Купить мерч «Эха»:

Клятва при получении паспорта: да или нет? - Поехали? - 2013-02-13

13.02.2013
Клятва при получении паспорта: да или нет? - Поехали? - 2013-02-13 Скачать

М.КОРОЛЁВА: 21 час 5 минут в Москве, всем добрый вечер. Да, действительно, это программа «Поехали?», я – Марина Королёва. Тихон Дзядко – редактор нашей программы, вы его сегодня еще услышите. Ну а говорим мы сегодня о клятве при получении российского паспорта. Да или нет? Так мы обозначили нашу тему. Но я, на самом деле, сразу предлагаю эту тему немного расширить и поговорить не только о возможной клятве или присяге при получении российского паспорта нашими юными россиянами, но и вообще не стоит ли ввести присягу при вступлении в российское гражданство? Я вот тут, готовясь к программе, с изумлением обнаружила, что в огромном количестве стран уже такая присяга существует и давно существует. Более того, сразу забегая вперед, скажу, что и в России нечто подобное было, но, правда, очень-очень давно.

Ну, вот обо всем этом мы поговорим сегодня с вами. Я напомню, что для связи с нашей студией есть, во-первых, телефон для ваших смсок +7 985 970-45-45. Обязательно потребуется вам телефон прямого эфира чуть позже 363-36-59, номер московский. В Twitter’е есть аккаунт @vyzvon. Ну и кое-какие вопросы, замечания и предложения приходили по интернету, мы тоже ими обязательно воспользуемся.

Но для начала как всегда новости миграции – это наша постоянная рубрика в исполнении Тихона Дзядко.

НОВОСТИ МИГРАЦИИ

Т.ДЗЯДКО: Глава ФМС России Константин Ромодановский поддерживает идею введения миграционного патруля в крупнейших российских мегаполисах. Как уточнил глава ведомства, ФМС рассчитывает, что численность таких дружин в городах должна составить от 300 до 600 человек. Как напоминает ИТАР-ТАСС о том, что в Москве появится миграционный патруль, в который войдут представители московской городской народной дружины, сообщил накануне официальный представитель ФМС России Залина Корнилова. Начиная с этой недели, совместно с сотрудниками УФМС России по Москве в рейдах на станциях метрополитена, вокзалах, транспортных узлах и других местах массового присутствия людей будут принимать участие представители миграционного патруля, сказала она. Напомню также, что представители правозащитных организаций ранее выступили против этой инициативы.

Столичные власти рассматривают возможность ввести обязательное медицинское обследование мигрантов перед получением регистрации и выдачей разрешений на работу, сообщил Интерфаксу руководитель Департамента здравоохранения Москвы Георгий Голухов. По его словам, примерно 10% пациентов в московских больницах – это иногородние, в том числе приезжие из бывших союзных республик, на лечение которых тратятся деньги, отпущенные на оказание медуслуг москвичам. Важно, чтобы приезжий не мог получить регистрацию до тех пор, пока не пройдет медицинское обследование, которое будет зафиксировано в едином общепринятом узаконенном документе, позволяющем государству легко контролировать этот процесс, сказал Голухов.

Руководитель ФМС Константин Ромодановский опроверг данные правозащитной организации Human Rights Watch о нарушении прав иностранных трудовых мигрантов, которые работают на олимпийских объектах в Сочи. «Так гипертрофировать ситуацию – мне кажется, это неправильно и нечестно, - заявил Ромодановский Интерфаксу. – Мы внимательно отслеживаем это направление. Могут быть какие-то единичные накладки и сложности, не без этого. Серьезных жалоб не поступало. Массовой невыплаты заработной платы на олимпийских объектах в Сочи мы не фиксируем», - сказал глава ФМС. В докладе Human Rights Watch утверждается, что трудовые мигранты, работающие на строительстве олимпийских объектов и инфраструктуры Сочи-2014, становятся жертвами обмана и эксплуатации.

Социальные службы Швеции отняли у белорусской журналистки, активистки оппозиции Ольги Колосковской 7-месячного сына, подданного Швеции и увезли ребенка в неизвестном направлении, передает Интерфакс. Колосковская в 2006 году эмигрировала сначала в Польшу с маленькой дочерью, затем в Швецию, там вышла замуж и родила сына. Недавно миграционные власти страны приняли решение о депортации Колосковской в Белоруссию вместе с 11-летней дочерью без права обжалования данного решения.

М.КОРОЛЁВА: И это был Тихон Дзядко. Ну вот, кстати, первая новость, которая звучала в этих новостях, она касалась идеи введения миграционного патруля в крупнейших российских городах. Я думаю, что об этом мы тоже в одной из ближайших наших программ «Поехали?» обязательно поговорим, потому что тема явно того заслуживает.

Но сегодня мы о другом, сегодня мы о клятве при получении паспорта. Как я уже говорила, я бы хотела сегодня при обсуждении с вами эту тему, все-таки, немного расширить и поговорить как о возможной клятве или присяге при получении паспорта юным россиянином, россиянином по рождению, так и возможно клятве при получении паспорта российским гражданином, уже человеком взрослым. Ну, вот, например, мигранты, которые приезжают сюда для того, чтобы потом вступить в российское гражданство, сначала получают вид на жительство, потом, в конце концов, получают российское гражданство. Ведь, ничего такого подобного они, ведь, не произносят, никакой клятвы, никакой присяги сейчас не существует. Ну а, возможно, это стоило бы ввести.

Ну, давайте я напомню, действительно, может быть, кто-то вдруг случайно этой новости не слышал, хотя, я уверена, что слышали все, о том, что клятву при получении паспорта (а идея такая появилась в Санкт-Петербурге) могут распространить с Петербурга на всю Россию. Напомню только, что и в Петербурге пока такой клятвы, все-таки, нет. Пока появилась только идея. И властям Петербурга она уже очень понравилась, такая идея обязать молодых горожан при получении паспорта произносить клятвы. Все это в 14 лет. Текст этой клятвы сейчас разрабатывается, чиновники уже думают, что в перспективе, возможно, и каждый россиянин сможет давать клятву гражданина.

Ну, вы можете посмотреть в разных источниках, есть уже и предварительный текст этой клятвы. Разрабатывает это молодежная коллегия при губернаторе Петербурга. Правда, уже обещают, что будут советоваться и с экспертами разнообразными, в том числе и с филологами, и с другими экспертами, с политиками, с политологами. Ну вот пока предварительно мы в программе «Говорим по-русски» ее тоже обсуждали вместе с вами. Что нас там поразило, пожалуй, вот эти высказывания: «Считаю, что я должен быть веротерпимым». Совершенно непонятно, что они в данном случае имели в виду. «Чтить традиции нашей страны». Это понятно. И вот эта фраза «Переносить все тяготы и лишения, которые могут возникнуть», нам это тоже показалось несколько странным.

Но при всем при том вот здесь, например, Александр из Смоленской области пишет «Клясться при получении паспорта нужно обязательно, но сначала съездить в Северную Корею, основательно изучить опыт. Может, становиться на колено, может, целовать каждую страницу, может, освящать паспорта Кириллом, а то подзабыли». Не знаю, Александр. Вот, вы здесь иронизируете, а совершенно, между прочим, напрасно.

Я посмотрела, что у нас происходит в других странах. Ну, наверное, все знают о США, где существует присяга на верность, ну, потому что это самый такой, яркий, показательный пример. Многие говорят, цитируют эту присягу. Она там, действительно, существует. Кстати, текст не такой уж маленький – это не какие-нибудь там 2-3 фразы, которые, я вот посмотрела, есть в присягах других стран. Нет, здесь текст достаточно большой. Ну вот давайте я его процитирую.

Итак. Это, действительно, обязательный элемент принятия гражданства США. И что там говорит человек? Но, замечу, взрослый человек, только взрослый человек. «Настоящим я клятвенно заверяю, что я абсолютно и полностью отрекаюсь от верности и преданности любому иностранному монарху, властителю, государству или суверенной власти, подданным или гражданином которого я являлся до этого дня. Что я буду поддерживать и защищать Конституцию и законы США от всех врагов, внешних и внутренних. Что я буду верой и правдой служить США. Что я возьму в руки оружие и буду сражаться на стороне США, когда я буду обязан сделать это по закону. Что я буду нести нестроевую службу в вооруженных силах США, когда я буду обязан делать это по закону. Что я буду выполнять гражданскую работу, когда я буду обязан делать это по закону. И что я произношу эту присягу открыто, без задних мыслей или намерения уклониться от ее исполнения. Да поможет мне бог».

И вот это, как я уже сказала, присяга на верность в США. Ну, кроме того, там еще есть тест на гражданство США. Кандидаты в граждане получают 10 вопросов, должны правильно ответить, по крайней мере, на 6 из них. Вот несколько вопросов: «Кто избирает президента США?», «Сколько поправок существует в Конституции?», «Сколько в Палате представителей депутатов с правом голоса?», «Кто сказал «Дайте мне свободу или дайте мне смерть»?» Ну вот еще несколько вопросов. По крайней мере, на 6 из 10 люди должны ответить.

Это в том, что касается США. Но это не всё. Есть еще Великобритания. Дети там тоже не обязаны давать клятву гражданства, произносить сопровождающий зарок и даже вообще посещать церемонию вступления в гражданство. Вот, дети этого делать не должны.

Что такое текст присяги Соединенному Королевству и Ее Величеству королеве Великобритании? Состоит из 3-х частей. Присяга преданности королевству и королеве, подтверждение преданности королевству и королеве, зарок преданности королевству и королеве. Ну, на самом деле, здесь 3 такие, небольшие фразы. Здесь тоже упоминается бог как и в присяге США: «Я клянусь всемогущим богом, что при становлении британским гражданином я буду преданным и сохраню истинную преданность Ее Величеству королеве Елизавете Второй» и так далее.

То же самое, есть клятва верности гражданина Канады. Ну, это совсем такая, короткая клятва. И, кстати, вот что я увидела в канадской клятве? Там тоже речь идет о королеве Елизавете Второй, потому что она одновременно и королева Канады. Но там вместо слова «клянусь» вы можете сказать другое слово, вы можете сказать «подтверждаю», потому что, возможно, по каким-то своим соображениям религиозным вы, например, не хотите клясться. Если вы не хотите клясться, вы можете сказать это слово «Я подтверждаю». И вот здесь человек говорит, что «Буду верным подданным Ее Величества королевы Елизаветы Второй, ее наследников и буду верно соблюдать законы Канады, исполнять мои обязанности как канадский гражданин».

Вот такие тексты клятв есть, но я еще буду в продолжение программы цитировать и другие, потому что есть и другие страны, и их немало, где есть, там, клятва приверженности, присяга, клятва верности, просто клятва и так далее, и все это делается при вступлении в гражданство.

Сразу скажу, что нигде я не увидела ничего подобного тому, что предлагают у нас в Санкт-Петербурге, то есть гражданин, скажем, по рождению, по рождению россиянин, причем 14-летний при получении паспорта, документа должен произносить некую клятву или обязательство. То есть, по сути, это человек несовершеннолетний. Вот это, мне кажется, самое сомнительное в этой истории. Но как я уже сказала, мы сегодня говорим как о том, так и о другом. То есть вы можете высказать свое мнение и на этот счет, и на тот. Надо ли, на ваш взгляд, клясться при получении российского паспорта 14-летнему человеку, в частности, и не стоит ли ввести присягу или клятву на верность для тех, кто собирается получать российское гражданство.

Давайте я напомню еще раз. Вы можете нам писать +7 985 970-45-45 – это у нас для ваших смсок. И телефон прямого эфира буквально через минуту-другую вам понадобится 363-36-59, номер московский. Ну а пока вы нам дозваниваетесь, давайте мы сейчас послушаем мнение журналиста Александра Рыклина. Мы ему тоже задавали вопрос, связанный с этой клятвой, с идеей, которая исходит из нашей северной столицы.

А.РЫКЛИН: Ну вообще Питер у нас, конечно, славен подобного рода инициативами, но это, по-моему, не Милонов, это кто-то другой. Вообще история с клятвой мне кажется ужасно смешной. Это совершенно укладывается вот в этот тренд изумительных законодательных инициатив, которые все последнее время потрясают буквально наше общественное пространство. Я не удивлюсь, если они примут что-либо подобное.

Я не знаю, у меня просто нет ребенка на подходе к 16 годам. Но если бы у меня такой ребенок был, я бы ни за что не согласился с тем, что он должен произносить какую-то клятву. Это совершенно невозможно.

Почему человек в 16 лет должен в чем-то клясться вам? Идите вы куда подальше с этими вашими клятвами. От того, что вы даете паспорт, это что означает? Это какие обязанности накладывает, в которых нужно клясться еще помимо всего прочего? Нет, мне кажется, это совершенно невозможная чудовищная инициатива. Мне кажется, что просто все должны встать горой и не согласиться с этим.

М.КОРОЛЁВА: И это было мнение журналиста Александра Рыклина. Ну а теперь ваши мнения. Я напомню, что у нас 2 вопроса. Первый, клятва при получении паспорта, замечу, 14-летним... Александр Рыклин говорил о 16-летнем. 14-летним россиянином. Ну и кроме того получение гражданства. Надо ли здесь вводить присягу или клятву? Мы слушаем вас. «Эхо Москвы», здравствуйте. Добрый вечер. Не слушаем вас, нет. +7 495 363-36-59, московский номер.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло-алло?

М.КОРОЛЁВА: Да, здравствуйте. Слушаю вас.

СЛУШАТЕЛЬ: Это «Эхо Москвы»?

М.КОРОЛЁВА: Да, совершенно верно. Вас как зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Аллё?

М.КОРОЛЁВА: «Эхо Москвы», слушаем вас. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер.

М.КОРОЛЁВА: Да, как вас зовут, откуда вы?

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Дмитрий.

М.КОРОЛЁВА: Да, Дмитрий.

СЛУШАТЕЛЬ: Знаете, мне кажется, ну, совершеннейший абсурд (эта инициатива). И, знаете, еще что повеяло? Сразу же вспомнилось «Я вступаю в ряды Ленинского союза молодежи» или что-то там такое у нас было в 10 лет. «Торжественно клянусь».

М.КОРОЛЁВА: Ну, пионеры были, комсомольцы, даже октябрята были. Вот, не знаю, была ли там клятва, не помню.

СЛУШАТЕЛЬ: Но послушайте, даже в той стране, в том режиме никому не приходило в голову брать с человека клятву, рожденного в этой стране, о том, что он что-то еще и обязан. Ну, вступая в какую-то организацию, еще можно как-то понять с натягом. Но сейчас это просто бассейн-храм, храм-бассейн.

М.КОРОЛЁВА: Хорошо, Дмитрий, я поняла. Это в том, что касается клятвы на паспорте, да?

СЛУШАТЕЛЬ: Ну да.

М.КОРОЛЁВА: А теперь представим себе другую ситуацию. Человек получает российский паспорт, он становится российским гражданином. Вот, я вам тут приводила клятвы, скажем, США, Канады, Великобритании. А у нас ничего такого нет. У нас только появился тест на русский язык, возможно, еще будет законодательство и история. Но пока вот тест по русскому языку. А, может быть, нам имеет смысл присягу ввести?

СЛУШАТЕЛЬ: В данном случае я, например, лично не вижу ничего зазорного, чтобы человек, приезжающий в нашу страну, присягнул на верность той стране, где он собирается жить. Хотя бы для себя, внутренне как-то. Вполне-вполне.

М.КОРОЛЁВА: То есть вам не кажется эта идея?.. Ну, смотрите, с другой стороны, есть некое противоречие. Вот, вы говорите, человек, который получает паспорт, он, ведь, тоже такой же гражданин как тот, который только станет гражданином. Да? Почему бы и тому, и другому не приносить присягу на верность своей родине?

СЛУШАТЕЛЬ: Вообще человек, который в этой стране родился, он от рождения, это родина-мать.

М.КОРОЛЁВА: Понятно. То есть матери на верность присягать не надо и подтверждать свою верность матери не стоит, как вам кажется. Ну, я понимаю, что люди-то когда с этой инициативой выступали, они имели в виду что? Патриотизм, воспитание патриотизма, пробуждение этого чувства к той же самой матери.

- Абонент временно недоступен.

М.КОРОЛЁВА: Да, абонент, к сожалению, у нас, да, абонент не смог с нами более разговаривать. Хорошо. 363-36-59, давайте вас мы сейчас послушаем. Что вы думаете по поводу клятв и присяг? «Эхо Москвы», здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло?

М.КОРОЛЁВА: Да, добрый вечер, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Да, добрый вечер.

М.КОРОЛЁВА: Да, как вас зовут, откуда вы?

СЛУШАТЕЛЬ: Ну, я не знаю, надо, мне кажется, относиться, во-первых...

М.КОРОЛЁВА: Простите, как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Прошу прощения, меня зовут Станислав, Санкт-Петербург.

М.КОРОЛЁВА: О, вы из Санкт-Петербурга. Хорошо. Из того самого.

СЛУШАТЕЛЬ: Мне кажется, что к данной истории нужно относиться тоже выборочно. То есть дать людям право – хотите, присягайте, вот если вы хотите и понимаете, о чем идет речь. То есть что такое присяга? Это форма договора, форма обязательства, форма чего? Опять же текст этой присяги. То есть я присягаю на верность родине, присягаю к чему? Никогда не покидать территорию родины или?..

М.КОРОЛЁВА: Нет, такого там даже, по-моему, вот в этом проекте не предлагалось, в вашем питерском.

СЛУШАТЕЛЬ: Да, вот именно. Поэтому в этом ничего страшного нету. Ну, можно присягнуть, поклясться быть честным человеком, выполнять там требования законодательства и любить родину-мать. Да, почему нет?

М.КОРОЛЁВА: Станислав, подождите, мы с вами сейчас говорим о котором? Мы говорим о россиянах по рождению, которые в 14-летнем возрасте, скажем, придут получать паспорт. О них мы говорим, да?

СЛУШАТЕЛЬ: А мне кажется, это справедливо ко всем – и россиянам по рождению, и людям тем, которые планируют связать свою жизнь с проживанием на территории РФ.

М.КОРОЛЁВА: Вы знаете, Станислав, вы меня сейчас навели на такую мысль. Мне кажется, что она может быть как раз интересной. Смотрите. Вот, если, допустим, в других странах, какие я вам перечислила, там присягают взрослые люди на верность своей стране, ну, новой стране, да? А у нас предлагают такую обязанность ввести для, наоборот, россиян по рождению юных. А, может быть, стоило бы, действительно, одну и ту же клятву ввести, но, вот, молодым россиянам это делать добровольно, а всем остальным обязательно?

СЛУШАТЕЛЬ: (смеется) Ну, может быть, и так. Может быть, и так.

М.КОРОЛЁВА: Ну, тем, кто принимает российское гражданство. Вот, взрослые люди – они-то в отличие от 14-летних россиян уже не дети.

СЛУШАТЕЛЬ: Вполне вероятно, да. Почему нет? Опять же, текст присяги. Если она не ограничивает права и свободы, да. Молодой человек может еще недопонимать до конца, и требовать от него в обязательной форме это было бы некорректно. А человеку, действительно, уже созревшему и в правовом смысле, и, в общем-то, во всех отношениях, вероятно, да, придется сделать какое-то для себя... Не знаю, это не пожертвование, но, все-таки, какое-то от себя волеизлияние, опять же, поклясться матери в любви, в преданности.

М.КОРОЛЁВА: Ну, поняла. Более-менее поняла. Спасибо, Станислав. Я напомню, что у нас есть телефон прямого эфира 363-36-59. Мы говорим о двух категориях людей сегодня – как о молодых россиянах, которые собираются получать российский паспорт, надо ли им клясться на этих самых паспортах, и о тех, кто вступает в российское гражданство, не стоит ли для них ввести присягу как это делают в других странах. Ну и пока вы нам дозваниваетесь, давайте мы еще одного нашего гостя послушаем, его мнение на этот счет выслушаем. Это Дмитрий Носов, депутат Госдумы, спортсмен, бывший олимпиец.

Д.НОСОВ: Знаете, я – воспитанник легендарной школы Самбо-70 и у нас существует традиция. При вступлении в ряды наших учеников, воспитанников, наши ребята всегда дают клятву. Вот это хорошая клятва, она правильная. Поэтому я, например, к клятвам отношусь положительно. Только другой момент, что не должно быть никаких перегибов и не надо доводить это до абсурда. Но молодому поколению, безусловно, надо прививать чувство ответственности, чувство патриотизма, чувство гордости. Он должен гордиться, что он имеет паспорт гражданина РФ, он должен этим гордиться и он должен понимать, что кроме различных прав у него есть и обязанности, и он должен быть идеальным гражданином. Наверное, в какой-то мере это прививает патриотизм и в достаточно сильной мере, наверное. Но, опять-таки, это надо все делать тонко, взвешенно, клятва должна быть продумана до мелочей. И я думаю, что этот вопрос надо выносить обязательно на общественную дискуссию.

М.КОРОЛЁВА: Это мнение депутата Госдумы, спортсмена Дмитрия Носова. Давайте мы послушаем вас. Телефон прямого эфира 363-36-59. «Эхо Москвы», здравствуйте, я вас слушаю. «Эхо Москвы», добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Вечер добрый, здравствуйте.

М.КОРОЛЁВА: Да. Как вас зовут, откуда вы?

СЛУШАТЕЛЬ: Я – Тульская область, деревня.

М.КОРОЛЁВА: А зовут вас как?

СЛУШАТЕЛЬ: А зовут меня Татьяна Петровна, я – пенсионерка.

М.КОРОЛЁВА: Да, Татьяна Петровна. Ну? Что скажете по поводу клятв и присяг?

СЛУШАТЕЛЬ: Вы знаете, я – человек того поколения.

М.КОРОЛЁВА: Которое присягало, и не раз.

СЛУШАТЕЛЬ: Я родилась, как говорится, и училась, и крестилась, все при советской власти.

М.КОРОЛЁВА: И крестились при советской власти.

СЛУШАТЕЛЬ: Я не коммунист, я – православная. Дело в том, что я, понимаете как, работала с детьми более 10 лет по пионерским лагерям, по школам. Система была у нас обязательно если он октябренок, так он тоже какую-то клятву, пионер – клятву, комсомол... Я не с отрицательной точки зрения, а с той, что клятва – она как-то, понимаете, молодое поколение заставляет как-то невольно патриотически воспитываться.

М.КОРОЛЁВА: Вы знаете, что, Татьяна Петровна? У меня сразу к вам такой вопрос. Вы говорите «Я – человек православный». А вот мне здесь пишут, что, на самом деле, любая религия, все-таки, отвергает саму возможность клятвы. Не случайно в других странах вместо слова «клянусь», например, предлагается верующему человеку произносить «Я обязуюсь», например, «Я обещаю» или «Да, я беру на себя обязательства, я подтверждаю». Но клясться, вот, говорят, что верующим-то нельзя.

СЛУШАТЕЛЬ: Нет, вы не правы. Медаль – она о двух сторонах. По православию говорят, есть молитва «Верую в тебя, бога нашего».

М.КОРОЛЁВА: Татьяна Петровна, вы меня простите, но мы уж не будем, конечно, вторгаться в эту сферу, религиоведение. Но я вас поняла. То есть вы не считаете, что это плохо, вам кажется, что в клятве ничего плохого нет. Спасибо.

Давайте мы вот что сделаем, поскольку я здесь читаю смски во множестве противоречивые. Давайте мы с вами попробуем сейчас запустить электронное голосование и проголосуем. И вопрос у нас будет такой. Так. Я хочу вас спросить, стоит ли ввести присягу при вступлении в российское гражданство? Да или нет? Я замечу, что говорить мы будем в данный момент не о клятве на российском паспорте для 14-летних граждан, а именно о присяге при вступлении в российское гражданство, поскольку мы это еще с вами не обсуждали в наших эфирах.

Итак, еще раз повторю вопрос и номера телефонов. Стоит ли ввести присягу при вступлении в российское гражданство? Если вы считаете, что да, над этим стоит подумать, позвоните по телефону 660-06-64. Если вы считаете, что нет, никакой присяги при вступлении в российское гражданство не надо, для вас второй телефон 660-06-65.

Да, подсчет начался. Я повторю еще раз вопрос. Стоит ли ввести присягу при вступлении в российское гражданство? Если вы считаете, что да, стоит, позвоните по телефону 660-06-64, номер московский. Если вы считаете, что делать этого не стоит, не надо, не нужна такая присяга или клятва, для вас второй телефон 660-06-65, 495, естественно, тоже московский номер.

Мы продолжим с вами обсуждать эту тему, это будет буквально через несколько минут после новостей.

НОВОСТИ

М.КОРОЛЁВА: 21 час 35 минут в Москве. Действительно, это программа «Поехали?», она продолжается, Марина Королёва здесь, телефоны тоже здесь все на месте у нас. +7 985 970-45-45 – это для ваших смсок. Вот, Андрей здесь написал «Я думаю, что это хорошая идея (это он про клятву) для того, чтобы молодое поколение любило родину». Ну, вот эта, мне кажется, едва ли не единственная смска Андрея потонула просто в десятках, если уже не в сотнях других смсок, ну, просто таких, возмущенных: «Что клятва? Давайте сразу уже присягу будем принимать», - пишет Михаил. Ну, в общем, в данном случае, Михаил, честно сказать, это примерно одно и то же, в данном случае, что клятва, что и присяга. «Клятва раба – прекрасная идея так и назвать. Клятва раба», - написал Сергей Тольц.

«А государство будет давать клятву заботиться обо мне?» - написал Максим из Самары. «Про тяготы и лишения я что-то не услышал», - напоминает мне Сергей. Да нет, Сергей, даже я сказала, цитируя текст, который пришел из Питера, текст этой клятвы, там как раз про тяготы и лишения-то сказано.

Кстати, в том, что касается других текстов, других присяг и клятв в других государствах, да, здесь вы, Сергей, абсолютно правы: никто из них не говорит о тяготах и лишениях.

«Какая клятва?» - спрашивает Александр. «Додумались втягивать в псевдопатриотизм 14-летних», - еще одна смска. Ну и вот здесь вот Сергей из Барнаула: «Любую серьезную клятву должен произносить только совершеннолетний человек, здраво и трезво оценивающий свой шаг, а не пацаны и девчонки в 14 лет». Ну да, пожалуй, здесь в этом сходятся все у нас, все, кто написал нам по SMS. Ну и что еще только могу сказать? Пока все источники в Санкт-Петербурге, которые как-то комментируют эту возможную клятву при получении российского паспорта, все они говорят об исключительной добровольности этого шага. Вот, пожалуй, это единственное, что меня успокаивает в данном случае, потому что все говорят о том, что это будет исключительно добровольно, никакой принудиловки, ничего обязательного.

Я напомню, что мы сегодня говорим о двух моментах. Первое, это кажется ли вам возможной такая клятва при получении паспорта юным россиянином в 14 лет, в 16 лет? И при получении российского гражданина взрослым человеком, человек, который вступает впервые во взрослом состоянии в российское гражданство. Напомню, что мы голосуем, мы как раз по этому поводу продолжаем пока голосовать. Ну, давайте вот еще 2 минутки я вам дам для голосования.

Итак, я спрашиваю вас, стоит ли ввести присягу при вступлении в российское гражданство? Если вы считаете, что да, при вступлении в российское гражданство для взрослых людей стоит ввести присягу, позвоните нам по московскому телефону 660-06-64. Если же вы считаете, что нет, не стоит этого делать, не нужно никакой такой присяги, для вас второй телефон 660-06-65. Ну, давайте мы еще послушаем. Пока вы можете звонить и по этому телефону, и продолжать голосовать. Давайте послушаем, что думает по этому поводу Дмитрий Бак, директор Литературного музея.

Д.БАК: Ну, вы знаете, единого или, как у нас сейчас говорят, однозначного мнения у меня нет. Скажу так. Если речь идет о каком-то душевном или духовном акте, то, конечно, нет, это не нужно. Это точно выродится в какую-то абстрактную, фальшивую и ничего не означающую клятву.

Ну, например, не все о себе можно сказать, нельзя произнести «Я скромный», ты сразу становишься нескромным как только это произносишь. Если речь о внутреннем самоопределении, идентичности своей как гражданина, то этот акт излишний, ненужный. Если же есть какая-то юридическая подоплека, то, может быть, можно подумать. Не знаю, какая она может быть. Например, солдатская присяга означает нечто вполне конкретное. Клятва Гиппократа когда-то означала тоже нечто вполне конкретное. Что будет означать эта клятва, я пока не знаю. Но если речь, повторюсь, только о манифестации внутреннего выбора, то она совершенно излишня.

М.КОРОЛЁВА: Это Дмитрий Бак, директор Литературного музея, это его мнение. Ну, он говорил прежде всего о той самой клятве для 14-летних россиян. Я останавливаю электронное голосование. Итак, что вы думаете по этому поводу. 32%, каждый третий считают, что стоит ввести присягу при вступлении в российское гражданство, треть опрошенных думают так. Но 2/3, с другой стороны, 68%, больше 2/3 считают, что никакой такой присяги при вступлении в российское гражданство вводить не надо.

Вот здесь нам написал по SMS Григорий из Лондона: «Живу в Англии. Присягу говорили хором 15 человек, после получил паспорт по почте, через месяц». Ну да. Действительно, вот я читала о том, как это происходит в Великобритании. Похоже на то. Произносится текст присяги Соединенному Королевству, Ее Величеству королеве Великобритании. Давайте посмотрим, как это в других странах еще происходит.

В частности, в Нидерландах я посмотрела, что там есть. Там есть клятва приверженности. Ну, так она называется, но это похоже на подстрочник – скорее, действительно, клятва верности. Вы ее произносите на голландском в переводе примерно так: «Я клянусь уважать конституционный порядок королевства Нидерланды, его свободы и права, и обещаю выполнять обязанности, которые несет с собой гражданство». Как можете видеть, действительно, никаких тягот и лишений – просто обязанности. Далее вы должны завершить клятву словами... Если вы верите в бога (вот здесь есть разделение), то заканчиваете свое заявление словами: «Так помоги мне, господь всемогущий», либо если вы не считаете нужным клясться, вы говорите немножко другими словами: «Я заявляю и обещаю». Как видите, да, клясться должен не всякий.

Есть в Венгрии, тоже есть такое правило. Лица, которые получают гражданство Венгрии в порядке натурализации, должны принести клятву на верность. Есть также разновидность торжественного обещания, внимание, которое может делаться вместо клятвы.

В Испании тоже иностранец, во-первых, обязан отказаться от своего первого гражданства. А также дать клятву верности испанскому королю и обещание придерживаться испанского законодательства. Ну, тоже ничего сложного.

И вот в Румынии, оказывается, в Румынии тоже есть клятва. И я здесь прочитала такой смешной момент на одном из форумов о том, как происходит подача этой клятвы. Вот здесь человек пишет: «В указанный день и час вас запускают во внутренний дворик консульства, где выкрикивают фамилии из списка, запускают в само здание. Поднимаетесь на второй этаж, где выдают сертификат о предоставлении гражданства, желтый лист. Вы расписываетесь на нескольких бумагах, затем хором, вот как и Григорий в Лондоне, хором читаются слова клятвы и все слушают гимн. Всё: вы – гражданин Румынии».

Телефон прямого эфира 363-36-59. Напомню, что мы говорим с вами о двух моментах – о получении паспорта юным россиянином, который является россиянином по рождению, и о получении паспорта российского гражданина иностранцем, который вступает в российское гражданство. Как вы считаете, кому из них нужно произносить клятву и нужно ли вообще? 363-36-59, мы слушаем вас. «Эхо Москвы», здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер.

М.КОРОЛЁВА: Да, здравствуйте. Как вас зовут, откуда вы?

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Сергей, из Самары.

М.КОРОЛЁВА: Да, Сергей. К сожалению, не очень хорошо вас слышно, но давайте попробуем.

СЛУШАТЕЛЬ: Давайте попробуем. Смотрите. Мне кажется, мы немножко о разных вещах говорим. Я помню режим Брежнева. Я сейчас живу при режиме Путина. Я люблю свою родину, но я ненавижу эту страну.

М.КОРОЛЁВА: Страну ненавидите? Ужас какой.

СЛУШАТЕЛЬ: Да.

М.КОРОЛЁВА: Ужас.

СЛУШАТЕЛЬ: Да, потому что...

М.КОРОЛЁВА: Нет, ну подождите. Мы сейчас говорим о вас. О вас, Сергей, дорогой. Вам-то зачем, собственно говоря, клясться? Вы – взрослый человек, паспорт у вас давно есть, от вас никто ничего и не потребует. Мы сейчас с вами говорим либо о юных россиянах, либо об иностранцах, которые хотят вступить в российское гражданство.

СЛУШАТЕЛЬ: Ну, я бы хотел сказать о юных россиянах.

М.КОРОЛЁВА: Давайте.

СЛУШАТЕЛЬ: Ведь, это будущее нашей страны, правильно? И вот это одурманивание, как бы, ну, я не знаю, псевдопатриотизм какой-то, ну...

М.КОРОЛЁВА: Нет, подождите, Сергей. Ну, если человек просто говорит... Смотрите, вот он говорит «Я обязуюсь соблюдать законы России», что в этом плохого, казалось бы?

СЛУШАТЕЛЬ: А скажите, а что хорошего в законе подлецов?

М.КОРОЛЁВА: Нет, подождите, какой закон подлецов? У нас с вами хорошие законы, у нас с вами даже Конституция хорошая, мы не раз об этом говорили.

СЛУШАТЕЛЬ: Хорошо. Да, как тот хороший закон, который запрещает больным детям уезжать в Америку.

М.КОРОЛЁВА: Ну понятно. Хорошо, Сергей. Значит, давайте, если суммировать. Вы против?

СЛУШАТЕЛЬ: Да, я однозначно против.

М.КОРОЛЁВА: Вы однозначно против в том, что касается молодых россиян, которые получают паспорт.

СЛУШАТЕЛЬ: Конечно. Будущего.

М.КОРОЛЁВА: Понятно. Поняла. Ваши аргументы ясны. Спасибо вам большое. 363-36-59 – телефон прямого эфира. Давайте мы вас теперь послушаем. Что скажете? «Эхо Москвы», здравствуйте. «Эхо Москвы», добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Михаил меня зовут. Вот, по поводу клятв.

М.КОРОЛЁВА: Да?

СЛУШАТЕЛЬ: Значит, вы знаете, уже давно все сказано, 2 тысячи лет назад Христос сказал...

М.КОРОЛЁВА: Ну, знаете, мы с тех пор так все 2 тысячи лет и говорим. Так что, может быть, все-таки, как-то конкретизируйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Я сейчас конкретизирую. Я считаю, что, конечно, это не нужно никому, это лишние слова. Во-первых, к сожалению, очень много меняется. То есть американцы могут присягать своей Конституции, потому что ей как минимум 200 лет, она не меняется раз в 20 лет в связи со сменой курса, да? А то получается как у Оруэлла, помните, в «Скотном дворе», там заповеди на стене были написаны и менялись раз в 2 недели. Там, в зависимости от того, куда ветер подул у руководства, там они менялись.

М.КОРОЛЁВА: Но все равно, вроде, Конституция-то священна, Михаил.

СЛУШАТЕЛЬ: Да, Конституция священна, несомненно. Но 2 тысячи лет назад сказали «Да пусть будет да, а нет пусть будет нет, и не надо никаких клятв». Ну, как бы, зачем это? Это лишние слова. Для чего это нужно?

То есть если ты становишься гражданином государства, значит, ты принимаешь его Конституцию. Зачем нужны дополнительные клятвы?

М.КОРОЛЁВА: Ну смотрите, а в Румынии, в Венгрии и так далее, вот там тоже, очевидно, Конституция менялась. Ну, просто государство тоже менялось так же, как и наше. Тем не менее, они сочли нужным ввести такую присягу. Хотя, они гораздо меньше нас и, вот, не такие великие. Но тем не менее, им кажется, что это правильно, когда присягают иностранцы, вступающие в их гражданство.

СЛУШАТЕЛЬ: Не знаю. Мне кажется, что это излишне.

М.КОРОЛЁВА: Причем, как для тех, так и для других? Так вы считаете?

СЛУШАТЕЛЬ: Я думаю, что да. Мне кажется, что это, ну... Понимаете, в чем дело? Ну, по-моему, достаточно очевидно, что если вы становитесь гражданином какой-то страны, вы принимаете Конституцию этой страны.

М.КОРОЛЁВА: Но еще раз хочу вам сказать, тем не менее, многие страны считают нужным сделать так, чтобы люди произнесли это, вот, зафиксировали этот момент. Вот, они получают документ или они получают гражданство и, вот, они понимают: вот это переломный момент, теперь они – граждане другого государства. Это же символический момент.

СЛУШАТЕЛЬ: А как быть с двойным гражданством?

М.КОРОЛЁВА: Ну, там у всех по-разному. Вы знаете, у всех по-разному. Вот, например, человек там приносит клятву верности США, но при этом двойное гражданство он все равно оставляет. Хотя, он клянется быть верным только и только США. Но все понимают, что, ну, как-то этого можно избежать. Поэтому по-разному.

СЛУШАТЕЛЬ: Да, вот здесь просто противоречие уже вот в этом. То есть вы клянетесь в верности США, сохраняя другое гражданство, то есть они не заставляют вас отказаться от другого гражданства, да? Но при этом вы клянетесь, что вы не будете верны никакой...

М.КОРОЛЁВА: И тем не менее, это почему-то считают нужным. Еще раз говорю, может быть, дело в символичности момента. Вот, ты произнес это, ты запомнишь это. Точно так же, может быть, и с молодыми людьми, кстати. Вот, человек произнес вот эти слова, что он будет соблюдать законы РФ, и, может быть, когда он соберется их нарушить, он вдруг вспомнит этот момент?

СЛУШАТЕЛЬ: Ну, не знаю.

М.КОРОЛЁВА: Не убедила?

СЛУШАТЕЛЬ: Не убедили. Мне кажется, так все выхолощено сейчас. Да и, в общем, не только у нас, на самом деле. Мы когда вступали в комсомол, мы тоже чему-то клялись, но ровно через 10 лет, а кто-то и раньше прекрасно (НЕРАЗБОРЧИВО).

М.КОРОЛЁВА: Ну, может быть, пора менять, Михаил? Пора, может быть, менять уже как-то? Я не знаю, какой-то словам вес придавать, что ли. Ну ладно. Я поняла, что вы хотите сказать. Спасибо вам.

СЛУШАТЕЛЬ: Да, спасибо, извините.

М.КОРОЛЁВА: Да. Сергей пишет из Кронштадта: «В Латвии клятву дают только те, кто получают гражданство путем натурализации с постановкой на колено и целованием флага. А истинные латыши никому ничего не обещают». Ну мы, собственно, Сергей, к этому сегодня и подошли, потому что мы говорим, еще раз повторю, о двух категориях людей. Первая – это молодые россияне, которые получают паспорт. И вторая – это иностранцы, которые получают российское гражданство, кому надо клясться, кому не надо.

Вот Павел пишет: «Клясться нужно перед тем, кто имеет хоть какой-то авторитет и вызывающий уважение. Нынешнее государство не имеет ни того, ни другого. Но, тем не менее, кто-то же хочет получить гражданство России. И когда он хочет этого, то, может быть, ему стоит, все-таки, произнести какие-то слова уважения, пусть даже и формальные?»

Так. «Сначала добровольно, а потом гражданин-негражданин как в Прибалтике», - это пишет Вячеслав. Ну, не очень поняла, но тем не менее. Так. «Можно вводить только для чиновничества, ведь, они – хозяева страны», - пишет Таня. О, вот здесь бы, Таня, я вас категорически бы поддержала.

363-36-59 – телефон прямого эфира. Вот если вы сейчас наберете этот номер, то у вас есть шанс попасть в эфир и высказать свое мнение по поводу клятв и присяг. «Эхо Москвы», здравствуйте, я вас слушаю. «Эхо Москвы», добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.

М.КОРОЛЁВА: Да, как вас зовут, откуда вы?

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Павел, я из Тольятти.

М.КОРОЛЁВА: Павел из Тольятти. Ну что по поводу молодых россиян и по поводу иностранцев, которые вступают в гражданство?

СЛУШАТЕЛЬ: Вы знаете, я в своей жизни, ну, на моей памяти 3 раза, когда я давал торжественную клятву официально.

М.КОРОЛЁВА: Так. Ну, присяга, я так предполагаю, военная.

СЛУШАТЕЛЬ: Да, присяга. И если не ошибаюсь, до этого... Нет, наверное... Я не помню насчет комсомола, но я еще торжественно в пионеры.

М.КОРОЛЁВА: Ну, в пионеры точно. Вот, в комсомол я тоже что-то, знаете, пытаюсь сейчас судорожно вспомнить, было там что-то похожее на клятву или нет.

СЛУШАТЕЛЬ: Да. Ну и третий раз я давал официальную присягу. И вы знаете, каждый раз это был торжественный и очень значимый для меня момент. И я считаю, что в некоторых случаях присяга, клятва – она имеет очень большое значение.

М.КОРОЛЁВА: А скажите, это потом как-то вашей жизнью руководило, вот эти слова, которые вы произнесли?

СЛУШАТЕЛЬ: Трудно сказать. Но вы знаете, вот, третий раз (так уж и быть, скажу) я становился адвокатом и давал адвокатскую клятву, предусмотренную законом об адвокатуре.

М.КОРОЛЁВА: А, адвокатская клятва. Понятно.

СЛУШАТЕЛЬ: Так вот, вы знаете, когда я думаю о тех обязательствах, которые я имею перед клиентами, не знаю, вспоминаю я клятву или нет, но мне как-то, все-таки, хочется эти обязательства выполнять.

М.КОРОЛЁВА: Ну, вы знаете, да, Павел, я знаю врачей, например, которые говорят, что они помнят до сих пор этот момент, как они произносили клятву Гиппократа в аудиториях, и, в общем, да, многие из них ее помнят и помнят, что они должны ей следовать.

СЛУШАТЕЛЬ: Ну, короче говоря, клятва – это без сомнения нужный момент в некоторых случаях.

М.КОРОЛЁВА: В каких?

СЛУШАТЕЛЬ: Ну, вот это трудно сказать. Наверное, это другой разговор. Но знаете, по поводу гражданства хочу сказать. Вот, в данном случае необходимость клятвы зависит от того, насколько объективно существует момент уважения к данной стране.

М.КОРОЛЁВА: Павел-Павел, подождите. Вот смотрите, давайте возьмем... Вот сейчас положим в одну кучку людей, которые получают паспорт в 14 лет, во второй кучке у нас люди, которые вступают в гражданство, вот, они – иностранцы и они первый раз принимают российское гражданство и навсегда, надо думать. Вот, кто, вы считаете, из них должен клясться, если должен?

СЛУШАТЕЛЬ: Простите, я прослушал первую кучку.

М.КОРОЛЁВА: Ну вот россияне молодые, которые в 14 лет.

СЛУШАТЕЛЬ: Нет, ну, мне кажется, ну, вообще устраивать клятву при гражданстве по рождению, мне кажется, глупость какая-то. Я вообще-то речь вел только о возможности клятвы при натурализации и больше ни о каком варианте я вообще не говорил.

М.КОРОЛЁВА: Скажите мне, пожалуйста, раз уж вы нам тут попались в эфир, юрист, а вообще насколько это юридически корректно говорить о вот этой клятве при получении паспорта в 14 лет россиянином по рождению?

СЛУШАТЕЛЬ: Ой. Вот этого я не могу сказать. Нет, ну, если это будет предусмотрено федеральным законом, почему бы и нет?

М.КОРОЛЁВА: Ну, надеюсь, что, все-таки, нет, просто потому, что...

СЛУШАТЕЛЬ: Это будет до получения паспорта, как я понимаю.

М.КОРОЛЁВА: Да, да. Но я надеюсь, что такого, все-таки, не будет, что до этого не дойдет.

СЛУШАТЕЛЬ: Я тоже надеюсь, потому что я считаю, ну, это просто глупостью какой-то. Я-то думал только о натурализации.

М.КОРОЛЁВА: Понятно. Я вас поняла. Поняла, Павел. Спасибо вам большое. 363-36-59 – телефон прямого эфира. Ну, давайте еще один звоночек мы успеем послушать. «Эхо Москвы», здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер.

М.КОРОЛЁВА: Да, как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Петр зовут.

М.КОРОЛЁВА: Да, Петр. Ну, что скажете по поводу клятв?

СЛУШАТЕЛЬ: По поводу клятв. Вот, клятва для 14-летних – это очень опасная политическая бомба.

М.КОРОЛЁВА: Почему?

СЛУШАТЕЛЬ: Дело в том, что таким образом государство не признает за людьми, которые здесь родились, права гражданства.

М.КОРОЛЁВА: Смотрите, а если это добровольно? Вам говорят «Вы можете произнести при получении паспорта клятву. Хотите произносить?» Человек говорит «Да, хочу» и произносит.

СЛУШАТЕЛЬ: Ну, вот у меня такое мнение. Добровольное, не добровольное, но, тем не менее, предлагаю (не то, что заставляя, предлагая даже) произнести эту клятву, государство не очень признает наши права гражданства. Вот, я в этом убедился, кстати, при рождении ребенка. У нас поздний долгожданный ребенок, и мы с третьего раза получили свидетельство о рождении под угрозой обращения в прокуратуру. А когда получали страховой полис на нашу дочку, ну, в общем-то, «нарожали» - это было самое мягкое слово, которое произнесли. Хотя, мы – коренные жители России.

М.КОРОЛЁВА: Вот, Павел, вы, мне кажется, сказали очень важную вещь, что, на самом деле, когда 14-летний россиянин, скажем, приходит за паспортом, мне кажется, что его должны встречать цветами и конфетами и говорить «Милый ты наш, дорогой. Как мы счастливы, что ты пришел к нам получать паспорт, что ты у нас есть такой, что ты – гражданин России». То есть не то, чтобы требовать от него, может быть, каких-то обещаний, да?

СЛУШАТЕЛЬ: Да. Государство демонстрирует, насколько нужны или не нужны.

М.КОРОЛЁВА: Да, что вы нам нужны! Потому что вы – надежда наша и опора, и нашей, и семьи. Зачем же, действительно, требовать от человека, чтобы он еще в чем-то там клялся. Хорошо. А в том, что касается иностранцев, Павел?

СЛУШАТЕЛЬ: Что касается иностранцев, естественно, они должны клятву эту произносить. Но опять здесь необходимо сделать исключение за исключением тех наших соотечественников, которые к нам приедут из стран СНГ, потому что это фактически наша страна.

М.КОРОЛЁВА: А, вот здесь, Павел, понимаете, сразу и начинается. А вот сейчас исключение мы для этих сделаем иностранцев. Ну, всё уже, это другая страна, другая.

СЛУШАТЕЛЬ: Другая-то другая, но это наши соотечественники.

М.КОРОЛЁВА: А, ну, это мы так их называем хитро. А, на самом деле, это уже граждане других стран.

СЛУШАТЕЛЬ: Мы их сюда зовем. Но вот здесь тонкий вопрос, здесь надо разбираться.

М.КОРОЛЁВА: Тонкий.

СЛУШАТЕЛЬ: И потом смущает очень фраза о тяготах и лишениях. То есть таким образом государство оставляет за собой право издеваться над гражданами как угодно.

М.КОРОЛЁВА: Ну да, ну да. Тяготы и лишения вообще надо долой, причем немедленно. Хотя, и саму клятву (вот, вы тут правы) тоже долой.

СЛУШАТЕЛЬ: Это очень сомнительная инициатива.

М.КОРОЛЁВА: Всё. Спасибо вам, Павел. Спасибо. У нас остается буквально несколько минут, а я еще хочу дать вам послушать мнение Александра Починка. Вот это мы сейчас и делаем.

А.ПОЧИНОК: Сейчас, безусловно, нет. Я приносил присягу в армии и считаю это очень важным: человек, действительно, должен присягать на верность отечеству и его защищать. Я произносил торжественное обещание, вступая в пионеры. А сейчас вывод простой. Да, действительно, не грех, не стыдно клясться в верности государству, если государство того заслуживает. Сначала нужно построить государство, которое бы мы любили и стремились защищать, сохранять, оберегать, а потом уже должны быть ритуалы клятв. Сейчас пока мы не убедили наших же граждан в том, что государство полностью заслуживает того, чтобы его поддерживать, пока граждане не убедились, что государство их не надувает и не кидает, такая клятва превратится, ну, в еще одну формализованную процедуру, которую молодые парни и девушки отдолдонят, чтобы получить паспорт и тут же забыть.

Клятва – это когда что-то в сердце. Клятва – это когда, действительно, стадион встает, прижимает руку к сердцу искренне и поет гимн. Вот, я очень хочу увидеть время, когда мы, действительно, с восторгом будем вставать (с восторгом, подчеркиваю, не по обязанности) и петь гимн, и прикладывать руку к сердцу, и когда, действительно, нам захочется и молодежи захочется приносить вот эту клятву. Тогда это будет своевременно.

И вообще самый простой вопрос. А, вот, если кто-то отказался принести клятву, ему что, не давать паспорт? Запрещено по Конституции, по закону РФ – паспорт все равно надо дать. Вот такая вот штука получается.

М.КОРОЛЁВА: Ну, вот это было мнение Александра Починка. Я же в конце просто хотела бы вам коротко сказать, что в России вообще что-то подобное присяге на подданство было. Указ Петра Первого 1721 года предусматривал возможность приобретения иностранцами поместий и вотчин не в результате крещения, а путем принесения присяги на вечное подданство российскому государю, аз ниже поименованный бывший подданный обещаюсь и клянусь всемогущему богу, что я, всепресветлейшей государыне хочу верным, добрым и послушным рабом, и вечно подданным с моею фамилией быть и никуда за границу не отъезжать, и в чужестранную службу не вступать».

Ну а закончить я хочу, все-таки, молодыми россиянами, не иностранцами, о которых пишет нам Яша из Урюпинска (это смска): «Мои дети не беженцы, а по Конституции хозяева страны. Так пусть им клянутся так называемые слуги». Если я правильно поняла Яшу, слуги народа. Действительно, почему бы чиновникам не произносить клятву верности, не присягать на верность своему народу, России, Конституции и, кстати, нам всем, всем и каждому? Я – Марина Королёва, всем счастливо.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024