Купить мерч «Эха»:

ПЕРСОНАЛЬНО ВАША... - Ирина Петровская - Особое мнение - 2004-05-10

10.05.2004

10 мая 2004 года

В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Ирина Петровская телекритик.

Ведущий Матвей Ганапольский

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ Кстати, об Израиле, это был грандиозный митинг-концерт, который называется "Из России с любовью", я очень рад, что я был одним из ведущих этого концерта. Принимало участи огромное количество наших звезд, и скажу вам, это такая гигантская поляна, на которой собралось около 200 тысяч зрителей, ну, в основном молодежь русскоязычная, это бесплатная история. И вот, выступали перед ними артисты, никто не боялся.

И.ПЕТРОВСКАЯ А кто был из звезд?

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ Из звезд, вот, я не буду вам это говорить. Потому, что вы ненавидите эстраду, Ирина. Я вам буду сейчас называть эти фамилии, а вы будете Ну, хорошо, был, вот, Валера Леонтьев

И.ПЕТРОВСКАЯ Ну, почему же, я к нему очень хорошо отношусь.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ Вот, я буду называть тех, к кому вы хорошо относитесь.

И.ПЕТРОВСКАЯ А как вы определите?

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ Ну, вот так.

И.ПЕТРОВСКАЯ - Не угадаете.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ Не угадаю, Дима Билан был

И.ПЕТРОВСКАЯ Ну, пусть был.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ Да, "Отпетые мошенники", "Дискотека Авария", ну замечательно, да?

И.ПЕТРОВСКАЯ - Ну, знаю, некоторых даже люблю.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ Ну, тогда были все те, кто вам нравится. 203-19-22, мы возвращаемся к телевидению, ваши вопросы. А я буду сейчас смотреть пейджер, вы задавайте, граждане, задавайте, Ирина Петровская, золото наше, в эфире сидит. Алле, добрый вечер! Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ Это говорит Нина Степановна. Ирина Евгеньевна, меня очень огорчает одно обстоятельство в последнее время. Я с большим интересом и симпатией всегда следила за работой Светланы Сорокиной, и у меня такое ощущение, что что-то в ней угасло, как-то она сникла. Не то, что хочет, она делает, что ли, вот так вот. У вас такого ощущения нет?

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ Спасибо, Нина Степановна, С праздником вас.

И.ПЕТРОВСКАЯ Вы правильно сформулировали, мне кажется, что есть такое ощущение, что Светлана делает не то, что она бы хотела делать. Я думаю, это такие жесткие рамки Первого канала, когда с одной стороны, в эфире присутствует ток-шоу, вроде бы, общественно-политическое, а с другой стороны, оно не откликается на сиюминутные актуальные проблемы, которые действительно волнуют, и, что особенно часто бывает, когда вслед идет "Свобода слова" и где происходит в прямом эфире темпераментный, пусть иногда сумбурный, пусть иногда не до конца доведенный, разговор с теми людьми, которые в этот момент являются ньюсмейкерами, по тем проблемам, которые у всех на слуху и на виду. К сожалению, вот этот нерв исчез.

Во-первых, запись, в записи всегда ведущий, который привык работать в прямом эфире, несколько по-другому себя чувствует, и гости по-другому себя чувствуют. Я помню, я сама, не очень, правда, долгий период работала и в прямом эфире и в записи. Огромная разница, при том, что казалось бы, ну и что, подумаешь, записали, потом чуть-чуть смонтировали. Вот такая история, но жалко.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ Ну, может быть, Ирина, коль вы сейчас затронули уже "Свободу слова", не "Свободу слова", вы скажете ваше вчерашнее ощущение от освещения телевидением, вот, конкретного этого ужасного события, которое произошло в Грозном?

И.ПЕТРОВСКАЯ Ну, вот, меня поразило то, что программа "Время" началась с рассказа и сюжета о параде, а не о том, что произошло в тот момент в Грозном

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ Это вечерняя, в 21 час?

И.ПЕТРОВСКАЯ Да, это была программа "Время"

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ Вы шутите?

И.ПЕТРОВСКАЯ Нет, я не шучу. "Вести" вышли, хотя они тоже на государственном канале и всегда отдают приоритет Путину, если он в каком-то мероприятии задействован, но и тут они не смогли поступиться вот этими информационными принципами. Естественно, первой новостью дали сюжет о гибели Кадырова. А программа "Время" началась с парада, вот это вот меня более всего поразило.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ Невероятно. Хорошо, ну а НТВ?

И.ПЕТРОВСКАЯ Ну, НТВ, кстати, не о Кадырове сейчас скажу, а, вот, день инаугурации был 7 числа, вы еще были, наверное, в Израиле, да? А инаугурацию, как вы все знаете, показывали в начале в прямом эфире 3 канала Первый, Второй и еще ТВЦ. На мой взгляд, в этом как-то даже и логики нет. Да, это очень важное событие, сразу, оговорюсь, инаугурация президента. Но, Первый канал смотрят все абсолютно, вот все, кто смотрит "Россию", смотрят и Первый канал, вот, хотя бы это надо иметь в виду.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ Ну, как, вы хотите сказать, чтобы Вы хотите намекнуть или спросить Добродеева, почему он это показывал?

И.ПЕТРОВСКАЯ Я напрямую хочу сказать, нет, не обязательно Добродеева, можно и Эрнста тоже спросить.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ Ну, а кто рискнет?

И.ПЕТРОВСКАЯ Что рискнет? Спросить?

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ Не показывать.

И.ПЕТРОВСКАЯ Ну, просто, в этом нету абсолютно, логики, ну зачем показывать событие, которое

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ Вы не понимаете их логику, Ирина

И.ПЕТРОВСКАЯ Их-то логику я прекрасно понимаю

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ Ну, так и все, о чем мы сейчас говорим, есть вопросы радиослушателей, что говорить о том, почему не показывали.

И.ПЕТРОВСКАЯ Минуточку, я сейчас о другом. Значит, показали. Три канала показали в прямом эфире. Хорошо. Потом 6-часовые новости на Первом канале и почти полностью большой расширенный сюжет, снова инаугурацию. В 8 часов "Вести" целиком опять показали инаугурацию уже в записи, в 9 часов "Время" показало целиком. И вот, НТВ. Просто разница, да, спрашиваете, как по-разному показывают. НТВ показывает в 7 часов новости первые вечером о том, что бесконечно рвутся эти ужасные снаряды на Украине, с большим количеством подробностей, выехал туда их корреспондент и уже второй новостью инаугурацию. Можно сказать, что

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ Вот, честно говоря, я этого не понимаю.

И.ПЕТРОВСКАЯ А я понимаю, как к 7 часам уже знали все и рассказали все, они в 4 часа тоже показали все полностью, в подробностях, и уже в 7 часов, потому что, это же работа уже журналиста, ну почему все время нужно тиражировать одно и то же

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ Ирина, главная новость для России в этот день какая?

И.ПЕТРОВСКАЯ Хорошо, инаугурация, но про нее рассказали все.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ Я думаю, что если бы на "Эхе Москвы", это мое предположение, у нас тут рулит информационной службой Варфоломеев, ну и, как бы, Венедиктов. Вот, если бы у нас первым событием были взрывы этих снарядов в Украине, а потом, я просто не знаю, как строились новости в этот момент, но уверен, что все-таки первое событие, это был инаугурация президента Российской Федерации.

И.ПЕТРОВСКАЯ Но, если меняется уже информационный какой-то ряд, то можно, в конце концов, поменять местами какие-то события. Но, я говорю о том, что Кондратьев в сюжете об инаугурации уже не просто, вот, вот это произошло, вот здесь он прошел, сюда спустился, он еще рассказал об огромном количестве подробностей - как это было, как снимало телевидение. Выяснилось, что была заказана специальная в Германии камера, которая летала и показывала с птичьего полета проезд внутри уже самого Кремля, президентского этого кортежа, был крайне интересный сюжет с огромным количеством подробностей, вот это уже работа журналиста, я вот только об одном говорю.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ 203-19-22 эфирный телефон, 961-22-22 для абонента "Эхо Москвы". Ирина Петровская у нас в гостях. Алле, мы слушаем вас, добрый вечер, Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ Добрый вечер, меня зовут Николай Николаевич.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ Здравствуйте, с праздником вас.

СЛУШАТЕЛЬ Вас так же, спасибо. Вчера был День Победы, была минута молчания, все молчали станции, кроме "Эха Москвы", как это объяснить? Или это подтверждение тезиса господина Черкизова? Что никакой победы не было и победы быть не может.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ Николай Николаевич, вы лжете, потому, что у нас была минута молчания, и я ее слышал

СЛУШАТЕЛЬ Не было, не было.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ Я вам говорю, что было, и что вы лжете. В эфире был Венедиктов, раздалось тиканье метронома, и Венедиктов сказал, давайте сейчас помолчим, как полагается в память вот этой вот величайшей трагедии, величайшего события. Просто, внимательно надо слушать эфир, это то, что мы вам всегда говорим.

СЛУШАТЕЛЬ Ну, ладно, если господин Черкизов

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ Я не знаю про господина Черкизова, я вам отвечаю, про эфир "Эха Москвы", еще раз повторяю, вы лжете, я вас поздравляю с праздником. 203-19-22, алле, мы слушаем вас, добрый вечер!

СЛУШАТЕЛЬ Добрый вечер!

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ Владимир.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ Пожалуйста, Владимир

СЛУШАТЕЛЬ Уважаемая Ирина Евгеньевна, хотел бы узнать ваше мнение, вот по какому вопросу, в конце прошлой недели перед Днем Победы в конце передачи "Фабрика звезд", кажется, это была Яна Чурикова, воскликнула мы встретимся через неделю, и никакие праздники не помешают нам сделать это. Как вы, как телеобозреватель и как родительница, отнеслись бы к этому заявлению?

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ Спасибо.

И.ПЕТРОВСКАЯ Праздник не праздник, а программа "Фабрика звезд", она вообще, как бы вне социального фона, вне социального контекста. Поэтому, особенно ничего оскорбительного, я, честно говоря, не вижу в этой фразе, кроме легкого радостного пофигистского настроения, которое присутствует в этой программе. Действительно, никакие ни праздники, ни катастрофы, не помешают нам встретиться с "Фабрикой звезд".

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ На пейджер Владимир пишет: "Очень понравилась программа Кириченко, которая прошла вчера на НТВ" Вам понравилась, я не видел?

И.ПЕТРОВСКАЯ Да, да, это "Офицерский вальс". Я не знаю, вернулся ли Женя Кириченко в эфир на постоянной основе, но он умеет делать, вы помните его предыдущую программу "Забытый полк". Он, как сам военный человек, умеет создавать особую атмосферу, там были ветераны, и это было очень тепло, в отличие, кстати сказать, от многих-многих других программ, посвященных, приуроченных ко Дню Победы. Больше всего мне почему-то не то, чтобы не понравился, а как-то вот он выбивался из настроения, вот такой невероятно пафосный праздничный концерт, который транслировал Первый канал 8-го мая, с участием и президента Путина, и премьер-министра Фрадкова, все там стояли и министр обороны, вначале стояли, потом сидели. Это было какое-то такое пафосное, явно дорогущее театрализованное представление по военным мотивам, такого патриотического, такого очень кондово-патриотического толка. Почему-то, мне кажется, что вот эта стилистка, вообще празднику-то не соответствует, не говоря уже вообще о времени. И потом, как вот просто контраст, был прямой эфир из Переделкино, от домика, где жил Булат Шалвович Окуджава, потому, что 9 мая он родился, и было 80-летие. И вот, совершенно иная атмосфера. Во-первых, прямой эфир, во-вторых, невероятная какая-то теплота, невероятная атмосфера нежности, дружественности, мне обидно за тех наших зрителей, которые не увидели этот прямой эфир. Не смотря на то, что там была масса накладок, как бывает при прямых эфирах, кстати, у канала "Культура" чуть ли не первый опят вот такой прямой трансляции, непосредственно с места события. Я не говорю о трансляциях оперных и других спектаклей, а именно вот такого вот локального, в общем-то, события. И это было замечательно, поверьте мне.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ Вот здесь по Интернету пришел вопрос, из Молдовы, из Кишинева: "Уважаемая Петровская, скажите, почему ни один российский канал не делает, как на Западе, специальный знак, предупреждающий родителей о свойствах жанра передачи, где указывается допустимый детский возраст для этого показа?"

И.ПЕТРОВСКАЯ - Это должны на самом деле делать даже не каналы, потому что, ну что они там должны, маркировать программы?

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ На Украине введен закон и это обязательно. Кроме того, такой есть в Германии, во многих странах

И.ПЕТРОВСКАЯ Ну, это делается теми, кто печатает программу, вот этими вот телегидами.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ Стоп, так это есть там, там Д-13

И.ПЕТРОВСКАЯ Там есть, я о том и говорю, что, наверное, просто у многих наших слушателей и зрителей нет возможности обращаться именно к специализированными этим телегидам. Ну, вероятно, может быть, тогда каналам стоит подумать, чтобы предупреждать. Не говоря, конечно же о том, что есть просто закон, по которому в определенное время до 11 часов нельзя показывать особо откровенно шокирующих сцен.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ Так, идем дальше, пейджер, давайте, быстрые вопросы, быстрые ответы. "Ирина, хочется услышать ваше мнение о показанных недавно фильмах Триера. На меня огромное впечатление произвел "Догвилль". Хотелось бы, чтобы его показывали в более ранее время". Ваша тезка, Ирина.

И.ПЕТРОВСКАЯ Ну, хотелось бы, да показало REN-TV "Догвилль" и еще покажет несколько фильмов Ларса фон Триера. Можно только обратиться нам к каналу REN-TV и попросить, чтобы они показывали это чуть раньше. "Пианиста", кстати, Первый канал показал.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ Да, да, кстати, со стереозвуком, замечательно, по-моему.

И.ПЕТРОВСКАЯ Да, но, вот единственное, я вот тут понимаю, когда смотришь все-таки такие картины такого трагического накала Все-таки, до какой степени действительно мешает реклама во время просмотра таких картин. А рекламы, естественно, в "Пианисте" было выше крыши. И "Старухи" еще Геннадия Сидорова. Я думаю, что у части зрителей там должен быть протест, вернее не должен, а как это сказать Ну, в общем, вызывает протест то, что там старухи говорят тем, что называется ненормативной лексикой Но это, во-первых, показывали поздно, действительно, здесь это мотивированно, и во-вторых в этих устах, в устах этих старух, а там же ведь подлинные старухи в том числе тоже снимались, это абсолютно не воспринимается ни как ругательство, ни как мат, это какая-то речевая краска, ну вот так они говорят. Я уже не говорю о самом фильме, который производит огромное впечатление этой невероятной своей подлинностью и пронзительностью. Не видели, Матвей?

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ Нет, не видел.

И.ПЕТРОВСКАЯ Показал Второй канал, это я к тому, что праздники приносят вот в том числе нам такие радости, как премьеры

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ "Уважаемая Ирина Евгеньевна, смотрели ли вы фильм Герасимова "Шпионы и Сталин", мне очень понравилось, спасибо, Алла".

И.ПЕТРОВСКАЯ Я смотрела, конечно, очень интересный фильм. Единственно, у меня вот какой вопрос возникает - когда я смотрю фильмы цикла новейшей истории, и когда потом появляются титры, то там написано, авторы сценария такие-то, режиссеры такие-то. У меня возникает вопрос, а почему это называется фильм такого-то, или фильм такого-то? Ощущение, что ну, там, тот же, Александр Герасимов, он что, он там ходит просто и произносит чьи-то слова? Вот это мне немножечко непонятно. Это уже началось давно, цикл "Новейшая история", со времен еще Евгения Алексеевича Киселева. Ну, наверное, они принимают еще какое-то участие, но когда видишь титры, то не вполне понятно, все-таки, почему фильм тогда называется фильм Киселева, фильм Герасимова, когда и автор и режиссер сценария совершенно другие.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ Духовный наставник.

И.ПЕТРОВСКАЯ Ну, вероятно. Или как актера вводят, там, Ланкастер в фильме "Неизвестная война".

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ 203-19-22 телефонные вопросы к Ирине Петровской. Алле, добрый вечер, с праздником вас. Как вас зовут? Юрий, здравствуйте, Юрий!

СЛУШАТЕЛЬ Скажите, пожалуйста, по поводу программы по НТВ "Страна и мир", вам не кажется, что она какая-то лишняя на этом канале, как будто какой-то аппендицит? Спасибо

И.ПЕТРОВСКАЯ - Нет, не кажется. Там, конечно, есть свои проблемы, иногда она чересчур облегченная. Иногда, вот там вот, стремление каждый сюжет сделать красивенькой такой конфеткой в оберточке. Оно мешает восприятию информации, но в целом, особенно, когда вы весь день вот в этом информационном ряду находишься, и смотришь официоз, официоз, протокол, паркет, потом, вдруг, веет чем-то живым. Она все-таки живая, согласитесь. Это самое главное.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ Идем дальше. "Огромное удовольствие получила от концерта Хворостовского "Военная песня" 9 мая - Второй канал", Ольга. Борис спрашивает, какие передачи, показанные на прошлой неделе, посвященные войне, произвели на Петровскую наиболее сильное впечатление. Кратко, если можно.

И.ПЕТРОВСКАЯ Ну, я уже сказала, Кириченко "Офицерский вальс", военные фильмы, конечно, всегда производят впечатление, Окуджава, постольку, поскольку он фронтовик и много военных песен. Ну, в общем, довольно много программ, фильмов. Тот же самый "Пианист", я его первый раз увидела в эфире, произвел впечатление. Сейчас, пока будет идти программа, подумаю, еще, наверное, вспомню.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ Дальше идем, вот Юрий пишет: "На "Эхе" после слов Венедиктова "помолчим", молчание длилось 37 секунд, после чего закончилось. На государственных каналах печальная, почти траурная музыка звучала около 4-х минут". Дорогой Юрий, я думаю, что дело не в том, сколько звучит печальная, почти траурная музыка, вы простите меня, но, вот, у нас она может даже звучать 5 секунд. Я считаю, что Венедиктов, вообще, не надо было ему никакого молчания, он просто мог сказать там "вспомним", этого было бы вполне достаточно. Потому что, не важно, сколько звучит музыка, а важно, сами ли мы помним. А то, что вы так удивительно подсчитали 37 секунд, Ирина, представляете, как внимательно наблюдает за нашим эфиром Юрий? Отдельное вам спасибо за это, вы замечательны.

И.ПЕТРОВСКАЯ Но, кстати, я должна сказать, что все каналы, все, по-моему, включая даже дециметровые эти так называемые каналы, почти все транслируют минуту молчания, что справедливо, и я не знаю, для чего человеку сидеть с хронометром и высчитывать, кто еще и сколько помолчал.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ Да, идем дальше. 203-19-22, здесь вот удивительно, здесь Елена, потом, какой-то Владимир, пишут, что не было молчания. Ребята, есть, как вот называются вот эти с ваткой, которыми уши чистят, мы будем делать ту минуту молчания, которую считает нужной каждый ведущий, вот если бы я был в эфире, я бы свою минуту молчания сделал, так, как я понимаю. Может быть, вообще бы не было минут молчания, а я бы поставил бы песню Высоцкого "На братских могилах". Так что дороже, песня Высоцкого, что больше подчеркивает память, песня Высоцкого или почти траурная музыка, которая звучит на государственных каналах? Господа, это нам не указ, то, что вы пишете. 203-19-22, Алле, мы слушаем вас, добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте, меня зовут Григорий.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Григорий, с праздником.

СЛУШАТЕЛЬ Я считаю, что "Эхо Москвы" вносит немалый вклад, эти передачи воспоминаний, которые вы каждый день делаете, ни на одном же канале нет, правильно, так что уже война на "Эхо Москвы" не забыта. А вопрос у меня следующий, вот канал "Московия", на нем некоторые передачи пропадают без шума и пыли, что называется. Может быть, вам уже задавали этот вопрос, по поводу программы "Выводы".

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ А что, простите, Григорий, "Выводы" пропали? Это вот программа, которую вел Толстой.

СЛУШАТЕЛЬ Да, да, да.

И.ПЕТРОВСКАЯ Да давно уже, мы даже с вами обсуждали.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ Действительно, без шума и пыли. А ведь хорошая программа была, согласитесь, Григорий.

СЛУШАТЕЛЬ Да, она была, и вот, во время теракта на Дубровке, первую закрывали по его, так сказать, выступлениям. Я сам подписывал бумагу, чтобы не закрывали эту передачу.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ Спасибо, сейчас ответит вам Ирина. Ирин, чтобы все было нормально, у нас сейчас реклама, потом новости, потом опять реклама, Григорий, на ваш вопрос, Ирина ответит сразу же после рекламы, после новостей и опять рекламы.

НОВОСТИ

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ 19:35 Ирина Петровская, а сейчас вы ответите на вопрос, который вам задал наш радиослушатель Юрий. А, вот, Елена пишет, слушайте, а как вам нравится, все по Фрейду Это я уже закрываю тему с минутой молчания, с главным редактором Венедиктовым, оказывается, Венедиктов сказал, что мы помолчим вместе с песней Высоцкого, там она пишет, дали метроном и дальше пошла песня и дальше, она пишет смешную фразу "я это все записала, с уважением Елена". Дорогая Елена, с праздником вас, видите, вот все оказалось правильно, дело в том, что мы думаем одинаково, понимаете, я бы так сделал и он так сделал, мы не ставили бы музыку. Как, знаешь, кто-то лицом похож на генерального прокурора, а здесь музыка, похожая на трагическую. Мы попадаем всегда на "Эхе" в яблочко. Мы ставим ту песню, которая не похожа на трагическую, а которая вызывает определенный ассоциативный ряд в самом радиослушателе. И Венедиктов здесь, ну, это моя школа, он это абсолютно правильно сделал.

И.ПЕТРОВСКАЯ И, потом, ну, меня вот, пугает, я не знаю, как вас, но меня пугает вот это стремление к полной унификации, в том числе даже чувства. Потому, что вот это вот чувство, которое возникает во время минуты молчания, оно действительно светлое, трагичное, но, у каждого оно может быть свое.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ Ирина, я вам уже говорил, все наши передачи, мы 15 лет работаем только для одной цели, нас называют политической радиостанцией, правой, левой, мы работаем для одной цели воспитать в радиослушателях понимание, что они все личности, граждане, и у них есть разность мнений. Мы проиграли эту битву давно, и мы все это поняли. Они все те же. Должная быть одна минута памяти, одна музыка и так далее. Я не хочу сейчас говорить, обострять с ними отношения.

И.ПЕТРОВСКАЯ Ответ на вопрос Григория, по-моему. Третий канал, то, что раньше называлось "Московия", они уже некоторое время тому назад, уже месяца 2 как сменили сетку по каким-то своим внутренним соображениям и программа "Выводы", как сообщалось в некоторых газетах, пока отправлена в отпуск, вместе с ее ведущим. Мне тоже жаль, потому, что Петр Толстой делал программу хорошую и не похожую на другие итоговые программы. Сейчас там тоже есть итоговая, она теперь называется "Город", там есть "Город-Криминал", "Город-Новости", "Город-Итоги", там тоже бывают неплохие программы.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ 203-19-22 Ирина Петровская отвечает на ваши вопросы. Алле, добрый вечер, как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ Меня зовут Зураб Мисурадзе, я из Казани, Матвей Ганапольский, я хотел бы вернуться к разговору, который был некоторое время назад, это о том, что много раз повторили церемонию инаугурации президента. Я приехал домой после работы, я грузчиком работаю. Я приехал с работы в 8 часов вечера, и в 8 часов я с удовольствием, с наслаждением посмотрел, но сын, правда, у меня умирал со смеху, что это, говорит, у нас за царедворцы такие. Ну, а я ему говорю, у нас 1000-летняя история, в конце концов. Почему королева Великобритании может себе такое позволить, а мы не можем.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ Зураб, я благодарю вас за звонок и считаю, что надо пороть сына.

СЛУШАТЕЛЬ Спасибо.

И.ПЕТРОВСКАЯ Спасибо, за совет, пошел пороть. Нет, очень коротко, повторить необходимо, потому, что люди были на работе. Но, почему это делают два по-прежнему, канала, с разницей в час, мне, по-прежнему, не понятно. По этой логике, все должны каналы, потому, что многие люди по-разному приходят с работы и все нужно повторить, всем нужно показать. Так получается. А потом возникает ощущение, как в том анекдоте, когда включаешь телевизор - Леонид Ильич, на второй кнопке Леонид Ильич, тогда не много было кнопок, на 4-й, на другой еще появляется человек в штатском и говорит: "Я тебе попереключаю".

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ 203-19-22 это эфирный телефон и пейджер 961-22-22 для абонента "Эхо Москвы". Инна Семеновна пишет: "Я смотрела фильм "Старухи" и более отвратительной клеветы на Россию, я не видела ни в одном фильме. Сейчас его хвалят по телефону, но это такая гадость". Инна Семеновна, это гадость только заливная рыба, все остальное

И.ПЕТРОВСКАЯ А Инна Семеновна не в Москве живет, там не написано, откуда. Потому, что это прекрасное всегда мнение не имеет никакого отношения к тому, что на самом деле происходит в России. И, как правило, это мнение исходит от людей, живущих в столичных городах.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ Татьяна: "Вот таким, как Хворостовский, надо поклониться до самой земли, что они еще не забыли свою Родину и поют для нас, у него божественный голос, данный богом русскому человеку". Вот так вот она его хвалит.

И.ПЕТРОВСКАЯ А так же можно и поклониться каналу "Культура", который показывает Хворостовского.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ "Матвей Юрьевич, не в том дело, сколько длилось молчание, а в том, что ваша радиостанция вчера пыталась превратить наш праздник в национальное унижение, эта процедура завершилась шедевром Альбац", другая Елена. Другая Елена, во-первых, у Альбац, действительно был вчера шедевр, потому, что это была огромная передача, посвященная самым разным аспектам войны. Я, если увижу Альбац, я ей лично скажу, что я зауважал ее в 2 раза, ровно в 2 раза больше. А превратить наш праздник, как вы пишете в национальное унижение, как вы пишете Он не ваш, другая Елена, он наш, этот праздник, каждого сотрудника "Эхо Москвы", потому, что у нас с войной связано не только то, что говорят наши гости. А вот, господин главный редактор собирается сделать новую серию вот этих наших воспоминаний, где сотрудники расскажут, а это уже правнуки, правнучки, сколько у нас связано с войной. Поэтому, вы наш праздник не заберете.

И.ПЕТРОВСКАЯ Это мне очень напоминает вот эти все тоже дискуссии, наш праздник, не наш, наша война, не наша, когда появлялись "Блокадная книга" Алеся Адамовича, "окопная правда", так называемая, Астафьева, тоже находились, как правило, кстати сказать, боевые генералы, не только генералы, но рядовые тоже, которые говорили, что у них была другая война. Но, в общем, наверное, она была разной. И поэтому, все на ту же тему, почему-то все должно быть одинаково. Одинаковый взгляд на одно и то же.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ Игорь Михайлович: "Ганапольскому. Вас упрекают не за то, что у вас не было минуты молчания, а за то, что у вас не было государственной минуты молчания, у вас не было единообразия". Игорь Михайлович, вы гений. 203-19-22, следующий звонок. Алле, добрый вечер! Как вас зовут? Кирилл, с праздником.

СЛУШАТЕЛЬ Вы простите этой радиослушательнице, которая изругала "Старухи", она, наверное, не выезжала за кольцевую дорогу. Наверное, фильмы Шукшина и другие она бы тоже назвала гадостью, но у меня вопрос к Ирине Евгеньевне. Вот вчера Альбац вечером сильно сокрушалась, что у нас непомерные потери в живой силе, что она вся кипит от того, что ей не удается доказать своим собеседникам, что вот это вот нехорошо, и так далее и так далее. У меня к Ирине Евгеньевне вопрос, Ирина Евгеньевна, вы согласны с тем, что если бы не было таких вот потерь, конечно, жаль, что они были в таком количестве, но если бы их не было, то сейчас, ни в Западной Европе, ни в России ни одного еврея живого не осталось бы? И вот Альбац, которая представляет эту нацию, она плачет, изгаляется над этими потерями, как только она не крутилась, как вошь на гребешке.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ Кирилл, спасибо вам большое за то, что вы сказали, но дело в том, что я не знаю, я вот скажу свое мнение. Дело в том, что мнение Кирилла, это мнение, во-первых, это не про телевидение, это больше в нашу передачу "Без посредников", которую ведет Венедиктов. Вы понимаете, Кирилл, ну, вот что вам возразить или как поднять эту дискуссию, про Альбац, которая представляет эту нацию и про ее точку зрения. Может быть, она права, может быть, она не права, может быть вы правы. Просто тут обсуждать нечего.

И.ПЕТРОВСКАЯ - По идее, нечего, тем более, что много сказано про то, что потери действительно непомерные, и что они могли быть меньше, если бы не брали к 1 мая, к 7 ноября города. И не вступили бы в войну в таком состоянии, в котором вступили. Ну, что говорить-то, уже многие умы до нас это сказали, более компетентные люди.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ Сейчас сделаем паузу, после этого у нас есть еще немного времени.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ Ирина Петровская отвечает на ваши вопросы по телефону 203-19-22, подчеркиваю, только на телевизионные вопросы, на вопросы про телевидение, и на пейджер 961-22-22 для абонента "Эхо Москвы". Следующий звонок, Алле, добрый вечер!

СЛУШАТЕЛЬ Добрый вечер, меня зовут Владислав. У меня такой вопрос, по поводу "Культуры", что вам известно по поводу новых программ Феликса Разумовского и второй вопрос, вот у нас сейчас программа прошла "Неизвестная война", как вы считаете, уместно ли называть так войну, которую мы выстрадали, неизвестной войной. Когда-то давно называлась просто киноэпопея. Просто мы сейчас называем по американскому манеру его. Ведь снимали, совместно делали, Америка и Россия, а мы называем ее почему-то "Неизвестная война". Спасибо.

И.ПЕТРОВСКАЯ По поводу Феликса Разумовского, не известно мне, какие новые проекты. По поводу "Неизвестной войны, это старый уже фильм, поэтому, когда он делался и когда он выходил на экраны, это действительно была для американцев, для Европы даже во многом неизвестная война. Я не вижу здесь ничего оскорбительного для нас. Да, мы показываем этот фильм совместного производства, и для этого менять его название и, вместо неизвестной войны делать "Известную войну", ну, довольно глупо. Мы показываем другие западные фильмы и ничего в них не меняем. Такие условия, извините.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ 203-19-22, следующий звонок телефонный. Алле, добрый вечер! Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ Александр. Пара вопросов. За что выперли Петровича с 31 канала?

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ Петровича Вы что имеете ввиду?

СЛУШАТЕЛЬ Там была такая забавная программа "Подозреватель"

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ А, да, да "Подозреватель", так. И второй?

СЛУШАТЕЛЬ И второй, Ирина, вы постоянно смотрите телевизор, какое у вас зрение?

И.ПЕТРОВСКАЯ За что "Подозреватель" выперли не знаю, по-моему, это довольно давно уже произошло. Как всегда, я думаю, что это произошло, потому, что так решает канал и его руководство. Зрение у меня плохое, причем, к сожалению, с детства, лет с 14, я хожу в очках, в очках только не сплю, а так все время в очках, -5,5, с возрастом это будет чуть-чуть уменьшаться в сторону дальнозоркости. Ну, естественно, мой род деятельности не способствует тому, чтобы иметь хорошее зрение. Если, естественно, говорить в прямом смысле выражения "хорошее зрение или плохое". А так, мне кажется глаз у меня еще вполне зоркий.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ А вот кто это нас спрашивал про неизвестную войну, кто, как имя, Александр или, вот я не помню уже. Вот, помните, тут один радиослушатель упомянул передачу Альбац. А вот он, вот этот радиослушатель говорил, почему мы говорим, "неизвестная война", вот смотрите: "Матвей Юрьевич полностью присоединяюсь к вам, Альбац молодец, но она не сумела переубедить замшелого историка, который заступался за власть, погубившую столько людей", Марьяна. Вот, понимаете, вот потому и неизвестная война, что до сих пор мы не понимаем, сколько полегло народу, как вел себя главный человек в той стране, которая была.

И.ПЕТРОВСКАЯ Да не похоронили еще скольких людей с той войны.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ Вот, понимаете, потому "неизвестная война", потому, что, мальчик один из Белоруссии был у нас гостем на радиостанции, и мы его спросили про то, что копают и находят. И он так сказал, махнув рукой, - да у нас, где ни копни. Понимаете, вот почему неизвестная война. 203-19-22, еще один телефонный звонок и пейджер. Алле, добрый вечер! Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ Александр Николаевич. Здравствуйте, у меня маленькая реплика по поводу "Неизвестной войны". Когда фильм вышел, это действительно была неизвестная война для американцев, а сейчас она неизвестная война для нашей молодежи.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ Это вы правы. Абсолютно правильно.

И.ПЕТРОВСКАЯ Я тоже, кстати, думала на эту тему, чем дальше живем, при том, что, казалось бы, День Победы так широко отмечается, столько фильмов военных. А возьмем подростков нынешних и спросим, давайте, и услышим, как о Бородинской битве, наверное, что-нибудь.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ Нет, если говорить серьезно на эту тему, то, что сейчас сказал Александр Николаевич, это большая проблема, безусловно, которой должны озаботиться, я бы так сказал, государство. Дело в том, что это не вина молодежи, вот так, как мы себе представляем Первую Мировую войну, не зная - карикатурный француз, карикатурный австро-венгр. Понимаете, в основном по Гашеку все. Точно так же, эта война все дальше и дальше отходит, и происходит одна нехорошая вещь - чем дальше эта война отходит, тем больше государство понимает, что эта война должна становиться каким-то символом. Но, даже массовый повтор популярных фильмов, концертов с военными песнями, которые предоставляет нам государственной телевидение или, даже, негосударственное, не делают свое, потому, что это лишено эмоциональной окраски. Ну, вот, как если мы смотрим фильм Чаплина. То есть должны быть какие-то другие механизмы, должны быть сняты новые фильмы, типа "Звезда", новое кино, которое должно быть сделано, новые телевизионные передачи.

И.ПЕТРОВСКАЯ И еще, обязательно это должно дома происходить, потому, что, все равно, вот мы внуки погибших, вот у меня дед погиб. И мы это вот, я эмоционально через себя пропускаю и помню. А только дома, вот, с маленького возраста надо водить ребенка к Большому театру, пока живут фронтовики, чтобы они гвоздичку вручали дедушке или бабушке, чтобы вот на этом уровне они понимали, что такое была война. Никакое государственное просвещение ничего не сделает.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ Да, ну все, мы дали задание государству, что ему делать. Но, это серьезная проблема, прошу прощения за тавтологию. Потому что, все это сначала в виде трагедии, а потом в виде фарса, как известно, а такое же может получиться с войной. А, поскольку у меня там три четверти семьи полегло, мне не хотелось бы, чтобы такое получилось. Ну вы помните эту историю, когда спрашивали на 70-летие Хрущева, кто такой был Хрущев, у молодежи. И молодежь отвечала, что это какой-то политический деятель времен 17-го года, а когда молодежь спрашивали, как он выглядит, отвечали, что такой лысый с бородой. Понимаете, нельзя винить в этом молодежь, это проблема старших, вот это проблема воспитания, проблема пропаганды, мы должны знать своих героев, но как их знать, не просто барабанным боем этой памяти, которой нас заставляют шагать вместе со всеми в этой минуте памяти, как все шагают. Мы будем шагать другим путем, другая колея. Как в песне Высоцкого. Ирина Петровская была у нас и обновленный Ганапольский. Как звали того человека? Лев?

И.ПЕТРОВСКАЯ Лев Иванович.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ Лев Иванович, не дождетесь. Итак, напоминаю, следующая наша программа, там тоже будет выход, там тоже много вам перчика на одно место, потому, что будет Анна Политковская и Владимир Зорин и будем говорить о теракте в Грозном.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024