Купить мерч «Эха»:

Ирина Петровская - Ирина Петровская - Особое мнение - 2004-06-21

21.06.2004

21 июня 2004 года.

В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Ирина Петровская - журналист, телекритик.

Эфир ведет Ксения Ларина.

К. ЛАРИНА - "Персонально вашей" сегодня будет Ирина Петровская, с которой я здороваюсь с удовольствием. Добрый вечер, Ира.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Добрый вечер, Ксюша.

К. ЛАРИНА - Я уже сказала Ире, что я ей не товарищ по прошедшей неделе телевизионной, поскольку я была увлечена и до сих пор увлечена футболом, "Евро-2004", смотрю исключительно футбол. Я подумала, хорошо, что я сегодня веду эфир, спрошу у Петровской, а что там еще показывают.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я вынуждена ответить в этой ситуации, что я тоже не вполне товарищ, поскольку я неделю провела на фестивале "Вся Россия", это был такой всероссийский фестиваль прессы, со всей страны приехали журналисты в Дагомыс, в Сочи. Проходили всякие "круглые столы", семинары, не говоря уже о более увлекательном занятии - купании хотя и в холодном, но море. Конечно, тоже футбол. Естественно, что-то смотрела, так что, надеюсь, не буду совсем уж перед нашими слушателями обнажена.

К. ЛАРИНА - Тем не менее вопросы принимаются, пейджер 961-22-22, для абонента "Эхо Москвы". Телефон прямого эфира, который мы сегодня обязательно включим, 203-19-22. Вот с чего я хотела бы начать. У нас в воскресенье в программе "Телехранитель" был генеральный директор 1-го канала Константин Эрнст. Среди вопросов слушателей одним из главных вопросов был по поводу прямого эфира передач, которые, по идее, должны быть в прямом эфире, т.е. программа "Времена" и программа "Основной инстинкт". На что Константин Эрнст ответил, что поскольку эти передачи идут на всю Россию, то они выходят в прямом эфире на орбиту так называемую. Ну, ты знаешь.

И. ПЕТРОВСКАЯ - На спутник, на регионы.

К. ЛАРИНА - И потом в том же режиме, мол, повторяются.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это было лукавство в этом ответе. Потому что да, Владимир Владимирович Познер с "Временами", действительно, выходит на Дальний Восток и Урал днем в прямом эфире, а потом уже повторяется на Москву, на европейскую часть в записи, а программа "Основной инстинкт" не выходит в прямом эфире ни на какую орбиту. Она пишется заранее, за день в лучшем случае до эфира. Поэтому не вполне это так. Я-то абсолютно убеждена, что программы такого рода, действительно, должны идти в прямом эфире. И если, скажем, говорить о безвременно ушедшей от нас "Намедни", то как раз Парфенов работал так: он выходил в прямой эфир на орбиту так называемой и в прямой эфир на европейскую часть.

К. ЛАРИНА - При еженедельном режиме вполне можно себе это позволить. Я так понимаю, что и Александр Герасимов с программой "Личный вклад" также выходит два раза в прямой эфир на орбиту и вечером. Новости, в конце концов, идут же в прямом эфире по всем телеканалам.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Новости идут обязательно в прямом эфире. Более того, поскольку эти программы хотя и итоговые, но все-таки они привязаны во многом к событиям недели, я имею в виду такие как "Намедни", то часто бывает, что к моменту, когда программа выходит в Москве, происходит еще какие-то события, как бывало, когда, не дай господь, случались теракты или что-то в этом духе.

К. ЛАРИНА - Насколько принципиален для тебя факт прямого эфира? Потому что обычно телевизионщики всегда на это отвечают, отмахиваясь: дался вам этот прямой, она выходит точно такая же, как и записанная, мы ничего не режем, как писали, так и выходит.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Тоже лукавство. Ты работала тоже в прямом эфире и в эфире вообще. И я работала, когда вела "Пресс-клуб". И могу сказать, что есть какое-то внутреннее, его довольно сложно описать словами, отличие. Но казалось бы, вышел, записался, те же гости, та же тема. Но когда программа была в прямом эфире, а у нас она, как правило, все-таки была в прямом эфире, совершенно другое внутреннее состояние как у гостей, так и у тебя. И те, кто приходят ... всегда есть такие люди подозрительные, что вот меня вырежут, я не успею сказать, вот, пожалуйста, у тебя есть шанс сказать все, что ты сможешь, успеешь, и выглядеть так, как ты выглядишь. И потом еще важная вещь. Эти программы... я имею в виду сейчас даже не "Времена", потому что они последнее время обсуждают... Ну, футбол, как вчера, например, важная тема, но все-таки не тема для общественно-политической главной программы. А если говорить о программах "Основной инстинкт" или "Свобода слова", то ведь иногда тема тоже меняется просто в день, когда программа должна выйти в эфир, потому что произошло что-то. Как было, например, если мы вспомним, когда убили Юшенкова. В этот день "Основной инстинкт" был записан на какую-то совершенно другую тему. И у людей - зрители-то думают, что все в прямом эфире, почти все идет в прямом эфире - создалось странное ощущение, что Сорокина, человек, в общем-то, либерально-демократического направления вообще никак не отреагировала на такое событие. А она не виновата в этой ситуации. Точно так же, как бывали какие-то другие истории, когда выходил уже записанный заранее Владимир Владимирович Познер, и тоже было странное ощущение. Тогда давали, правда, бегущую строку, что эта программа писалась такого-то числа.

К. ЛАРИНА - Тогда закрывая эту тему - хотя слушатели, может быть, ее еще поднимут, - давай вспомним, что на сегодняшний день в прямом эфире политическое ток-шоу выходит только одно-единственное. Это "Свобода слова" Савика Шустера на канале НТВ. Больше ничего.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, пока осталась только одно. И то, если мы вспомним, в начале сезона тоже были проблемы.

К. ЛАРИНА - Во время предвыборной кампании.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, как раз во время предвыборной кампании они перешли на прямой эфир. И пока с тех пор, слава богу, держатся в этом режиме. Во время предвыборной кампании они тоже выходили в прямой эфир на регионы днем. И иногда даже тему под регионы выбирали. Потому что темы московские, так скажем, и центральные не всегда волнуют тех, кто живет в регионах. Это вообще отдельная проблема. Нам кажется здесь, что все, что здесь происходит, и есть самое важное, а на самом деле людей в других городах и весях волнуют часто совсем другие вещи.

К. ЛАРИНА - Сейчас мы прервемся на минуту рекламы, затем вернемся в студию и обратимся к вашим вопросам, уважаемые слушатели и телевизионные зрители.

-

К. ЛАРИНА - Я смотрю на вопросы, которые пришли по Интернету. Здесь хорошие есть вопросы. Вот, например, от Георгия Андреевича Головина из Москвы: "Сегодня, если я не ошибаюсь, годовщина отключения ТВС. Как вы полагаете, уважаемая Ирина, если бы этого не случилось, у нас в стране было бы другое телевидение? Другое в смысле иное, не такое, как сейчас".

И. ПЕТРОВСКАЯ - Всегда гадать если да кабы дело неблагодарное. Хотя вы правы, действительно, в ночь на 22 июня - многие увидели в этом зловещий символ, поскольку мы люди, привыкшие вообще жить символами - отключили ТВС. Надеялись, что, может быть, это будет не навсегда, но выяснилось, что навсегда. Наверное, было бы в чем-то другое. Потому что все-таки наличие иного мнения в эфире сегодня, мне кажется, особенно актуально. Вот я ощущаю это.

К. ЛАРИНА - Что-то героическое в этом есть, как у Мюнхгаузена.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мне не хватает того телевидения, что было. Хотя, конечно, история ТВС была столь краткой и печальной, что каких-то вершин оно не достигло, да и не могло в тот период достичь. Потому что в ситуации бесконечной борьбы и угрозы, когда реально приходится думать о выживании, трудно думать о вершинах творчества.

К. ЛАРИНА - Вопрос, не один раз повторяющийся, так или иначе связанный с фигурой, извините за выражение, Филиппа Киркорова. Вот как Ира Розанова из Москвы формулирует этот вопрос: "Будет ли наказан хамло Киркоров?"

И. ПЕТРОВСКАЯ - На самом деле, очень бы хотелось. Потому что это как-то даже уже символично. Вот этот случай перевесил или переполнил чашу терпения многих. Эти люди этого направления, вот такая попса, они сегодня, наверное, ощущают себя властителями мира, судеб, мира, кумирами, стали просто позволять себе самые недопустимые вещи. Даже ведь дело не в том, что Киркоров в принципе нахамил. А он нахамил женщине в лицо, девушке.

К. ЛАРИНА - Да еще нахамил, зная о том, что его снимают в это время. Т.е. в голову не пришло...

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я наблюдала это. Это отдельная вещь. Они когда выезжают в провинцию так называемую, так уж они вообще себе позволяют все, что только душе их угодно. Я лично однажды несколько лет назад летела с фестиваля ТВ-6, еще сагалаевского, из Красноярска. Тогда они устраивали такие масштабные празднования своего канала и привлекали в том числе певцов, музыкантов. И мы летели в самолете, они были после концерта и, очевидно, после обильных возлияний. Там была масса народу. И как они куражились с самолете, не считаясь ни с чем... Они не знали, что еще журналисты летят. Они думали, что это простые люди, и они куражились. В частности, один из них, не буду уж сейчас называть, очень тоже известный и популярный... по-видимому, стюардессы тоже млели, видя столько таких потрясающих лиц, небожителей. Он подошел к радиомикрофону и объявил, что говорит командир корабля, не волнуйтесь, товарищи пассажиры, но самолет наш падает. Сидящая рядом со мной коллега, не очень молодая, буквально посинела и стала сползать с кресла, потому что боялась вообще летать, и тут такое. Там дети летели. И мы с журналисткой из "Комсомольской правды" Олей Бакушинской вступились за поруганные права простых граждан. И тогда один из них, а это был Агутин, назову, потому что он особенно куражился, он вдруг посерьезнел, резко перестал быть пьяным, каким он все время себя демонстрировал и показывал, подошел и сказал серьезно: извините, пожалуйста, мы не знали, что здесь журналисты, мы думали, здесь простые люди. Поэтому то, что Киркоров знал, что его снимают... Ростов-на-Дону, да подумаешь... В любом случае для них скандал - это еще дополнительный двигатель рекламы. Но меня вчера поразили в "Вестях недели" его коллеги, в общем, мне казалось, достойные...

К. ЛАРИНА - Александр Розенбаум, Надежда Бабкина, Агутин тот же там был.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, Агутина поэтому я и вспомнила. Которые его защищают. Они считают, что его кто-то подставил, вынудил на такое хамство, что это провокация.

К. ЛАРИНА - Меня поразило, цитирую Александра Розенбаума, что он сказал, что вы будете писать то, что вам позволено. Эта фраза меня совершенно потрясла.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А они воспринимают... Кстати, журналисты, наверное, те, которые обслуживают, так скажем, шоу-бизнес, тоже в этом виноваты. Потому что они воспринимают журналистов как обслуживающий персонал, с которым можно вот так себя вести грубо, вырывать фотокамеры, ломать камеры, выдергивать пленку, иногда даже рукоприкладством заниматься. И это полное безобразие. Мне кажется, инициатива региональных - тоже показательно - журналистов, радиожурналистов, которые объявили ему бойкот, она пусть даже ничем не закончится и ни к чему не приведет, но хоть какой-то урок, хоть какое-то, даже такое, наказание. Понятно, что никакие исправительные работы означенному товарищу не грозят. И еще меня что глубоко возмутило в этой ситуации, что коллеги, которые присутствовали на этой пресс-конференции, не возмутились, не встали... Вот все бы встали, пошли и сказали: не хотим просто с хамом разговаривать, который не умеет с женщиной разговаривать и вообще по-человечески. Конечно, мне кажется, переборчик есть в этих сюжетах, когда показывают подробно, повторяют, потом без звука, но по мимике понятно, что за слова он произносит. Действительно, все равно те, кто на него молятся, будут продолжать молиться и будут считать, что там этим журналюгам и надо.

К. ЛАРИНА - С другой стороны, показывали когда сюжет уже из этой ростовской газеты, в которой работает девушка-журналистка, там главный редактор, разбирая эту немереную почту, живые письма от людей, показывая нам на экран монитора, где идет электронная почта, он говорит, что я не предполагал, до какой степени дошла нелюбовь к этому человеку в народе.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мне кажется, Ксюша, что это не только к этому нелюбовь, а вообще к попсе, к этому засилью попсы, которое обычно достигает своего апофеоза в праздники, особенно в новогодние дни. Вспомним новогодний эфир. Вот эта вся семья и примкнувшие к ним со всех сторон зайчики и белочки, они же царили бесконечно, они наше всё. А выясняется, что не наше всё. Это, кстати, ответ тем продюсерам, которые говорят: ну они же самые востребованные. А если другого-то нет, как ты востребуешь чего-то другое. И поэтому они абсолютно уже распустились и охамели. Кстати, наша мадам примадонна при все при том тоже ведь не блещет особым воспитанием, общаясь с журналистами, и теми, кто ее окружает. Это общий стиль такой и тон. И то, что много писем, и то, что бойкот, это да, это накопилось, это реакция нормальных людей на абсолютно неоправданное засилье во всех эфирах, радио-, теле-, везде, в желтых газетах исключительно одних и тех же лиц, голосов. Кстати, когда показывают, как тот же самый хамящий Киркоров поет без "фанеры", то это без слез-то не выслушаешь.

К. ЛАРИНА - А что касается концертной программы, не только в праздничные дни, но и в выходные, в субботу и воскресенье, когда открываешь программу телевидения на неделю, это просто уже до смешного доходит, когда каждую субботу-воскресенье: "Премьера. Надежда Бабкина, Валерий Леонтьев, Александр Малинин в юбилейном вечере Игоря Николаева". На следующий день - "Премьера. Игорь Николаев в юбилейном вечере Бабкиной".

И. ПЕТРОВСКАЯ - Они живут в отдельной стране какой-то и отдельном мире. Они ходят друг к другу в гости, за ними шлейф из камер, фотоаппаратов, их снимают, каждое их слово... Вот так вдуматься: Валерия выходит замуж. Христос навстречу... 28 раз кто-то выходит замуж. Все камеры, все события, газеты на первых полосах, показывают... Не понимаю. Т.е. я понимаю, это законы этого типа прессы. Но все равно, что, в стране событий больше нет, что ли.

К. ЛАРИНА - Я все-таки хотела тебя спросить о впечатлениях телевизионных. Все-таки, кроме футбола, что ты успела увидеть? Кстати, на футболе ты видела выход твоего любимого персонажа Отара Кушанашвили?

И. ПЕТРОВСКАЯ - А как же. Это из той же оперы. Этот человек, между прочим, это поле формировал и этот тип поведения. Он же точно такой же. Для него, в общем... как это, есть выражение про мать, я забыла... Не то что вы подумали. В общем, не пощадит ни мать, ни отца.

К. ЛАРИНА - Ради красного словца, не пожалеет и отца.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну и мать тоже заодно. Это их клиент. Непонятно, кто кого взрастил. Жалко тоже, что наказание-то не последовало, а хорошо бы.

К. ЛАРИНА - Он там сутки просидел в кутузке португальской.

И. ПЕТРОВСКАЯ - В португальской кутузке, я думаю, ничего, просидеть сутки, хотя, может, и жарко, но хоть какая-то острастка. Про другие впечатления. Вчера было 70 лет, юбилей Юрия Иосифовича Визбора. Были несколько очень хороших программ, в частности "Пестрая лента", ее, по-моему, повторили, она в свое время выходила на ТВС еще, с дочерью старшей Юрия Иосифовича. Потом были "Большие родители" Константина Смирнова на 1-м канале. На "Культуре" был целый блок. Показали замечательный фильм Ларисы Шепитько "Ты и я". У меня так сложилось, что я знала Юрия Иосифовича, поскольку с его дочерью Татьяной мы учились в одной группе. Юрий Иосифович как-то нас девчонок полюбил и водил иногда на концерты. В частности, повел на "Ты и я" году, наверное, в 80-м. Он шел каким-то там третьим экраном, потому что в свое время он же не был принят, считался идеологически порочным. Я очень хорошо помню, как мы выходим из кинотеатра "Художественный", стоим, Визбор уже был такой грузный, в черных очках, темных, мимо пробегают какие-то девицы стайкой, говорят: Визбор хорошенький... Но его непосредственно не узнали. Очень хорошие, теплые были программы. А вчера еще был в концертном зале "Россия" вечер, посвященный 70-летию. Тоже удивительная была атмосфера. И удивительно то, что, действительно, ведь 20 лет прошло, сейчас 70 лет ему, как он родился, и через несколько месяцев 20, как он умер. И он все значительнее становится. Хотя для части населения он по-прежнему автор одной песни "Милая моя" и автор одной роли Бормана.

К. ЛАРИНА - "Лыжи у печки стоят".

И. ПЕТРОВСКАЯ - Даже "Лыжи у печки" могут сказать автор народный, а "Милая моя" точно знают, что Визбор.

К. ЛАРИНА - Я очень люблю его фильм еще "Июльский дождь", он там потрясающий.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Потрясающие фильмы. Но так бывает, Борман все перевесил. И этот Борман для него просто был фактически проклятием. Он сам рассказывал, что после этого ему стали предлагать только злодеев и фашистских ужасных людей. Смешно, как ему советовали. Он хотел отказаться от роли Бормана, говорит, что не знает, чего там играть. И тогда ему человек в ЦК, где проходили утверждение все актеры, сказал: играйте секретаря обкома. Кстати, его там озвучивает другой актер, потому что у него такой обаятельный голос, что он придаваль ненужного обаяния фигуре Бормана.

К. ЛАРИНА - У нас сейчас новости, потом реклама, потом возвращаемся в студию. И уже давайте будем разговаривать с вами по телефону 203-19-22.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА - Наш телефон 203-19-22. Пока шли новости и реклама, я смотрела, какие вопросы вы задаете на пейджер. Там в основном все повторяется про Киркорова. Думаю, что мы не будем к этому возвращаться. Но там есть один смешной вопрос. "Ирина, кто такой Тинькофф, который один такой?"

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это, насколько я понимаю, пивовар, руководитель компании. Я его видела. Кстати, он был на "Школе злословия" у Татьяны Толстой и Дуни Смирновой. Оказался довольно симпатичный человек, такой живой, молодой очень.

К. ЛАРИНА - Он такой один.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Он, наверное, такой один, особенно если учесть те рекламные ролики, которые периодически появляются в эфире и рекламируют пиво, но всегда они с каким-то эротическим странноватым подтекстом. Так что во всех смыслах, вероятно, он один такой. Но пиво этой марки мне почему-то так и не довелось пока попробовать.

К. ЛАРИНА - Я включаю телефон 203-19-22. Милости просим в прямой эфир, уважаемые телевизионные зрители.

ГАЛИНА МАРКОВНА - У меня такой вопрос. Почему телевидение, тратящие огромные средства на оформление, так однообразно? Например, церемония вручения, все калька с "Оскара". Я вчера совершенно случайно попала на 1-м канале, был День медиков вчера, вручали премии медикам.

К. ЛАРИНА - Что вас не устраивает? Что идей нет новых?

ГАЛИНА МАРКОВНА - Да. Это тупиковое. И ток-шоу, то же самое, по кальке одной.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Очевидно, есть определенные законы жанра, формы, формат. Ток-шоу, там мало чего можно придумать. Можно гостей в середину посадить...

К. ЛАРИНА - Церемония вручения то же самое.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Может быть один ведущий, может быть два. Я не очень представляю, что там еще. Бывает, разнообразят концертными номерами. Но это еще хуже. Потому что уж либо концерт, либо церемония вручения. Все зависит просто от квалификации ведущих, как правило, от того настроения, которое они создают. Я не люблю тоже пафосных церемоний. А иногда бывает довольно весело, оригинально. Кстати, тут был вопрос на пейджер, появились Борис Берман и Ильдар Жандарев на открытии Международного кинофестиваля, спрашивают, действительно ли они теперь будут опять в прямом эфире. Я спрашивала недавно у Константина Эрнста насчет Жандарева и Бермана. Они будут по-прежнему делать "Интересное кино". Но эта программа появляется не чаще одного раза в месяц. Если вы смотрите программу, вы понимаете, что это настолько затратное... я имею в виду времени сколько нужно, чтобы снять именно кино, фильм об актере. Поэтому больше никак не получится. А на другом канале в другом эфире, наверное, так не принято сегодня работать.

ЮРИЙ - Не касаясь непосредственно г-на Киркорова, я бы хотел отметить. Ну что вы к нему пристали бедненькому. У нас есть другой не менее фотогеничный, телегеничный герой, по фамилии Жириновский, который и женщин и за волосы таскал, и чуть ли ни в "Мерседес" свой затаскивал. Ничего с ним не случилось, все нормально, совершенно прилично. Его и на НТВ приглашают, несмотря на скандал.

К. ЛАРИНА - Но он тогда извинился.

ЮРИЙ - Ну а не менее известный человек, который вышел и на весь мир сказал, что я не могу дозвониться до Генерального прокурора... Так что все вполне укладывается в общую культуру.

К. ЛАРИНА - Спасибо, Юрий. Это реплика скорее, чем вопрос.

И. ПЕТРОВСКАЯ - С Жириновским, я бесконечно на эту тему... Первая, по-моему, начала говорить о том, что необходимо некоторые санитарно-гигиенические, не цензурные, а именно вот этого порядка ограничения. Действительно, можно время от времени организовывать бойкот, потому что ничего страшнее для политиков этого типа нет, чем отлучение от СМИ. К сожалению, мы так устроены, что скандал - двигатель всего. И в нашей профессии тоже. Я откажусь, так другой позовет. Поэтому ограничения здесь не действуют.

ЕЛЕНА - Меня вопрос интересуют по поводу комментариев, которые проходят на телевидении, в частности по футболу. Это в том контексте про Киркорова, когда звездам можно все. Я сейчас говорю о спортивных комментаторах, которые футбол комментируют. Виктор Гусев, в частности, в 1-м матче перепутал вратарей, футболистов.

К. ЛАРИНА - Т.е. такая небрежность вам запомнилась.

ЕЛЕНА - Да. Вот это кто-нибудь отслеживает потом, как-то их... Или, предположим, Уткин, к которому я очень хорошо отношусь, мяч называет игровым снарядом. По-русски никак нельзя назвать?

К. ЛАРИНА - Это он шутит.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Елена, мне неловко ответит на ваш вопрос, что я отслеживаю, но тем не менее я в минувшую субботу на эту тему написала, что из всех свобод, которые существуют в нашей профессии, мы добились свободы журналистской оплошности, даже не погрешности, а небрежности. И как раз у меня там примеры из Василия Уткина, который комментировал матч Россия - Испания. И там были такие перлы. Просто сейчас не могу вспомнить. Но помню, например, играет какой-то испанский футболист на "ять", на "ижицу". Залезла в словарь, на ять таки существует выражение, делать что-то на ять, отлично, а ижицу прописывали, т.е. секли, это было наказание. Или не то что греков никто ни в грош не ставит, а точнее, ни в драхму. В общем, было множество перлов.

К. ЛАРИНА - Знаешь, когда это в прямом эфире происходит, я даже готова простить. Потому что увлекаются люди собой. Потом, действительно, у нас прямой эфир такая редкость, что пусть лучше так, лишь бы это был прямой эфир.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это да.

К. ЛАРИНА - А вот когда это в корреспондентском материале, вот это меня поражает. Буквально недавно, когда произошло несчастие с актером Афанасием Кочетковым, трубили об этом все каналы, вспоминая его творческий путь, его биографию, один из корреспондентов сказал, что он 6 раз сыграл роль Михаила Горького.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Очень много таких примеров. Если это отслеживать, то это целые материалы на эту тему.

К. ЛАРИНА - Это редакторская работа.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А скажем, неправильное употребление слов. Вот тоже празднование 12 июня, Жанна Агалакова выходит в новостях и говорит: наш корреспондент находился в эпицентре празднования на Красной площади. Это абсолютно уже как будто бы новый смысл появился. Эпицентр - это точка над землетрясением. Т.е. получается, что несчастный корреспондент оказался где-то наверху. А где трясло тогда? Я боюсь, что скоро уже появится новый смысл в словарях, напишут новое - просто центр событий. А все происходит из-за того, что хотят говорить красивые, модные слова, не зная их смысла.

К. ЛАРИНА - Закончить чтобы эту тему... Я уже вспоминала вчера в эфире смешную оговорку, я надеюсь, тоже спортивного комментатора: посмотрите, какой калорийный персонаж.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Однажды при мне одна культурная, вернее стремящаяся к культуре, дама на свадьбе сказала: посмотрите на нашу пару молодоженов, какая гормональная пара.

К. ЛАРИНА - Давайте еще звонок.

НИНА БОРИСОВНА - Я хотела узнать отношение Ирины к программы Пушкова "Постскриптум" на 3-м канале.

К. ЛАРИНА - А вам что-то конкретное нужно узнать у Ирины или просто ее мнение об этом передаче?

НИНА БОРИСОВНА - Да, просто мнение.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я много раз говорила. Почему-то на каждой программе возникает вопрос об отношении к Пушкову. В данный момент мне бы не хотелось отвечать, потому что мы вольно или невольно с Пушковым теперь коллеги по радиоэфиру "Эхо Москвы". Но я могу сказать одно, элегантно выражаясь, что это не входит в разряд моих программ любимых и тех, к которым мне важно прислушаться и что-то понять. Мне кажется, что там некоторая доля тенденциозности присутствует, в том числе авторская, а иногда идеологически задаваемая, видимо, именно на этом канале.

К. ЛАРИНА - У нас останется еще минутки две. Думаю, на один вопрос еще из Интернета Ирина, может быть, ответит. А с телефонными звонками мы пока закончим.

-

К. ЛАРИНА - Еще минут 5 у нас есть. Вопрос от Бориса: "Многие каналы именно летом пускают в тестовом режиме новые проекты. Известно ли что-нибудь Ирине Петровской о том, какие проекты зрители смогут увидеть этим летом?"

И. ПЕТРОВСКАЯ - По моим сведениям, пока никаких новых тестовых проектов не запускается. Наоборот, уходят все в отпуск. Я думаю, что нас, как обычно, ждет мертвый сезон повторов. И тогда у критика наступает просто тяжелейшая пора.

К. ЛАРИНА - Есть над чем потрудится критику. Я тебе сейчас скажу. 13 июня, на следующий день после Дня России, когда еще выходной был, по какому-то из каналов был показан, повторен новогодний "Голубой огонек".

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это по российскому каналу был повторен новогодний "Голубой огонек". Это очень остроумно. Там, кстати, еще Михаил Ефимович Швыдкой как министр культуры фигурирует и прыгает этот знаменитый номер, прыгает зайчиком вместе с Гурченко. "Иронию судьбы" в свое время показано НТВ. Кстати, по-моему, на следующей неделе показывает какой-то из каналов типа ТНТ. В жару "Ирония судьбы" - это что-то особенное, какой-то эффект незапланированный возникает.

К. ЛАРИНА - Вопросы с пейджера. У нас есть очень активный слушатель в Донецке, Михаил Кантор, которого Ира тоже отметила.

И. ПЕТРОВСКАЯ - У меня был учитель истории в школе Кантор. Может, это родственники.

К. ЛАРИНА - Так вот один из вопросов очень важный. "Если бы Путин вам предложил кресло министра печати, вы бы согласились? Какие бы первые шаги были ваши?"

И. ПЕТРОВСКАЯ - Начнем сразу, что он бы мне не предложил. А во-вторых, я бы, конечно, отказалась, потому что это сидеть на пороховой бочке. Ведь я бы пришла, если бы я согласилась, на министерство как представитель интересов своих коллег. И вот здесь все время бы возникала такая вилка. Нужно угодить и вышестоящим, и в то же время не обидеть своих коллег. Я, например, глубоко сочувствую тем, кто в это кресло садился в это время.

К. ЛАРИНА - И второй вопрос от Михаила Кантора: "Должна ли быть у журналиста самоцензура и как вы это понимаете?"

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я не люблю слово цензура. Я понимаю это как некие ограничения.

К. ЛАРИНА - Нравственный закон внутри нас.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, нравственный закон внутри нас. И в этом нет ничего особенного. Все крупные корпорации, уважающие себя телевизионные и газетные мира работают на основе этих внутренних ограничений, которые касаются, в первую очередь, показа разных печальных и трагических событий, откровенного показа разных сцен, которые могут шокировать, и так далее. Это целый свод правил. Ничего в них нет ущемляющего вообще свободу слова. Это просто такие вещи, действительно, санитарно-гигиенические нормы, которые позволяют человека сохранить человеком, остаться обществу нормальным обществом, а не сборищем каких-то звероподобных существ.

К. ЛАРИНА - "Ирина, какое будущее вы пророчите Малахову в связи с закрытием "Большой стирки"?" - спрашивает Катя.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мне кажется, у Малахова вполне нормальное, хорошее будущее, потому что в принципе, если отвлечься от форматов, в которых он работал, он очень талантливый человек, очень живой. Я могу не любить "Большую стирку", но я могу отдавать себе отчет и абсолютно понимать, что Малахов человек перспективный, талантливый. Думаю, что он даже вырос уже из этого стирально-прачечного формата.

К. ЛАРИНА - А вообще сам факт того, что программа эта либо закрывается, либо будет каким-то образом меняться, этот факт скорее отрадный для тебя, как для телевизионного критика?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Отрадно только то, что канал, видимо, ищет какие-то пути обновления и хочет пробовать что-то другое. Потому что получаются все время клоны: на разных каналах одни и те же форматы, одни и те же, в сущности, программы. Тем уже просто не остается для обсуждения. Потому что они все просто потрясающе важные: что лучше, брюнетка или блондинка; как лучше, с левой ноги вставать с кровати или с правой. Все уже обсудили.

К. ЛАРИНА - Что вы скажете о таких женских программах, как "Детали" и "Деликатесы"?" - спрашивает Анна.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Наверное, если их смотрят, то у них есть всегда свой адрес. "Деликатесы" более экзотичная штучка.

К. ЛАРИНА - Это что Светлана Конеген делает?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да. А "Детали", очевидно, имеется в виду программа СТС, где Тина Канделаки. Это такой гламурчик, я имею в виду "Детали", светский треп ни о чем, такой аналог интервью, не в желтых, а в глянцевых журналах, где дамы любят узнавать какие-то подробности из жизни людей, которые им интересны. Это имеет право на существование, тем более там особенно не переходятся какие-то грани.

К. ЛАРИНА - Мы уже переходим границы дозволенного, поскольку время истекло. Ирина Петровская наш гость, как всегда, по понедельникам встречайте ее в программе "Персонально ваш". Спасибо, Ира.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Спасибо.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024