уж ужасно уморить человека в СИЗО.

В.Ерофеев

Конечно, действительно. Абсолютно точно, вы правильно так и сказали.

В каждой системе деятельности есть какое-то свое выгорание. Например, меня меньше страшат страшилки, чем, может, других, потому что я себе представляю, как это делается. То есть я вижу элементы, из чего они состоят и на экране, и в книге, и, в общем, они мне понятны. А люди их буквально воспринимают. Вот тут совсем наоборот с полицией.

Теперь, что касается Англии, то это, конечно, очень сложная историческая беда. Потому что, действительно, мусульманский мир находится где-то на уровне христианского Средневековья и отстаивает какие-то свои позиции, которые христианский мир с трудом, с мукой, а иногда и с какими-то ужасами как Вторая мировая война все-таки преодолел или пытается преодолеть. И поэтому возникает цивилизация на разных уровнях. И это совершенно не означает, что те люди плохие, совершенно не означает.

Сейчас я знаете, как такой обыватель говорю. Нет, я знаю массу мусульман, которые замечательные люди, я их люблю…

О.Журавлева

У меня даже есть евреи среди друзей, да…

В.Ерофеев

Да, вот-вот-вот. И я ездил в Иран, когда там вышла моя книга – и я просто полюбил эту страну. И кого я там полюбил? Ну, наверное, мусульман все-таки, крути не крути…

О.Журавлева

Слушайте, в нашей с вами стране мусульман тоже достаточно и они живут испокон веков.

В.Ерофеев

Полно, полно, да. Но я имею в виду, еще таких, не придавленных советским прошлым мусульман. Ну, и смотрите, с другой стороны возникает идея приоритета истины той, другой или третей. В цивилизованных странах пришли как-то к выводу о том, с помощью разных писателей, включая Марселя Пруста, например, что истина субъективна, у каждого своя истина. Это и ослабляет человека и укрепляет его одновременно, все зависит от человека.

А здесь истина - есть единая и неделимая, и она попадает и в мусульманство и любую авторитарную среду. И мы в этом смысле очень недалеки от теологии иранской и так далее, и не только иранской. И поэтому мы-то как раз где-то душой и сердцем мы с ними. Ну, не с теми террористами, которые, может, взрывают Англию, но с теми, в общем, которые не любят Европу. И у нас, вообще же, огромная нелюбовь к Европе.

О.Журавлева

Как раз вот эта изнеженность Европы. Мы же каждый раз… «мы» - это условно…

В.Ерофеев

Мы – это мы говорим в данном случае про страну. Вот тут говорят: разница между страной и государством. Вот мы – Россия, да, мы к Европе относимся достаточно жестоко. Мы бы хотели, чтобы она развалилась, например…

О.Журавлева

Но каждый такой теракт подтверждает, что у нас зато порядок.

В.Ерофеев

У нас никакого порядка нет. У нас тоже взрывается всё. И тоже есть терроризм и много чего еще гораздо более чудовищного, чем мы наблюдаем в Европе в смысле противостояния цивилизаций. Но, тем не менее, действительно, это несовпадение ценностей, несовпадение культуры, оно ведет к какой-то жесткости.

В.Ерофеев: Вот мы – Россия, мы к Европе относимся достаточно жестоко. Мы бы хотели, чтобы она развалилась, например…

Конечно, когда издалека на это смотришь, ты плохо разбираешься. Но, поскольку я часто бываю и живу в Париже, то я вижу, что там совершенно по-другому устроено, чем у нас представляют. Там огромное количество мусульман, которые торговцы, которые включены в общество, которые живут себе нормально…

Но, с другой стороны, стороны, действительно, происходит последнее время как активизация мусульманская, исламская – исламистская, начнем так все-таки с точного определения, и крайне правых фашистских сил. Они там, действительно, там начинают кристаллизоваться, и это очень неприятно.

Я думаю, что Европа с этим справится, преодолеет. Но то, что она больна терроризмом, что она больна, действительно, всеми этими проблемами, - это очевидный факт. Но тут можно или помогать и сочувствовать, или злорадствовать и говорить: «Вот вы всё кончайте…».

Конечно, вся такая российская политика была направлена против объединенной Европы. Я хорошо помню еще по детству, как папа мой, советский дипломат, обсуждали как бы возможность эту, чтобы не получилось соединения Франции с Германией, с Италией. Поддерживали алжирцев…

О.Журавлева

А мы-то докатились: Черногория – в НАТО!

В.Ерофеев

Вот, вот…

О.Журавлева

Черногория, которая вообще… слова-то такого не было.

В.Ерофеев

Не было такого слова, особенно Монтенегро если его назвать, так вообще страшно станет. Но дело в том, в чем вся-то и история – что мы… - я еще раз говорю, чтобы правильно быть понятным, это просто неверно, если кто меня так поймет - мы не с террористами, нет, но мы с теми, кто Европу реально не любит. Мы любим машины из Европы, мы любим шмотки из Европы, мы много чего любим, но это вещизм Европы. А вот дух Европы совершенно не любим.

В.Ерофеев: Мы любим машины, шмотки из Европы, много чего, но это вещизм Европы. А вот дух Европы совершенно не любим

О.Журавлева

Они нас тоже не любят. Нам Владимир Владимирович буквально на днях сказал про то, как русофобия-то хлещет отовсюду.

В.Ерофеев

Нет, они как раз очень четко разрезают Россию пополам. Они большие и очень серьезные любители русской культуры. Им вообще просто без этого… Париж все время кипит русскими выставками. Но просто все равно в Париже идет какая-нибудь выставка одна за другой. То ли это художественная выставка, то ли это как-то связано с музыкантами…

О.Журавлева

Так что же, русофобия заключается в том, что они конкретно политику Путина не любят?

В.Ерофеев

Они не любят российскую политику по разным соображениям, считая ее таким, в общем-то, непрекращающимся ужасом, который начался, может, где-то в районе Ивана Грозного и никак прекратиться не может.

О.Журавлева

Да ладно!

В.Ерофеев

Конечно.

О.Журавлева

Сравнили! Мне кажется, что Путин очень многим все-таки импонирует, о пять-таки на фоне того же Трампа…

В.Ерофеев

Подождите, а кому импонирует? В Европе или где?

О.Журавлева

В Европе, в Америке есть наверняка люди, которым он импонирует.

В.Ерофеев

Смотрите, вот я был недавно в Триесте. Приехал я из Любляны, где тоже книжка вышла у меня на словенском языке. Там сто километров всего. Они говорят: «Там хотят с вами поговорить писатели и университетские деятели». Приехали мы: там солнце, еда, всё… И они мне сказали: «Мы любим Путина» - они все сказали. Я так спокойно им говорю: «А почему?» - «Ну, потому что у нас телевидение не любят, правительство не любят, - это итальянцы, - вообще, все вот эти не любят, а мы вот любим, потому что мы свободные люди…». Я говорю: «Ну, тогда что ж мне-то делать? У нас правительство любит Путина, телевидение любит, все любят - а мне что делать?» И я увидел на их лицах изумление. Они никогда не думали, что можно повернуть картинку и показать что-то обратное.

О.Журавлева

Вертим картинки! Это писатель Виктор Ерофеев со своим особым мнением. Всем спасибо, всего доброго!


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024