Купить мерч «Эха»:

Ирина Петровская - Ирина Петровская - Особое мнение - 2004-04-19

19.04.2004

19 апреля 2004 г.

В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Ирина Петровская журналист, телекритик.

Эфир ведет Матвей Ганапольский.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Добрый вечер, Ирина.

И. ПЕТРОВСКАЯ Добрый вечер, Матвей.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Давайте построим так. Сначала вы о том главном и самом интересном, что было на этой неделе на телевидении. Скажу вам, что пришли вопросы по Интернету, далее телефонные звонки. У меня тут много работы с пейджером из-за игры.

И. ПЕТРОВСКАЯ Самое главное, мне кажется, очень важно отметить то, что на этой неделе мы стали свидетелями того, что в мире уже было оценено как сенсация культурная, а именно мы увидели отреставрированного в новейшей цифровой технологии Чаплина. И конечно, это производит совершенно грандиозное впечатление. Помимо этого, помимо самих фильмов, документальный фильм показывался, где мастера кинорежиссуры Бертолуччи, Кустурица и многие другие говорили о значении и роли Чаплина. Вот такого рода культурные события довольно все-таки редки для нашего телевидения. Честь и хвала канала "Культура", который нас приобщил к действительно мировой культурной сенсации. Мы с Матвеем сейчас перед началом нашей программы как раз обсуждали, какой грандиозный труд был проделан. Это французская кинокомпания, она в 2001 году приобрела права на реставрацию и эксклюзивный показ уже отреставрированных фильмов Чаплина, сделала это в какие-то рекордно короткие сроки. Матвей лучше понимает в технологии, чем я, но я понимаю, что сделано просто невероятное: все кадры очищены от зерна, от царапин, от мельтешения, от излишней контрастности. Т.е. просто мы увидели абсолютно современное кино. Причем оно современное теперь не только по форме, но, как выяснилось, и по содержанию тоже. Что вы на меня так смотрите, Матвей? Задавайте вопросы или реагируйте.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ По этому поводу мне говорить нечего, просто, действительно, это хороший проект, который заново открыл для нас великого мастера.

И. ПЕТРОВСКАЯ В 2002 году "Великого диктатора", впервые отреставрированного, показали на Берлинском фестивале. Там это просто фурор произвело. Как сейчас пишут, в газетах в том числе, эта французская кинокомпания, которая все это сделала, она была абсолютно потрясена тем, что сборы в кинотеатрах рассчитывали на очень узкий показ, что называется для любителей, а сборы в кинотеатрах при показе отреставрированного Чаплина превзошли сборы от многих блокбастеров американских.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Давайте теперь в режиме блица вопросы из Интернета. Ирина Павлова, Санкт-Петербург: "Когда покажут юбилейный вечер Жванецкого?"

И. ПЕТРОВСКАЯ Не знаю, не слышала, когда покажут. Но сейчас к 1 апреля, если вы видели, показывали такую приуроченную к 1 апреля, к юбилею встречу Жванецкого со своими друзьями, с публикой. Это происходило в рамках программы "Дежурный по стране". Мне кажется, что это, в общем, не уступает и юбилейному вечеру Жванецкого. Хотя я там не была, не знаю, наверное, тоже это по атмосфере должно быть интересно и хорошо.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Владимир Завьялов, Санкт-Петербург: "Ирина, здравствуйте! Удалось ли вам посмотреть программу "Песни ХХ века" с новой напарницей Швыдкого? это Тутта Ларсен, я напомню. На мой личный взгляд, коим спешу поделиться, это очень милая и обаятельная находка".

И. ПЕТРОВСКАЯ Мне тоже кажется, что это удачно, потому что предыдущая напарница Михаила Ефимовича немножко не дотягивала. Забавно было, когда явно расписанный текст для парного конферанса приходилось часто слова этой девушки произносить Михаилу Ефимовичу Швыдкому. Как-то она очень плавала и в реалиях эпохи, которыми пытаются сопроводить демонстрацию песен, ну и вообще в ведении. А Тутта Ларсен человек опытный, на мой взгляд, интересный. Кстати, в свое время Владимир Владимирович Познер, когда затевал "Времена", вот у него была идея пригласить Тутту Ларсен в соведущие. Но тогда была Жанна Агалакова. Так что это хорошо. Мне вообще этот проект кажется очень удачным и симпатичным.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Краткие новости на "Эхе", после чего возвращаемся к Ирине Петровской.

-

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Продолжается программа "Персонально ваш". Ирина Петровская, обозреватель газеты "Известия", продолжает отвечать на ваши вопросы о телевидении. Геннадий Тарасов из Омска: "Уважаемая Ирина! Почему, на ваш взгляд, до сих пор пуста ниша, которую занимала программа Сергея Доренко? По-моему, комментарии Леонтьева в новостях на ОРТ не идут ни в какое сравнение с убийственной саркастической критикой (все равно кого)".

И. ПЕТРОВСКАЯ Дело в том, что, мне кажется, сегодня не то время. Нет вообще никакой критики, не говоря уже об убийственной саркастической. Кого критиковать-то? Зюганова, коммунистов, Жириновского? Кого? Такая программа, именно той направленности, которая была у Доренко накануне прошлых выборов, она возможна только в ситуации, когда идет ожесточенная идеологическая борьба или даже информационная война, когда необходимо кого-то уничтожать, а кого-то, наоборот, возносить. Она выполнила свою задачу. Мне очень жаль, что такой журналист, такого уровня, как Доренко, себя спалил на этом, потому что, в общем, эфира больше для него телевизионного нет, а в другом амплуа и качестве, возможно, его и не воспримут многие из тех, кто полюбил его, поверил, доверился именно тогда, когда Доренко выступал на острие этой информационной войны, идеологической борьбы.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Наш эфирный телефон 961-22-22, для абонента "Эхо Москвы". Наш телефон 203-19-22. Давайте послушаем несколько звонков.

ГЕОРГИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ Добрый вечер, уважаемая Ирина Евгеньевна. Я очень волнуюсь.

И. ПЕТРОВСКАЯ Добрый вечер, Георгий Васильевич, не волнуйтесь.

ГЕОРГИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ Я еще раз посмотрел вот этот "известинский" обзор послепасхальный передачи "Свобода слова". Поелику в прошлый понедельник этот вопрос не задевали, поэтому мне хочется несколько задеть это. Мне кажется, что эта программа вышла, во-первых, не вовремя, а во-вторых, получилось так, что Я понимаю, у Савика Шустера было очень сложное положение, но тем не менее слово в основном получили не личности, но кликуши. По большому счету, на этой передаче присутствовали две личности, это умница Андрей Кураев и, конечно, Виталий Гинзбург. Но получилось так, что там не было серьезного разговора, а было кликушество. Вы правильно сказали, что там Нарочницкая, Бурляев Не кажется ли вам, что эта передача вышла не вовремя и ее надо делать все-таки серьезнее?

И. ПЕТРОВСКАЯ Давайте поясним, Георгий Васильевич, остальным нашим радиослушателям, о чем речь. Речь о программе "Свобода слова", которая вышла в канун Пасхи, в пятницу, и была посвящена крайне редким для нашего телевидения проблемам религии, православной церкви, ее места, ее статуса, возможности перехода в статус государственной религии. Мне не кажется, что она не вовремя вышла, потому что повторю то, что я говорила в своем обзоре в "Известиях" у нас телевидение светский институт, церковь отделена от государства и тем более от телевидения, и поднимать эти вопросы в тот момент, когда вся страна живет в этом ощущении перед Пасхой, необходимо. Иначе получается, что у нас новые неприкасаемые. А почему, собственно, не говорить об этом? Насчет кликушества. Так получается, что люди, которые начинают быть одержимы религиозностью, впадают в это кликушество. И Бурляев, и Нарочницкая выглядели не вполне симпатично, хотя вроде бы говорили вещи, которые должны быть многим близки. Но сама вот эта манера нетерпимости, непринятия, неприятия чужого мнения, она, безусловно, отталкивает. Если вы помните, Бурляев вообще начал с того, что запретил Савику Шустеру его прерывать, сказав, что нет у Савика Шустера такого права его прерывать. И были умницы. Т.е. там был представлен весь спектр мнений от атеиста Виталия Гинзбурга до православного, но не оголтелого православного Андрея Кураева. Поэтому в этом я с вами не согласна. Она вышла, как мне кажется, вполне вовремя и сумела охватить весь спектр мнений, которые сегодня существуют, или, во всяком случае, максимально большой спектр мнений, которые существуют по поводу религии, ее роли и места в жизни современной России.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Вопрос на пейджер от Анны: "На канале "Культура" прошел цикл Льва Анненского "Серебро и чернь". Каковы ваши впечатления, если вы видели?"

И. ПЕТРОВСКАЯ Я видела. Я с очень большим уважением отношусь к Льву Анненскому, но вот этот прием, когда вводится актер, и он как бы играет роль того или иного поэта это посвящено поэтам "Серебряного века", мне кажется, иногда он выглядел несколько комично.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Сергей спрашивает, и есть еще такие же вопросы на эту тему: "Уважаемая Ирина, как вам возрожденный "Фитиль"?"

И. ПЕТРОВСКАЯ Хотела как раз об этом сказать сразу после Чаплина. Потому что есть всегда события со знаком плюс, безусловно, а есть со знаком минус. Я испытала эффект дежа-вю, однажды виденного, причем и в прямом смысле, поскольку там повторили несколько сюжетов 70-х годов, и вот дежа-вю от того, что я увидела уже сейчас снятое. Мне кажется, это ужасающий пример такой беззубой сатиры, имитации того, что программа вскрывает какие-то язвы и пороки, по принципу "если кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет". А какие пороки? Пьянство, казнокрадство. Голос дикторский прямо из того времени как будто, хотя читает текст Володя Еремин, замечательный актер, он в данном случае в чистом виде исполнитель. В общем, я даже в каком-то смысле потрясена, что сегодня все-таки как ни говори, какие-то у нас другие уже времена возможно на полном серьезе если это только не какая-то такая совершенно изощренная пародия на тот "Фитиль", но вряд ли что сегодня возможно вот такое творение в эфире современного телевидения.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ 203-19-22. В нашей студии Ирина Петровская, можно ей задать вопрос. Давайте послушаем вопрос.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА На канала СТС больше месяца назад в программе "ОСП-студия" была пародия на наши выборы. После этого "ОСП-студия" исчезла. Вы не знаете, это навсегда или они еще будут?

И. ПЕТРОВСКАЯ Знаю, что не навсегда. Как раз не далее как вчера или позавчера прочитала интервью с Сергеем Белоголовцевым, который рассказал, что сейчас они снимают сразу несколько программ, чуть ли не до лета, потом они будут придумывать еще что-то новое. Так что, надеюсь, что не навсегда. И вообще не исчезли.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Следующий вопрос. Вы знаете рейтинг Марианны Максимовской?

И. ПЕТРОВСКАЯ Нет, не знаю, просто не смотрела.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Посмотрите. Тогда я не буду касаться этого вопроса.

И. ПЕТРОВСКАЯ А там только о рейтинге вопрос?

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Да. А вот вопрос Артура Зульфикарова интересный: "Прошу Вас высказать мнение по следующему вопросу: по телевидению в prime time, особенно в выходные дни, демонстрируются кинофильмы, громко заявляемые как "премьеры сезона". Как правило, до этих "премьер" страна уже успевает их посмотреть и на видео, и в кино. Эти "телепремьеры" смотреть невозможно из-за удвоенного количества рекламы, поэтому потенциальные покупатели рекламируемых товаров их вряд ли смотрят. Стоит ли занимать этим "коктейлем" эфир, если реклама не работает, а кино никто не смотрит?"

И. ПЕТРОВСКАЯ Я думаю, что есть преувеличение в словах "никто не смотрит" и "реклама не работает". Премьера сезона Так во всем мире устроено. Вначале кино показывают в кинотеатре, потом это расходится на кассетах, и только потом показывает телевидение. Иначе не имеет смысла никакого, иначе никакой фильм не окупишь, если его сразу показать по телевизору. Счастье, что у вас есть возможность посмотреть эти премьеры непосредственно в тот момент, когда фильмы появляются в кинотеатрах и на кассетах, но уверяю вас, что есть огромное количество людей, для которых это действительно премьеры. Поскольку эти фильмы приобретаются для премьерного показа, я думаю, за очень большие деньги, то таким образом, наверное, логично и то, что в них больше рекламы. Хотя есть установленные нормы, и все равно больше, чем 25 минут по закону рекламы не может быть в течение эфирного часа. Но ни одна компания 25 минут рекламы не показывает в течение того эфирного часа, когда идет кино. Именно час я имею в виду, а не весь кинопоказ, не весь сеанс. Конечно, реклама раздражает. Мой вам совет: записывайте на видеомагнитофон, проматывайте потом во время просмотра. Таким образом вы избежите вот этого стресса нервного.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ 203-19-22, послушаем следующий звонок.

ИВАН ИВАНОВИЧ Я бы хотел задать такой вопрос, связанный с терроризмом. Везде все говорят об этом. Почему-то эти исламские террористы, которые выступают от имени аллаха

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Иван Иванович, простите, вы куда звоните?

ИВАН ИВАНОВИЧ "Эхо Москвы".

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А вы вообще его слушаете сейчас?

ИВАН ИВАНОВИЧ Конечно.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А кто тут в гостях знаете?

ИВАН ИВАНОВИЧ Я знаю, что там человек, который отвечает по вопросам от телевидения.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Ну и причем тут терроризм?

ИВАН ИВАНОВИЧ Почему нет такой передачи, в которой бы выступил бы исламский поп и который бы сказал всем: ребята, не верьте этим ребятам, которые взрывают себя и выступают от имени аллаха.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Спасибо большое. Мы пригласим исламского попа, как вы сказали, и попросим.

И. ПЕТРОВСКАЯ Во-первых, неправда, бывали, и неоднократно, выступления исламских священнослужителей (муфтии, имамы, как они называются), которые говорили именно, что никакого отношения терроризм исламский не имеет собственно к исламу. Терроризм, как принято считать, не имеет ни национальности, ни ярко выраженной приверженности к конфессии религиозной.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Сейчас будет реклама, после этого новости, после этого опять реклама. И вновь в вашем распоряжении будет Ирина Петровская.

-

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Я принимаю сегодня, как обычно по понедельникам, Ирину Петровскую. Ирина Петровская обозреватель "Известий", и мы говорим о телевидении. Кстати, о "Известиях" вопрос с пейджера от Татьяны: "Может, вы скажете, почему не печатаются в "Известиях" Богомолов и Гладильщиков?"

И. ПЕТРОВСКАЯ В "Известиях" очередной кадровый решается вопрос. Так часто бывает, когда приходит главный редактор новый, он приводит кого-то с собой, каким-то образом меняет команду. Собственно, я мотивы здесь не могу обсуждать, это и не мое дело. Богомолов теперь работает в "Российской газете", у него там выходит своя персональная колонка под названием "Теленеделя со мной" по вторникам, сразу говорю, делаю рекламу коллеге бывшему. Юра Гладильщиков, мы с ним вместе работали когда-то, он замечательный кинокритик, он выступил на одном из сайтов с критикой этого кадрового решения, когда часть людей вынуждена уйти или не вынуждена, просто уходит. С тех пор он тоже не печатается. Я думаю, что также вслед за кем-то подал заявление об уходе. Что обидно, поскольку Гладильщиков, на мой взгляд, очень сильный кинокритик. Где он сейчас, пока не знаю. Вот про Богомолова знаю точно.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ 203-19-22. Ирине Петровской можно задать вопрос по телефону.

АННА ПЕТРОВНА Ваше мнение, передача по телевидению "Частная жизнь", Молчанов и Лика Кремер. Ну настолько она не тянет. Нельзя ли стилиста какого-то в помощь Ваше мнение хотелось бы.

И. ПЕТРОВСКАЯ Анна Петровна, говорила уже неоднократно. Я с вами согласна, что даже, может, не столько передача не тянет Мне не нравится там роль Молчанова. Молчанов намного выше, так скажем, этого формата. Видно, что он вынужден себя как-то ломать, приспосабливаясь к обсуждению вот этих вопросов частной жизни. Потом их огромное количество, этих ток-шоу дневных. В одном обсуждается, хорошо ли быть блондином или лучше быть брюнетом, во втором какую грудь лучше иметь, большую или маленькую женщине. И так далее. Перебор. Но опять-таки, когда есть попадание с ведущим, то более или менее это воспринимается. Молчанов в данном случае не на месте. И не потому что программа, как я уже сказала, хорошо, а Молчанов намного выше, интеллигентнее, интереснее сам по себе.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Ваши вопросы Ирине Петровской.

НИНА НИКОЛАЕВНА Я хочу сказать, что в прошлой передаче кто-то из слушателей так беспардонно сделал Матвею, на мой взгляд, замечание, что он иногда перебивает Ирину и так далее. Но вот я считаю, что Матвей вел дискуссию, и дискуссия очень интересно слушается. А вот сейчас так, как идет передача, она менее интересна, потому что Матвей молчит.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Спасибо большое. Но я не молчу, я занимаюсь своим делом. Это передача "Персонально ваш", где персонально ваша Ирина Петровская, отнюдь не Матвей Ганапольский. Следующий телефонный звонок.

АЛЕКСАНДР Можно было бы поинтересоваться мнением Ирины Петровской относительно творчества Караулова?

И. ПЕТРОВСКАЯ Александр, можно поинтересоваться. Но дело в том, что этот вопрос звучит практически во время каждого из наших выпусков. Мнение я не изменила. Относительно Караулова я думаю не самые приятные вещи. И высказывалась в газете, и говорила по радио, и меня потом многие поклонники в этом упрекают. Ей-богу, каждый раз невозможно говорить. Караулов не изменился, и мнение мое по поводу него тоже не изменилось.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Следующий телефонный звонок.

ВЯЧЕСЛАВ Я бы хотел узнать у вас по поводу новых форматов, которые появились на Первом канале. Это военно-патриотические передачи. На НТВ "Военное дело", затем "Ударная сила". Как вы считаете, такой формат, он сейчас распространяется

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Вопрос понятен. Спасибо большое, Вячеслав.

И. ПЕТРОВСКАЯ Я бы не назвала это новыми форматами. Вы по голосу молодой человек, но должны помнить, были и в прежние времена "Служу Советскому Союзу", программа, способствующая поднятию боевого духа армии, популяризации службы в армии. Наверное, это необходимо, может быть. Но скоро еще появится не просто формат, а к 2005 году будет целый канал под названием "Звезда", содержанию Министерства обороны. Тоже задача способствовать повышению боевого духа, патриотизма. Но, с другой стороны, если подумать, телевидение ведь жутко дорогая вещь. Просто для того чтобы запустить канал, нужны миллионы долларов на покупку техники, на покупку сотрудников. Не будут служить сотрудники за ту же зарплату, за какую в армии служат офицеры. Не знаю, есть ли вот такая необходимость в содержании дорогостоящего канала. Может быть, как-то проблемы армии решать непосредственно, целевым финансированием Не знаю.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Два последних вопроса, одни с пейджера и один от меня. Ирина из Санкт-Петербурга: "Куда пропал Лев Новоженов?"

И. ПЕТРОВСКАЯ Лев Новоженов, насколько я знаю, остается на НТВ, работает, видимо, в каком-то закадровом амплуа пока что. В кадре я не слышала ничего по поводу его ближайшего появления.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А второй от меня. Что ожидается на этой неделе и какое телевизионное событие будет интересным, на ваш взгляд?

И. ПЕТРОВСКАЯ Я для себя отметила цикл целый, который тоже пойдет по каналу "Культура", посвященный 40-летию Таганки. Также я отметила фильм документальный, который будет посвящен Таганке на российском канале. Мне кажется, что это тоже может стать событием культурного масштаба.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Спасибо. Ирина Петровская была у нас в гостях. Благодарю вас. До встречи на следующей неделе, Ирина.

И. ПЕТРОВСКАЯ Спасибо. До встречи.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024