Купить мерч «Эха»:

Александр Проханов - Особое мнение - 2010-07-28

28.07.2010
Александр Проханов - Особое мнение - 2010-07-28 Скачать

Н.АСАДОВА: 19 часов и 8 минут в Москве, у микрофона Наргиз Асадова и это передача «Особое мнение». Сегодня особым мнением с нами делится журналист, писатель, а также, как он сам утверждает, плотник, пчеловод и прочие тоже профессии, освоенные им...

А.ПРОХАНОВ: И Наргизовед.

Н.АСАДОВА: Александр Проханов. Здравствуйте.

А.ПРОХАНОВ: Здравствуйте, Наргиз.

Н.АСАДОВА: Нет, вы зря считаете, что вы наргизовед, я вам не даю сертификата на эту профессию.

А.ПРОХАНОВ: Я получил его в другом месте уже.

Н.АСАДОВА: Не знаю, другого места нет для получения таких сертификатов. Итак, я напомню телефон для SMS. +7 985 970-45-45 – это телефон, на который вы можете присылать свои вопросы Александру Проханову. И я напомню, что у нас на сайте echo.msk.ru идет видеотрансляция нашего разговора, нашей беседы, так что вы можете в интернете нас и послушать, и увидеть. Присоединяйтесь.

Начнем наш разговор. Сегодня впервые Россия отмечает такой день как День крещения Руси. Вы его как отмечаете?

А.ПРОХАНОВ: Я его отмечаю крестным знамением, молением за Русь.

Н.АСАДОВА: Были ли вы в церкви сегодня?

А.ПРОХАНОВ: Вот, я сейчас уже в церкви.

Н.АСАДОВА: Понятно. А вообще, как вы относитесь к тому, что День крещения Руси стал государственным праздником, днем памяти в России? Это правильное решение?

А.ПРОХАНОВ: Я считаю, что, действительно, он должен быть государственным днем, празднованием государственным. Но почему день памяти, я не очень понимаю, потому что христианство – это не воспоминание о прошлом. Это, во-первых, ежесекундное подтверждение этого...

Н.АСАДОВА: День памяти о дне крещения. Все-таки, День крещения – он был... Вы помните, когда Русь крестили.

А.ПРОХАНОВ: День крещения – он был, есть и еще будет. Мы все каждый год, мы крестимся. Недавно мы прошли крещение страшное войной, кровью. Вообще, Россия – она же вся на крестах стоит, каждое поколение принимает заново это крещение.

Н.АСАДОВА: Ну, вы знаете, не все также радостно воспринимают то, что День крещения Руси стал государственным праздником. Вот, в частности, депутаты Госсовета Татарстана – они обратились к председателю Совета Федерации Сергею Миронову и председателю Госдумы Борису Грызлову с предложением о внесении в перечень памятных дат России дня принятия ислама также. И сегодня же об этом говорил имам Исторической мечети Москвы Руфат Ахмеджанов. Потому что, ведь, Россия – это не моноконфессиональное государство, не моноэтническое. И, соответственно, если есть День крещения Руси, то почему бы и не принять такой же государственный праздник как День принятия ислама?

А.ПРОХАНОВ: Ну, я не прочь. Хотя, Русь зародилась, все-таки, не в Казани, она зародилась в Киеве. И по существу, день окропления ее святой водой и был днем начала русского государства. А Казань...

Н.АСАДОВА: Потом уже была присоединена, правда же?

А.ПРОХАНОВ: А Казань, великая степь и Хазария, и Кавказ были присоединены потом. Поэтому мы стоим у истоков русской государственности.

Н.АСАДОВА: Ну, все равно. Поскольку для Татарстана, в частности, ислам гораздо большее значение имеет чем православие, то почему бы и не уважить и их тоже?

А.ПРОХАНОВ: Да я не возражаю. Конечно. И пусть Татарстан празднует этот праздник, и я был бы рад, я на этом Байраме всегда присутствовал бы как гость, почитающий ислам.

Н.АСАДОВА: А считаете ли вы, что такая памятная дата, что ли, должна быть зафиксирована как государственный день, как государственный праздник на федеральном уровне – не только в Татарстане, на федеральном уровне как День крещения Руси.

А.ПРОХАНОВ: Да, я так считаю. Потому что наше государство на сегодняшний день слабое, наше государство расшатано, у нашего государства нет идеологии, нет реальной эмблематики, оно эклектичное, ему не на что опираться, у него нет базовых ценностей (у нашего государства). И сближение государства и православия делает наше государство крепче, мощнее.

Но только, вот, кто в кого будет проникать? Государство в православие, в церковь или церковь в государство? Это разные 2 вещи. Когда церковь, когда духовность, когда вера проникает и пронизывает институты светские, это великолепно. А когда светские институты и государственные институты начинают пропитывать монастыри, храмы, церкви, это скверно.

Н.АСАДОВА: Ну, у нас же по Конституции церковь отделена от государства. Это противоречит тому, что вы говорите.

А.ПРОХАНОВ: А я вообще сплошное противоречие, и я считаю, что Конституция – она дана не для того, чтобы ее соблюдать, а для того, чтобы она лежала где-то в загашнике на всякий пожарный случай. Извлекать ее, когда будет кризис.

В 1993 году, я помню, была одна Конституция, которую извлекли для того, чтобы ее расстрелять из танков, и потом новую создали. Конституция – это, ведь, дело такое, танковое.

Н.АСАДОВА: Вот такой антизаконник Александр Проханов.

А.ПРОХАНОВ: Я анархист, конечно. Я анархист, безумец.

Н.АСАДОВА: Хорошо. Тогда следующая новость. Сегодня пришло сообщение с Украины, что теперь там можно судиться на русском языке. Что это значит? То, что президент Украины Виктор Янукович подписал сегодня закон, ранее принятый Радой, который дал русскому языку статус официального языка судопроизводства. Вот, радует ли вас эта новость?

А.ПРОХАНОВ: Конечно, радует. Это маленькое, постепенное превращение русского языка в один из государственных языков.

Н.АСАДОВА: То есть вы считаете, что это просто первый шаг?

А.ПРОХАНОВ: Я считаю, что конечно. Это было вообще невозможно при Ющенко.

Н.АСАДОВА: Но вы знаете, что этот закон, это, как бы, поправка к закону о судопроизводстве и статусе судей, он, на самом деле, дает право гражданам, меньшинствам не только русскоязычным, но и также другим, в частности, румынский, венгерский, польский язык также имеют статус региональных наряду с русским в Украине, и то есть этим гражданам тоже теперь... У них будет возможность в суде говорить на своих собственных языках.

А.ПРОХАНОВ: Ну, это мощная новость. Я весь трепещу от волнения, услышав об этом, особенно, что зулусы, проживающие на Украине, теперь получают возможность отправлять делопроизводство где-нибудь в Херсонской губернии на зулусском языке. Давайте, Наргиз, давайте: это то, что интересует больше всего наших зрителей.

Н.АСАДОВА: Вы знаете, на самом деле, это очень важная вещь, потому что тот факт, что меньшинствам национальным дают возможность на их языке оправлять судопроизводство, допустим. Вот это как: улучшает или, там, укрепляет государственность или нет?

А.ПРОХАНОВ: Не знаю, я не законник. У нас законник в стране один – это президент. Он все это знает, он знает, что лучше, что хуже, что соответствует правовым нормам, что не соответствует. Он у нас правовед, который садится в сани. Я в этом деле ни черта не смыслю. Я рад, что русский язык возвращается на Украину как легальный язык, а не язык отверженных. Вот все, что я могу сказать.

Н.АСАДОВА: Это особое мнение Александра Проханова, журналиста и писателя, а мы прервемся на одну минуту рекламы, затем вернемся в эту студию. Никуда не уходите.

РЕКЛАМА

Н.АСАДОВА: 19 часов и 16 минут в Москве, это передача «Особое мнение», у микрофона Наргиз Асадова и мой сегодняшний гость – журналист и писатель Александр Проханов. Еще раз здравствуйте.

А.ПРОХАНОВ: Здравствуйте.

Н.АСАДОВА: Еще раз напомню телефон для SMS +7 985 970-45-45. Присылайте свои вопросы, комментарии к нашей беседе. И вы также можете нас видеть и слышать: на вебсайте echo.msk.ru идет видеотрансляция нашего разговора. Вот, хоть вам и не нравится та тема, которую я подняла буквально перед рекламой, а именно то, что русскому языку был дан статус официального языка судопроизводства на Украине, тем не менее, вы сами сказали, что это прекрасная новость. И вы сказали, что это может даже государственности, как-то укреплению помочь в Украине. А в России? Может быть, стоит и в России это ввести? Например, чтобы чеченцы могли в судах российских на чеченском языке говорить?

А.ПРОХАНОВ: Конечно. Прекрасно было бы. А русский запретить. Я тоже за это. Я считаю, что нужно внедрять повсюду чеченский язык, армянский, еврейский язык. А русский язык надо вытеснить.

Н.АСАДОВА: Почему нет? Русский – это русские.

А.ПРОХАНОВ: Ну, это буза, Наргиз. Ну, хотите...

Н.АСАДОВА: Дополнительно.

А.ПРОХАНОВ: Вы предлагаете мне какие-то безумные, бессмысленные темы. Они абсурдистские. В России должно существовать...

Н.АСАДОВА: Вы зря так считаете.

А.ПРОХАНОВ: Я зря считаю, я вечно ошибаюсь. Но я считаю, что в России главным языком должен быть русский язык. Он не должен быть оттеснен из сферы делопроизводства, судопроизводства и нечего мутить здесь, понимаете? Россия – страна, где 80% населения русских, и так будет всегда. Другое дело, я готов рассмотреть с вами русско-чеченскую проблему, которая сейчас обостряется.

Н.АСАДОВА: Да, обязательно. Не только русско-чеченская, но и вообще между русскими и другими этническими меньшинствами, которые в России...

А.ПРОХАНОВ: Вот эту проблему я готов с вами обсудить на серьезном уровне, а не на уровне вот этих вот загадочных измышлений. Эта проблема огромная, потому что Россия набита конфликтами, дерево конфликтов ветвится, этих конфликтов все больше и больше. И, конечно, последние вот эти русско-чеченские конфликты. Повторяю, русско-чеченские...

Н.АСАДОВА: Вы имеете в виду ситуацию, которая произошла в детском лагере под Туапсе?

А.ПРОХАНОВ: Я имею в виду ситуацию, которая произошла в детском лагере и в Туапсе, я имею в виду убийство Волкова чеченцами, я имею в виду и демарш Рамзана Кадырова по отзыву чеченцев. А главное, я имею в виду результат всего этого, всей этой информационной суматохи – открытое обсуждение проблемы, нужен ли Кавказ России. Вот, что самое главное, понимаете? А не делопроизводство на татарском или русском языке.

Важно, что вот эти все казусы, которые превращены в медийные очень мощные события и запущены в политико-интеллектуальные круги России, привели к открытой дискуссии, нужен ли России Кавказ. И ряд голосований говорит о том, что Кавказ России не нужен. Как в свое время к 1991 году убеждали, что России, оказывается, не нужна Украина, Белоруссия, Средняя Азия, Казахстан и Прибалтика. Там тоже была дискуссия, правда, не такая открытая.

Я думаю, что как только мы откажемся от Кавказа, того, что, действительно, право нации на самоопределение, будет дискуссия, нужна ли России Сибирь, нужна ли России Вологодская губерния. Я считаю, что это очень важный вопрос. Вот такие вбросы – они не бывают случайные. Медийная сфера – она все-таки, контролируется, понимаете?

Н.АСАДОВА: Как быть, скажите? Вот, возьмем давайте конкретно, вот, ситуацию в детском лагере «Дон» под Туапсе. Все уже слышали многажды, что там произошло. Действительно, там несколько сотен чеченских подростков вступили в драку эту ужасную с местными жителями, и 9 человек на больничной койке. Слава богу, никто не умер, там никого не убили. Но тем не менее, сейчас, действительно, в СМИ идет обсуждение. И подключились к этому и Павел Астахов, детский омбудсмен и так далее. Что делать? То есть, есть предложение, например, сделать отдельные лагеря для чеченцев, для русских, чтобы они не пересекались.

А.ПРОХАНОВ: Пионерские или концентрационные? Какие? Уточняйте.

Н.АСАДОВА: Пионерские.

А.ПРОХАНОВ: Пионерские, все-таки, да?

Н.АСАДОВА: Пионерские.

А.ПРОХАНОВ: Значит, действительно, сделать отдельный лагерь для чеченцев, для армян, для евреев отдельные лагеря – они, кажется, уже существуют такие. Это прекрасная идея, давайте ее обсуждать. Потом отделить от русских ту часть, которая уже не будет называть «русские», а будет называться «поволжские».

Н.АСАДОВА: А вы считаете, что обсуждать это не нужно?

А.ПРОХАНОВ: Пожалуйста, обсуждайте это. Но моя точка зрения такова, что российское государство, Российская Империя – она должна быть такой, какой она есть сейчас. Никаких разговоров об отделении Кавказа быть не может, потому что это посигновение на целостность Российской Федерации.

Н.АСАДОВА: Нет, так проблема в том, что сейчас Российская Империя, такая, какая она есть, в ней происходят вот такие этнические конфликты. Кстати говоря, вы уверены, что это был именно на этнической почве конфликт, а не на бытовой?

А.ПРОХАНОВ: Нет, не уверен. Все друг с другом дерутся. Посмотрите, какие драки происходят внутри той же самой Чечни или Ингушетии. Они там друг друга взрывают просто-напросто. Здесь еще какие-то ножи бывают, а там динамиты, фугасы. А русские друг друга как бьют и режут. Ну вот, такого рода конфликты их выхватывают из общего контекста и превращают в межнациональный или межэтнический конфликт, который дает право нашим высоколобым либералам, в основном, или ультранационалистам русским говорить, что надо сбросить Кавказ как такой, деструктивный, обременительный для России регион.

Н.АСАДОВА: Ну, смотрите, свидетели происшествия в лагере «Дон» говорят о том, что чеченские подростки в какой-то момент сорвали русский флаг, разорвали его и сказали «Россия в итоге будет нашей». То есть это свидетельствует о том, что это был конфликт на этнической почве или нет?

А.ПРОХАНОВ: Я не знаю. Во-первых, я не знаю этой информации. Там самая разная, противоречивая информация. Если эта информация такова, так, может быть, это детские шалости, это детские игры, это продолжение русско-чеченской войны, это есть некие реванши. Потому что русско-чеченский конфликт – это реальность. Этот конфликт не является предметом, ну, что ли, исцеления, нет такой серьезной терапии. В нормальных государствах, к которым принадлежал Советский Союз, была целая терапия, которая исцеляла.

Н.АСАДОВА: А в чем должна заключаться эта терапия? Вот, действительно, ее нету. Кто ее должен создать? Ну, понятно, государство должно ее создать, государственные органы. Вот, например, смотрите, прозвучало тоже предложение для молодежи Северного Кавказа разработать кодекс поведения в других регионах страны. Об этом сообщил заместитель полномочного представителя президента в Северокавказском федеральном округе Владимир Швецов. И, вот, в частности он сказал: «Молодежь приезжает, к примеру, в Ставропольский край отдохнуть и пытается свои традиции продемонстрировать, не особо считаясь с мнением окружающих. Вот, для них разработать кодекс, в школах говорить «Надо вести себя так-то и так-то».

А.ПРОХАНОВ: Бред. С левой ноги ступать в класс или с правой, и так далее. Все это очень просто. Например, если уважаемый мной и очень высоко ценимый мной Рамзан Кадыров сказал своим чеченцам: «Цыц! Не сметь. Вы что? Вы только что вышли из одного конфликта страшного. Перестаньте! Все восстановит свои места». Потому что Кадыров пользуется непререкаемым авторитетом. Более того, повторяю, чеченско-русская драма – это результат двух страшных, кровопролитных войн, и она не снимается уложениями государственными. Но она снимается осторожной очень, медленной терапией.

Ну, например, я знаю, что в наших тюрьмах томятся офицеры, которые совершили проступки или преступления во время чеченской войны. Среди этих офицеров томится Аракчеев, которому я глубоко симпатизирую и который, по моему убеждению, адвокатов, не совершал преступления – он невинно осужден. Он не уходил от ответственности, он был до последнего здесь, он пошел добровольно на суд. Если бы чеченцы, если бы Рамзан Кадыров содействовал тому, чтобы отпустить его на свободу, вы понимаете, какой бы это был резонанс в русской среде национальной?

Н.АСАДОВА: Как же он может это делать, если его обвинители говорят о том, что он совершал преступления против чеченского народа? Рамзан Кадыров всегда стоит на стороне чеченского народа.

А.ПРОХАНОВ: Вот, если он не сможет это сделать, это скверно. А он сможет, смог бы это сделать. Он мог бы пойти на это. Потому что Рамзан Кадыров – человек порыва, экспромта. Кроме того, что, конечно, он концептуалист.

Н.АСАДОВА: Но вы можете вспомнить хотя бы один случай, когда бы он против чеченского народа выступил?

А.ПРОХАНОВ: Ну, против – нет. И это не против чеченского. Но я помню случай, который был в моем присутствии, когда он выступил радикально в защиту русских. Когда я был у него в гостях, перед этим визитом одна русская несчастная женщина, которая томилась без квартиры и ночевала на полу церкви, она передала мне письмо Рамзану с просьбой поставить ее на очередь. И я после моей беседы с Рамзаном передал ему это письмо. Он при мне набрал трубку, и утром она имела квартиру.

Н.АСАДОВА: Ну, это, действительно, никак не задевает интересы чеченского народа...

А.ПРОХАНОВ: Ну, почему? Там...

Н.АСАДОВА: ...поэтому здесь легко выступить на стороне русской женщины.

А.ПРОХАНОВ: Это неверно. Это огромные очереди, Грозный отстраивается, дефицит жилья. Это был поступок, с одной стороны, такого, импровизатора блистательного, а с другой стороны, поступок политика. Я представляю – ну, я, ведь, тоже импровизирую – если бы, например, Аракчеев или ему подобные вышли из тюрьмы, и этот выход был бы знаком примирения. Они бы вышли не как поверженные, не как раскаявшиеся. Они бы вышли как символ завершения вот этой распри. Это было бы очень сильно. Это был бы сигнал, который получили бы и наши воины, которые израненные чеченской войной несут в себе эту травму, и чеченцы, которые сражались против нас на войне. И таких форм очень много.

Н.АСАДОВА: То есть вы считаете, что, в общем-то, инициативу здесь должен на себя взять Рамзан Кадыров?

А.ПРОХАНОВ: Пока что Рамзан Кадыров, конечно, он поставил такую задачу, свой израненный деформированный, травмированный чеченский народ исцелить, и он встает как национальный лидер на его защиту. И я понимаю это. И он действует блистательно в этом отношении. Даже если чеченец не прав, например, он все равно: «Это мой сын, это мой сын, я готов его судить».

Н.АСАДОВА: И в этом-то конфликте он тоже встал на сторону чеченских подростков.

А.ПРОХАНОВ: Да. Но теперь он должен пойти, мне кажется, дальше этого. Оставаясь таким, каким он есть, он должен пойти дальше от этого. Потому что если вот такой вот чеченофил как Кадыров, он вдруг проявит такое, очевидное русофильство, это будет блистательно воспринято в русской среде, уверяю вас.

Н.АСАДОВА: А какие-то шаги со стороны нашего руководства, российского руководства должны быть предприняты, на ваш взгляд?

А.ПРОХАНОВ: Наше руководство, к сожалению, постоянно давит и топчет русский фактор. И только совсем недавно Патриарх в своей речи впервые за все это время, он говорил о русскости. Русский фактор является самым депрессивным фактором в конфликтологии сегодняшней России. Отсюда и проистекает масса, ну, как бы, истекающих из этого конфликтов и драм. Русский фактор должен быть объектом глубокого исследования, глубокой терапии. Потому что подавление русского фактора, подавление русскости, которое происходило, может быть, на протяжении последнего века, всего века, оно привело к огромному внутреннему напряжению и к взрыву.

Н.АСАДОВА: Кстати говоря, о визите Патриарха Кирилла в Украину. Действительно, он еще там сейчас находится в Киеве, и очень много Патриарх говорил об объединении церквей. Как вы считаете, Патриарх сумеет этого добиться?

А.ПРОХАНОВ: Я не знаю, сумеет ли он этого добиться, но то, что он об этом говорит, это великолепно. А все, видите, все это копится: русский язык возвращается в судопроизводство, Патриарх о русскости говорит не на Воробьевых горах, а на Владимирской горке. Идея крещения Руси – она в какой-то степени выстраивает украинские приоритеты, потому что крещение было в Киеве, а не в Москве – это тоже такой, завуалированный, но очень такой, очевидный, комплиментарный шаг в сторону братьев-славян. И это, конечно, огромное достижение. Это тонкая культурно-религиозная политика, которую ведет в России Патриарх.

Н.АСАДОВА: Почему в Украине не может быть независимой церкви, как, например, православной церкви, как в Греции, например, или в Болгарии?

А.ПРОХАНОВ: Может. А почему бы России самой не разделиться на несколько церквей? Сибирская церковь. Конечно же, может быть. Да и Московская патриархия могла бы разделиться на северо-московскую патриархию и на юго-московскую.

Н.АСАДОВА: Ну, я чувствую, негатив от вас идет какой-то в этих словах.

А.ПРОХАНОВ: Конечно, негатив.

Н.АСАДОВА: А почему?

А.ПРОХАНОВ: Потому что была единая церковь, была Московская патриархия, она раскололась совсем недавно. Этот раскол ужасен, как и раскол всего славянского мира. Мир стремится объединиться, а здесь он колется почему-то. Во всех остальных сферах мир объединяется, целые ансамбли в Европе, например. А, вот, здесь обязательно нужно колоть, славянский мир нужно колоть. Конечно, негатив, и это мягко сказано.

Н.АСАДОВА: Ну что ж? Это особое мнение Александра Проханова, журналиста и писателя. Я напоминаю телефон для SMS +7 985 970-45-45, и у нас на сайте echo.msk.ru идет видеотрансляция нашего разговора. Мы сейчас прервемся на 3 минуты рекламы и новостей, а затем вернемся в эту студию, никуда не уходите.

НОВОСТИ

Н.АСАДОВА: 19:33 в Москве, это передача «Особое мнение», у микрофона Наргиз Асадова и мой сегодняшний гость – Александр Проханов, журналист и писатель. Здравствуйте еще раз. +7 985 970-45-45 – телефон для SMS. И у нас на сайте echo.msk.ru идет видеотрансляция нашего сегодняшнего разговора. Давайте поговорим с вами о том, что произошло на Селигере в лагере «Наших» на этот раз. Ну, там прошла акция «Здесь вам не рады», где были выставлены фотографии нескольких известных личностей в России и не только в России, в частности, фотографии Николая Сванидзе, Людмилы Алексеевой в фуражкой с нацистской символикой. Большой скандал разгорелся на эту тему. Как вы считаете, это была спланированная и поддержанная, скажем так, Кремлем акция? Или это просто их собственная придумка, скажем так?

А.ПРОХАНОВ: Я все время размышляю над этим. Это очень, конечно, важная и серьезная тема, она заслоняет тему американских разглашений шпионских. Почему так? Ну, с одной стороны, их назвали фашистами. Конечно, это глупость – какие они фашисты? Ну что, Алексеева – Лени Рифеншталь, что ли? Или Лимонов – фашист? Он весь красный, он, наоборот, антифашист. Кстати, в фашистах все мы перебывали: и я был в фашистах, и Белов был, и Распутин был, и Бондарев был. И это либеральная атака на патриотов.

Н.АСАДОВА: Вот, кстати, вас спрашивают в комментариях на сайте. Вот, если бы ваша, действительно, фотография в таком же виде предстала с нацистской символикой, вы бы подали в суд?

А.ПРОХАНОВ: Никогда. Я считаю, что это часть вот этой вот борьбы образов. Причем, образов уже обветшавших, не действенных. Никому это клеймо не страшно, не пристало. Потому что движение «Наши» тоже либералы называют фашистским, «нашисты-фашисты», там Путин-югенд, их поливали многократно. Это все не страшно. Здесь интересно совершенно другое, мне кажется. Ведь, на этих столбах позорных были повешены или посажены, эти колья не фашисты как таковые, а те, кого «Наши» считали врагом русской государственности. Потому что это прокремлевское движение, оно выступает за сильное государство, за единое и борется с врагами русской государственности. Я понимаю, что с их точки зрения Алексеева могла быть такой оранжисткой или Лимонов был, или Саакашвили. Но Сванидзе, который является кремлевским сверлильным человеком, пишет мемуары о Медведеве – как он оказался? И, вот, в этом огромная загадка. А отгадка, на мой взгляд, такая. Что, ведь, этот молодежный конгломерат, который там присутствует, это же не только «Наши». Вот это движение «Сталь», которое затеяло все это. Что такое «Сталь»? Они же не могли назвать себя «Движение сталинистов», «Движение Сталин». Они назвали себя «Сталь». А Сванидзе прославился как такой, лютый антисталинист, который на протяжении всех 10 лет постоянно свергает хулу на образ вождя. И вот эти молодые люди, будучи сталинистами, они считают, что вот это ниспровержение Сталина наносит страшный вред русской государственности. И, вот, в этом отгадка вот этого хаоса и вот этих масок, которые сейчас наброшены на этот казус. Значит, в движениях «Наши» есть молодые группировки, для которых Сталин и СССР являются символами величия национального, а Сванидзе, с их точки зрения, является врагом вот такого мировоззрения, врагом такого рода форм.

И, конечно, Николаю Карловичу очень неудобно, и Медведеву очень неудобно, и, конечно, Кремлю очень неудобно. Но, может быть... Повторяю, это уже догадка, она слишком, может быть, экстравагантная. Наш Кремль учится у своих старших американских коллег практике работать с хаосом. Хаотизация интеллектуального политического поля, в недрах которого создаются неопределенности, нарушаются границы, меняются постоянно правила игры. И создается такой интеллектуальный и политический хаос, в котором кремлевские политтехнологи чувствуют себя как рыба в воде. Может быть, это и с их легкой руки Сванидзе выступил здесь как враг движения «Наши» и, по существу, враг русского государства. Будучи другом Медведева, будучи другом Кремля, он выступил врагом русского государства, которое, может быть, отчасти олицетворяется и Владимиром Владимировичем Путиным. Вот такая, не очень точная конспирологическая концепция меня все время посещает.

Н.АСАДОВА: Очень запутанная.

А.ПРОХАНОВ: Она запутанная, но она... Все, что связано с хаосом, запутано. Создание хаоса – это тоже целая технология. Хаотизация устоявшихся гармонизированных сфер – это целая наука, это целая культура, хаотизация. Сначала хаотизировать, а потом в недрах этого хаотического мира или социума добиться своих целей.

Н.АСАДОВА: Ну что ж, это особое мнение хаотизатора Александра Проханова. Поговорим давайте с вами...

А.ПРОХАНОВ: Катехизатора.

Н.АСАДОВА: Катехизатора и хаотизатора. Да, в общем, специалиста по хаосу. Александр Андреевич, вот расскажите мне про что. В воскресенье минувшее такой сайт, Wikileaks, он опубликовал огромное количество материалов о войне в Афганистане. И, действительно, большая шумиха поднялась. Там рассказывается о том, что во время операции в Афганистане погибло очень большое количество мирных жителей, о том, что Пакистан ведет двойную игру: с одной стороны, помогает силам коалиции бороться против талибов, а с другой стороны, по сути, чуть ли не лагеря для тренировки тех самых талибов держит. Ну и так далее, и так далее, очень много компромата. И, вот, сейчас дискуссия главная сводится к тому, что должны ли журналисты, когда к ним попадает такая информация в руки, публиковать ее? Потому что, с одной стороны, конечно же, вот, как сказал Барак Обама, президент США, они поставили под угрозу многих информаторов в Афганистане, потому что они опубликовали их имена и места деревень, где они живут. Ну а с другой стороны, общество, ведь, должно знать, что происходит на этой войне. Иначе военные будут просто заправлять и делать все, что им захочется.

А.ПРОХАНОВ: Нет журналистов как таковых. Все журналисты ангажированы. Журналисты тоже делятся на кланы, на группировки. У каждой из этих группировок есть либо конкретный хозяин, либо идеологическая норма, которой они поклоняются, идеологический кумир. Поэтому для одних журналистов такого рода публикация – это победа и это их журналистский долг. Для других журналистов это неприемлемо, это катастрофа. Это те журналисты, которые обслуживают армию. Это же целый пул журналистов, которые обслуживают армию, особенно армию, ведущую войну. Для них это равносильно государственной измене и это правда: война должна быть закрыта, зашифрована, война – это страшные вещи, на войне бывают и ошибки, и преступления, но они не должны формировать и воздействовать на боевые операции, которые идут.

Эти же журналисты, такие, военные журналисты, ангажированные армией, считают эту публикацию чудовищной и предательской, за такие вещи надо расстреливать. Другие журналисты, которые работают против Обамы и которые работают на противоположную партию и на противоположные группировки политические, они этой публикацией валят Обаму.

Н.АСАДОВА: Нет, ничего подобного! Все документы, которые были опубликованы, они касаются периода Буша.

А.ПРОХАНОВ: Это не важно.

Н.АСАДОВА: Это важно, потому что...

А.ПРОХАНОВ: Нет, это не важно, потому что Обама является...

Н.АСАДОВА: Ну как же? Он сказал, что он изменил стратегию, все теперь по-другому.

А.ПРОХАНОВ: Обама – это наследник афганской войны, он делает ставку на афганскую войну. Эти документы вскрывают вообще весь абсурдизм афганской кампании, они говорят, что в афганской кампании не наступило перелома. И, конечно, перед лицом...

Н.АСАДОВА: Но это за 2008-й год. Сейчас уже, слава богу, 2010-й. Может быть, что-то изменилось.

А.ПРОХАНОВ: Буш – отыгранная карта. Ведет войну Обама. Он сказал, что он прекращает эту войну, одновременно наращивая военные, боевые действия...

Н.АСАДОВА: То есть он ее не начинает, а именно заканчивает?

А.ПРОХАНОВ: Заканчивает, но начиная новую фазу, еще более страшную, тупиковую и безнадежную. И эти документы говорят о том, что эта война – она зашла в тупик. И, значит, военная политика США – а ею сейчас управляет Обама, а не Буш – она зашла в тупик. И я рассматриваю слив этих документов как мощная антиобамовская акция, потому что сама по себе она бессмысленна. Ну что, ради сенсации?

Н.АСАДОВА: Не, почему? Ради того, чтобы показать обществу, что, действительно, происходит в Афганистане. Ведь, там погибают солдаты американские, европейские. И, действительно, те страны, в которых особенно сильны парламенты, просто парламенты эти могут в следующий раз отказаться посылать свои войска туда.

А.ПРОХАНОВ: Знаете, на самом деле, эти документы говорят о... Они не вызывают сострадания к американским или к английским солдатам, и даже к мирным гражданам.

Н.АСАДОВА: Не, почему? Они говорят о том, что эта война бессмысленна, как вы сказали, поэтому зачем посылать своих парней туда?

А.ПРОХАНОВ: Они говорят о том, что эта война ведется неправильно, эта война не имеет победы. Люди, которые ведут эту войну, бездарны, люди, которые эту войну ведут и хотят ее кончить, превращая в новую фазу, они обманщики, они лицедеи, вот посмотрите. И поэтому эти документы не гуманитарные – это чисто политические или военно-политические документы, акция, направленная против черного президента, которого, когда он избирался, все считали мессией, спасителем не только Америки, но и мира. А сейчас видят, что это просто тряпка.

Н.АСАДОВА: У нас буквально 30 секунд до конца передачи. Скажите, вот, если бы у вас были такие документы о злоупотреблениях, о неправильности войны в Чечне, скажем, и компромат на федеральные войска, вы бы как журналист опубликовали их?

А.ПРОХАНОВ: Никогда. Потому что я знаю, что мерзавцы-журналисты в первую чеченскую войну стреляли из своих кинескопов в спину русским войскам несчастным, которые с одной стороны побивались чеченцами, а с другой стороны побивались журналистами. И во время боевых действий я априорно беру сторону своих войск и своих солдат.

Н.АСАДОВА: И это было особое мнение журналиста и писателя Александра Проханова. Я с вами прощаюсь, всего доброго. Всем спасибо.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024