Купить мерч «Эха»:

Николай Сванидзе - Особое мнение - 2012-11-02

02.11.2012
Николай Сванидзе - Особое мнение - 2012-11-02 Скачать

К. ЛАРИНА - Добрый вечер. Это программа «Особое мнение». В студии RTVI и «Эхо Москвы» ведущая передачи Ксения Ларина и напротив меня, как обычно в этот день недели, Николай Сванидзе. Здравствуйте, Николай Карлович.

Н. СВАНИДЗЕ - Здравствуйте, Ксюша.

К. ЛАРИНА - Мы накануне праздника встречаемся большого. День народного единства отмечается 4 ноября в воскресенье.

Н. СВАНИДЗЕ - И согласия.

К. ЛАРИНА - И согласия тоже?

Н. СВАНИДЗЕ - И согласия.

К. ЛАРИНА - Ну, хорошо. Вот, как раз с этого начнём. Поскольку тут вышло некое несогласие одной части общества с другой. Дело в том, что по традиции 4 ноября русские марши проводятся в крупных городах страны и в Москве в частности. Так вот, глава федерации мигрантов России обратился в мэрию с официальной просьбой, официальным заявлением, даже, может быть, требованием отказаться от проведения русского марша 4 числа. Цитирую главу федерации мигрантов: «Мы считаем неуместным проведение подобных акций в такую дату. Вопрос касается Дня народного единства. Сегодня это русский марш, завтра татарский, а послезавтра вообще дагестанский. Таким образом мы потеряем смысл этого праздника», - говорится в заявлении.

На это дан ответ от имени руководителя столичного департамента региональной безопасности Алексея Майорова, что они считают, что а почему бы и нет, пусть проходит русский марш, ничего страшного.

Н. СВАНИДЗЕ - Ну, традиционно уже проходит русский марш, непонятно почему, действительно именно в этот день. Я согласен в данном случае с руководством федерации мигрантских общин. Немножко странновата выглядит ситуация. День единства и согласия, а не рекомендуют при этом выходить людям, не обладающим титульной внешностью, на улицы столицы нашей Родины, города-героя Москвы, вот, в День единства и согласия, чтобы по этим лицам нетитульной внешности не схлопотать от греха. Это немножко странновато, потому что это как-то плохо монтируется с названием праздника. В этом плане я с мигрантами нашими, в общем, согласен. Сложно с ними здесь не согласиться.

Просто чисто по логике, по понятиям. И действительно нельзя отдавать, если уж вы учредили этот странный праздник, а праздник этот, я напомню, учредили по вполне прагматическим соображениям – чтобы как-то отбиться от 7 ноября, Праздника Октябрьской революции, который ясно, что отмечать его как праздник, день, с которого началась трагедия всей России, просто страшная трагедия, нельзя отмечать как праздник, ну это уж как-то совсем неадекват полный. Значит, нужно при этом… А при этом люди привыкли что-то отмечать – садиться за стол, выпивать, закусывать, праздники, каникулы в школе, ну, привыкли, что это дни отдыха. Значит, нужно было его чем-то заменить. И решили взять ближайшую историческую дату, сочинили 4 ноября, день не самый удачный, потому что любой специалист по истории Смутного времени скажет, что в этот день ничего такого, что диктовало бы присутствие этой даты как красной в нашем календаре, не произошло. Истолковали это как изгнание поляков, хотя поляки имели к этому, в общем, достаточно непрямое отношение. Это скорее была гражданская война.

К. ЛАРИНА - Коль, это мы много раз про это говорили. Почему русские марши здесь прицепились паровозиком?

Н. СВАНИДЗЕ - Так я тебе скажу, я именно об этом и говорю, что поскольку это истолковали как изгнание поляков…

К. ЛАРИНА - С земли русской.

Н. СВАНИДЗЕ - С земли-то какой? С русской же земли, какой же ещё? Кстати, там ещё есть одна дата в этот день. Это не только этим поляков заставляем брови поднимать, но и венгров, потому что 4 ноября уже совсем не XVII века, а XX.

К. ЛАРИНА - 1956 год?

Н. СВАНИДЗЕ - Совершенно верно. Было вторжение советских войск в Будапешт.

К. ЛАРИНА - Ну, слава Богу, что про это никто здесь не…

Н. СВАНИДЗЕ - Про это никто не пишет. Но это заодно и венгры, когда слышат, что у нас 4 ноября праздник, заодно им добрянку кинули. Но в данном случае речь идёт о другом, конечно. И поэтому русский марш. «Мы же выгнали с нашей русской земли!». Ну, поэтому марш. Вот, они поэтому и гуляют во все стороны души. А мигранты прячутся по домам, чтобы физиономию свою не выказывать и не раздражать.

К. ЛАРИНА - Так, смотри, это же всё равно, кто это всё придумывал. Не русские, не руководство русского марша, не господин Поткин или как там его фамилия, придумал этот праздник сделать днём русского марша. Нет.

Н. СВАНИДЗЕ - Нет, природа ненавидит пустоту, Ксюш. Когда возник этот праздник, его стали заполнять, как газ заполняет пространство, его стали заполнять. Кто его заполнит? Именно эти ребята. И в результате из праздника красного он превратился в праздник такой сильно коричневатый.

К. ЛАРИНА - Коричневатый. Я сегодня сказала тебе перед передачей, что я сегодня приобрела газету «Культура», духовное пространство русской Евразии. Так там передовая статья открывается, на первой полосе написано, что в этот день 4 ноября русский народ освободился от польско-литовских захватчиков.

Н. СВАНИДЗЕ - Ну, ещё и литовских заодно сюда.

К. ЛАРИНА - Вот! Вот!

Н. СВАНИДЗЕ - Ещё и литовских.

К. ЛАРИНА - Ты понимаешь? «Это торжество всего русского», - написано в газете «Культура».

Н. СВАНИДЗЕ - Жалко, что тогда ещё не было Соединенных Штатов Америки и государства Израиль.

К. ЛАРИНА - (смеётся).

Н. СВАНИДЗЕ - Наверняка заодно освободились и от них, чтоб порожняком не ходить просто.

К. ЛАРИНА - Так что русский марш – это порождение, собственно… это должно было произойти, когда они принимали решение по этому празднику, да, что он должен олицетворять собой, вот, они, собственно, это и породили, эти марши, куда ж теперь деваться? Ну.

Н. СВАНИДЗЕ - Конечно. А что касается запретов, я не сторонник запретов чего бы то ни было, если это, конечно, как-то соответствует границам Конституции Российской Федерации, вот, запрещать бесполезно, загонять это внутрь, но, может, поменять день-то? Потому что, действительно, ну почему в День единства и согласия, когда должны быть мир, дружба, жвачка, там…

К. ЛАРИНА - А когда они раньше выходили? Ты не помнишь?

Н. СВАНИДЗЕ - А раньше когда хотели, выходили.

К. ЛАРИНА - А вот нет.

Н. СВАНИДЗЕ - Произвольно, по-моему.

К. ЛАРИНА - Мне кажется, что нет. Это не было как-то связано с днём рождения Гитлера?

Н. СВАНИДЗЕ - Нет. Ну, в день рождения Гитлера там это отдельные отморозки выходили, там, в принципе у них какого-то дня такого не было. А тут-то это ж день…

К. ЛАРИНА - Просто подарок!

Н. СВАНИДЗЕ - Это ж тебе не Гитлер, конечно. Это патриотический праздник.

К. ЛАРИНА - Ну, в общем, всем на улицы не выходить, окна, форточки не открывать.

Н. СВАНИДЗЕ - Лежать, бояться.

К. ЛАРИНА - Лежать, бояться.

Н. СВАНИДЗЕ - Да.

К. ЛАРИНА - Естественно, тогда вопрос возникает, опять же связанный с представителями оппозиции, уже вполне даже себе и официальной, легальной, поскольку выбран Координационный совет. Отношения внутри этого совета к националистам достаточно толерантное, я бы так сказала, терпимое. Вместе собираются работать на славу России свободной. Ну так вот и споры возникают, выходить или не выходить на русский марш. Алексей Навальный, насколько я понимаю, опять пойдёт. Он всегда выходит.

Н. СВАНИДЗЕ - Я читал, что он выходит на этот марш, но автономно, сам по себе.

К. ЛАРИНА - Да, да.

Н. СВАНИДЗЕ - Сам по себе выходит. Ну, это личное дело Алексея Навального. Я, честно говоря, не знаю, почему нужно участвовать в русском марше. Но Алексей Навальный человек такого сочетания политических взглядов, это не самая, на мой взгляд, симпатичная его черта, то, что он заигрывает с этими людьми.

К. ЛАРИНА - А там теперь не только он заигрывает.

Н. СВАНИДЗЕ - Но это его личное дело.

К. ЛАРИНА - Я не знаю, видел ты или нет, по «Дождю» когда были итоги дебатов, первое заседание, собственно говоря, Координационного совета, в котором принимали участие господа из вот таких патриотических движений русских – Бондарик из Петербурга… Господи, боже мой, забыла, как фамилия нашего главного идеолога… Крылов?

Н. СВАНИДЗЕ - Крылов, есть такой, да.

К. ЛАРИНА - Да. Ну, естественно, господин Тор. И они предложили, протянули руку, собственно говоря, либералам и предложили использовать русский марш в качестве акции протеста, чтобы это был не просто русский марш, а это именно акция протеста очередная. Они предложили поучаствовать.

Н. СВАНИДЗЕ - Ну, да. Это на самом деле давняя такая очень спорная черта российской либеральной оппозиции, вот, их отношение к националистам. Ну, вот, помнишь этот роман вялотекущий и очень продолжительный роман с Лимоновым? Теперь вроде бы как Лимонов в отвале, но появились вот эти ребята, значительно более, я бы сказал, модерновые, более решительные и просто более молодые.

К. ЛАРИНА - И они пользуются большой поддержкой в обществе.

Н. СВАНИДЗЕ - И они пользуются большой поддержкой в обществе, потому что общество настроено соответствующим образом. А общество настроено соответствующим образом, кстати, прямо скажем, не без активного участия государственной власти, потому что если идёт всё время активная пропаганда поиска врагов внешних и внутренних, если мы окружены со всех сторон врагами, если все желают нас как-то употребить, если все желают навязать нам свои чуждые нам правила либеральной демократии, свои суды, свою сменяемость власти, свою прозрачную экономику, свою конкурентную политику, своё разделение властей.

К. ЛАРИНА - Свою свободу творчества.

Н. СВАНИДЗЕ - Свою свободу творчества, свои независимые средства массовой информации. Суды прежде всего, это очень плохо. Вот, если поскольку они нам всё это навязывают, то нам-то надо сопротивляться. Это внешние враги. Есть ещё враги внутренние, естественно. Там, всякие либералы, кощунники появились теперь ещё. И прочие, прочие, прочие. А агенты? А агенты – они же шпионы на самом деле! Потому что кто такие агенты-то? Шпионы они. Прямо скажем. Чего нам тут баки-то забиваете? Что это калька английская. У нас в английском языке агент значит «шпион» и всё. Поскольку их всех надо отлавливать, они все враги, они желают нам зла, то народ теперь подозрительно теперь всё время косится по сторонам в поисках врагов, кто сейчас воткнёт мне между лопаток что-нибудь, ножик, да? Кто, кто будет этот гад? И, естественно, на этой почве расцветают националистические идеологии, разумеется.

К. ЛАРИНА - Ты не на этот вопрос отвечаешь. Понимаю, о чём ты говоришь. Но тем не менее. Считаешь ты неправильным, что представители оппозиции таким образом пытаются использовать представителей националистов, для того чтобы вместе сокрушить, что называется, врага, а там разберёмся.

Н. СВАНИДЗЕ - Я считаю это неправильным. Но я не состою в Координационном совете оппозиции.

К. ЛАРИНА - Нет, я просто спрашиваю твоё мнение. Считаешь неправильным.

Н. СВАНИДЗЕ - Я считаю это абсолютно неправильным и стратегически просто даже и опасным. Потому что никогда нельзя дружить с такого рода людьми против кого бы то ни было. Это люди диаметральных взглядов, это люди опасные, они несут родовые зёрна нацизма, и с ними бороться против любого режима нельзя.

К. ЛАРИНА - Понятно. Пойдём дальше. Что хотела у тебя спросить? По поводу заявления господина Медведева, который, как известно, премьер-министр. Буквально сегодня перед нашей программой пришла эта новость, что господин Медведев на встрече с какими-то людьми важными - а, с призёрами международных научных олимпиад – сказал по поводу “Pussy riot”, цитирую его слова: «Мне очень неприятны эти фигуры и внешне, и внутренне. Просто крайне отрицательные эмоции у меня вызывают. Настолько отрицательные, что прям говорить неприятно…».

Н. СВАНИДЗЕ - Кушать не буду.

К. ЛАРИНА - В принципе, да. «Но в тюрьму я бы их сажать не стал, будучи судьёй, - говорит Медведев, - просто потому что не считаю правильным, чтобы они отбывали наказание в виде лишения свободы. Они и так уже посидели, и хватит».

Н. СВАНИДЗЕ - Ну, что ж? Правильно.

К. ЛАРИНА - Чё он раньше молчал?

Н. СВАНИДЗЕ - Он и раньше, по-моему, что-то вроде этого говорил. Другой вопрос, что не очень-то к нему сейчас прислушиваются. И, потом, его слова – это всего лишь его слова. А действия власти совершенно иные, и власть сейчас - это не он. Власть сейчас – это не он. Как мы знаем, Владимир Владимирович Путин произнёс по этому поводу другие слова про двушечку.

К. ЛАРИНА - Про двушечку?

Н. СВАНИДЗЕ - Про двушечку, конечно. И вот эти слова – они уже были абсолютно чётко… Тем более что он, кстати, их произнёс уже и постфактум.

К. ЛАРИНА - В таком случае это прямое несогласие с позицией нашего президента.

Н. СВАНИДЗЕ - Да нет!

К. ЛАРИНА - Ну что? Он же слышал эти слова.

Н. СВАНИДЗЕ - Проблема-то решена. У них нет никаких разногласий. Тот сказал одно, другой сказал другое. А девчонки сидят в лагере.

К. ЛАРИНА - Но они сейчас ближайшее время, сказал Полозов, адвокат, они подают ходатайство об отсрочке отбывания в связи с наличием малолетних детей, да? То есть отсрочка до 14 или там сколько…

Н. СВАНИДЗЕ - Да, мы знаем историю, когда женщина задавила двух людей, и ей отсрочили на полтора десятка лет.

К. ЛАРИНА - Вот, может быть сейчас после слов Медведева такую отсрочку им дадут и вернут их обратно домой?

Н. СВАНИДЗЕ - Ну, видишь, дело в том, что их преступления с преступлением этой дамы несопоставимы. Дама-то она всего лишь двух женщин задавила, а они в храме плясали. Это, знаешь ли…

К. ЛАРИНА - И смех, и грех. Действительно, это, конечно, какой-то абсурд, абсолютный абсурд. Продолжаем криминальную хронику. Людмила Улицкая, замечательная наша писатель и общественный деятель, обратилась с открытым письмом к главе Мосгорсуда госпоже Егоровой с требованием освободить Владимира Акименкова из-под стражи, который слепнет, тот парень. Ну, знаешь ты эту историю. Ему отказали. Он практически уже ничего не видит. Он сам напрямую обращался к судье во время последнего заседания. Он ничего не видит, у него наступает слепота. Как выяснилось, его болезнь – она не входит в перечень тех заболеваний, по которым следует человека освобождать из СИЗО. Вот, что делать в этой ситуации?

Н. СВАНИДЗЕ - Ты спрашиваешь моё мнение?

К. ЛАРИНА - Да.

Н. СВАНИДЗЕ - Что делать. Ну мой взгляд, нужно человека освобождать.

К. ЛАРИНА - Выпускать.

Н. СВАНИДЗЕ - Я абсолютно согласен.

К. ЛАРИНА - Зачем его держат?

Н. СВАНИДЗЕ - А держат, в общем, из холодного зверства, из холодного зверства. А почему держали Магнитского? Спроси чего попроще. Потому что так привыкли, потому что система не привыкла жалеть людей независимо от состояния их здоровья. «Посадили – пусть сидит, и всё. Подумаешь, там, слепнет, глохнет». Магнитский вообще был болен всеми болезнями из медицинской энциклопедии. И ничего, и держали его, ещё к койке приковывали. Ничего с тех пор не изменилось. Абсолютно.

К. ЛАРИНА - А почему только Улицкая одна написала такое письмо? Почему как-то люди не реагируют на такие вопиющие нарушения прав человека?

Н. СВАНИДЗЕ - Ты имеешь в виду каких людей? Народные массы? Народные массы достаточно равнодушны в этом плане.

К. ЛАРИНА - Почему?

Н. СВАНИДЗЕ - Всегда были равнодушны. Ну, потому что…

К. ЛАРИНА - «Меня не касается»?

Н. СВАНИДЗЕ - Потому что традиционно настроены достаточно жестоко, потому что так их приучили, потому что так их воспитали. А почему народные массы приветствуют… до сих пор молятся на неких исторических деятелей, которые перемолотили в собственной стране миллионы людей? Почему? Ну, «по кочану», - я бы сказал. Вот так вот. Всё.

К. ЛАРИНА - То есть всё равно у людей остаётся это генетически в памяти, наверное, из поколения в поколение передаётся, что нас зря не сажают.

Н. СВАНИДЗЕ - И зря не сажают, пока не посадили лично его. Вот, лично его если посадят, это будет зря. А если кого-нибудь другого, соседа, то это за милую душу. Конечно. Естественно. Тем более кого-нибудь богатенького.

К. ЛАРИНА - Сегодня на 15 суток посадили ещё парня, который принимал участие в совсем недавней акции 27 октября, по-моему, это было против пыток и репрессий. Это были одиночные пикеты, такая прогулка была к воротам Следственного комитета. То есть вообще ни за что человека повязали. Ну, просто. Их там всех… многих взяли, многих отпустили, присудили Навальному штраф 30 тысяч рублей. А вот этого парня, я не помню, как его, Денис Юдин, по-моему, да, его приговорили к 15 суткам. Ну скажи, ну что это такое?

Н. СВАНИДЗЕ - Это общее настроение страны, к сожалению. Во всяком случае, большинства страны. Мало того, я тебе должен сказать, что если там, скажем, будут какие-то социальные потрясения, которых кто-то ждёт с нетерпением, там, то от этого настроение страны изменится только к худшему, потому что степень, я бы сказал так, востребованности жестокости – она только усилится.

К. ЛАРИНА - Они сами её производят.

Н. СВАНИДЗЕ - Они её сами производят, да. Считается, что жестокость – это признак силы, а сила – это гарантия порядка. Вот, очень простая здесь такая двухходовка логическая в головах людей.

К. ЛАРИНА - Но, с другой стороны, если 70 лет просуществовало такое государство, построенное на страхе, 70 лет.

Н. СВАНИДЗЕ - 70 лет просуществовало. Мало того, оно до сих пор сейчас… оно вызывает чувство ностальгии тоже у большинства людей. Считается, что это было государство, которого боялись. Следовательно, которое уважали. И это был, собственно говоря, пик исторического развития нашей Родины вообще. Потому что никогда так нас не боялись, как в это время. Ну, следовательно, то, что было тогда – это правильно.

К. ЛАРИНА - Ты думаешь, что и сейчас 70 лет они способны просуществовать.

Н. СВАНИДЗЕ - Нет, 70 лет не способны.

К. ЛАРИНА - Мне кажется, что сейчас быстрее всё гораздо пройдет.

Н. СВАНИДЗЕ - Нет. Сейчас ускорилось историческое развитие, конечно. И нет такой системы мощной, базовой, которая была тогда. Другой образовательный уровень, другой социальный состав населения. Нет больше тех людей, которые тогда вылезали наверх массами по трупам, там, своих коллег, людей из соседнего дома, из соседней избы. Сейчас совершенно другая социальная ситуация в стране абсолютно. Поэтому сейчас ни о каких 70… И, потом, открытые границы. Сейчас совершенно другое информационное пространство. Сейчас это, конечно, невозможно. Но несколько лет покуражиться, ну, не в такой, наверное, страшной людоедской степени, но покуражиться, попугать, испортить жизнь, там, одному поколению, условно, конечно, можно.

К. ЛАРИНА - Они же принимают свои идиотские законы вот эти без конца… День не проходит без смеха.

Н. СВАНИДЗЕ - Да.

К. ЛАРИНА - Понимаешь?

Н. СВАНИДЗЕ - Куёт за указом указ. Принимаются законы. Смех тут не очень весёлый, потому что законы репрессивные. И, там, скажем, какой-нибудь закон о государственной измене… Можно сколько угодно говорить о том, что он не будет исполняться. А на черта его тогда принимать, если он не будет исполняться? Значит, во-первых, он будет висеть дамокловым мечом, а, во-вторых, он будет исполняться по произволу властей. То есть если кто-то не понравится, то в отношении него будет исполняться. Вот и всё. Этого достаточно, чтобы все сидели и ушами прядали. Конечно.

К. ЛАРИНА - Боялись. Ну, там, у них, с другой стороны, принимаются законы, что матом нельзя ругаться по радио, понимаешь?

Н. СВАНИДЗЕ - Это страшный запрет, конечно.

К. ЛАРИНА - Ай, Боже мой.

Н. СВАНИДЗЕ - Этого мы с тобой не переживём.

К. ЛАРИНА - Ещё одна тема. Лефортовский суд Москвы признал незаконным отказ в возбуждении уголовного дела против руководителя операции по спасению заложников на Дубровке. Это, конечно, невероятное событие. Но, с другой стороны, я теперь думаю – и что дальше? «И что дальше», - спросили Игоря Трунова. Он сказал, что отвечать, по идее, должен Юрий Лужков, поскольку он глава субъекта федерации, на территории которого прошла эта операция.

Н. СВАНИДЗЕ - Юрий Михайлович, привет.

К. ЛАРИНА - То есть понятно, да?

Н. СВАНИДЗЕ - Привет, Юрий Михайлович. Значит, ну, насколько я понимаю, не он руководил штабом.

К. ЛАРИНА - Не он!

Н. СВАНИДЗЕ - Вот. Не он руководит штабом, не он руководил работой медиков.

К. ЛАРИНА - Но медики-то его.

Н. СВАНИДЗЕ - Медики-то его, но он же не медик. И не он давал указания относительно того, как действовать, не он выдавал антидот. Не он говорил, какой газ будет употребляться здесь.

К. ЛАРИНА - То есть ты считаешь, после такого решения суда лефортовского, что будет заведено уголовное дело, начнётся все сначала?

Н. СВАНИДЗЕ - Нет. Не думаю я. Я не знаю, почему они приняли такое решение, справедливое абсолютно. Но не готов дал голову на отсечение, она у меня одна, но думаю, что никакого продолжения серьёзного реально это иметь не будет.

К. ЛАРИНА - То есть это случайность?

Н. СВАНИДЗЕ - Думаю, что да. Такая же случайность, как, скажем, решение по Платону Лебедеву, которому скостили срок.

К. ЛАРИНА - И который по идее должен выйти в марте.

Н. СВАНИДЗЕ - Который по идее должен выйти в июле, по-моему.

К. ЛАРИНА - А, в июле.

Н. СВАНИДЗЕ - Да. Но это точно такая же случайность, которая, в общем, сама по себе ни о чём не говорит, хотя она приятна. Потому что приятно, что человек, который должен уже давно быть на свободе, отсидит там на 3 года меньше, чем…

К. ЛАРИНА - Думаешь, выпустят его?

Н. СВАНИДЗЕ - Если прокуратура не пересмотрит это решение, то выпустят.

К. ЛАРИНА - Делаем паузу. Потом возвращаемся в программу и отвечаем уже на ваши вопросы. Напомню, что сегодня в программе «Особое мнение» Николай Сванидзе.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА - Продолжаем программу «Особое мнение». Здесь ведущая эфира Ксения Ларина и наш сегодняшний эксперт по событиям различным Николай Сванидзе. Вот, в новостях мы сейчас услышали по поводу несчастного фильма многострадального «Последнее искушение Христа», который и у нас тоже попал под раздачу. Его пытались уже один раз запретить, по-моему, в России. Это, по-моему была история с НТВ, помнишь?

Н. СВАНИДЗЕ - Да, да, да. Нет, ну лиха беда начало. Я предлагаю «Фауста» Гёте запретить заодно, а старка Гёте на Соловки сослать. Я уж не говорю о Михаиле Афанасьевиче Булгакове, у которого в его главном романе жизни главное действующее лицо просто дьявол лично.

К. ЛАРИНА - Большие вопросы по Булгакову.

Н. СВАНИДЗЕ - Конечно, конечно. Всё запретить к… И всё, и спокойнее будет. И будет всё морально, нравственно и духовно.

К. ЛАРИНА - Ну, вот, всё, что касается уже отснятого и оставшегося на корабле истории, тут уж ничего не попишешь. «Лолита» уже написана, понимаешь? Уже всё.

Н. СВАНИДЗЕ - Уже написан «Вертер», да.

К. ЛАРИНА - Да, а много ещё не снято и не написано. Я просто плавно перехожу к очередному заявлению господина Мединского, министра культуры Российской Федерации: «Мы считаем, что мы имеем право от имени народа сказать – да, мы хотим фильм о Бородино. Мы не хотим фильм о ваших духовных терзаниях, - сказал Мединский, говоря о государственном финансировании кино. - Государство должно выделять бюджетные средства на те фильмы, которые ему, государству, нужны. А потом уже финансировать творческие поиски ваши. Я считаю, что это естественно – государство должно платить за то, что оно считает целесообразным». Вот, что делать с этим?

Н. СВАНИДЗЕ - Граждане, повышайте культурку: клейте обои на сухую штукатурку.

К. ЛАРИНА - Это же на полном серьёзе. Это не юмор.

Н. СВАНИДЗЕ - Здесь абсолютно юмора нет. Но дело в том, что здесь министр путает божий дар, я бы сказал, с яичницей, потому что…

К. ЛАРИНА - Свою шерсть с государственной.

Н. СВАНИДЗЕ - Народную с государственной. Потому что от имени государства когда он говорит – это одно. А вот от имени народа – это совсем другое. Может быть, он имеет право говорить от имени государства. Возможно. Он министр. Но вот от имени народа – вряд ли. Народ его, насколько мне известно, не уполномачивал говорить, что он, народ, хочет видеть и чего он видеть не хочет. Может, он и про Бородино хочет, и про духовные искания и терзания тоже хочет. Народ – он, знаешь, поди его спроси, чего хочет народ-то. Поэтому ясно совершенно, что будут, тем не менее, финансировать те проекты, который на данный момент представляются каким-то государственным руководителям более важными с пиаровской, политической и любой другой точки зрения. Я не против…

К. ЛАРИНА - Смотреть не будут.

Н. СВАНИДЗЕ - Нет, почему? Если будет хороший фильм про Бородино…

К. ЛАРИНА - Ну, не может быть такого. Не будет хороший фильм по заказу Мединского. Это невозможно без терзаний.

Н. СВАНИДЗЕ - Не Мединский же его будет ставить.

К. ЛАРИНА - А кто?

Н. СВАНИДЗЕ - А будет его ставить, там, не знаю, Владимир Бортко, условно говоря.

К. ЛАРИНА - Ну так и что? У него большие заслуги с его фильмами? «Тарас Бульба». Что, кинотеатры ломились от количества желающих посмотреть? Нет.

Н. СВАНИДЗЕ - Это я тебе к слову упомянул фамилию Бортко. Просто он известный талантливый режиссёр. Хотя самый талантливый его фильм – это «Собачье сердце», несомненно. Даже сейчас чудно, что он его когда-то поставил. Но здесь речь идёт не об этом. Не нужно противопоставлять одно другому. Почему Бородино - это хорошо, а духовные искания – это плохо? Вот, здесь очень интересный момент. Государству не нужны духовные терзания. Не нужны терзания. «Не надо терзаться!».

К. ЛАРИНА - Мы не хотим фильм о ваших духовных терзаниях.

Н. СВАНИДЗЕ - О ваших. О ваших – это чьих, интересно? Чьи это духовные терзания?

К. ЛАРИНА - И тут он, видимо, к художникам обращается.

Н. СВАНИДЗЕ - Вот, ставили же художники и при советской власти…

К. ЛАРИНА - Кстати, Тарковский на государственные деньги снимал своё кино.

Н. СВАНИДЗЕ - Тарковский, Ромм ставили фильмы про духовные терзания. Все лучшие режиссёры ставили фильмы. Как только в стране немножко появился воздух и появилась возможность немножко дышать, начали ставить фильмы про духовные терзания, потому что это интересно, причём, не только интеллигенции. Это вообще людям интересно. «Нет, не нужны терзания. Всё должно быть железно!». Знаешь, что это такое в принципе? Ведь искусство и культура без духовных терзаний – это искусство сталинского Советского Союза и гитлеровской Германии. Это могучие люди с мускулистыми торсами. Это «Вперёд!». Это полная ясность в глазах. И всё. «А тот, кто терзается – он не наш. Тот, кто терзается – он враг! Потому что он потерзается, а потом чёрт его знает к какому выводу придёт. Это нам не нужно! Это народу не надо». Вот логика. И согласно этой логике в данном случае и предполагается действовать. Ну, времена сейчас несколько иные. Поэтому долго так действовать не получится.

К. ЛАРИНА - Если реально разобрать по логике это заявление господина Мединского, получается, что денег на творчество он давать не собирается. Он сначала проверит, что вы там понаписали, да, в ваших бумажках, да, по сюжету, подходит это народу или не подходит. И тогда, получается, никакого Сокурова больше и Германа не будет.

Н. СВАНИДЗЕ - Как говорил русский драматург, патриот Александр Сергеевич Грибоедов устами одного своего персонажа фельдфебеля, «в Вольтеры дам». Вот абсолютно тот самый случай.

К. ЛАРИНА - Я удивляюсь просто, чем люди руководствуются. Вот, к нашему разговору предыдущему, что сейчас другой мир, другая…

Н. СВАНИДЗЕ - Я тебе объяснил, чем руководствуются.

К. ЛАРИНА - Чем?

Н. СВАНИДЗЕ - Линия должна быть прямой. А все эти зигзаги в виде исканий и терзаний, шаг влево, шаг вправо – это всё нам не нужно. Потому что это всё от лукавого. Это кончается известно чем. Это кончается какими-то болотными маршами, это кончается какими-то плясками на амвоне. Ну, не нужно этого. Этого нам не нужно. Народ хочет простоты и прямоты и поддержки власти. Потому что на самом деле самое грозное, что может быть в результате терзаний – это сомнение в том, что нужно поддерживать власть. И какие-то вопросы в отношении того, что а нужно ли, чтоб власть не менялась, может быть, надо время от времени её менять каким-нибудь образом? Ну, вообще просто – вопросы. А на вопросы нужно давать ответы. А давать их сложно. Поэтому «Нафига козе баян?».

К. ЛАРИНА - Они что, всерьёз думают, что можно управлять культурой, управлять телевидением…

Н. СВАНИДЗЕ - Думают, потому что они мысленно апеллируют к десятилетиям советской власти.

К. ЛАРИНА - Это же невозможно.

Н. СВАНИДЗЕ - Когда удавалось управлять культурой.

К. ЛАРИНА - Давайте отменим рыночной экономику.

Н. СВАНИДЗЕ - И сколько держалась? Ты сегодня сказала – 70 лет.

К. ЛАРИНА - Да.

Н. СВАНИДЗЕ - Для них 70 лет, Ксюша, хватит вот так вот. Они о 70 и не мечтают. Им бы хотя бы лет 15. А дальше хоть потоп, хоть трава не расти. Но 15 лет ты нам отдай и не греши. Лучше 20. И ради этого, собственно, идёт борьба.

К. ЛАРИНА - Я хотела ещё попросить тебя прокомментировать телевизионную историю, поскольку Владимир Познер у нас прославился на последней программе своей…

Н. СВАНИДЗЕ - Сам того, по-моему, даже особо и не желая.

К. ЛАРИНА - Да, он достаточно резкую упрощалку предложил, сказав несколько важных и таких гневных слов по поводу сфальсифицированного совершенно ясно дела Леонида Развозжаева.

Н. СВАНИДЗЕ - Чем вызвал гнев некоего депутата Государственной Думы.

К. ЛАРИНА - Депутат Государственной Думы закричал, что нужно срочно Познера уволить. Он просто обратился напрямую, как я понимаю, к руководству Первого канала, к Эрнсту, чтобы уволить Познера за то, что он так позволил себе отзываться о нашей правоохранительной системе. Ну, собственно говоря, это заявление ничем от заявления Мединского не отличается.

Н. СВАНИДЗЕ - Как его фамилия, этого парня? Костунов.

К. ЛАРИНА - Да, да, да. Ну?

Н. СВАНИДЗЕ - Нет, понимаешь, вообще, какой для этой поросли, скажем так аккуратно, молодых политиков, ты представляешь, какая благодатная сейчас… какие благодатные климатические условия, да? Вот Познер, там, титан, человек очень зрелых внушительных лет, человек знаменитый, вот, он сказал. А можно какому-то вот этому, всё время фамилию забываю…

К. ЛАРИНА - И Бог с ним.

Н. СВАНИДЗЕ - Да. Чтобы сказать – а давай уволим Познера! А давай уволим Познера! И он сразу становится знаменит, ты понимаешь? Он же сразу знаменит! Это человек, который потребовал уволить Познера! Замечательно, да? Вот. И они стараются сейчас, вот эти ребята, там есть группа товарищей, он не один такой весёлый и умный, значит, они стараются предлагать наиболее радикальные варианты решения всех проблем в надежде, что их услышит и одобрит начальство.

К. ЛАРИНА - Впереди паровоза бежать.

Н. СВАНИДЗЕ - Да, да, да. Что есть такой, есть такой, смотрите. Вы ему скажите, что это я первый предложил, я первый предложил внести закон о том, чтобы всех расстрелять, повесить, посадить, запретить, выслать, я первый предложил убрать…

К. ЛАРИНА - Лишить гражданства всех.

Н. СВАНИДЗЕ - Лишить гражданства. Я первый попросил убрать с телевидения, там, знаменитого популярного человека. Это я первый сделал! Я! Я! Я! Я! Я правильный, я хороший! Я за! Обратите на меня внимание! Дайте мне медаль! Хоть шоколадную, но дайте! Вот это сейчас очень для них такой, вот, знаешь, день, который год кормит.

К. ЛАРИНА - Я просто поражаюсь, вот, сейчас слушаю тебя, сколько новых героев появилось, да, за это время? Новых имён. Сколько нового мы узнали.

Н. СВАНИДЗЕ - Это, знаешь, вот, в любимый, в смысле ужасный, самый страшный период нашей истории, который я считаю страшнее и 1937 года, это период коллективизации и раскулачивания, когда были подрезаны вообще все основы нашей культурной жизни, когда была уничтожена деревня русская, не только русская. И вот тогда, когда всех этих крестьян, которые впахивали, которые работали, которые создавали культуру России на самом деле глубинную, их всех уничтожили, а вместо них стали ходить вот эти босяки и пьяницы, и лодыри с большим маузером на боку и командовать, и командовать. Вот это такие же люди. Они только что были никто, они были деревенскими дурачками. И тут они стали командирами.

К. ЛАРИНА - Ну, вот, собственно, на этом мы и закончим, на этой замечательной зарисовке от Николая Сванидзе. Спасибо всем. Это была программа «Особое мнение».


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024