Купить мерч «Эха»:

Юлий Гусман, Ирина Петровская, Тигран Кеосаян - Человек из телевизора - 2009-12-12

12.12.2009
Юлий Гусман, Ирина Петровская, Тигран Кеосаян - Человек из телевизора - 2009-12-12 Скачать

К. ЛАРИНА – Мы начинаем программу «Человек из телевизора». В студии «Эхо Москвы» Ксения Ларина и Ирина Петровская. Приветствую вас, Ирина.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Приветствую вас, Ксения.

К. ЛАРИНА – Здравствуйте. Здесь целая туча вопросов, которые пришли на наш сайт до начала программы. Очень много вопросов про судьбу Тиграна Кеосаяна, все нервничают, куда он пропал. У нас была информация, что он уходит на канал ДТВ, но сейчас попросили мы продюсеров связаться с ним и если у него будет время и возможность, он может быть, нам сам расскажет в прямом эфире, каковы его творческие планы на новый год. Ну с чего начать? Много было скандальных событий телевизионных на этой неделе. Когда «Человек и закон» выходит?

И. ПЕТРОВСКАЯ - В четверг, но это было не на этой неделе.

К. ЛАРИНА – Затянувшееся обсуждение, все обсуждают пленку, компромат на сборную России по футболу. В передаче у Алексея Пиманова. Где якобы были показаны кадры, свидетельствующие о том, что футболисты активно, нещадно нарушали режим накануне матча со Словенией. То есть пили, гуляли, девочек водили.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Причем накануне именно того матча, где они все-таки победили при всем притом. Хоть и пропустили один гол. Я видела этот сюжет, мне он показался неубедительным. В первую очередь, потому что люди с закрытыми лицами, которые на других условиях не согласились бы говорить. Но я не думаю, что в том самом ресторане, отеле, про который шла речь, много барменов, людей, которые готовят смесь для кальяна, в чем обвиняли наших футболистов. И много работников ресторана, которые так лицо не могут открыть, а говорят при этом некую информацию, как будто их невозможно вычислить. Довольно это забавно выглядело бы, если бы речь не шла о конкретных обвинениях, очень неприятных в адрес футболистов.

К. ЛАРИНА – То есть там никаких футболистов, я например, не заметила.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Самих не было, точнее если и были, то какие-то фотографии совершенно снятые, по-моему, потому что где-то в других местах я видела фотографии, где просто за столиком сидят футболисты. Но в другое время…

К. ЛАРИНА – То есть это такой стиль Андрея Караулова.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Отчасти. Во всяком случае, мне это не показалось убедительным и люди, с которыми я смотрела, тоже несколько изумились и сказали, что это все вилами по воде писано, притянуто за уши.

К. ЛАРИНА – Но, слава богу, что ничто не остается безнаказанным…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, другой вопрос, что всегда ужасно неприятно, когда, вот если бы они победили, то никто бы не стал на поверхность эти факты вытягивать. А как только они проиграли, сразу их начинают обвинять и вместо героев они тут же меняются местами и становятся абсолютными изгоями, антипатриотами и так далее.

К. ЛАРИНА – Совершенно правильно поступили братья Березуцкие, которые подают иск в суд за оскорбление чести и достоинства на программу «Человек и закон». Наш коллега Василий Уткин практически вызвал Алексея Пиманова на дуэль, утверждал, что это подлог, это фальшивка. Именно этими словами говорил про эту пленку. Но пока Алексей Пиманов, судя по его комментариям в других СМИ, не собирается отвечать на эти обвинения.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но если будет суд, я думаю, что он не сможет отказаться от явки в суд.

К. ЛАРИНА – У нас на связи наш товарищ Тигран Кеосаян. Тигран, приветствуем тебя.

Т. КЕОСАЯН – Доброе утро.

К. ЛАРИНА – Здравствуй, дорогой.

Т. КЕОСАЯН – Здрасте.

К. ЛАРИНА – Наши слушатели все обеспокоены твоей судьбой, поскольку из телевизора пропала передача «Вечер с Тиграном Кеосаяном», которая шла на РЕН-ТВ, пожалуйста, расскажи нам о своей судьбе.

Т. КЕОСАЯН – Судьба завидная. Начнем с этого. Контракт на РЕН-ТВ у меня окончен. По нескольким причинам. Слава богу, не из-за низких рейтингов. Поэтому…

К. ЛАРИНА – А как официально они объявили, что формат другой?

Т. КЕОСАЯН – Вы понимаете, я не видел ни одного руководителя канала РЕН-ТВ нынешнего. То есть я из прессы читаю. Вероятнее всего, так как говорит Володя Ханумян, это несоответствие концепции нового РЕН-ТВ. Ну и, в общем, слава богу, я желаю успехов новому РЕНу. И Пятому каналу, и бывшим акционерам, с которыми я работал. Я сейчас являюсь исполнительным продюсером ДТВ, мне предложили этот пост. Для меня это вызов, я с 1 декабря вышел на работу. И программа будет выходить там уже в часовом эфире. С 18 января уже в более время, в 10 вечера.

К. ЛАРИНА – Прекрасно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - В записи?

Т. КЕОСАЯН - Упаси господь, в той же истории, как было и раньше.

И. ПЕТРОВСКАЯ - В прямом эфире?

Т. КЕОСАЯН – Ну практически.

К. ЛАРИНА – То есть записывается день в день, такой хоккейный режим.

Т. КЕОСАЯН – Абсолютно верно. Может за день, потому что с гостями сами знаете как тяжело бывает.

К. ЛАРИНА – То есть она по-прежнему будет актуальной, которая будет посвящена событиям буквально сегодняшнего дня.

Т. КЕОСАЯН – Абсолютно верно. Я хочу сделать эксперимент, можно ли на другом канале говорить то же самое, также и задавать те же вопросы. Хотя я не вижу ничего экстраординарного, это не кокетство, в моей программе. Просто задаются вопросы, и ожидаются ответы на них. Ничего нового.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Тигран, а в связи с тем, что ты пришел исполнительным продюсером на ДТВ, концепция ДТВ изменится?

Т. КЕОСАЯН – Существуют акционеры, существует совет директоров и с этой концепцией я согласен. Сделать актуальный мужской канал. Дальше вопрос уже как мне кажется командной игры, ощущение или не ощущение того, что хочет зритель и желание показать зрителю, что бывает и вот так по-другому, может быть тоже понравится. Наверное, на этих китах и будет строиться работа. Потому что еще раз говорю, с той концепцией, которая озаглавлена, на РЕН-ТВ тоже была та же концепция – мужской канал. Ничего здесь по большому счету нового нет. Единственное, что добавилось слово «актуальный» мужской канал. Сегодняшний, сегодняшнего дня.

К. ЛАРИНА – А новостей там не будет по-прежнему?

Т. КЕОСАЯН – Нет, потому что это стратегия холдинга всего, что у нас нет новостей. Поэтому это большая новость для всего холдинга СТС-Медиа – появление такой программы, сейчас она будет называться «Горячий вечер с Тиграном Кеосаяном». В эфире канала ДТВ. Это новая вещь для всего холдинга.

К. ЛАРИНА – Ежедневный режим?

Т. КЕОСАЯН – Понедельник, вторник, среда, четверг.

К. ЛАРИНА – Спасибо большое, мы очень рады за твою завидную судьбу, поздравляем. Это действительно вызов и вполне заслуженный. Желаем тебе удачи. И обсудим уже появление новой передачи в эфире канала ДТВ. Напомним, с 18 января в 22 часа «Горячий вечер с Тиграном Кеосаяном».

Т. КЕОСАЯН - И вам спасибо за живой интерес и всем радиослушателям.

К. ЛАРИНА – Спасибо, дорогой, счастливо, удачи.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Можно только порадоваться, что с 18 января можно будет какие-то еще новые смыслы находить в эфире. И по всей видимости, действительно будет меняться и канал, потому что пока у него нет никакой особой внятной концепции. Переходя от хозяина к хозяину, менялся, но сказать, что у него есть какое-то выражение лица, конечно, пока трудно.

К. ЛАРИНА – У меня есть еще один слух, но не знаю, насколько он соответствует действительности. В принципе, можем попробовать во второй части связаться еще с каким-нибудь фигурантом. Якобы Михаил Осокин и Марианна Максимовская с нового года уходят на Пятый канал.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я слышала, как слух с самого начала, когда только возникла история перепрограммирование, переструктурирование, реструктуризация, что это возможно. Потому что Пятый канал в отличие от РЕН-ТВ, который делается опять для мужчин, кстати, что такое, почему вдруг все так озаботились мужчинами…

К. ЛАРИНА – Для женщин очень много, а для мужчин ничего.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну понятно. Но у нас и НТВ, по-моему, тоже для брутальных жестких мужчин, теперь также позиционируется. Я надеюсь, что я сегодня увижу вечером Марьяну Максимовскую, надеюсь, потому что она входит в жюри Art Doc Fest. Она работала в жюри этого фестиваля документального кино, который сегодня заканчивается. И по идее, хотя с другой стороны у нее сегодня эфир, но может быть, она после эфира появится. В любом случае даже если это подтвердится, то дай бог, чтобы они действительно оба со своими программами сохранились, потому что без них сейчас представить нынешнюю нашу телевизионную картину мне кажется уже невозможно. А точнее представить, конечно, возможно, но будет очень сильно не хватить, и эта брешь, если не дай Бог что-то, то эта брешь была бы заметна многим.

К. ЛАРИНА – Конечно. Но, тем более что я сейчас в который раз смотрела новости с Михаилом Осокиным, во-первых, они поменяли дизайн студии, он стал такой совсем уже по-настоящему новостной. Даже напомнил мне чем-то старое НТВ. И думаю, как хорошо, что есть, где новости посмотреть в половине часа…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, это раз. А во-вторых, каждую субботу, особенно когда что-то происходит, то понятно, что первая программа, из которой можно что-то узнать и увидеть и понять, это «Неделя с Марьяной Максимовской». И в прошлую субботу, когда произошли все эти ужасные события, трагедия действительно совершенно национального масштаба в этой чертовой «Хромой лошади», уже были кадры и свидетельства очевидцев и все это было мне кажется, чуть ли ни первым показано в программе «Неделя».

К. ЛАРИНА – По премьерам успеваем до новостей поговорить. Вчера мы захватили появление «Гордон Кихот».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но это не премьера.

К. ЛАРИНА – Там все-таки не люди теперь главные, а события. То есть раньше он боролся с людьми, а теперь с событиями.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Должна сказать, что это менее увлекательно.

К. ЛАРИНА – И вчера была попытка дискуссии на тему глобального потепления. Она меня не сильно увлекла. Я не поняла, в чем смысл этого базара, извините за выражение, по-другому не назову. Что это такое было.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это была попытка нового формата.

К. ЛАРИНА – И как ты думаешь, почему не получилось?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Именно потому, что эта программа уже вызывает иные ожидания. Этого прямого столкновения какой-то конкретной личности и ведущего и соответственно людей, которые либо поддерживают, либо наоборот нападают на этого человека. Пока ты продерешься сквозь смысл и поймешь, во-первых, я долго искала героя…

К. ЛАРИНА – А герой – глобальное потепление.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, потом я подумала, что на Митволя нападают. Но, честно говоря, я не увлеклась. И мне кажется, сам Александр Гордон тоже как-то не очень увлекся.

К. ЛАРИНА – У Максимовской эфир через 30 минут, она не может. Вот спроси, правда, или нет. Ну спроси, Наташ. Мы же должны как-то сразу информацию поставлять в эфир. Видите, как мы работаем.

И. ПЕТРОВСКАЯ - С пылу, с жару. У Тиграна Кеосаяна будет «Горячий вечер», у нас горячее утро. Еще премьеры.

К. ЛАРИНА – Про НТВ. Я не видела, вчера была в театре, не видела программу «НТВшники».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я видела. Во-первых, у меня вызывает вопрос название.

К. ЛАРИНА – Как самогонщики.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Есть некоторое. Какое-то невнятное было объяснение, что только НТВшники могут поговорить о том, о чем никто не говорит что ли. Это ведущий Антон Хреков, как и ожидалось, потому что, уйдя из «Главного героя», он заявил, что он работает над новым форматом. Дискуссия, студия, сидит огромное количество людей, я думаю, что это повредило, во всяком случае, этому пилотному выпуску.

К. ЛАРИНА – Все звезды, небось.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Тема была наша с тобой любимая – над чем смеется Россия, посвященная телевизионному юмору.

К. ЛАРИНА – То есть там пиарили наши любимые передачи.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, я думаю, что, наверное, тоже было бы любопытно, у меня даже была вчера идея позвонить нашему дорогому другу Юлику Гусману, но уже было поздно. И узнать, о чем еще там говорили. Потому что у меня было ощущение, что несколько покоцанный выпуск. И самое главное, что было очень много народа, каждый из которых претендует на монолог, на то, чтобы быть главным героем. Все представители юмористического жанра… Тут все время переписка какая-то идет, вы отвлекаете.

К. ЛАРИНА – Не ответила нам Марина Максимовская прямо на вопрос, сказала, что потом лично позвонит и все нам расскажет.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А мы – вам тогда расскажем по секрету всему свету. Так вот, обсуждался телевизионный юмор, единственное достижение, что в студии одного из каналов НТВ в данном случае, сошлись и представители Российского канала в лице Максима Галкина, и КВНщики, и часть НТВшников и даже Цекало сам пришел. И большую часть времени, как это и следовало ожидать, мерялись рейтингами и тем, кто успешнее, кто на самом деле умеет смешить, а кто не умеет. Были вещи достаточно оскорбительные на мой взгляд. Потому что Максим Галкин ни с того ни сего вдруг напал на младшего Маслякова, обвинив его в том, что он никакой ведущий и исключительно наследует только бренд в виде знаменитой фамилии. Так, в общем, и не определились, что допустимо в эфире, что нет, над чем можно смеяться, над чем нельзя. Там был человек, который подал в суд на КВН за шутку, которая ему показалась оскорбительной для национального достоинства осетин. Притом, что шутку показали, ничего в ней такого особенного не было. Много есть поводов для того, чтобы подавать в другой суд. В какой-то момент Г. В. Хазанов, когда началась эта свара - а кто круче, у кого больше рейтинги, встал и захотел покинуть студию. Все его уговорили вернуться. Он вернулся, но тоже никакого внятного выступления не получилось. Почему я удивилась и хотела узнать непосредственно у Гусмана, что там было, потому что Гусману достались буквально несколько реплик. Еще один был довольно сомнительный момент, когда озвучили цифры гонораров ведущих юмористов, и начали это естественно, обсуждать. Притом, что продюсер один из НТВшных сказал, что это данные, за которые мы ответственности не несем. То есть это может так, а может меньше, а может больше. Мне показалось, что блин первый комом, хотя то, что возрождаются какие-то дискуссионные форматы, мне кажется, может быть это и какой-то позитивный момент. И пока еще Антон Хреков не модератор, то есть он еще пока не умеет всей этой массой управлять. А может быть и не нужно столько народу, тогда будет проще руководить.

К. ЛАРИНА – Новости, потом продолжим.

НОВОСТИ К. ЛАРИНА – Мы продолжаем опрос свидетелей. И у нас на связи Юлий Гусман. Добрый день.

Ю. ГУСМАН – Здравствуйте.

К. ЛАРИНА – Мы говорим про передачу «НТВшники», в которой…

Ю. ГУСМАН – Я слушаю естественно вас, как же я могу не слушать.

К. ЛАРИНА – Вы принимали участие, у нас остались вопросы. Что это было и что вы там делали?

Ю. ГУСМАН – Вы знаете, Ксения и Ирочка, что есть такое выражение – кукушка и петушка. Вот когда очень хвалят. Я сидел, слушал и не сочтите это за оскорбление, восхищался вашей компетентностью и видением, потому что вы практически все сказали, что мог бы сказать я, который провел там три часа, четыре часа, сто часов. Это было бесконечно.

К. ЛАРИНА – Запись была очень длинная?

Ю. ГУСМАН – Огромная и там ваш покорный слуга зажигал по полной программе и даже хочу похвастаться, от моей любимой Аллы Боссарт получил комплимент, что я самый… человек вселенной. Это так. Может быть шутка. Но у них не было никакого выхода, потому что все мы там за малым исключением говорили, говорили, спорили. На пустом месте, на мокром. Вообще это было достаточно странное зрелище. Потому что это действительно пока мне кажется первая попытка, может и получится. Но все точно сказали. Огромный зал, который просто хлопает неизвестно почему по команде ассистентов, Антон, который очень милый, красивый, профессиональный, на мой взгляд, слишком профессиональный для такого шоу. Потому что Хазанов, Сазанов в моем числе и все остальные, немножко подавляли атмосферу. И только Коля Картозия выруливал, помогая ему выжить. Настолько было там неинтересно, непонятно, что пришедший Игорь Угольников не сказал вообще ни одного слова и тихо ушел. А Марфину Мише дали сказать реплику. Вот Галкин, Хазанов и я – мы там говорили, спорили, сражались. Действительно меня потрясла, я сказал Максиму это откровенно, совершенно, на мой взгляд, невероятно оскорбительная нападка на Сашу Маслякова, несправедливая. Потому что это то ли сводили счеты с Первым каналом, то ли еще с кем-то, то ли незаживающая рана самого Максима. Но причем тут Саша, который на самом деле сильно вырос и на папу пока еще не тянет, но замечательно, профессионально ведет премьер-лигу, я это могу говорить ответственно, наблюдающего с первого дня. Но самое главное было непонятно, про что. Потому что вначале привели какого-то не хочу говорить оскорбительное слово, но не очень умного человека, который примитивно пиарится на каком-то идиотском иске по идиотскому поводу. И это всерьез было воспринимать невозможно, и я об этом много раз спрашивал, но ответа внятного не получил. Потом обсуждали все и сразу. И самое главное мне кажется, что если этот формат приживется, а я вместе с вами этого очень хотел, потому что все равно это свежая и на самом деле они сами поощряли и радовались спору и возникающему пламени, но это должно быть абсолютно мне кажется понятно, про что разговор, меньше участников, больше смысла. И вначале это было похоже на малаховское «Пусть говорят». Потом это перешло в разговор как бы остатки передачи «К барьеру!», только барьер массовый. Такая дуэль двух армии…

К. ЛАРИНА – Стенка на стенку.

Ю. ГУСМАН – Да, сидел Саша Цекало, который сделал, на мой взгляд, обалденные две программы, мы знаем «Большую разницу» и он вел себя безумно скромно, мило, нежно. Все равно получал какие-то странные инвективы по совершенно непонятным вопросам. И главное, мне кажется, я слышал о том, как вы говорите в эфире и потом я рад, что позвонил, но вы сказали по сути все, хотя это и не видели.

К. ЛАРИНА – Что касается юмора на ТВ, а как, Юлик, тебе передачи под названием «Чета Пиночетов»?

Ю. ГУСМАН – Это на меня произвело странное впечатление, потому что я никогда не видел, но мне звонили с телевидения, очень просили посмотреть и сказать свое мнение, что нужно как-то монтировать по ходу программы. Я ничего это не понимал, как. Я долго и честно отбивался. Потому что это: а) корпоративная этика, я не люблю говорить про товарищей, я не журналист, не критик, что я буду обсуждать работу своих коллег. Потом я говорил, что действительно у меня ни минуты времени, но мне привезли диски. Вчера смотрел и вчера или позавчера записал комментарий. Мне показалось, что это тоже все правильно товарищи сказали, даже удивительно, не хочу примазываться к вам, что я тоже такой же умный. Но мне показалось очень похоже. Хорошие актеры, много затрачено реальных денег и усилий. Декорации, костюмы. Все по большому. То есть не фанерная стена. И очень мне кажется плохие авторы. Совершенно двое прелестных ведущих и, наверное, хороших актеров, они несмешные и некомические. Вот «Шесть кадров», имеющие массу проколов, все время ощущаешь праздник встречи с этими масками. Я про себя говорю.

К. ЛАРИНА – Я согласна.

Ю. ГУСМАН – И даже «Городок», который сейчас борется, он сейчас находится в таком конкурентном сообществе, сейчас ему так тяжело, сотни выпусков, все равно гениальные актеры хотя бы, приятно смотреть, как они говорят чепуху. Здесь я думал иногда какие-то с Борей Моисеевым, у меня было чувство какого-то стыда. Вот я сидел и думал: елки-палки, чего же вы делаете. Не потому что я боюсь слова «попа» в эфире даже с буквой «ж». Нет, это совершенно не мой случай, как вы сами прекрасно знаете и очень приятно, что Ира скромно подхихикнула. Но по делу, но когда это просто и надо сказать, самое смешное, я согласен с другими, с кем я беседовал, это Боря их абсолютно переиграл. Мне показалось, что в его импровизациях, как ни пытались, не знаю, думал заранее, но все, что он с ними сделал, мне это не по вкусу, но это было… Но опять-таки проблема не в этом. Извините, спасибо за огромный такой доклад.

К. ЛАРИНА – Да, давай заканчивай.

Ю. ГУСМАН – Проблема в том, что этого too much, раньше это делали отдельные звезды и люди и 700 редакторов держали их за ноги. Сегодня все разрешено, позволен любой глупый смех, лишь был бы рейтинг, сегодня западло на канале не иметь своего очередного КВНщика или КВНщицу или группу КВНщиков, которые у нас в академии Маслякова были, может быть, даже неуспевающими и еле-еле делали домашнее задание раз в три месяца. А сейчас раз в неделю в эфире и все то, что не прошло бы на канале КВН, сегодня в эфире, и сегодня это эпидемия и радоваться не хочется. Сначала я гордился, что все наши выпускники сделали то, се, а сейчас просто хочется куда-то бежать. И ощущаю себя, извините, ровно как в этом анекдоте, когда человека привезли в музей парфюмерии под Парижем, и долго водили три часа по всем залам, и он нюхал, нюхал, и когда сказали: что вы еще хотели, он говорит: дайте кусочек говна. Мне все время хочется вернуться к программе «Время» 1963 года и послушать, как задувают домны и как колосятся хлеба. Потому что…

К. ЛАРИНА – Накликаешь.

Ю. ГУСМАН – Потому что я совершенно не понимаю, или только несчастья в стране или громкий гогот…

К. ЛАРИНА – Или ржа.

Ю. ГУСМАН – Или шикарное шоу постановочное на одном канале, потом хиханьки-хаханьки ночью, днем, эти люди, которым нельзя даже анекдот рассказывать в компании. Которые тамадой провалились бы даже в лиге сумасшедших зеков, ржут все напропалую. Сзади записан смех, это самое ужасное в «Чите Пиночетов», это запись хихикающей массовки, которой то ли палкой бьют по тем же попам бамбуковыми палками, как в Китае, чтобы они смеялись. Потому что не смешно. Ха-ха – заливаются.

К. ЛАРИНА – Короче, я поняла, Юлий, нам надо сделать отдельную программу на эту тему. Может быть, действительно поговорить всерьез о смешном.

Ю. ГУСМАН – Это было бы хорошо, потому что это сейчас эпидемия. Я вас целую, ребята, пока, ни пуха.

К. ЛАРИНА – Пока. Спасибо, дорогой. Это Юлий Гусман. Спасибо большое за то, что захотел высказаться в эфире. Подтвердил то, о чем мы с Ириной говорили.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я повторю тоже, что сказал Юлий. Что в принципе появление какой-то хотя бы попытки дискуссионного формата можно только приветствовать. На следующей неделе прямо противоположная этой теме, она заявлена, к 130-летию вождя народов обсуждение темы – Сталин с нами. Это я боюсь до смерти. Вообще я боюсь сейчас этой темы в связи с тем, что этот юбилей нагрянул, и я думаю, что лучшее, что могло сделать телевидение к этой дате, даже не хочется говорить памяти, а просто к этой дате, если ее как-то отмечать, оно уже сделало. Показало фильм «Завещание Ленина». Вчера я не поняла, что за сбой произошел…

К. ЛАРИНА – Мне кажется, что просто не успели показать последнюю серию на неделе, потому что были наверняка внеплановые сюжеты, связанные с трагедией в Перми.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И с уходом Тихонова, были смены в программе. Поэтому вчера показали последнюю серию.

К. ЛАРИНА – Гениальное кино.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это конечно удивительно. Я смотрю второй или третий раз, потому что один раз я на дисках смотрела. Конечно, понятно, что кино что-то спрямляет…

К. ЛАРИНА – Оно такое глубокое. Чем больше его смотришь, настолько важное.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ничего не надо говорить Сталин с нами, не с нами. Там есть последний кадр абсолютно метафорический по отношению к нашей жизни и нашему общественному сознанию. Когда хоронят Варлама Шаламова, человек, привез гроб…

К. ЛАРИНА – У него на стекле портрет Сталина.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Он его бережно протирает. Вот это абсолютно про нас. Это метафора. Еще был сюжет, я подумала, вот абсолютно к нам имеет отношение. Показали сюжет в новостях, по-моему, в Вестях о том, как в Америке умер пациент, у которого была страннейшая мозговая аномалия. После операции, перенесенной в молодом возрасте, он утратил способность запоминать. То есть он запоминал ровно ситуационно на несколько часов. А следующий день он начинал с чистого листа. Реальный человек, который на вопрос, сколько ему лет, отвечал каждый день, что ему 27, - ровно столько, сколько ему было, когда делали операцию.

К. ЛАРИНА – Счастливый человек.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Абсолютная метафора. Ощущение, что у огромной части нашего общества этот тип заболевания и нарушения мозгового, потому что каждые сколько-то лет мы начинаем с чистого листа. И опять начинаем эти споры - с нами он, не с нами. У меня даже возникло ощущение, что я понимаю, что запретный плод сладок, вообще забыть эту тему на какое-то время. Пусть вырастет поколение, которое вообще уже не будет знать, потому что иначе все это возвращается в каких-то чудовищных формах, уродливых. Миф он становится все более широким и многие, кстати, фильмы этот миф еще и создают и тиражируют. В частности в фильме «Вольф Мессинг», Сталин вообще за исключением некоторых моментов…

К. ЛАРИНА – Самый человечный человек.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, Берия говорит: а давайте-ка мы его в расход пустим. Он говорит: зачем это делать?

К. ЛАРИНА – Ира, я думаю, что эта тема все равно у нас будет звучать через неделю.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Именно я боюсь, как это будет опять в виде дискуссии, в виде вопроса: Сталин с нами. Был такой фильм «Сталин с нами» в начале перестройки, Тофик Шахвердиев делал. Все ответы давно даны на все вопросы. Масса информации. И если по-прежнему мы каждые пять лет или три года или 10 начинаем опять с чистого листа и забываем все, то это диагноз какой-то. Если его лечить, наверное, как-то надо радикально.

К. ЛАРИНА – Спрашивают: кто читает закадровый текст в «Завещании Ленина». Читает исполнитель роли Варлама Шаламова актер Игорь Иосифович Класс, замечательный артист.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это уже старшего Шаламова.

К. ЛАРИНА – Поскольку там обратный отсчет времени, это его воспоминания. Закадровый текст читает он же. Я не знаю, что делать, у нас времени мало, а вопросов очень много, поэтому я предлагаю буквально несколько телефонных звонков принять. Пожалуйста, 363-36-59. Только большая просьба не повторять то, что уже сказано и говорено в нашей сегодняшней программе. Я имею в виду юмористические эти передачи, которые мы обсуждали с Юлием Гусманом. Может быть, есть что-то еще, на что вам хотелось бы обратить внимание из тех передач, которые прошли на этой неделе. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Скажите, пожалуйста, вчера по ТВЦ должны были показывать «Женскую логику-5» с А. Б. Фрейндлих. И почему-то там был какой-то концерт бесконечный. И фильма не показывали. Будут ли его показывать в другое время?

К. ЛАРИНА – Не можем, к сожалению, так сразу ответить.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но в программе значилось, может быть опять же из-за того, что произошел на этой неделе и предыдущей какой-то сбой…

К. ЛАРИНА – Но праздничный концерт не имеет к этому отношения.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Там, по-моему, был концерт под названием «Добрый вечер, Москва».

К. ЛАРИНА – «Широка страна моя родная» назывался он.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Извини, тогда я что-то перепутала.

К. ЛАРИНА – Еще как праздничный.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Может быть это ко Дню Конституции сегодняшней. А мне кажется, что поскольку там формат такой страннейший…

К. ЛАРИНА – Туда все в эту топку кидается.

И. ПЕТРОВСКАЯ - То кажется, что это бесконечно идет этот «Добрый вечер, Москва».

К. ЛАРИНА – Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Рустам, Москва. Можно насчет фильма высказаться «Завещание Ленина». Во-первых, хотелось бы отметить актера, который сыграл, и проявлялась его гордость во всем этом. И насчет людей, которые защищают Сталина, нельзя ли таких же людей, которые охраняли этих людей судить так, же как Демьянюка судят сейчас.

К. ЛАРИНА – Хорошо бы.

СЛУШАТЕЛЬ – Неужели нельзя приравнять к этим людям?

К. ЛАРИНА – Спасибо большое за этот совет, извините, Рустам, выключаю, потому что времени мало. Но мы эту тему обсуждали в связи с кампанией против Александра Подрабинека, что он имел в виду ветеранов ВОХРа, МГБ, КГБ, НКВД, которые охраняли, служили в охранке нашей советской. Они тоже являются ветеранами. И, увы, их никто не судит, а даже, наоборот, к ним прислушиваются и выполняют все их пожелания.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А представляешь, сколько их было.

К. ЛАРИНА – Половина на половину.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И здесь конечно ужасающие эти образы дремучих, абсолютно бездушных циничных людей, которых еще это и развращает дополнительно, потому что у них вообще нет никаких внутренних устоев. И отношение к людям как к полену, мусору, это что-то ужасающее. Конечно, этот ад представить себе невозможно, тем более как это было в реальности, потому что даже кино, наверное, не может передать всего кошмара.

К. ЛАРИНА – Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Вадим, Санкт-Петербург. Потрясающая информация, слушаю по поводу съемки сериала про Мессинга на «Эхо Москвы». Выступал режиссер на прошлой неделе. Он сказал, что весь сериал был снят на коленке, практически только на информации, полученной от людей, которые видели его выступления в зале, все материалы по Мессингу засекречены до сих пор. И ни одной бумажки получить не удалось.

К. ЛАРИНА – Это правда.

СЛУШАТЕЛЬ - Так зачем тогда снимать, если ты правду не знаешь, тебе правду не дают.

К. ЛАРИНА – Но это же художественное кино. Я тут с вами не согласна. Да, такая легенда. Считайте, что это экранизация легенд и мифов. Ну почему нет. Все имеет право на существование. Это же не документальный фильм. Вот документальный фильм после этого показывался, там хоть какие-то были свидетельства очевидцев, его увидели. А все остальное, встречи со Сталиным, все его прогнозы, - это все на уровне мифологии. И она имеет право быть основой для художественного фильма. Чего тут говорить.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну да, если говорить об основе, конечно, она в высшей степени литературна и кинематографична. А на коленке в другом смысле. Что просто плохо это сделано. Картонно, плохо, очень приблизительно воспроизведены какие-то реалии того времени…

К. ЛАРИНА – Говорю, к сожалению, потому что авторы Краснопольский и Усков весьма профессиональные люди. И от них ожидать такой небрежности было странно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Несмотря на то, что Евгений Князев хорошо там играет, но все равно это какая-то одна, в какой-то момент тебя утомляет эта одна краска.

К. ЛАРИНА – Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день, дамы. Вас беспокоит из Подмосковья Лидия Николаевна. На Российском канале в утреннее время в 9 часов по четвергам идет документальный сериал «Дальневосточный исход», как рассказчик и в кадре он появляется – Никита Михалков. Я увидела только кусочек, это, по-моему, о наших соотечественниках, которые оказались волею судьбы в Китае. Вы ничего не можете сказать по этому поводу?

К. ЛАРИНА – Нет.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я точно также видела именно кусочек…

К. ЛАРИНА – Гениальный я надеюсь, кусочек.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Даже, честно говоря, не поняла, это премьера или повторный показ. Не поняла, гениальный или нет, но информация там любопытная.

К. ЛАРИНА – Ну и последний звонок. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. А я хотела бы обратить внимание на программу, правда, она сейчас идет ночью, в четверг и пятницу по СТС. «Русские теноры». По-моему, это единственная возможность для рядовых зрителей услышать молодые голоса русских оперных певцов. Эта программа Гечмен-Вальдек и Невского. В общем, сама программа не очень, но возможность услышать этих прекрасных молодых людей, просто замечательно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это замечательно, но лично мне мешает там возможность осуществить то, что маленький кусочек пения тут же прерывается синхронами. То есть это сделано в традициях нынешнего псевдо реалити-шоу, потому что это все записано, и очень мне не нравится, когда выбывают, я понимаю, что есть правила игры, но унизительно им вручают билет, сажают в машину и самолет, вокзал, чемодан. Да, потому что это происходит в Америке состязание. Поэтому не могу сказать, что я очень оценила и благодарна создателям.

К. ЛАРИНА – Два слова о программах следующей недели. Я думаю, что стоит отметить документальный фильм, посвященный памяти замечательного артиста, ушедшего совершенно в молодом возрасте Никиты Михайловского.

И. ПЕТРОВСКАЯ - 27 лет.

К. ЛАРИНА – Это просто замечательный актер, которого вы наверняка помните как исполнителя главной роли в фильме «Вам и не снилось». О нем фильм будет показан на Первом канале?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, по-моему.

К. ЛАРИНА – 15-го числа.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И просто вы наверняка помните это лицо такое замечательное с такими припухшими…

К. ЛАРИНА – Талантливейший парень ушел так рано.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Замечательный. 27 лет было всего. Лейкемия. Надеюсь, что это сделано будет деликатно все. Для меня важным оказалось то, что я обнаружила в программе канала «Россия» и единственным, 14 декабря 20 лет ровно как ушел А. Д. Сахаров. Все специально просмотрела, может что-то и появится, но фильм единственный стоит в программе канала «Россия», правда, в 9 утра. И даже специально объявлено, как возможное культурное событие недели, фильм-монолог Ирины Антоновой. Я слышала, что он снимался вслед фильму монологу Лилианы Лунгиной. Конечно, намного меньше формат, по-моему, время опять же 9 утра дичайшее. Но другого времени там из-за сериалов нет. По-моему, это во вторник и тоже постарайтесь это не пропустить.

К. ЛАРИНА – И теперь в конце передачи об утратах. На прошлой неделе ушел из жизни долго болевший, в течение почти полутора лет был в коме, без сознания, судьба такая же тяжелая ухода, как у В. П. Аксенова – Петр Вайль. Замечательный журналист, легендарная личность. Действительно мы с ним простились внутренне тогда, когда это с ним случилось. Когда стало понятно, что возврата нет, что он находится в таком же сумеречном состоянии между небом и землей. И в таком состоянии он пролежал достаточно долго. Сегодня 15-го числа он будет похоронен в Праге.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, для меня это действительно личная такая утрата этой недели. Потому что мы с Петей были знакомы лет 10, мы вместе ездили на ставшие уже легендарными конкурсы, которые делала Манана Асламазян и «Интерньюс». Он очень любил ездить, это были все поездки по стране. Иногда в глубинку, иногда в крупные сибирские города. Не могу сказать, сейчас начинают с того, что мы с Петей были дружны, но, наверное, у каждого такое создавалось ощущение, потому что он был чрезвычайно широкий человек, он как-то очень вкусно жил. Он умел общаться, умел дружить, необыкновенный был. Я вспоминаю, как мы были в Костроме. Как он раньше всех вставал, бежал на рынок, общался с местными, приносил какие-то огурчики к завтраку, и все это делал так, что к нему все тянулись, причем как самые простые люди, так и любые другие. И помимо всего прочего, я его очень ценила и как журналиста, и как писателя, не будем забывать. И цикл у него был телевизионный на канале «Культура», который он сделал вслед за своей книгой «Гений места». Он тоже был гений, но правда, не конкретного места, у него идея в книге «Гений места», что происхождение гения то конкретное место, где он родился, где он жил, влияет на характер его, что ли, гениальности.

К. ЛАРИНА – Очень важно, что он очень много сделал. Это так здорово.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Петя был еще к тому же гений любого места. Он везде вписывался. Он общался, много действительно очень сделал. Он любил путешествовать, вообще любил просто жизнь. И распространял эту любовь вокруг себя, и сегодня, когда это все случилось, мы те, кто с ним ездили, мы обмениваемся ощущением какой-то страшной несправедливости. Всего 60 лет. Здоровый был, пышущий какой-то такой жизненной силой, энергией человек. Но, увы, увы.

К. ЛАРИНА – Светлая память Петру Вайлю. Еще раз напомню, что если кто не знаком с этим именем, наверняка есть и такие даже среди наших слушателей, пожалуйста, восполните этот пробел. Поскольку книги его есть, их много…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Купите «Русскую кухню в изгнании». Вы будете ее читать…

К. ЛАРИНА – И «Гений места», и «Карта родины».

И. ПЕТРОВСКАЯ - …исходить слюной, и побежите обязательно на свою кухню, чтобы попытаться приготовить по рецептам, которые в книжке Пети Вайля и его напарника Александра Гениса.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024