Купить мерч «Эха»:

Леонид Радзиховский - Особое мнение - 2006-05-18

18.05.2006

О.БЫЧКОВА – Добрый вечер и добрый день! Это программа «Особое мнение». В студии прямого эфира телекомпании RTVI и радиостанции «Эхо Москвы» Ольга Бычкова. А с особым мнением журналист Леонид Радзиховский. Добрый вечер!

Л.РАДЗИХОВСКИЙ – Добрый.

О.БЫЧКОВА – И у нас огромное количество вопросов, которые пришли Леониду Радзиховскому на сайт «Эхо Москвы» в Интернете. Есть у нас также эфирный пейджер, который работает. Присылайте туда тоже ваши вопросы и реплики, и телефоны прямого эфира. Несколько позже будем обязательно включать. Ну вот, не могу я пройти мимо одного вопроса, который прислал слушатель, скрывшийся за Ником Даторе. «Леонид, - пишет он, - складывается впечатление, что скоро в России женщины будут рожать третьего или тринадцатого ребенка, сжимая в руках «Код да Винчи». Не кажется ли Вам, что пора выдвинуть в качестве пятого национального проекта, а то и национальной идеи борьбу с идиотизмом и кретинизмом в стране?»

Л.РАДЗИХОВСКИЙ – А при чем тут «Код да Винчи»? Видимо, автор вопроса считает, что «Код да Винчи» - это проявление идиотизма и кретинизма в нашей стране? Так что ли? Если у нас читают «Код да Винчи», то это… В общем, не понял. Ну, короче говоря, если интересует вопрос о «Коде да Винчи», фильм-то я не смотрел, естественно, а вот книжку читал. И честно говоря, забыл.

О.БЫЧКОВА – А ты посмотри его, между прочим. Говорят, что вот, в общем, ничего особенного.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ – Да, и книжка-то, откровенно говоря…

О.БЫЧКОВА – Слабая кинушка, говорят критики, которые в Каннах вчера посмотрели.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ – Ну вот, я им завидую…

О.БЫЧКОВА – Буквально, фуфло говорят.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ – А я им завидую, не смотрел. Но книжку я читал. И честно говоря, когда читал, интересно было, когда прочел, забыл. Помню, что какие-то великолепные кощунства над христианской религией, но какие? Помню, что у Христа там вроде есть дети, внуки, какая-то вот такая история. Вот. Но единственно, что политического как бы можно по этому поводу сказать, посмотрите, значит, искусство всегда стремится обгадить все святое. Значит, гений и злодейство – две вещи не только совместные, а просто гений – это тот, кто узаконивает очередное злодейство. Т.е. открывает границы, говорит о чем-то таком, о чем до сего времени говорить было не принято. Вот. Ну, скажем, Достоевский легитимировал в какой-то степени убийство, а в каком-то смысле революционное убийство, потому что Раскольников – это не просто грабитель, это грабитель, который хочет преобразовать мир. Ну, ладно, это мы далеко уйдем. Короче, «Код да Винчи». Значит, покушение на основы христианства вообще, основы католицизма, в частности. У Христа была семья, женился на Марии Магдалине, были дети. Все, что написано в Евангелии, не соответствует действительности и т.д. и т.д. Что интересно, с моей точки зрения. Интересно различие в реакциях на кощунство у мусульманского мира и христианского мира.

О.БЫЧКОВА – Ты имеешь в виду карикатуры?

Л.РАДЗИХОВСКИЙ – Совершенно правильно. Все помнят эти несчастные карикатуры. Конечно, гора, несопоставимая по размеру кощунства, какие-то довольно слабенькие карикатуры и книгу, где под корень пытаются срезать сами основы всего, что свято для обычного христианина. В общем, довольно спокойная, надо сказать, реакция.

О.БЫЧКОВА – Ну, как это - спокойная? Ото всюду просто, из российских городов и весей, из разных стран приходят разного рода протесты.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ – Да, но рукам воли не дают. Я в этом смысле говорю, спокойная. Т.е. люди борются против слов словами. Ну, вроде бы католическая церковь не рекомендует смотреть, там, и т.д. и т.д., но рукам воли не дают. Это с одной точки зрения. Для некоторой категории людей – это признак цивилизованности христианства. А для некоторой категории людей – это признак слабости христианства, его старости, его дряблости, что они не способны с ножами, топорами броситься на защиту всего святого и т.д. и т.д. Это уж кому, что нравится. Но не констатировать, не заметить, не обратить внимания на принципиальную разницу между тем, как борются, когда они считают, что их обидели, мусульмане, и как возражают, когда их действительно обидели в основных базовых чувствах верующие христиане, не заметить эту разницу невозможно. Представьте себе фестиваль в мусульманской стране, где в качестве первого фильма представлен фильм, полностью отрицающий Коран, глумящийся над всем, что важно для мусульман, глумящийся над пророком, над всеми его высказываниями и т.д.

О.БЫЧКОВА – Ну, это понятно. Да. И, слава Богу, что все так проходит, в общем, главным образом, словесно.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ – Толерантно, да.

О.БЫЧКОВА – Но это не значит, что люди не чувствуют себя обиженными, если они не берутся за топор, да? Если они затаили обиду там где-то гораздо глубже, это не значит, что этой обиды нет. Вот что будем делать с теми, кто на самом деле, реально считает себя обиженными? Вне зависимости от того, считаем ли мы, что вот они правильно обижаются или неправильно, да? Ну, вот они обиделись. Что с этим делать?

Л.РАДЗИХОВСКИЙ – Понимаешь, в чем дело, правильно или неправильно обижаться нельзя, так же, как нельзя правильно или неправильно любить, ненавидеть и т.д. Это чувство или есть, или его нет.

О.БЫЧКОВА – Вот я об этом и говорю. Совершенно верно.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ – Да, верующий христианин, истинно верующий, конечно, прочитав этот текст, не может не чувствовать себя обиженным.

О.БЫЧКОВА – Ну, этот текст и любой другой текст.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ – И любой другой текст.

О.БЫЧКОВА – Потому что этот текст не первый и не последний.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ – Да, безусловно, безусловно. Ну, что он чувствует, я сказать не могу, не будучи верующим человеком вообще.

О.БЫЧКОВА – Нет, я тебя спрашиваю, что с этим делать, потому что вот это проблема, на самом деле.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ – Ты знаешь, я бы на это ответил словами Папы Римского, Иоанна Павла I, когда к нему обратились вот о чем…

О.БЫЧКОВА – Первого или второго?

Л.РАДЗИХОВСКИЙ – Первого, Иоанна Павла I. Должны ли верующие христиане ненавидеть, ну, в частности, евреев за то, что они распяли Иисуса Христа? На что Иоанн Павел I ответил, всякий настоящий христианин знает одного убийцу Иисуса Христа – самого себя. Если ты христианин, если ты живешь по духу и по букве Евангелия, то ты знаешь, что ты обязан вынуть бревно из своего глаза и только потом искать сучок в глазу другого. Преступление против веры совершает этот человек, когда он совершает грехи, когда он делает что-то плохое, когда он нарушает нравственные заповеди сам. Вот не совершай. Если ты истинный христианин, как мне кажется, я не истинный христианин.

О.БЫЧКОВА – Это похоже на воскресную проповедь.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ – Ну, это сказал Папа. Он-то в этих делах разбирался.

О.БЫЧКОВА – Хорошо. Мы сейчас прервемся буквально на 1-2 минуты. Тут уже много вопросов на эту тему подобралось на пейджере.

НОВОСТИ

О.БЫЧКОВА – Итак, мы продолжаем программу «Особое мнение». В студии прямого эфира телекомпании и радиостанции Ольга Бычкова. Журналист Леонид Радзиховский с особым мнением сегодня. Ну, хоть уже и упрекают меня тут на пейджере, что я рекламирую, подрядилась рекламировать «Код да Винчи», честное слово, нет. Сама в кино не пойду, книжку прочитала, мне этого вполне достаточно. Но, тем не менее, вопрос от Наталии из Москвы. Вопрос от слушателя можно же задать? «Светское у нас государство или религиозное, господин Радзиховский, - спрашивает Наталья. – Если светское, почему попы вмешиваются в светские дела? Или это потому, что президент бьет поклоны в церкви?»

Л.РАДЗИХОВСКИЙ – Ну, Вы знаете, в чем дело: у нас государство последние… ну, не буду залезать глубоко в историю, но последние 300 лет оно такое светски религиозное, оно живет в противовес Западу. На Западе, как известно, французская революция предложила формулу: свобода, равенство и братство. Мы в ответ, именно в ответ, как контртезис выдали формулу: православие вместо свободы, самодержавие вместо равенства и народность вместо братства. Большевики, которые формально боролись с церковью, создали, как известно, свою церковь. Главный ее храм стоит на Красной площади, такое капище, значит. Постепенно эта большевистская религия отмерла, потому что она была все-таки эрзац-религия. Она не говорила о бессмертии на том свете, она не говорила о вечном блаженстве, о многих вещах, которые людям очень важны. Но опереться на просто посюсторонние гражданские ценности, вот на эту самую свободу, равенство и братство у нас никак не получается. Если начинать строить государство просто так вот, рационально, то выясняется масса нелепых, безобразных, обидных вещей. Гораздо естественнее для нас – это просто вот по факту выяснилось, начиная с 90-го года, строить государство, опирающееся на какие-то религиозные или квази религиозные ценности. И фактически сегодня моральной основой нашего государства является все та же формула: православие, самодержавие, народность. Эта формула построена в виде треугольника, где главное – это, конечно, самодержавие. Вот где волевой, энергетический и прочий центр всего этого дела. Православие оправдывает самодержавие: нет власти аще не от Бога. А народность, ну, народность это то, на чем стоит, если угодно, ногами попирает или наоборот помогает, как вам больше нравится, самодержавие.

О.БЫЧКОВА – Ну, ведь Соединенные Штаты, например, американские Соединенные Штаты это сама по себе достаточно религиозная страна. Ну, вот так вот там вот устроено все, а предположим, Великобритания – это государство, где правит королева, которая является также главой местной вот этой англиканской церкви. Т.е. есть государство, где вот эти вот религиозные принципы лежат в основе многого, и это совсем неплохие государства.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ – Дело не в том, плохие – неплохие. Понимаешь, дело в том, что я специально сказал, что центр, реальный центр нашей религии, нашей государственной религии – это са-мо-дер-жа-ви-е. Понимаете? Не королева, ограниченная справа, слева тысячей законов, конституций, прецедентов и т.д. и т.д. Основа нашей религии – это самодержавие, потому что, кстати, как известно, до 17-го года никакого патриарха в России не было, а официальным главой церкви был император и был чиновник, им назначенный. Назывался этот чиновник обер-прокурор Синода, который формально командовал Русской православной церковью. Это церковь, символом веры которой является государство, Бог в виде государства. В этом смысле большевики ничего нового не изобрели. Просто государство стало другим, не белым, а красным.

О.БЫЧКОВА – Ну, значит, это такая форма российского государства. Ну, что сделаешь?

Л.РАДЗИХОВСКИЙ – Это форма – российский треугольник.

О.БЫЧКОВА – Она так устроена.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ – Совершенно верно. И поэтому оно никогда за последние, по крайней мере, 300 лет не опиралось на свободные гражданские институты, отделенные…

О.БЫЧКОВА – Значит, ему этого не надо.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ – Ну, уж там кому-то надо, кому-то не надо. Есть чудики, которым вроде бы надо, которые по этому поводу пищат, но большинству действительно не надо. Мы это видим, потому что окончательная кристаллизация вот этого дела произошла опять в 90-е годы. Вот из этого раствора, из этого демократического или псевдо демократического само собой опять кристаллизовалось это дело. А сейчас у нас в стране крайне модная тема, о которой вполне серьезно говорят по телевизору, - это восстановление монархии уже в формальном значении этого слова. Недавно вот была передача по государственному второму каналу, где Третьяков, Ципко, Фадеев и какой-то, мне неизвестный господин, вполне серьезно обсуждали вопрос: надо в России восстанавливать монархию или не надо…

О.БЫЧКОВА – Ну, может, и надо, но не получится по всяким законным формальным соображениям.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ – Эти глупости никого не волновали. Пришли к очень либеральной демократической идее.

О.БЫЧКОВА – Наследников нету легитимных.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ – Нет. Пришли к очень демократической идее: надо, но только тогда, когда народ сам дозреет до этого. Пока еще народ не дозрел. Когда клиент дозреет. Я сразу подумал, как мило было бы, например, в Америке провести на CNN передачу, что надо восстановить рабство негров, но спокойно, без насилия. Вот когда дозреют, тогда и восстановим.

О.БЫЧКОВА – Рабство негров – это рабство, а монархия это как в Англии…

Л.РАДЗИХОВСКИЙ – Это не рабство.

О.БЫЧКОВА – …как в Испании, как много еще, где, красиво так.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ – В Испании…

О.БЫЧКОВА – Сидит красивый человек в красивой одежде на троне в красивом головном уборе. Ну, много там такого приятного.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ – В Испании самодержавная монархия, самодержавная, не бутафорская: красивый трон, красивый убор, самодержавная монархия кончилась где-то в XVIII веке. Ну, в крайнем случае, в XIX, а у нас если монархия, то это вам не красивый головной убор.

О.БЫЧКОВА – Хуан Карлос – такой приятный человек.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ – Это правда. Это правда.

О.БЫЧКОВА – У нас есть еще одна тема, в общем, имеющая отношение к всяким там западным ценностям. Лена из Москвы задает вопрос: «Россия во главе Совета Европы! – ставит Лена восклицательный знак. – Как заявил глава МИДа Лавров, Москва будет поднимать вопрос об исправлении в деятельности Совета Европы проявления двойных стандартов, касающихся России и некоторых других стран, в частности, Белоруссии. Россия не упустит, - пишет Лена, - такой возможности улучшить свой международный статус и политический имидж». Буквально завтра в Совете Европы должна состояться вот эта церемония передачи от министра иностранных дел к министру иностранных дел вот этих полномочий председателя в Совете министров. Румыния передаст их России в лице министра Лаврова. Вот это произойдет. Все замерли в ожидании.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ – Ну, вот видите, как… До сих пор самой европейской, демократичной европейской, в высоком смысле слова была Румыния, а теперь самой европейской в столь же высоком смысле слова державой станет Россия.

О.БЫЧКОВА – На полгода.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ – На полгода. Ну, понятно. Следующей, видимо, будет Белоруссия. Так вот, к вопросу о двойных стандартах, в особенности в отношении России и Белоруссии. Это действительно интересно. Значит, двойной стандарт: на Западе Лукашенку не признают, счета замораживают, с ним всячески борются и т.д. и т.д. И Россия решила делом бороться с двойным стандартом. Замкнула кольцо окружения. Если Запад нападает на нашего союзника с одной стороны, то мы решили помочь союзнику, и горячей кочергой помогли ему по загривку, с другой стороны. Как известно, впервые после 45 года Россия объединилась с Западом против общего врага. Замкнула, еще раз говорю, кольцо окружения. Открыла второй фронт. Западный фронт арестовывает счета Лукашенко на Западе, восточный, русский фронт поднимает цены на энергоносители, заявляет, что больше никаких экономических поблажек Белоруссии не будет. Короче говоря, мы вместе затравили зайца.

О.БЫЧКОВА – Вопрос: за что мы сдали Белоруссию этим врагам западным? За что такое?

Л.РАДЗИХОВСКИЙ – За банку варенья и чего-то там печенья. Нет, не за что, а зачем. Когда союзнику плохо, добей его, добивай его в тот момент, когда ему плохо. Когда союзнику хорошо, бить бессмысленно: вывернется. А вот когда союзника загнали наполовину в капкан, захлопывай капкан, тут ты его и дожмешь. Бить надо ослабленного, добивать, точнее.

О.БЫЧКОВА – Так тебе обидно за Лукашенко что ли?

Л.РАДЗИХОВСКИЙ – Ну, мне ни за кого не обидно. Это бизнес, ничего личного.

О.БЫЧКОВА – Пламенный лукашенковец?

Л.РАДЗИХОВСКИЙ – По-человечески, конечно, удивительно подлое поведение в отношении Александра Григорьевича. Впрочем, если учесть бэкграунд Александра Григорьевича: и эскадроны смерти, и его поведение в отношении той же самой России, и его поведение в отношении оппозиции, его, как человека, не жалко. А то, что политика русского союзника выдержана в лучших традициях нормальной дипломатии по Макиавелли – это точно. Вопрос в другом.

О.БЫЧКОВА – Все равно не ответил на вопрос: ну, зачем это делать.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ – Зачем его добивать. Вот это действительно интересный вопрос: зачем мы его решили добить в минуту жизни трудную. Я думаю, здесь есть несколько ответов. Есть ответ простой в стиле западного рационализма: добить его для того, чтобы выторговать из него в трудную минуту действительно деньги, т.е. попросту говоря, газ ему загонять по полной цене как Украине, как другим. С моей точки зрения, абсолютно правильное, разумное решение. Перестать кормить, поить, содержать – тоже абсолютно разумное, абсолютно правильное решение. Правда…

О.БЫЧКОВА – Но с другой стороны, уж сколько он там наест?

Л.РАДЗИХОВСКИЙ – Да. Есть и другой ответ: не экономический, а сугубо политический. Для того чтобы в этой ситуации слабый, загнанный, сломленный, потерявший всякую поддержку Лукашенко наконец-то рухнул и за долги отдал Белоруссию России. Т.е. мы ее за косу тянем, так сказать, под венец, и происходит то самое…

О.БЫЧКОВА – Так зачем нам это нужно-то? Совершенно непонятно.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ – Вот. То самое вожделенное объединение. Зачем же нужен этот неравный и насильный брак?

О.БЫЧКОВА – А! Неужели 2008 год опять? Какое банальное объяснение.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ – Банальное объяснение, но не банальные последствия будут из этого дела. Потому что если действительно на полном серьезе Белоруссию объединят с Россией… «Наконец-то нам дали приказ наступать, отбирать наши пяди и крохи, но мы помним, как солнце отправилось вспять и едва не взошло на востоке». Так вот. Если мы наконец-то объединимся с Белоруссией против желания господина Лукашенко и, по-видимому, против желания огромной части белорусского народа, то мы получаем следующие выгоды: первое – белорусский сепаратизм. Стопроцентно. Второе: для того, чтобы перебить белорусский сепаратизм, надо доказать белорусам, а их 10 млн., между прочим, что в объединенной стране они будут жить лучше и богаче, чем в разъединенной.

О.БЫЧКОВА – Подожди. Белорусы уже не так, по-моему, как вот пишут, горят желанием объединиться с Россией, как это было раньше.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ – Совершенно верно.

О.БЫЧКОВА – Подожди. Давай мы сейчас прервемся на несколько минут и с Белоруссии продолжим. Это программа «Особое мнение» с журналистом Леонидом Радзиховским.

НОВОСТИ

О.БЫЧКОВА – Это программа «Особое мнение». Прямой эфир радио «Эхо Москвы» и телекомпании RTVI. У нас работает эфирный пейджер. Сейчас вот-вот буквально будем включать телефоны прямого эфира для того, чтобы Леонид Радзиховский имел возможность дополнительно высказать свое особое мнение. Несколько минут назад мы остановились на белорусском вопросе. Леонид Радзиховский пытался представить хитроумный план…

Л.РАДЗИХОВСКИЙ – Банальный, я бы сказал.

О.БЫЧКОВА – …чрезвычайно вероломный по присоединению Белоруссии к России без Александра Лукашенко. Я все поняла, только я все равно не понимаю, зачем это нужно.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ – Значит, ну, вот я говорю, что Лукашенко еще жив, добей его без пощады. Значит, это может быть нужно…

О.БЫЧКОВА – В политическом смысле.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ – Это может быть нужно, да, еще раз: по двум причинам. Первая – оттяпать у них «Белтрансгаз», добиться преференций, полная цена. Абсолютно разумный, нормальный чистый ход, тем более, защищать Лукашенко, в отличие от украинцев, даже на словах Европа не будет.

О.БЫЧКОВА – Прорубить еще одно окно в Европу.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ – Да, еще одно окно для газовой атаки в Европу. Второе: значит, захватить, присоединить, насильно на себе женить и жить с женой, которую вы насильно за долги на себе женили. И каждый день утром говорить: «Дорогая, первая кофе выпей ты, потому что может, ты в него цианистый калий положила».

О.БЫЧКОВА – Большое человеческое счастье.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ – Большое человеческое счастье. Т.е. попросту говоря: получить белорусский сепаратизм, искупать постоянно этот сепаратизм тем, что надо постоянно покупать благосклонность 10 млн. белорусов, а главное, вызвать горячую симпатию всех остальных стран и СНГ, и Европы, потому что…

О.БЫЧКОВА – Только зачем?

Л.РАДЗИХОВСКИЙ – Все: Украина, Грузия и прочие, мы их просто кулаками толкаем в НАТО: в НАТО, в НАТО, в НАТО. Ясно: гоним их туда. Европа нам, естественно, никогда не простит аншлюс Белоруссии. Уж чего не простят, того не простят. Т.е. самые худшие их подозрения мы полностью подкрепляем.

О.БЫЧКОВА – Т.е. чем хуже, тем лучше.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ – Вот, чем хуже, тем лучше. Поэтому я думаю, я все-таки надеюсь на здравый смысл наших руководителей, что этого популярного в народе безумия под названием «объединимся с Белоруссией и зальем себе рот бензином», этого популярного безумия не будет, программа-максимум, она же и минимум, которая мне кажется действительно вполне разумной, хотя и подлой по исполнению: это, воспользовавшись трудной ситуацией, добить дорогого союзника, накинуть ему удавку на шею и в безнадежной ситуации выдурить из него «Белтрансгаз», полные цены и т.д. Грязная, расчетливая, нормальная политическая игра.

О.БЫЧКОВА – Тогда непонятно, зачем мы его терпели, такого нехорошего и такого, как это сказать, разорительного все эти предыдущие годы.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ – Совершенно правильно. Я думаю…

О.БЫЧКОВА – Нелогично.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ – …по инерции. Я думаю, что на самом деле только чисто по инерции. Больше никаких разумных причин для терпежа не было, как мне кажется.

О.БЫЧКОВА – Послушаем телефоны прямого эфира. Ваши вопросы к Леониду Радзиховскому.

СЛУШАТЕЛЬ СЕРГЕЙ – Добрый вечер!

О.БЫЧКОВА – Алло! Добрый вечер, добрый день! Как Вас зовут, откуда Вы?

СЛУШАТЕЛЬ СЕРГЕЙ – Меня Сергей зовут. Я из Москвы.

О.БЫЧКОВА – Слушаем Вас, Сергей.

СЛУШАТЕЛЬ СЕРГЕЙ – Леонид, у меня вот такой не очень легкий. Вы знаете, какая ситуация: для нас, инвалидов чернобыльцев и просто инвалидов новость стала просто ужасающая. С 1 июня прошлого года отменили бессрочные группы. Т.е. раньше человек проходил там раз в 2-3 года, и ему давали…

О.БЫЧКОВА – Это связано с пенсиями, да?

СЛУШАТЕЛЬ СЕРГЕЙ – Да, да. А сейчас надо ему проходить каждый год, потому что есть же молодые инвалиды, допустим с армии инвалиды без рук, без ног, глухие.

О.БЫЧКОВА – Все время доказывать, что у него рука не отросла за год?

СЛУШАТЕЛЬ СЕРГЕЙ – Да, да, да. И им надо будет проходить ВТЭК каждый год до 2024 года.

О.БЫЧКОВА – Все понятно, Сергей, Ваш вопрос.

СЛУШАТЕЛЬ СЕРГЕЙ – Мой вопрос в том: вообще, известно Вам что-нибудь об этом? И вообще, кому в голову в министерстве социального развития такой закон принимать?

О.БЫЧКОВА – Понятно, понятно. Вот такой вопрос.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ – Нет, мне об этом, естественно, ничего неизвестно. Я думаю, что это… Если то, что Вы говорите, полностью соответствует действительности, может быть, есть какие-то юридические детали и тонкости, которых Вы не знаете.

О.БЫЧКОВА – А может, и нет.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ – А может, и нет. Короче говоря, в исполнении Вашем это звучит как очередная бессмысленная жестокость власти, что вполне понятно: власть всегда жестока по отношению к слабым и власть всегда льстива по отношению к сильному. Простой пример: власть заигрывает с военными, но власть беспощадна к тем же военным, когда они становятся инвалидами.

О.БЫЧКОВА – Ну, вот, кстати, похожий чем-то вопрос от Севы Грача из Москвы, что «с ума все посходили с этой рождаемостью, - пишет Сева, - уже сколько дней слежу за прессой и все жду, а вспомнит кто-нибудь о проблеме беспризорников, о демонтаже системы образования и здравоохранения, о подростковой преступности, о том, что если тяжело заболевает ребенок, то пускают шапку по кругу, мол, помогите, требуется операция в Германии?»

Л.РАДЗИХОВСКИЙ – Проблема рождаемости – это проблема рождения голосов на выборах. Вот какая проблема. Это проблема популистского сильного заявления, которое всем понравится, которое вызовет симпатии, которое принесет голоса. Все.

О.БЫЧКОВА – А я думала, что это проблема строительства генеральских дач.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ – Да нет, до генеральских дач… Их и так построят. Это проблема популизма на выборах. А беспризорники, значит, у нас на выборах не голосуют, насколько я знаю. Поэтому… Инвалиды тоже не особенно ходят голосовать. Поэтому эти категории к популистской политике отношения не имеют.

О.БЫЧКОВА – Еще один вопрос по телефону прямого эфира к Леониду Радзиховскому в программу «Особое мнение». Алло!

СЛУШАТЕЛЬ АНДРЕЙ – Алло! Здравствуйте, Леонид. Сегодня господин Путин сказал…

О.БЫЧКОВА – Одну секунду! Скажите, пожалуйста, как Вас зовут и откуда Вы, чтоб мы знали просто.

СЛУШАТЕЛЬ АНДРЕЙ – Андрей из Москвы.

О.БЫЧКОВА – Да. Слушаем Вас.

СЛУШАТЕЛЬ АНДРЕЙ – Значит, Путин сказал сегодня: России нужно гражданское общество, пронизанное патриотизмом.

О.БЫЧКОВА – Да, да, да.

СЛУШАТЕЛЬ АНДРЕЙ – Значит, Леонид, не могли бы Вы дать четкую и полную дефиницию гражданского общества, а также, какие именно его компоненты отсутствуют в современной России, и что надо сделать, чтобы эти компоненты появились? А также какие именно политические силы способны сделать эту работу и почему до сих пор ее не сделали?

О.БЫЧКОВА – Спасибо Вам. И при этом уложиться в 2 минуты, да?

Л.РАДЗИХОВСКИЙ – Очень просто. Отсутствует независимый суд, независимая пресса, независимые организации, независимый бизнес. Пустячок. Что нужно сделать для того, чтобы они появились? Родину любить.

О.БЫЧКОВА – Ну, цитата звучит так из Путина, который встречался сегодня с так называемыми «Нашими», 33 комиссарами в Сочи: «Нам нужно свое гражданское общество, пронизанное патриотизмом и заботой, которое не за деньги исполняло бы «номер», а от души, желая исправить те проблемы, которые у нас существуют, по велению сердца».

Л.РАДЗИХОВСКИЙ – Ну, вот я и сказал. Значит, плохие, глупые люди меняют законы, пытаются организовывать так, чтобы, например, няненчки в больницах получали много денег не от больных, а от государства. Пытаются сделать так, чтобы судьи получали не взятки, а получали…

О.БЫЧКОВА – Зарплату.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ – …деньги от государства. Это подлый, глупый, расчетливый, рациональный ход. Ничего не поможет. Надо любить, а как любить, знает Министерство обороны, может быть, знает Министерство внутренних дел, может быть, знают комиссары «Наших». Любовью.

О.БЫЧКОВА – Надо любить безоглядно, ты хочешь сказать.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ – Любить безоглядно. Любовью и только любовью. А глупые законы и глупые зарплаты оставим для гнилого, распадающегося, бессильного, ничего не понимающего Запада. Любить надо. Все.

О.БЫЧКОВА – И буквально последний звонок и последний вопрос. Постараемся уложиться в минуту. Алло!

СЛУШАТЕЛЬ ВЛАДИСЛАВ – Владислав, Саратов.

О.БЫЧКОВА – Слушаем Вас.

СЛУШАТЕЛЬ ВЛАДИСЛАВ – Вы знаете, Леонид, я хочу все-таки Вас огорчить по поводу объединения. Вы знаете, все-таки объединение в любом случае состоится, хотите Вы того или нет. Потому что мы – русские, белорусы, малороссы – это, в общем-то, единый народ. Дело не в Путине, не в Лукашенко, в любом случае состоится. Я понимаю, что вот Вы из кожи вон лезете.

О.БЫЧКОВА – Понятно, Владислав, просто времени мало осталось.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ – Владислав, и я Вас должен огорчить. Я не лезу из кожи, она на мне. Если Вы представляете весь русский и весь белорусский народ, я рад за Вас. Вы очень уверенный и адекватный в себе человек. Объединяйтесь со всеми белорусами, кто же Вам мешает? Я по этому поводу из кожи вылезать не буду, я Вам это гарантирую. Я останусь в своей коже.

О.БЫЧКОВА – Да человек просто удивляется, почему с украинцами и белорусами, с которыми он говорит практически на одном языке, он должен разделяться государственными границами, вполне понятно.

Л.РАДЗИХОВСКИЙ – Об этом надо спросить украинцев и белорусов. Иногда не вредно спросить их мнение тоже. Иногда не вредно, а иногда вредно, если вдруг они скажут что-то, что будет Вам неприятно. Тогда не спрашивайте. Объединяйтесь, не спрашивая их. Это надежнее, вернее.

О.БЫЧКОВА – А мы сегодня спрашивали особое мнение Леонида Радзиховского. Спасибо тебе и спасибо всем, кто звонил в студию прямого эфира, присылал вопросы.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024