Купить мерч «Эха»:

«Мусульманский дресс-код: могут ли российские регионы вводить его у себя?» - Поехали? - 2013-02-06

06.02.2013
«Мусульманский дресс-код: могут ли российские регионы вводить его у себя?» - Поехали? - 2013-02-06 Скачать

М.КОРОЛЕВА: Здравствуйте, это программа «Поехали», о людях которые перемещаются по миру, я - Марина Королева и Тихон Дзядко, редактор нашей программы, вы его сегодня еще услышите. Мы в нашей программе пытаемся решить для себя, надеюсь, что и вы тоже это попытаетесь решить для себя – могут ли регионы РФ вводить у себя мусульманский дресс-код в обязательном порядке.

Начинаем, по традиции, с новостей миграции – их, как всегда, представляет Тихон Дзядко.

Т.ДЗЯДКО: Массовых нарушений прав рабочих, занятых на строительстве Олимпийских объектов в Сочи не было, - заявил журналистам курирующий стройку вице-премьер Дмитрий Козак, комментируя доклад «Хьюман Райтс Воч». В опубликованном в среду отчете организации говорится о существующих у некоторых работодателей олимпийской стройки проблемах с оплатой труда и переработках трудовых мигрантов, а также о том, что в некоторых случаях они находятся в фактическом рабстве. «Если где-то такие факты есть, а их не может не быть при таком количестве, то они не носят массовый характер. Таких масштабных жалоб, что бы заслуживало международного доклада, не поступало. Если бы такие явления имели массовый характер, я бы точно о них знал», - сказал Козак.

Законопроект, который дает право организациям, помогающим ФМС в борьбе с нелегальной миграцией статус социально-ориентированных , со всеми положенными льготами и привилегиями, подготовил глава Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций, депутат от ЛДПР Ярослав Нилов, - пишет газета Известия. Например, они могут выявлять точки проживания нелегальных мигрантов и ставить в известность органы ФМС. По словам парламентария, с сотрудничество с ФМС обязательное условие для получения статуса. Как отметил Нилов, власти в одиночку не в силах решить проблему нелегальной миграции, поэтому им приходится подключать к работе НКО,

В Министерстве труда и социальной защиты сообщается, что в России сокращается естественная убыль населения – с января по декабрь 2012 года естественная убыль населения РФ составила 2573 человека, что в 51 раз меньше, чем в 2011 году, - говорится в пресс-релизе министерства. Естественный прирост населения по итогам 2012 года зарегистрирован в 40 регионах. Наибольшие темпы наблюдаются в Башкирии, Коми, Удмуртии. Камчатском и Красноярском краях.

Гражданин Узбекистана Рустам Захидов выиграл иск против России в ЕСПЧ и добился выплаты компенсации в 30 тысяч евро. Помимо компенсации, суд обязал Росси также оплатить судебные издержки. Суд постановил, что российские власти не изучили должным образом запрос Захидова на предоставление ему убежища. Истец мотивировал запрос тем, что на родине ему угрожало плохое обращение – в Узбекистане он был объявлен в розыск как предполагаемый член незаконной религиозной организации. Теи не менее, российские миграционные службы отказали ему в убежище, и сейчас Захидов отбывает тюремный срок в Узбекистане.

М.КОРОЛЕВА: Это были новости иммиграции. И переходим к сегодняшней теме – мусульманский дресс-код, могут ли российские регионы вводить его у себя. На днях в СМИ появилась информация, что сотрудниц ГТРК «Грозный» в Чечне обязали ходить на работу в хиджабах. Сведения исходили от самих сотрудниц, но анонимно. По словам одной из сотрудниц, указание о введении нового дресс-кода для журналисток Грозного исходит не от руководства телекомпании – эта инициатива идет от вышестоящего руководства.

Вот, что рассказала женщина – по ее словам, о ношении хиджабов говорили еще перед Новым годом, но на прошлой неделе всех предупредили, что если с 1 февраля женщины не наденут хиджаб, их уволят. В принципе, и без того все ведущие на телеканале обязаны быть в больших платках и не облегающей одежде. Хиджабы, правда, не являются национальной одеждой, - заметила корреспонденту «Кавказского узла» сотрудница компании, но тем не менее.

Представитель руководства телекомпании категорически эти сообщения опроверг, сказал, что никаких письменных или устных распоряжений на этот счет не было и нет, а значит, не может быть и предмета обсуждения – никаких хиджабов никто не вводил. Но при этом он признал, что определенные требования к внешнему виду сотрудниц все же существуют, цитирую: «Как во всех госучреждениях, у нас действуют определенные правила для сотрудников: девушки носят головные платки и одежду ниже колен. Мужчины по пятницам надевают длинные рубашки и свободные брюки, потому что в этот день каждый верующий мусульманин обязан совершать коллективную молитву в мечети. Эти правила у нас действуют давно, и никакой надобности в новых дресс-кодах нет», - утверждает представитель руководства ГТРК «Грозный».

Портал «Кавказский узел» сообщает, что в июне прошлого года преподаватель чеченского госуниверситета рассказывала о негласном требовании – чтобы все женщины и девушки во всех образовательных учреждениях Чечни должны одеваться в соответствии с нормами ислама. Но опять-таки, в Минобразовании Чечни отмечали, что никаких письменных указаний или документов, с требованием носить платки или хиджабы в образовательных учреждениях Чечни не существует.

На днях в интернете, а потом и в «Новой газете» цитировалось письмо студентки из Грозного о том, какие правила начали действовать в местном университете. Это статья Елены Милашевой с цитатой: «Недавно я пришла на зачет, у входа меня остановили, охранник меня не пускает. Он: Ты сегодня не по правилам оделась Я: Как так? На мне платок и юбка до колен. Он указывает пальцем на вывеску на стене и говорит: правила поменялись, иди, и приходи завтра в форме. А на вывеске написано, что в университет можно ходить только в черном. Грозненские студентки выглядят как черные вдовы».

Мы два дня назад записали по телефону недавнюю студентку из Грозного. Имя сове она называть отказалась, но подтвердила, что дресс-код для девушек и женщин в Чечне действительно строгий:

СТУДЕНТКА: Сначала в университете ввели платки, а потом уже длинные юбки – они должны быть до пола. При входе в университет в коротком, естественно, не пропускают, даже если девушка зайдет и снимет длинную юбку, потом у нее нет возможности ходить в короткой, потому что охранники есть и на территории университета, и во время занятий бывает, что проверяют. В 2010 г. было распоряжение за подписью Зелимханова – тогда он был руководителем администрации главы и правительства, что женский пол должен ходить три четверти рукав и точно такая же длина юбки – то есть, это «миди» получается. Но в университет в таких юбках не запускали – должна быть длинная. Что от нас еще хотеть? Волосы уже показывать нельзя. Я носила челку долгое время и сейчас нам сказали – нельзя, и у меня большой стресс по этому поводу.

М.КОРОЛЕВА: Мы спросили и у официальных инстанций в Чечне, они говорят, что ничего подобного в Грозном не происходит. Пресс-секретарь главы Чечни Альви Каримов опровергает какую-либо информацию о том, что в образовательных учреждениях введен мусульманский дресс-код.

А.КАРИМОВ: В Грозном ежедневно находятся сотни людей из Москвы, других городов России, из стран западной Европы, они видят, как одеты грозненские девушки, видят, в каких условиях они живут. В Грозном есть девушки в платках, есть девушки, которые никогда не носят платки, девушки в длинных платьях и юбках выше колен – кому что нравится. Я не знаю, как вообще у нее язык поворачивается или рука может писать, что якобы под юбки смотрят охранники. Я хотел бы видеть охранника в Грозном, который скажет девушке - подними подол юбки, я хочу посмотреть это.

М.КОРОЛЕВА: Тем не менее, еще несколько цитат из письма чеченской студентки. «Во всех чеченских министерствах все женщины обязаны ходить в хиджабах – иначе их увольняют. Посетительницы министерств тоже должны надевать хиджабы. На рынке женщины, продающие короткие юбки, - а короткими считаются те, что ниже колена всего на одну ладонь, - лишают торгового места и отбирают бизнес, чеченские женщины обязаны носить платок даже в салонах красоты, совсем недавно мой мастер маникюра отказался меня обслуживать, потому что на мне не было платка».

Нам довольно сложно подтвердить или опровергнуть, были ли какие-то официальные распоряжения – судя по всему, их действительно нет, потому что никто из журналистов таких распоряжений не видел. Но те, кто бывали в Грозном – в основном анонимно, - рассказывают, что действительно, девушки без платка или в короткой юбке на улице пройти невозможно. Возможно, вы слышали, как люди из машин обстреливали шариками с краской тех, кто одет неподобающим образом – об этом мы сообщали.

В связи с этим мы решил узнать у вас, – как вы считаете, могут ли регионы РФ устанавливать у себя такой мусульманский дресс-код, обязательный для общественных мест. Конечно, каждый вправе ходить у себя дома так, как считает нужным, но речь идет об общественных местах.

Я посмотрела, сколько у нас в РФ мусульман, в каких регионах они преимущественно проживают. Понятно, что приверженцы ислама в России составляют очень большую часть населения, но каково их точное число, сказать никто не может. Какие цифры я увидела - их приводили от президента и премьера до руководителей соответствующих министерств. Но цифры все разные. Назывались цифры: 20 млн. человек, 14,5 млн., 19 млн., 30 млн. Здесь однозначных показателей ждать не стоит, потому что Конституция гарантирует свободу вероисповедания, поэтому итоги переписи населения могут фиксировать только численность народов, которые придерживаются исламской традиции, а точных цифр привести практически невозможно.

Если посмотреть, в каких регионах у нас живет больше всего мусульман - это Северный Кавказ и Поволжье. Называются и народы, которых можно считать по преимуществу относящихся к мусульманам – татары, башкиры, чеченцы, ингуши, мусульмане в Дагестане и довольно большая диаспора азербайджанцев на территории РФ, которая тоже может расцениваться как мусульманская. А в последние годы добавляются и мусульмане из Средней Азии.

Хотелось бы понять, могут ли российские регионы – скажем. Татарстан, регионы на Северном Кавказе, устанавливать у себя соответствующий дресс-код. Можно ли это допустить? И начнем с одного из наших гостей - мы задали этот вопрос телеведущему Владимиру Познеру.

В.ПОЗНЕР: Существует Конституция РФ, в этой конституции говорится о том, что РФ это светское государство, в котором церковь отделена от государства. И это и есть ответ на этот вопрос. Это значит, что нигде нельзя ввести какие-либо правила религиозного характера. Если человек верующий, конечно, он может носить крест, хиджаб, - это дело человека. Но, на мой взгляд, не в госучреждениях, то есть, ни в школе - государственной, ни в вузах, - государственных, ни на работе - в госучреждениях. В этом и заключается одна из сторон отделения церкви от государства. И нельзя заставлять человека носить какие-либо религиозные символы. Это совершенно для меня очевидные вещи. Зато можно носить очень красивые полосатые шорты - здесь никакого религиозного момента нет.

М.КОРОЛЕВА: Попробую послушать вас.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер, меня зовут Илья, я из Санкт-Петербурга. Данная история не удивляет совершенно – достаточно взглянуть на мусульманский календарь летоисчисления и календарь, принятый в цивилизованном мире – ровно настолько же эта публика, на 600 лет, отстает.

М.КОРОЛЕВА: Переведем в практическое русло – могут регионы на своей территории устанавливать дресс-код для общественных мест?

СЛУШАТЕЛЬ: Категорически нет. Точно так же, как христианский буддийский и любой другой. Подобные вещи в РФ подобные вещи абсолютно неприемлемы. Но применительно к Северному Кавказу это не вызывает никакого удивления.

М.КОРОЛЕВА: То есть, если бы вы приехали в Грозный, вас это не удивило, - вот тут нам пишут: приезжайте в грозный с видеокамерой и снимите. Как будто это так просто.

СЛУШАТЕЛЬ: Абсолютно. Данные товарищи декларативно называют себя россиянами…

М.КОРОЛЕВА: Но они и правда россияне.

СЛУШАТЕЛЬ: Об этом он вспоминают, только когда им нужно получить загранпаспорт или тому подобное, формально обозначить свою принадлежность к РФ.

М.КОРОЛЕВА: ну, я бы не обобщала. Когда они оказываются на территории Москвы, они себя ведут так же, как и остальные - их невозможно отличить. Слушаем еще звонки.

СЛУШАТЕЛЬ: Евгений, из Москвы. Хотел бы сказать, что подобного рода норму я категорически не приветствую. РФ – это светское государство, в первую очередь, поэтому какие-то культурные особенности, - пожалуйста. Хиджаб в мечети – пожалуйста.

М.КОРОЛЕВА: У нас сложились определенные традиции, а там всегда одевались по-особому, у них свои культурные традиции, особенно после того, как прекратилось давление советской власти, у них пришло национальное, этническое, религиозное осознание. Почему запрещать им одеваться так, как они хотят?

СЛУШАТЕЛЬ: речь идет не о том, чтобы запрещать – им никто не запрещает. Но речь идет о том, чтобы это стало нормой, чтобы люди были обязаны одеваться в соответствии с религией. А если я хочу быть светским человеком? Из последних тенденций, в качестве примера – огромное количество мигрантов и прочего, и я не сторонник исламизации России. Я с читаю, что этот путь ведет в никуда.

М.КОРОЛЕВА: А как должна себя вести федеральная власть в таком случае? Запретить? Ведь никаких официальных распоряжений на этот счет нет, все это делается изустно: одевайтесь лучше так. Даются некие рекомендации.

СЛУШАТЕЛЬ: Сегодня рекомендации, а завтра запреты. Я периодически читаю блог и уже неоднократно мне попадаются посты по поводу того, что по другому уже нельзя – эти рекомендации носят обязательный характер – конкретно в Чеченской республике.

М.КОРОЛЕВА: Вы опасаетесь, что это станет обязательным и будет угрожать уже безопасности людей? Действительно, об этом пишут, но пишут больше анонимные источники/, что настораживает.

СЛУШАТЕЛЬ: Но «Эхо Москвы» это не анонимный источник.

М.КОРОЛЕВА: Спасибо. Итак, могут ли регионы РФ устанавливать у себя такие дресс-коды?

СЛУШАТЕЛЬ: Владимир, Одесса. Я уроженец Грозного

М.КОРОЛЕВА: Давно там были последний раз?

СЛУШАТЕЛЬ: Давненько, лет 17.

М.КОРОЛЕВА: Как там ходили женщины?

СЛУШАТЕЛЬ: Без платков, конечно.

М.КОРОЛЕВА: Давайте проголосуем. Вопрос: могут ли российские регионы устанавливать у себя мусульманский дресс-код, обязательный в общественных местах? «да» - 660-06-64, «нет» - 660-06-65. После перерыва продолжим разговор.

НОВОСТИ

М.КОРОЛЕВА: продолжаем программу. Закончилось наше электронное голосование, я вас спрашивала, могут ли российские регионы устанавливать у себя мусульманский дресс-код. 13% позвонивших считают, что это возможно. Но 87%, подавляющее большинство читают, что делать этого российские регионы не могут. В голосовании на сетевизоре еще меньший процент тех, кто считает, что это возможно - 8%. И 92% придерживаются того мнения, что российские регионы этого делать не могут.

Послушаем еще одного гостя, которому мы задали тот же вопрос – это писатель Аркадий Инин.

А.ИНИН: Конечно, если вы спросите меня, я скажу, что это средневековая дикость, нелепость, и так далее е - заставлять людей одеваться вообще каким-то определенным способом. Но это мое мнение – это называется в чужой монастырь со своим уставом. А надо признать, что Кавказ это свой монастырь, - увы. Ничего хорошего в этом нет для меняя, во всяком случае. Но это монастырь, у него свой устав, и когда мы неумело туда вмешиваемся, это приводит к печальным событиям. Поэтому честно вам скажу - я даже не знаю, что посоветовать. Конечно же, на мой вкус, повторю – это бред, и на мой вкус, не должно быть отдельных конституционных условий для разных районов, потому что конституция у нас одна. Но увы, жизнь показывает – особенно когда касается таких ортодоксальных религий - люди за эти платки, хиджабы, которые нам совершенно непонятны, они кладут на это жизнь, только бы их отстоять. Поэтому, к сожалению, это тема не для юмора.

М.КОРОЛЕВА: Сергей из Кронштадта: «Дома и на улице - как хотят. В госшколах и вузах РФ – нельзя». «Государство должно пресекать такие гласные и негласные установки. К сожалению, в Чечне поддерживают насаждение религии и традиций» - Евгения. «Хочу-не хочу, ислам не предусматривает таких вольностей», - это нам пишет Александр из Смоленской области. «Это их земля. И эта одежда не наносит ущерб морали. Пусть носят» - Анна. Конечно, пусть носят, тем более, дома, во дворе или на улице – если сам человек этого хочет. Но здесь речь идет о том, что человека принуждают фактически к ношению такой одежды.

«Государство не имеет права устанавливать религиозный дресс-код, насильно заставлять граждан соответствовать требованиям религии. Но разрешить ношение хиджаба желающим нужно и правильно. Ношение платка – требование ислама. Глубоко верующая».

Вопросы приходили и по интернету, меня спрашивали, как происходит в других странах, например, в Великобритании. В последнее время появилась интересная информация, что в Лондоне, в некоторых районах, в восточных, где компактно проживают выходцы из мусульманских стран, функционирует некая самодеятельная полиция нравов и следит за тем, чтобы единоверцы одевались в соответствии с исламским дресс-кодом и не употребляли спиртное. Это некая незаконная группировка, как писали СМИ, которая именует себя «мусульманский патруль». Она не просто подходит к прохожим и рассказывает, как надо одеваться единоверцам, но и снимает то, что происходит, на камеру и публикует на «Ю-Тьюбе», сопровождая комментариями. В одном из роликов можно увидеть, как дружинники публично унижают прохожего, который решил выпить пиво на улице. В комментарии говорится, что алкоголь, который является злом, запрещен в мусульманских районах Лондона.

Что по этому поводу лондонская полиция? Заявляет, что относится к подобным инцидентам серьезно, держит ситуацию под контролем и увеличила количество патрульных машин в мусульманских кварталах. Но есть и реакция мусульманского центра Лондона – представитель этого центра от имени общины осудил действия самозваной полиции нравов и заявил, что они не имеют отношения к исламу и защите его ценностей. Это современная Великобритания.

Что касается других стран, посмотрела, где хиджаб обязателен – обязателен в Афганистане, Саудовской Аравии и Иране. В Судане уголовный кодекс разрешает пороть и штрафовать всех, кто нарушает общественную мораль или носит непристойную одежду. Правда, не определяется, что такое непристойная одежда.

Но зато есть другие страны, и можно удивиться, но среди них Азербайджан, Турция, Тунис и Таджикистан – они населены по преимуществу мусульманами, но при этом запрещают носить хиджаб в госучреждениях, школах и университетах – просто запрещают. Турция была первой мусульманской страной, которая официально запретила носить жителям хиджаб в 1925 г. несколько раз на протяжении века, в Турции пытались отменить запрет на ношение хиджаба, но этого не получилось. Последний раз это было в 2008 г., когда правительство Турции под руководством Эрдогана попыталось отменить запрет, но Конституционный суд оставил запрет в силе.

В Тунисе хиджаб запретили в 1981 г. в госучреждениях, в 80—90-х гг. вводили другие ограничения такого же плана. Во Франции вы помните – в 2004 г. был принят закон, который запретил символы или одежду, очевидно демонстрирующие религиозную принадлежность, в образовательных учреждениях.

Послушаем еще одну нашу гостью - журналиста Юлию Латынину.

Ю.ЛАТЫНИНА: Ну, как сказать? Когда Ататюрк реформировал Турцию, он ввел европейский алфавит и много чего еще. И Петр Первый тоже бороды стриг. После революции Мейди знаете, какое официальное платье стало при дворе японских императоров? - фрак. По-моему, до сих пор у них фрак - официальное платье. Когда ты видишь движение в обратном направлении, это означает крах цивилизации в данном конкретном районе, и крах империи. Потому что империя может даже состоять из регионов, которые изначально имели свои региональные особенности, и эти региональные особенности потихоньку стираются. Но империя явно не может состоять и регионов, где сначала было как в империи. А теперь по другому.

И слушаем ваши звонки.

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Эля, я из Чечни, хочу сказать вам по поводу анонимного письма, которое написала вам девушка – она очень смелая девушка и все, что она пишет, действительно так и есть.

М.КОРОЛЕВА: Вы это подтверждаете?

СЛУШАТЕЛЬ: Да, Потому что я там, я отношусь к тем девушкам, которых я называю бунтарками, которые не носят платок, но в сумке всегда есть платок. Потому что если ты выходишь из дома, не факт, что по дороге ты вообще дойдешь, как минимум. Или к тебе кто-нибудь не пристанет, не заставит - всякое может быть.

М.КОРОЛЕВА: Эля, можно чуть подробнее? Вы сейчас там живете?

СЛУШАТЕЛЬ: Нет, я там не живу. Я приезжаю в гости, я родом оттуда, но живу я не там.

М.КОРОЛЕВА: А правда, что нет никаких официальных распоряжений на этот счет?

СЛУШАТЕЛЬ: Конечно, нет. Причем бывают моменты – особенно в университетах – например, меня не пускают ни в университет, ни в ЖЭК, в салонах где-то пускают, а где-то могут и побояться обслужить. В магазинах или на улице более или менее, но на улицах, как вы и говорили – обстреливают шариками, и это самое невинное, что может быть. Может быть, тебе повезет, и ты пройдешь, и никто к тебе не пристанет. Но в сумке обязательно должен быть – и у меня он есть, потому что я боюсь, - платок. На всякий случай. Тот, кто хочет носить платок - носи, веришь в Аллаха – носи. Но если ты не хочешь, заставлять не имеют права. Но заставляют. Не официально, конечно.

М.КОРОЛЕВА: А что говорят, когда подходят на улице?

СЛУШАТЕЛЬ: У нас была «полиция нравов» одно время - то есть, ты идешь, подходят ребята.

М.КОРОЛЕВА: Что-то вроде дружинников?

СЛУШАТЕЛЬ: Только вид у них более угрожающий - в форме, со всем обмундированием. Подходят, начинают: где твой платок?

М.КОРОЛЕВА: А если вы говорите – я приехала сюда в гости.

СЛУШАТЕЛЬ: Я такого не говорила, потому что приехала к себе домой. Но что я говорила? – у меня есть папа, братья, они мне разрешают. Но опять же, я хотела от них уйти, тогда мне приходилось одевать платок, иначе я от них не уйду.

М.КОРОЛЕВА: То есть, это касается всех мест в Грозном - на улице, в учреждениях? Только дома можно ходить так, как считаешь нужным?

СЛУШАТЕЛЬ: В принципе это так. Но я была там недавно, там более или менее ослабили хватку – не знаю, с чем это связано, - по улице в принципе я шла, я была там две недели – абсолютно никто не приставал. И я заметила, что многие девушки сняли. Заходят в университет или школу - в платочках, анна улице они его снимают и ходят более или менее свободно – никто не пристает. Но зайти в университет – тебя не пустят.

М.КОРОЛЕВА: Эля, а много таких бунтарок, как вы? Почему люди не возражают?

СЛУШАТЕЛЬ: не могу сказать, боюсь наговорить лишнего, но возражать там тяжело.

М.КОРОЛЕВА: А в университетах девушки не пытались объединиться?

СЛУШАТЕЛЬ: Объединялись. У нас был случай, по-моему, в нефтяном институте. Там ребята протестовали против дресс-кода и в итоге там почти всех отчислили, даже преподавателей, деканов. Если на территорию зашла девушка без платка. Причем, одно время были просто полосочки, потом пошли платочки маленькие, потом большие платки, потом надо было полностью волосы закрывать, потом челку. Так же с рукавами – сначала какой-нибудь, потом две четверти, теперь три четверти. И ты не войдешь. Если ты войдешь - не потому, что там кому-то до этого есть дело. Но если кто-то из вышестоящих увидит, их могут лишить работы, а студентов отчислить. Никому это не нужно, поэтому приходится мириться, одеваться.

М.КОРОЛЕВА: А старшие, те, кто помнит времена СССР, интернационализма – они не пытаются казать свое слово нынешним властям Чечни.

СЛУШАТЕЛЬ: Знаете, я про власть ничего не говорю – не хочу, ничего не говорю. Сказать что-то не пытаются. Потому что бесполезно.

М.КОРОЛЕВА: Или боятся.

СЛУШАТЕЛЬ: Или боятся.

М.КОРОЛЕВА: Спасибо вам Эля за очень интересный звонок. Как видим, подтверждается то, о чем мы говорили. Послушаем мнение преподавателя, Александра Бубмана, директора московской гимназии.

А.БУБМАН: Я всегда был противником всяких крайних мер. Должен сказать, что мне кажется, что это правда, что наша школа была самой первой, где мы в Москве отменили школьную форму, и школьной формы у нас и по сей день нет, хотя я ощущаю, что она скоро появится. Но не по воле учителей и директора.

Мне кажется, что форма не решает тех вопросов, которые ставятся – мол, не будем чувствовать разницы между бедными и богатыми. Мне кажется, это все от лукавого. Давайте сначала оденем всех чиновников в форму, Госдуму в одну форму и посмотрим, что из этого получится – будут ли они настаивать на этом, абсурдном, по-моему, понятии, чтобы все ходили в одинаковой одежде.

Человек есть индивидуум, и он должен иметь право выражать свою - ну, не сущность, но свое отношение даже в одежде. Если все будут одеты одинаково, тогда мы превратимся в стадо, чего я бы не хотел.

Девушки - а тем более, девушки Кавказа настолько привлекательны, и одевать их во все черное и не показывать все свои прелести – по-моему, это совсем неверно. Я считаю, что чем разнообразнее – не говорю «открытее», - нет, но многообразнее – это только пойдет на пользу.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Артур. Женщинам никто не запрещает, они сами добровольно ходят, молодые люди ходят, девушки, парни, новая форма какая-то, новая мода у них. Никогда в жизни этого здесь не было. Они сами ходят, свободно, демократия.

М.КОРОЛЕВА: Сами ходят – прекрасно. Никто не заставляет?

СЛУШАТЕЛЬ: Никто не заставляет. Эта одежда даже непрактичная ни для работы, ни для учебы – они укутанные уходят.

М.КОРОЛЕВА: Вы говорите о Махачкале?

СЛУШАТЕЛЬ: Да, о Махачкале. Никто их не заставляют.

М.КОРОЛЕВА: Но в Махачкале все ходят по-разному.

СЛУШАТЕЛЬ: Здесь люди со всего мира – китайцы, монголы, - все ходят по-разному.

М.КОРОЛЕВА: Хороший у вас интернационал в Махачкале. На сайте «Ислам.Ру» люди задают вопросы и получают ответы от юристов или теологов. Задан вопрос: «Меня не берут на работу из-за того, что я ношу закрытую одежду. Имеют ли они такое право, а если имеют, как мне поступить, чтобы защитить свои права?» - здесь ситуация обратная. Например, в Москве человек в хиджабе приходит наниматься на работу в платке, а ее брать не хотят. И ей юрист отвечает, ссылаясь на статью 19 Конституцию РФ и на ст.28. «Все равны перед законом и судом, государство гарантирует равенство прав и свобод человека, каждому гарантируется свобода вероисповедания». Далее юрист говорит: основываясь на этих статьях конституции вы можете отстоять свои права, а если директор и дальше не будет брать вас на работу из-за одежды, вы можете обратиться в суд с жалобой на директора.

Правда, в статьях конституции ничего не сказано про одежду. Вопрос непростой - одно дело всем рекомендовать ходить единообразно, другое дело, как быть, когда человека не хотят брать на работу. Послушаем мнение Александра Починка.

А.ПОЧИНОК: Я категорически против введения каких-либо дресс-кодов в отдельных регионах России. Мы единое государство. Как только мы начинаем вводить дресс-коды, какие-то отличия, жесткие правила на одной территории страны, это значит, что мы усложняем жизнь для остальных наций, национальностей, народностей, населяющих Россию, а их почти две сотни. Именно поэтому понятно, что если мы какие-то ограничения в Чеченской республике имеем, это еще более затрудняет жизнь русских, украинцев, белорусов на этой территории. А им итак там живется, мягко говоря, не очень хорошо, и подавляющая часть их оттуда уехали.

Введением таких региональных стандартов мы делаем мононациональные, моноэтнические анклавы на территории страны – а это всегда очень плохо заканчивается. Нужно, чтобы все народы, нации, национальности, этносы, имели полный набор прав на всей территории страны, и никаких региональных запретов не было.

Тогда нужно принимать федеральные законы на эту тему. Дело в том, что если будет единый федеральный закон, то регионы не смогут вводить свои изменения. Нужно брать эти функции на себя, на РФ. Я уверен, что с помощью нынешней Конституции РФ это вполне можно сделать и обосновать. Потому что это означает ограничение для граждан РФ. Вспомните, как мы боролись с региональными границами, региональными таможнями, региональными парадами суверенитетов в начале 90-х – сколько это вреда принесло. Но ведь победили. Значит, и с этим можно разобраться в законном поле.

М.КОРОЛЕВА: Действительно, не исключено, что если дальше так пойдет, то придется вводить законы. Вот еще одна СМС: «Относительно Чечни я на себе испытала правила дресс-кода – они введены Рамзаном Кадыровым, поэтому никаких писаных правил нет. Причем, уже давно. В 2008 г. я пыталась пройти в университет для встречи со своим коллегой, Ю. преподавателем. Меня остановил охранник, сказал, что я не могу войти без платка. То, что я не чеченка и не мусульманка, для него не имело значения. Он сослался на распоряжение «Главного»» - написала нам Екатерина из Москвы.

Это была программа «Поехали», всем счастливо.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024