Купить мерч «Эха»:

Александр Проханов - Особое мнение - 2006-04-05

05.04.2006

О.БЫЧКОВА – Добрый вечер и добрый день! В студии прямого эфира Ольга Бычкова. Это программа «Особое мнение», где с особым мнением сегодня журналист Александр Проханов. Добрый вечер.

А.ПРОХАНОВ – Добрый вечер.

О.БЫЧКОВА – И если позволите, я сразу к одной из центральных тем сегодняшнего и предыдущих двух дней. Это Х Всемирный русский народный собор, который принял, в частности, декларацию о правах и достоинстве человека, где ставится под сомнение, вот как например формулирует агентство РИА «Новости», «пришедшие в Россию с запада либеральные ценности». Действительно, об этом много говорилось. Были и выступления, они цитировались в прессе, на этом Соборе, начиная буквально с первого дня, с его открытия, вызвали большую полемику, полемику и множество вопросов. Вы не были на Соборе, Александр Андреевич?

А.ПРОХАНОВ – Не был, но там были все мои друзья и сторонники. Я знаю, о чем там говорилось.

О.БЫЧКОВА – Ну, т.е. Вы можете комментировать и ответить на вопросы о том, что там имелось в виду. Скажите, пожалуйста.

А.ПРОХАНОВ – Я думаю, что, к сожалению, с большим опозданием Русская Православная Церковь и церковная среда православная, она стала давать отпор той безоглядной тотальной, либеральной пропаганде, которая по существу очень навредила сегодняшней России политически, культурно и религиозно, в том числе. До этого отдельные представители культуры, отдельные представители патриотических газет говорили, что пора покончить с этим кошмаром либеральным. И надо сказать, что этот либеральный кошмар стал отступать. Церковь выступила с осуждением этих вот либеральных, тотальных, агрессивных тенденций в момент, когда эти сами тенденции стали угасать, убывать, они иссякли. В политике по существу не осталось либералов, либералы ушли на обочину. В культуре и в масс-медиа все больше и больше торжествует такой вот умеренный традиционализм патриотический.

О.БЫЧКОВА – Но это произошло потому что церковь вот выбрала правильно такой момент или по каким-то другим причинам?

А.ПРОХАНОВ – Я думаю, что…

О.БЫЧКОВА – Не церковь, конечно, иерархи.

А.ПРОХАНОВ – Я думаю, что… Во-первых, очень интересно, что в то время, в те дни, когда по многим СМИ шло шельмование русского как фашистского, была такая истерия сумасшедшая, в это время достойный, спокойный, степенный Собор говорил совсем о другом. Он говорил о проблемах таких констант культурно-национальных и религиозных. Уже в этом, мне кажется, большая заслуга Собора: были уравновешены эти энергии. И повторяю, церковь сегодня, повторяю, с большим опозданием, но делает то, что ей положено делать. Церковь православная – это весьма консервативный, весьма устойчивый элемент сознания традиционалистского русского, и когда на это сознание ведутся такие страшные, разрушительные атаки, сколько же можно было молчать?

О.БЫЧКОВА – Можно спросить, о каких атаках на самом деле идет речь? Потому что вот то, что называется «либеральными западными ценностями» - что в этом плохого? Не говоря уже о том, что им уже несколько десятилетий, ну, 50 лет точно.

А.ПРОХАНОВ – Нет, ну а что плохого в том, что, допустим, огненные, пылающие исламские ценности приходят в Европе и производят там ужасные разрушения? Европа вопит от этого. Православный мир, русско-православный мир – это особая, глубинная духовная структура, куда нет места садамии, нет места гомосексуальным парадам, нет места такому вопиющему гедонизму, проповедь примата плоти, тела, материи над духом, над верой. Вот о чем идет речь.

О.БЫЧКОВА – Это называется либеральными ценностями и правами человека по западному?

А.ПРОХАНОВ – Либеральные ценности, которые пришли сюда в Россию – это целый институт по срыванию пломб, по срыванию всевозможных табу: табу политических, прежде всего, табу культурных и табу религиозных. Инфернальные тенденции в сегодняшней либеральной культуре, они вопиющие. Я думаю, что и Вы, Оля, страдаете от них во многом, я просто вижу по Вашему очаровательному лицу, что...

О.БЫЧКОВА – Как я страдаю.

А.ПРОХАНОВ – Ужасно Вы страдаете.

О.БЫЧКОВА – Вы это видите.

А.ПРОХАНОВ – Ужасно страдаете. Вы же против парадов геев по Красной площади, против того, чтобы в Успенском соборе Кремля заключались однополые браки. Я же вижу, что Вы против.

О.БЫЧКОВА – Ну, я думаю, что насчет Успенского собора Кремля и что там нужно заключать, а что там не нужно заключать, как раз решат в православной церкви. Я не думаю, что здесь кого-то интересует мое личное мнение на этот счет. Но вот смотрите, я не поленилась и достала из Интернета, в общем, это совершенно доступно, вот эту самую пресловутую декларацию всеобщую прав человека, которая еще аж в 48 году была принята. Ну, простите, тут нет ничего такого, с чем нужно было бы спорить. Ну, «все люди рождаются свободными и равными, в своем достоинстве и правах». Не знаю, «человек имеет право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, право на свободу вероисповедания».

А.ПРОХАНОВ – Просто священное писание.

О.БЫЧКОВА – И так далее, и так далее. Тут всего, в общем, 4 страницы, не так много этого текста.

А.ПРОХАНОВ – А вот, Оль…

О.БЫЧКОВА – И ни с одной из них нельзя поспорить.

А.ПРОХАНОВ – Конечно.

О.БЫЧКОВА – Что плохого в том, что все люди свободны и имеют равные права?

А.ПРОХАНОВ – Декларации все замечательные, все декларации замечательные и все канонические уложения прекрасные, но почему-то все эти канонические уложения рано или поздно превращаются в межрелигиозную бойню, войны, в кровь, в свинство… Что, например… Не кажется ли Вам несколько странным, что вот в этой свободной, освобожденной, наконец, от коммунизма страны, куда пришла эта декларация на четвереньках или, может быть, на шестиножках, как я люблю выражаться, например, устраивается вернисаж, на котором стоит пятнистая большая корова с задранным хвостом и надпись на этой корове: «загляни в глубину России». Предлагается зрителям заглядывать корове под хвост. Ну, разве это не святотатство, разве это не свинство, разве это не достойно того…

О.БЫЧКОВА – И что с этим нужно делать?

А.ПРОХАНОВ – Что с этим нужно делать? Поставить еще 20 подобных коров и увеличить число вот этих идиотов, садамитов и мерзавцев, которые бы поносили вот национальные ценности и святыни.

О.БЫЧКОВА – Ну, а почему же Вы не предлагаете их великодушно помиловать и простить?

А.ПРОХАНОВ – Я предлагаю их, я их предлагаю

О.БЫЧКОВА – Все.

А.ПРОХАНОВ – Я и предлагаю этих идиотов взять, так сказать… Ну, сначала ткнуть носом под хвост реальной корове, а потом уже простить и помиловать. Ну, благо, их ведь никто же не осуждал ни на смертную казнь, ни на 16 лет тюрьмы, с ними очень толерантно обходились.

О.БЫЧКОВА – Слава богу. Это же не то же самое, что убивать людей, например. Это всего лишь что-то нарисовать.

А.ПРОХАНОВ – Вы так считаете?

О.БЫЧКОВА – Да.

А.ПРОХАНОВ – Это не так.

О.БЫЧКОВА – Давайте прервемся сейчас буквально на минуту и ровно…

А.ПРОХАНОВ – А, вот, боитесь правды, боитесь правды!

О.БЫЧКОВА – Нет, у меня просто жесткий временной график. Ровно с этого слова обещаю начать через минуту.

А.ПРОХАНОВ – Выключаете меня, выключаете.

НОВОСТИ

О.БЫЧКОВА – И мы продолжаем нашу программу в прямом эфире телекомпании RTVI и радиостанции «Эхо Москвы». В студии Ольга Бычкова, с особым мнением журналист Александр Проханов в прямом эфире телекомпании RTVI и радиостанции «Эхо Москвы». В студии Ольга Бычкова, с особым мнением журналист Александр Проханов, который опять обвиняет меня в том, что я не даю ему ничего сказать. Но мы продолжаем ровно с того места, на котором прервались на новости. Итак, почему изображать что бы то ни было хуже, чем, например, убивать людей, вот это тезис, на котором Вы остановились.

А.ПРОХАНОВ – Хуже или так же плохо?

О.БЫЧКОВА – Вы сказали: хуже.

А.ПРОХАНОВ – Нет, я вот думаю, что некоторые люди, которые берут нож, или автомат, или взрывчатку, они делают это после того, когда кто-то осквернил их святыни или изобразил…

О.БЫЧКОВА – Ну, это не единственная причина, по которой…

А.ПРОХАНОВ – Или изобразил милых им людей или образы в отвратительном виде. Я думаю, что мусульманское такое восстание последних месяцев, связанное с этими карикатурами, где вот-вот могла пролиться кровь, оно связано с осквернением понятий через искажение образов. Поэтому, живя в виртуальном мире, мы должны очень бережно относиться вообще к изображениям и символам. Мы живем, по существу, в мире, где сражаются символами.

О.БЫЧКОВА – Ну, браться за нож, например, как Вы сказали, это нормально, это оправданно.

А.ПРОХАНОВ – Это сказали Вы, Оля. Вы человек, который не выпускает из рук ножа, иногда Ваш язык превращается в обоюдоострый нож. Я не говорил такие ужасные вещи. Я бы хотел продолжить...

О.БЫЧКОВА – Вопрос… Да.

А.ПРОХАНОВ – Я все-таки вот свое ощущение от Собора, которое с одной стороны, повторяю, рождает надежду на то, что возникнет некий баланс представлений в нашем обществе, баланс авангарда такого, иногда разнузданного либерального и консервативных традиционных тенденций. Но я вот, не являясь таким вот как бы церковным человеком, постоянным прихожанином, я опасаюсь здесь одного, что набирающая силу у нас такая духовная церковная власть, она все больше и больше посягает на творчество вообще. Она начинает осторожно, но неумолимо вмешиваться в культуру, в культурные тенденции…

О.БЫЧКОВА – Вы же только что об этом сказали: изображение коровы.

А.ПРОХАНОВ – Она начинает вмешиваться в культуру. Она начинает вмешиваться… Она начинает странно цензурировать те явления, которых она вообще, может быть, даже и не понимает. И я в этом смысле припоминаю замечательное изречение, по-моему, Эмерсона, который сказал: «Бойся бить в человеке по дьяволу, как бы не задеть в нем Бога». И возвращение вот опять новой такой догматической в данном случае церковной цензуры в общество, оно, мне кажется, опасно. Но полагаю, что такого времени и не наступит в нашем светском государстве.

О.БЫЧКОВА – А что, собственно, вот Вас делает так оптимистично? Почему не наступит?

А.ПРОХАНОВ – Ну, я думаю, что либеральный период, который мне кажется во многом ужасным, он не будет искоренен окончательно, потому что мир либеральных представлений, либеральных ценностей и либеральных завоеваний, в которых мы с вами здесь присутствуем, он закрепится в необходимых и разумных пропорциях, пропорциях, которые позволили бы рядом с ним, с либерализмом, причем воинствующим существовать другим представлениям о мире, о космосе, о человеке.

О.БЫЧКОВА – С этим трудно не согласиться, но я все-таки пытаюсь понять, почему Вы думаете, что вот не наступит у нас той или другой цензуры? Какая разница, какая это будет цензура, церковная или не церковная, православная или мусульманская?

А.ПРОХАНОВ – Я так не говорил. Я думаю, что есть же разный уровень цензуры. Есть цензура тотального запрета, более того, не просто запрета. Есть цензура тотального преследования. Вот этого у нас не будет. А чтобы если говорить о политической цензуре, то, конечно, она есть. Есть выскабливание из политических программ, из политических медийных пространств всего того, что является там авангардным, спорным и нонконформистским. И повторяю, это меня очень огорчает и пугает. Так что я сам достаточно, ну, что ли… Ну, я не вписываю себя в предлагаемые мне контуры.

О.БЫЧКОВА – Ну, а что делать для того, чтобы все-таки вот этот консерватизм опасный, о котором Вы только что говорили, чтобы он не пришел? Ну, об этом нужно говорить вслух, да? Что нужно делать?

А.ПРОХАНОВ – Я не говорю, что консерватизм опасен. Я говорю, что этого консерватизма сейчас абсолютно недостаточно. Он полезен. Это замедлители тех страшных центробежных процессов, которые происходят в сознании. Но начиная превалировать, начиная доминировать, он может превратиться в свою противоположность, тем более что, понимаете, вот ну, Собор. Вот я не был, но я знаю, что такое Собор. Это собрание очень степенных людей с такими золотыми, там, животами или петрахилями, с вальяжными бородами, многие из которых побрызганы духами ароматическими. Это достойные очень люди в сюртуках, в пиджаках, которые награждены наградами родины, но все это достаточно далеко от того огненного, страстного православия, которое демонстрировал такой православный проповедник как Иоанн Кронштадтский, например, или владыка Иоанн Ладожский и Санкт-Петербургский. Вот эта страстная, огненная нетерпимость, в которой есть такое пророческое и по существу авангардное. И эта нетерпимость, она восхитительнее любой умеренной прохладной терпимости.

О.БЫЧКОВА – Подождите, я не понимаю. Вы только что сказали о нетерпимости, которая не восхитительна. Вы сказали о той нетерпимости, которая наступает, например, на творчество, на проявление свободы.

А.ПРОХАНОВ – Это медленный вар, это медленный паровой каток, который все подмалывает под себя. А вот когда схлестывается одно представление с другим, когда происходит борьба идей, тенденций, эстетик, вот что мне дорого. Если, повторяю, вот эстетика огненного православия, эстетика Рублева, например, Андрея Рублева или Дионисия или Феофана Грека, вот с чем должен состязаться сегодняшний авангард.

О.БЫЧКОВА – Они совсем не выглядят нетерпимыми.

А.ПРОХАНОВ – Ну, как сказать, ведь патриарх Никон, Царство ему Небесное, он по существу, приказал срубить все шатровые колокольни на Руси, он запретил шатры. Так что в недрах самого православия идет страшное борение. А уничтожение старообрядческих канонов, а книг, а самосожжение старообрядцев? Там было очень много страстей, очень много страстей и было пролито очень много крови русской.

О.БЫЧКОВА – Можно ли провозглашать эту философию и эту идеологию в качестве государственной в таком государстве как Россия, где живут представители разных наций и разных конфессий особенно?

А.ПРОХАНОВ – Ну, насколько я понимаю, на этом Соборе, там были и иудеи, и мусульмане, и буддисты. Этот Собор не выглядел как такой тотально православный.

О.БЫЧКОВА – Но это был все-таки православный Собор…

А.ПРОХАНОВ – Собор-то был православный…

О.БЫЧКОВА – …который гостеприимно пригласил коллег.

А.ПРОХАНОВ – Гостеприимно провозгласил, кстати, тех, к примеру, муфтиев и тех мусульман, которые страшно возмущались самой возможностью проведения гей-парадов в Москве, которые пикетировали филармонию во Владивостоке, где там один из геев-педерастов выступал. Поэтому базовые ценности, они едины у всех религий. Я думаю, что и иудеи были бы против этой садамии. Насколько я знаю Священное Писание, Ветхий Завет, там за эту садамию, за прелюбодеяние побивали камнями. Это очень жесткое, нормированное и очень такое фундаменталистское миросознание.

О.БЫЧКОВА – А что такое «правозащитники православные»? Вот предложена такая идея, что должны быть у православных свои правозащитники. Что это?

А.ПРОХАНОВ – А что такое еврейские правозащитники? Я тоже не очень-то понимаю. Вот еврейские правозащитные организации, например, замечательная такая организация правозащитная еврейская имени Михоэлса.

О.БЫЧКОВА – Нет, подождите, давайте мы сейчас не будем углубляться в эту тему.

А.ПРОХАНОВ – А вот я думаю, что это то же самое. Общество стратифицировано. Есть еврейский мир и еврейское представление о правах человека, есть мусульманское, есть сайта «Кавказ». И вот, наконец, с огромным опозданием…

О.БЫЧКОВА – Нет, подождите, в России существует огромное… Нет, не огромное, к сожалению, но достаточное количество, вот если их просто считать один за другим…

А.ПРОХАНОВ – Да, да, да.

О.БЫЧКОВА – …отечественных и не отечественных правозащитных центров и организаций, которые все базируются не на национальных представлениях о правах и их защите, а вот на этих самых либеральных западных, на всеобщей декларации прав человека и т.д.

А.ПРОХАНОВ – Увы, нет. Увы, Ольга, нет.

О.БЫЧКОВА – Ну, а какие основания у Вас утверждать?

А.ПРОХАНОВ – Ну, какие основания? Ну вот, повторю: еврейские правозащитные организации. Это не английские, это же не зулусские, это еврейские правозащитные организации. И бог с ними!

О.БЫЧКОВА – Если Вы не знаете, что такое еврейские правозащитные организации.

А.ПРОХАНОВ – Но как это я не знаю? Я прекрасно знаю.

О.БЫЧКОВА – Я Вас об этом и не спрашиваю. Я спрашиваю о том, что такое православные правозащитные организации?

А.ПРОХАНОВ – Эти очаровательные ребята только что выпустили книжку, очень дорогую…

О.БЫЧКОВА – Т.е. Вы не хотите отвечать на мой вопрос? Хорошо, пойдемте дальше.

А.ПРОХАНОВ – Вы не хотите меня выслушать. Давайте я Вам расскажу, что такое правозащитные православные организации.

О.БЫЧКОВА – Так я Вас о другом спрашиваю, а Вы не отвечаете.

А.ПРОХАНОВ – Ах, Вы не даете опять сказать. Дорогие радиослушатели!

О.БЫЧКОВА – Вопрос с пейджера, можно? «Либеральные ценности Европы – это в первую очередь терпение и уважение друг к другу и самокритика, то, чего сейчас нам так не хватает в России. Русская Православная Церковь, - утверждает слушатель, - препятствует этому, чтобы страна сделала два шага вперед». Это мнение слушателя, извините.

А.ПРОХАНОВ – Ну, слава Богу, европейские ценности, особенно католические ценности, иезуитские ценности – это непрерывная экспансия, это заговоры, это тайная дипломатия, это вербовка прозелитов, это создание конфликтов…

О.БЫЧКОВА – Разжигание межрелигиозной розни.

А.ПРОХАНОВ – …межрелигиозной розни, как это происходит сейчас на западе Украины.

О.БЫЧКОВА – Вопрос снимается, ответ снимается. Хорошо. Еще один вопрос…

А.ПРОХАНОВ – Получили? Истины боитесь?

О.БЫЧКОВА – Я Вас призываю не нарушать законодательство. Еще один вопрос на эту же тему, сей час найду… Нет, не найду так просто. Хорошо, с эфирного пейджера. Много здесь Вас спрашивают о Соборе. «Что делать атеистам?», - спрашивает слушатель из Москвы.

А.ПРОХАНОВ – Что делать атеистам?

О.БЫЧКОВА – Угу.

А.ПРОХАНОВ – Идти в кафе.

О.БЫЧКОВА – И что тогда?

А.ПРОХАНОВ – Пить кофе, есть манную кашу, ну, мало ли что? Что делать атеистам? Только не приходите в студию «Эхо Москвы». Делайте, что делаете всегда.

О.БЫЧКОВА – Ну как? Ну, Русская Православная Церковь говорит, что вот эти вот либеральные, так сказать, права и свободы, провозглашенные несколько десятилетий назад, они неправильные для нашей страны, они нам не подходят. Ну, там как раз ведь нет ничего религиозного, конфессионального и национального. Декларация прав человека поднимается над всем этим. Хорошо, а если человек не православный?

А.ПРОХАНОВ – Если человек не православный, он волен выбирать между представлениями, которые предлагает ему Русская Православная Церковь и другими, в системе которых он воспитывался. Поскольку все, что исходит из Собора, не носит декларативного характера, не связано с судебными приставами, ОМОНом и БТРами, люди атеистических миропредставлений в состоянии удовлетворить все, что им вздумается.

О.БЫЧКОВА – Пока не носит и пока не связаны.

А.ПРОХАНОВ – Не носится и не связаны. Но, видите ли, все меньше и меньше атеистов гуляют по русской земле. Все больше и больше православного люда наполняет русские храмы, слава тебе, Господи.

О.БЫЧКОВА – Я поняла Вас. Прервемся на несколько минут.

А.ПРОХАНОВ – Опять. На самом интересном месте.

О.БЫЧКОВА – Александр Проханов вернется в программу «Особое место»… «Особое мнение».

А.ПРОХАНОВ – Что мне с Вами делать?

О.БЫЧКОВА – На самом интересном месте, конечно.

НОВОСТИ

О.БЫЧКОВА – Это программа «Особое мнение». Мы в прямом эфире, поэтому у нас есть телефон, который мы постараемся тоже сегодня включить. Александр Проханов со своим особым мнением. В студии Ольга Бычкова. И у нас есть еще несколько важных сегодня тем, а вернее вопросов, которые наши слушатели и зрители прислали на сайт «Эхо Москвы» в Интернете. Например, спрашивает Вас Анастасия из Москвы. Анастасия спрашивает: «Повышение цен на энергоресурсы для Белоруссии, что это такое?» И Михаил тоже из Белоруссии спрашивает: «А что будет, если Александр Лукашенко станет президентом России?» Вот таких два вопроса в одном.

А.ПРОХАНОВ – Первый, я думаю, что мы, поскольку мы ломимся в ВТО, и президент поставил себе стратегическую цель проломиться в эту дверь, мы должны выполнять эти директивы и нормы и мы должны унифицировать свою торговлю, в том числе и в сфере нефтяного бизнеса. И мы, как бы мы ни любили Белоруссию, мы вынуждены, повторяю, исходя из общих правил, из общих закономерностей повысить эти цены до общеевропейского, по крайней мере, уровня. Это раз. Но я не сомневаюсь, поскольку Союз Белоруссии и России стратегический, в том числе и военный союз, то Россия найдет формы скомпенсировать для Белоруссии вот это повышение этих трат. И мне сейчас трудно сказать, что это будет, что мы будем дотировать, на какие смягчения экономические мы пойдем в отношении Белоруссии, но поскольку эти переговоры еще не начавшись, уже не носят агрессивного характера, я полагаю, что там есть некоторая вот… резервный такой экономический вариант, который позволит Белоруссии безболезненно пойти на эти цены.

О.БЫЧКОВА – Но мы ведь и так уже довольно много сделали для смягчения. Еще неизвестно, кто к кому мягче относится, Россия к Белоруссии или Белоруссия к России, потому что Россия поставляет газ до сих пор, - пока это только разговоры об увеличении цены в 3 раза, - по очень льготным ценам, благодаря которым существует, как говорят, до 40% или до половины белорусского ВВП, т.е. база их социального вот этого процветания. А Белоруссия закрывает, например, какие-то свои рынки для России вопреки договоренности.

А.ПРОХАНОВ – Есть такие аспекты политики и взаимоотношений между государствами и внутригосударственных отношений, которые принципиально некоммерческие, их нельзя оценить коммерчески. Есть затратные аспекты. Скажем, жизнь за Полярным кругом в России, она принципиально затратна, она некоммерческая. Белоруссия является, может быть, последней такой дырой, которая осталась в таком страшном кордоне, который удалось установить Западу вокруг России, от Балтики до Черного моря. И существование этого кордона, этого пространства, этих врат России чрезвычайно важно. И эти врата, повторяю, это не только газопроводные или нефтепроводные, это стратегическая возможность выйти на европейские пространства в военном, в экономическом, в культурном отношении, поэтому…

О.БЫЧКОВА – Т.е. это Александр Лукашенко замолвит словечко, что ль за нас?

А.ПРОХАНОВ – Не притворяйтесь не ведающей, Ольга. Речь идет о геостратегии. Россию сжали обручем этого вот кордона…

О.БЫЧКОВА – Россия прекрасно торгует газом, нефтью, оружием безо всяких Лукашенко.

А.ПРОХАНОВ – Россию сжали этим страшным кордоном, который в момент обострения, а эти моменты обострения у нас были и будут, превратится в плацдарм для нападения. Грузия тому примером. Это базовый район для чеченцев в свое время был, террористов. Украина грозит перекрытием газа. Потом ведь Вы же думаете, что все время будут ездить туристы взад - вперед? Ведь в какой-то момент могут двинуться и БТРы.

О.БЫЧКОВА – В какую сторону?

А.ПРОХАНОВ – В ту или в другую, пока что НАТОвцы...

О.БЫЧКОВА – На Запад или на Восток?

А.ПРОХАНОВ – Пока что НАТОвцы концентрируют на границах сегодняшней оскопленной России свои аэродромы, свои системы слежения и готовы разместить даже тактические ракеты ядерные.

О.БЫЧКОВА – Михаил задавал Вам вопрос, Вы не ответили: что будет, если Лукашенко станет президентом России?

А.ПРОХАНОВ – Ну, давайте помечтаем, давайте…

О.БЫЧКОВА – Давайте помечтаем, Михаил.

А.ПРОХАНОВ – …переместимся, там, в сказку «Алиса в стране чудес». Если Александр Григорьевич станет президентом России, я думаю, что он не обидит Владимира Владимировича Путина. Во всяком случае, он сделает его вице-президентом. Мы опять увидим этих двух сильных славянских лидеров в несколько другой конфигурации, потому что, конечно, у русских будет предпочтение к Александру Григорьевичу, но и те заслуги перед родиной, которые Владимир Владимирович продемонстрировал за последние, там, уже почти, там, 6 лет…

О.БЫЧКОВА – Зачтутся ему, зачтутся.

А.ПРОХАНОВ – …они не останутся без внимания.

О.БЫЧКОВА – Давайте послушаем звонок, может быть, один или два, сколько успеем. Алло!

СЛУШАТЕЛЬ СЕРГЕЙ – Алло! Это Сергей, Москва. Хочу задать…

О.БЫЧКОВА – Ой, только громче говорите. Вас совсем не слышно.

СЛУШАТЕЛЬ СЕРГЕЙ – Хотел задать вопрос Проханову. Как он относится к установке памятника Алиеву в Москве в районе Сокола? Все.

О.БЫЧКОВА – Спасибо.

А.ПРОХАНОВ – Ну, я так особого восторга не испытываю к этому памятнику, но и особой вражды тоже. Вообще, эти идолы, идолопоклонничество… поклонство, оно мне не свойственно. Но я бы, конечно… Мне казалось, что можно установить памятник Низами, например, или Фердуси – этих великих иранцев или азербайджанцев, потому что Россия и Москва, она имперская столица, она, были времена, когда эти народы были частью нашей великой империи. А что касается Алиева, ну, что? У нас же есть уже такая вот азербайджанская диаспора или азербайджанское гетто, там есть свои шашлыки, вкусные там напитки, вина, звучит азербайджанская речь. Иногда там курят наркотики азербайджанские. Пусть окуривают этими наркотиками памятник великому Алиеву.

О.БЫЧКОВА – Еще один звонок в программу «Особое мнение». Александр Проханов готов отвечать на ваши вопросы. Алло!

СЛУШАТЕЛЬНИЦА – Добрый вечер!

О.БЫЧКОВА – Добрый вечер. Можно тоже чуть громче, да? Как Вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА – Да. У меня, собственно, такой вопрос и, может быть, и такая просьба к Проханову. Дело в том, что вот он часто рассказывает о том, что вот для России хорошо бы вот какое-то одно большое дело такое, которое было бы сравнимо с миссией русского народа. Я вот хочу сказать, что у нас в русском народе, вот в генетике нашей записана наша система ценностей. То, что мы повторяем практически по 100 раз в день, это два слова «ничего себе». Вот по этому девизу и жили дохристианские русские, вот ничего себе, все для других. И когда вот все живут по этому девизу: ничего себе, все для других, и тогда, в общем-то, все живут одинаково хорошо. Но только когда все живут так.

О.БЫЧКОВА – Все, понятно. Понятно.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА – В мире две системы ценностей: одна вот русского и других, в основном почти всех народов.

О.БЫЧКОВА – Ясно. Спасибо большое.

А.ПРОХАНОВ – Оля, если можно, кратко сформулируйте. Я очень плохо слышал вопрос.

О.БЫЧКОВА – Кратко не смогу, потому что было длинно очень сказано. Ну, типа того, что любимое наше выражение, которое мы повторяем постоянно «ничего себе», оно отражает глубинную сущность русского народа, что себе ничего вот, а всем остальным – все. Да. А весь остальной мир живет ровно наоборот. Но это если кратко, потому что там были нюансы, которые я уже передать, извините, пожалуйста, не смогу.

А.ПРОХАНОВ – Да. Но, может быть, это интересное замечание, потому что, конечно, язык любой, в том числе русский, может быть, даже особенно русский, он таит в себе огромное количество подтекстов самых разных…

О.БЫЧКОВА – Еще эвфемизмы всякие бродят.

А.ПРОХАНОВ – … и «ничего себе» - это, конечно, вот что-то в этом есть такое, связанное с последнюю рубаху отдай ближнему. Но я думаю, что в этом нет ничего плохого. Это есть одно из таких архитипических таких…

О.БЫЧКОВА – Что, и отдают все последние рубахи?

А.ПРОХАНОВ – И отдают последние все рубахи, острова на Амуре отдают и Украину с половинным русским населением, и Крым отдали, империю раздали. Но все-таки я думаю, что православный Собор, который сейчас проходит в Москве, он скажет: хватит, стоп.

О.БЫЧКОВА – Он уже закончился.

А.ПРОХАНОВ – Не до такой степени мы все-таки сердобольные православные.

О.БЫЧКОВА – Спасибо большое. Не до такой степени мы сердобольные православные. Александр Проханов в программе «Особое мнение» был сегодня, будет через неделю. Вела эфир Ольга Бычкова. До свидания!


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024