Купить мерч «Эха»:

Ирина Петровская - Человек из телевизора - 2012-06-23

23.06.2012
Ирина Петровская - Человек из телевизора - 2012-06-23 Скачать

К. ЛАРИНА – Начинаем программу «Человек из телевизора». Итак, внимание, на сцене Ирина Петровская.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вау.

К. ЛАРИНА – Ну объявляй меня.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И звезда радиостанции «Эхо Москвы» Ксения Ларина!

К. ЛАРИНА – Вау. Здравствуй, Ира.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Здравствуй, Степашка.

К. ЛАРИНА – Пока еще нам можно говорить, мы будем делать это сегодня в течение ближайших 47 минут. Вместе с вами, дорогие друзья. Это радиостанция «Эхо Москвы» и программа «Человек из телевизора». +7-985-970-45-45 sms. 363-36-59 это номер телефона прямого эфира. Твиттер аккаунт @vyzvon. Сетевизора сегодня нет, не волнуйтесь, он в Санкт-Петербурге. Показывает совсем других людей. Мы не можем с ними конкурировать, правда.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Можем, безусловно. Но не хотим.

К. ЛАРИНА – Зачем нам это нужно. Заранее проиграть. Надо поздравить Тихона Дзядко, нашего коллегу и товарища с днем рождения. Сегодня он отмечает красивую дату, Тиша, поздравляем тебя. Любим и желаем тебе успехов, мне кажется, наверное, Ирина тоже присоединится, что жизнь удалась. Пока.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Тьфу-тьфу-тьфу.

К. ЛАРИНА – И дети, и любовь, и работа. Да не одна. Да такая прекрасная и интересная. Так что желаем тебе успехов. И всей твоей замечательной семье. Мы имеем в виду не только семью твою, но и твоих замечательных братьев и маму Зою.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я совершенно присоединяюсь, особенно маму Зою, у которой каждый из сыновей просто потрясающий. И это какое-то невероятное счастье материнское и богатство. Но Тихон Дзядко мне просто очень нравится и он опровергает вот эти все разговоры о том, что новое молодое поколение какое-то не такое. В высшей степени такое.

К. ЛАРИНА – 25 лет всего.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Всего лишь? Ну тем более, господи.

К. ЛАРИНА – Такой взрослый молодой человек. Столько уже всего сделал в своей жизни. Как повезло.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А действительно производит впечатление очень такого внутренне зрелого взрослого человека. Тихон, с удовольствием вас поздравляю и желаю, чтобы все дальше было еще лучше.

К. ЛАРИНА – Ну а теперь переходим к программе телевизионной. Вчера бурю эмоций невероятную, вчера было завершение всего этого кошмара, который длился всю неделю вокруг совершенно бездарного фильма, который надеюсь, Ира тоже увидела.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А как же.

К. ЛАРИНА – Мы имеем в виду фильм «Служу Советскому Союзу». Но все кончилось вчера по-кулистиковски. Не просто так, а цыганочка с выходом была. То есть не типа там в гробу я всех видал, так еще и нате, жрите, что называется. Дорогие поклонники настоящего советского кинематографа и противники различных фальсификаций. Короче, дорогие сталинисты, вчера на канале НТВ целым блоком выстрелил этот фильм «Служу Советскому Союзу», о котором я думаю, что меньше всего хочется говорить, затем было «Падение Берлина» неожиданно и все завершилось фильмом Алексея Пивоварова в глубокой ночи про 22 июня. Перед тем как Ира выкажет свое отношение к этой истории, я хочу сказать тем, кто фейсбук не читает, что вчера вечером после эфира мне позвонил Н. Н. Досталь, наш знаменитый уважаемый режиссер, автор фильмов «Штрафбат», «Завещание Ленина», и многих других, но просто в контексте важны именно эти его работы. И он был совершенно искренне и глубоко возмущен тем, что канал НТВ поставил фильм «Падение Берлина», был убежден в том, что молодежь будет смотреть, воспринимать все за чистую монету. Мне кажется, что он сильно ошибается. Это такой трэш абсолютный. Именно такой постмодернистский. Тем более что этот фильм показывали не раз и все над ним уже посмеялись и никаких других чувств он не вызывает. Я думаю даже у тех, кто является поклонником Сталина, даже у них не вызывает никаких серьезных разговоров и дискуссий. Действительно история кинематографа советского совсем уж залипуха полная. Ира. Никого он не испортит, совершенно точно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - На мой взгляд совершенно иезуитский и издевательский ход Кулистикова. Если не было всей предыдущей истории действительно с фильмом, который гроша выеденного или чего там…

К. ЛАРИНА – Яйца выеденного, гроша ломаного.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да. Ну красиво мы совместили. Те, кто был не в теме, думаю, что, наверное, потряслись, с чего бы это вдруг. Хотя мне кажется, сложно было быть не в теме.

К. ЛАРИНА – Такой шум и скандал.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Те, кто не слушают радио, не читают Интернет.

К. ЛАРИНА – Они нам неинтересны.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну, почему нам интересна аудитория, как она может это воспринять. Действительно это демонстрация такая, вам не нравится это, вы посмотрите на это, там уж фальсификации выше крыши. И оскорбляет ли это историческую память, наверное, оскорбляет чью-то историческую память. Никогда в жизни никакой Сталин ни в какой Берлин не прилетал.

К. ЛАРИНА – Как это может оскорблять историческую память. Это абсолютная сказка. Как Лени Рифеншталь снимала.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Точно также абсолютно логика будет такая же, оскорбляет чью-то историческую память. Хотя действительно это так называемое кино, о котором грезит Никита Сергеевич, кино большого стиля. Но действительно воспринимается абсолютно комически. Ощущение, во-первых, что это раскрашенное кино из-за того, что цвета несколько от времени, видимо, потеряли свою первозданность.

К. ЛАРИНА – Ты что и этот фильм смотрела?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я его подглядывала. И просто для того, чтобы поднять себе настроение, потому что это было очень смешно. Я вспоминаю, когда его показывали первый раз, думаю, что по телевизору может быть вообще первый раз в Киноправде. Очень важно было…

К. ЛАРИНА – Где комментировал…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Имеется в виду Георгий Кузнецов, ведущий, мой муж. Очень важно было как раз, что то кино вот эти мифы показывало, а потом специалисты в студии об этом долго и подробно разговаривали. И при этом я помню, тогда еще не было ни твиттеров, ни аккаунтов, ничего, люди звонили и присылали свои реплики на телефон, и потом Георгий Владимирович приносил домой целые пакеты, мешки чудовищных совершенно по содержанию записок, где люди писали, что не трогайте нашего Сталина, не лезьте. И на самом деле мало что в сознании изменилось. Потому что на мой взгляд все равно с людьми мало разговаривают, более того, если в самом начале 90-х была короткая история на телевидении в конце 80-х, начале 90-х, когда действительно начали что-то говорить и развенчивать и говорить о преступлениях режима и сталинизма, потом пошла совсем другая волна, и волей-неволей, даже когда может быть авторы программ, этих фильмов не хотели вновь его на этот пьедестал возносить, волей-неволей так получалось. И мы уже, прошло 12 лет нового тысячелетия опять оказываемся в этой ситуации, когда расшибаются лбы о то, что в принципе уже разговора-то не стоит. Или стоит как раз важного серьезного разговора. Потому что много обстоятельств открылось, много документов появилось. И, тем не менее, все время ходим по замкнутому кругу, наступаем на какие-то одни и те же грабли. И мне бы хотелось и на самом деле, если бы у нас сегодня было такое телевидение дискуссионное, ответственное, чтобы, показав эти два фильма, то же самое НТВ устроило в студии хоть какой-то разговор и обсуждение на эту тему.

К. ЛАРИНА – Мне кажется, что касается «Падения Берлина», это действительно можно обсуждать, но с ним в стык тогда показывать не это дерьмо, извините за выражение, а какой-нибудь «Хрусталев, машину». Тогда я понимаю разговор. Это два полюса одной темы. А это что такое. Это что такое за бездарщина, он еще смеет, я имею в виду Максим Аверин, он еще смеет говорить о том, что он готов поспорить о сути этого фильма. Господа, побойтесь, Бога. Посмотрите, как кино снимать. Посмотрите «Падение Берлина» и поучитесь, как снимать кино, прежде чем выходить с какими-то своими идеологическими выкладками. О чем там говорить. То, что понятно, что это фантазия абсолютно, бог с ней, но как это исполнено все.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да совершенно верно. Я сейчас не об этом говорю. Разговор может быть именно об отношении, да, я согласна, «Служу Советскому Союзу» не дает повод для этого разговора. Но в принципе разговор о художественном домысле, допущениях, о вымыслах…

К. ЛАРИНА – Можно взять «Хрусталева» и «Падение Берлина». Пожалуйста.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да.

К. ЛАРИНА – Два полюса.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Согласна. Но тогда нужно это планировать, а не только лишь ерничать. Потому что это чистое такое ёрничество, мы знаем господина Кулистикова, у него такое своеобразное чувство юмора.

К. ЛАРИНА – «НТВ молодцы, не потому что показали посредственный фильм, а потому что пустили вслед «Падение Берлина», как бы спрашивая: а такая фальсификация вас, господа жалующиеся, устроит». Вот кстати с тобой солидарен наш слушатель: идеальным было бы сразу после трансляции собрать аудиторию для дискуссии.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, необязательно обсуждать художественные качества вот этого, которых нет просто. Первого фильма.

К. ЛАРИНА – А что касается «Служу Советскому Союзу», безусловно, если бы не Мединский, никто бы даже не заметил вообще этого фильма. Вообще бы никто не заметил. Потому что, во-первых, что мне кажется, важно сказать, это кино совершенно цинично сделано в той же традиционной стилистике НТВ. Такой лагерный боевик и им все равно, какой исторический фон под это дело подставлять. Что сталинский лагерь, что какой-нибудь лагерь современный, где сидят уголовники. Все одно и то же. И играют также. Ну просто стыдобища. Мы когда смотрели, у меня такое было ощущение, что это комедия. Когда собака лаяла, а Аверин как в фильме «Коммунист» с остервенением рубил какое-то дерево, собака лаяла, я думаю…

И. ПЕТРОВСКАЯ - На дядю фраера.

К. ЛАРИНА – Собака пограничная. Охранник с ней сидит. Охранник татарин, конечно, Мустафа, конечно, а как же. Я думаю, интересно он сейчас должен сказать либо Мухтар, либо Джульбарс. Джульбарс. Женщина в парике, которая изображает из себя певицу Барсову или не знаю кого, когда она звонит Берии из ГУЛАГа, из концлагеря звонит Берии напрямую. В Кремль. Это я. Как ее там, Барская-Сранская, я звоню тебе, Лаврентий. Ужас, стыдобища.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, никто бы не заметил. И кстати на название бы мало кто купился. Поэтому да, НТВ наверное должен и также создатели этого фильма сказать огромное спасибо новому министру культуры за невероятную пропаганду этого сомнительного достижения.

К. ЛАРИНА – А я слушала, у нас в эфире был режиссер этого шедевра Александр Устюгов, он очень талантливый парень. Я его знаю как режиссера и актера театрального. Он поставил спектакль «А зори здесь тихие». Очень хороший. Думаю, а что он так скромно себя ведет, не бросается на амбразуру с криком - это мой Сталинград, не позволю марать вообще вашими грязными руками свое кино, мое любимое, в которое я душу вложил. Похоже, он мало чего туда вложил. Потому что достаточно как-то осторожно разговаривал с ведущими и не кричал, что типа я вам всем покажу. И он даже говорил, не кричал – посмотрите. Не просил посмотреть.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я его слова где-то прочитала, что он не ожидал такого невероятного пиара. На самом деле, сколько времени тратится на обсуждение совершенно того, что даже близко не стоит этого. И зачем кроме только одного, что бесконечно отвлекать людей от каких-то, что значит отвлекать, телевидение и не обращает на это внимания, но существуют какие-то насущные актуальные вещи, реальные, которые можно обсуждать. И в этот момент начинают вот эту чушь…

К. ЛАРИНА – Залипуху.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Залипуху, да, всю неделю и тоже у нас есть в вопросах, я с изумлением в очередной раз посмотрела невероятно актуальную дискуссию на тему закапывать Ленина или еще пусть полежит немного.

К. ЛАРИНА – Там говорят, я участвовала. Нина Зверева звонила, говорит, ты видела.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не один раз кадры, ты сидишь вот так вот.

К. ЛАРИНА – А на твоем месте сидит Мединский.

И. ПЕТРОВСКАЯ - У тебя такой же платочек на шее. А на моем месте сидит Мединский и вот да, я даже удивилась, потому что обычно телеканалы очень неохотно цитируют другие СМИ. А если и упоминают, то без того, чтобы говорить, где, на какой радиостанции. А тут был виден логотип. Но абсолютно бессмысленное, тоже опять оттолкнулись, информационный повод был слова как раз у тебя Мединского, что Ленина надо похоронить. Вот сколько я живу, практически не сколько, но огромную уже теперь часть жизни, когда можно стало на эту тему говорить, примерно раз в год начинается и заканчивается дискуссия на эту вечно зеленую тему. Хоронить ли нам Ленина. И что будет, если он там еще полежит или наоборот, что будет, если его таки закопают. Это для меня абсолютное сотрясение воздуха. И тоже отвлечение людей. Ты бы видела там студию, которая заходилась просто от возмущения, когда она слышала чьи-то слова о том, что да, давайте уже эту тему как-то закроем, зароем, исполним волю, собственно самого давным-давно усопшего, который как известно, вовсе не хотел покоиться в центре столицы в открытом виде. И в гробу. Но там была новая тема. Потрясающая. Меня она потрясла совершенно. Некий человек из Самары эксперт-криминалист сказал, что там вообще фальшивый Ленин лежит. А на самом деле американцы в 1918 году захватили нашу страну и подсунули нам, убили нашего настоящего родного Ульянова-Ленина, и подсунули нам человека с более чем сомнительной фамилией – Борис Рейнштейн. Американец. И никто не заметил, ты можешь себе представить, включая родную Надежду Константиновну Крупскую, которая так и думала до конца жизни своего мужа, что она живет с Вовой, а оказалось, что это Боря. И этот наш эксперт-криминалист предложил правительству Америки забрать к чертовой матери этого самого мумифицированного гражданина, а заодно еще и Джона Рида, который тоже, как известно, упокоился на Красной площади. В общем, маразм крепчал. Бред был совершенно невероятный. А потом вышла старушка ленинка, которая наоборот закричала, что хоронить нельзя, потому что он по-прежнему живее всех живых там в гробу и совершенно не меняется по сравнению с тем временем, когда видимо, она еще помнит его живого. В общем, бедные люди наши, которые это все смотрят, и в голове я не знаю, что у них там происходит.

К. ЛАРИНА – Я вспоминаю фильм «Жила-была одна баба» А. С. Смирнова, там как раз герой Алексей Шевченко рассказывает про Ленина. Что он не настоящий, что его подменили давно, что он утек, унес с собой бриллианты. А утек в Америку.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Называется, поменяли хулигана на Луиса Корвалана.

К. ЛАРИНА – Так, наверное, стоит поговорить еще про отзвуки, связанные с «Серебряной калошей». Я напомню, сегодня утром мои коллеги напоминали, что у нас «Культурный шок» будет посвящен собственно не этому мероприятию, а это был повод для того, чтобы поговорить о каких-то святынях, есть ли вещи, над которыми нельзя смеяться в принципе. И сегодня в гостях у нас будут Ксения Собчак и Максим Виторган. Ты смотрела эту «Калошу»?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да нет, к сожалению.

К. ЛАРИНА – Она вообще в телевизоре была?

И. ПЕТРОВСКАЯ - По-моему, ее не было.

К. ЛАРИНА – Только в Интернете разошлась.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Какими-то кусочками.

К. ЛАРИНА – …Ты видела?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Конечно. Что ты думаешь, я где сижу.

К. ЛАРИНА – Фрагменты ты видела какие-то.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Видела, конечно. Я говорю сейчас не о том, что видела я или не видела, а то, что трансляции, по-моему, не было.

К. ЛАРИНА – Если не было трансляции, тогда они могут делать там все, что угодно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Посмотрела все каналы, если только внепланово не было поставлено. Я говорю о другом, что я жалею, что не пошла. Потому что в этот раз мне впервые…

К. ЛАРИНА – Я помню даже, как ты принимала это решение.

И. ПЕТРОВСКАЯ - …прислали билеты, но я как-то подумала, что «Серебряная калоша» это какой-то не мой формат. Если бы я знала.

К. ЛАРИНА – Такие вещи один раз случаются.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да.

К. ЛАРИНА – Там Марианна Максимовская сидела в зале.

И. ПЕТРОВСКАЯ - То есть теперь я понимаю, почему, видимо, они как-то адресно и рассылали билеты. Насчет святынь. Да, наверное, есть какие-то святыни, вообще для меня очевидные вещи вопросы жизни и смерти они не должны подвергаться какому-то осмеянию. Все остальное, что касается деятельности нормальных живых людей, хоть бы они какие должности ни занимали, если они делают глупости…

К. ЛАРИНА – А если они помазанники божьи.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я этого не понимаю, что значит. Это все равно живой человек, извините, сейчас на меня тоже прольется. Я не воцерковленная.

К. ЛАРИНА – Прольется свет ты имеешь в виду.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я думаю, прольется вот эта субстанция такая темноватая, дурно пахнущая. Абсолютно если эти люди, а они люди, хоть бы там и помазанные триста раз, если они совершают дичь, глупости и вызывают в обществе приступы гомерического смеха, то, разумеется, они сами, не подставляйтесь. Ничто не мешает этим людям быть безупречными. Нравственными авторитетами. И тогда никто не будет над вами смеяться и тем более сажать вас с калошу. Вы сами сели вначале, а потом начали возмущаться.

К. ЛАРИНА – Американцы подменили Ленина еще в детстве, - пишет нам наш слушатель.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Напоминает анекдот.

К. ЛАРИНА – В роддоме.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Помнишь в музее. Вот это череп Александра Македонского в детстве, а вот это череп уже во взрослом возрасте. Вот также примерно.

К. ЛАРИНА – У нас сейчас перерывчик, потом продолжим после новостей.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА – Возвращаемся в программу. Мы хотим немножко поговорить о передаче, которая была показана на канале «Совершенно секретно». Тем более что здесь есть и вопрос. «Что вы можете сказать о последнем интервью Нарусовой, данным каналу «Совершенно секретно». Нарусова, скажем так, нечасто давала интервью СМИ, а здесь в свете последних событий и 75-летием Собчака она открыла очень много интересных фактов. Что можете сказать?»

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я, к сожалению, ничего не могу сказать. Потому что у меня не принимает сейчас этот канал. Но вчера мы разговаривали с Этери Левиевой, руководителем канала «Совершенно секретно», и она мне очень интересные вещи рассказала, связанные с демонстрацией по их каналу…

К. ЛАРИНА – И с реакцией на эту демонстрацию.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, программы, посвященной 75-летию Анатолия Собчака.

К. ЛАРИНА – Этери Левиева у нас на связи. Этери, здравствуй.

Э. ЛЕВИЕВА - Здравствуйте.

К. ЛАРИНА – Расскажи, во-первых, немножко о программе, в чем была ее главная суть и как ты думаешь, что могло так привлечь внимание столь высокопоставленных зрителей, о которых ты нам сейчас расскажешь.

Э. ЛЕВИЕВА – Программа вышла 18 июня. На нашем телеканале. Называлась она «После Собчака». В эфире у ведущего Дмитрия Губина была Людмила Нарусова, член Совета Федерации. И она как со свойственной ей эмоциональностью и интересной окраской рассказывала о том времени, когда существовали все эти знаменитые люди. И как Собчак действовал бы, если бы он был сейчас жив, что бы он сделал в сегодняшней ситуации и что сегодня происходит вообще в обществе, какие процессы. То есть она достаточно откровенно, интересно отвечала на вопросы.

К. ЛАРИНА – Это был прямой эфир?

Э. ЛЕВИЕВА – Нет, это была запись. Мы планировали ее поставить ближе ко дню независимости России, в общем, так и получилось. С учетом того, что в этом году в августе, по-моему, отмечается день рождения Собчака, какие-то юбилейные. Ну, в общем, все было нормально, замечательно, ничего не предвещало. И в какой-то момент после выхода в эфир нам позвонили люди, а потом прислали такое письмо в электронной почте, очень нас удивившее. Причем такое начало очень вдохновленное – уважаемые коллеги. Обратились к нам люди из Генпрокуратуры.

К. ЛАРИНА – Это Генпрокуратура была.

Э. ЛЕВИЕВА – Да. Но, учитывая, что журналист, как и следователь, наверное, пытается расследовать какие-то ситуации, вполне возможно, что мы можем считаться коллегами. Главное, чтобы мы не подменяли. Обращаемся к вам с нижайшей просьбой, в виду того, что у нас нет технической возможности снять самостоятельно в эфире, так как, увы, не принимаем, увы, заметьте, не принимаем ваш канал, просим предоставить в личное распоряжение генерального прокурора копию программы «Наше время: После Собчака».

К. ЛАРИНА – А дальше? Обоснования какие-нибудь были?

Э. ЛЕВИЕВА - Никаких.

К. ЛАРИНА – Типа – мы так любим, так хотим посмотреть.

Э. ЛЕВИЕВА – Мы очень удивились, и потом, уже когда я разговаривала с человеком по фамилии Филатенков, помощник генерального прокурора.

К. ЛАРИНА – А ты сама позвонила?

Э. ЛЕВИЕВА – Нет, боже сохрани. Он сам позвонил. Он как-то нашел мой телефон, какими-то трудностями. И как-то так стал даже выказывать некое недовольство, что мы ему за один день ничего не предоставили. Но я вспомнила в разговоре, что Генпрокуратура не очень охотно и быстро реагирует на наши просьбы, и попросила, я просто не поняла, это личная просьба или это официальный запрос. Мне было прислано уже письмо на официальном бланке Генпрокуратуры – «Прошу вас предоставить для личного архива генерального прокурора РФ копию программы «Наше время»». Из чего я сделала вывод, что у нас есть поклонники в лице генерального прокурора Юрия Чайки. Который видимо, собирает коллекцию, архив программ, в том числе и с нашими записями телеведущих наших, особенно видимо, Дмитрия Губина любит.

К. ЛАРИНА – Слушай, но может быть, правда здесь никакой подоплеки. Может быть, на самом деле Юрий Чайка тайный поклонник А. А. Собчака. И просто действительно собирает все, что касается его жизни. Свой личный архив.

Э. ЛЕВИЕВА – Я тоже так подумала, это показалось мне забавным. Мы, естественно, дадим такую возможность Юрию Чайке и обязательно ему запишем эту программу. И передадим. Пусть наслаждается.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Надо как-то оформить красиво, подарочно, с бантиком, на долгую память, что-то такое.

Э. ЛЕВИЕВА – Нет с такими как диски продаются, а на них какая-то заставочка. В общем, странно это все.

К. ЛАРИНА – Забавный эпизод. Теперь скажи в связи с тем, что про программу мы знаем, но ни Ира, ни я не видели.

Э. ЛЕВИЕВА - А ее можно посмотреть.

К. ЛАРИНА – Мы не будем как Чайка просить тебя прислать нам копию.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мне Этери прислала ссылку, но она к несчастью у меня не открылась.

К. ЛАРИНА – То есть можно посмотреть на сайте.

Э. ЛЕВИЕВА – Она будет повторяться в субботу, то есть сегодня в 7 часов вечера. И в воскресенье в 15.00. На сайте можно будет посмотреть на следующей неделе.

К. ЛАРИНА – Хорошо. Спасибо большое. Хорошо, что мы об этом рассказали.

Э. ЛЕВИЕВА – Вам спасибо, вы смелые девушки. Пока.

К. ЛАРИНА – Спасибо. Ну вот такой казалось бы забавный эпизод. Черт его знает, может быть, правда, ничего ужасного здесь нет.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Согласись, что некоторая странность в этой истории присутствует.

К. ЛАРИНА – Кто-нибудь сказал: а ты видел, Юра, передачу на «Совершенно секретно». Он: нет, а чего там было. – О, посмотри, посмотри. И вот после этого.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Также забавно, что у Генпрокуратуры нет никакого иного способа посмотреть программу канала «Совершенно секретно», кроме как, обращаясь к генеральному директору с просьбой нижайшей ее записать. Ну, если бы не тема и не персона, в ней затронутая, я имею в виду тему программы и собственно, член Совета Федерации Людмила Нарусова, то это можно было может быть считать каким-то просто случайным обстоятельством. А здесь что-то мне подсказывает, что непростой личный интерес к теме движет или двигает нашими высокопоставленными чиновниками.

К. ЛАРИНА – Ну что ж, пошли дальше. У нас на этой неделе буквально позавчера случился юбилей Виктора Цоя, и на Первом канале был показан фильм «Цой. Кино». Такой художественно-документальный. И как мне кажется, куда более ценным был потрясающий концерт Виктора Цоя.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Дело в том, что и фильм был очень хороший. А концерт не один раз показывали. Но единственное, что для меня несколько омрачало эту радость, что тут какая-то произошла невероятная путаница в программе, потому что все это и фильм, и концерт значились в пятницу в программе. А были показаны в четверг. А вчера шел футбол, как мы знаем.

К. ЛАРИНА – А куда же ты футбол денешь.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Правильно, а заранее нельзя было предположить.

К. ЛАРИНА – У меня такой путаницы не было, я это видела в программе.

И. ПЕТРОВСКАЯ - В программе, но на пятницу. В моей программе было на пятницу. Значит у меня программа неправильная.

К. ЛАРИНА – Потому что у меня все было нормально.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но вообще конечно, я должна сказать, что я действительно смотрела, не отрываясь, и довольно сложно действительно даже своим ровесникам некоторым оказалось объяснить, я не могу сказать, что для меня Цой был большим каким-то в то время невероятным кумиром. Но вот он стал действительно символом времени, символом того поколения, нашего поколения, и, пожалуй, ни в ком нет вот этой как бы энергии, которая буквально ощутима, осязаема. Вот эта энергия грядущего изменения, грядущих перемен. Не потому что он пел «требуем перемен».

К. ЛАРИНА – Это тоже такое культовое, как лозунг. Манифест скорее.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И вот он стал символом ощущений, эмоций, настроений, чаяний вот этого всего поколения. И поэтому когда сейчас были смешные всякие дискуссии, а каким бы он был сегодня, наверное, был бы таким же, как многие, встречался бы с президентами или с кем-то.

К. ЛАРИНА – А почему нет.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вполне может быть, а может быть и не быть.

К. ЛАРИНА – Люди же меняются.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И вообще люди такого типа, они мне кажется, что-то в этом есть такое предопределенное, что они действительно не живут долго. Вот как Высоцкий. Они как-то сгорают очень быстро.

К. ЛАРИНА – Но тут-то совсем молодой был.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А тут совсем молодой.

К. ЛАРИНА – 50 лет только сейчас. О чем ты говоришь…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Конечно. Я говорю только об одном…

К. ЛАРИНА – Сколько ему было лет, когда он погиб…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Уже 20 как прошло.

К. ЛАРИНА – 1992, по-моему, год. Ну значит 30 лет. И такой диссонанс, я имею в виду и образ и фильм, и кстати не по одному каналу, еще где-то тоже были фильмы о нем, и этот концерт, вот с тем, что сегодня происходит в ящике в первую очередь. Ящик отражение того, что происходит и на сцене…

К. ЛАРИНА – 15 августа 1990 года.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Тем более, значит вообще 28.

К. ЛАРИНА – Ужас.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Подожди. Да, 28. Так что спасибо тем телевизионным нашим товарищам, которые эту дату отметили, вспомнили. И, в общем, показали, как это было. И удивительным образом действительно он не утратил, прошибает все равно эта энергия, она проникает в тебя. Несмотря на то, что уже сколько лет его вообще нет.

К. ЛАРИНА – Я очень любила его в фильме «Игла», мне кажется помимо прочего, понятно, что бесконечно жаль, что он такой молодой ушел из жизни, но то, что он мог бы еще реализовать себя как большой артист, как вообще киночеловек, вот кино, это однозначно. Он парень, конечно, был непростой. Жалко. Ну здорово, что его помнят. И что он абсолютно человек сегодняшнего дня. Ты скажи самое главное.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я только что это и сказала.

К. ЛАРИНА – Нет ощущения, что это воспоминание о прошлом.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Абсолютно. Я это и сказала. Что он остался невероятно и современным, и актуальным в хорошем смысле.

К. ЛАРИНА – И по энергетике сегодняшней.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Энергия, энергетика. И что меня потрясает, я слышу иногда на даче, когда совсем молодые люди под гитару поют Цоя. Вот больше я не слышала ничего. «Машину» не слышала, чтобы пели, Гребенщикова не слышала. А Цоя поют. Просто поразительно. И молодым тоже значит, до молодых эта сила, эта энергия она доходит и наверное, особенно молодым это важно.

К. ЛАРИНА – Бабуль…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да.

К. ЛАРИНА – Прекрати тосковать.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, это-то наша и молодость и лучшая пора жизни.

К. ЛАРИНА – Да не знаю.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, ну а как. Это лучшая пора жизни и лучшее время, в которое все это произошло.

К. ЛАРИНА – Может быть нам послушать наших ровесников по телефону. Хочешь? Давайте мы это сделаем. Звоните нам. Как говорит Лев Гулько, бабушки и дедушки. Наш номер 363-36-59. Так, есть телефон. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте.

К. ЛАРИНА – Как зовут вас?

СЛУШАТЕЛЬ – Сергей.

К. ЛАРИНА – Говорите, Сергей.

СЛУШАТЕЛЬ – Я по поводу передачи на «Совершенно секретно» хотел пару слов сказать.

К. ЛАРИНА – Сергей, сделайте, пожалуйста, радио потише, потому что звук запаздывает. И очень большие паузы в эфире. Будьте добры.

СЛУШАТЕЛЬ – Я сделал радио потише. Мне кажется, что Чайку заинтересовал конкретно тот факт, что Нарусова практически прямым текстом сказала, что Собчак ушел из жизни не по собственной воле, скажем так. У него остановилось сердце, и она сделала собственную экспертизу, вскрытие. И сообщила, что никаких новых рубцов на сердце не было. Ну, примерно вот так.

К. ЛАРИНА – Вы знаете, это очень важная информация. Понятно, что люди, которые в теме и которые как-то интересуются и жизнью и смертью тем более таких знаменитых людей, для них эта информация не является новинкой. Потому что об этом говорили и эти слухи подспудно они существуют. Но, судя по тому, что сказали вы, впервые Людмила Нарусова об этом высказалась так в открытую.

СЛУШАТЕЛЬ - Да извините. Еще Губин Дмитрий задал ей вопрос, были ли обнаружены в крови какие-то посторонние вещества, на что она ответила, что есть такие вещества, которые в организме не оставляют никаких следов. Что мне показалось достаточно прямым намеком на определенные структуры.

К. ЛАРИНА – Ну что же, большое спасибо вам за эту информацию. Действительно очень важная. Тогда все наши по этому поводу усмешки и смешки становятся бессмысленными. Потому что действительно теперь уже понятно, что уже можно сказать, Ира, наверное, сделать вывод, что программа эта заинтересовала не с точки зрения лирических воспоминаний или ностальгии Генпрокуратуру.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ты думаешь, что нет других способов у Генпрокуратуры спросить Людмилу Нарусову кроме как посмотреть то, что она рассказывала в программе?

К. ЛАРИНА – Она же нигде этого не рассказывала. Это прозвучало впервые. Вот то, что если так, как рассказывал сейчас Сергей наш слушатель, то это впервые прозвучало.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну может быть.

К. ЛАРИНА – В телеэфире. Об этом говорили разные люди. Но не Людмила Нарусова. Я думаю, что это важная информация. Давайте еще звонок. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Меня зовут Олеся, я хочу передать привет бабушке и дедушке.

К. ЛАРИНА – Кому? Каким?

СЛУШАТЕЛЬ – Бабушке Эле и дедушке Толе.

К. ЛАРИНА – Это я призвала звонить бабушек и дедушек. Хорошо, а где они живут, Олесь?

СЛУШАТЕЛЬ – Они живут в Москве.

К. ЛАРИНА – А ты не можешь им привет передать, просто позвонить им по телефону, сказать: здравствуйте, бабушка и дедушка. Это я, ваша внучка. Я вас очень люблю. Ты решила по радио привет передать.

СЛУШАТЕЛЬ – Да. Они слушают.

К. ЛАРИНА – Они слушают? Хорошо, тогда присоединяемся к твоим приветам.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Хорошая девочка. Молодец. Она бабушке и дедушке приятное сделать хочет. На всю страну.

К. ЛАРИНА – Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Это Наталья, я вас приветствую, я хотела поделиться своим мнением по поводу концерта, который был на ТВЦ неделю назад. «Заезжий музыкант». Потрясающий. Проплакала практически весь концерт.

К. ЛАРИНА – А это что за концерт, расскажите.

СЛУШАТЕЛЬ – Это концерт, выступали артисты, которые исполняли песни Окуджавы.

К. ЛАРИНА – А где это все было?

СЛУШАТЕЛЬ – Назаров, Галина Хомчик.

К. ЛАРИНА – Какой это был зал, в честь чего?

СЛУШАТЕЛЬ – Зал Чайковского, памяти Окуджавы. Потрясающий абсолютно концерт. И на одном дыхании просмотрела его и очень была рада.

К. ЛАРИНА – Спасибо. Это, наверное, был приурочен к 12-му числу.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Разумеется. Я тебе хотела это сказать, что именно дата очередная смерти.

К. ЛАРИНА – Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Я Инна Фадеевна. Вы ошибаетесь, что Нарусова впервые выступила по телевизору с этой версией. В свое время вскоре после смерти Собчака, когда журналисты пытались взять интервью у врача, который непосредственно фиксировал смерть, то врач от них убегал буквально, я вспомнила даже Александра Второго, как он такими заячьими петлями убегал от террориста, точно также этот врач убегал от журналистов, оправдываясь, открикиваясь, они его спрашивали, почему не было вскрытия. И тот говорил, что он знает, он постоянно болел сердцем, вскрытие не нужно было и так далее. Вскоре после этого Нарусову интервьюировали, не могу сказать по какой программе, может быть по НТВ, но у нее спросили, что она думает о смерти Собчака. Она сказала, что эта смерть неестественная, что он был убит. Когда ее спросили, кто это сделал, она немножко замялась и сказала: Яковлев. На этом дело кончилось. К. ЛАРИНА – То есть это было сразу после смерти Анатолия Александровича.

СЛУШАТЕЛЬ – Да, может быть месяц самое большее. Но потом как-то Нарусова сошла со сцены и после она на НТВ получила передачу, где она сама интервьюировала и долгое время ее вела. Вот это абсолютно точно. У меня память в этом отношении, простите, я не хвалюсь…

К. ЛАРИНА – Нет, очень важно. Спасибо большое. Мы как раз в этом смысле не можем похвастаться хорошей памятью, а вам огромное спасибо за то, что вы так отслеживаете именно эту тему. Я думаю, что, безусловно, будет иметь продолжение. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Асаф. Я смотрел этот выпуск на «Совершенно секретно», во-первых, должен сказать, что Нарусова прямой мужественный человек, она еще раз это доказала. И конечно, эфир был сенсационным, потому что дело не в каком-то одном факте, и подозрениях по поводу неестественной смерти Анатолия Александровича, а ведь важен контекст. Передача достаточно длинная была, час с лишним. И нужно было понять ее ощущение этой… истории, в которой мы живем, 20-летней. Что было до, что было при, и что стало после. Вне контекста осуждать чисто криминальные сюжеты бессмысленно.

К. ЛАРИНА – Подождите, Асаф, а все-таки ваша версия, почему прокуратура заинтересовалась этой программой. Значит, там прозвучала какая-то информация, которая их заинтересовала. Все-таки.

СЛУШАТЕЛЬ – Я не имею права высказывать свою личную версию, которая у меня появилась сразу после гибели Собчака. Потому что это требует доказательств. Но мне кажется, мы имеем дело с историей Иуды…

К. ЛАРИНА – Это понятно, о чем вы говорите. Спасибо большое за эту версию. Ир, давай посмотрим передачу, это просто становится уже важным делом.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да.

К. ЛАРИНА – Сегодня Ксения еще придет, мы у нее спросим, может быть, какие-то подробности, продолжение, что там было дальше. Еще телефон или ты готова нам что-нибудь рассказать интересное про следующую неделю?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Про следующую, ой, как ужасно в наушниках, все время звук какой-то дополнительный идет.

К. ЛАРИНА – Это звук твоего голоса прекрасного.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, мне нравится голос. Но мне как-то не нравится его так объемно слушать. Будет премьера, наконец, очень странно все-таки, что это поставлено в середине лета, цикла нового итальянского Владимира Познера и Ивана Урганта.

К. ЛАРИНА – Это премьера? Они это не показывали?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, конечно. У них была Америка, Франция, и вот теперь после очень какого-то долгого как мне кажется затишья, потому что говорили о готовности уже этого цикла давно, в следующие выходные, к сожалению, не могу сейчас вспомнить суббота или это воскресенье, наконец, стартует этот цикл итальянский. Это то, что меня заинтересовало…

К. ЛАРИНА – Он будет еженедельный?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я так понимаю, что да, потому что трудно мне сейчас сказать. Если, допустим, в воскресенье, то может быть каждый день, но это вряд ли. Я думаю, что они будут показывать, как и предыдущие раз в неделю, что тоже, на мой взгляд, не очень удачно, потому что раз в неделю смотреть одну серию, ты забываешь и главное у тебя не возникает этого рефлекторного отзыва на ту или иную программу. Но, так или иначе, все равно в затишье лето и премьера, нам хотя бы будет, о чем поговорить.

К. ЛАРИНА – Ну а я хочу, пользуясь последними секундами, еще вспомнить про вчерашнюю премьеру на канале «Культура». Это такой фильм-спектакль «По поводу мокрого снега» Камы Гинкас. Достоевский и Алексей Девотченко. Мне очень жаль, что все это было перемешано с футболом, потому что мне кажется, что если бы ничего не мешало, эту бы премьеру посмотрело куда больше людей. Там есть свои проблемы в этом спектакле, в его варианте телевизионном, технологические скажем так. Но, по-моему, вещь невероятно сильная и важная. Надеюсь, что ее повторят еще, повторю название «По поводу мокрого снега». Кама Гинкас. Алексей Девотченко.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Кстати, спасибо Леше Девотченко, который проинформировал друзей в фейсбуке, потому что иначе я бы, например, могла это пропустить. Тем более вчера вечер был более чем насыщенный и страстями и по поводу «Падения Берлина» и, кстати, наоборот, выигрыша немцев во вчерашнем…

К. ЛАРИНА – Ангела Меркель была счастлива.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Четвертьфинал вчера был?

К. ЛАРИНА – Да.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, Ангела Меркель была счастлива. Но я знаю и многих других, кто болел за немцев и был тоже счастлив.

К. ЛАРИНА – А у меня сегодня выпускной опять.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Почему опять?

К. ЛАРИНА – У меня уже был выпускной когда-то. В 1980 году.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А, твой собственный был. А сейчас твой сын, с чем мы и поздравляем. Наконец сын выходит в большую жизнь. Когда у моей дочери был выпускной, я практически упала на колени в школьном дворе и благодарила Господа, что избавил меня от этого кошмара под названием школьные годы чудесные моей дочери.

К. ЛАРИНА – Ну что же, на этом заканчиваем передачу. Ирина Петровская, Ксения Ларина. И я напомню, что в «Культурном шоке» у нас сегодня Ксения Собчак, Максим Виторган. Говорим мы о границах юмора, допустимых и недопустимых.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024