Купить мерч «Эха»:

Николай Сванидзе - Особое мнение - 2005-11-11

11.11.2005

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Здравствуйте. Как всегда в 17 часов по московскому времени итоги недели подводит Николай Карлович Сванидзе. Здравствуйте.

Н. СВАНИДЗЕ - Здравствуйте.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Начнем с Ходорковского. Ходорковский написал такое письмо обращение, которое называл "Левый поворот-2" и предложил экономическую программу, и я для тех, кто просто не слышал об этом письме, я прочитаю пару тезисов. Он в своей статье описывает системный кризис, который, по его мнению, ожидает Россию на рубеже 2008 года. Демографическая катастрофа, износ национальной инфраструктуры, физическое вымирание науки, крах вооруженных сил. Дальше цитата: "Люди, которые через 2,5-3 года соберутся править Россией, должны будут понимать, что паразитический подход больше не работает. Поскольку страна неконкурентоспособна и запаса прочности, заложенного Советским Союзом, уже не хватает". Конец цитаты. Игорь, наш радиослушатель он пишет про себя, что он начальник из Москвы. "Господин Сванидзе! Почему вор (Ходорковский) нам даёт советы как нам жить дальше? Может быть, будем слушать убийц и насильников, давать им слово в СМИ как воспитывать детей и т.п. Ваше мнение".

Н. СВАНИДЗЕ - Ну я не понимаю, честно говоря, этого вопроса. Вор Ходорковский, не вор Ходорковский. Любой человек, сто раз я уже об этом говорил в эфире, любой человек, наш собеседник он начальник, вот если начальник, значит успешный и состоявшийся человек. Наш собеседник абсолютно уверен в том, что он не нарушил закон за те годы, за которые он стал начальником, выдвинулся в люди, стал, наверное, получать неплохие деньги относительно. Дай ему бог здоровья и процветания. А дело в том, что выдвинуться на протяжении последних полутора десяток лет, не нарушая закона, на мой взгляд, совсем никогда не нарушая закона, было невозможно. Потому что законы не соответствовали реалиям. Это не вина людей, что они нарушали законы. Поэтому сесть в тюрьму, в России от сумы и от тюрьмы не зарекайся. Поэтому обвинять каждого человека, сидящего в тюрьме в том, что он вор и поэтому ему нужно заткнуть глотку, на мой взгляд, такая форма разговора она неинтересна и неперспективна.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Хорошо, а собственно теперь о том, что сказал Ходорковский.

Н. СВАНИДЗЕ - О том, что сказал Ходорковский, здесь это нужно разделить на две части. На часть чисто констатирующую, а именно те проблемы, с которыми столкнулась Россия, здесь с Ходорковским по частностям можно спорить, можно по частностям соглашаться, во многом, что он говорит, есть справедливость. А вот в тех рецептах, которые он предлагает, я бы усомнился. Потому что вообще вы знаете, очень плохая ситуация для любого человека, который комментирует сейчас любое послание Ходорковского. Потому что Ходорковский как известно сидит в лагере…

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Нет, это неправильно. Мы не комментируем пребывание Ходорковского в лагере. Письмо его рассчитано на публичные комментарии.

Н. СВАНИДЗЕ - Я понимаю. Я повторю, что соглашаться с Ходорковским по содержанию его письма…

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – То есть проблемы, которые он описывает…

Н. СВАНИДЗЕ - Я с ним не согласен. Спорить с человеком, который сидит в лагере, очень сложно. Это не корректный спор. Поэтому я не спорю с Ходорковским. Тем не менее, выражу несогласие с его левой позицией. Левая позиция модная, я не знаю, откуда она взялась сейчас у М. Б. Ходорковского. Я с ней не согласен. Левая позиция не довела Россию до добра в течение последних сотни лет, не доведет и в будущем. И с рецептами, предложенными Михаилом Борисовичем, я не согласен.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – А вообще для вас лично важно, что говорит Ходорковский из тюрьмы? Его какие-то соображения. Я скажу, почему я задал этот вопрос. Сегодня "Эхо Москвы" произвело опрос с таким вопросом, простите за почти тавтологию. Имеет ли значение мнение Ходорковского по актуальным проблемам для наших слушателей. 77% опрошенных придерживаются данного мнения, 23% мнение Ходорковского не воспринимают. Вы относитесь к какой части?

Н. СВАНИДЗЕ - Я воспринимаю мнение Михаила Борисовича как мнение талантливого известного человека, человека, который выдвинулся на ниве бизнеса. Следовательно, он умеет быть успешным. Следовательно, к его мнению можно прислушиваться. В этом плане мне его мнение интересно, так же как и мнение очень многих других людей. Сказать, что мнение Ходорковского для меня прямо эксклюзивно важно, я отношусь к его мнению как к мнению Гуру, ни в коем случае не могу.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Давайте рассмотрим один тезис, который он говорит. Причем не с точки зрения, что это сказал Ходорковский, а просто он обратил на это внимание. Поэтому вычленим его фамилию и просто рассмотрим эту проблему. Мария Семеновна учитель из Москвы говорит: "Ходорковский уже второй раз говорит о возможности потери Дальнего Востока из-за китайской иммиграции. В Москве же про проблему с китайцами даже никто не знает, - она так считает, - так есть ли проблема в том масштабе, о котором пишет Ходорковский?" Я напомню, что в своем письме Ходорковский говорит, что действительно ситуация очень серьезная из-за сокращения нашего населения, из-за постоянной иммиграции китайцев законной, не законной. Де-юре вроде территория наша, а де-факто не наша. Вы в Москве, как вам эта проблема?

Н. СВАНИДЗЕ - Дело не в том, что мы с вами в Москве, Матвей. Проблема действительно существует. Она связана не только с китайцами. Дело в том, что страна наша, как известно огромная, об этом писали авторы до нас и задолго, и скрепить ее исключительно вертикалью властью и административными мерами чрезвычайно сложно. Практически на современном этапе человеческого развития невозможно. Скрепить ее можно только скрепами экономическими. Скрепами экономического интереса. Если наша экономика будет развиваться нормально, если она впишется в динамику развития мировой экономики, тогда я думаю, угроза экономическая и демографическая со стороны Китая для нас будет незаметна.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Ничего не понял.

Н. СВАНИДЗЕ - А чем там понимать? Я, по-моему, все по-русски сказал. Я сказал, если мы будем нормально экономически развиваться, Китай нам не грозит.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Не понимаю связи.

Н. СВАНИДЗЕ - Почему? Если мы будем плохо развиваться экономически…

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Если в стране будет полтора человека, то, какое бы экономическое развитие у нас не было, все равно заселят ту территорию.

Н. СВАНИДЗЕ - Да нет, при чем тут.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – А я не понимаю. Причем тут экономическое развитие.

Н. СВАНИДЗЕ - Дело в том, что экономика и возможность удержать территорию они абсолютно неизбежно коррелируют друг с другом. И если мы не будем нормально экономически развиваться, у нас не будет, в том числе и нормального населения, у нас не будет нормальной возможности экономически удержать те территории. Тут дело не только в демографии. В Канаде, между прочим, на крошечное население приходится огромная территория, одна из самых больших территорий в мире. И, тем не менее, их территориям ничто не угрожает. Здесь речь идет не только о демографии, хотя мы действительно в демографической яме. Речь идет об экономическом развитии. Если мы не сможем заинтересовать зауральские территории, если наша страна будет экономически не в состоянии удержать такие огромные земли, нам будет угрожать и Китай и не только Китай.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – То есть хотя бы как минимум там народ работал на нормальных производствах, получал какие-то деньги.

Н. СВАНИДЗЕ - Естественно. Кстати эта же проблема касается всего связанного с иммиграцией. Невозможно с иммиграцией бороться с помощью скинхедов, фашистов, которые выходят на улицы с соответствующими лозунгами. Лучше бы они крепче любили своих подруг и детей бы побольше рожали. Тогда бы у нас было больше рабочих рук, и соответственно мы меньше зависели бы от иммиграции. Но поскольку мы сейчас от нее зависим очень сильно, нам не избежать иммиграции. И нам придется вписывать мигрантов в наши экономические, политические, социальные реалии и никуда нам от этого не деться. Это связано не только с китайцами.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Вы говорите о вписывании иммигрантов в наши реалии, я не могу не вспомнить, тут для тех, кто не видел, напомню, что у нас был день милиции. И был концерт, посвященный дню милиции, и такая странная была история. Что в этом концерте кроме пафосного советского, что обычно бывает в таком концерте с двуглавым орлом, который там висел, все как надо. Нормальный концерт. Там было много очень смешной, я бы назвал имиджевой самокритики. Я не знаю, вы видели.

Н. СВАНИДЗЕ - Не пришлось.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Короче говоря, те образы юмористические, а там естественно были артисты юмористы, они показывали милиционеров, это были такие приближенные к жизни. Никто никого не мистифицировал. И зал очень мило смеялся. Они видели себя и над собой же смеялись.

Н. СВАНИДЗЕ – Зал, состоящий из тех же милиционеров.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Замечательные люди охраняют порядок, и вообще дай им бог здоровья и с праздником. Пусть с опозданием на один день, но мы их, наверное, поздравляем.

Н. СВАНИДЗЕ - Несомненно.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Я вот что хочу спросить. События во Франции говорят то ли от мягкости, то ли от жестокости. Мы прекрасно понимаем, какие у нас взаимоотношения наших органов внутренних дел разных с приезжими. Эти люди, которые будут приезжать, с чем они будут встречаться, как нам нужно построить свою политику в отношении них, чтобы не произошло то же, что во Франции и даже хуже. Что вы по этому поводу думаете?

Н. СВАНИДЗЕ - Вы знаете, здесь же проблема не только в наших органах внутренних дел. Проблема в нашей всепоглощающей, разросшейся как раковые метастазы, коррупции. И естественно силовые структуры тоже подвластны этой болезни и может быть даже в первую очередь. Но не только силовые структуры. Это болезнь всего общества в целом. И иммигранты, которые будут к нам приезжать, они будут естественно с этим сталкиваться и в это вливаться. Поэтому здесь действовать через ужесточение законов, порядка регистрации, через завинчивание гаек, я даже не буду говорить, что это неправильно, кому-то покажется неправильно, кому-то правильно, это просто в наших условиях бессмысленно. Потому что при нашем уровне коррупции это приведет только к увеличению сумм взяток. И больше ни к чему. Так или иначе, нам нужно будет смириться с тем, что иммиграция для нас неизбежна. И думать над тем, как нам вписывать иммигрантов в нашу жизнь. Не ненавидеть их, не бороться с ними, с тем же успехом можно бороться со сменой времен года. Это неизбежно. Надо думать, как их вписывать в нашу жизнь. Потому что мы без них не сможем жить, у нас недостаточно рабочих рук и чем дальше, тем меньше рабочих рук. Вот те люди, которые сейчас выходят на демонстрации, их не хватит, если даже они вместо демонстрации начнут работать. Их не хватит. Как Европа пришла и Америка кстати, в Америке ситуация легче, потому что там иммиграция более культурная и цивилизационно близкая. Туда приезжают братья по вере, католики из Латинской Америки в основном. А в Европу приезжают и к нам мусульмане. Эта религия от христиан более далекая. Культурно, цивилизационно, исторически. Поэтому людям труднее срастись вместе. Но нам придется срастаться.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – А вот слушайте интересно, чтобы эту тему закончить, хочу вас спросить. Когда были вот эти националистические шествия, то те люди, и вы знаете, есть апологеты вот этого – "Россия - для русских", они говорят одну очень важную фразу. Они говорят: вы говорите это неизбежно, их надо пускать, - и тут они поднимают палец вверх, - помните, что в условиях России это может закончиться в далекой перспективе, внимание, просто демографическим изменением населения, когда Россия перестанет, то есть она будет называться Россией, но жить в ней будут пропорционально совсем другие люди.

Н. СВАНИДЗЕ - Какой кошмар. Какой ужас. Что это будут за другие люди? Эти люди боятся, что у их внуков будет другой цвет глаз, другая форма носа.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Да.

Н. СВАНИДЗЕ - Эти люди думают об этносе. Нет чистого этноса на земле. Нет и давно нет. Американцы это гражданство. Французы это гражданство. Англичане это гражданство. Россияне это тоже гражданство. Что такое русский. Поговорите с любым серьезным этнографом, что такое русский. Нет чисто русской нации. Там и половецкая, и шведская, и татарская, и польская и еврейская. И какая угодно кровь. Нет чистых русских. Никто не знает, ночевал цыган за печкой у его бабушки или нет.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Да ночевал.

Н. СВАНИДЗЕ - Как правило, ночевал. Поэтому думать нужно не о том, какой будет цвет глаз, а о том, выживет ли страна.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Они говорят, что это будет чужая страна.

Н. СВАНИДЗЕ - Что значит чужая.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Представьте себе, что нас уже не будет в это время, через, например, 150-200 лет Россия будет преимущественно мусульманская страна, и вот эти люди говорят: ну как это так, такое не может быть. Их это расстраивает, многих это расстраивает.

Н. СВАНИДЗЕ - Можно расстраиваться сколько угодно. Во-первых, вовсе это не значит, что Россия будет мусульманской страной. Россия будет в том числе, она, между прочим, я напомню, что Россия и сейчас частично мусульманская страна. Не нужно думать, что Россия состоит из одних русских.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Вы поняли, о чем я сейчас говорю.

Н. СВАНИДЗЕ - Я понял. Они боятся утерять свою этническую идентичность, которой на самом деле нет. Нет, я еще раз повторяю, этнически чистых народов. Это выдумка. Выдумка. Нет таковых. Они судят по записям в паспорте, по форме носа, почему есть понятие культуры, есть понятие языка. Если люди с любой формой носа и любым цветом глаз будут говорить по-русски и читать Пушкина, это значит, что Россия сохранится. Вот о чем нужно думать. Если выходить на демонстрации под лозунгами "Россия – для русских", это отпугнет все наши национальные меньшинства.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – А если они будут читать Пушкина в переводе на китайский, на арабский.

Н. СВАНИДЗЕ - А почему же на китайский, почему на арабский. Они будут читать Пушкина по-русски. Язык-то сохранится. Почему он не сохранится?

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Да те, кто когда-то говорили по-латински, они тоже думали, что латинский язык сохранится.

Н. СВАНИДЗЕ – Кстати, латинский язык сохранился…

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Я понимаю, но некоторые маргинальные группы будут говорить по-русски.

Н. СВАНИДЗЕ - Почему же маргинальные. До сих пор есть масса языков, которые основаны на латыни. Итальянцы, испанцы, они могут понимать латынь фактически…

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Хорошо, то есть вы считаете, что процесс неизбежен и как он пойдет, вот так он пойдет.

Н. СВАНИДЗЕ - Я считаю, что противиться иммиграции силовым путем грубым и жестким не только бессмысленно, но и вредно. Потому что Россия лишится национальных республик. Мы распугаем татар, башкир, мы распугаем и отдадим Китаю, кстати, то, чего боятся, тот же Дальний Восток. Вы что думаете, буряты будут спокойно смотреть на то, как демонстрируют в Москве молодчики под лозунгами "Россия - для русских", да они уйдут. Они уйдут к Монголии, к Китаю. Россия останется в пределах княжества Ивана III. И здесь будут править фашистские молодчики в этом княжестве. И это княжество погибнет в свое время.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Тем не менее, скажу…

Н. СВАНИДЗЕ - Это я не пугаю. Это реальные перспективы. Если не думать над тем, что происходит, а только демонстрировать и пытаться решить проблему с помощью бейсбольных бит.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Давайте теперь послушаем телефонные звонки на любые темы.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Вадим из Москвы. Насчет языка, я живу в доме недалеко от рынка, тут у нас, наверное, половина дома уже заселена, как господин Сванидзе ратует выходцами. Ни они, ни их дети по-русски не разговаривают вообще между собой и шум на весь двор, только на родном языке и дети в школе, по-моему, даже не учатся.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Понятно, у меня вопрос к вам. Скажите, собственно мы продолжаем этот извечный разговор, который не потерял своей актуальности в связи с французскими событиями, поджогами машин и так далее…

Н. СВАНИДЗЕ - Если позволите, я потом отвечу на этот вопрос.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Нет, я задаю вам вопрос. Говорится так, что надо уважать меньшинство, но нужно делать так, чтобы меньшинство не портило жизнь большинству. В данном случае как-то надо этих людей в нашу жизнь окунать и чтобы они знали язык. Потому что действительно получается какая-то странная ситуация.

Н. СВАНИДЗЕ - Если их локализовать, если создавать что-то вроде гетто, кстати, в этом ошибка французского правительства, тогда да, они будут…

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – А они не создавали гетто, это так получилось.

Н. СВАНИДЗЕ - Так получилось. Вот если здесь также получится.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Дешевые квартиры в спальных районах.

Н. СВАНИДЗЕ - То разговор на чужом языке будет встречать негатив со стороны русских людей. А враждебность со стороны русских людей будет встречать ответный, неизбежный, нарастающий негатив со стороны приезжих. И вот так все и будет. Что касается рынков…

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Сейчас секунду. Должна быть государственная программа, я условно ее называю, государственная программа ассимиляции приезжих.

Н. СВАНИДЗЕ - Несомненно. Это очень важно.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Ее можно назвать другими словами, чтобы не цепляться за…

Н. СВАНИДЗЕ - Социальная, культурная ассимиляция обязательно должна быть. И тогда великая русская культура, великий русский язык всосет в себя этих приезжих. Обязательно всосет. Это неизбежно. Если думать об этом, а не о том, какие они противные, грязные и какой у них дурацкий язык, какие у них черные дети, вот, кстати, о рынках…

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – То есть главное не давать им оставаться с самими с собой.

Н. СВАНИДЗЕ - Нет, надо впитывать. Они наши.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Я понимаю. Вы сказали: чтобы не было гетто. То есть самое главное, чтобы они не оставались наедине с собой.

Н. СВАНИДЗЕ - Желательно конечно. Что касается рынков, вы знаете, дорогие друзья, проблема ведь не в представителях некоторых кавказских народов, в основном считается, что это азербайджанцев много на московских рынках. Я посещаю рынки иногда. Да, фруктами торгуют люди с восточной внешностью, а мясом и молоком русские. Разве дело в этом. Дело-то в том, что рынками в данном случае у нас в основном правит мафия. И как эта мафия распоряжается местами на рынках, кому она их продает, кому она позволяет там работать, это вопрос коррупции нашего общества, а не наглости приезжих.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – А вот интересно. Смотри, Олег Борисович пишет: "Господин Сванидзе, как ни странно генетики утверждают что, - сейчас страшную вещь буду говорить, но это не я, а Олег Борисович, - что нации существуют. Они даже по-разному воспринимают лекарства и особенности нации заметны с первого взгляда. Не будет никогда всеобщего одинакового населения. Это странные идеи".

Н. СВАНИДЗЕ - А я не говорю, что будет всегда всеобщее одинаковое население. Я просто говорю, что чистота этноса это понятие очень относительное и практически отсутствующее. Я не говорю, что норвежцы похожи на эфиопов. Но чистых норвежцев, хотя норвежцы конечно чище вследствие просто некоторых исторических географических особенностей, скоро уже перестанут быть так чисты. Как шведы уже далеко не чисты. Посмотрите на шведские спортивные команды. Там много темнокожих спортсменов. Но они тоже шведы, они граждане Швеции. Чистых этносов практически нет. И мечтать о том, что этнос в чистом виде сохранится, не нужно. Это ложное понятие национальности. Национальность это еще раз повторяю, это не форма носа. Национальность это культура. И курносый голубоглазый молодой человек, который не может связать двух слов по-русски, пьет водку из горлышка, он менее русский, чем человек с другим лицом, который знает Пушкина наизусть.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Вот эту часть закончим посланием Светланы Ивановны на наш пейджер. "Дети приезжих не говорят по-русски. Нам нужно думать, чтобы эти дети учились в школе, изучали русский язык и русскую культуру, конечно изучая и родной язык. Чем дальше будем откладывать, тем хуже будут последствия для нас".

Н. СВАНИДЗЕ - Если эти люди приезжают к нам, если они готовы стать россиянами, конечно надо, чтобы они изучали русский язык и культуру. Если они захотят еще к тому же и оставаться на "ты" с родной культурой, ну бога ради.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Тут от Лены такое сообщение. Она пишет, что "мне нравится, что в странах Балтии людей, которые в этих странах на что-нибудь претендуют, заставляют учить язык и сдавать экзамены. Мне кажется, это правильно и брать с них пример нужно".

Н. СВАНИДЗЕ - На мой взгляд, это правильно.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Еще я прошу прокомментировать Ходорковского. Вот такое смешное сообщение. Я не мог его не взять.

Н. СВАНИДЗЕ - Вы имеете в виду тему Ходорковского.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Да. Читаю. "ГД запросит Минюст о мотивах помещения Ходорковского в Читинскую колонию". Я когда прочитал это, подумал, что ГД задалась вопросом, почему Ходорковский в Чите в 100 км от той границы китайской. Может его поближе сюда. Какие-то такие соображения. И вдруг читаю: таким образом, палата поддержала предложение депутата Митрофанова, по словам которого, дальше цитата, которая просто сбила меня с ног, поясните, я не понимаю: в столь отдаленной колонии человек с такими деньгами может отмобилизовать и создать уголовную армию.

Н. СВАНИДЗЕ - Я понял. То есть я узнаю брата Лешу.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Алешу.

Н. СВАНИДЗЕ - Да.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Круто, правда?

Н. СВАНИДЗЕ - Имеется в виду, что деньги господина Ходорковского они там, на далекой заставе звенят громче, чем в Москве. Дорогие друзья, я должен с величайшим прискорбием заявить, что коммунизм у нас так и не построен, объявленный некоторое количество лет назад. Поэтому деньги у нас имеют хождение на всей территории нашей необъятной родины. В том числе и в г. Москве. Я думаю, что господин Митрофанов хочет перевести Ходорковского поближе к стенам ГД, потому что лично он господин Митрофанов как раз недоступен звону злата. И он является последней нашей надеждой на то, что хоть кто-нибудь не возьмет денег у Ходорковского.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Интересно, господин Сванидзе, что палата поддержала предложение…

Н. СВАНИДЗЕ - А вся палата недоступна звону. Не только господин Митрофанов.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Ладно. Принимаем телефонные звонки.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый вечер. Меня зовут Ирина. Николай Карлович, к вам такой вопрос. Накануне митинга 4 ноября по телевидению по Первому кажется каналу была трансляция какого-то мусульманского праздника типа Курбан-байрам, мы никогда не видели ни католических праздников, ни каких-то других. Как вы прокомментируете, зачем вообще нужно было это делать, вы знаете, у меня была первая реакция на этот митинг, действительно пусть увидят, что страна все-таки Россия, а не мусульманская какая-то.

Н. СВАНИДЗЕ – Знаете, у нас Россия не мусульманская республика и не православная республика, я должен вам сказать. У нас страна Россия, вы правильно это заметили. У нас страна многонациональная много-этническая и много-конфессиональная. У нас есть и мусульманское население и, кстати, в очень большом количестве. Поэтому я считаю, что демонстрировать только православные праздники в нашей стране не вполне этично. Нужно демонстрировать мусульманские и праздники других конфессий.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Алло. Слушаем вас.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Санкт-Петербург. Дело в том, что мне очень жаль, я директор рынка в Санкт-Петербурге и очень жаль, что уважаемый мною господин Сванидзе в эфире поддерживает это обывательское мнение, что рынками управляет мафия. Я вас уверяю, по крайней мере, в Петербурге это далеко не так. И уже много лет не так. Им всем предоставляются места в общем порядке, и это история 1990 годов. Это обывательское мнение, абсолютно ни на чем не обосновано

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Скажите, вы на самом деле директор рынка?

СЛУШАТЕЛЬ – На самом деле. Да.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Спасибо вам большое.

Н. СВАНИДЗЕ - Спасибо, мне приятно выслушать эту информацию. Мне приятно, что в Питере рынки не управляются мафией.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Тем более какой-то кавказской и так далее.

Н. СВАНИДЗЕ - Мне все равно кавказской, русской, эфиопской или норвежской. Мафия она вся мафия.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Бессмертна. Следующий звонок.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый вечер. Это Тамара, Москва. Николай Карлович, я не могу понять, почему вы с такой легкостью раскрываете врата России и готовы позвать всех кого угодно, кто только пожелает приехать. У нас очень много людей, которые себя не отделяют от русской культуры, российской русской, как хотите. Знают великолепно язык, образованны. Но в силу того, что у них нет денег, не могут здесь обосноваться. Остались в бывших республиках наших ныне суверенных государствах. И вы их не зовете. А люди, например, у нас таджики убирают двор, я поинтересовалась, оказывается, им платят максимум половину зарплаты. Они расписываются в ведомости, где зарплата проставлена карандашом. Москвич с этим не согласится, поэтому вместо москвича, например, студента, которые… с удовольствием будет убирать двор, они берут людей приезжих, которые живут в антисанитарных условиях…

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Понятно. Спасибо, Тамара, я бы чуть сократил ее вопрос. Я сразу хочу сказать, что не предлагал Сванидзе, не звал он всех, кого попало. Это неправильно. Но вот интересную вещь она затронула. Много действительно русских раскинуто по СНГ и видите даже, например, в тех же странах Балтии, протесты, правда, они не очень хотят сюда ехать, но многие хотят. Может государству как-то помочь?

Н. СВАНИДЗЕ - Вы знаете, во-первых, совершенно справедливо я никого не звал. Я просто констатирую факт.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Это уже сказали. Давайте не останавливаться.

Н. СВАНИДЗЕ - Да, что нам никуда от этого не деться. Что касается того, кто, ну вы же сами сказали, эти люди, вы упомянули таджиков, это не только таджики, они готовы работать за маленькие деньги, а им не готовы платить большие деньги. Это кстати о коррупции. Это кстати о повальном воровстве и уходе от законной оплаты в частности. Коррупция и национальные проблемы они идут рука об руку. Если сюда приедут грамотные люди, носители русской культуры, готовые работать, знающие русский язык, да бога ради. Но почему они не приезжают. Вот ситуация в Латвии, Литве, в Эстонии, в Литве она значительно более благоприятная. Они выступают, они не согласны с той политикой, которую проводит местная власть, но они же не хотят сюда ехать. Не хотят. Пусть едут. Мы зовем всех. Всех, кто хочет сюда приехать, кто готов работать. Естественно, предпочтительнее, если это будут люди русской культуры и языка, потому что просто легче будет вписаться. Естественно. Но приезжают не они.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Давайте еще звонок.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Я звоню из Санкт-Петербурга. Я вот что хотел сказать. Скажем, у россиян столько ненависти по отношению к бывшим гражданам СНГ. Но во время войны Отечественной ведь многие воевали из этих республик тоже. И потом Средняя Азия и на Кавказе принимали у себя русских переселенцев, которые были эвакуированы с мест боевых действий.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Понятна ваша мысль. Конечно, нет никакой ненависти.

Н. СВАНИДЗЕ - Нет никакой ненависти глубинной, но есть подонки, которые ее будоражат. Естественно мы все братские народы, мы все воевали против фашистов. Мы вместе страдали от Сталина. С чего начались чеченские проблемы – с выселения чеченского и других кавказских народов во время войны в голую казахскую степь. Фактически с геноцида этих народов. Вот откуда пошла чеченская проблема. Не будем этого забывать. Естественно, все народы братские. Но повторяю еще раз, есть подонки, которые выворачивают эту проблему и это очень опасно для нас.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ – Все. Николай Сванидзе был у нас в гостях. Спасибо. До свидания.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024