Купить мерч «Эха»:

Человек из телевизора - 2012-07-28

28.07.2012
Человек из телевизора - 2012-07-28 Скачать

Л. ГУЛЬКО – 11.07. Мы начинаем передачу «Человек из телевизора». Ирина Петровская. Здравствуйте, Ира.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Доброе утро, Лева.

Л. ГУЛЬКО – Просто всем, кто жаждет, Ксения Ларина в отпуске.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Чего мы и всем желаем.

Л. ГУЛЬКО – Конечно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ксении мы желаем, что она отдохнула и чтобы поменьше смотрела телевизор, а хотя не получится. Она же у нас спортивный фанат. Я думаю, она будет независимо от того, где она сейчас находится, и на каком языке вещает то телевидение, она будет все равно смотреть трансляции.

Л. ГУЛЬКО – В радость только.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну да. Наверное.

Л. ГУЛЬКО – Спорт в радость, это не какие-то, а потом сидишь и плюешься. Там же не плюешься после всего этого.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да. Особенно если не знаешь языка, на котором комментируют, то вообще прекрасно. Можно звук даже отключить.

Л. ГУЛЬКО – Я правда, не до конца смотрел открытие Олимпиады…

И. ПЕТРОВСКАЯ - А я совершила гражданский подвиг, не собираясь это делать. Потому что я не могу сказать в отличие от Ксюши, что я большой поклонник, любитель. Безусловно, что-то смотрю. Но это было просто не собственно спортивное, а фактически театральное представление, действие. Мистерия, что угодно. И, зацепившись и начав смотреть, я себя оторвала за уши, только когда уже попрощались наши комментаторы и пошли рекламные ролики. Это было уже почти в 4 утра. Поэтому я во всеоружии сегодня и могу…

Л. ГУЛЬКО – А так незаметно совсем.

И. ПЕТРОВСКАЯ - У меня такая особенность моей натуры, что чем меньше я сплю, тем я бодрее и лучше выгляжу и наоборот.

Л. ГУЛЬКО – Чем больше слез, тем больше облегчение.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да. Поэтому я должна сказать, что ничего подобного не за какой-то истекший период, а вообще мне кажется, я никогда не видела. Это было совершенно фантастическое восхитительное феерическое зрелище. Как это снято, придумано, сколько туда заложено смыслов, национальных символов, это не просто по стенкам полазили, светомузыку устроили, фейерверки пустили, нет, это было представление, которое поставил режиссер оскароносец Дэнни Бойл, который известен нам по фильму «Миллионер из трущоб», где было несколько таких смысловых кусков, а в общем, они и связаны друг с другом, потому что мне показалось, что это было представление на тему британских ценностей, в которые входят и история своя, которой они гордятся и исторический кусок был удивительный, превращение пасторальной сельской Англии, Британии в индустриальную. Это и дети, здоровье, культура, безусловно. И литература. Там было много литературных символов персонажей. Память о прошедшем тоже входит в историю. Безусловно, люди, деятели, которыми они до сих пор гордятся. Из всех сфер культуры, и искусства и науки, и кого угодно. Я просто многих фамилий не очень хорошо знаю, чтобы произнести, но в частности там был человек, которого считают изобретателем Интернета. Если можно так сказать. Который тоже приветствовал. Уж не говоря о том, что были и великие футболисты Бекхэм и Пол Маккартни. И конечно, сама королева.

Л. ГУЛЬКО – Уинстон Черчилль в качестве скульптуры, махавший королеве…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это отдельная составляющая. Это самоирония.

Л. ГУЛЬКО – Абсолютная.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Потому что эти кусочки такие мини-фильмики, которые были сделаны, это было так перемешано, часть была записана заранее, но было перемешано так, что ощущение, что это в реальном времени происходит. И те, кто не видел просто, когда появились кадры Букингемского дворца, то внутреннее устройство, двор это называется…

Л. ГУЛЬКО – Патио.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Допустим, патио, хотя мне кажется это не про Англию.

Л. ГУЛЬКО – Все равно оттуда все.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Въезжает кэб, который в обычное время никогда туда не въезжает, оттуда стремительно выскакивает некий человек, который также стремительно поднимается по всем лестницам, камера показывает то его ноги, то со спины, то затылок. И только когда он входит в кабинет сидящей к нам спиной женщины, выясняется, что это Джеймс Бонд, а он же актер Дэниел Крейг, который приехал за королевой. Дальше он везет королеву в свой вертолет, сажает. Они летят реально в вертолете.

Л. ГУЛЬКО – Королева спокойна…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Королева абсолютно невозмутима. При этом, когда они уже подлетают и видно, что под ними чаша стадиона, они надевают парашюты и королева шагает к выходу и дальше парашютисты приземляются уже на стадионе. Понятное дело, что никто не представляет, что ее величество вдруг решило такой финт совершить, но выглядит это чрезвычайно эффектно. Но она появляется в этот момент и объявляет Олимпиаду открытой. И это конечно совершенно прекрасное отношение, в том числе и к своим национальным символам, первым является, наверное, именно королева, монархия. Но они как-то по-другому устроены, вот все время, когда я смотрела и читала в этот момент отклики мгновенные в сети, было ощущение, что это какой-то совершенно другой мир и было это физическое и эмоциональное ощущение того, что это сплоченная страна, сплоченная вокруг собственных символов…

Л. ГУЛЬКО – Это же английский газон 400-летний.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Совершенно верно.

Л. ГУЛЬКО – Тот самый газон, который долго-долго выращивали и вырастили.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Правда, он потом когда общались с некоторыми людьми, решили, что авторы этого шоу, конечно, определенным образом выбили почву из-под ног наших организаторов Олимпиады, потому что по логике наш король, наш королек Владимир Владимирович должен был бы, наверное, спускаться во время Сочинской Олимпиады на парашюте. Но это в его такой…

Л. ГУЛЬКО – Все от режиссера зависит.

И. ПЕТРОВСКАЯ - …брутальной стилистике. Но потом один мой товарищ, не могу его назвать, потому что он политик, он сказал, что, наверное, придумают новый ход. Он вознесется. А не спустится, наоборот, на стадион. Ну, в общем, еще раз повторяю, эти 4 часа, которые пролетели, просто даже жалко было, что кончилось, эта невероятная великолепная кода, когда зажглись все лепестки по числу стран, вначале это была интрига, нас заинтриговали, подвесили что называется крючки такие. Почему вместе с каждой командой рядом со знаменосцем идет ребенок, который несет лепесток какой-то из металла. И потом выяснилось, что это образует круг. И дальше произошло что-то невероятное и эти все лепестки начали подниматься вверх, потом они когда зажгли огонь, все слились в некий такой цветок или как калейдоскоп в детстве мы смотрели, это было тоже невероятно, просто как это придумано и технически и как снято и показано. Конечно, у зрителей телевизионной трансляции были большие преимущества по сравнению с теми, кто там сидел. Там другое ощущение, личной причастности к происходящему…

Л. ГУЛЬКО – Приедут наши товарищи, спросим. Сан Саныч Пикуленко, кстати, справа от королевы.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Понятно, что все равно каждый видел какую-то часть, а трансляция и сверху, и снизу, и панорама, и крупные планы. То есть передают все и то, как это придумано и сделано, всю красоту и эмоции непосредственных участников и лица ведущих политиков мира, которые приехали приветствовать и всех олимпийцев и свои собственные команды. Еще был, конечно, невероятно трогательный фрагмент, когда дети появились в пижамках, потому что поздно, они пели гимн.

Л. ГУЛЬКО – Боже, спаси королеву.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Все стояли, у людей были слезы на глазах. Почему-то наши не сказали, что там было достаточное количество детишек инвалидов, они часть сидели на инвалидных колясках, часть на языке вот этом глухонемых. А часть детей, это видно было, но мне кажется это очень важная составляющая ментальности британской, отношения ко всем и к детям в первую очередь. И потом уже коллега написала из Лондона в фейсбуке, что по окончании этого фрагмента BBC детей интервьюировало. И оказалось, что часть детей для этого хора такого отобрал режиссер в одной из самых далеко не выдающихся школ, где учатся дети бедноты, такие не миллионеры, но из трущоб британских. И он, тем не менее, пошел в эту именно школу и набрал оттуда детишек, которые с радостью репетировали, и потом когда BBC спрашивало их, что им больше всего запомнилось, то дети отвечали то, что мы пели перед королевой. Когда это было, то у королевы при всей ее невозмутимости было ощущение, что тоже в лице что-то дрогнуло, безусловно.

Л. ГУЛЬКО – Она же человек.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да.

Л. ГУЛЬКО – А, кстати, волонтеры просто люди, которые просто участвовали, не за деньги, просто обычные англичане.

И. ПЕТРОВСКАЯ - 10 тысяч человек вчера было задействовано, как было сказано, в этом представлении. И когда был кусок, посвященный национальному здравоохранению и детям, то танцы исполняли реальные врачи, именно врачи, медсестры…

Л. ГУЛЬКО – Проходили собеседование…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, которые пришли волонтерами и с удовольствием все там танцевали. Потом был тоже потрясающий момент, когда факелоносец, я к сожалению плохо знаю спорт, но не запомнила, как его зовут, какой-то легендарный британский атлет нес факел, и по такому освещенному коридору, где стояло 500 строителей в касках, которые тоже приветствовали огонь и эти 500 строителей и построили вот этот совершенно фантастический стадион. Ну и конечно, вот этот финал, когда запел сэр Пол Маккартни, «Hey Jude», и когда пели абсолютно все. Уже потом а капелла, он просто говорил, а теперь мальчики, девочки и они, раскачиваясь, все это пели, это уже просто мурашки по коже действительно и столько не денег, денег тоже достаточно туда вложено, но, во-первых, видно, что вложено все, что распил как-то не очень знаком британцам, наши коллегам.

Л. ГУЛЬКО – Нет, но в других местах.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну, может быть. Но видно, с какой изобретательностью, любовью, с каким креативом, простите за выражение все это сделано, сколько вложено всего, включая, наверное, и больших денег. Но очень по делу и замечательно потраченных. Вот. Ну а вторая составляющая моего утреннего восторженного спича это то, что пришлось в этот момент слышать. Я смотрела на Первом канале. Кто-то смотрел по Евроспорту, кто-то еще где-то.

Л. ГУЛЬКО – Давайте я сначала скажу, Ир. Простите. Я смотрел до начала второго. Поэтому скажу вам честно, мне комментаторы Первого канала Кирилл Набутов и Владимир Гомельский не мешали. Во-первых, они пытались рассказать чего-то такое, перебивая немножко друг друга, но, может быть, потом чего-то с ними произошло…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мне кажется, что да, что-то с ними. Мне и сначала они тоже несколько мешали. Мне кажется, они построили такой, вот если бы они были, например, мужчина и женщина, то можно было бы применить здесь аналогию песни «Ой, Вань, смотри, какие клоуны», в смысле диалог у телевизора двух, вы помните замечательную песню Высоцкого, кстати он тоже отмечал бы на прошедшей неделе свой день рождения. 25-го числа. Так вот они примерно с какого-то момента начали комментировать ровно так. Ой, глянь, нет, глянь, ну, правда, Вань. Примерно в этом духе. Мне казалось, что после момента, когда объявили, что довольно холодно, возможно, была необходимость согреться каким-то образом и по мере продвижения к финалу действа, комментарии становились все более вольными. И, как правило, мало связанными с тем, что в реальности происходило. Или что еще хуже, ровно в те моменты, когда очень хотелось, чтобы были сделаны паузы, начинались какие-то лихорадочные абсолютно признания, воспоминания о том, как я с этим или с этим спортсменом когда-либо познакомился. Например, была тоже очень трогательная минута молчания в память обо всех, кто сегодня не с нами. Вот так примерно было сформулировано. Тех, кто погиб в войнах, чтобы не было войн и тех, кто уже не сможет быть никогда с нами. И соответственно минута молчания она минута молчания. Всю минуту молчания ровно нам рассказывали, про что минута молчания. Это уже какие-то такие мне кажется даже не столько случайные, а уже этические ляпы. И также в конце, когда вышел сэр Пол Маккартни и комментарий уже совсем был не нужен, все равно они еще пытались что-то договорить. И сами комментарии иногда были просто прелестные по своей странности, например, там была фраза, что полтора миллиона британцев по время празднования юбилея правления королевы…

Л. ГУЛЬКО – 60 лет.

И. ПЕТРОВСКАЯ - …вышли на улицы Темзы.

Л. ГУЛЬКО – На берега.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И на берега вряд ли. Наверное, все-таки имеются в виду улицы Лондона.

Л. ГУЛЬКО – Но Темзу показали перед этим.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Идет шведская команда, ребята отвлеклись на что-то несущественное, успевают только сказать, один говорит: типичные шведы, второй говорит: сто процентов. Ну и так далее.

Л. ГУЛЬКО – Мы понимаете, с вами не знаем, как комментировали другие страны.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я тоже вчера у некоторых людей прочитала, фейсбук чем хорош, что люди в разных странах пребывают, говорят, что чрезвычайно болтливы и также назойливы итальянцы, чрезвычайно болтливы и патриотически еще настроены напыщенные американские комментаторы. И самые сдержанные, во всяком случае, человек, который про это писал, немцы, которые коротко обозначают, что, где, кто.

Л. ГУЛЬКО – Национальный характер.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Может быть, но, в общем, честно скажу, что комментарий был так, мягко скажем, нетипичный вообще, потому что у нас вообще очень говорливые комментаторы, но они как правило сообщают массу каких-то иногда ненужных подробностей околоспортивных. Здесь именно были с какого-то момента на уровне – ой, какой костюмчик. Или – а посмотри, какие у него уши. Про другого спортсмена.

Л. ГУЛЬКО – Ну когда комментарии заканчиваются.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну наверное. Но тогда мне кажется можно все-таки делать паузы. И это пойдет только на пользу.

Л. ГУЛЬКО – А вот еще с утра у нас ребята обсуждали Володя Варфоломеев с Аней Трефиловой и многие наши радиослушатели по поводу рекламы, прерывалось действие.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, это было очень обидно. Особенно во время вот этого самого представления, открытия. Когда все было логически одно с другим связано и важно было понять, как одно из другого проистекает. Почему именно так. И в общем, что хотят люди сказать. И вот когда на этом стыке кусков смысловых начиналась вдруг и шла реклама, то, честно говоря, это просто вызывало ярость. И это было не один раз, было довольно много этих рекламных включений. И кстати, тоже кто-то из коллег написал, что в Британии, внутри Британии BBC, которая транслирует открытие Олимпиады, идет без рекламы и в этом есть преимущество общественного телевидения, коим BBC и является. Но при этом, это Ирина Демченко из РИА-Новости, она в Лондоне работает, она написала, что в течение всей церемонии там же шла бегущая строка, что в каком-то маленьком провинциальном городе Британии зафиксирован шестой случай какой-то болезни легионеров. Я, почему говорю какой-то, потому что я не в теме что называется. То есть имеется в виду, что в этом тоже общественное телевидение, которое считает своей обязанностью, несмотря на праздник, информировать свое население о видимо, том, что особенно в этот момент людей или не в этот, а вообще очень тревожит людей. Ну вот, такие мои впечатления. Что у нас там люди пишут, им понравилось?

Л. ГУЛЬКО – Во-первых, люди пишут, что у Высоцкого был день смерти.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ой, да, прошу прощения. Конечно, 25 июля. Извините.

Л. ГУЛЬКО – Да, бывает, Ирина тут совершенно ни при чем.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Естественно, день памяти.

Л. ГУЛЬКО – Законно ли прерывание рекламой. Некоторых прыжок королевы покоробил.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну что там могло покоробить. Была просто шутка.

Л. ГУЛЬКО – А еще заметили, что нельзя было про принцессу Диану.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нельзя было говорить? Тут собственно принцесса Диана, мне казалось, не вполне было бы уместно.

Л. ГУЛЬКО – Нация без национальной идеи, и ничего как-то им не мешает жить. Как раз у них есть национальная идея. Британия. Королева, национальная идея.

И. ПЕТРОВСКАЯ - История своя, традиции свои, своя действительно веками культивируемая система демократическая, между прочим.

Л. ГУЛЬКО – После Кромвеля.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну да. Да я бы согласна была вот так без национальной идеи, так вот сформулировано тупо и в лоб, пожить, потому что…

Л. ГУЛЬКО – Она же есть.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну, наверное, есть. Я бы вот сейчас не взялась сформулировать национальную идею. Кроме того что да, Британия. И это, наверное, выше, шире, глубже каких-то просто пустых слов.

Л. ГУЛЬКО – Поэтому внутри у них обсуждения, когда люди, приезжающие в Британию, не хотят принимать национальную, это тоже проблема сейчас, не в такой степени, конечно, но возникает. Ну что делать. Она возникает у всех. «Комментаторы надоели на Первом канале. Будет ли повтор открытия Олимпиады на «России-2», - пишет Анна.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Надо посмотреть в программе. Иногда давали. Но я должна сказать, что в этом году, я не помню, как в предыдущие, давало ли возможность такую Олимпиада, можно было смотреть и на сайте. И некоторые например, находясь в других странах, наши соотечественники, о чем они писали в фейсбуке, и не имея возможности смотреть Первый канал, потому что многим все равно важно, конечно, тем, кто не знает языка, все-таки смотреть и слышать комментарии какие-то на русском языке. Так вот они могли смотреть это в Интернете. На сайте Первого канала.

Л. ГУЛЬКО – Ольга из Москвы: как все отлично у них и как отвратительно у нас. У них даже холод замечательный.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я так вижу, что видимо, это сарказм.

Л. ГУЛЬКО – Надо сначала пожить там, чтобы как-то ощутить.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Британия никогда, по-моему, не славилась жаркими субтропическими и тропическими погодами.

Л. ГУЛЬКО – До этого у них 30 было. А перед этим они в пальто ходили.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну да. Но я была дважды в Лондоне, правда, всякий раз не в лучшее время и холод, который я там испытывала, да, это ни с чем не сравнится. Даже не холод, а такая промозглость, которая тебя время от времени пронизывает. Но это не мешает радоваться там жизни.

Л. ГУЛЬКО – Лена пишет: на НТВ-плюс очень хорошо комментировали, не мешали.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, кстати, вчера кто-то написал, что, переключившись на другие каналы, обнаружил в результате Анну Дмитриеву замечательную, которая без всяких лишних глупостей и слов просто рассказывала, что происходит.

Л. ГУЛЬКО – Спасибо. Первая часть наша закончена. Сейчас новости, а потом вернемся и продолжим, конечно, разговор. Не без Светы это будет, но что делать.

НОВОСТИ

Л. ГУЛЬКО – 11.35. Мы продолжаем. Тут какой-то вопрос был. А вот. Повтор Олимпиады будет на Первом в 13.50.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Сегодня? Ой, всем говорю, если будут раздражать комментарии, отключите, хотя там содержится, конечно, информация, мы же не так понимаем какие-то символы, коды, не все можем расшифровать. Но просто по картинке, я сама приеду, надеюсь, успею до этого приехать, хочу еще раз какие-то вещи пересмотреть. Сейчас мы сидим, а у нас идет Евроньюс, и там показывают реакции первые людей, выходящих со стадиона, волонтеров, и мы, поскольку смотрим без звука, то главное, что бросается в глаза - абсолютно счастливые, радостные лица всех без исключения. И каких-то хмурых или недовольных явно там не наблюдается. Такой общий праздник и ощущение приобщения к грандиозному событию.

Л. ГУЛЬКО – В общем, почему-то вдруг подумал, что когда были в советское время праздники 7 ноября, 1 мая, в общем, настроения тоже были у всех радостные. Стол ждал с красной рыбой или салатом оливье, или что-то еще, но такое ощущение праздника было.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну да. Я тоже это помню.

Л. ГУЛЬКО – То есть здесь единение общества, там единение. На разных основах, какие-то разные идеи национальные, но идеи национальные.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Я, кстати, недавно себя поймала на том, что это ощущение праздника, я думала, что это скорее связано с тем, что это было детство, но наверное, не только.

Л. ГУЛЬКО – Да нет, не только.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Потому что так как-то сложилось, что у нас не было в семье членов партии и поэтому никто не ходил на первомайские и ноябрьские демонстрации.

Л. ГУЛЬКО – Да я даже не член ходил. Извините.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А вот у нас почему-то никого не посылали из семьи. Но при этом не идеологическое такое, не то что пели революционные песни за столом, но праздник, и он связан с какими-то запахами, с традициями семейными. Что вот утром того же 7 ноября пахнет свежемолотым кофе, только что испеченными пирожками.

Л. ГУЛЬКО – Селедочка.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это позже уже, наверное, к вечеру, если гости. А вот это какой-то, да, было. И оно почему-то исчезло. Только новый год оставляет определенный именно на уровне запахов, которые невольно тебя связывают с детством…

Л. ГУЛЬКО – Милиция меняется в новый год, заметьте. На улицах. Меняются лица.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Наверное, я на новый год, как правило, стараюсь уехать куда-нибудь, поэтому наблюдаю лица другие.

Л. ГУЛЬКО – Но, тем не менее. Значит, что-то было, сказали не без Светы. «Похоже, Света из Иваново это мини-проект Холманских, а попросту смычка элиты с простым народом».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Смычки элиты с простым народом, безусловно, не получается.

Л. ГУЛЬКО – Вторая тема.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Поехали в Иваново или к Свете из Иваново. На самом деле все оказалось…

Л. ГУЛЬКО – Я не видел ни одной передачи.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Одна только еще была, Лева, я вас обрадую. Сегодня будет вторая. Посмотрите. Это надо просто посмотреть, чтобы понимать вот эти, извините за выражение тренды нынешние. Все оказалось намного более печально, чем мы даже прогнозировали неделю назад. Потому что проблема, очень много всего уже написано по этому поводу и сказано и в сети и в газетах, и некоторые думают, что над Светой зря издеваются. Она нам еще себя покажет. Проблема даже не в этой Свете из Иваново. И не в Иваново тем более.

Л. ГУЛЬКО – Да нет, Иваново причем тут.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Очень смешно, ивановцы, как утверждал на своем сайте губернатор Михаил Мень, возмущены тем, как…

Л. ГУЛЬКО – Образованный, кстати, человек очень.

И. ПЕТРОВСКАЯ - … как НТВ, федеральный канал затеял этот проект, который по его мнению и по мнению других ивановцев наносит существенный удар по столь тщательно в течение многих лет формируемому положительному имиджу региона. И представляет регион как убогую малообразованную провинцию. Это, конечно, очень смешно. Потому что если Света из Иваново способна, одна Света нанести огромный удар по усилиям огромного количества и имиджа…

Л. ГУЛЬКО – Света не одна, сколько народу через телевизор…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Имеется в виду все-таки Света если и наносит какой-то удар, то по имиджу вообще того, что сегодня происходит со многими людьми. Света, по сути, и порождение и жертва того же телевидения.

Л. ГУЛЬКО – Конечно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Она усвоила свою какую-то если можно говорить о системе ценностей именно из ящика, ее лексика из ящика и когда это все – блин, жесть, круто, охренеть, извините, произносит Света из Иваново, то все говорят, ой, ужас, какое убожество. А точно также реагируют на все, что происходит так называемые звезды, селебрити, у которых она пытается так называемые брать интервью.

Л. ГУЛЬКО – А чем они отличаются. Доходами.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вот именно. Доходами и ужасным высокомерием. И снобизмом по отношению к Свете из Иванова. И еще очень важная вещь. Телевизор регулярно, показывая какие-то реалити-шоу, да те же «фабрики звезд», он волей-неволей формирует у молодого и совсем еще несформированного и малообразованного действительно человека представление о том, что для того чтобы прославиться, стать знаменитым, заработать много денег, в общем, ничего не надо.

Л. ГУЛЬКО – Попасть надо вот туда.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Только попасть туда. Да. Ящик как единственный социальный лифт, пользуясь нынешним очень популярным выражением. То, что за состоявшимися в большинстве своем судьбами, карьерами все равно стоит и труд, и талант, этим людям не рассказывают.

Л. ГУЛЬКО – И образование, в общем.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И образование, труд, талант. Недаром тут приходят такие кинематографические аналогии на ум, «Светлый путь» и тем более это сочетается с именем. Где тоже очень простая неграмотная девушка Таня, которую исполнила Любовь Орлова, приезжает откуда-то из глубинки, вначале пытается домработницей поработать, но потом попадает на фабрику, учится и становится…

Л. ГУЛЬКО – Это не Ладынина?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, «Светлый путь» это Александров, Любовь Орлова.

Л. ГУЛЬКО – Я уже путаю.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нам ли стоять на месте. Это любимейший фильм народа. Но там именно было понятно, что это не удача улыбнулась и не грудью девушка дорогу проложила себе, как Света из Иванова…

Л. ГУЛЬКО – «Светлый путь» это американская мечта.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, ну конечно. Американская мечта, но при этом она адаптированная к определенным обстоятельствам.

Л. ГУЛЬКО – Ну под нас конечно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И при всем том предполагается, что это трудолюбие и желание работать, для того чтобы в данном случае, хотя у американцев тоже прославить и свою страну, это основополагающее. А не то, что это случайно девочке повезло. Или тоже классика, Фрося Бурлакова знаменитая из фильма «Приходите завтра», Екатерина Савинова. Она же тоже приезжает из глухой сибирской деревни в совершенно нелепейшем мамином нарядном платье. Со своими причем довольно симпатичными, наивными, непосредственными представлениями о жизни, о людях и так далее. И ей тоже поначалу кажется, что она уже умеет петь. Помните, когда ее там прослушивают…

Л. ГУЛЬКО – Два циника.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это другое. Это уже НТВ. Такая аналогия. А профессор прослушивает. Она говорит: да не, не надо я уже так могу, я в клубе выступала. И только потом, несмотря на то, что у нее действительно обнаруживается и голос, и талант, только потом она приходит к пониманию того, что это тоже труд и талант, для его полной реализации требует огромного труда, образования и собственно этим она там и занимается. А дальше вот эта история. Над Фросей тоже подтрунивали. Тоже немножко глумились вот эти…

Л. ГУЛЬКО – Но по-доброму.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вот эти два старшекурсника консерваторских. Один Александр Ширвиндт, второй, по-моему, Юрий Белов. Которые представились Константином Сергеевичем и Владимиром Ивановичем. И начали устраивать такие вот представления, прослушивания.

Л. ГУЛЬКО – Розыгрыш.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Совершенно верно. И только лишь рассказ Фроси своему старшему товарищу скульптору, которого играет Папанов, что Константин Сергеевич с Владимиром Ивановичем сказали то-то, тогда он заинтересовался - кто-кто? А фамилии не Станиславский случайно? О, говорит, точно, точно, Станиславский. Вот тогда только стало и ей и ему понятно, что ее разыгрывают. Но дальше встречается на пути у Фроси Бурлаковой этот замечательный профессор, который ее отправляет по правильному пути, который видимо, стал бы впоследствии, если бы было продолжение, светлым. Свете из Иваново встретились циники прожженные в виде дяденек с НТВ. Которые решили, ничего не прикладывая, никаких усилий, вот такая, как есть, учить только портить. Во всех ты, душенька, нарядах хороша, особенно в тех, в которых ты привыкла блистать. Чем чуднее, смешнее, но смешнее в плохом смысле слова, потому что это именно глумление определенное. Вот такая вот ты давай и вылезай на экран и, собственно говоря, дерзай. Что она и делает. Девушка, похоже, что без комплексов, это тоже очень печально. Потому что в творчестве комплексы мне кажется, являются очень важным…

Л. ГУЛЬКО – Комплексы это же защитная реакция у девушки.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, у нее нет защитной. Вот я смотрела внимательно и не один раз.

Л. ГУЛЬКО – Мне кажется такое поведение само просто…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я говорю, с одной стороны повторяет то, что она видела. Таких интервьюерш, которые подбегают с микрофоном и чуть ли ни бьют своего героя по голове и задают идиотские вопросы, выше крыши. На всех каналах. Есть пародии на них, есть реальные такие люди. Но когда она подбегает с этим микрофоном к Джигурде, это одно, когда она с микрофоном лезет к Антонову и он не хочет с ней разговаривать и она вслед ему говорит «придурок», то это говорит…

Л. ГУЛЬКО – Юрию Михайловичу?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну да, она вначале говорит: Юрочка, а вы можете. Юрочка годится этой девочке…

Л. ГУЛЬКО – Во внучки. В дедушки.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Безусловно. То есть это еще пардон, к сожалению, дурное воспитание. Или отсутствие такового. Когда она хватает нанайца за причинное место, простите меня, пожалуйста, это более чем дурное воспитание.

Л. ГУЛЬКО – А может ей дали такую установку?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, ну слушайте.

Л. ГУЛЬКО – Может быть какой-нибудь режиссер.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Давайте мы себе представим какую-нибудь другую девочку, которая даже и мечтает прославиться, но все-таки схватить опять же взрослого мужчину по сравнению со Светой из Иваново, этим нанайцам уже за 40, по-моему, да любого, господи, схватить…

Л. ГУЛЬКО – За 40…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, я тоже подумала, идиотизм. Когда она по совету Бари Алибасова трясет самым дорогим, что у нее, собственно отмерено ей природой, а именно обильной плотью…

Л. ГУЛЬКО – Вздохнув полной грудью, да.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, именно в царство шоу-бизнеса дорогу грудью проложит себе. И он ей советует, что нужно именно для продвижения этим пользоваться, и она этим пользуется. Когда ее снимают в самых не то что невыразительных, а невыгодных для нее ракурсах. Ведь даже не потрудились грим ей наложить нормальный. И поэтому…

Л. ГУЛЬКО – Все изъяны…

И. ПЕТРОВСКАЯ - В 19 лет бывает такая угревая сыпь на коже и это все демонстрируется и демонстрируется ее вкус в одежде, и все. В общем, это производит чудовищное ощущение того, что на твоих глазах, во-первых, человека портят еще больше, а во-вторых, просто издеваются над, собственно говоря, человеком, который сам не ведает, что творит. Конечно, ее никто не принуждал, не заставлял. И это ее выбор и больше того, она счастлива. Но это ничего не значит, она может быть счастлива, она приобщается, как ей кажется к самому вообще высокому, к чему только можно приобщиться.

Л. ГУЛЬКО – Насколько это все длительное?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вот это очень смешно.

Л. ГУЛЬКО – По времени.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Во время этого как сказать…

Л. ГУЛЬКО – Перформанса.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, ходит по Останкино и набредает в студию, где готовится читать новости профессор Беляев, который на НТВ сообщает погоду. И она входит как всегда - ой, прикольно, блин, расскажу папе, офигеет и так далее. Он смотрит на нее с невыразимой грустью, как мне показалось, говорит: а как вы думаете, надолго ли вы задержитесь здесь. Она говорит: ну не знаю, год или два. Он говорит: нда, а мне кажется, что вам надо готовиться к тому, что вам дадут пенделя очень скоро. Ой, мне водички принесли. Теплой. Спасибо.

Л. ГУЛЬКО – В красивом стаканчике.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вот. Она говорит: я не боюсь, - хорохорясь. Пока я тоже не вижу потенциала ни в самой Свете, ни в этой программе. Мы это обсуждали с коллегами, если бы это делали талантливые люди, они бы придумали некую форму, может быть, я имею в виду, что сам факт использования этой Светы все равно мне кажется циничным и омерзительным. Но это еще сделано до такой степени убого, что мне кажется в таком виде это еще может ну два раза может быть люди придут, посмотрят, а потом просто это будет раздражать, они будут плеваться, потому что это даже не прикольно.

Л. ГУЛЬКО – Ира, а, может быть, в этом есть тайный смысл вот так показать без прикрас. Вот смотрите сами на себя. Вот они, вы какие.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А вот в этом и есть очень существенное отличие старого телевидения при всей его идеологической зашоренности и вот этого нынешнего. Потому что той самой молодежи, хотя я очень не люблю говорить абстрактно молодежь…

Л. ГУЛЬКО – Ну а на кого это рассчитано.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Все равно молодой человек, в общем, он должен иметь какие-то примеры для самоидентификации, для подражания. И для большинства людей эти примеры поставляло и телевидение и кино, которое в свою очередь показывало телевидение. И для того чтобы человек как-то сам в себе разобрался, для него были совершенно другие герои, до которых надо было тянуться. Если идея в том, что просто смотрите на себя как в зеркало, то она мне кажется совершенно ущербная и убогая, плюс еще тут замкнутый круг, смотрите на себя как в зеркало, усваивайте эту модель и понимайте, что только так, таким нахрапом, глупостью…

Л. ГУЛЬКО – А, может быть, это вызовет отвращение у вас.

И. ПЕТРОВСКАЯ - У кого-то может быть…

Л. ГУЛЬКО – Если человек думающий, он поймет, что ничего себе…

И. ПЕТРОВСКАЯ - У кого-то может вызвать отвращение. Но вот долгоиграемость, можно так сказать…

Л. ГУЛЬКО – Наверное.

И. ПЕТРОВСКАЯ - …«Дома-2» в том числе связана с тем, что действительно у основной адресной аудитории этой программы совсем молодых подростков и чуть выше, у них до этого, как это ни печально звучит, не было таких примеров для самоидентификации из как бы реальной жизни. Потому что ведь это как бы реальная жизнь.

Л. ГУЛЬКО – Но все это началось «Из-за стекла».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да. Почему был такой безумный интерес. Потому что людям нужно мне кажется и молодым, в том числе и исследования это показывают, видеть не только примеры для подражания, но видеть некие свои близкие им социальные группы, в которых худо-бедно, но каким-то образом строятся отношения, людям молодым очень важно понять, особенно мальчики, девочки, как эти отношения строить. Другой вопрос, что им показывают. Но у них тяга к неким реальным персонажам, и им кажется, что это и есть реальная жизнь. Что мы знаем, далеко не так. Может быть только первое «За стеклом» было в чистом виде, людей тоже отобрали и они…

Л. ГУЛЬКО – Тоже отобрали не лучших.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Отобрали тогда я так понимаю, определенные типажи, девочка из интеллигентной семьи, мальчик неврастеник, девочка хабалка, ну и так далее. Я сейчас говорю условно, чтобы никто не обижался, но просто типажи, которые присутствуют в этой примерно возрастной группе. Вот таких отобрали. И дальше из этих шестерых, по-моему, каждый выбирал того, за кого он мог болеть и в ком отчасти видел собственные черты или кому хотел бы подражать. Остальные дальше уже к реальным людям имели мало, они вначале приходили реальными людьми, и через некоторое время, конечно, уже становились, ну так скажем «артистами», которые действуют уже по определенному сценарию. Поэтому, возвращаясь и заканчивая про Свету из Иванова, Света Курицына она. Тут фамилия, конечно, тоже я думаю, сыграла для циников наших Константинов Сергеевичей новоявленных. Не завидую я Свете из Иванова, и другим бы тоже не советовала. Потому что здесь будет, мне кажется такой вариант – недолго, поматросят и бросят, и бросят вполне цинично, как это делают всегда телевизионщики и не только по отношению к Свете из Иванова, но как мы знаем, и к людям другого статуса, натуральным звездам. На телевидении так принято, пенделя дают всем одинаково. Без предупреждения, как правило. Иногда без объявления войны, иногда с объявлением. Но после этого пенделя человек уже уходит, если это человек, конечно, уже состоявшийся, он, безусловно, себя найдет и даже на этом существенно уже сузившемся медийном поле. А если человек неустойчивый, несостоявшийся, то это, безусловно, страшная моральная драма, трагедия.

Л. ГУЛЬКО – Как в принципе некоторые персонажи «Из-за стекла». Это тоже привело к трагедиям.

И. ПЕТРОВСКАЯ – О, да. Там были потрясающие совершенно, я имею в виду душу и воображение трагедии. Когда люди, просуществовав, сколько это длилось, месяца два не меньше, и ощутившие себя уже абсолютными героями нашего времени. Я помню, как их встречали, как Гагарина. Они выходили и они думали, что вот, перед ними раскрылся мир. Они добились, чего хотели. Как Света говорит, что я всю жизнь хотела быть знаменитой. Дальше нет продолжения, каким образом и способом я бы это сделала. И вот для ребят «Из-за стекла» была реализованная мечта – мы за два месяца условно, стали знаменитыми, нас знает каждая собака в стране. Нас приветствуют и дальше перед нами открываются совершенно невероятные возможности. Я помню, как по выходу из стекла, они все сюда пришли у нас на «Эхо», помните, рассказывали, как там это было. Но нет, к сожалению. Эта слава такая медийная, она скоропортящаяся. Она такого не очень хорошего качества. Нужно все время чего-то доказывать, что ты не просто так, вот такой прыщ вылез и вдруг неожиданно на время стал популярным.

Л. ГУЛЬКО – Здесь есть несколько sms. И сама, по-моему, Света сравнивала себя с Ксенией Собчак.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это ей там желают в конце нанайцы, что скоро ты станешь, типа такой же популярной как Ксения Собчак.

Л. ГУЛЬКО – Александр, наверное, из твиттера пишет нам: а Ксения Собчак разве отличается от Светы? Ну, разве что образованнее. Несколько таких sms.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну образованность прямо скажем, это не самый слабый капитал человека. Ксения Собчак…

Л. ГУЛЬКО – Воспоминают ее.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Поначалу то, на чем она завоевывала свой имидж, строила образ, да, пожалуй, там тоже было много сходного. Вроде бы как ни на чем, на пустом месте. Правда, здесь была фамилия, но это тоже такое у кого-то есть, у кого-то нет. Но фамилия…

Л. ГУЛЬКО – Не мешает.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, и в тот момент сыграла большую роль. Я помню, поначалу Ксению Собчак называли исключительно «светской львицей». Она не была еще ни ведущей…

Л. ГУЛЬКО – «Блондинка в шоколаде».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, нет, это позже. Вначале была светская львица, и это было очень смешно. И очень дико звучало, потому что я помню, даже мы с ней однажды в некоторую полемику вступили теперь уже много лет назад, как раз на программе еще тогда в «Поединке» на НТВ, которую вел Соловьев. И там были герои Николай Арнольдович Петров, и я была в его команде секундантов, и Бари Алибасов.

Л. ГУЛЬКО – Хорошая пара.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Они говорили о попсе. Как мы знаем, Николай Арнольдович был…

Л. ГУЛЬКО – Стойкий борец.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, стойким борцом. И вот там я помню, что какой-то свой спич я говорила на эту тему, что раньше была такая история, человек вначале чего-то добивался своим умом, талантом, трудом. Потом становился знаменитым. Другого не было пути. А сейчас все ровно наоборот. Человек вначале становится непонятно почему и чем знаменитым, только лишь потому, что он мелькает на тусовках, что он вхож в некое сообщество, таких же часто непонятно, на чем выехавших людей. Часто очень кто-нибудь пишет в том же фейсбуке про кого-то и идет такой комментарий: кто все эти люди. Вот ровно также смотришь, светская львица такая-то, светский лев сякой-то. И хотелось сказать: кто все эти люди. А дальше Ксения Собчак проделала определенный путь, кому-то очень неприятный и мне до поры до времени был он неприятен в роли этих блондинок и прочее. То есть она работала на эпатаже, на крайностях. Ну а дальше мы видим, что дальше произошло. И я думаю, это происходит, и произошло не в последнюю очередь из-за того, что она человек образованный, сформированный в определенной системе ценностей. И рано или поздно такой человек эволюционирует куда-то. Вот мы и наблюдаем. Эволюция, которая многим кажется абсолютно революцией. Но это все равно процесс. И довольно долгий.

Л. ГУЛЬКО – Учитесь, дорогие друзья. Учиться никогда не вредно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Учиться, как говорил один известный медийный персонаж, теперь уже, правда, давно уже усопший, но все равно медийный. Учиться, учиться и еще раз учиться.

Л. ГУЛЬКО – Спасибо огромное. Ирина Петровская. «Человек из телевизора».


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024