Купить мерч «Эха»:

Александр Проханов - Особое мнение - 2007-05-09

09.05.2007

О.БЫЧКОВА – Добрый вечер и добрый день! Это программа «Особое мнение» в прямом эфире радио «Эхо Москвы» и телекомпании RTVI. В студии прямого эфира Ольга Бычкова и я поздравляю всех с сегодняшним праздником, с 9 мая, Днем Победы и нашего гостя, Александра Проханова. С праздником Вас, Александр Андреевич!

А.ПРОХАНОВ – И Вас тоже, и всех радиослушателей.

О.БЫЧКОВА – Александр Проханов надел сегодня свои ордена, целых три штуки. Это за что, расскажите, у Вас?

А.ПРОХАНОВ – Это за мирный труд на благо нашей великой советской родины.

О.БЫЧКОВА – Но это же не военные ордена.

А.ПРОХАНОВ – Ну, сегодня праздник, и мы собирались, вот люди, для которых этот праздник является почти религиозным праздником. И у нас такая привычка, такой обычай - надевать свои ордена, боевые или гражданские.

О.БЫЧКОВА – Вот этот праздник в этом году какой-то странный получился, скажите? Потому что…

А.ПРОХАНОВ – А чем он Вас удивляет?

О.БЫЧКОВА – Ну, как-то вот бывает часто, что 9 мая – это такой праздник, который объединяет людей обычно, да? или так было многие годы, потому что, ну, фактически это праздник из государственных, я не говорю про Новый год, там, или что-то еще, но из государственных праздников это вот тот, который принимается всеми, всеми людьми, всей страной, ну, вот как-то одинаково, да? Т.е. с этим никто не спорит, и все его празднуют. И всем, в общем, есть, что сказать и рассказать свою историю про дедушку, бабушку, прадедушку, да? Ну, как-то в этом году получается по-другому, нет?

А.ПРОХАНОВ – У меня другое ощущение. Я думаю, что после 91-го года этот праздник как-то потускнел. И после 91-го года, когда рассекли Советский Союз, по-существу, отняли у нас у всех Победу, к этому празднику относились по-разному. На Победу в течение 10 или 15 лет нападали очень многие из-за рубежа и у нас здесь внутри, от него хотели откусить то один ломоть, то другой.

О.БЫЧКОВА – От праздника?

А.ПРОХАНОВ – От праздника, от символа, от святыни победной. Победу хотели, ну, как бы ее значение снизить, ее хотели очернить, была целая программа дегероизации. Жуков, оказывается, был маршалом-мясником. Там много всего было. Наоборот, сегодняшнее празднование Победы, на мой взгляд, отличается от многих предшествующих праздников тем, что впервые этот праздник введен в число православных и религиозных праздников. Т.е. празднование Победы, оно отмечалось во всех церквах. И я думаю, что этот праздник…

О.БЫЧКОВА – А раньше не было такого разве?

А.ПРОХАНОВ – Раньше не было.

О.БЫЧКОВА – А почему?

А.ПРОХАНОВ – И это праздник, он является не просто социальным или историческим праздником, а все больше и больше мистическим, метафизическим, религиозным праздником.

О.БЫЧКОВА – А почему раньше в православных церквях не… что не делали?

А.ПРОХАНОВ – Я думаю, что… Вообще, ведь праздники рождаются не на пустом месте. Должно пройти время прежде, чем какое-то событие будет осмыслено поколениями, православной средой и становится таким вот огненно святым, светящимся событием.

О.БЫЧКОВА – Но люди-то давно это осмыслили, да? Т.е. они как бы всегда это понимали.

А.ПРОХАНОВ – Люди до сих пор продолжают это осмысливать, и для одних, повторяю, этот праздник является чисто историческим праздником, для других этот праздник является праздником трагическим, скорее, праздником поминовения. Это такое огромное явление произошло в 45 году, такое огромное, гигантское, планетарное явление, что его осмысливать будут люди очень долгое время. Вот Эстония осмысливает его иначе, там, Польша иначе. И я думаю, что к этому празднику с разных сторон будут … к этому явлению, не к празднику, это не праздник, это явление. К нему будут подходить люди, чем дальше, тем больше. Кстати, в России, я так полагаю, в России, которую в 91 году лишили Победы, которая именно 15 лет прозябала в поражении, в состоянии победившего плана Барбароссы, мне кажется, этот праздник является мощнейшей аккумуляцией.

О.БЫЧКОВА – Вот я хотела как раз Вас об этом спросить, когда Вы сказали, там несколько абзацев назад о дегероизации. А почему лишили Победы в 91 году? Я не помню, чтобы когда-нибудь не отмечали 9 мая.

А.ПРОХАНОВ – Я Вам скажу. Ведь что такое Победа? Это же не просто, выйти, чокнуться рюмками, продефилировать по площадям. Победа – это победа той страшной сокрушительной силы, которая хотела уничтожить красный смысл, уничтожить коммунистическую эру, той страшной силы, которая хотела уничтожить наше государство, расчленить его, ослабить его резко. Та сила, которая хотела русский народ и другие народы резко сократить. Это та сила, которая хотела уничтожить фундаментальные представления, в основном русских, о своей истории, о своей святыни, о своих памятниках.

О.БЫЧКОВА – Ну, это был Советский Союз, я хочу Вам напомнить, и там были далеко не только русские.

А.ПРОХАНОВ – Это была та сила, которая хотела лишить нашу страну военного потенциала, армии, уничтожить представление о своих героях и лидерах.

О.БЫЧКОВА – Но это понятно, да. А при чем тут то, что нас будто бы лишили праздника, Победы?

А.ПРОХАНОВ – Это непонятно, потому что в 91 году все это удалось сделать. И по существу глупо было праздновать Победу, ликовать и радоваться в стране, которая находится во прахе, которую затоптали.

О.БЫЧКОВА – Т.е. Вы не праздновали 9 мая до недавнего времени, за последние..?

А.ПРОХАНОВ – Это Вы так говорите.

О.БЫЧКОВА – Не, ну, я пытаюсь понять Вашу логику.

А.ПРОХАНОВ – Ну вот, я объясняю.

О.БЫЧКОВА – Потому что я всегда, например…

А.ПРОХАНОВ – Все эти годы с 91 года мы не праздновали Победу, мы бились за ее возвращение, мы сражались. В 93 году, когда в нас стреляли из танков, мы сражались там под знаменем Победы. Мы говорили, что русские, потеряв в 91 году Победу, должны в 21-м веке восстановить, вернуть ее себе и сделать 21-й век опять веком нашей Победы. И по сей день мы сражаемся за нее. Это не праздник, который мы…

О.БЫЧКОВА – Я не понимаю Вас. Я Вас просто не понимаю.

А.ПРОХАНОВ – Слава богу, слава богу.

О.БЫЧКОВА – Потому что сколько я себя помню, и 91-й, 81-й, 2001-й, не важно, да? сколько я себя помню, я отмечала 9 мая, потому что это был день как возможность вспомнить там о дедушке, о бабушке, о другом дедушке, о другой бабушке, о людях, которые пережили страшную вещь в своей жизни, которая изменила их жизнь необратимо, да? и людях, которых надо вспомнить, конечно.

А.ПРОХАНОВ – Так вот я и говорю, что для Вас это был праздник поминовения.

О.БЫЧКОВА – Я не понимаю, почему меня этого кто-то может лишить или не лишить, это со мной.

А.ПРОХАНОВ – Мне трудно Вам это объяснить, потому что у Вас другое сознание и другая психика, по-видимому. Для Вас это был праздник поминовения, а для меня День Победы 9 мая был праздник… был днем, когда по существу… Это была вершина русской истории. Мы одолели самого страшного, мистического своего врага, а потом в 91 году у нас выхватили этот праздник обратно. У нас отняли итоги Победы.

О.БЫЧКОВА – Это важная история, с которой мы продолжим разбираться с Александром Прохановым через несколько минут в программе «Особое мнение».

РЕКЛАМА

О.БЫЧКОВА – И мы продолжаем программу «Особое мнение» с Александром Прохановым. Я напомню только номера наших средств связи. Это номер для отправки SMS-сообщений и вопросов, реплик и т.д. +7-985-970-45-45. И есть у нас, конечно, телефоны прямого эфира, которые мы будем включать, но несколько позже: 783-90-25 и 783-90-26. Естественно, это московские номера. Я хотела вот Вас о чем спросить. Вот я сейчас ехала сюда, на работу сегодня днем по Москве, которая празднует 9 мая. Ну, много машин вот с этими георгиевскими ленточками, да? Действительно, реально много таких машин. Причем интересно, как кто-то заметил, еще неизвестно, на какие машины эти ленты чаще привязывают: на дорогие иномарки или на что-то такое более скромное. Ну, мне кажется, что на иномарки чаще. Ну, может быть, и нет, не считала. Но вот я видела сегодня одну машину. Это было что-то такое вроде тоже такой не очень новой, не очень свежей, но иностранной машины. И там тоже была на антенне привязана георгиевская ленточка, а на заднем стекле белым скотчем, такими толстыми буквами бумажными было выложено слово «На Берлин!». Как Вы думаете, что это такое: стеб или какой-то вариант реваншизма?

А.ПРОХАНОВ – Я думаю, что тут и то, и другое. Ведь видите ли, раньше вот эти вот знамена метущиеся, стремящиеся на запад армии, они в основном устанавливались на танках, на бронетранспортерах, а ведь дорогие иномарки, особенно дорогие – это бронированные, это бронетехника. Поэтому сам бог велел на этих черных, таких сияющих драгоценных танках, которые носятся по Москве, такие знамена… ленточки…

О.БЫЧКОВА – Хорошо сочетаются, да.

А.ПРОХАНОВ – Хорошо сочетаются. Но вот я как раз хотел в продолжение нашего предшествующего с Вами такого спора ответить Вам на этот вопрос. Знаете, ведь праздники, они не неподвижны. На них бросает свой отсвет та среда социальная, политическая среда, в которой эти праздники празднуются. И ведь с 90-х годов в нашем обществе, в нашем социуме произошли, происходят очень большие изменения. Мы не в неподвижном обществе живем.

О.БЫЧКОВА – Что тоже вполне имеет право на существование.

А.ПРОХАНОВ – Что имеет право на существование. И надо понять, куда движется общественное самосознание. Вот, на мой взгляд, кончается шок вот этого страшного поражения, поражения 90-х годов. Национальное самосознание, оно как бы оправилось от этих потрясений, оно аккумулируется, оно пытается консолидироваться, оно обращается к константам, к базовым ценностям своим, оно их ищет, оно пытается сбросить с себя мусор вот этих вот либеральных представлений, которые довели народ до шизофрении. И в недрах этих поисков все четче и четче просматриваются надписи, вот сделанные этим скотчем на задних стеклах…

О.БЫЧКОВА – Стеклах.

А.ПРОХАНОВ – …автомобилей. «На Берлин!», «На Таллинн!», там, «На Тбилиси!», «На Севастополь!». И в этом нет ничего удивительного.

О.БЫЧКОВА – Т.е. Вы считаете все-таки, что вот нормальное русское или российское самосознание, да? такое народное …

А.ПРОХАНОВ – Да, оно имперское.

О.БЫЧКОВА – Оно имперское. Оно обязательно агрессивно наступательное.

А.ПРОХАНОВ – Оно не агрессивное, оно имперское. Если русское сознание.

О.БЫЧКОВА – Т.е. на танк и вперед.

А.ПРОХАНОВ – Если российское самосознание не имперское, это не самосознание. Оно уродливое, оно ублюдочное, оно ущербное, оно клиническое. Вся русская история, это же не один единый, это больше чем 1000 лет проходило в создании, в выковывании вот этой империи. И по существу победа 45 года это была победа великой красной империи, в которую, победу влились и предшествующие имперские победы. И победы над Наполеоном, и победы над Фридрихом Великим, и Куликовская битва, и Ледовое побоище. Эта победа аккумулировала все сражения, все усилия народа по созданию своего государства.

О.БЫЧКОВА – Александр Андреевич, но Вы рассуждаете очень странно. Это просто русофобия, абсолютная русофобия, что Вы говорите.

А.ПРОХАНОВ – Я вообще странный человек. Посмотрите, я же сижу в каске.

О.БЫЧКОВА – Да. Значит, действительно, Александр Проханов – этого не видят наши слушатели…

А.ПРОХАНОВ – Сижу в каске и плащ-палатке.

О.БЫЧКОВА – Конечно, но это видят наши зрители, безусловно, телеканала RTVI.

А.ПРОХАНОВ – Я сейчас взял языка, и вот с ним допрашиваю.

О.БЫЧКОВА – Да? Вы считаете? Но видимо, это взаимный допрос. Александр Проханов сидит в каске, украшенной… Нет, не буду так говорить, хорошо.

А.ПРОХАНОВ – Украшенной звездой?

О.БЫЧКОВА – Нет, нет, нет, я другое хотела сказать. Но ладно, такие, знаете, были такие каски, вот как у этих самых…

А.ПРОХАНОВ – Это нацистские каски.

О.БЫЧКОВА – На Чудском озере.

А.ПРОХАНОВ – Это нацистские каски.

О.БЫЧКОВА – Но я же промолчала.

А.ПРОХАНОВ – А почему это у меня нацистская каска? У меня каска советского пехотинца.

О.БЫЧКОВА – Я хотела Вам сказать, что вот то, что Вы говорите, - это типичная русофобия, потому что Вы хотите сказать или это следует из Ваших слов, что русский народ не способен жить нормальной жизнью, он может только куда-то мчаться, он не способен там созидать, он не способен к миру, он не способен к труду. Он может только бежать и что-то завоевывать. Орда какая-то неимоверная, дикая, темная орда. Вы так называете своих соплеменников, свой народ своей страны.

А.ПРОХАНОВ – Как сладко мне слышать Ваш либеральный лепет, будто создание великого, величайшего государства в мире – это не созидание, будто работа по созданию государства, имеющего 12 часовых поясов, включающего льды, пустыни, обиход зауральских степей – это не великая работа. Конечно, Вам этого не понять, Вы всю жизнь провели здесь, в пределах Садового кольца в комфортной семикомнатной квартире…

О.БЫЧКОВА – (Смеется).

А.ПРОХАНОВ – И вот видите, человек, который говорит о красной победе, Вы на него нахлобучиваете сразу тевтонскую каску. Конечно, нам с Вами не понять. Поэтому я считаю, что русское самосознание, идея имперская, она включает в себя огромные, гигантские работы. Это не работы орды.

О.БЫЧКОВА – Но без захвата такой вот ордынской чужих земель не обойтись.

А.ПРОХАНОВ – Это не захват, это создание государства, это отражение постоянных нашествий, напастей. И приход советских танков в Берлин – это не захват чужих территорий, как говорят эстонские националисты и некоторые, сидящие передо мной сотрудники радиостанции.

О.БЫЧКОВА – В Берлин - нет, но в Таллинн – вполне возможно, да.

А.ПРОХАНОВ – Но Вы знаете, путь в Берлин не лежит через Баковку. Он лежит через Варшаву, через Таллинн, через Будапешт, он лежит через Зееловские высоты. И я думаю, что просто Ялтинская конференция, которая узаконила появление русских танков на Одере, она имела еще ведь такие вот скрытые, такие пункты договора, по которому русские танки не должны появиться были на Пиренеях. И Сталин соблюдал эти договоренности.

О.БЫЧКОВА – Как честный человек, мы знаем.

А.ПРОХАНОВ – Как друг Черчилля и Рузвельта, конечно. Как достойный партнер.

О.БЫЧКОВА – А тут вот Вам очень, между прочим, написала затейливо Роза Ашафегуллина, которая называет себя «девушка-горянка» с Верхней Волги. Она просит не обращать внимания на циничную Бычкову и других и пишет: «Мы-то знаем, что войну выиграл Сталин и такие как Вы, замполиты и командиры заградотрядов. А остальным оставалось счастливо отдавать жизнь за империю. Но не за свободную же Россию они погибали, конечно, за Сталина, за колхозы и чтобы все боялись», - пишет Роза.

А.ПРОХАНОВ – Ну, воображаю. Видимо, из тысячи посылок Вы выбираете всегда самые гадкие и мерзкие, оскорбительные для меня. Ну, ничего, я отвечу Розе. Этот праздник, сегодняшний праздник, он был несколько ущербным, он был, конечно, ущербным по одной простой причине, что…

О.БЫЧКОВА – 9 мая был ущербным?

А.ПРОХАНОВ – Да.

О.БЫЧКОВА – Почему?

А.ПРОХАНОВ – Потому что вот в этом празднике существовала фигура умолчания. Вот на этом сегодняшнем торжестве не говорили о Сталине. Но он присутствовал, он присутствовал во всем. Он присутствовал в глазах ветеранов, он присутствовал в песнях, он присутствовал в лексике. Я думаю, что мы доживем до такого праздника, где он будет воспроизводить историческую правду во всей ее полноте, где фигура Сталина вернется в контекст этого великого победного праздника. Поэтому горянка с Нижней Волги или…

О.БЫЧКОВА – С Верхней.

А.ПРОХАНОВ – Ну, там я не знаю, полонянка или пелонянка с Верхнего Кавказа, она может сколько угодно глумиться, но вот за моими словами есть огромная историческая правда и я не одинок в этом думании. Убежден, если мы сейчас проведем голосование, 50% слушателей «Эха Москвы» выскажутся за Сталина, как это не раз уже бывало.

О.БЫЧКОВА – Роза, не расстраивайтесь, все хорошо. Но я только хочу сказать, что ведь на самом деле, например, эстонские товарищи во всей этой истории с бронзовым солдатом тоже пытаются представить всю полноту исторической правды, о которой Вы сейчас сказали. Потому что в этой истории второй мировой войны было и то, и другое. И мы прекрасно понимаем, что они, конечно, правы, эстонские, польские и прочие товарищи.

А.ПРОХАНОВ – Это кто – мы понимаем? Это Вы понимаете?

О.БЫЧКОВА – Мы с Вами, конечно.

А.ПРОХАНОВ – Нет, мы-то с Вами не понимаем, я-то понимаю, что эти господа, они будут биты историей. Это…

О.БЫЧКОВА – Но Вы же за всю полноту исторической правды, почему…?

А.ПРОХАНОВ – Нет, я не за всю полноту исторической правды.

О.БЫЧКОВА – А Вы сейчас что сказали?

А.ПРОХАНОВ – А я сказал за то, что я буду праздновать мою историческую правду, а не историческую правду Америки или Германии фашистской, например, или Японии, или Израиля. Я буду праздновать мою историческую правду. И нет одной на всех стран исторической правды.

О.БЫЧКОВА – Нет, конечно.

А.ПРОХАНОВ – Есть сражение правд. Есть сражение историй. Есть сражение версий. Есть сражение побед и поражений.

О.БЫЧКОВА – А не может быть не сражение правд, версий и историй, а не может быть их какое-то объединение и взаимоуважение, в конце концов? Почему нет?

А.ПРОХАНОВ – Нет, бывают, бывают такие моменты после вот этих страшных войн. Я был на встрече ветеранов Советской армии и вермахта. Я видел этих стариков, которые сидели на пне, пили русскую водку в районе Ржева…

О.БЫЧКОВА – Немецких ветеранов?

А.ПРОХАНОВ – Да, немецких ветеранов. Это была встреча солдат. Это была встреча утомленных солдат. Одни из этих солдат потеряли великую красную империю, а другие из этих солдат потеряли свою немецкую, германскую империю. Они пили за вот эту пролитую кровь, за своих товарищей.

О.БЫЧКОВА – И Вам эта была понятна ситуация?

А.ПРОХАНОВ – И мне была я ситуация понятна.

О.БЫЧКОВА – Тогда объясните мне, пожалуйста, почему немцы, которые пришли сюда, вот физически, эти реальные люди, я не хочу говорить плохо, я тоже понимаю ситуацию, когда старые дедушки сидят и пьют рюмку водки. Тем не менее, почему немцы, которые пришли сюда, завоевывать и расчленять, как Вы недавно сказали, только что, уничтожать нашу страну, Вам понятней и ближе, чем эстонцы, к которым пришли в свое время мы?

А.ПРОХАНОВ – Да, потому что немцы, которые объединили свою Германию, они оставили нашего солдата в Трептов парке, и потому что немцы, они по своему величию… они пережили вот эту огромную драму сначала создания очередной своей империи, а потом ее потерю. Мы, и русские, и немцы – это имперские, воюющие всю свою историю народы. И встреча этих солдат, она имела вот такой трагический, даже эпический, эллинский смысл. Это я понимал.

О.БЫЧКОВА – Чем они лучше эстонцев, которые пострадали от нас?

А.ПРОХАНОВ – А тем, что сегодняшние немцы глубоки и великодушны…

О.БЫЧКОВА – Которые сюда не приходили.

А.ПРОХАНОВ – Эстонцы?

О.БЫЧКОВА – Ну, конечно.

А.ПРОХАНОВ – Ну вот, они сейчас идут, они сейчас пришли. Со своими оскорблениями, со своим мерзким пафосом, они по-прежнему воюют с нами. Эстонцы воюют с нами.

О.БЫЧКОВА – И со своим сыром, которому мы поставим жестокий заслон.

А.ПРОХАНОВ – Я не говорю про сыр, я говорю о русском…

О.БЫЧКОВА – Прервемся на несколько минут. Извините, просто на полуслове Вас перебиваю…

А.ПРОХАНОВ – Да, не полу… на своем сыре Вы меня перебили, на своем вечном прованском сыре…

О.БЫЧКОВА – Через несколько минут продолжим программу «Особое мнение». Не прованском, а эстонском.

НОВОСТИ

О.БЫЧКОВА – И мы продолжаем программу «Особое мнение». В студии прямого эфира телекомпании и радиостанции Ольга Бычкова. С особым мнением Александр Проханов. Мы сейчас будем включать телефоны прямого эфира. 783-90-25 и 783-90-26. Ну, предыдущую всю часть программы мы говорили о 9 мая и о том, как к нему относятся сегодня. Продолжим сейчас этот разговор с участием наших слушателей и зрителей. Алло!

СЛУШАТЕЛЬНИЦА НИНА ИВАНОВНА - Алло!

О.БЫЧКОВА – Здравствуйте, как Вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА НИНА ИВАНОВНА – Я звоню из Риги, меня зовут Нина Ивановна.

О.БЫЧКОВА – Нина Ивановна, мы Вас слушаем внимательно.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА НИНА ИВАНОВНА – У меня вопрос к господину Проханову.

О.БЫЧКОВА – Да, Нина Ивановна, и с праздником Вас! Слушаем.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА НИНА ИВАНОВНА – Да, спасибо. Господин Проханов, Вам не кажется, что Ваш диалог с Вашей визави был бы гораздо продуктивнее, если бы Вы тоже держали такой же издевательский тон? Спасибо.

О.БЫЧКОВА – Это все?

А.ПРОХАНОВ – Нет, я думаю, что мы каждый в своем амплуа. В данном случае я говорю о вещах священных, об иконе, о Победе и здесь издевательский тон неуместен.

О.БЫЧКОВА – Я тоже говорю о вещах священных, о своих близких.

А.ПРОХАНОВ – Если бы мы говорили, скажем, о… не знаю, о драгоценностях, украшающих персты моей визави, я бы посмеялся.

О.БЫЧКОВА – Угу. Ну, посмеялись бы, да. Алло! Еще один звонок. Алло! Алло! Нет, у нас тут не получилось что-то. Алло!

СЛУШАТЕЛЬ МИХАИЛ – Алло! Здравствуйте.

О.БЫЧКОВА – Здрасьте, как Вас зовут, Вы откуда?

СЛУШАТЕЛЬ МИХАИЛ – Михаил.

О.БЫЧКОВА – Михаил, Вы откуда нам звоните?

СЛУШАТЕЛЬ МИХАИЛ – Я говорю из Москвы.

О.БЫЧКОВА – Слушаем Вас внимательно.

СЛУШАТЕЛЬ МИХАИЛ – Ну, во-первых, большое спасибо Александру Проханову за его позитивные оценки, хотя они, может быть, иногда излишне художественными. Но и большое спасибо. И поздравляю вас всех с праздниками.

О.БЫЧКОВА – Вас также, да, Михаил.

СЛУШАТЕЛЬ МИХАИЛ – Вот. А у меня к нему вопрос, к Александру Проханову такой. Вот многие русские города переименованы эстонцами на эстонский лад. Например, город Юрьев, например, сейчас называется город Тарту. Ну, и другие. Как он думает, не пора ли обратиться к эстонцам о возвращении русских городов, им их исторических названий?

О.БЫЧКОВА – Вначале их придется снова завоевать, нет?

СЛУШАТЕЛЬ МИХАИЛ – Нет, для начала им нужно вернуть исторические названия, вот в такой последовательности.

О.БЫЧКОВА – А на каком основании, Михаил, извините, чтобы понять?

СЛУШАТЕЛЬ МИХАИЛ – На основании исторической правды.

О.БЫЧКОВА – А! Хорошо, спасибо.

А.ПРОХАНОВ – Можно я отвечу Михаилу, если мне будет позволено.

О.БЫЧКОВА – Я разобралась.

А.ПРОХАНОВ – Я думаю, что, как говорят, еще не вечер. Ситуация в мире стремительно меняется. Вот с тех пор, как разгромили Советский Союз, а Россию опрокинули в пропасть, ситуация в мире продолжает меняться не в пользу наших победителей, не в пользу наших врагов. Я думаю, что настанет момент, когда мы сможем предъявить претензии и Эстонии, и другим милым нашим соседям в узурпации и наших территорий, в узурпации Нарвы, в том, что огромная часть русских людей оказалась отторгнута от своей метрополии, от своей праматери. Мы можем объявить русский народ разделенным народом, как это делают уважающие себя…

О.БЫЧКОВА – Но отчего же мать Россия не вернет себе свой русский народ? Почему этих людей сюда не…

А.ПРОХАНОВ – … как это делают многие другие уважающие себя народы. Все это будет сделано, но просто темп перемен, о которых я сегодня говорил, не столь быстр, как нам хотелось бы. Я думаю, что мы вернем себе и наше пространство, и наших сограждан. Я думаю, что у России будет и в 21-м веке своя большая алая победа.

О.БЫЧКОВА – Еще будет одна мировая война, Вы хотите сказать? Вы призываете к этому?

А.ПРОХАНОВ – Вы хотите сказать, что разгром русских, он раз и навсегда случился? Нет. Это временное явление, как это часто бывало в истории России. Россия вернет себе свой огромный мир.

О.БЫЧКОВА – А русские не могут доказывать свою состоятельность и достоинство другими способами, нежели танками?

А.ПРОХАНОВ – Я сегодня ни разу не сказал слово «танк». А Вы были помешаны на этом слове. Вы под словом «танк» разумеете что? Такой бак, в котором перевозят жидкость или что? Или машину с длинной пушкой?

О.БЫЧКОВА – Под словом «танк» я разумею некий символ, потому что танк – это то, на чем приезжали не только в 45 году и в 44-м в Европу, но и в последующие годы тоже.

А.ПРОХАНОВ – Некий символ… Вот Советский Союз в 91 году разгромили без танков. Сегодня войны – это не войны танковых армий и люфтваффе. Это войны, ведущиеся особой, тончайшей, мучительной культурой, имя которой – организационное оружие. Россия понимает, что это за культура и наращивает в себе свои организационные возможности. Я думаю, что битва за русское будущее будет вестись не с помощью допотопных танков.

О.БЫЧКОВА – А кстати, об исторических названиях, которые Вы, соглашаясь с Михаилом, тоже предлагаете вернуть. А что будем делать с Калининградом – Кёнигсбергом в таком случае?

А.ПРОХАНОВ – Я думаю, что Калининград так и останется Калининградом.

О.БЫЧКОВА – Но он таким никогда не был до этого.

А.ПРОХАНОВ – Вы знаете, а Берлин тоже когда-то назывался Дальнереченск, я знаю. Я посмотрел на карту Европы 4 века до нашей эры, понимаете. А этруски – это были русские, на самом деле.

О.БЫЧКОВА – Да, этруски были русские, конечно. А Россия – родина слонов, это мы помним.

А.ПРОХАНОВ – Вот-вот, Вы помните, что в России только были не слоны, а обезьяны. А я помню другое, что в России были великие князья, святые, художники и мыслители. Для меня Россия – это родина Невского, Толстого и Сталина, а не слонов.

О.БЫЧКОВА – Т.е. будем к историческим названиям как и ко всему остальному тоже подходить очень выборочно: где так, а где так. Послушаем еще один звонок. Алло!

СЛУШАТЕЛЬ ОЛЕГ – Здравствуйте!

О.БЫЧКОВА – Здрасьте, как Вас зовут, Вы откуда?

СЛУШАТЕЛЬ ОЛЕГ – Это Олег из Санкт-Петербурга.

О.БЫЧКОВА – Олег, с праздником Вас! Мы Вас слушаем.

СЛУШАТЕЛЬ ОЛЕГ – Большое спасибо, Вас также. Значит, Александр Андреевич, скажите, пожалуйста, почему Вы не находите, никак не можете найти общего языка с Ольгой Бычковой? Почему Вы, например, такой блестящий полемист и оратор, и никак ее не можете в свою веру обратить? Ведь она же, как говорится, очень легко может к Вам обратиться, надо бы Вам какими-то, значит, еще и подучиться…

О.БЫЧКОВА – Олег, вопрос понятен, да.

СЛУШАТЕЛЬ ОЛЕГ – …или искусством каким-нибудь овладеть.

О.БЫЧКОВА – Спасибо, Олег, спасибо за вопрос, да.

А.ПРОХАНОВ – Олег, я обычно во время своих ристалищ имею дело с обычными людьми, а в данном случае, здесь волшебница, ворожея, колдунья и мне очень трудно пробиться сквозь эти чары. Видит бог, что я, идя на эфир…

О.БЫЧКОВА – Даже не пытайтесь.

А.ПРОХАНОВ – …с Бычковой, я хожу в храм. Но не помогает.

О.БЫЧКОВА – Не пытайтесь. Даже не пытайтесь пробиться. Еще один номер послушаем Алло!

СЛУШАТЕЛЬ ВАЛЕРИЙ – Здравствуйте!

О.БЫЧКОВА – Здравствуйте, как Вас зовут, Вы откуда?

СЛУШАТЕЛЬ ВАЛЕРИЙ – Меня зовут Валерий.

О.БЫЧКОВА – Валерий, Вы откуда нам звоните-то?

СЛУШАТЕЛЬ ВАЛЕРИЙ – Из Бессоновки.

О.БЫЧКОВА – Слушаем… Ой, это где?

СЛУШАТЕЛЬ ВАЛЕРИЙ – Это в Пензенской области.

О.БЫЧКОВА – Спасибо большое за звонок из такого места, которое...

А.ПРОХАНОВ – Дюкбессоновки, Дюк Бессон…

О.БЫЧКОВА – …да, которое не часто слышим. Слушаем Вас внимательно.

СЛУШАТЕЛЬ ВАЛЕРИЙ – Это да, это родина Люка Бессонна, все правильно. Вопрос такого плана к Александру Андреевичу. Во-первых, с праздником вас всех.

А.ПРОХАНОВ – Да, спасибо.

О.БЫЧКОВА – Спасибо.

СЛУШАТЕЛЬ ВАЛЕРИЙ – А во-вторых, у меня вопрос такой. Вот неужели Александр Андреевич думает, что люди, которые читают, которые изучают историческую литературу и хотя бы, ну, просто, мало-мальски грамотные, вот они хоть сколько-нибудь заинтересуются его мифами, его идеями и т.д. Просто люди думающие, люди знающие.

О.БЫЧКОВА – Вы какие имеете в виду мифы и идеи именно?

СЛУШАТЕЛЬ ВАЛЕРИЙ – Ну, это мифы, которые по его высказываниям должны повести за собой людей, которые должны заставить… (Короткие гудки).

О.БЫЧКОВА – Ой…

А.ПРОХАНОВ – Оборвалась…

О.БЫЧКОВА – Понятно, да. Очень понятно.

А.ПРОХАНОВ – Нет, если бы я не думал так, я бы, конечно, не сеял бы эти мифы. Более того, поскольку я как сеятель с лукошком хожу и сею направо и налево, и они всходят. Причем они всходят не бурьяном, они всходят великолепными цветами, это меня обнадеживает, и я по-прежнему занимаюсь мифотворчеством. Кстати, мифы – это одно из самых сложных и блистательных проявлений художественного и психологического сознания. Без мифов нет мира.

О.БЫЧКОВА – Ну что ж, в общем, Александр Проханов ответил, на самом деле, исчерпывающе абсолютно на все вопросы наших слушателей и мои, собственно говоря, тоже. Спасибо большое за эту последнюю вот такую вот каденцию.

А.ПРОХАНОВ – Да, приятно слышать.

О.БЫЧКОВА – На этом все. Это была программа «Особое мнение». В студии прямого эфира с вами была Ольга Бычкова, а нашим гостем сегодня был Александр Проханов. И еще раз всех с великим праздником!


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024