Купить мерч «Эха»:

Человек из телевизора - 2013-08-03

03.08.2013
Человек из телевизора - 2013-08-03 Скачать

Л. ГУЛЬКО – 11.10. Ирина Петровская. «Человек из телевизора». Здравствуйте.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Доброе утро.

Л. ГУЛЬКО – Доброе утро, конечно. Лев Гулько в студии. С чего мы сегодня начнем? С пожара?

И. ПЕТРОВСКАЯ - …Ну пожар да, такая метафора недели, пожалуй.

Л. ГУЛЬКО – Издеваются некоторые.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Абсолютно. Вначале в понедельник, по-моему, открыли памятник отцу-основателю телевидения, изобретателю точнее Владимиру Зворыкину на Останкинском пруду. А через день, по-моему, оно и загорелось.

Л. ГУЛЬКО – Там немножко загорелось.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я просто вспомнила, когда 2000 год, когда случился пожар на башне…

Л. ГУЛЬКО – Я очень хорошо помню, поскольку мы тогда с Нателлой Болтянской чуть служили на ТНТ, подрабатывали…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я это хорошо помню, поскольку жила и продолжаю жить в Останкино, непосредственно практически под башней. И было такое жутковатое ощущение. Потому что пошли тут же немедленно разговоры, что башня может вообще не выдержать, упасть. Жилые дома и вообще была нереальная картинка, она стояла вся в дыму, вокруг ходил народ, все было оцеплено. И комментарии, хотя тогда не было еще социальных сетей, насколько я помню, тем не менее, вокруг комментарии в прессе все-таки были скорее сочувственные и…

Л. ГУЛЬКО – Там люди погибли вообще.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Это, во-первых, во-вторых, когда мы помним, на сколько отключилось вещание, осталось только ТНТ, по-моему. Выяснилось, что зависимость телевизионная, в общем, сродни наркотической и очень много было тогда публикаций, которые свидетельствовали о том, что люди, лишившись телевидения, начали переживать просто такие ломки.

Л. ГУЛЬКО – Стресс.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Кстати, это август был. Выяснилось, что все-таки традиция самостоятельного проведения досуга без телевизора, на фоне телевизора, она во многом утрачена и действительно очень многие люди почувствовали себя в таком вакууме, развились всякие тревоги, фрустрации и понятно было, что телевидение играет действительно огромную роль, причем даже иногда клиническая зависимость от него существует. В этот раз конечно я сужу по соцсетям, по фейсбуку, где все-таки собираются, что называется, группы по интересам. И плюс к этому конечно вещание, слава богу, не прерывалось, говорят, что Общественное телевидение только России на какое-то время прервалось. А все остальные я следила за эфиром, даже спецвыпуски на Первом канале и на НТВ, может быть даже на НТВ не спец, а был плановый выпуск, появились уже поздно, когда пожар был потушен. И было понятно, что ничего страшного.

Л. ГУЛЬКО – Сработала, слава богу, сигнализация противопожарная.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И никто не пострадал. И ущерб не очень значительный. Но комментарии были очень показательные.

Л. ГУЛЬКО – Едкие.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я их привела даже в своей колонке в «Новой газете», что писали на воре и шапка горит, гори, гори ясно, чтобы не погасло. И, в конце концов, главное, что Останкино, «Останкино» мы в данный момент берем в кавычки, как название телецентра, по большому счету это метафорический…

Л. ГУЛЬКО – Раньше это называлось - идеологический шприц.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это игла. А мы сейчас имеем в виду просто само это место, хотя те, от кого и за кого телевидение, по мнению наших коллег и товарищей в фейсбуке горело от стыда, они не сидят в Останкино территориально. Кто-то сидит на Яме, кто работает на России, у НТВ там конечно есть своя территория, ТВЦ допустим, вообще в другом совсем месте. Поэтому метафорически Останкино было воспринято как эта территория некоего сконцентрированного зла и поэтому я думаю, эти злорадные были комментарии, даже еще до того как стало понятно, что телевидение не сгорит, все в порядке, все живы, здоровы и ущерба особенного нет. Некоторым образом настроения в этой части, назовем ее, как сегодня говорят, я ненавижу это слово креаклы, то есть креативно мыслящий класс. Это кто-то придумал глупость, тем не менее, достаточно уже укоренилось. К телевидению отношение абсолютно однозначное, что это территория, где действительно концентрация лжи, иногда бреда, мракобесия. Превышает все остальное, доброе, разумное, вечное, которое предполагал с помощью своего изобретения сеять Владимир Козьмич Зворыкин. Который к концу своей жизни разочаровался в этом изобретении, о чем нам рассказал и напомнил вновь Леонид Парфенов в совершенно замечательном, если говорить о событиях недели, хотя это событие двухлетней по-моему давности. Его фильм «Зворыкин-Муромец». Но вот что значит действительно абсолютно качественная, невероятно талантливая работа, которую можно смотреть от начала и до конца, не взирая на то, что фильм стали показывать в 23.30 на Первом канале в понедельник и там вся история и жизни его, и история его изобретения. И те повороты, и те метаморфозы, которые со временем оно претерпевало, когда власть имущие поняли, какой это потрясающий, действенный, эффективный инструмент манипуляции.

Л. ГУЛЬКО – По всему миру власти.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Конечно, и в первую очередь, когда Зворыкин говорил, что разочаровался в своем изобретении, он, конечно, говорил о своем американском телевидении. Потому что наше я думаю, он не видел, а если бы сейчас только в виде бронзового памятника стоял и наблюдал за тем, что происходит и, по всей видимости, опять же всякие эманации, если предположить, что ничто никуда не исчезает. Кстати если мы вспомним последние кадры у Леонида Парфенова, ведь Зворыкин завещал свой прах развеять над озером, и собственно, стал частью этого эфира. И опять же можно подумать, что, тем не менее, он где-то там, где-то витает и видит и наблюдает, во что превращают. И на самом деле изобретение не виновато, большинство изобретений делалось с задачей облегчить жизнь человечества, помочь человечеству.

Л. ГУЛЬКО – Защитить. То же ядерное оружие.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Конечно, в результате оборачивалось чем-то противоположным.

Л. ГУЛЬКО – То есть это телевидение, которое существует у нас, у них там ладно, свое, наверное, оно же и развлекает, отвлекает, информирует. Оно же должно быть всякое. В том числе и программа на РЕН-ТВ, о которой вы пишите.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Такая триединая задача, функция, которые всегда формулировались, они есть в учебниках, информировать, просвещать и развлекать. У нас это триединая формула или как сказать, она перевернулась. Поэтому на первом месте стало развлекать, потом развлекая же, информировать, разумеется, пропагандировать, эта задача вообще не является в принципе по родовым признакам вообще СМИ и телевидения, она не является сущностной.

Л. ГУЛЬКО – Как власть имущие поняли…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Они поняли, безусловно. Ну и наконец на последнем месте просвещать. А вот то, что у нас преподносится под видом просвещения, на самом деле часто это самая густопопсовая, тяжелое, вредоносное мракобесие. Это такой концентрированный бред, который регулярно теперь выходит, и вот я на этой неделе обратила внимание на программы РЕН-ТВ, с одной стороны этот совершеннейший парадокс, с одной стороны там существует одна из практически последних внятных объективных аналитических информационных программ с Марьяной Максимовской и прекрасными ребятами репортерами, и репортерские истории. А с другой стороны там существует огромная территория, программы есть «Территория заблуждений», а на самом деле территория заблуждений весь этот тренд, извините меня за выражение. Это и «Тайны мира» с Анной Чапман. Это и сама непосредственно «Территория заблуждений», и на самом деле это имеется в виду, что это накопленное человечеством за всю историю знание, которое вдруг каким-то образом поворачивается так, что оказывается, что это и не знание и все на самом деле не так. А в принципе этот весь тренд можно назвать огромной территорией заблуждений, которая морочит людям голову, вбивая совершенно ахинею. Иногда просто околонаучную, антинаучную ахинею. А иногда политологический бред какой-то, который, я даже, честно говоря, не представляю, на кого это может быть рассчитано.

Л. ГУЛЬКО – Я вас хотел спросить, потому что нормальный человек он, посмотрев, потом начнет переключать. Потому что смотреть это смешно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это с одной стороны смешно. А если представить себе довольно легковерных людей, мало читающих…

Л. ГУЛЬКО – Ну каких?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да огромное количество людей. Слушайте.

Л. ГУЛЬКО – Охотники в тайге простите меня. Кто это?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это люди, обычные люди наши с вами соседи часто, необязательно живущие в глубинке, а иногда и живущие на нашей с вами лестничной клетке, люди, которые не ищут специально для себя какие-то источники альтернативной информации, необязательно о политике, обо всем, о чем угодно. Те, которые привыкли, что ящик им в упакованном готовом виде дает разнообразные знания. О разнообразных областях и сферах, с которыми он связан в жизни или не связан. И поэтому люди, не имеющие этого критического…

Л. ГУЛЬКО – Мышления.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну пусть мышление. Они вполне себе могут верить. Например, программа, которую я смотрела на этой неделе.

Л. ГУЛЬКО – Про американцев?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не только. Вообще про агентов, в большей степени про нас. Американцы это просто такое всемирное зло…

Л. ГУЛЬКО – Заговор.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Которое пытается весь мир, какие-то политологи безумные выступают. Весь мир поставить на колени, превратить в рабов. И дальше наша история новейшая в основном, хотя там есть отсылы к другим историческим периодам жизни нашей страны. Вся наша история новейшая представляется как следствие, результат этого вселенского всемирного заговора. Всемогущих старцев Ротшильда, Рокфеллера, Сороса. У которых одна задача – поработить Россию, поставить на колени.

Л. ГУЛЬКО – Чтобы что?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Чтобы получить доступ к нашим природным богатствам.

Л. ГУЛЬКО – Уже все нормально.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И чтобы, поскольку там тоже есть люди, которые доказывают, что Россия всегда была и даже в тот период, когда разваливался Советский Союз, все равно Советский Союз, говорит в частности бывший министр печати Полторанин это легенда и мифы, что в середине 80-х экономика советская была в упадке. И когда упали цены на нефть, она тем более уже совсем рухнула. А на самом деле говорит он, у нас была сильнейшая экономика, которая могла соперничать с Америкой и Японией, особенно по производству электроники. Тут я чуть в обморок не упала. Какая электроника. Видели вы эту электронику в 80-е годы и позже.

Л. ГУЛЬКО – Электроника была в военном производстве. Но это отдельная история.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Может быть в военном. Ну и дальше конечно, рассказывается тоже все таким же образом перевернутое про предательскую роль М. С. Горбачева, как он, ставшим агентом ЦРУ под влиянием своей жены, которая тоже была агентом ЦРУ, все продал, и приводятся какие-то факты, которые вроде как укладываются у них в эту стройную схему. При этом больше всего меня радовали обороты «в это трудно поверить» и «доказательств этому нет». Но факты свидетельствуют, и дальше подбираются какие-то соответствующие факты. Короче говоря, у меня волосы дыбом встали. Даже когда это пересказываешь, я пыталась пересказать, потом довольно быстро выдохлась. Кажется, что это бред тяжелого сумасшедшего буйного или тихопомешанного. Но самое для меня большое…

Л. ГУЛЬКО – Или пародия какая-то.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Кстати, если как пародию…

Л. ГУЛЬКО – Вот Джеймс Бонд это в принципе рождалось как пародия. И тут своеобразный Джеймс Бонд.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я вспоминала неоцененный в прошлом сезоне фильм «Россия. Затмение» Андрея Лошака. Который сделан именно как пародия. Но все всерьез. И народ тогда, это наши зрители восприняли как всерьез, как серьезную информацию про то, что делает телевидение, что для того чтобы избежать излучения и вредного воздействия, колпачки из фольги себе делать.

Л. ГУЛЬКО – Или трусы свинцовые надевать.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Про трусы не помню.

Л. ГУЛЬКО – Это в пьесе.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ковры якобы несут какую-то информацию. И некоторые побежали, потом рассказали выкидывать ковры. Но вот оно на самом деле, если это пародия. Хотя там какие-то такие маночки Андрей Лошак расставлял, что это пародия. А здесь все всерьез, и самое главное, что всерьез ведущий программы, на самом деле уважаемый мной, давно мне знакомый человек Игорь Прокопенко. Серьезный журналист…

Л. ГУЛЬКО – Военный журналист.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ведущий «Военную тайну», делавший неоднократно очень хорошие документальные фильмы, в частности и про Чечню, про военную кампанию. Лауреат множества премий и член академии ТЭФИ и получавший много раз или несколько раз премию Лавр, как документалист. Но это я правда, честно говоря, у меня нет этому объяснений. Для чего это нужно и главное зачем подставляться под такое людям с репутацией и фамилией. Я понимаю, Анна Чапман, ну, слушайте, она просто открывает рот, произносит…

Л. ГУЛЬКО – Анна Чапман работает на абсурде, она доводит все до абсурда.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, она вообще, по-моему, не работает и не доводит, она просто выходит в кадр, заламывает ручки, демонстрирует свою фигуру и произносит, безусловно, я так думаю, тут надо уточнить конечно, не свои слова. И там может быть все, что угодно. От чего мы произошли. Кстати там у меня есть маленький кусочек, на одном из порталов научно-просветительских появилось шутливое письмо. Якобы от зрителя, которое он адресует в редакцию научно-популярных программа РЕН-ТВ. И там такой крик души: уважаемая редакция, уважаемый Игорь Прокопенко, Анна Чапман, 1 июля вы рассказали, что мы произошли от обезьян модифицированных, 2 июля — что мы потомки жителей Атлантиды, 3 июля - что мы с планеты какой-то, 4 июля - что мы произошли от человека-рыбы, 5 июля - что наш предок человек-змея, ну и так далее. Там еще перечисление дико смешное. И в конце крупными буквами, я заменю одно слово, но меня я думаю, поймут: блин, вы уже определитесь, наконец. На самом деле это, безусловно, шутка, но это крик души, действительно определитесь уже, от кого мы произошли. Теперь уже скоро официально будут доказывать, что мы произошли не от обезьяны, безусловно.

Л. ГУЛЬКО – Конечно нет. Мне кажется, что основная беда, я сейчас послушал вас, в тотальном отсутствии чувства юмора в стране.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да нет. Дело в том, что чувство юмора оно все-таки должно подпитываться чем-то позитивным. А поскольку позитива немного, то и чувство юмора, к сожалению, задавленное огромным количеством…

Л. ГУЛЬКО – Не согласен с вами.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Здрасьте.

Л. ГУЛЬКО – Поскольку в самые тяжелые времена это чувство юмора всегда было.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да вот теперь уже можно спорить, какие времена тяжелые.

Л. ГУЛЬКО – Но у нас все-таки.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Знаете как цитата знаменитая, Некрасов что ли: бывали хуже времена, но не было подлее. Сегодня такая история, что даже чувство юмора каким-то образом начинает затухать под напором, шквалом, потоком совершенно абсурдной информации, которую невозможно иногда не трактовать, каким-то образом интерпретировать, потому что понятно все, происходит некий абсурд. И всем как будто понятно, но абсурд продолжает происходить и давит этим катком реальных людей.

Л. ГУЛЬКО – Отдохнем немножко от абсурда. Послушаем самые свежие новости, а потом продолжим разговор.

НОВОСТИ Л. ГУЛЬКО – Итак, возвращаемся в наше телевидение. Вот что нам пишут: «Я моряк…

И. ПЕТРОВСКАЯ – С печки бряк.

Л. ГУЛЬКО – Растянулся как червяк там дальше. Нет, на самом деле человек просто пишет: «Я моряк, наблюдал, как люди просто пялились в темный экран. Ни один канал в море не работал, спросил: зачем. Сами не знают. Зависимость», – Влад из Тольятти пишет.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Шутит мне кажется. Нет?

Л. ГУЛЬКО – Не знаю. «Знаю кучу людей, - Анна, медсестра, - на работе, которые верят во весь бред нашего телевидения. Ужас».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но на самом деле удивительным образом это противоречит хотя бы очень ныне распространяемой, распространенной, получившей и получающей и всегда в общем, имевшей огромное значение для воцерковленных, православных картине божественного сотворения мира. И таким образом по сути это страшная ересь, если даже…

Л. ГУЛЬКО – Я поэтому говорю про юмор.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я даже не про юмор, а про то, что люди, которые с одной стороны ходят в церковь сегодня, стоят со свечками, идут на крестный ход во время праздников, а при этом смотрят, что мы произошли от человека-рыбы, русалки и так далее. Эту всю ахинею они воспринимают, потом еще ведь ужас заключается в том, что этого рода знания передаются по цепочке. Кто-то услышал, потом сообщил своим еще пяти подругами. Та передала своим друзьям и детям. И таким образом это все одно с другим…

Л. ГУЛЬКО – Теперь рыбу не едят, наверное.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да прям. И рыбу едят, и мясо в пост едят. И уверяю тебя, что они путники и в то же время верят в то, что мы бывшие русалки все, только хвост потом откинули и в то же время кричат, что оскорбление чувств верующих. Вот оно оскорбление чувств верующих, ребят.

Л. ГУЛЬКО – Потому что люди, как сказал один человек не верующие, а суеверные в основном. Верующих мало.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вот каким образом суеверие, мракобесие сочетается с вот этим официальным православным нынешним и вообще таким…

Л. ГУЛЬКО – Трендом. Красивое слово.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Прекрасное слово, меня много раз упрекали, не фиг типа употреблять.

Л. ГУЛЬКО – А как скажешь иначе.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Опять же только иронически. Все эти празднества в честь Крещения Руси, стоят дети, на которых надеты…

Л. ГУЛЬКО – Купола.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, они как маленькие такие храмы. Кому это в голову вообще может придти. И одновременно вот такое. У меня сейчас кстати открытие научное. Прямой эфир излечивает аллергический ринит, Лева. Я пришла сюда, на меня смотреть было страшно.

Л. ГУЛЬКО – Потому что организм начинает работать на эмоциях.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Может быть всех сюда подтягивать.

Л. ГУЛЬКО – Вы имеете кого в виду?

И. ПЕТРОВСКАЯ – Кстати, хочу успокоить своего любимого доктора Татьяну Александровну Кривощапову, привет вам огромный, все под контролем. Ничего не развивается в худшую сторону.

Л. ГУЛЬКО – И закончим, пожалуй, отобьемся, как говорят некоторые. Вот такой sms: «Ирина, а что делать простому обывателю, потребителю нашего телевидения».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Включать мозги. У нас сегодня все-таки эпоха наступила, которая позволяет людям получать и разную информацию, было бы желание. Когда говорят особенно люди нашего возраста, а тем более молодые, что нет возможности, это называется, я не верю. Даже если нет каких-то технических возможностей, все равно можно всегда найти способы получить информацию, хотя бы проверить, хотя бы попытаться как-то подвергнуть какому-то критическому осмыслению.

Л. ГУЛЬКО – Я про юмор и говорю. Отсутствие тотальное.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не все, Лева, возможно воспринимать с юмором. Давайте возьмем последнюю историю, последнюю по степени абсурда и бреда, суд и приговор Илье Фарберу. Что знает наш основной зритель, вот этот потребитель телевидения. Что какой-то там учитель, причем весьма сомнительной и это прокурор не скрывал, национальности, получил за то ли взятки, то ли потому что он у кого-то увел бабу, получил свои 7, вначале 8, а потом 7 лет. И многие комментарии, которые мы даже видим у нас на «Эхо Москвы» на сайте, ну не бывает дыма без огня, пусть посидит. Вот нечего воровать и так далее. На самом деле вот она проблема и дело и главная задача вообще любого нормального уважающего себя СМИ и телеканала. Слушайте, ребята, попробуйте, разберитесь. Потому что ум за разум заходит даже у тех, кто, в общем, следил за процессом, кто естественно по другим источникам, а не по телевидению. Хотя даже на телевидении некоторое время тому назад, по-моему, когда был первый еще суд, вышел целый выпуск, что меня очень поразило, программа «Пусть говорят» с Андреем Малаховым. Где помимо того, что конечно там были всякие версии, что он кого-то увел, а какой-то местный эфэсбэшник таким образом отомстил. Но с другой стороны была крайне интересная картина, с какой неприязнью относятся местные к этому совершенно непонятному для них человеку.

Л. ГУЛЬКО – Он чужой для них человек.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Чужой, который приехал и в деревне, где, наверное, не все благополучно, мягко скажем, чтобы не обидеть. Этих детишек бесхозных, часто брошенных пытался приобщить к чему-то прекрасному. Рисовал, учил их музыке, устраивал какие-то вечера, балы. Там тут же начали намекать некоторые приехавшие, что это неспроста. Чуть ли какую-то педофилию пытались пришить. Но в целом, несмотря на то, что там было очень много всякой сваленной в одну кучу информации, тон этого эфира был для меня тогда откровением. Он был абсолютно сочувственный и было произнесено и Малаховым и другими людьми, надо пересмотреть будет, кстати, что это какой-то бред и абсурд. И в этом есть какая-то невероятная загадка. Даже если ты чужой, даже если не доказано при этом, брал или взял или дал наоборот взятку или чего-то, притом, взятку, которая несопоставима с миллиардными, миллионными хищениями, которые сегодня происходят и которые производят наши высшие какие-то чины, отделываются условными сроками. А здесь человек получает строгача, строгого режима 8 тогда, чуть ли с лишним лет, в этом какая-то невероятная загадка. И вот после этого, этот единственный эфир помню, конечно, об этом говорили тогда на «Центральном телевидении» НТВ. Наверное, у Марьяны Максимовской, но после этого тем более сейчас лето, вообще ничего. Вести вообще, по-моему, даже не рассказали про то, что прошел этот процесс. А НТВ и Первый так ограничились мне кажется достаточно такими объективистскими материалами. Что вот было, вот приговорили. А что это, почему вдруг такая действительно, как правильно наша коллега и подруга Ларина в своем фейсбуке написала, откуда такая совершенная лютость и жестокость фашистская какая-то. Объяснения этому нет. И вы говорите чувство юмора включить.

Л. ГУЛЬКО – Я не это имел в виду.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это вал, вот человек, который находится в информационном потоке, информационной среде, вначале да, первая реакция все смеются. Вторая реакция – пожимают плечами, недоумевают. Говорят, больше ада. А третий вариант – полное недоумение, отчаяние от того, что, сколько ни пишут потом в других, конечно, не в телевизионных форматах про бред и абсурд, ничего не меняется. Вот в чем мне кажется трагизм сегодняшнего момента.

Л. ГУЛЬКО – Sms: «Ксенофобия в действии. Причем дело не в национальности, просто Фарбер вообще чужой. Инопланетянин». Вот есть свои, а есть чужие.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Совершенно верно. Хотя там прокурор прекрасную фразу сказал, ее тоже все цитировали. Что человек по фамилии Фарбер не может бескорыстно помогать деревне.

Л. ГУЛЬКО – Это отдельно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну как отдельно.

Л. ГУЛЬКО – Прокурорское.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Этот человек не с Луны. Он не инопланетянин.

Л. ГУЛЬКО – Это его личное отношение.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я думаю, что он живет там же в этом же, наверное, прокурор не приезжает откуда-то, из Аляски, ладно Америка, а что у нас, Сахалина. Он живет там и он, скорее всего, вольно или невольно озвучивает определенные настроения, которые именно мы же знаем, что Россия велика, но со своими какими-то особенностями. И возможно, именно такого рода настроения присутствуют в этом конкретном месте. В этой Тверской губернии. Но помимо всего прочего конечно чужой. Какого черта. Приехал, красивый, молодой, образованный. За какие-то копейки начал вдруг там собирать ребятишек, их учить.

Л. ГУЛЬКО – У них денег куры не клюют, а у нас на водку не хватает.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Какого черта тебе надо, ты что, самый умный. Ну а дальше уже люди же все пытаются себе со своей логики, позиции, своей колокольни объяснить мотивы других. И вот этот мотив, что значит какая-то корысть, значит чего-то ему тут надо, наверное, он присутствует. Так же как у этого прокурора, так и у этих людей, куда он к своему несчастью приехал в свое время.

Л. ГУЛЬКО – Ну вот типичное сообщение, которые делят на своих/чужих: «Если бы на месте Фарбера был русский, вы бы его не защищали». А Фарбер русский, между прочим.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Хорошо, давайте перевернем. Да, Фарбер ну россиянин. А на месте Фарбера совсем недавно, я имею в виду на скамье подсудимых мы видели, и они еще туда, скорее всего, и вернутся потом, Алексея Навального и Петра Офицерова. Совершенно русские. Уж если на то пошло. И мы его защищаем и продолжали и тогда и выходили на Манежку с этими протестами. И сейчас будет акция в защиту уже Илья Фарбера и узников Болотной. Так что не работает аргументик. Не работает. Всех, кто становится жертвой вот этого несправедливого, абсолютно чудовищного нынешнего правосудия, все, безусловно, достойны защиты. Тут есть один упрек правильный. Что мало в тот момент, когда первый был суд и приговор, это уже второй пересмотренный. Мало действительно защищали и меньше, чем, наверное, следовало бы, именно о Фарбере говорили. Все остальное вот по мере сил и возможностей, у кого есть такие ресурсы и у кого есть такое желание, и защищают и помогают, и сейчас идет сбор помощи для Ильи Фарбера и его семьи, потому что он многодетный отец. А там еще штрафик на секундочку наложили в 3 миллиона рублей для человека, у которого зарплата была, пока он работал 3 с чем-то тысячи рублей. То есть этот ужас ляжет на плечи его семьи, его троих родных и двоих приемных детей и жены. И сейчас люди приходят и приносят деньги и открыли Яндекс-кошелек и туда переводят, и вчера меня безумно тронула Ира Паперная написала, что там, где, в том числе собирают деньги, в «Мастерской» у них, кафе называется или ресторан, пришла какая-то совершенно нетипичная для этих участников протестов дама, которая сказала, не представилась, сказала, неважно, кто я, но она принесла сразу 2 тысячи евро пожертвований в семью Ильи Фарбера и на погашение этого чудовищного штрафа. Если, в конце концов, его не обжалуют и просто в помощь этой семье, которая оказывается, и наверняка уже оказалась, поскольку он давно за решеткой, в бедственном положении. Вот люди и так реагируют и понимают, что творится какая-то чудовищная страшная несправедливость. Расправа все равно непонятно за что. Мотивы какие угодно, ксенофобские. Любые другие могут быть. Но все равно жестокость этого наказания и абсурдность она вызывает оторопь реальную. Это я к тому говорю, что при этом телевидение практически об этом ничего не рассказывает, за исключением маленьких сюжетов. Достаточно совсем отстраненных информационных, называется уже и за это спасибо, скоро будем ноги просто целовать.

Л. ГУЛЬКО – Таня, которая подводит некую черту под темой, говорит: сам виноват. Какой народ, такой и суд и телевидение. И власть. Всегда.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А сам виноват кто?

Л. ГУЛЬКО – Народ. Какой народ, такие и все остальные.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Тут мы много раз на эту тему говорили. Зависимость обратная к сожалению. Народ есть да. Но тут разные варианты есть. Есть телевидение и другие институты общества, которые пытаются делать этот народ обществом гражданским, людьми ответственными. А есть телевидение, которое наоборот, пытается из этих людей сделать такое покорное легковерное большинство, массу, которую ничего не интересует. Поэтому зависимость, какой народ, такое и телевидение, она в то же время и какое телевидение, такой и народ. Потому что сколько мы уже существуем в этой ситуации, по меньшей мере, 10-15 лет. Когда мы видим вот планомерно, как телевидение превращается все больше и больше в эту пропагандистскую дубину, которая лупит людям по мозгам. С одной стороны внушая, что они русалки, с другой стороны, что они божественные все. А с третьей стороны, что ничего интереснее всякой развлекухи в жизни нет. А это все ладно, захотите, разберетесь, это не наше дело.

Л. ГУЛЬКО – Давайте мы перейдем к другой теме. Если позволите. Спрашивает Дмитрий из Екатеринбурга: «Что вы скажете о цикле передач просветительских Феклы Толстой на канале «Культура».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Можно я на следующей неделе про это скажу. Потому что еще будет продолжение. У меня есть определенные…

Л. ГУЛЬКО – У меня тоже кстати.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, да. Определенные замечания, скажем мягко. Но давайте еще посмотрим…

Л. ГУЛЬКО – Но сама суть.

И. ПЕТРОВСКАЯ - С одной стороны да, это тот самый случай, когда в первую очередь мне кажется, здесь гонятся за развлекательной составляющей. А потом уже за просветительской. Еще из того, что я увидела, не нравится некий такой панибратски-амикошонский тон ведущей. Возможно, связанный с тем, что конечно она потомок этого великого рода, но мне кажется, даже это потомство не предполагает такого вот панибратства. Ну не знаю, еще посмотрю.

Л. ГУЛЬКО – Я знаете, что сразу вспомнил часть цикла, здесь рядышком есть памятник А. Н. Толстому.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Совсем близко. Сидит он там в сквере.

Л. ГУЛЬКО – Он загажен до неимоверности. Чего нельзя его почистить, уважаемые господа Толстые. Я уж не говорю о государстве. Фиг с ним. О московских властях. Уважаемые господа Толстые, он загажен. Хороший памятник, между прочим.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я давно правда, не подходила к нему.

Л. ГУЛЬКО – Подойдите, посмотрите.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Разумеется, многие Толстые или часть Толстых делают очень много…

Л. ГУЛЬКО – Нет, я же не спорю.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Тот же самый Владимир Толстой, который в Ясной Поляне действительно…

Л. ГУЛЬКО – Просто они все часть из них, в общем, небедные люди, чего там говорить.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Давайте эту тему специально оставим, и может быть свяжемся даже с кем-то и поговорим на эту тему.

Л. ГУЛЬКО – Давайте. Хорошо. Тогда следующая история. 90-летие Валентины Леонтьевой.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Ну, во-первых, тут конечно бессмысленно говорить поздравляем. Но 90-летие это действительно…

Л. ГУЛЬКО – Памятная дата.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И опять же с одной стороны спасибо, что вспомнили. И чтобы помнили, хорошо было бы. Одновременно в один и тот же вечер, кстати, сегодня, будет еще документальный на Первом канале фильм, посвященный Валентине Михайловне. А позавчера, если мне память не изменяет, или в среду вышли одновременно два эфира. С небольшой разницей. Первый был «Прямой эфир» Корчевникова на канале Россия, а второй был «Пусть говорят» у Малахова.

Л. ГУЛЬКО – Повтор.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, не был повтором говорили.

Л. ГУЛЬКО – Про сына. Вы имеете в виду новый.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, потому что там говорили про 90 лет. Ну, может быть они, предполагая, что будет 90, заранее записали. Вот в ряду повторов, которые все дни продолжались, это был оригинальный выпуск. И одновременно или чуть раньше был у Корчевникова оригинальный выход. Разница между подходами и ведущими и при этом вроде бы одинаковыми форматами здесь особенно очевидна. Да, у Малахова, безусловно, тоже пытались конечно добавить туда перцу. И вспоминать ее действительно трагическую семейную историю, взаимоотношения с сыном. Или точнее их отсутствие. И достаточно или совсем печальный исход уже ее судьбы, когда она оказалась на старости лет больная, у сестры, в Ульяновской области и, кстати, слава богу, там за ней ухаживали. Малахов, безусловно, пытался придать эту горчинку, перчинку эфиру. И эту историю вытягивать. Но в целом все-таки был эфир, я очень внимательно следила, смотрела. Даже вчера пересмотрела. Называлось «Дети тети Вали» и там сидели ее коллеги, ее друзья. Люди, которые принимали участие. И все-таки больше было вот этого восхищения то, что умеет Малахов делать на самом деле, и преклонения перед предшественниками, перед людьми, на которых и он учился и вырос и многие другие. Это Малахов. А «Прямой эфир» вызвал у меня просто какую-то тошнотворную реакцию. Прямой в кавычках разумеется. Во-первых, фальшь, которая сочилась и сочится из Бориса Корчевникова, который пытается наигрывать изумление, удивление. Бесконечное лицемерное: давайте не будем в этот прекрасный день вспоминать, а нет, давайте все-таки вспомним, что там какие-то люди пытались ее использовать. Причем пришли люди, совершенно не пытались использовать, наоборот, рассказывали, как они хотели ее вернуть в эфир. Ничего они на этом не получили, а только потеряли. Потому что их обманули, они вынуждены были даже квартиру продавать. И бесконечно только зашел разговор о том вкладе бесконечно важном в телевидение, который остался, вообще о личности Валентины Михайловны. Нет, мгновенно Корчевников возвращает опять куда-то туда: нет, вы это вспомните. Обязательно чтобы еще подрались хорошо бы, не подрались, но полаялись. Тоже изрядно. И потом лицемерное обращение в конце: дорогая тетя Валя, я знаю, вы меня слышите. Вот ужас, ужас.

Л. ГУЛЬКО – Не артист.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Он артист, между прочим.

Л. ГУЛЬКО – Плохой значит артист.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вот, Лева. Вы не знаете. Он играл в сериале «Кадеты».

Л. ГУЛЬКО – Это не значит, что он артист.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Тем не менее, его уже давно считают и артистом тоже. Но необязательно быть артистом, Малахов, между прочим, не артист.

Л. ГУЛЬКО – А у Малахова другие функции совсем.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну как же. У него ровно те же самые функции.

Л. ГУЛЬКО – Вообще ведущий программы совершенно не артист.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я и говорю, что у них функция одна и та же. Они оба ведущие…

Л. ГУЛЬКО – А Корчевников пытается быть артистом.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А программа одного и того же формата. Корчевников не пытается быть артистом. Корчевников пытается изобразить эмоции, которых у него нет. Когда человек с холодным носом с абсолютно безразличным отношением к другим пытается изобразить свое участие, свое сочувствие вот получается то, что получается. Неимоверная фальшь. И когда бесконечно приводили слова Валентины Михайловны Леонтьевой, которая учила молодых ребят, и Сашу Олешко учила, как выяснилось, он как раз тогда только на телевидение пришел и других, и она говорила: не надо ничего учить. Нет каких-то таких специальных учебников. Слушайте свое сердце, свои чувства, слушайте людей и тогда у вас все получится. Здесь было ровно противоположное поведение в манере Корчевникова, чем то, что завещала, можно сказать, потомкам теперь уже Валентина Михайловна, которая действительно была выдающейся ведущей. И это же удивительно, что уже сколько лет прошло, как ее нет в эфире, а сколько людей и поколений ее помнят, любят. А трагизм в судьбе, наверное, это неизбежная плата за тот успех, ту популярность…

Л. ГУЛЬКО – Это судьба.

И. ПЕТРОВСКАЯ - То, что она дала, действительно отдала людям другим, но, к сожалению, часто так бывает, что собственная и личная жизнь и собственная жизнь вообще оказывается в некотором загоне.

Л. ГУЛЬКО – То, что вы процитировали «бывают хуже времена, но не было подлей» нам пишут, Некрасов процитировал Хвощинскую, рассказ «Счастливые люди», 1874 год. Спасибо, Юра, вам.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Потрясающе. Я все-таки обожаю эту мгновенную реакцию. Спасибо.

Л. ГУЛЬКО – Спасибо. Ирина Петровская. «Человек из телевизора».


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024