Купить мерч «Эха»:

Александр Проханов - Особое мнение - 2011-11-02

02.11.2011
Александр Проханов - Особое мнение - 2011-11-02 Скачать

Н.АСАДОВА: 19 часов и 8 минут в Москве, у микрофона Наргиз Асадова. Это передача «Особое мнение» и сегодня мой гость – Александр Проханов, писатель, журналист, главный редактор газеты «Завтра». Здравствуйте.

А.ПРОХАНОВ: Здрасьте.

Н.АСАДОВА: Телефон для SMS напоминаю +7 985 970-45-45, присылайте свои вопросы, комментарии к эфиру. Также вы можете поучаствовать в нашей так называемой кардиограмме эфира. У нас на сайте echo.msk.ru вы можете проголосовать за или против того, что говорит Александр Андреевич, отвечая на мои вопросы. Присоединяйтесь, пожалуйста.

Я хочу с вами обсудить, вот, сразу же такую очень интересную тему – мне кажется, она очень дискуссионная и неоднозначная. Это возвращение графы «Национальность» в паспорт. В последнее время об этом много говорят. На прошлой неделе коммунисты предложили вернуть графу «Национальность» в паспорт, а на этой неделе Левада-центр опубликовал опрос и выяснилось, что 48% россиян, то есть почти половина считают необходимым вернуть в российские паспорта графу «Национальность».

Вот хочу в первую очередь спросить ваше мнение, надо ли возвращать эту графу в паспорт или не надо?

А.ПРОХАНОВ: Вот давайте порассуждаем.

Н.АСАДОВА: Давайте

А.ПРОХАНОВ: По-видимому, эта дискуссия разгорелась на фоне некоторой фигуры умолчания, которая связана со следующим. Государство не хочет вносить в эту графу национальность, потому что оно боится, что это будет способствовать увеличению межнациональных распрей. Оно хочет создать политическое общество, политическое государство, где национальность не имеет значения.

Н.АСАДОВА: Да, есть понятие «гражданин» и все мы – граждане одной страны.

А.ПРОХАНОВ: Гражданин. Вот за этим стоит позиция государства. Позиция националистов, которых в России все больше и больше, и напор национализма нарастает непрерывно, их позиция связана с тем, что «ну, как вы лишаете нас права быть русскими или евреями, или чеченцами? Это священное право, это то же самое, что имя или раса, или твоя родословная. Это посягновение на основу основ, на базисные характеристики, определяющие нас, человека или группу людей в мироздании». Вот о чем конфликт.

Теперь вот посмотрите. В советское время, советская империя, советское государство в паспортах стояла графа «Национальность».

Н.АСАДОВА: Да, обязательно.

А.ПРОХАНОВ: При этом год от года межнациональная рознь уменьшалась, скрадывалась. Нельзя сказать, что Советский Союз, ну, в пору своего цветения был страной, которая разрывалась межнациональными войнами и конфликтами. Вот этот взрыв национализма возник только на последнем этапе советской истории. Значит, присутствие этой графы не разрывало государство в ту пору, когда государство обладало какими-то чертами (какими – позже). И наоборот, с 1991 года, по-моему, у нас вычеркнули из паспорта эту графу. Этой графы нет. И тем не менее, национальная распря, национальное напряжение растет поминутно и посекундно. Потому что даже если этой графы в паспорте нет, то все равно существует национальная общность, национальные диаспоры, национальные группы...

Н.АСАДОВА: Да, безусловно. Они всегда существовали в любом обществе.

А.ПРОХАНОВ: ...национальная идентичность. В любом обществе. Они существуют и в американском.

Н.АСАДОВА: Просто вопрос, стоит ли это фиксировать как обязательную графу в паспорте?

А.ПРОХАНОВ: Так вот я повторяю. Этой графы нет, а национальная рознь растет и мы готовы разорваться вот на этой почве. Что же здесь такое?

Н.АСАДОВА: То есть вы говорите о том, что, на самом деле, дело не в графе?

А.ПРОХАНОВ: Дело, по-видимому, не в графе. Я считаю, что в Советском Союзе эта графа существовала и она украшала паспорт. Ну, за исключением, может быть, каких-то... Была сегрегация по отношению к евреям, может быть.

Н.АСАДОВА: Да, по 5-й графе – не брали в университеты.

А.ПРОХАНОВ: Ну, это все было не люто, это не мешало евреям занимать доминирующее положение в науке, в музыке, в медицине. Это не было связано с их геноцидом и истреблением. В Советском Союзе это не мешало развитию страны и развитию общества. Почему? Потому что в Советском Союзе существовало нечто наднациональное. При национальной идентичности существовала какая-то категория наднациональная, которая связывала людей помимо их национальных ниш или квартир. Этим наднациональным в Советском Союзе была, конечно, коммунистическая интернациональная идеология, эта утопическая мечта, которая заряжала сердца, не знаю, украинца, эскимоса и русского одной и той же энергией. И главное, там было то, что мы называем общим делом, там была огромная непрерывная гигантская работа. Кстати, война 1941-45 года – это страшная, но тоже общая работа. И в окопе не было, по существу, там ни евреев, ни туркменов, ни русских.

Н.АСАДОВА: А сейчас у нас есть что-то такое объединяющее?

А.ПРОХАНОВ: Вот, в Советском Союзе был этот наднациональный свод, кров.

Н.АСАДОВА: С этим трудно спорить – действительно, это так.

А.ПРОХАНОВ: Поэтому эта графа и не мешала – наоборот, она украшала человека.

Теперь. Сейчас этой графы нет, национализм растет и мы убеждаемся, что над вот этими национальными площадками, над этим национальным полем у нас практически ничего нет или почти ничего нет. У нас нет мечты, у нас нет большой, там, русской мечты. Она есть, конечно, но просто она не введена в обиход государством.

Н.АСАДОВА: Но общей цели нету.

А.ПРОХАНОВ: Государство боится ее формулировать. И у нас нет работы. Страна лишена работы, большой, огромной, гигантской работы, которая бы объединила всех. Этой работой могут быть самые разные вещи. Этой работой, повторяю, может быть война, не дай бог.

Н.АСАДОВА: Лучше не надо.

А.ПРОХАНОВ: Не дай бог. Ну, вы знаете, от войны и от сумы не зарекайся. Этой работой могла бы быть работа по возрождению страны, модернизация, развитие, вот этот блеф, которым нас кормят уже несколько лет.

Н.АСАДОВА: Давайте сейчас прервемся на одну минуту рекламы, а затем продолжим вот эту тему.

А.ПРОХАНОВ: Да.

Н.АСАДОВА: Никуда не уходите.

РЕКЛАМА

Н.АСАДОВА: 19 часов и 16 минут в Москве, мы продолжаем знакомиться с особым мнением Александра Проханова. Вы остановились на очень интересной теме, на очень интересной мысли о том, что в советское время, действительно, была какая-то объединяющая все народы идея, идеология и поэтому...

А.ПРОХАНОВ: И работа. Главное, работа. Под эту идеологию работа.

Н.АСАДОВА: Да.

А.ПРОХАНОВ: Вот такая огромная, не знаю, имперская работа, которая объединяет всех.

Н.АСАДОВА: Поэтому графа «Национальность», по вашему мнению, в Советском Союзе не разъединяла народ.

А.ПРОХАНОВ: Не разъединяла. Она, может быть, даже украшала всю эту гамму.

Н.АСАДОВА: Теперь мы говорим про сегодняшнее время, когда нету этой работы, общей идеи, идеологии. Стоит вводить графу «Национальность» вот в этой атмосфере?

А.ПРОХАНОВ: И в этом смысле вопрос сам по себе отпадает. Можно ввести, а можно и не вводить – это не имеет значения. Если мы ее введем (эту графу), это не усилит межнациональный конфликт и распри. Он будет развиваться как развивался теми самыми темпами. Потому что природа этой конфликтности не в графе. А если мы ее не введем, допустим, то конфликтность все равно будет развиваться теми же темпами и в том же направлении. Единственное, что можно сделать... Потому что нас заботит, действительно, не какая-то графа в листике паспорта, а нас заботит целостность страны, как уберечь страну от того, чтобы ее эти баобабы, как эту маленькую планету у «Маленького принца» Экзюпери, не разорвали. А мы находимся в состоянии ужасного напряжения. То есть эти корни, огромные корни, корневища национализма – они, конечно, роют нашу планету, роют нашу страну. Вот в чем задача – как вернуть сегодняшней России ощущение целостности, как эту целостность направить в движение, придать ей скорость, придать ей космическое измерение. И вот только тогда проблема национального не исчезнет, а, наоборот, проблема национального станет чрезвычайно важным, потому что в этой работе, которая предстоит России, в этой имперской космической работе каждая нация, огромная, гигантская или крохотная, микроскопическая, у нее будет своя незаменимая и необходимая вот эта имперская цель по поддержанию того космоса или того участка звездного неба, который находится над этой маленькой территорией и маленьким народом. Потому что ни один народ не может исчезнуть, ни один народ не должен чувствовать себя довеском, ни один народ не должен чувствовать себя лишним, случайным, покоренным. И это достигается за счет того, что я называю реальным, новым имперским строительством, где в этом строительстве будут все народы равны, равноответственны, равнонагружены и получат ощущение вот этого огромного бесконечно, покрывающего Евразию имперского свода.

Н.АСАДОВА: Смотрите, еще один вопрос, вот в этой теме оставаясь, хочу задать вам. Левада-центр подчеркивает, что вот такое увеличение количества людей, которые хотят ввести графу «Национальность» в паспорт, вот, оно увеличилось на 10% за один год. Что это за тенденция? Что такое случилось за этот год, что на 10% желающих ввести графу «Национальность» в паспорт увеличилось?

А.ПРОХАНОВ: Мне кажется, что это темп нарастания национальных страданий. Это показывает, что нации переживают болезни, страдания, требуют самоутверждения, очень ранимы, очень мнительны, над некоторыми нациями нависла угроза истребления. Скажем, русский народ переживает огромную драму и огромную трагедию, его, как бы, выбивают из истории. И русское самосознание и бытовое, и интеллигентское, интеллектуальное говорит о том, что на русский народ направлены страшные силы по его истреблению. И если у русских отнимают еще и само слово «русский», само название, русским в этом чудится что-то, связанное вообще с испепелением народа и нации.

Н.АСАДОВА: Кто истребляет русское население?

А.ПРОХАНОВ: Русское население истребляет всё. Например, русское население истребляет тотальная, ведущаяся 20 лет пропаганда всего антирусского, пропаганда, которая пытается оторвать русское сознание, русские глубинные корни интеллектуальные от протооснов, от истории. Русским внушают, что русская история – это тупик, что русская история – это постоянно плаха, это кровь, русские рабы.

Н.АСАДОВА: А кто это делает? Это делают наши власти?

А.ПРОХАНОВ: Ну, например, не знаю, в фильм Лунгина «Царь» (прекрасный фильм, замечательный) он говорит, что вся русская власть ужасная и кровавая, что русский народ – это постоянный объект дыбы, насилия и палача. Это пример.

Что делает, например, сегодняшнее НТВ, которое накачивает в сознании не только русского человека, любого человека вот всю эту гадость, эту всю пакость, все это гниение, все эти трупные яды для того, чтобы вообще сломать представление человека о человеческом, русского о русском о всем? Где песни? Где музыка русская, которая связывает русскую душу с этим огромным, таинственным, восхитительным миром русского прошлого и русской культуры?

Но, ведь, у чеченцев это есть. Надо отдать должное Кадырову. Надо отдать должное Рамзану Ахматовичу Кадырову, который ввел в воспитание народа компоненты народной национальной музыки. Этим занимаются националисты в Прибалтике, эстонцы, латыши, литовцы. Только у русских этого нет или почти нет.

Н.АСАДОВА: Да, вы говорите «Нет», а вот сейчас у нас предстоит 4 ноября и Русский марш.

А.ПРОХАНОВ: Ну, Русский марш – это, конечно...

Н.АСАДОВА: Это люди, которые...

А.ПРОХАНОВ: Это хованщина, это, конечно...

Н.АСАДОВА: Это люди, которые говорят, что нужно возвращаться к русским корням в том числе, что сделать русских государствообразующей нацией.

А.ПРОХАНОВ: Просто... Русский марш – об этом поговорим. Но я говорю, что совсем недавно мы слушали великолепного Захарченко, который руководит кубанским казачьим хором. Вот это грандиозно. Это из всех великих хоров (был Пятницкого хор, был Северный народный хор) уцелел только хор кубанский. Это такая красота, такая мощь, такое величие. Это такой гигант (Захарченко), просто это такой гений кубанский казачий. Вот, что должно было быть у нас сейчас.

Поэтому... Вы спросили, почему идет такое стремительное нарастание людей, желающих получить эту графу. Потому что они надеются, что, получив эту графу, они получат русские песни, они получат новые тарифы ЖКХ, они получат состояние своих несчастных гниющих маленьких русских городов, превращение их в нормальные жилища, они получат нормальных властителей, которые заботились бы о русском народе, о русском населении. И потом, повторяю, в основном, это связано именно с русскими.

Хотя, я вот сейчас общался с татарами. Татары страшно гордятся тем, что они – татары. Это гордость, татарское самосознание.

Н.АСАДОВА: А что мешает русским гордиться, что они – русские?

А.ПРОХАНОВ: Ну, просто...

Н.АСАДОВА: Так же как татарам, чеченцам.

А.ПРОХАНОВ: Ну, просто русских хотят свести до состояния животных. У них отнимают все – культуру, право на жизнь. Их заставляют уменьшаться со скоростью миллион, а, может быть, и больше в год. Народ переживает великую трагедию. Русские – это разделенный народ. 30 миллионов русских выброшены за пределы России. Еще недавно слово «русский» было тожественно слову «фашист». Что? Вы разве не знаете это? Не знаете? Ну, сообщаю вам, потому что вы лучшие годы провели за границей.

Н.АСАДОВА: Да нет. Вообще-то я здесь.

А.ПРОХАНОВ: Здесь, да?

Н.АСАДОВА: Все годы свои практически провела.

А.ПРОХАНОВ: Сообщаю вам, что... На всякий случай проверьте то, что русские подвергаются страшному давлению, испепеляющему давлению. Это, на самом деле, геноцид. Когда-нибудь это слово... Оно гуляет по политологическим заметкам, но оно будет введено в некий исторический контекст. Вот поэтому это и связано с этим. Конечно, это болезнь. Если бы все было в империи нормально, в империи нашей, то русские бы не стремились обязательно вписать себе графу «Национальность» - она была бы уже и вписана, и она вписана или не вписана, все равно бы способствовала величию и развитию Родины.

Н.АСАДОВА: Вас спрашивают, пойдете ли вы на Русский марш 4 ноября? У нас день народного единства. Планируется такое шествие. Очень разные, кстати, группы там участвуют. Может быть, более подробно об этом поговорить.

А.ПРОХАНОВ: Не, ну такое впечатление, что я обязательно должен ходить на Русский марш. Полечу ли я на матч, там, ЦСКА и Трабзон? Нет, не полечу. И, наверное, на Русский марш не пойду. Но мои корреспонденты и моя газета там будут, мы будем на этом марше.

Н.АСАДОВА: Ну, это понятно, это да, это профессиональная обязанность. Понятно. А скажите мне, сколько вы вообще наблюдаете за вот этим националистическим движением, которое сейчас разворачивается? Ведь, националисты говорят о том, что они готовы вывести на улицы 20, 25 тысяч человек. То есть, в общем, ни на какие другие шествия не выходит такое количество людей сейчас в России.

А.ПРОХАНОВ: Я очень внимательно за этим слежу, и газета моя очень внимательно следит, с огромным напряжением и опасением. По нескольким причинам. Потому что всегда прежде русский национализм, ну, вот, в царские времена, например, да и даже в советские времена этот национализм был связан с имперскими представлениями. Миссия русских людей – это создать супергосударство, это государство охранять, возделывать его, создавать цивилизацию, в том числе индустриальную цивилизацию.

Сегодняшний русский национализм все больше приобретает характер уменьшительный. То есть «Долой из этой страны нерусских», «Отделим Кавказ», «Ах, эти инородцы», «Давайте создадим республику Русь», «Давайте создадим такие условия, при которых национальные богатства будут принадлежать русским, потому что их расхищают нерусские». И когда спрашиваю «А что же такое «русский»?» или говорю «Что должно быть у русских, чтобы они оказались утолены?», идет только одна потребительская корзина: должны быть хорошие дома, хорошие заработки, хорошие автомобили, красивые женщины, ухоженные газоны.

А, ведь, на самом деле, у русских гораздо большие запросы – их нельзя сводить, эти запросы до уровня Люксембурга. Русских сделали русскими. Вот это русское мессианство – это огромная, таинственная во многом для всего остального мира задача, которую ставили перед собой русские, создать иное бытие и иную философию жизни, иной мир, райское бытие. Вот эти огромные космические задачи сделали русскую культуру необходимой всему миру.

Поэтому вот этот национализм уменьшительный – он очень опасен, он ведет к разрушению остатков империи, государства. А опаснее всего то, что русские националисты, вот это новое поколение, уменьшительные националисты, они сошлись с либералами, причем, с западниками, с теми, кто управляется из другой империи, из другой метрополии. И вот в этом Русском марше готовы будут пойти Навальный с либеральной группой и, там, Крылов с националистами. И как удивительно сошлись вот эти 2 тенденции – либералы, которые, по существу, ненавидят русских, либералы, которые ненавидят империю, либералы, которые поют осанну Западу, и русские, которые поют, не знаю, «Косоворотку» и Русский марш. Это очень подозрительно. Поэтому я, конечно, пошлю туда своих людей и буду внимательно следить, чем это кончится.

Н.АСАДОВА: Смотрите, один из лидеров одного из направлений, скажем так, националистического движения сейчас в России – это Иван Охлобыстин. Как вы к нему относитесь? Вот, он недавно обратился к патриарху Кириллу, чтобы он его благословил на то, чтобы он вышел на Русский марш и обещал вывести своих сторонников в 124 городах России.

А.ПРОХАНОВ: Ну, Охлобыстин – блестящий человек, и в нем, конечно, Россия не может видеть врага и опасаться за свое будущее, хотя бы потому, что Охлобыстин – священник, а православие в глубине...

Н.АСАДОВА: Но он не действующий священник.

А.ПРОХАНОВ: Ну как не действующий? У него, может, нет прихода, но он же обращается к патриарху, значит, для него патриарх...

Н.АСАДОВА: Так и я могу обратиться к патриарху.

А.ПРОХАНОВ: Ну, вы можете обратиться и к Папе Римскому.

Н.АСАДОВА: Да.

А.ПРОХАНОВ: Но он обратился к патриарху, потому что он находится в юрисдикции Русской Православной Церкви, РПЦ. И Охлобыстин, повторяю, это замечательный такой вот русский патриот и империалист, поскольку он – православный человек. Он мыслит категориями монархии, как я полагаю, представляю. А монархия – это империя.

Н.АСАДОВА: То есть в нем вы ничего плохого не видите?

А.ПРОХАНОВ: Я в нем ничего плохого не вижу. И я думаю, что за ним пойдут много русских людей, потому что не видят в нем подвоха. Потому что в нем сочетаются, с одной стороны, такая русскость (ну, мало ли, в ком она присутствует?) и вот это духовное, духовное измерение. Потому что русский человек – это не только человек, который может шлепать башмаками по булыжникам. Это русский человек, над которым небо, космос, великие идеи, великие идеалы, великие мечтания. Вот, кто такой русский.

Н.АСАДОВА: Ну, вот, я, например, про его идеологию не очень много знаю, потому что просто он не так много об этом говорил. Не очень понятно, какие у него лозунги и чего он хочет добиться.

А.ПРОХАНОВ: Ну, надо просто послушать было его речь, которую он произносил в Лужниках.

Н.АСАДОВА: Ну, она такая, общая достаточно.

А.ПРОХАНОВ: Ну, вот, эта общность...

Н.АСАДОВА: Там нет конкретных целей.

А.ПРОХАНОВ: Там нет «Выкинем инородцев из России», «Отрежем Кавказ» и, там, «Смерть татаро-монгольскому игу» и так далее.

Н.АСАДОВА: Мы продолжим наш разговор сразу после рекламы и новостей – никуда не уходите.

НОВОСТИ

Н.АСАДОВА: 19 часов и 33 минуты в Москве, у микрофона Наргиз Асадова, мы знакомимся с особым мнением Александра Проханова, главного редактора газеты «Завтра». И давайте закончим тогда уже тему про национализм. Смотрите, один из лозунгов одного из направлений националистов русских, которые грозятся выйти на Русский марш в пятницу, «Хватит кормить Кавказ». И, вот, на этой же неделе было сообщение о том, что Минрегион не будет принимать до нового года программу по развитию Северного Кавказа. Это самая большая федеральная целевая программа по развитию Северного Кавказа, и общие затраты на ее реализацию должны составить порядка 3,9 триллионов рублей до 2025 года, из них больше половины, то есть 2/3 из федерального бюджета. Как вы думаете, это так власть идет на попятную? Или, вот, почему это происходит?

А.ПРОХАНОВ: Ну, почему? Потому что власть достаточно чувствительная к тем бурлениям, которые происходят в обществе. Нельзя сказать, что власть абсолютно не боится народа. Она его побаивается, все-таки. Сейчас идут выборы, и выборы – это, все-таки, тоже индикатор народных настроений, и национальные, русские, в основном, настроения именно таковы, и власть хочет притормозить эту программу. А потом пустит ее на полную мощь, может, даже утроит и удвоит.

Но вот что касается этих националистических лозунгов «Хватит кормить Кавказ», я бы их заменил другими – «Хватит кормить Уолл-Стрит». Потому что все национальные богатства России уходят не на Кавказ, не в карман Кадырова – они уходят на Манхеттен. Туда они шли при Кудрине и сейчас они продолжают идти. Туда уходят наши сокровища, туда уходит прибыль наших крупных предприятий. И если мы перестанем кормить Кавказ и, допустим, сбросим Кавказ, а также Татарию и чистый русский этнос останется в пределах, допустим, Костромской, Калужской, Вологодской, Новгородской областей, но сохранится этот состав правительства и этот режим и строй, русские будут умирать с такой же скоростью, может, даже с большей.

Н.АСАДОВА: Но мы же знаем о том, что, на самом деле, не только кавказские регионы являются дотационными. Большая часть регионов России дотационна, там Бурятия та же – это дотационный регион. Почему, как вы думаете, именно вот...

А.ПРОХАНОВ: Совершенно верно. Хватит кормить Дальний Восток. Вообще, хватит кормить Россию, русский народ. Потому что русский народ по представлению нашей власти – это не рентабельный народ, он бессмысленен, его только нужно поддерживать.

Н.АСАДОВА: Почему так популярен именно этот лозунг оказался?

А.ПРОХАНОВ: Ну, потому что Кавказ – он интенсивен, он экспансивен, с Кавказа идут сюда террористы, кавказская элита, мне кажется, немножко заигралась, она привыкла паразитировать на драме вот этого русского распада возможного. И я думаю, что Рамзан Кадыров – очень авторитетный человек не только в Чечне, но и на Кавказе в целом, гораздо авторитетнее остальных лидеров других кавказских республик. И если бы он цыкнул на молодых людей, которые приезжают сюда, в центр порезвиться, поиграть в подпольных казино, пошататься по притонам с русскими девушками, попить водку, которая запрещена практически, и покурить наркотики, и вступают здесь в драки в омерзительные и позорят Кавказ и, по существу, создают ужасный негативный образ Кавказу и Чечне, это было бы своевременно. Я думаю, что Рамзан должен сказать своим людям «Цыц! К ноге». Они его послушают.

Н.АСАДОВА: А, кстати, вы же с ним знакомы лично, да?

А.ПРОХАНОВ: Знаком, да.

Н.АСАДОВА: А вы никогда его не спрашивали, почему он этого не делает? Почему он не цыкнет на них?

А.ПРОХАНОВ: Ну, потому что просто тогда не было такого обострения. Во время наших бесед мы касались, в общем, других тем. Но, вот, если или когда я с ним увижусь, я скажу ему. Я и сейчас говорю. Я думаю, что если нас слушают и чеченцы в том числе... Я знаю, что «Эхо» слушают и в Грозном. Мне кажется, что абсолютно необходимо для такого авторитетного политика как Рамзан Кадыров сказать безумным молодцам, которые приезжают сюда и, по существу, портят эти отношения и приводят к эскалации этих отношений, «Хватит! Цыц!» Потому что, конечно... У них здесь джипы, действительно, купленные на российские или русские деньги, в этих джипах сидят отморозки, у них в руках Калаши и они мчатся и поют кавказские песни и грохочут очередями в небо. Но это не способствует имперскому строительству, о котором я все время говорю, это его страшно разрушает.

Н.АСАДОВА: Давайте сменим немножко тему, поговорим о тех роликах, в которых участвуют лидеры России, президент Дмитрий Медведев и председатель правительства Владимир Путин. Вот, практически играют в бадминтон, на комбайнах в кукурузе.

А.ПРОХАНОВ: Для меня это загадка. Я не могу на это ответ найти.

Н.АСАДОВА: То есть там целая серия роликов была.

А.ПРОХАНОВ: Целая серия этих комиксов, да. Я не могу на это найти правильный ответ.

Н.АСАДОВА: Это зачем?

А.ПРОХАНОВ: Все эти ролики (и уже очень давно – не только в последнее время), в последнее время особенно, они пошлые, они безвкусные, они карикатурные, они выставляют наших лидеров в дурном свете, они их дебилизируют. Ощущение, что мы имеем дело с какими-то двумя бессмысленными куклами, с Патом и Поташенком. И почему и тот, и другой (и Медведев, и Путин), они же, ведь, ролики просматривают... Нельзя сказать, что они механически на них присутствуют. Они разговаривают с этими пиар-киношниками, они позируют им, они отрывают себя от драгоценной государственной работы, они едут на этих комбайнах. Значит, это им нравится? Значит, они полагают, что вот эти ролики, вот так, как они представлены народу, они должны нравиться и народу? То есть они считают, что наш народ таков, что ему эти ролики должны нравиться. Значит, их представление о нашем народе, в частности о русском народе, таково, что им кажется, что эти ролики возвышают их в глазах народа, делают их любимцами, облагораживают их. И это говорит о том, что, конечно, они ужасно оторваны от страны, они ужасно оторваны от русской истории, от русского самосознания. Они окружены, по-видимому, референтами, которые не говорят им, что отношение народа к власти стремительно меняется. Если в первые годы Ельцина это отношение было восторженным, потом в этом отношении к Ельцину уже возникло некоторое недоумение.

Н.АСАДОВА: Но, кстати говоря, по поводу Ельцина, да? Вот он играл в большой теннис, и помните, как сразу же в стране популярность этого вида спорта сразу возросла и у нас появились какие-то чемпионы и так далее?

А.ПРОХАНОВ: Это да, это не страшно.

Н.АСАДОВА: Что плохого-то?

А.ПРОХАНОВ: Он делал другое. Когда он приезжал в калмыцкие села, он окунал голову в миску с кумысом, потом поднимал, у него с лица стекала эта белая жижа и он пучил сквозь нее глаза. Это было и отвратительно, и ужасно, потому что он в этой маске был каким-то чудовищем. Или когда он приезжал в Чукотку или на север, ему давали бубен и медвежью шкуру. Он облекался в медвежью шкуру и грохотал бубном, и это тоже казалось чем-то инфернальным, он вышел из-под корней, из под коряги упавшего дерева.

А эти два – они просто карикатурны, какие-то Кукрыниксы непрерывные. И повторяю, мне кажется, что они не понимают, как глубоко отчуждение и отвращение народа вот к этим экзерсисам. И я боюсь, что, вот, ненависть, которая фиксируется в людях (это тоже страшное чувство, ненависть народа к власти), она все больше и больше сменяется презрением. Вот, какая-то, брезгливость. И эти ролики – они способствуют этому. Мне кажется, что и Путин, и Медведев должны немедленно пересмотреть всю процедуру вот этой пиар-экспозиции, прогнать тех портных, которые шьют им эти дурацкие колпаки и дурацкие одежды, и выступать в совершенно другой роли – в роли героев и полководцев, а не шутов гороховых.

Н.АСАДОВА: Это особое мнение Александра Проханова. Последняя тема у нас остается – это принятие в ЮНЕСКО Палестины. То есть это непризнанное государство, но, тем не менее, оно уже член организации в ООН.

А.ПРОХАНОВ: Ну, что об этом можно сказать? Это, во-первых, индикатор того, как народы и страны относятся к Израилю и к Палестине.

Н.АСАДОВА: Очень по-разному, потому что голосовали там все по-разному.

А.ПРОХАНОВ: По-моему, 14 стран голосовало против, а вся остальная масса голосовала за принятие.

Н.АСАДОВА: Ну, то есть там Германия, США, Канада и так далее.

А.ПРОХАНОВ: 14. Четырнадцать. И это, конечно, мощные страны, они контролируются Америкой, и это все страны, близкие к Израилю, они произраильски настроены. Но все остальное мировое сообщество, то, у которого нет авианосцев и у которого нет корпуса морских пехотинцев, чтобы вторгаться в страны и убивать их лидеров, оно за Палестину. Это шаг абсолютно демонстрационный.

Н.АСАДОВА: Скажите, по поводу последствий, как вы думаете? Ну, во-первых, будет ли Палестина принята в ООН?

А.ПРОХАНОВ: В ООН – нет. В ООН она не будет принята, а в ЮНЕСКО она принята.

Н.АСАДОВА: Как полноправный член.

А.ПРОХАНОВ: Нет, она не будет принята до заключения реальных соглашений между Израилем и Палестиной, потому что прием в ООН требует очень длительной процедуры, и там Совет безопасности должен принимать участие. А вето Совета безопасности – оно обеспечено этой инициативе.

Н.АСАДОВА: Ну, еще может Генассамблея.

А.ПРОХАНОВ: Но я просто поздравляю палестинцев, которые своим мученичеством, своим стоицизмом и своими моральными победами стали, в общем, кумирами мира.

Н.АСАДОВА: Ну, не знаю, как насчет «кумирами мира». Это, мне кажется, вы преувеличиваете.

А.ПРОХАНОВ: Ну, это уж вы не знаете. А я-то точно знаю.

Н.АСАДОВА: Просто я напомню, что США, Канада и Израиль – вот, пока только эти 3 страны – лишили своего финансирования ЮНЕСКО. Ну а как будут дальше развиваться события, мы узнаем в ближайшее время.

А.ПРОХАНОВ: Но миром же правят бабки, банки. Бабки.

Н.АСАДОВА: Да, это было особое мнение Александра Проханова. Меня зовут Наргиз Асадова. Всего доброго и до встречи.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024