Купить мерч «Эха»:

Особое мнение - 2012-07-23

23.07.2012
Особое мнение - 2012-07-23 Скачать

С.БУНТМАН: 22.10, - грустно, господа. Я почитал вопросы в интернете, и эти вопросы говорят только об одном – мне напоминает, когда человек щелкает пультом телевизора, и на всех каналах попадает на какие-то старые фильмы, на 185-ю серию двадцать раз виденного сериала, говорит: все одно и то же, неужели ничего другого нет? Также происходит с основными темами нашей сегодняшней жизни – судя по вопросам. Неужели в стране ничего не происходит, кроме " Pussi Riot", ничего не происходит кроме Крымска, ничего, кроме принятых идиотских законов Госдумой, Федеральным собранием и часть подписанных президентами. Что-нибудь еще, давайте, покажите нам новый общественно-политический сериал, который бы нас завел, - такое равнодушное, усталое отношение ко всему.

Наверное, это естественно. Но предложите, что есть еще? Очаровательное событие произошло или не произошло между Белоруссией. Литвой и Швецией – это «плюшевый десант» 4 числа. Вроде бы пролетел или не пролетел, не долетая до Минска шведский легкий самолет. И шведские летчики – если они были, если это не монтаж, хотя не похоже на монтаж, как я ни смотрел видео. С этими плюшевыми мишками, их спустили на парашютах, а они несли как флажки лозунги в защиту свободы слова и свободы вообще в Белоруссии.

Если это было, то интересно, конечно, рассуждения белорусские по этому поводу – о крепости белорусской ПВО. Белорусские официальные лица отрицают, что был перелет границы, нарушение воздушного пространства. Одного парня арестовали, девочку арестовали тоже, которая размещала фотографии этого «плюшевого десанта». Пусть разбираются, есть нарушение воздушного пространства, или нет, спали белорусские ПВО, или нет. Но сам факт – это что?

Есть два случая, которые на меня произвели большое впечатление. Один связан с легкими самолетами, а другой с десантированием. Шведский летчик-любитель договорился, что его невеста, с которой он когда-то познакомился, гражданка ГДР, уедет в Чехословакию, где в те времена было не так нервно, как в ГДР. Он сел, по предварительной договоренности или сговору, она села к нему в самолет, и они улетели. Это счастливая история. Я читал о ней и видел в музее Берлинской стены. Я не нашел имен в интернете, поэтому если кто-то знает про этот случай, пришли мне сюда ссылку.

И второй случай. Во время блокады берлина, вопреки всем инструкциям безопасности, которые принимались американских, английских союзных летчиков, которые должны были доставлять в блокированный советскими войсками Западный Берлин грузы гуманитарные. Летчики придумали конфеты на парашютах сбрасывать. За что получили по шее – не от советских или восточных властей, а от своего командования, - слегка, дисциплинарно.

Мне кажется, что эти три воздушных случая с несвободными территориями говорят о том, мне кажется, что люди сохраняют чувства. Это наивно, в нарушение законов, дисциплинарных уставов, но это тот жест, которого очень часто не хватает нам. Точно так же, как написать у себя на майке «Pussi Riot» и выйти на концерт в Петербурге, в Москве.

Потому что дело " Pussi Riot" давно перестало быть религиозно-уголовным. Это дело вопиющего идиотизма, и уже здесь не идет речь ни о чем – не рассматривается, кощунство или нет. Сногсшибательное письмо священника Владимира Переслегина, благословение Александра Шаргунова – Сергею Шергунову, подписавшему письмо в поддержку арестованных молодых женщин – «Ты мой личный враг». Мне кажется, что это даже невозможно обсуждать. Невозможно обсуждать качество поступка " Pussi Riot " и то, что они сделали в течение нескольких секунд в храме Христа Спасителя. И наказание, которое они получают уже настолько неадекватно, что речь не идет о самом проступке и наказании. А речь идет просто о человеческом – даже не здравом, а просто смысле. То есть, ни о чем речь не идет.

Ирина из Москвы: «Очень вас уважаю, но простите, как можно что-то обсуждать, кроме девушек из " Pussi Riot" – это же ужас и беспредел». Но это не я предлагаю не обсуждать. Я считаю, что нет более горячей темы – несмотря на выступление адвокатов у нас, несмотря на то, что все время идет информационный поток – это пишут в интернете люди, которые жаждут чего-то новенького и жареного, - давайте забудем о Таисии Осиповой, о Ходорковском и Лебедеве, - видите, какое старье я вытащил из пыльного шифоньера.

Давайте не будем забывать о Пичугине, который по абсолютно невыясненным причинам отбывает пожизненное заключение. Вот что это такое? Я по совершенно другим причинам уже не могу об этом говорить. Вот в чем ошибка, мне кажется - здесь нельзя уже выявить новый аспект, здесь одно повторение, какая-то ламаистская мантра – повторять одно и то же. Потому что одно и то же происходит, и все усугубляется.

Давайте так поступим – вы будете звонить, и присылать СМС. Не знает, стоит ли задавать риторические вопросы, ответы на которых вам уже известны. Попробуем посмотреть на то, у чего нет заведомого ответа, о чем можно подумать. Или у вас один ответ, а у меня другой. Звоните.

СЛУШАТЕЛЬ: Константин. Считаю, что то, что творится у нас с правосудием. В частности, по поводу девочек – это безобразие. И Церковь давным-давно должна была прояснить этот вопрос. У нашей Церкви нет милосердия. Что она ждет? Наверное, боится власти.

С.БУНТМАН: Я все время слышу: боится власти, кто-то подставляет патриарха из власти. А что они боятся?

СЛУШАТЕЛЬ: Какая-то боязнь одного и второго, это два лица - путин и патриарх. Два лица, которые боятся вершить. Путин всегда любит, чтобы кто-то за него решал, а он в стороне. Вот он так и делает.

С.БУНТМАН: То есть, безвыходное положение? А чем это дело кончится все-таки?

СЛУШАТЕЛЬ: Думаю, что закончится нормально. А если ненормально, то это продолжение всех безобразий, страна просто развалится при такой системе.

С.БУНТМАН: Понятно. Едем дальше.

СЛУШАТЕЛЬ: Дмитрий. Я хочу выразить отношение к ситуации с ПР, считаю, что они совершили просто безобразный поступок, получили то, что они хотели - свою дешевую натуральную популярность, которая им была необходима, потому что по-другому они никак прославиться не могли. А способ, который они выбрали, заслуживает, чтобы их осудили. И ни при чем здесь ни президент, ни патриарх, никто. Тут просто люди, которые просто без морали и без совести. И это никакое не хулиганство.

С.БУНТМАН: А что это?

СЛУШАТЕЛЬ: Это настоящее оскорбление чувств всех верующих. И людей, которые поддерживают, чтобы их наказали в соответствии с нашим законодательством, думаю, огромное количество.

С.БУНТМАН: А где они, эти люди?

СЛУШАТЕЛЬ: Эти люди живут в нашей стране, в нашей родине.

С.БУНТМАН: Только они проявляются очень странным способом. Вот в таких словах: «это проступок, который оскорбляет чувства верующих». Никто не говорит «мои чувства оскорблены», «мне было противно на это смотреть». Да, это было противно и неудобно. А дальше кто это устроил? «если бы СМИ не раскрутили, давно бы отпустили девчонок». Нет, вранье. Прежде, чем СМИ начали об этом писать, из спокойного строгого отношения вдруг получился кошмарный кипеш. И от светских властей, а потом и церковные власти начали говорить: да, мы очень оскорблены. И что?

Игорь: «Но бога они не затронули. Я не православный, я не оскорблен». Бога там никто не затронул, правда. Да, они себя так вели в этом месте. Сейчас ходит чудовищный ролик – что такое настоящее хулиганство. Только это не в ХХС. На картинке врывается какое-то пьяное, кошмарное чудовище, начинает все рушить в церкви - опрокидывает крест, разбивает все, до чего достает, прорывается к алтарю, начинает все крушить. Это что такое? Вот это – да. Его еле вытащили оттуда с полицией – вызывали наряд, пытались скрутить. Это какое-то пьяное чудище. Это что такое? Вот это – да. Уже забыли, когда несчастных священников, которые служат в далеких местах и занимаются своим тихим трудом, высоким и духовным – когда их убивают, зарубают семьи. Это что, девчонки какие-то, которые устроили молебен и попросили Богородицу освободить от Путина и Гундяева, - как они его назвали?

«Люди, не будьте овощами - не надо все проглатывать, завтра коснется вас». Конечно, завтра коснется. Был популярный мем насчет 1937 года. Знаете, какая характеристика именно 1937 года? Дело не в расстрелах, или репрессиях. Дело в списках, в примерности, в фантастичности и лживости обвинений, высосанности из пальца. Да, методы, слава богу, еще не такие, как во времена тов. Ежова. Но суть – та: пришить шпионаж, продажность, пришить то, что поколебались устои.

Есть мнение – ну, как еще будет применять закон о клевете или о НКО, я же не клевещу, правду говорю, никого не трогаю, тихо сижу, не получаю ни копейки из-за рубежа – что мне беспокоиться? Агент не значит шпион, это такое многозначное выражение, такой термин - это тот, кто действует в политических целях на иностранные деньги в общественной организации.

И что? Почитайте внимательно ст.58 того самого УК. Все пункты, с 1 по 11-й. Там тоже ничего, это не касается основных масс населения - и шпионаж, и терроризм. Но любому человеку можно хоть какую-нибудь статью оттуда пришить. Вот такие зыбкие и идеологичные законы.

Александр: «Кроме Pussi Riot еще несколько миллионов там могут оказаться, если не остановить нелегитимную власть». Здесь много составляющих «остановить нелегитимную власть» - остановить – как? Нелегитимную - почему? Как бороться с конкретными вещами? Но пока вы считаете ее нелегитимной, ничего не надо делать? Или власть эта стоит нелегитимная, или ее нет вообще, или она действует, или вы ее остановили? Как вы ее остановили? Это разговоры.

Повторюсь, наверное, но скажу, что это страшный раскол, он показывает слабость и неукорененность настоящего христианства сейчас. И это страшная бомба, которая была заложена не только советскими и сталинскими временами, это страшная бомба, которая была заложена нерешенностью проблем духовных и церковных еще даже до революции. Только подошли к этому, и затонули, - как говорил Черчилль, - у самого входа в порт.

Прервемся, а потом продолжим.

НОВОСТИ

С.БУНТМАН: Продолжаем программу. «Дорогой Сергей, я понимаю, что так принято чувствовать и говорить. А на скомороха Ролана Быкова вы как реагировали во времена кинофильма «Андрей Рублев? Понятно?» - понятно. Вы помните, что сделали со скоморохом в этом фильме. Пришли серьезные бородатые дядьки, и очень просто с ним разобрались. Он – да, он пел. Скоморошничал, непристойности говорил.

Может быть, даже спасибо такому случаю и такой неадекватной реакции – можно было бы сказать спасибо, если бы девушки не сидели в тюрьме. Они заставляют задуматься, в чем там у нас дело, в духовных сферах?

Я сейчас вышел покурить и подумал - а если бы пришли, одетые в длинные платья, молодые, или не очень молодые, и спели бы красиво, как полагается, тот же текст: «Богородица, путина прогони» - какая была бы реакция? Думаю, что примерно такая же была бы реакция, может быть тише, но очень серьезная. И что бы говорили и писали в своих заключениях, на основании Тульского и иных Вселенских соборов? О пресловутой итальянщине, которая невозможна в церковной музыке? В несанкционированности? О чем бы они говорили, интересно.

«Самое важное во всей этой истории - не вспоминают православные о боге. Боги для них теперь Гундяев и Путин» - «Лошадь на горизонте». В вопросах и интернете тоже такое опасливое. Мне кажется, что здесь смешение понятий. Тысячу лет было и есть православие на Руси/, 70 лет безбожной власти, которая создала свою собственную религию, странную и страшноватенькую. Но кто сейчас затеял разговор о православии? Кто подвергает сомнению православие? Да, ест довольно много людей, которые подвергают не только православие сомнению, но и христианство вообще. Но тот разнобой, который произошел – о чем мы говорим? Даже в этом письме: «оскорбили, опорочили бога» - как? Где, что? Видом своим в церкви? Ну да, может быть. Во всех церквах мира висят знаки, подобно дорожным: зачеркнуто мороженое, шорты, голые плечи. Подразумевается, что и купальники невозможны. Но и все.

Да, могут попросить из любой христианской церкви мира. Между прочим, российские туристы, которые знают, что нужно непременно с покрытой головой женщинам входить в церковь, - сколько раз я видел, как они входят в любой инославный храм как угодно. И мужики в трусах любимых, курортных – заходят, как к себе домой. Это тоже очень здорово. Здесь такой внутренний раскардак. Христианство основано на любви. Бог есть любовь.

«Путин несет ответственность за события в Крымске?» - Федор из Петербурга спрашивает. Да, несет. Сам сказал, что несут все уровни власти. Только что под этим подразумевать, конечно.

«Правильно – они принимают вредные для людей законы, а почему мы должны акцептировать их?» Надо соотноситься с тем, что законы есть. И соотноситься с тем фактом, что этот закон может тебя хлопнуть, даже если ты ничего не делаешь. Меня однажды спросили насчет одного интервью в прокуратуре, в котором какие-то граждане обнаружили признаки экстремизма. Вялый следователь, - понятно, что черти, чем человек должен заниматься, он меня вяло спросил, чтобы я ему как-то помог: как вы думаете, какие слова в этом интервью - это было «Особое мнение» Белковского, - могли взывать у граждан, которые написали, подозрение в экстремизме? Я сказал – откуда я знаю? Мы и не должны знать. Если мы уверены в том, что говорим, обдумали то, что говорим, мы не должны думать, как это воспримут – как говорили, так и будем говорить, что ж делать.

«Может, им покаяться – повинную голову меч не сечет?» - Виктор. Это их личное дело, каяться, или не каяться. Мне кажется, что здесь абсолютное превышение власти. Бывает превышение родителями, любыми представителями власти. Он тебе язык показал, а ты в него выстрелил. Язык плохо показывать на улице, но ты в него выстрелили или ударил по голове до сотрясения мозга. Родители балуются периодически такими вещами. Но он попросил прощения - теперь, когда уже ударили, и я его больше бить не буду.

«Не способны люди нашего общества прощать друг друга. В этом вся проблема и наша беда – вы способны простить?» Говорят: да, живут люди, которые осуждают и требуют жестокого наказания Pussi Riot – где они? Проявитесь, обоснуйте.

Я знаю, что когда обдумывалось письмо деятелей культуры в защиту, там было первым поставлено: «мы по-разному относимся к этому поступку». Я даю зарок, что я никогда не буду больше говорить, что мне было неприятно на это смотреть - когда я впервые увидел то, что произошло в ХХС. Это уже непристойно, - так говорить. Уже речь идет совершенно не об этом.

«Возможно, власть хочет замять это по тихому, а ситуация только разгорается. Возможен ли раскол Церкви и возвращение к греко-православной церкви?» - Антон из Волгограда. Что такое «греко-православная церковь»? Разберитесь с терминами. А раскол, мне кажется, вполне может быть. Потому что серьезная часть официальной церкви начинает себя вести как секта. Секта ведет себя как преследуемая, очень жестко, потому что находится во враждебном окружении.

Мне кажется, что очень серьезная часть РПЦ не ведет себя как ведущая, спокойная сила страны с преимущественно православным населением. А ведет себя как загнанное в угол меньшинство. Это очень опасно.

«Бунтман неправ: Россия стала свободной, морально-этические нормы становятся христианскими. Девки совершенно бесстыжие». Ну и что, что девки совершенно бесстыжие? Вам не нравится, что мимо вас приходит кто-то, не так одетый, не нравится, что громко включена музыка в соседней квартире, - и что, вы идете, и бьете, идете и сажаете? «морально-этические нормы» - это пустая болтовня, Василий, ничего не значащая. Какие морально-этические нормы становятся христианскими? Что такое христианские морально-этические нормы? Это какие? Обрядомания? Безумное камлание, как на Суворовской площади? Это норма? Эта агрессия, в глазах невероятный саванарольский блеск? Вы слышали, что сказал Чаплин вчера на митинге у памятника Суворову? Само присутствие Чаплина на абсолютно крайнем, фундаменталистском собрании о чем-то говорит. А потом вы говорите, что подставляют патриарха. Кто придумал эту байку?

«Вы лично, г-н Бунтман, собираетесь делать в ситуации? Что должно произойти, чтобы вы начали паковать чемоданы?» - ну, знаете, чтобы я начал паковать чемоданы? У меня есть возможность говорить, заниматься своим делом. Я ответственнее за многое – за своих близких, родных, друзей. Думаю, что мне время не пришло паковать чемоданы.

«Правильно, - есть свои и чужие. Вы – чужой нам, русским» - Алексей. Отлично. Я вас с этим поздравляю. Вы такой же русский, как я китайский мандарин – у меня в крови есть все, что угодно, но китайских мандаринов у меня нет ни по званию, ни по родственности. Повторю Вяземского Петра Андреевича, моего любимого, который удивлялся, почему патриотизм заключается в ненависти? Я вам отвечу: никакой вы не русский. Русские не такие. Вот что я вам скажу.

«Почему про молитву говорят? Что путин думает про них?» - Андрей из Мценска. Я не знаю, что вы имеете в виду. «Может, у РПЦ это новый идол?» - не знаю. Мне не нравится это все дело, не нравится, что происходит с РПЦ.

Если говорить серьезно, то это какое-то невероятное испытание. Если, извините, Господь послал испытание РПЦ визитом девушек в ярких масках в ХХС, то можно как простому христианину сказать, обладающему двумя с половиной извилинами, - что Церковь не выдержала этого испытания. От щелчка пошел такой грохот. И сами говорят, что от щелчка может разрушиться. И это тысячелетняя твердыня?

Ольга из Москвы: «А в синагоге тоже болтовня?» Я говорю, что не в Церкви болтовня. Болтовня – эти благоглупости: Россия стала свободной и в ней стали христианские морально-этические нормы. Что это значит, вы сами понимаете? В Церкви каждое слово имеет смысл. В синагоге, наверное, тоже, - не был, не знаю. И в мечети имеет смысл.

Я слышал потрясающие вещи в фильме, который очень люблю - французский фильм «Люди и боги» о погибших в Алжире миссионерах-монахах, которых непонятно, кто убил, - судя по всему, фундаменталисты, а может и сама армия в этом приняла участие - уж очень они действовали на примирение народа, а не на борьбу/, которую вело правительство с оппозиционерами достаточно серьезного исламистского духа. Держались они по-настоящему, как настоящие христиане.

Картина: они в деревне на празднике. Деревня мусульманская, монахов пригласили, они сидят. И идет текст субтитрами. Я не знаю, есть ли такие слова - я не знаю точно обряда и канона, - но это основные слова, которые мы произносим, читая «Символ веры» или вступительные молитвы. Принципиально там нет таких слов, с которыми можно было бы не согласиться.

Так вот, Ольга из Москвы: пусть они пойдут в синагогу, посмотрим. Что там будет, - посмотрим. Если кто-то пойдет. «Вот, русский мальчик нарисовал свастику, и его осуждают, а эти пришли в русскую церковь, им ничего не должно быть?» - вы еще вспомните мальчика, который прошел в синагогу с ножом и пытался там резать народ.

Само словосочетание мне нравится в этих комментариях: «русский мальчик нарисовал свастику» - вот здесь надо ставить точку раз и навсегда. И тогда, если кто-то это считает только началом предложения, из которого могут следовать какие-то умозаключения, - мне кажется, здесь уже абсолютно не о чем говорить.

Включаем все-таки телефон.

СЛУШАТЕЛЬ: Вадим. Сначала ремарочку по поводу 37-го года – на мой взгляд, сегодняшняя ситуация мало имеет общего с 37-м годом, потому что, в отличие от нынешней власти, советская власть не была основана на личной заинтересованности в многомиллиардных и многомиллионных доходах тех людей, которые находятся сегодня у власти. Поэтому они борются не за какие-то идеи и теории, которые были в советские времена, а лично за свои доходы, за сохранность этих доходов и безнаказанность. Это первое.

А по поводу Pussi Riot, на мой взгляд, власть решает здесь две задачи – в том числе и теми законами, .которые сейчас принимает, и наказанием Pussi Riot и тех, кто был 6 мая на Болотной. На мой взгляд, первое – запугать тех, кто хоть малейшим образом в чем-то не согласен, а во-вторых – отвлечь нас от глобальных и серьезных проблем, которые понаделала власть

Приведу два примера, которые касаются всех – вот приняли Лесной кодекс, систему лесопользования. Ближайшие пожары принесли многомиллиардный ущерб, люди погибли, сгорели заживо, сгорали деревни, поселки – никто за это не ответил.

Второй пример – приняли Жилищный кодекс, развалили систему отраслевой эксплуатации жилого фонда, скоро начнут жилые дома разваливаться, деньги разворовываются, Медведев некоторое время назад сказал. Что только в Центральном федеральном округе в ЖКХ было украдено 25 миллиардов и выведено за рубеж.

То есть, от всего подобного, что они натворили, они хотят нас отвлечь, акцентируя внимание. Поэтому продляют срок Pussi Riot и принимают эти законы.

С.БУНТМАН: Думаю, что здесь все вместе. Здесь нет никакого плана отвлечения кого-то от чего-то. Мне кажется, что это слишком умно.

СЛУШАТЕЛЬ: Согласен. Просто так складывается – попало все вместе. Все очень хорошо и выгодно им совпало, чтобы и отвлечь, и запугать, и в то же самое время перевести стрелки внимания общества, в том числе, думающих, грамотных людей, работающих в отраслях - что теперь называется «путинский бардак» - это и ЖКХ, и Саяно-Шушенская ГЭС, - все вместе.

С.БУНТМАН: Я вас понял. Мы наделены возможностью и способностью думать о многом сразу, мне кажется – и о ЖКХ и о ПР. Так что если кто-то думает, что нас можно переключить, как каналы телевизора, то глубоко ошибаются. Они немножечко попугались в декабре, январе и феврале, а потом снова стали нас презирать, и удар сейчас идет по тем, кому есть, что терять. И они думают, что как когда-то в 2000-2001 г., когда они застали врасплох тех, кому было, что терять, когда многие под крики «как же я выплачу свой кредит, если не буду работать на телевидении» - думают. Что это работает. Сейчас это перестает работать, пришли совершенно другие люди, другие люди в этом задействованы. Да, им есть что терять. Думают: а, не пойдешь на митинг, потому что заплатишь штраф, подумаешь 30 раз. А перестанут думать. И думаю, что власти от этого будет невесело.

Что касается 37-го года и бескорыстной советской власти, которая этим занималась - власть всегда заинтересована во власти. Если хотят только своих миллионов, есть масса способов жить с этими миллионами, как живут очень многие богатые люди. Совмещение - будь то денег, будь то влияния, будь то удовольствие, - власть тоже удовольствие само по себе. И удовольствие, которое получал Сталин и другие – это ни с чем несравнимое удовольствие. И они берегли свое удовольствие. Там не нужны были деньги, их можно было отменить или распределять - эти фантики, талоны, карточки, вымпелы, привилегии. Чем ниже мы опускаемся по иерархической линии, тем меньше можно было привлечь, сдержать, увлечь. Можно было граждан уже увлечь талоном на повидло, и держать их в повиновении. А еще держать в повиновении с помощью яростного террора, с помощью страха, который тогда был. А идеи были, конечно. И были люди, которые в это свято верили. Но это всегда такое хорошее оправдание: мы боремся за идею. Это оправдание подлости, жестокости, преступлений, - идейность. Это, может быть еще более крепкое оправдание, чем деньги и прагматизм.

В этом состоит недоделанность нынешней власти, слава тебе, Господи, - что она не идейна. Она идеями только раскидывается и прикрывается. У них есть представления о мире, друзьях, врагах, «своих», «чужих», «наших», «их». И действительно они свято верят – как написал один чрезвычайно вдохновенный человек на одном из как бы православных сайтов: «не нужно особо верить в конспиралогические теории, чтобы понимать… сверхдержава... стремится покорить… разрушить» - это отсутствие мозгов.

Не хочу смотреть Чаплина на «Дожде» - почитаю, слушать мне это противно, я и так знаю, о чем он говорит.

Началось: «Я верую, а Кирилл для меня ничто» - грустно. Это предстоятель огромнейшей церкви. Поэтому я и говорю – раскол, скорее всего, будет. Может быть внутренний, тихий, но он уже есть – внутренний, тихий раскол христианства, православного христианства с тем, что собой представляет в своем рупорном виде РПЦ. Всего вам доброго, до свидания.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024